Труды Карельского научного центра РАН № 6. 2012. С. 11-18
УДК 332.05
ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА: СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Ю. В. Савельев1, А. Ф. Титов2
1 Институт экономики Карельского научного центра РАН
2 Институт биологии Карельского научного центра РАН
В статье предложены и раскрываются сущность, содержание и структура системной модели модернизации российского государства и общества. Рассмотрены основные направления модернизационной стратегии развития России в долгосрочном периоде. Выделены этапы процесса модернизации и представлен набор конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию основных направлений государственной экономической, научно-технической, налоговой и пространственной политики.
Ключевые слова: модернизация, системная модель, долгосрочная стратегия развития России.
Yu. V. Saveliev, A. F. Titov. TRANSFORMATION OF STATE AND SOCIETY: SYSTEM MODEL OF MODERNIZATION AS THE BASE OF STRATEGY DEVELOPMENT OF RUSSIA
Essence, maintenance and structure of system modernization model of Russian’s state and society, suggest and opens up in the article. Basic directions of modernization strategy of Russia are considered in a long-term period. The stages of process of modernization are selected and presented specific suggestion and recommendation for perfection of basic directions of public economic, scientific and technical, tax and spatial policy.
Key words: modernization, system model, long-term strategy of Russia.
Сложность структурной и функциональной организации любой социально-экономической системы проявляется в многообразии аспектов ее функционирования, возможных направлений развития, неоднозначности влияния факторов внешней среды на различные подсистемы и структурные элементы [Афанасьев, 1981; Гвишиани, 1985; Аршинов, 1999]. Поэтому ее реформирование всегда представляет собой чрезвычайно сложный процесс, занимающий продолжительное время (годы и даже десятиле-
тия) и предполагающий преобразование не только экономических ее основ, но также организационных моделей и методов управления социально-экономическими процессами, а также нормативно-правовой базы. Но самой важной и одновременно самой сложной задачей, без решения которой невозможно обеспечить само-воспроизводство и саморазвитие новой системы, является реформирование самого общества, преодоление его инерции и изменение идеологических установок.
Столь масштабные системные преобразования в стране требуют использования соответствующих методов и моделей управления, которые позволяют правильно расставить стратегические приоритеты и выстроить логику процесса системной модернизации. Необходимо формирование принципиально новой системной модели экономики и управления в обществе. Модели, которая позволяла бы не только учитывать линейные тенденции и объективные закономерности общественного развития, но и адекватно и полно воспринимать разного рода отклонения, флуктуации и неравномерность развития, быстро адаптируясь к ним. Для того чтобы предложить такую системную модель модернизации, в первую очередь необходимо четко очертить «проблемное поле», выделив наиболее острые проблемы, требующие первоочередного решения и, одновременно, создающие основу для перехода к решению других, более долгосрочных проблем.
Для снижения влияния конъюнктуры мировых рынков необходимо сокращение доли сырьевого и низкотехнологического секторов в воспроизводственной структуре российской экономики. Это во многом зависит от конкурентоспособности экономики страны и ее регионов. Поэтому на высшем политическом уровне страны инициирована и реализуется комплексная стратегия модернизации и технологического развития российской экономики.
Важнейшим является разрешение проблемы внутренних противоречий и структурных диспропорций в экономике и обществе. Для ее решения недостаточно только мер экономического характера, поскольку сама проблема носит политико-управленческий характер. Некоторые факты, демонстрирующие масштабы структурных диспропорций в экономике:
1. Колоссальное неравенство в доходах разных групп населения России. Сегодня де-цильный коэффициент (ДК = 16). По мнению аналитиков Всемирного банка, устойчивым положение в стране считается при ДК = 7-8 [Ниг-матулин Р. И., Нигматулин Б. И., 2009].
2. Поляризация и фрагментация экономического пространства России, дифференциация субъектов РФ по уровню социально-экономического развития. По оценкам Совета по изучению производительных сил (СОПС), разрыв в уровне развития субъектов РФ составил в 2004 г. более 18 раз [Стратегия..., 2006], а в 2009 г. - более 30 раз. Более 50 % ВВП производится на 5 % территории страны.
Усиление сырьевой специализации экономики страны и целенаправленное усиление скрытой протекционистской политики государства (несмотря на официальное вступление России в
ВТО и ратификацию Генерального соглашения по торговле и тарифам). Сегодня очевидным приоритетом внешней экономической политики остается топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Если в конце 80-х гг. прошлого века ТЭК обеспечивал 30 % доходов бюджета СССР и 18 % доходов консолидированного бюджета, то сегодня, соответственно, 54 и 32 % [Энергетическая стратегия..., 2006]. Наблюдается подмена системной промышленной политики «ручным» управлением крупными активами, их дальнейшая консолидация в крупных госкорпорациях.
Отсутствие целостной системы мер стимулирования и господдержки инновационной деятельности. Усилия государства сосредоточиваются на поддержке лишь отдельных направлений и конкретных инновационных проектов и прикладных разработок при общем сокращении финансирования фундаментальной науки. Отсутствуют меры по созданию механизмов спроса на инновации со стороны бизнеса [Модернизация экономики., 2002].
Приоритет социальных целей краткосрочного характера над стратегическими целями развития человеческого капитала. В работе с молодежью вместо мер, способствующих созданию и закреплению человеческого капитала в регионах, преобладает «лидерская» модель поддержки, способствующая оттоку талантливой молодежи и квалифицированных кадров из регионов.
Это далеко не полный перечень фактов, характеризующих масштабы структурных диспропорций в России, и, в конечном счете, снижающих конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе, а также негативно влияющих на уровень и качество жизни населения. В этих условиях крайне актуальным вопросом является формирование новой системной модели модернизации.
Такой стратегией сегодня является «Стратегия развития России до 2020 г. и на дальнейшую перспективу» (пока не принятая). Это документ, направленный на модернизацию и качественные преобразования в экономике, обществе, правовой и политической среде, а потому логично закладывать в ее основу системную модель модернизации (рис.). Согласно ей основные направления модернизационной стратегии развития страны в долгосрочном периоде должны включать в себя следующие этапы (векторы модернизации):
1. Вектор технологической модернизации (обновление структуры, оборудования, технологий) и совершенствование сложившейся структуры производственных отношений;
2. Вектор модернизации нормативно-правовой среды через разработку новых норм и требований к организации производства и обслуживания, технических стандартов, показателей качества и др.;
3. Вектор политической модернизации и совершенствования организационных структур, методов управления, их ориентация на достижение нового качества управления процессом социально-экономического развития;
4. Вектор идеологической модернизации (вектор трансформации системы традиционных ценностей и мотивации), достижения их новых характеристик и новой «философии» управления, адекватной новому состоянию экономики и общества.
5. Поскольку курс на технологическую модернизацию отечественных производств и российской экономики в целом был заявлен и начат еще в 2008 г., то в ближайшие годы он должен быть продолжен (в целях обеспечения преемственности), а также дополнен новыми векторами: 1) вектором модернизации нормативно-правовой среды; 2) вектором политической модернизации и совершенствования организационных структур, методов управления; 3) вектором идеологической модернизации.
6. Основываясь на логике, заложенной в основу системной модели модернизации, целесообразной видится следующая расстановка временных приоритетов (табл. 1)
Формирование новых ценностей, мотивации и новой «философии» управления
Завершение модернизации запуск механизма самовоспроизводства системы
1. Обновление производства и совершенствование производственных отношений
Адаптация системы и инструментов управления к новой нормативной базе
Формирование
необходимой
нормативной
базы
"V и институцио-
нальных
условий
2. Разработка новых норм, стандартов, регламентов, правил и требований
Системная модель процесса модернизации (основные векторы)
Таблица 1. Этапы модернизационного цикла и их продолжительность
Годы 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Первый этап - первоочередные действия (2012-2016 гг.) - завершение технологической модернизации и модернизация нормативно-правовой среды. Основная цель - завершение начатых национальных проектов, углубление начатой технологической модернизации российской экономики, а также принятие первоочередных изменений нормативно-правового характера и институцио-
нальных преобразований, необходимых для перехода на второй этап.
Второй этап - качественное преобразование социально-экономической среды (20142018 гг.) - завершение модернизации нормативно-правовой среды и модернизация политической системы. Основная цель данного этапа - осуществление «глубоких» преобразований российского законодательства,
нормативно-правовой и институциональной среды с целью создания условий для реализации инновационных проектов (системных инноваций).
Третий этап - развитие гражданского общества и кардинальное повышение качества жизни населения (начиная с 2012 г. до 2020 г.) - завершение модернизации политической системы и трансформация системы ценностей и идеологических установок общества. Цель данного этапа - завершение цикла с переводом экономики страны в новое качественное состояние, необходимое для обеспечения конкурентоспособности России и формирование «нового общества» с высокой гражданской активностью.
Если приоритеты технологической модернизации определены и она хотя и медленно, но осуществляется, то на возможных приоритетах модернизации нормативной и институциональной среды, «управленческой» модернизации, трансформации идеологических установок и формировании новой системы ценностей общества необходимо остановиться подробнее. Приоритеты модернизации нормативной и институциональной среды продиктованы как внутренними, так и внешними факторами.
Внутренние факторы - «пробуксовка» действий по переводу российской экономики на инновационный путь развития. Главная причина этого - крайне низкий спрос российского бизнеса на отечественные инновации, его преимущественная ориентация на трансфер готовых инновационных продуктов и технологий из-за рубежа.
Внешние факторы - вступление России в ВТО, что требует гармонизации (выравнивания) российской нормативно-правовой среды, отраслевых и других стандартов с международными нормами, а также начало реформирования мировой экономической системы с необходимостью ее переориентации на иные экономические теории и парадигмы.
Приоритеты «управленческой» модернизации продиктованы необходимостью приведения политической системы страны, системы государственного и административнотерриториального управления, системы экономического и бюджетного федерализма, местного самоуправления в соответствие с изменяющейся экономической системой и нормативно-правовой средой. Крайне важным является подготовка самого общества к глубоким структурным и качественным изменениям. Поэтому шаги, направленные на трансформацию идеологических установок общества и системы традиционных ценностей, необходимо предпринимать, начиная с первого этапа. Скорость адаптации социальных институтов к структурным изменениям крайне низка, и кардинальная смена ценностных установок происходит, как правило, при смене поколений. Следовательно, только к завершению третьего этапа могут сложиться необходимые предпосылки для запуска механизмов самовоспроизводства измененной системы.
Исходя из представленной логики и этап-ности процесса системной модернизации, основное содержание этапов (а, следовательно, и структура стратегии развития России) представляется следующим (табл. 2).
Таблица 2. Содержание этапов модернизационного цикла и структуры долгосрочной стратегии развития России
Подэтап
Основное содержание
ЭТАП 1. Первоочередные шаги (2012-2016 гг.’
Создание условий для качественного и устойчивого экономического роста (завершение технологической модернизации)
1. Завершение начатых национальных проектов, реформы системы образования, науки, здравоохранения, культуры, правоохранительной системы
2. Улучшение делового и инвестиционного климата, повышение открытости национальной экономики и привлечение инвестиций
3. Создание условий для развития инновационных производств и увеличения их удельного веса в структуре ВВП, меры по стимулированию массового спроса на инновации, поддержка стратегических инновационных проектов
4. Развитие частного сектора экономики и стимулирование развития малого и среднего бизнеса (МСБ), его финансовая и ресурсная поддержка, развитие инфраструктуры поддержки МСБ
5. Развитие инфраструктур (обновление инфраструктурного комплекса страны, разработка и реализация стратегических инфраструктурных проектов, реализация новых подходов к развитию инфраструктуры)
6. Совершенствование финансово-банковской системы страны, выработка и запуск механизмов долгосрочного кредитования, повышение устойчивости и независимости банковской системы России от конъюнктуры мирового финансового рынка и мирового рынка ссудного капитала
7. Повышение эффективности государственного сектора экономики, диверсификация государственных активов и деятельности госкорпораций____________________________________________
Подэтап Основное содержание
Совершенствование нормативно-правовой и институциональной среды (снятие ограничений и создание системы стимулов) 1. Создание нормативно-правовых условий для улучшения делового и инвестиционного климата, повышения открытости национальной экономики и привлечения инвестиций, меры по борьбе с коррупцией 2. Создание нормативно-правовых условий и среды для повышения инновационной активности и поддержки инновационных производств, включая совершенствование федеральных законов, создающих серьезные препятствия на пути развития инновационной экономики (в том числе ФЗ №№ 94, 217 и др.), создание и развитие инфраструктуры поддержки и развития инновационной деятельности 3. Создание нормативно-правовых условий и стимулов для развития МСБ, повышения деловой активности населения, законодательства в сфере обеспечения конкуренции и антимонопольного регулирования 4. Совершенствование нормативно-правовой базы развития инфраструктуры, включая изменения законодательных, нормативных и правовых актов в сфере тарифной политики, социальных стандартов и нормативов 5. Совершенствование нормативно-правовой среды в сфере финансового регулирования и деятельности банков, в том числе создание правовых условий и стимулов для развития системы долгосрочного кредитования 6. Совершенствование нормативно-правовой среды в сфере использования и управления государственной и муниципальной собственностью, создание условий, которые позволят повысить привлекательность бюджетной сферы с целью привлечения высококвалифицированных специалистов (восстановление престижа профессий учителя, врача, ученого и др.) и повышения качества социальных услуг 7. Совершенствование нормативно-правовой среды в сфере регулирования миграции, межнационального и религиозного взаимодействия
ЭТАП 2. Качественное преобразование социально-экономической среды (2014-2018 гг.)
Приведение в соответствие национальной нормативно-правовой системы с международными стандартами 1. Гармонизация таможенной и налоговой политики в соответствии с нормами (ГАТТ), выработка единой согласованной политики, как необходимое условие перехода от Евразийского таможенного союза к ЕвразЭС 2. Разработка и принятие нормативно-правовых актов, способствующих повышению открытости экономики, национальных и региональных рынков, развитию конкуренции, устранению скрытых форм адресной поддержки производителей и др. 3. Гармонизация норм трудового права с международными требованиями и нормами, разработка правовых документов, обеспечивающих мобильность трудовых ресурсов и создающих необходимые условия для развития человеческого капитала 4. Совершенствование системы муниципального права, приведение закона РФ № 131 в соответствие с международными нормами
Реформирование политической системы, бюджетного законодательства и межбюд-жетных отношений Создание необходимых правовых мер управленческого характера для перехода к новому этапу бюджетного федерализма, предполагающего перераспределение бюджетных доходов и меж-бюджетных трансфертов для выравнивания уровней развития регионов. Создание благоприятных условий для развития эндогенных источников роста, формирования налогового потенциала регионов, для реализации межрегиональных инфраструктурных проектов, обеспечивающих взаимодействие регионов и целостность экономического пространства
Совершенствование земельного законодательства, законодательства в сфере территориального планирования Разработка и принятие правовых актов, направленных на совершенствование пространственной структуры экономики и системы расселения, создающих условия для устойчивого развития городских агломераций, повышение эффективности процессом урбанизации. Запуск новых моделей в развитии инфраструктур, способствующих эффективному освоению пространства и созданию условий для освоения территорий Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока
Совершенствование пенсионного законодательства, социального обеспечения и оплаты труда Разработка и реализация мер, направленных на создание условий для роста благосостояния граждан, уменьшения социального расслоения общества, повышения качества жизни населения. Особое внимание мероприятиям, направленным на повышение прозрачности деятельности социальных и пенсионных фондов, увеличение социальных стандартов, повышение эффективности социального обеспечения
Совершенствование основ развития потребительского рынка Внедрение мер, связанных с контролем качества продукции, повышением доступности потребительских товаров и услуг, снижением «потребительского экстремизма» за счет ценового и антимонопольного регулирования рынка
ЭТАП 3. Развитие гражданского общества и кардинальное повышение качества жизни населения (2012-2020 гг.)
Развитие сети общественных институтов и усиление их влияния на общество, государство и экономику Повышение открытости и доступности органов государственной власти (включая «электронное правительство»), снижение бюрократизации, упрощение процедур общественной экспертизы, создания института общественной экспертизы, расширение полномочий и поддержка деятельности общественных палат и общественных приемных, создания государственно-частных партнерств
Расширение участия граждан в деятельности органов власти и местного самоуправления Усиление роли и расширение полномочия территориальных органов самоуправления граждан в решении вопросов развития локальных территорий, развитие правовых основ их взаимодействия с органами местного самоуправления
Повышение общественной и деловой активности граждан Создание стимулов социальной ответственности и общественной деятельности граждан, выработка мер поощрения активности, повышение доверия, социальной ответственности бизнеса, возрождение и стимулирование развития благотворительной и меценатской деятельности, снижение государственного патернализма, создание условий и институциональной среды для творческой самореализации личности
Развитие сети общественных институтов и усиление их влияния на общество, государство и экономику Повышение открытости и доступности органов государственной власти (включая «электронное правительство»), снижение бюрократизации, упрощение процедур общественной экспертизы, создания института общественной экспертизы, расширение полномочий и поддержка деятельности общественных палат и общественных приемных, создания государственно-частных партнерств
Существует ряд задач комплексного характера, решение которых связано с выработкой целого комплекса взаимосвязанных управленческих решений, подготовкой нормативно-правовых документов. Их решение является необходимым шагом для формирования в России качественно новой социально-экономической и политической системы. К их комплексным задачам следует отнести: формирование новых моделей промышленной, экономической, научно-технической и инновационной, налоговой политики, а также разработка политики пространственного развития и совершенствование территориальной структуры экономики и системы расселения.
При формировании новой модели промышленной и экономической политики необходимо сосредоточиться на повышении эффективности управления государственными активами и корпорациями, которые способны обеспечить конкурентоспособность России. Процесс концентрации капитала и консолидации государственных активов в национальной экономике, вылившийся, в конечном счете, в создание отраслевых госкорпораций, сегодня фактически завершен. Следующим логическим этапом выступает этап выработки и внедрения мер, направленных на повышение их эффективности через диверсификацию их деятельности. Диверсификация должна предполагать два вектора:
а) распространение деятельности корпораций на соседние звеньев цепочек создания стоимости с целью получения контроля над центрами, где создается основной объем добавленной стоимости;
б) формирование новых цепочек создания стоимости (основанных уже на отечественной научно-технологической базе) и формирование для них новых «пограничных» рынков (рынков, создаваемых на основе совмещения двух и более традиционных рынков).
В данном случае речь идет о создании таких «пограничных» рынков, на которых, во-первых, российские компании имеют существенные конкурентные преимущества перед компаниями из других государств, во-вторых, выход на которые способен стимулировать научно-технологическое развитие1.
В основу новой модели научно-технической и инновационной политики должны закладываться меры и инструменты, позволяющие обеспечить воспроизводство полного ин-
1 К числу таких рынков можно, например, отнести развитие атомного и ледокольного судостроения, производство высокотехнологичной продукции нефтехимического комплекса, тяжелого органического синтеза, развитие альтернативной энергетики и др.
новационного цикла: «подготовка кадров -фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытные конструкторские разработки - промышленные образцы - серийное производство - рынок». Для этого требуется:
1. Совершенствование российской финансово-банковской системы, направленной на появление «длинных денег»;
2. Существенное повышение общественного престижа и социального статуса ученого.
3. Завершение процесса реформирования системы образования и науки, причем не по «западному» образцу, а на основе формирования своей уникальной национальной системы «наука-образование-инновации». При этом недопустимо «сталкивание» интересов фундаментальной науки с интересами вузовской науки;
4. Необходимо создание правовых и организационных условий для эффективной интеграции академической, вузовской науки и инновационного бизнеса. Особую роль здесь должны играть крупные государственные экономические и гуманитарные проекты, требующие решения комплексных проблем на уровне государства и регионов;
5. Требуется увеличение в разы финансирования научных исследований;
6. Требуется выработать систему мер, направленных на уход от «рентной» модели экономики за счет создания правовых условий стимулирования производственной деятельности, углубленной переработки ресурсов и снижения привлекательности видов деятельности, связанных с получением высоких рентных доходов. Экономическая рента должна стать вознаграждением за внедрение инноваций, за продажу прав на использование результатов интеллектуальной деятельности, а не за близость к властным структурам или монопольный контроль над конъюнктурой локальных рынков.
Важной структурной составляющей новой социально-экономической и политической системы в России должна стать новая модель налоговой политики. Эффективная и устойчивая налоговая система должна выполнять не только фискальную, но и стимулирующую функции. Нужно ослабление налоговой нагрузки на доходы и заработную плату наименее обеспеченной части населения и на добавленную стоимость. Модернизация в сфере налоговой политики положительно скажется на повышении социальной ответственности бизнеса, повышении эффективности использования ресурсного потенциала и будет способствовать формированию развитого рынка
земли и недвижимости, повышению ответственности собственников. Одним из результатов реформы должно стать повышение спроса на инновационную продукцию.
Особого внимания в России требует формирование новой модели пространственного развития и совершенствования территориальной структуры экономики и системы расселения. Сегодня преимущественное развитие получила модель поляризованного развития, основанная на известной теории «полюсов роста» (предложенная еще в 60-х гг. прошлого века Ф. Перу) и концепция «государственного дирижизма». Между тем, мировой практикой убедительно показано, что данная теория может быть эффективна для использования в течение ограниченного периода времени и далеко не для любых регионов и стран. Многие страны, использовавшие ее ранее, отказались от подобного подхода к управлению пространственным развитием. Ее дальнейшее использование в российских условиях грозит фрагментацией и чрезмерной поляризацией национального экономического пространства [Григорьев и др., 2008].
Для России сегодня нужен подход, способствующий более равномерному освоению пространства и рациональному использованию ресурсов. В качестве одной из таких моделей может выступить новая «инфраструктурная модель» развития северных регионов (поскольку примерно 2/3 ее площади относятся к так называемым районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам). Наряду с природными ресурсами, социально-гуманитарный и культурный потенциал российского Севера способен выступить в качестве эффективного долгосрочного фактора развития отдельных регионов и страны. Для этого необходимо изменить модель освоения и развития северных территорий и саму концепцию региональной экономической политики на Севере, переориентировав ее на формирование привлекательного образа северных регионов и популяризацию преимуществ жизни на Севере.
Возникает необходимость разработки такой региональной политики, которая позволила бы решить одновременно две задачи:
во-первых, свести к минимуму влияние неблагоприятных факторов среды на социальноэкономическое развитие и минимизировать затраты на инфраструктуру;
во-вторых, превратить имеющиеся виды по-тенциала(ов) в эндогенные источники экономического роста, сделав Север привлекательным для жизни людей.
В практическом плане новая «инфраструктурная модель» развития северных регионов направлена на повышение автономности локальных производственных и социальных объектов, жилищного фонда и на развитие элементов сетевой инфраструктуры с реализацией межрегиональных проектов, связывающих пространство и являющихся основой межрегиональной экономической интеграции. Развитие элементов сетевой инфраструктуры обеспечивается за счет реализации межрегиональных проектов (мегапроектов), таких как международные транспортные коридоры, Северный морской путь, сети магистральных газопроводов, создание межрегиональных производственных кластеров.
По нашему мнению, внедрение в практику новой «инфраструктурной модели» развития северных регионов позволит решить целый ряд актуальных задач:
У снизить госзатраты на развитие инфраструктуры в условиях Севера;
У повысить привлекательность Севера;
У стимулировать разработку и внедрение новых технологий в области энергосбережения, комплексной переработки отходов, способствуя росту спроса на инновации;
У уточнить приоритеты в развитии инфраструктурного комплекса страны;
У изменить тенденцию к усилению концентрации трудовых и производственных ресурсов в агломерациях;
У повысить конкурентоспособность северных регионов и производств на Севере;
У способствовать поддержанию территориальной целостности страны.
Исходя из сути рассмотренных проблем и предлагаемых мер, из имеющегося в стране потенциала, в настоящий момент в России сложились уникальные условия для репозиционирования России в мире и ее выхода на ведущие позиции сразу по многим стратегическим направлениям. При этом возрастает роль научного обоснования внешней и внутренней политики, способной обеспечить выдвижение России на передовые позиции в мире.
Литература
Аршинов В. И. Синергетика как феномен постне-классической науки. М.: Институт философии РАН, 1999. 206 с.
Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
Гвишиани Д. М. Диалектика развивающихся систем, развитие и управление // Системные аспекты концепции развития. Вып. 4. М.: ВНИИСИ, 1985. С. 5-13.
Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 83-98.
Модернизация экономики: глобальные тенденции, базовые ограничения и варианты стратегии [текст]: Препринт WP5/2002/01 / Я. И. Кузьминов, А. А. Яковлев. Сер. «Новая экономика - Новое общество - Новое государство». М.: ГУ ВШЭ, 2002. 22 с.
Нигматулин Р. И., Нигматулин Б. И. Тринадцать теорем для России // Московский комсомолец. 28 августа 2009 г. [электронный ресурс] URL: http://
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Савельев Юрий Владимирович
гл. учен. секретарь Президиума КарНЦ РАН, д. э. н.
Институт экономики Карельского научного центра РАН
ул. Пушкинская, 11, Петрозаводск, Республика Карелия,
Россия, 185910
эл. почта: [email protected]
тел.: (8142) 780059
Титов Александр Федорович
председатель КарНЦ РАН, чл.-корр. РАН, д. б. н.
Институт биологии Карельского научного центра РАН
ул. Пушкинская, 11, Петрозаводск, Республика Карелия,
Россия, 185910
эл. почта: [email protected]
тел.: (8142) 769710
www.mk.ru/ есІШоп8/сІаіІу/аг^сІе/2009/08/27/341172-trinadtsat-teorem-dlya-rossii.html. Дата обращения: 15.09.2009.
Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А. Г. Гранберга, В. И. Пересыпкина. М.: Наука, 2006. 580 с.
Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [электронный ресурс] - URL: http://www.energosber.74.ru/Vestnik/2009/09_07.ht т. Дата обращения: 15.09.2011.
Saveliev, Yury
Institute of Economic Stadies, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences
11 Pushkinskaya St., 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: [email protected] tel.: (8142) 780059
Titov, Alexandr
Institute of Biology, Karelian Research Centre,
Russian Academy of Sciences
11 Pushkinskaya St., 185910 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: [email protected] tel.: (8142) 769710