Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / интеграция / пенсионное обеспечение / зарплата / размер пенсий / коэффициент замещения / бюджет / индексация пенсий / economics / integration / pensions / wages / pensions / replacement rate / budget / pension indexation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б.Д. Алиев

Проведен анализ макроэкономического развития Кыргызстана в рамках ЕАЭС. Выявлены тенденции пенсионного обеспечения, факторы роста среднего размера пенсий, снижения коэффициента замещения пенсий. Особое внимание уделено оценке государственных мер по индексации и последовательному повышению пенсий. Представлена оценка трансформации пенсионной системы, в направлении усиления накопительно-страхового ее компонента. Вскрыты факторы достижения сбалансированного бюджета Социального Фонда страны и ее влияние на систему пенсионного обеспечения. На основе сравнительного анализа государств-членов ЕАЭС установлена прямая зависимость их пенсионного обеспечения от результатов макроэкономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MACROECONOMIC DEVELOPMENT AND TRANSFORMATION OF THE PENSION SYSTEM OF KYRGYZSTAN IN THE CONDITIONS OF EURASIAN INTEGRATION

An analysis of the macroeconomic development of Kyrgyzstan within the EAEU was carried out. Trends in pension provision, factors for the growth of the average size of pensions, and a decrease in the pension replacement rate have been identified. Particular attention is paid to the assessment of government measures for indexation and consistent increase in pensions. An assessment of the transformation of the pension system in the direction of strengthening its savings and insurance component is presented. The factors of achieving a balanced budget of the country's Social Fund and its impact on the pension system are revealed. Based on a comparative analysis of the EAEU member states, a direct dependence of their pension provision on the results of macroeconomic development has been established.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСТАНА В УСЛОВИЯХ

ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Б.Д. Алиев, докторант

Кыргызский экономический университет имени Мусы Рыскулбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-7-14-20

Аннотация. Проведен анализ макроэкономического развития Кыргызстана в рамках ЕАЭС. Выявлены тенденции пенсионного обеспечения, факторы роста среднего размера пенсий, снижения коэффициента замещения пенсий. Особое внимание уделено оценке государственных мер по индексации и последовательному повышению пенсий. Представлена оценка трансформации пенсионной системы, в направлении усиления накопительно-страхового ее компонента. Вскрыты факторы достижения сбалансированного бюджета Социального Фонда страны и ее влияние на систему пенсионного обеспечения. На основе сравнительного анализа государств-членов ЕАЭС установлена прямая зависимость их пенсионного обеспечения от результатов макроэкономического развития.

Ключевые слова: экономика, интеграция, пенсионное обеспечение, зарплата, размер пенсий, коэффициент замещения, бюджет, индексация пенсий.

Кыргызская Республика, как и большинство стран Центральной Азии отличается аграрной, сырьевой направленностью национальных экономик, в целом низкой урбанизированностью развития и особенностями социально-демографической структуры населения, преобладающая часть которого проживает в сельской местности. Структура национальной экономики и занятости населения, несомненно, обусловливают остроту социальных проблем, связанных с низкими доходами населения, ее высокой внутренней и внешней миграцией. В этих условиях существенно возрастает роль государства в регулировании и решении социальных процессов, обеспечения занятости и стабильных доходов, развития институтов социальной поддержки и защиты населения и ее пенсионного обеспечения, решение которых является приоритетной задачей государства в реализации целей Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы [6].

Формирующаяся трехуровневая пенсионная система Кыргызстана проходит стадию формирования, в которой преимущественная роль отводится ее распределительно-солидарному уровню [2]. Данное обстоятельство в основном обусловлено

спецификой демографической структуры населения и структуры ее занятости, в которой до настоящего времени высока роль неформальной сектора экономики, занятости населения страны в сельском и домашнем хозяйстве. Эти обстоятельство обуславливают высокую степень участия государства в формировании и распределении пенсий с учетом необходимости обеспечения высокой степени социальной защиты населения. В этой связи уровень и динамика роста среднего размера пенсий во многом зависит также от динамики формирования доходной части государт-свенного бюджета Кыргызстана, которая в свою очередь обусловливается тенденциями макроэкономикеского развития страны.

Происходящие процессы трансформации глобализации и регионализации мировых экономических систем оказывают позитивное влияние на углубление экономической интеграции и макроэкономическое развитие Кыргызстана. Кыргызстан глубоко интегрируется в экономическое пространство ЕАЭС, параллельно происходят сопряжение ее национальной экономики в рамках китайской инициативы «Один пояс - Один путь», продолжает развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества со странами дальнего зару-

бежья, а также активно вовлекается в процессы региональной экономической интеграции стран Центральной Азии.

Реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов, развитие обрабатывающей промышленности, машиностроения, нетрадиционных и наукоемких отраслей, индустриализация и цифровиза-ция создают базовые условия по переходу национальной экономики на качественно

Как видно из таблицы 1, за период 2015-2023 гг. ВВП страны выросла почти 3,0 раза. Экономика Кыргызстана успешно прошла период трансформации в ЕАЭС. Если в начальный шестилетний период адаптации (2015-2020 гг.) ВВП в номинальном выражении выросла лишь в 1,5 раза, то в последующий четырехлетний период (2020-2023 гг.) - она выросла почти в 2,0 раза. Этому способствовали достигнутые в последний период высокие и стабильные ежегодные темпы роста экономики. Если в начальные периоды трансформации экономики в евразийское экономическое пространство ежегодные темпы роста в среднем не превышали 3,03,5%, то в последующие периоды она практически удвоились и в среднем составляют 7,0%.

Указанных стабильно высоких темпов экономического роста экономика Кыргызстана демонстрирует впервые в условиях суверенитета, что положительно отражается на снижении и стабилизации уровня инфляции на сравнительно низком уровне (в пределах 10,0%). Крайне важно отме-

новый уровень ее динамичного развития. Указанные направления экономического развития Кыргызстана являются результатом реализуемой в стране новой экономической политики.

Масштабные структурные и институциональные реформы в экономике оказывают позитивное влияние на макроэкономическое развитие страны (табл. 1).

тить, достигнутые достаточно высокие темпы экономического роста положительно отразились на состоянии государственного бюджета страны, снижения ее внешнего долгового бремени, социальном развитии страны, повышении доходов и уровня жизни населения.

Доходы государственного бюджета страны только за последний четырехлетний период выросли в 2,6 раза, что является результатом эффективного налогово-таможенного администрирования и циф-ровизации налоговой и таможенной системы. В результате обеспечено последовательное снижение дефицита государственного бюджета и в 2023 году также впервые обеспечен ее профицит в сумме 12,6 млрд. сомов. По отношению к ВВП страны доходы государственного бюджета выросли на 8,2 пункта и в 2023 году они составили 32,0%. Резкое улучшение макроэкономических показателей также привело к снижению почти на 1/3 внешнего долгового бремени по отношению к ВВП страны, которое также преодолело крити-

Таблица 1. Макроэкономическое развитие Кыргызской ^ Республики [3, 4]

Ед. изм. 2015 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

ВВП КР-всего: млн. сом 423635 639688 782854 1020700 1228900

- на душу населения тыс. сом 74,4 97,2 113,0 146,3 173,1

Темпы роста: - ВВП 103,5 91,4 105,5 109,0 106,2

- инфляции 103,4 109,7 111,8 113,9 110,8

Ср.мес.зарплата сом 13483 18940 19330 26540 33 258

Средний размер пенсий сом 4896 6102 6412 8114 9380

Доходы госбюджета млн. сом 128230 152139 209937 300741 392100

Деф. (-), проф. (+) госбюджета млн. сом -6309 -19734 -1764 -10401 +12600

К ВВП: доходы госбюджета % 30,3 23,8 26,8 31,0 32,0

деф (-) проф (+) бюдж - -1,5 -3,1 -0,2 -1,1 +1,0

госдолг - 69,0 63,0 55,0 49,0 45,5

ческую черту и в настоящее время находится на низком уровне (45,5%).

Существенные изменения происходят в улучшение социального положения населения. За указанный период среднемесячная заработная плата в республике выросла в 2,5 раза, также соответственно в 2,0 раза вырос средний размер пенсий. Особенно высокими темпами растут социальные показатели за последний период, когда заработная плата выросла в 1,7 раза, а средний размер пенсий - в 1,5 раза.

Существенному росту среднего размера пенсий в Кыргызстане в последние годы способствовали проведение соответствующих реформ трехуровневой пенсионной системы в Кыргызстане. В настоящее время практически завершен перевод финансирования базовой части пенсии на республиканский бюджет, так как базовая часть пенсии имеет не страховую природу и является поддержкой государства. В то же время, в рамках реализации Концепции развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики [9], Социальным Фондом Кыргызской Республики проведен ряд параметрических реформ в целях усиления страхового принципа в пенсионном обеспечении и развития накопительного компонента пенсионной системы.

В частности, введена формула индексация страховых пенсий на коэффициент из суммы 50,0% роста заработной платы и 50,0% инфляции, что позволяет проводить

ежегодную индексацию пенсий и позволяет преодолевать уравнительные моменты распределительно-солидарной части пенсионной системы. Также предусмотрена ежегодная индексация базовой части пенсии на рост заработной платы и для пенсий ниже прожиточного минимума пенсионера. Полностью упразднена система льгот и предоставление привилегий в пенсионной системе. Расширяются возможности использования накопительной части пенсионной системы и в отношении сумм накопленных взносов за весь период их уплаты применяется их индексация с учетом уровня инфляции. Снижены страховые взносы для отдельных отраслей (швейная и текстильная промышленность) в целях стимулирования осуществления их прозрачной экономической деятельности. Осуществляется поэтапная цифровизация системы пенсионного обеспечения, вводится личные электронные кабинеты застрахованных лиц, значительно упрощаются процедура назначения пенсий.

Все предпринятые меры позволили трансформировать пенсионную систему страны в направлении расширения ее накопительно-страховой части, что позволило улучшить финансовую устойчивость пенсионной системы, обеспечить стабильный рост доходной части и в целом профицит бюджета Социального фонда, повысить уровень пенсионного обеспечения (табл. 2).

Таблица 2. Формирование и распределение бюджета Социального Фонда Кыргызской

Республики, млн. сом [14]

2015 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

ДОХОДЫ - ВСЕГО 41681 56056 62554 81563

В том числе поступление:

Страховых взносов 24087 33177 38356 51592

Из Республиканского бюджета 16349 22536 23827 29352

Прочие 190 342,0 370,2 619,0

РАСХОДЫ - ВСЕГО 39749 56635 60758 71181

В том числе в:

Пенсионный фонд 36633 52261 55623 64210

Фонд обязательного медицинского страхования 1160 2361 2742 3541

Фонд оздоровления трудящихся 220 198 212 515

ГНПФ 1735 1814 2181 2914

Как видно из таблицы 2, структурные реформы пенсионной системы страны положительно отразились на бюджете Социального Фонда страны, формировании ее доходной части и распределении ее расходной части, что в целом привело к профициту указанного бюджета. Заметным моментом в формировании доходной части бюджета Социального Фонда страны является последовательное уменьшение поступлений из республиканского бюджета. Если в 2015 году, доля поступлений из республиканского бюджета в доходной части бюджета Социального Фонда составляла 39,2%, то к 2022 г. она снизилась до 35,9%. Соответственно за этот период выросла доля страховых отчислений с 57,7% до 63,5%. В расходной части бюджета Социального Фонда, несмотря на некоторое снижение отчислений в Пенсионный Фонд (с 92,1% до 90,0%), последний продолжает играть ключевую роль в распределении пенсий. К сожалению, доля Государственного Накопительного Пенсионного Фонда (ГНПФ) также снижается -с 4,3% до 4,0%.

В целом, в период 2021-2022 гг. отмечается профицит бюджета Социального Фонда, что является основой для повышения как базовой, так и страховой части пенсий в Кыргызстане на основе проведения в последние годы ежегодных индексаций пенсий. Только в 2022-2023 гг. Постановлениями Кабинета Министров КР от 9 сентября 2022 года № 505 «Об индексации размеров страховых частей пенсии с 1 октября 2022 года» и от 26.09.2023 № 504 «Об индексации размеров страховых частей пенсий с 1 октября 2023года» в целях обеспечения дальнейшей поддержки жизненного уровня пенсионеров, в соответствии статьей 7 Закона Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» введены соответствующие коэффициент индексации страховой части пенсий на уровне 1,15 (в

2022 г.) и 1,38 (в 2023 г.) [7; 8] Средний размер пенсии после повышения составил в 2022 году 8114 сомов и по сравнению с предыдущим годом он вырос 1702 сома. В

2023 году он вырос до 9354 сома, что привело к ее увеличению в среднем на 1266

сома по сравнению с 2022 годом. Самое главное, что на повышение пенсии не расходуются средства из республиканского бюджета, а она увеличивается за счет средств страховых взносов, поступающих в Социальный фонд.

Указанные структурные изменения в формировании доходной части бюджета Социального Фонда страны убедительно свидетельствуют об оптимизации самой структуры пенсионной системы страны в направлении расширения ее накопительно-страховой части. Но тем не менее роль распределительно-солидарной ее части ещё остается весомой, что также является одним из особых факторов устойчивости отечественной пенсионной системы, своего рода подушкой безопасности в условиях экономической неопределенности. В этой связи невозможно согласиться с отдельными мнениями, которые анализируя развитие пенсионных систем государств-членов ЕАЭС, относят развитие пенсионной системы Кыргызской Республики, где высока роль государственных расходов, как к финансово неустойчивым и несамостоятельным вследствие сильной зависимости от бюджетных поступлений [10]. Мы считаем, что именно соответствующее развитие компонента пенсионной системы страны с поддержкой из республиканского бюджета будет играть существенную роль в устойчивом развитии пенсионной системы в ближайшей перспективе и является основой для проведения более глубоких структурных изменений в данной системе.

Однако несмотря на позитивные тенденции социального развития страны, темпы роста пенсий населения отстают от темпов роста заработной платы, что привело к увеличению разрыва в соотношении пенсий к заработной плате. Если в 2015 году коэффициент замещения (соотношение среднего размера пенсий к среднемесячной заработной плате) по республике составлял 36,3%, то к 2023 году она снизилась до 28,2%. Как известно, Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», устанавливает нормы выплат пенсий относительно уровня заработной платы, т.е. - коэффициент замещения, рассчитываемой как соотно-

шение пенсии и прежних доходов (заработка) получателя, и он должен составлять не менее 40,0% утраченного заработка пенсионера [11]. В связи с этим увеличивающийся разрыв в соотношении пенсий и заработной платы свидетельствует не только о слабой эффективности предпри-

нимаемых мер п индексаций пенсий, но и о проблемах макроэкономического развития Кыргызской Республики. В этой связи важное значение имеет также сравнительный анализ пенсионного обеспечения страны в рамках ЕАЭС (табл. 3).

Таблица 3. Основные макроэкономические параметры пенсионного обеспечения госу-

дарств-членов ЕАЭС [13]

Ед. изм. Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

ВВП на душу населе-

ния

2015 г. тыс. долл. 3504 5639 10510 1154 9099

2022 г. - 6572 7849 11477 1655 15305

Ср. мес. зарплата 2015 г. долл. 359 413 568 209 561

2022 г. долл. 541 623 673 316 969

Ср. размер пенсий

2015 г. долл. 85 156 121 65 158

2022 г. - 107 217 151 96 264

Коэф. замещения

2015 г. % 23,6 37,7 21,3 31,1 28,1

2022 г. - 19,7 34,8 22,4 30,3 27,2

Пенсионеры в числ.

населения

2015 г. % 15,5 27,3 11,2 10,7 29,1

2022 г. - 15,7 26,9 11,0 11,2 28,4

Прих-ся занятых на

пенсионера 2015 г. чел 2.3 1,7 4,3 3,6 1,69

2022 г. - 2,4 2,0 4,1 3,2 1,7

Как видно из таблицы 3, в Кыргызской Республике ВВП на душу населения, несмотря на ее рост за период 2015-2022 гг. в 1,43 раза, по-прежнему остается самым низким среди государств-членов ЕАЭС. В 2022 году в Кыргызстане ВВП на душу населения по отношению к Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Беларусь и Армении составил соответственно 10,8; 14,4; 21,1 и 25,2%; отношение размера среднемесячной заработной платы также соответственно составляет 32,6; 46.9; 50,7 и 58,4% и отношение среднего размера пенсий также соответственно составило 36,3; 63,5; 44,2 и 89,7%.

В целом в разрезе государств-членов ЕАЭС прослеживается прямая зависимость доходов населения и размера пенсий от уровня макроэкономического развития. Если условно ранжировать государства-члены ЕАЭС по указанным показателям

(ВВП на душу населения, размеры среднемесячной зарплаты и пенсий), то первое место занимает Российская Федерация (15305; 9694; 264), далее идут Республики Казахстан (11477;673; 151), Беларусь (7849; 6234; 217), Армения 96572; 541; 107) и замыкает ряд Кыргызстан (1655;316;96). Сравнительно низкие уровни макроэкономического развития Кыргызстана прямым образом отражаются также на сравнительно низких доходах и пенсиях населения.

В то же время Кыргызстан на евразийском экономическом пространстве имеет ряд преимуществ в пенсионном обеспечении. В частности, в республике, несмотря на некоторое снижение, выше среднего уровня коэфициент замещения, что свидетельствует о эффективности проводимой в стране государственных мер по индексации и повышению пенсий. Ввиду особенностей демографической структуры насе-

ления, также низка доля пенсионеров в вой системы пенсионного обеспечения с численности населения страны, высока существенной ролью распределительно-доля занятых по отношению к численно- солидарной системы, основного рудимента сти пенсионеров, что снижает нагрузку на государственной пенсионной системы пенсионную систему страны. бывших союзных республик.

Евразийская интеграция, оказывая в це- Несмотря на то, что самым слабым зве-

лом положительное влияние на макроэко- ном Европейской экономической интегра-номическое развитие Кыргызстана, по- ции является формирование единых стан-средственным образом также влияет на дартов пенсионной системы, где коорди-трансформацию ее пенсионной системы. нация не предполагает изменения пара-Как известно, формирование пенсионных метров национальных систем пенсионного систем суверенных государств на евразий- обеспечения [5], в рамках ЕАЭС создаются ском пространстве во многом обусловлено условия также и для интеграции нацио-выбором и реализацией моделей экономи- нальных пенсионных систем. Одним из ческого развития. Несмотря на определен- направлений интеграции пенсионных си-ные различия в моделях социально- стем в ЕАЭС является формирование под-экономического развития, что выражается ходов единого рынка труда, гармонизации в подходах проведения экономических ре- трудового законодательства с целью инте-форм, в различных соотношениях приме- грации трудовой деятельности на евразий-нения механизмов рыночного и государ- ском экономическом пространстве [1]. ственного регулирования экономики, в Ключевая роль на начальных этапах инте-формировании национальных пенсионных грации пенсионных систем в ЕАЭС также систем существуют более общие подходы, отводится гармонизации пенсионного за-что выражается в становлении, несмотря конодательства для мигрантов из стран на определенные различия, многоуровне- ЕАЭС [12].

Библиографический список

1. Дятлов С.А, Фейгин Г.Ф, Лебедева Л.Ф. Трансформация пенсионных систем стран Евразийского экономического союза // Экономика региона. - 2017. - Т. 13. - С. 1151-1163. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economyofregion.ru/arhiv/4_2017.

2. Заболотский, Е.Д. Вопросы реформирования и интеграции пенсионных систем в Евразийском экономическом союзе // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2019. - № 5. - С. 40-64.

3. Кыргызстан в цифрах: статсборник. - Бишкек, 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stat.kg/media/publicationarchive/b40aaf45-f887-467a.

4. Кыргызстан: статсправочник. - Бишкек, 2024. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stat.gov.kg/media/publicationarchive/7ccfac98-9e97-46ce-b13c.

5. Мосейко, В. В. Международное регулирование пенсий в ЕАЭС: проблемы

и перспективы развития // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2024. № 2. С. 63-74. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.22394/2073-2929-2024-02-63-74.

6. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. - Бишкек, 2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mineconom.gov.kg/storage/directs/documents.

7. Постановление Кабинета Министров КР от 9 сентября 2022 года № 505 «Об индексации размеров страховых частей пенсии с 1 октября 2022 года». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4097.

8. Постановление Кабинета Министров КР от 26.09.2023 № 504 «Об индексации размеров страховых частей пенсий с 1 октября 2023 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4483.

9. Постановление Правительства КР от 24 ноября 2014 года № 670 «Об утверждении Концепции развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kg/ru/npa/s/1778.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Синдяшкина, Е. Пенсионные системы государств Центральной Азии // Россия и новые государтсва Евразии. - 2023. - №1(ЬУШ). - С. 92-108. Б01: 10.20542/2073-47862023-1-92-108.

11. Соловьев А.К., Донцова С.А. Методологические основы оценки эффективности пенсионной системы России // Экономика и управление. -2013. - № 5 (91). - С. 3-11.

12. Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр8://ёос8. cntd.ru/document/564161102

13. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза. - Москва, 2023. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/econstat/statpub.

14. Отчеты об исполнении бюджета Социального фонда Кыргызской Республики. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socfond.kg/ru/about_fund/otchiet-za-19/.

FEATURES OF MACROECONOMIC DEVELOPMENT AND TRANSFORMATION OF THE PENSION SYSTEM OF KYRGYZSTAN IN THE CONDITIONS OF EURASIAN

INTEGRATION

B.J. Aliev, Doctoral Student

Musa Ryskulbekov Kyrgyz University of Economics (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. An analysis of the macroeconomic development of Kyrgyzstan within the EAEU was carried out. Trends in pension provision, factors for the growth of the average size ofpensions, and a decrease in the pension replacement rate have been identified. Particular attention is paid to the assessment of government measures for indexation and consistent increase in pensions. An assessment of the transformation of the pension system in the direction of strengthening its savings and insurance component is presented. The factors of achieving a balanced budget of the country's Social Fund and its impact on the pension system are revealed. Based on a comparative analysis of the EAEU member states, a direct dependence of their pension provision on the results of macroeconomic development has been established.

Keywords: economics, integration, pensions, wages, pensions, replacement rate, budget, pension indexation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.