ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЛИДАРНОГО КОМПОНЕНТА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА
Б.Д. Алиев, докторант
Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-33-39
Аннотация. Представлена оценка трансформации пенсионной системы в Кыргызстане. Выявлены факторы сохранения высокой роли государственного солидарного компонента пенсионной системы. Содержится анализ влияния финансирования базовой части пенсий на республиканский бюджет и снижения размера страховых тарифов для обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы. Обоснованы рекомендации по совершенствованию солидарной системы в части перевода отдельных категорий хозяйствующих субьектов на отчисления страховых взносов в зависимости от полученного дохода.
Ключевые слова: солидарная система, бюджет, тарифы, категории, пенсия, доходы, бюджет.
Как известно в Кыргызстане развивается взаимодополняющая и взаимосвязанная многоуровневая пенсионная система. Одним из важных компонентов данной системы является государственная обязательная солидарная пенсионная система. В отличии от радикальных методов перевода большинства отраслей народного хозяйства страны на рыночную основу, формирование и развитие современной рыночной пенсионной системы в основном базируется на последовательном реформировании социалистической солидарно-распределительной системы пенсионного обеспечения, основу которого составляла единая государственная пенсионная систему, базирующаяся на единых основаниях назначения и исчисления размера пенсий.
Как известно, в условиях государственной плановой экономики формирование пенсионных фондов производилось не за счет отчисления из заработной платы потенциальных пенсионеров (работников предприятий), а из государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12 % от фонда оплаты труда в зависимости от конкретной отрасли).
С приобретением экономической независимости, переходом экономики на рыночную основу развития реформы в пенсионной системе проводились с учетом и особенностей экономического потенциала, социальных и демографических факторов. Основной целью реформ в начальные периоды реформ было достижение определенной устойчивости и преемственности в выплате пенсий населению, что и обусловило сохранение государственной солидарно-распределительной системы, что сыграло важную роль в обеспечении финансовой устойчивости в целом пенсионной системы страны.
Способствуя в целом в начальные периоды обеспечению определенной устойчивости пенсионной системы, в последующие этапы, особенно с середины 90-х годов прошлого столетия, когда в основном завершился переход важнейших отраслей на рыночные механизмы развития, данная пенсионная система столкнулось с трудностями формирования пенсионных фондов, что привело к возникновению устойчивого дефицита бюджета Социального Фонда страны до 1998 года (рис.1).
Рис. 1. Бюджет Социального Фонда КР в период до 2001 года
Источник: составлено на основе данных Социального Фонда КР [1]
Эти обстоятельства обусловили поиск и внедрение рыночных институтов пенсионной системы в Кыргызстане. В этой связи на последующих этапах развития пенсионной системы ставилась цель достижение ее финансовой устойчивости посредством частичного перехода от полной государственной солидарной системы к страховым ее системам на основе внедрения личной ответственности застрахованных лиц, соответствие пенсионных выплат страховому вкладу.
В этой связи, в 1997 году был принят Закон КР «О государственном пенсионном социальном страховании» [2], который ввел новую систему пенсионного обеспечения, основанную на страховых принципах. Пенсионное обеспечение, оставаясь универсальным, по сути, позволило перейти от старого солидарно-распределительного метода к более современной перераспределительной системе на основе внедрения страховых механизмов формирования пенсионных отчислений по отношению к заработной плате и выплат при сохранении минимальных пенсионных гарантии в виде базовой части пенсии.
Были ликвидированы льготы, увеличены возрастные границы выхода на пенсию (с 60 для мужчин и 55 для женщин до 63 и 58, соответственно), введены базовая и страховые части пенсии, определены условия страховых перерасчетов, четко ограничены границы принципов государственного социального
страхования и социальной помощи. Следствием этого стали укрепление системы социального страхования, сокращение количества пенсионеров (с 540,5тыс. чел в 1998г до 494,3 тыс.чел. в 2008г. то есть сокращение на 46,2 тыс. чел.), укрепление связи между заработком застрахованного лица и выплатой средств, укрепление основ и повышение статуса органов социального страхования, что в свою очередь повлияло на положительную динамику роста страховой базы и достижению стабилизации финансового состояния пенсионной системы до 2001г года ( рис.1).
В то же время продолжающиеся структурные преобразования в экономике в этот период привели к существенному изменению структуры занятости населения в экономике. Это выразилось в том, что доля занятых в государственном секторе экономики и государственных организациях резко снизилась, в то же время отмечается рост ее занятости в негосударственном секторе - на предприятиях с частной формой собственности, а также в неформальном секторе - домашнем хозяйстве, торговле и сфере услуг. Данный период проведения экономических реформ сопровождался низкими заработными платами, ростом инфляции и снижения реальных доходов населения, ростом уровня бедности в республике, что негативно отразилось на сокращение поступлений страховых взносов в пенсионную систему. Поскольку фонд оплаты труда служит основой для начисления страховых взносов в пенсионную систему, его сокращение
подрывало доходную базу пенсионной системы, сужало возможности выплаты пенсий. Возникшие финансовые проблемы предприятий также негативно отразилось на эффективности выполнения Фондом функций по накоплению и выплате пенсий.
Решение этих проблем обусловливает необходимость реализации двух взаимосвя-
занных направлений реформирования пенсионной системы. Во-первых, начиная с 2009 года по 2017 год произошел поэтапный перевод финансирования базовой части пенсии на республиканский бюджет, так как базовая часть пенсии имеет не страховую природу и является поддержкой государства (рис.2).
Рис. 2. Перевод финансирования базовой части пенсий на республиканский бюджет
Источник: составлено на основе данных Социального Фонда КР [1]
Вместе с тем, наряду с текущими задачами по увеличению сбора страховых взносов и обеспечению своевременных выплат по государственному социальному страхованию Социальный фонд продолжал работу по дальнейшему совершенствованию тарифной политики. Одной из особенностей реформирования пенсионной системы в это период являет-
ся снижение тарифов страховых взносов от работодателя с 31,0 % в 2000 году до 17,23 % в период до 2010 годы и росте тарифов страховых взносов от работника с 7,0 до 10,0%, что привело к последовательному снижению тарифов страховых взносов в Кыргызстане с 38,0 до 27,25 %, которые остаются неизменными до настоящего времени ( рис.3).
Рис. 3. Динамика страховых взносов в Социальный Фонд Кр
Источник: составлено на основе данных Социального Фонда КР [1]
Таким образом, продолжение работы по совершенствованию страховой части пенсионной системы, опирающейся на крепкую государственную солидарную пенсионную систему, позволили в кратчайшие периоды решить возникшие указанные выше трудности финансового характера. Все предпринятые меры позволили улучшить финансовую устойчивость пенсионной системы, обеспечить стабильный профицит бюджета Социального фонда, повысить уровень пенсионного обеспечения.
В целомотмечается профицит бюджета Социального Фонда, что является основой для повышения как базовой, так и страховой части пенсий в Кыргызстане на основе проведения в последние годы ежегодных индексаций пенсий [3].
Несмотря на снижение тарифов доходы бюджета пенсионной системы характеризовались тенденцией устойчивого роста. Так доходная часть бюджета Социального Фонда КР выросла с 3374,7 млн.сомов ( или 5,4 % к ВВП КР ) в 2000 году до 81563,9 млн. сомов ( или 8,9 % к ВВП КР) к 2022 году. В номинальном выражении доходная часть выросла в 24,7 раза [1]
Увеличение доходной части бюджета обеспечивается за счет увеличения базы плательщиков страховых взносов с 897,9 тыс. чел. в 2000г. до 1553,5 тыс. чел. в 2023г. (рост
составил 173%), постоянного совершенствования законодательной базы бюджетно-тарифной политики и администрирования сбора страховых взносов. Рост численности плательщиков страховых взносов полностью обеспечен внедрением в 1996 году системы персонифицированного учета и личных страховых счетов застрахованных граждан, что позволило отойти от привычной «советской» системы пенсионного обеспечения по «котловому методу», когда пенсии являлись по существу социальным пособием фиксированного размера. Системой персонифицированного учета на сегодняшний день охвачено 98 процентов населения.
Расходы Пенсионного фонда значительно увеличились с 4089,9 млн.сомов ( или 5,4 % к ВВП) в 2000году до 71181,8 млн. сомов (или 7,7% к ВВП) в 2022 году [1]. Увеличение расходов связано с ежегодными повышениями пенсий и тенденцией увеличения количества пенсионеров (в 1999 г.- 536,1 тыс. чел., на конец 2023 г.- 765,6 тыс. чел., рост - 143%), что значительно увеличило финансовые обязательства пенсионной системы.
Средний размер пенсии в 2022 году составил 8114 сомов, тогда как в 2000 году он составлял 462 сомов, то есть рост почти в 17,5 раз. Таким образом, рост пенсий отстает от роста заработной платы, который вырос в 21,6 раз (1227 сомов в 2000году до 26540 сомов в
2022году [4], хотя в мировой практике распространено проведение индексаций пенсий на темп роста инфляции.
Повышение размеров пенсий осуществлялось различными методами: процентное увеличение страховых частей пенсий, дифференцированное повышение в зависимости от размера пенсии, а также путем увеличения поправочных коэффициентов, применяемых при исчислении первой страховой части пенсии. В результате чего не всегда соблюдался основной принцип страхования - адекватность получаемых размеров пенсий сумме перечисленных страховых взносов.
В связи с чем, в рамках развития системы пенсионного обеспечения принят ряд законопроектов, которые были направлены на повышение справедливости пенсионной системы. Это и ежегодная индексация страховых взносов граждан на личных страховых счетах на уровень инфляции, с тем чтобы к моменту выхода на пенсию они не потеряли своей покупательной способности. Это и полный пересмотр механизмов и формул, применяемых при назначении и повышении пенсии, что позволяет в дальнейшем полностью исключить преобладавшие в прежние годы уравнительные механизмы.
Вместе с тем, повышая страховой принцип, государство предусмотрело и механизмы социальной защиты в пенсионной системе для уязвимых слоев: пенсии для инвалидов 1 группы назначаются не ниже уровня прожиточного минимума пенсионера, а гарантированная государством базовая часть пенсии служит для поддержки пенсионеров с низким уровнем пенсий.
Основным источником финансирования пенсий являются взносы социального страхования работодателей и работников. С 2019 года сбором этих взносов занимается Государственная налоговая служба. Помимо страховых взносов работодателей и работников, в бюджет пенсионной системы поступают ассигнования из республиканского бюджета. Доля средств республиканского бюджета в доходной части Бюджета Социального Фонда КР выросла с 10,9 % в 2000 году до 35,9 % в 2022 году, или в абсолютном выражении с 371,0 до 29352,0 млн. сомов [1], что свидетельствует о растущей роли государственного солидарного компонента пенсионной системы
КР. Эти средства выделяются на финансирование отдельных элементов государственных пенсионных программ, таких как базовая часть пенсии, пенсии военнослужащих, льготные пенсии, надбавки к пенсиям для определенных категорий населения и т.д.
Работодатели делают взнос в размере 15 процентов, из которых 12 процентов идут на персональные индивидуальные счета работника в схеме условно-накопительной системы (УНС), а З процента - в солидарную часть. Работодатели (за исключением бюджетных организаций, общественные объединения, некоммерческие кооперативы) исчисление страхового взноса производят от фактической заработной платы сотрудников, при этом размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями за работников, не может быть меньше суммы, исчисленной от 60 процентов среднемесячной заработной платы за предыдущий календарный год в районах и городах республики, где они базируются.
Работники, участвующие в обязательной накопительной пенсионной системе, выплачивают 2 процента своей фактической заработной платы в обязательную накопительную программу. Самозанятые уплачивают взносы по сниженным ставкам. Для крестьянских хозяйств ставка взноса зависит от земельной площади, района и вида сельскохозяйственных земель (поливная земля, богарная земля, многолетние насаждения, пастбище и т.д.), но не от заработка и не от дохода, Из общей суммы взносов самозанятых 89,75 процента размещаются на персональных счетах УНС, а оставшаяся часть поступает в другие фонды государственного социального страхования (в Фонд обязательного медицинского страхования - 10 процентов; в Фонд оздоровления трудящихся - 0,25 процента).
Для индивидуальных предпринимателей ставка взносов составляет от З до 6 процентов от усеченного размера среднемесячной заработной платы за предыдущий календарный год. Так называемая "усеченная" среднемесячная заработная плата рассчитывается Национальным статистическим комитетом и исключает из расчета предприятия, средняя заработная плата которых более чем на 50 процентов превышает средний уровень заработной платы по республике.
Разнообразие ставок взносов разработано с учетом особенностей различных отраслей экономики и потребностей бизнеса. Однако положения о разных ставках взносов крайне негативно влияют на процесс формирования доходной части бюджета Социального Фонда КР и приводят к неравенству между различными категориями застрахованных лиц.
В частности, основную долю (96,0 %) страховых взносов в доходную часть платят бюджетные организаций и хозяйствующие субъекты, численность которых составляют 39,1% от общей численности плательщиков. Вторая по численности плательщиков- члены кресть-янско-фермерских хозяйств (29,2%) платят символические взносы по фиксированным ставкам (7,7 сомов в месяц в среднем). Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общих поступлениях страховых взносов составляет всего 0,6%, при этом на выплату им пенсий направляется порядка 40% бюджета Пенсионного фонда.
Основная часть средств республиканского бюджета уходит на выплату пенсий указанной категории льготных плательщиков. В настоящее время размер их пенсии состоит в основном из базовой части пенсии, которая полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета. а не страховой, что создает актуарную несбалансированность, необходимость значительного совершенствования государственного солидарного компонента пенсионной системе.
Следует отметит, что льготная система пенсионных отчислений и пенсионных выплат за счет средств республиканского бюджета для указанной категории хозяйствующих субъектов является важным элементом в целом льготной системы налогообложения сельхозтоваропроизводителей, значительную часть которой составляет сектор крестьянских (фермерских) хозяйств. В целом как важный элемент государственной поддержки агросек-тора эта система способствовала развитию крестьянских хозяйства и улучшению их финансового состояния по сравнению с начальными периодами ее развития.
В настоящее время осуществляется цифро-визация сельского хозяйства, введено система
предоставления лицами, занимающимся предпринимательской деятельностью (в том числе и крестьянскими хозяйствами) [5] ежегодных деклараций по доходам появилась возможность конкретно оценить финансовое состояние большинства хозяйств. С учетом с 2025 года для крестьянских владеющих земельной долей равной или свыше 1 га предусмотрено обязательное страхование с тарифом 6 % от усеченной СМЗ, с распределением в Пенсионный фонд - 3%, Государственный накопительный пенсионный фонд - 2%, Фонд обязательного медицинского страхования -1%.
Несмотря на то, что предлагаемые меры имеют большое значение для усиления справедливости пенсионного обеспечения указанных лиц, но им будет охвачено только численность которых составляет 7,2% от общей численности крестьянских хозяйств. В этой связи в целях повышения справедливости и эффективности системы пенсионного страхования необходимо в отношении данной категории также ввести практику отчисления страховых взносов в зависимости от полученного дохода.
Сохранение высокой роли государственной солидарной системы в пенсионной системе также обусловлено существованием различных льгот при выходе на пенсию. В этой связи, немаловажное значение будет иметь введение соответствующих поправок в законодательство, предусматривающие поэтапное введение минимального требуемого страхового стажа, отмену досрочных пенсий, назначение полной базовой части пенсии и т.д.
Таким образом, дальнейшая
трансформация государтной слоидарной системы должноь осуществляться в направлении создания условий более полноценного финансового участия всех категорий хозяйствующих субьектов и граждан в пенсионной системе, что несомненно способствует обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы КР в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Библиографический список
1.Отчеты об исполнении бюджета Социального фонда Кыргызской Республики.-[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://socfond.kg/ru/about_fund/otchiet-za-19/
2.Закон Кыргызской Республики от 21 июля 1997 года № 57 "О государственном пенсионном социальном страховании".- [Электронный ресурс].Режим доступа:
https://cbd.minjust.gov.kg/557/edition/3016/ru
3.Алиев, Б.Д. Особенности макроэкономического развития и трансформации пенсионной системы Кыргызстана в условиях евразийской интеграции [Электронный ресурс] / Б.Д.Алиев // Экономика и бизнес: теория и практика.-2024, № 7(113), С.14-30. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=68591450
4. Кыргызстан в цифрах: статсборник.-Бишкек, 2023. - [Электронный ресурс] / Режим досту-па:http://stat.kg/media/publicationarchive/b40aaf45-f887-467a
5. Постановление Правительства КР от 2 мая 2014 года № 244 «Порядок заполнения Единой налоговой декларации физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (FORM STI - 102)».- [Электронный ресурс] https://cbd.minjust.gov.kg/50-263/edition/537024/ru
TRANSFORMATION OF THE STATE SOLIDARY COMPONENT OF THE PENSION
SYSTEM OF KYRGYZSTAN
B.D. Aliyev, Doctoral
Kyrgyz Economic University. M. Ryskulbekova (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article presents an assessment of the transformation of the pension system in Kyrgyz-stan. The factors of maintaining the high role of the state solidarity component of the pension system are identified. The article contains an analysis of the impact of financing the basic part of pensions on the republican budget and reducing the size of insurance tariffs to ensure the financial stability of the pension system. The recommendations for improving the solidarity system in terms of transferring certain categories of economic entities to deductions of insurance contributions depending on the income received are substantiated.
Keywords: solidarity system, budget, tariffs, categories, pension, income, budget.