Научная статья на тему 'ПЕНСИОННАЯ ЗАЩИТА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПЕНСИОННАЯ ЗАЩИТА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нурмукамбетова Ж. К., Молдакунов У. А., Асанова Н. А., Амренова Г. К., Молдакенова Е. К.

Статья посвящена пенсионной защите и ее обеспечении в Кыргызстане, так как одними из составляющих частей системы социальной защиты являются пенсионное защита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нурмукамбетова Ж. К., Молдакунов У. А., Асанова Н. А., Амренова Г. К., Молдакенова Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PENSION PROTECTION AND THE MECHANISM OF ITS PROVISION IN THE KYRGYZ REPUBLIC

The article is devoted to pension protection and its provision in Kyrgyzstan, since pension protection is one of the components of the social protection system.

Текст научной работы на тему «ПЕНСИОННАЯ ЗАЩИТА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 336.1

НурмукамбетоваЖ. К., Молдакунов У. А., Асанова Н. А., Амренова Г. К., Молдакенова Е. К.

ПЕНСИОННАЯ ЗАЩИТА И МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумилева

Аннотация. Статья посвящена пенсионной защите и ее обеспечении в Кыргызстане, так как одними из составляющих частей системы социальной защиты являются пенсионное защита.

Одним из компонентов системы социального обеспечения является пенсионное обеспечение, обязательное социальное обеспечение и услуги.

В соответствии с Законом «О государственном пенсионном социальном страховании» право на пенсионное обеспечение доступно застрахованным гражданам Кыргызской Республики, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим в республике, которые на основании и на условиях вносят взносы в государственное пенсионное социальное страхование. предусмотрено Законом КР «О государственном социальном страховании».

В 1997 году в пенсионное законодательство Кыргызской Республики был внесен ряд существенных изменений:

• постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 лет для женщин;

• отменён ряд льгот, в частности, досрочного выхода на пенсию для представителей определенных профессий и групп населения;

• трехкомпонентная пенсионная система: гарантированная базовая пенсия для каждого пенсионера с достаточным опытом работы; пенсии в соответствии с трудовым вкладом работника, рассчитанные в процентах от средней заработной платы до 1996 года; индивидуальные пенсионные взносы, накопленные на счету пенсионера.

За период с момента начала пенсионной реформы появились положительные результаты: была введена система персонифицированной регистрации граждан с целью усиления стимулирующей роли страховых взносов.

В 2010 году Правительство республики предприняло шаги по дальнейшему реформированию системы условно накопительного пенсионного обеспечения. С 1 января 2010 года в Кыргызстане накопительная составляющая в размере 2 % от взноса работника была введена в действующую систему с условными накопительными пенсионными счетами, ранее увеличив ее с 8 % до 10 %.

Накопительный компонент в структуре существующей пенсионной системы был призван снизить зависимость пенсионной системы от возможных демографических проблем в будущем и повысить привлекательность пенсионной системы.

После введения накопительного компонента пенсионная система Кыргызской Республики состоит из трех компонентов:

• государственная обязательная солидарная пенсионная система;

• обязательный накопительный компонент;

• добровольная индивидуальная накопительная система.

Первый компонент состоит из солидарной пенсионной системы, которая включает в себя основную часть пенсии, первую и вторую страховые части пенсии.

Второй компонент является обязательным для граждан Кыргызской Республики, работающих в организованном секторе (в государственных учреждениях, частных компаниях различных правовых форм). Граждане платят страховые взносы за накопление в размере 2 % от заработной платы.

Третий, «добровольный», накопительный компонент включает в себя схему добровольного индивидуального финансирования.

Обязательное государственное пенсионное страхование сегодня является основой действующей пенсионной системы и представлено в форме условно накопительной пенсионной системы. С учетом прав граждан на пенсионное страхование, заработанных до введения персонифицированного учета, а также накопленных взносов на индивидуальные страховые счета после введения персонифицированного учета.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством Кыргызской Республики граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в стране, выплачивающии взносы, имеют право на получение пенсий. Назначаются следующие виды пенсий:

Характеристики Базовая часть пенсии Страховая часть пенсии Накопительная часть пенсии Добровольная накопленная часть

Принципы организации Социальная поддержка Солидарный принцип и личная ответственность работника Личная ответственность работника Личная ответственность работника

Финансовые источники и условии назначении пенсии Трансферты из республиканского бюджета Обязательные взносы работодателей и работников Обязательные взносы работников Добровольные взносы работников

Порядок исчислении размеров пенсий Единый размер зависит от стажа работы. Пересматривается в зависимости от роста средней заработной платы по республике. Дифференцированная величина зависит от объема накопленных пенсионных прав и продолжительности дожития. Дифференцированная величина зависит от объема накопленных капитализированных взносов, инвестиционного дохода и периода дожития. Дифференцированная величина зависит от выбранного работником пенсионного плана.

• по возрасту;

• по инвалидности;

• по случаю потери кормильца.

Законодательное право на получение пенсии

принадлежит лицам, достигшим соответствующего пенсионного возраста, если они имеют необходимый стаж работы. С 1 июля 2008 года мужчины по достижении 63 лет и женщины - 58 лет имеют право на пенсию по старости. Предполагаемый период страхования пенсии по старости на общих основаниях составляет: для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет. Кроме того, действующее пенсионное законодательство предусматривает возможность досрочного выхода на пенсию, если есть необходимый опыт работы.

Общая пенсия, выплачиваемая из системы государственного социального пенсионного страхования, состоит из совместной и нескольких (базовой и страховой пенсий) и накопительной частей, за исключением пенсии по случаю потери кормильца, которая состоит из базовой и страховой частей пенсий. Основную часть пенсии составляет та часть пенсии, которая гарантируется государством лицам, имеющим стаж работы (для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет) государственного пенсионного социального страхования, установленный пенсионным законодательством. Основная часть пенсии индексируется с ростом заработной платы.

По данным Национального статистического комитета, в Кыргызстане ежегодно увеличивается число людей старше трудоспособного возраста из-за перехода к пенсионному возрасту поколения 1950-х годов, которое является более многочисленным, чем военное поколение. Только за последние пять лет численность населения этой возрастной группы в целом по республике увеличилась почти на 91 тысячу человек, или на 22 %.

В начале 2019 года в Кыргызстане проживало около 500 000 граждан старше трудоспособного возраста, или почти каждый восьмой житель республики. Число мужчин старше трудоспособного возраста (63 года и старше) составило около 150 000 человек, или 4,7% мужского населения, а число женщин (58 лет и старше) - более 349 000 человек, или 10,8 % женское население. Причем количество женщин в этой возрастной группе превысило количество мужчин на 200 000 человек, или в 2,3 раза.

Большинство жителей старше трудоспособного возраста - женщины, поскольку их продолжительность жизни выше, чем у мужчин. В 2018 году ожидаемая продолжительность жизни для мужчин составляла 67,4 года, для женщин - 75,6 года. Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни связан с различиями в уровне половой смертности: смертность мужчин примерно в полтора раза выше, чем смертность женщин. Вероятность дожить до пенсионного возраста составляет около 90 процентов для женщин и 70 процентов для мужчин. Следует также учитывать, что пенсионный возраст женщин наступает на пять лет раньше (для мужчин -в 63 года, для женщин - в 58 лет). Современные 60-летние женщины, вероятно, будут жить в среднем около 20 лет, мужчины - 14 лет.

Согласно возрастной классификации ООН, если доля людей в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения ниже 4 %, то население такой страны считается молодым, если в диапазоне от 4 % до 7 % население на пороге старости, если выше 7 %, это старое население.

Население Кыргызстана постепенно приближается к порогу старости: в начале 2019 года 301 тысяча или 4,7 % кыргызстанцев были в возрасте 65 лет и старше. Тем не менее, этот показатель значитель-

но ниже, чем в других странах СНГ (в 2018 году показатель для Азербайджана составляет 6,8 %, Казахстана - 7,3 %, Армении - 11,9 %, России -14,6 %, Белоруссии - 15,2 %). Согласно прогнозу ООН, в Кыргызстане эта тенденция проявится примерно к 2030 году, когда доля пожилых людей в возрасте 65 лет и старше приблизится к 7 %.

На конец 2018 года в Социальном фонде и других министерствах и ведомствах было зарегистрировано около 694,8 тысячи пенсионеров, из которых 510,8 тысячи человек, или около 74 %, были получателями пенсий по старости.

Средний размер пенсий в Кыргызстане на конец 2019 года составляет 5820 сомов, что в 1,36 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров (4 282,99 сома), около 2 % пенсионеров получают пенсию в размере до 2 тысяч сомов. Кроме того, в Кыргызстане 9 человек получают пенсию свыше 80 тысяч сомов.

Доля пенсионных расходов в 2018 году составила около 85 % и по сравнению с 2014 годом увеличилась на 1,5%.

На повышение пенсий в 2020 году предусмотрено 829 миллионов сомов.

Одной из актуальных проблем действующей пенсионной системы Кыргызской Республики является высокий уровень трудовой миграции работающего населения. По разным оценкам, более 10 % всего населения Кыргызской Республики сейчас работает и проживает в других странах. И, следовательно, их доход не регистрируется никоим образом, они не делают взносы в систему государственного социального страхования в настоящее время и не смогут получать пенсию в будущем. Подавляющее большинство трудовых мигрантов из Кыргызской Республики используют неофициальные каналы выезда и находятся в нелегальных положении в принимающих странах. Основные миграционные потоки из республики направлены на постсоветское пространство. Большинство трудовых мигрантов, проработав определенный период в других странах, возвращаются на родину, не достигнув пенсионного возраста страны, где они работали. И страховые взносы, выплачиваемые ими во время их пребывания в этих странах, остаются в пенсионных фондах этих стран, а период деятельности в других странах не учитывается в опыте страхования в Кыргызской Республике.

Список использованных источников

1. Асизбаев Р. Э. Пенсионное страхование как приоритетное направление социально-экономической политики в Кыргызской Республике. - Б., 2008 г. - С. 123.

2. Баринова Т. П. Перестройка системы социальной защиты населения в условиях перехода к рыночным отношениям. Экономика Кыргызстана: реалии и перспективы // Научно-практ. семинар. - Б., 2001.

3. Саякбаева А. А. Социальная защита населения. Теория, практика, проблемы и решения. - Бишкек : КНУ им. Ж. Баласагына, 2006. - С. 225.

4. http://www.stat.kg/ Национальный статистический комитет КР.

5. http://socfond.kg/ Социальный фонд КР.

Nurmukambetova J. K., Moldakynov U. A., Asanova N. A., Amrenova G. K., Moldakenova E. K.

PENSION PROTECTION AND THE MECHANISM OF ITS PROVISION

IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Kyrgyz National University J. Balasagyn, Eurasian National University L. N. Gumilyov

Summary. The article is devoted to pension protection and its provision in Kyrgyzstan, since pension protection is one of the components of the social protection system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.