Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
международных программ по снижению объема выбросов пар- снижению выбросов парникового газа, но и благоприятным никовых газов. Как показывают количественные оценки, скорей- фактором привлечения инвестиций по сохранению лесной
шее начало торговли квотами будет не только способствовать экосистемы.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2013 г № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70362064/
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 504-р // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70530682/
3. Нагимов В.З., Артемьева И.Н., Луганский Н.А., Нагимов З.Я. Особенности формирования надземной фитомассы сосновых насаждений лишайникового типа леса // Леса России и хозяйство в них. — 2009. — Вып. 2(32). — С.3-9.
4. Thomas G., Rowntree PR. The boreal forest and climate // Quarterly Journal of the Royal Meteorological Society. — 1992. — V. 118. — 469-497.
5. Веретенников А.В. Газообмен и рост деревьев растений в условиях повышенного содержания СО2 в атмосфере // Газообмен растений в посевах и природных фитоценозах: Тезисы докладов. — Сыктывкар, 1992. — С.14-15.
6. Сивцева Т.В. Значимость лиственничных лесов Якутии для торговли углеродными единицами по Киотскому протоколу // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 20(161). — С. 40-44.
7. Максимов Т.Х. Круговорот углерода в лиственничных лесах якутского сектора криолитозоны: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора биологических наук. — Красноярск, 2007.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1996-2000 гг.
Е.Г. Егоров,
главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РС (Я) и РФ
Т.О. Едисеева,
советник Главы Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук
Т.П. Егорова,
ученый секретарь Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), кандидат экономических наук,
В статье изложен опыт первоначальной разработки концепции и стратегии модернизации экономики Республики Саха (Якутия) в 1996-2000 гг., когда в стране почти не были изучены теоретические и методологические проблемы модернизации экономики, как на национальном, так и на региональном уровнях. Показаны цели, задачи, направления, организационно-экономические и нормативно-правовые механизмы осуществления модернизации региональной экономики в условиях становления рыночных отношений и возможного выхода региона из системного кризиса.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), региональная экономика, модернизация, опыт разработки концепции и стратегии.
УДК 332.1(571.56) ББК 65.9 (2Ро С.Яку)
В условиях переходного периода и системного кризиса в стране преобладала политика ускоренных преобразований социально-экономических отношений и мало внимания уделялось развитию реальной экономики, её материально-технической базы. В результате происходил обвальный спад производства в регионах страны, в том числе в Республике Саха (Якутия). На этом фоне начался процесс активного поиска путей выхода из системного кризиса. Правительство РФ и российская наука были ориентированы на разработку путей завершения переходного периода, усиления частной собственности, бюджетной и денежно-кредитной политики.
В 1995 г. Институт региональной экономики Севера Академии наук РС (Я) составил научный доклад «О научном подходе к разработке Программы выхода из экономического кризиса и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», в котором обосновал идею о приоритете материального производства, реального сектора экономики в качестве локомотива экономического роста [1]. К этой идее Правительство *
РС (Я) отнеслось вполне положительно и Президент РС (Я) М.Е. Николаев в мае 1996 г. дал задание Институту разработать Концепцию модернизации региональной экономики, которая 23 августа С.г. обсуждена и одобрена на Республиканской научно-практической конференции, была утверждена Правительством РС (Я) от 18 октября 1996 г. №421. По поручению Президента РС (Я) её основные положения нами в феврале
1997 г. были доложены на заседании Президиума СО РАН, который своим постановлением от 24.02.1997 г. №52 в принципе одобрил идею модернизации региональной экономики [2,
С. 90-91,95, 99-102].
Институт региональной экономики Севера АН РС (Я) в
1998 г. закончил разработку НИР и опубликовал монографию «Концепция модернизации региональной экономики: Якутия — XXI век» [2]. В ней был рекомендован сценарий самостоятельного развития региональной экономики республики в условиях укрепления её государственной и экономической самостоятельности. Модернизация экономики рассматрива-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках проекта №01201460076.
270
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
лась как стратегический способ осуществления структурной и технологической перестройки экономики на основе научно-технического прогресса и применения нестандартных организационно-экономических методов, в том числе создания стартового капитала путем использования месторождений полезных ископаемых на основе иностранных концессий, временного внедрения мобилизационных мер роста производительности труда, а также усиленной интеллектуализации общества и всемерной экологизации экономики, развивающейся в экстремальных природных условиях Севера.
В качестве правового механизма проведения модернизации экономики Республики Саха (Якутия) были разработаны проекты Указа Президента РФ «Об иностранных концессиях в Республике Саха (Якутия) по освоению месторождений полезных ископаемых», Закона Республики Саха (Якутия) «О государственных внешних заимствованиях», Закона Республики Саха (Якутия) «Об иностранных и российских концессиях на месторождения полезных ископаемых на территории Республики Саха (Якутия)», а также принципы разработки инвестиционных проектов и бизнес-планов экономического сотрудничества республики [2, С. 74-89].
Президент РС (Я) М.Е. Николаев обосновал политику модернизации экономики республики в своей работе [3] и на торжественном заседании, посвященном 10-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Саха, поставил политическую задачу: «теперь нам необходимо модернизировать экономику на основе принципиально новой экономической политики. Осуществив на основе согласованных действий государства и общества модернизацию экономики, республика совершит прорыв к устойчивому развитию» [4, С. 2].
30 ноября — 1 декабря 2000 г. в г. Якутске состоялось Республиканское экономическое совещание «Якутия — XXI век», на котором обсуждались различные инициативные авторские варианты долгосрочного социально-экономического развития республики, в том числе наш доклад «Стратегия модернизации экономики Республики Саха (Якутия) на период до 2015 года» [5, С. 7-12]. Ниже приводим основные его положения дословно.
Республика должна развиваться по сценарию модернизации экономики, осуществляемой по всеобщему принципу соответствия характера экономических отношений уровню развития производительных сил. Соблюдение данного принципа означает приоритет материального производства, реального сектора экономики.
Коренная модернизация региональной экономики представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, обновление и рост производительных сил, с другой стороны, обновление и совершенствование экономических и социальных отношений. Модернизация экономики, прежде всего её реального сектора, должна проводиться: во-первых, путем реконструкции и реструктуризации действующих предприятий и комплексов, во-вторых, на основе создания новых производств и отраслей. Структурное и техническое преобразования будут происходить на основе научно-технического прогресса, внедрения высоких технологий, по мере накопления инновационного и интеллектуального потенциала республики.
Сущность модернизации экономики заключается в осуществлении направлений, способов, путей и механизмов социально-экономических преобразований с учетом новых тенденций и закономерностей, новых целей, задач и критериев их достижения. Конечными целями модернизации экономики являются создание социально ориентированной рыночной экономики, достижение её самодостаточности и на этой основе обеспечение достойных условий, здорового образа жизни населения республики.
Достижение этих долгосрочных целей может происходить в течение 2-3-х десятилетий, что связано не только с ограниченностью инвестиций и других ресурсов, но и с более продолжительными циклами обновления основных фондов и социальных ценностей. Поэтому в предлагаемой стратегии выделен и рассмотрен 20-летний отрезок времени (1996-2015 гг.), который разделен на два этапа (1996-2005 гг. и 2006-2015 гг.)
и на три периода: начальный (1996-2000 гг.), среднесрочный (2001-2005 гг.) и долгосрочный (2006-2015 гг.).
Осуществление модернизации экономики по отдельным периодам предполагает решение следующих основных задач. Главная задача начального периода — это обеспечение стабилизации социально-экономического положения в республике. Критерием её решения является прекращение спада производства и снижения уровня жизни населения. Эта задача, как показывают итоги развития республики в 1999-2000 гг., в основном выполнена.
В среднесрочном периоде республика должна выходить из экономического кризиса, создать существенные финансовые и материальные ресурсы, организационно-технические условия, обеспечивающие экономическое и социальное оживление в республике. Критерий решения этих задач — достижение дореформенного уровня экономики в обновленной структуре, т.е. с учётом качественных сдвигов в производстве, социальной сфере и на потребительском рынке. Например, для этого среднегодовые темпы прироста ВРП и реальных доходов на душу населения должны быть не ниже 6-7%.
В долгосрочном периоде (в 2006-2015 гг.) предлагается поставить две основные задачи: обеспечение экономического роста и выход на траекторию устойчивого развития республики. Критериями их решения можно считать превышение в 1,5-2,0 раза дореформенного уровня экономики и достижение ее самодостаточности. Для этого необходимо добиться среднегодовых темпов прироста ВРП и реальных доходов на душу населения до 5-10%.
Главной особенностью стратегии модернизации экономики Республики Саха (Якутия) следует считать возможность ее реализации преимущественно за счет собственных ресурсов, их расширенного воспроизводства и эффективного использования. Это 4 основных фактора производства и модернизации экономики: природно-ресурсный, производственно-экономический, трудовой и научно-технический. Из них весьма уникален и практически не ограничен природно-ресурсный потенциал, представленный минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, земельными, водными, лесными и другими ресурсами. По оценке Госкомгеологии РС (Я), валовая потенциальная ценность предварительно оцененных запасов основных видов полезных ископаемых по мировым ценам 1995 г. составляет 629 млрд долл. США. Высокая обеспеченность природными ресурсами — главное преимущество республики при создании её самодостаточной экономики и обеспечения достойной жизни своих граждан. Более полное и эффективное использование этого преимущества вполне может перекрывать недостаточность остальных ресурсов и факторов модернизации экономики.
Модернизация экономики — это новая экономическая политика, охватывающая все стороны и отрасли экономики, направленная на осуществление её структурной и технологической перестройки. В связи с этим ее направлениями являются:
1. Эффективное создание перерабатывающих производств.
2. Реструктуризация горнодобывающего сектора экономики.
3. Реконструкция действующих предприятий, обновление основных фондов.
4. Ускоренное создание и развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК).
5. Преобразование агропромышленного комплекса.
6. Создание региональной транспортной инфраструктуры.
7. Обновление и рост социальной инфраструктуры.
8. Эффективная территориальная организация экономики.
9. Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.
10. Экологизация природопользования и всей хозяйственной деятельности.
Из них наиболее приоритетными направлениями можно считать эффективное создание перерабатывающих производств, развитие алмазно-бриллиантового, нефтегазового и транспортного комплексов, которые являются стратегическими
27 1
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
точками роста. Для многих направлений развития экономики и для неё в целом будет характерна экспортная ориентированность. Главным из производственных показателей становится объем выпуска и реализации высококачественной и конкурентоспособной продукции на внешнем рынке.
Первые четыре направления модернизации в совокупности представляют собой проведение активной промышленной политики. Она направлена на повышение роли и эффективности промышленного производства как ведущей отрасли экономики республики. Горнодобывающая специализация не только сохранится, но несколько расширится, в первую очередь за счет нефтегазовой промышленности. В рассматриваемой перспективе до 2010-2015 гг. алмазодобывающая промышленность сможет обеспечить свою бюджетообразующую роль, но для нее наступает очень тяжёлый и ответственный период реконструкции действующих предприятий, которые должны переходить на подземную отработку алмазных трубок.
Крупномасштабное развитие нефтегазовой, угольной и электроэнергетической отраслей промышленности с экспортной ориентацией значительно расширит налогооблагаемую базу. ТЭК в целом превратится в крупную отрасль энергоресурсной специализации и бюджетообразующую отрасль, в мощный «энергетический вектор» экономики республики. Для осуществления модернизации экономики первостепенное значение также имеют существенное обновление аграрной, транспортной, инфраструктурной, региональной, внешнеэкономической и природно-ресурсной политики.
Успешная реализация стратегии модернизации экономики РС (Я) в значительной степени будет определяться внедрением рыночных отношений, совершенствованием организационноэкономических и нормативно-правовых механизмов:
1. реформирование отношений собственности и форм хозяйствования;
2. становление и развитие системы рыночного механизма;
3. расширение конкуренции и свободного ценообразования;
4. повышение эффективности государственного управления и регулирования экономики;
5. усиление финансовой, социальной, экологической политики;
6. полное и эффективное функционирование нормативноправового механизма.
По данной проблеме второго этапа реформирования экономики принципиальное значение имеет оптимизация сочетания рыночного и государственного механизмов. Рынок и государство, а также рынок и план — не антиподы и не альтернативы, они должны взаимодействовать и взаимодополнять.
Для развития рыночного механизма очень важно усиление прав и ответственности собственников, хозяйствующих субъектов за рациональное использование собственности и производственных мощностей, за результаты хозяйствования. Большую актуальность приобретает повышение экономического образования и рыночного мышления всех специалистов, руководителей и населения. До настоящего времени внедрение рыночного механизма считалось, в основном, задачей макроэкономики и политики. На самом деле, оно практически решается на микроуровне, т.е. на предприятиях и их объединениях. Следовательно, требуется более конкретное изучение и повсеместное решение вопроса снизу.
Для эффективного управления и регулирования социально-экономического развития республики Президент, Государственное собрание (Ил Тумэн), Правительство должны систематически обновлять и совершенствовать экономическую, промышленную, аграрную, научно-техническую, налоговую, финансовую, социальную, демографическую, региональную, экологическую, внешнеэкономическую и другие виды государственной региональной политики. Именно политика является мощным механизмом управления и регулирования долгосрочного развития экономики, которым владеет только государство. Чтобы она была более эффективной и действенной Президент, Ил Тумэн и Правительство РС(Я) должны: во-первых, усилить ее научную обоснованность с привлечением
науки и всего интеллектуального потенциала; во-вторых, максимально учитывать интересы и потребности всей экономики, всего общества, всего народа; в-третьих, укреплять государственность, государственную дисциплину, единство общества и гражданское согласие в Республике Саха (Якутия); в-четвертых, развивать конституционно-договорные отношения с федеральными органами государственной власти РФ, сотрудничество и взаимопомощь со всеми субъектами Федерации; в-пятых, расширять внешнеэкономические связи республики с другими странами Дальнего и Ближнего Зарубежья, повышать эффективность и конкурентоспособность ее участия на внешнем рынке товаров и инвестиций.
Трудно прогнозировать результаты осуществления политики модернизации и всего социально-экономического развития РС (Я) полностью и в динамике до 2015 г. Представляется возможным их определение в качестве желаемых целевых ориентиров и интегральных показателей. Целевые ориентиры: экономический рост и самодостаточность экономики; обеспечение экономической и экологической безопасности; оздоровление демографической ситуации и устойчивый рост численности населения; укрепление здорового образа, повышение уровня и качества жизни населения; превращение РС (Я) во всесторонне развитый самостоятельный субъект РФ и мировой циркумполярной цивилизации.
Первый, на наш взгляд, пионерный этап исследований проблемы модернизации региональной экономики завершился в 2000 г. изданием монографии [6], в которой методически обобщены результаты анализа социально-экономического развития Республики Саха в переходный период (1991-2000 гг.), рассмотрены особенности экономической реформы, сущность, сценарии, направления и механизмы осуществления модернизации экономики. В ней составлен долгосрочный прогноз за 2001-2015 гг. развития социально ориентированной рыночной экономики региона в оптимистическом и пессимистическом вариантах.
С учетом принципиальной научной важности данного исследования приведем основные выводы и рекомендации. Десятилетие кардинальных политических и социальных реформ в стране, в том числе в республике — это начальный этап исторического переходного периода к демократическому обществу с социально-ориентированной рыночной экономикой. По существу, состоялся революционный переворот в судьбах наших народов, к сожалению, с огромными социальными и экономическими потерями. Самое главное, общество не только выжило, но и приобрело принципиальный опыт и реальные возможности цивилизованного обновления. Теперь наступает новый этап преобразований, которые должны быть преимущественно созидательными во всех областях общественной жизни.
Этот главный принцип особенно необходим в сфере экономики, которая, являясь базисом общественного развития, в процессе системных трансформаций в корне изменилась и, к сожалению, сильно пострадала, а потому нуждается в восстановлении и прогрессивном росте. Без существенного подъема материального производства, без динамичного качественного роста производства материальных благ, в конечном итоге, без двух-трехкратного увеличения объема валового регионального продукта трудно решить острые социальные проблемы, добиться повышения уровня и качества жизни населения.
Следовательно, стратегия модернизации экономики наиболее приемлема на втором этапе осуществления кардинальной реформы и переходного периода. Это подтвердило Республиканское экономическое совещание, проведенное Правительством РС (Я) 30 ноября 2000 г. в г. Якутске [5]. Оно в качестве одного из основных направлений социально-экономической политики рекомендовало проведение модернизации экономики на основе структурной и технологической перестройки, внедрения достижений НТП, использования принципиально новых методов рыночного механизма и государственного регулирования.
Стратегия модернизации экономики — это новая экономическая политика, направленная, прежде всего, на полное использование качественных факторов экономического роста
272
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
и на достижение качественных социально-экономических результатов. Например, в области предпринимательства наиболее ценными становятся предприимчивость и прибыльность. Потребители товаров и услуг должны стать более требовательными и максимально использовать свое право выбора. Наемные работники должны обладать высокими знаниями и работоспособностью в своей профессии.
Главные социально-экономические результаты модернизации экономики — высокое качество и конкурентоспособность товаров и услуг, высокий образовательный уровень, материальное благосостояние и здоровый образ жизни населения. Следовательно, модернизацию экономики можно рассматривать как модель перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона [6, С. 258-259].
Однако, в последующем периоде с 2001 г. разработанная и принятая стратегия модернизации региональной экономики целенаправленно и последовательно полностью не осуществлялась в республике по двум основным причинам. Во-первых, в декабре 2002 г. был избран новый президент В.А. Штыров, который предпочел иметь и проводить свою политику, основанную на программном подходе к решению социально-экономических проблем региона и вновь созданных муниципальных образований. Были разработаны многие комплексные и целевые программы социально-экономического развития республики, отраслей, улусов (районов) и городов. Затем, основным программным документом стала «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года», одобренная Правительством РФ в феврале 2007 г. и реализуемая на основе системы
инвестиционно-инновационных мегапроектов [7]. Во-вторых, вторая, основная причина — это укрепление вертикали государственной власти в Российской Федерации и ужесточение правового режима экономической самостоятельности её субъектов, особенно сокращение их прав на пользование недро-выми богатствами. Республики Саха (Якутия), имея на своей территории уникальные природные ресурсы, хотела их использовать для первоначального накопления капитала и создания источника финансирования модернизации экономики.
В заключении следует отметить, что по существу «пионерные» научные исследования теории и методологии модернизации региональной экономики на примере Республики Саха (Якутия) оказались в правильном русле разрабатываемой за последние 15 лет экономической теории развития национальной экономики России и являются, на наш взгляд, актуальными для научного и практического использования. К сожалению, в Российской Федерации на федеральном уровне активная разработка научных основ и государственной политики модернизации началась только после мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. Об этом одним из первых в 2010 г. отметил академик А.Г. Аганбегян в статье «Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика» [8]. Подтверждая данное положение О. Голиченко пишет: «начало мирового экономического кризиса породило новую волну дискуссий» по проблеме модернизации и инновационной стратегии России [9, С.41]. Правда, на современном этапе обращается мало внимания на модернизацию и преобладающим предметом изучения и обсуждения стала экономическая теория инновационного социально-экономического развития страны.
Литература
1. Егоров Е.Г. О научном подходе к разработке Программы выхода из экономического кризиса и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Препринт. — Якутск: Изд-во «Северовед», 1998. — 32 с.
2. Концепция модернизации региональной экономики: «Якутия — XXI век». — Якутск: Изд-во «Кудук», 1998. — 108 с.
3. Николаев М.Е. Республика Саха (Якутия): стратегия развития в первой четверти XXI века». — Якутск: «Сахаполиграфиз-дат», 2000. — 141 с.
4. Газета «Якутия». — 2000. — 29 сентября. — С. 2.
5. Основные направления социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на перспективу. Итоги. Проблемы. Приоритеты. — Якутск, 2000. — 241 с.
6. Егоров Е.Г. Стратегия модернизации экономики Республики Саха. — Новосибирск: Наука, 2001. — 259 с.
7. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года. — М.: ООО «Подольская периодика», 2007. — 400 с.
8. Аганбегян А.Г. Уроки кризиса: России нужна модернизация и инновационная экономика // ЭКО. — 2010. — №1. — С. 34-60.
9. Голиченко О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения // Вопросы экономики. — 2010. — №8. — С. 41,53.
БЕЗРАБОТИЦА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ (ДЕФИЦИТ ДОСТОЙНОГО ТРУДА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКЕ САХА (яКУТИя))
В.Д.Корнилов,
аспирант кафедры экономики труда и социальных отношений Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
В статье рассматривается основные проблемы занятости в сельских образованиях Республики Саха (Якутия). В динамике представлены основные показатели сельского рынка труда региона. Предлагается ряд мероприятий, направленных на улучшение сельской местности и привлечение специалистов в сельскую местность.
Ключевые слова: сельский рынок труда, труд, Республика Саха (Якутия)
УДК 331.5 ББК 65.05
Рынок труда является одним из важнейших факторов, который характеризует общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Необходимость исследования именно сельского рынка труда обуславливается тем, что в Республике Саха (Якутия) одна третья часть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте — это сельское население.
Занятость сельского населения формируется под влиянием уровня предложения и изменений спроса на трудовые ресур-
сы. Предложение на рынке труда определяется численностью и структурой населения, формируемой под влиянием демографической ситуации.
На долю села приходится 34,7% общей численности населения республики. Плотность населения сельских территорий низкая — 0,31 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 586 сельских населенных пунктов. Значительная часть населенных пунктов имеют население до 500 человек [2].
273