УДК 391.2
Б01; 10.21779/2542-0313-2021-36-1-14-27 Р.И. Сефербеков
Трансформация элементов материальной культуры: традиционная одежда сельского населения Дагестана в условиях социокультурных процессов второй половины 80-х гг. XX - начала XXI в.
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 45; ruslan-seferbekov@rambler.ru
В статье освещается процесс трансформации одного из элементов традиционной материальной культуры народов Дагестана - одежды, в условиях «перестройки», распада СССР и в постсоветский период. Основу современного костюма сельского населения Дагестана составляет одежда европейского типа в сочетании с отдельными элементами национального костюма. Несмотря на то что одежда сельского населения отличается от городской большей консервативностью, она меньше подвержена влиянию и веяниям современной моды, в ней дольше сохраняются элементы традиционного костюма, жестче соблюдается гендерный, возрастной и конфессиональный дресс-код; в изучаемый период она, как и одежда горожан, подверглась определенным трансформациям. В работе отмечается, что эти трансформации были связаны с усиленным внедрением в быт новых видов одежды европейского типа. Разновидностью традиционного женского костюма, получившего определенное распространение в Дагестане в изучаемый период, является хиджаб. Несмотря на усиление влияния ислама на многие сферы культуры и быта в Дагестане, этот обусловленный мусульманским дресс-кодом вид одежды не получил широкого распространения: его носят немногие девушки и женщины среднего возраста даже в тех селах, где ислам традиционно имеет сильные позиции.
Обращено внимание на то, что отдельные элементы традиционного горского костюма все еще сохраняются в одежде мужчин и женщин среднего и старшего возраста и у лиц, занятых в животноводстве. Несмотря на то что с ростом этнического и культурного самосознания в республике предпринимаются попытки сохранения и возрождения традиционного дагестанского костюма, в дальнейшем, с уходом из жизни представителей старших поколений, большинство из сохранившихся элементов горской одежды, по мнению автора, будет утрачено. Большое влияние на эти процессы оказывают глобализация и урбанизация.
Ключевые слова: материальная культура, традиционная одежда, новейшее время, социокультурные трансформации, региональная мода.
Введение
Одежда является одним из наиболее изменчивых элементов материальной культуры народов Дагестана. Она обусловлена природными и хозяйственными условиями жизни народа, его культурными традициями, этическими нормами и эстетическими вкусами. В этнографической науке одежда трактуется как «искусственные покровы человеческого тела. Кроме утилитарного назначения - защиты тела от воздействия наружной среды - одежда может обладать также сигнификативными и ритуальными функциями. В понятие одежда входят также головные уборы и обувь. По мнению исследователей, одежда видоизменялась под влиянием различных факторов - климата, географической среды и традиционных занятий населения [11, с. 103-106]. Одним из
элементов материальной культуры народов Дагестана является традиционная одежда. Как отмечает Р.Г. Гаджиханова, «возникнув как рукотворный предмет утилитарного назначения, она обладает в то же время идейно-образным содержанием, что объясняется многообразием функций» [6, с. 11]. Большое внимание в традиционной одежде придается национальному костюму - системе определенным образом подобранных предметов одежды, обусловленных их предназначением. Костюм дает внешнюю характеристику человеку, определяя его пол, возраст, национальность, социальный и культурный статус, эстетический уровень, характер, а подчас и психическое состояние. Костюм может дополняться гримом, татуировкой, прической, украшениями и знаками различия. Также средствами идентификации костюма являются украшения и аксессуары, которые играют значительную роль в создании его лаконичного образа [6, с. 42, 45].
Традиционная одежда народов Дагестана была исследована кавказоведами [2; 5; 6; 8, с. 129-153; 12, с. 105-107]. По их мнению, она была однотипна с одеждой других кавказских народов, что отражало их этническое родство, исторические и культурные связи и взаимовлияния.
Одежда делится на городскую и сельскую. Как считает Э.М. Далгат, городская одежда была более разнообразной и на протяжении второй половины XIX - начала XX в. менялась в связи с тем, что города становились все более полиэтничными [7, с. 213]. По мнению Б.Б.-А. Абдулвахабовой, основной тенденцией в развитии городской одежды в Новое время была ее европеизация [1, с. 230].
В советское время в связи с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни в одежде народов Дагестана произошли значительные изменения. Они привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Традиционная одежда сохранялась в основном у представителей старших поколений и у лиц, занятых в животноводстве [2, с. 115].
Эти тенденции еще более усугубились со второй половины 80-х гг. XX века в связи с так называемой «перестройкой» и получили свое дальнейшее развитие после распада СССР. Отдельные элементы традиционного горского костюма стали характерными в основном для женщин среднего и старшего возраста и определенных жизненных ситуаций и сезонов погоды (свадьба, соболезнование, в гости, зимний период), что еще раз подтверждает мнение С.Ш. Гаджиевой о консервативности женской одежды, в большей степени (в сравнении с мужской) сохраняющей самобытность и архаические черты, отражающей этнические особенности [5, с. 15]. Как считает З.У. Махмудова, «аморфный универсализм урбанистического типа» (то есть сведение к минимуму индивидуальных, в том числе и этнокультурных, особенностей человека) был главным источником привнесения новых элементов в одежду народов СССР [14, с. 54].
С распадом СССР и ослаблением ограничений, связанных с выездом за границу, появились новые виды и типы одежды. Деидеологизация общественных отношений и постсоветский религиозный ренессанс [20, с. 64-69] оказали влияние и на одежду - у определенной части женского населения Дагестана популярна одежда, соответствующая нормам исламского дресс-кода [9, с. 81-86; 13, с. 67-76].
В то же время дагестанское общество демонстрирует толерантное отношение и к другим типам модной женской одежды.
Учитывая то обстоятельство, что национальный костюм является одним из значимых элементов этнической идентичности [18, с. 308], сохранившимся в эпоху глобализации [16, с. 380], в последние годы в Дагестане были предприняты попытки возрождения неоправданно забытой дагестанской национальной одежды. Этнографами республики был разработан комплекс рекомендаций по её использованию в современной
культуре [4, с. 371-372]. Несмотря на то что одежда горожан в сравнении с сельской в меньшей степени сохранила этнокультурные особенности и этнодифференцирующие признаки, все же имеющиеся некоторые ее функции, детали и особенности позволяют говорить о наличии дагестанской региональной моды [10, с. 172-177].
Основная цель статьи - изучение современной сельской одежды народов Дагестана, влияния на нее социокультурных процессов, степени трансформации элементов этой одежды, утраты и сохранения национальных типов, внедрения новшеств. Реализация этой цели предполагает осуществление ряда задач: 1) дать характеристику традиционной мужской и женской одежде народов Дагестана; 2) показать гендерные, возрастные и зональные особенности, предпочтения и ограничения в женской одежде, а также конфессиональный, социально-демографический и профессиональный дресс-код, в том числе групповую и специфическую субкультуру; 3) выявить степень трансформации элементов одежды, утраты и сохранения национальных типов, внедрения новшеств; 4) установить периодизацию исчезновения традиционных типов одежды и появления новых; 5) указать причины, повлиявшие на трансформацию одежды.
Актуальность изучения традиционной материальной культуры в эпоху глобализации диктуется недолговечностью, изменчивостью некоторых ее элементов, важностью фиксации этнических, гендерных и конфессиональных различий, ограничений и предпочтений в компонентах быта городского и сельского населения Дагестана. Сбережение и популяризация элементов традиционной материальной культуры в частности одежды, может дать определенный толчок для их возрождения и развития, включения в быт в качестве повседневных элементов для большинства населения. В этом состоит практическая значимость работы.
Трансформация традиционной одежды в условиях социокультурных процессов в СССР и России во второй половине 80-х гг. XX - начале XXI в.
Изучение современной одежды сельского населения, влияния на нее социокультурных процессов, степени трансформации элементов этой одежды, утраты и сохранения национальных типов, внедрения новшеств невозможно без использования полевого этнографического материала, собранного в ряде регионов Дагестана.
Кумыки с. Карабудахкент Карабудахкентского района РД
У кумыков с. Карабудахкент в наше время старинное платье къабалай с серебряным поясом гумуш бельбов носит только сестра жениха во время свадьбы. Старинные головные шерстяные платки с бахромой лавизин явлукъ и такие же шелковые платки хыта явлукъ в этом селении «на выход» (в гости, на свадьбу, на соболезнование) носят женщины среднего и старшего возраста. Эти же категории населения все еще носят сшитое из шерстяной материи, шелка, шифона, крепдешина традиционное платье къумукъ капот - приталенное и расширяющееся книзу из-за вставленных в него в передней части полотна 4-6 клиньев длиной до щиколоток, с длинными суженными рукавами и небольшим вырезом на груди. Под это платье надевают шелковый, гипюровый или шифоновый с бахромой треугольный платок тастар. Его покупают у кумычек с. Аксай, которые плетут их вручную. В повседневном быту, а также направляясь к соседям в гости, или для выражения соболезнования, пожилые кумычки надевают традиционный головной платок гульмелли, а из обуви - кожаные вышитые шелковыми нитками чувяки мачийляр, которые они приобретают у соседних даргинцев с. Губден. В 60-80-е гг. XX в. эти чувяки носили и молодые кумычки Карабудахкента, и даже девушки (студентки) г. Махачкалы. В холодное время года пожилые женщины носят сте-
ганые ватные телогрейки тошлукъ. До 80-х гг. XX в. их шили в с. Карабудахкент, а сейчас покупают готовыми на рынке.
Отдельные элементы традиционной мужской одежды кумыков сохранились лишь у представителей старшего возраста. Пожилые мужчины с. Карабудахкент все еще носят бывшие популярными вплоть до 80-х гг. XX в. овчинные шубы тон и папахи борк. При выходе на годекан или в другое общественное место они надевают каракулевые папахи бухари борк.
У кумыков Карабудахкента вплоть до Новейшего времени сохранялись традиционные виды женской и мужской одежды.
Более подробно остановимся на таком виде (не встречающегося у других народов Дагестана) женского головного убора, как тастар. Его описание приводится А. Расуловой. Она пишет: «Тонкий белый платок тастар, искусно сплетенный из шелковой нити, - настоящее волшебство. Тысячи крохотных узелков и месяцы кропотливой, сосредоточенной работы - и платок-паутинка готов. Почти невесомые, ажурные та-стары в старину украшали головы кумычек - жительниц дагестанских равнин. Плести их умела чуть ли не каждая девушка. Тастары были широко распространены на Северном Кавказе и в Дагестане среди кумычек. Они носили платок, не надевая снизу чохто. Раньше молодые девушки надевали на свадьбы и другие торжества треугольную косынку, а женщины постарше - большие четырехугольные платки. Обычно тастары были белого или кремового цвета, иногда с бахромой. Сетка тастара - основное полотно, по которому потом вышивается узор, - напоминает рыболовную сеть. Мелкие ромбовидные ячейки соединены между собой крохотными узелками. Мастерицы используют специальные инструменты: челнок и крючок. Для создания красивого тастара мало набить руку и сплести одинаковые ромбики. Легкость и изящество изделия зависят от нитки, а именно от ее толщины. Самые тонкие тастары плетут из шелковых нитей. На один платок уходило обычно около пяти катушек, а расход зависит от рисунка» [15].
Кумыки с. Каякент Каякентского района РД
Пожилые и средних лет кумычки с. Каякент сейчас носят туз къапут - широкое длинное платье с оборками, и торкъана - шелковый сетчатый трех- и четырехугольный платок. Эти платки ручной работы производятся в с. Аксай и продаются по следующим ценам (2018 г.): треугольный стоит 5-6 тыс. руб., а четырехугольный -12 тыс. руб. Помимо торкъана носят и гульменди. До 90-х гг. XX в. женщины носили кожаные вышитые шелковыми нитками чувяки губден чарыкъ, которые они приобретали у губденок на рынке г. Избербаша. Сейчас эта категория женщин носит в основном обувь фабричного производства.
Итак, как это видно, традиционная одежда в наше время сохранилась у кумыков с. Карабудахкент и Каякент в основном у представителей старшего возраста и по преимуществу у женщин [17, с. 327].
Лезгины с. Ашага-Стал С.-Стальского района РД
В с. Ашага-Стал старинные платки (келегъа), оставшиеся в наследство от бабушек, сейчас носят только женщины среднего возраста при выходе на работу, а иногда -в гости или на свадьбу. Зимой дома женщины носят шерстяные носки джурабы (менсе-рар) и чулки (сунгюлютар). Женщины старшего возраста носят старинные платья с оборками (булушка), шаровары, чохто (шуткьу), головные платки (шал), серебряные
украшения (кольца, серьги, браслеты). С 2010 г. некоторые девушки начали носить хи-джаб.
Пожилые мужчины, выходя зимой на годекан, накидывают на плечи традиционные шубы (кавал) с воротником и длинными ложными рукавами. Этими же шубами они укрываются ночью в холодное время года.
Лезгины с. Ахты Ахтынского района РД
Зимой дома все носят шерстяные вязаные носки (кюлют). Пожилые мужчины носят каракулевые папахи (бухара бармак), а женщины - старинные платья (булушка) темных тонов, а также шерстяные и шелковые с бахромой платки (шал, келагъай) поверх чохто (ит1къу). В 90-е гг. XX в. молодые женщины и девушки еще носили вышитые кожаные чувяки, которые они покупали в г. Махачкале. Сейчас все носят обувь фабричного производства.
Табасаранцы с. Хив Хивского района РД
В этом селении только пожилые женщины носят традиционное платье с оборками (булушка), чохто (чхта), старинные шерстяные и шелковые с бахромой головные платки (шал, келагъай), шерстяные носки джурабы (хьайин атТнар), серебряные кольца.
Пожилые мужчины, выходя на годекан, накидывают на плечи традиционные шубы с воротником и длинными ложными рукавами (кавал ургам). На голову они надевают овчинные папахи (бачукТ), а в торжественных случаях - каракулевую папаху (бухара бачукТ). Овчинные папахи носят также чабаны и пастухи.
Табасаранцы с. Дагни Табасаранского района РД
До начала 2000-х гг. пожилые мужчины, выходя на годекан (гуми), накидывали на плечи овчинные шубы (аьхи ургам) большая шуба с воротником и ложными рукавами. Ими же укрывались ночью в холодное время года. На голову старики (и чабаны) надевали овчинные папахи (пТапТах) черного, серого и (редко) белого цвета. Дома они носили маленькие овчинные шапки, сшитые шерстью вовнутрь (гугу). В торжественных случаях мужчины надевали каракулевые папахи (бухара бачукТ), которые в последние годы снова вошли в моду. До 1995 г. при выполнении домашних и хозяйственных работ в холодное время года дети и взрослые носили стеганные на вате безрукавки (гъулсуз). У детей верх этой безрукавки был из лоскутков - от «сглаза».
Кавказскую рубаху с брюками-галифе старики носили вплоть до начала 90-х гг. XX в. Традиционную обувь чарыки (шаламар) с обмотками (тулакъар) носили вплоть до 70-х гг. XX в. Резиновые галоши и сапоги носят и сейчас.
Пожилые женщины все еще носят старинные платья (булушка курт) с шароварами (шарвар) и чохто (чхта).
В холодное время года дома взрослые и дети носят шерстяные узорчатые носки с голенищами (хьайин атТнар) и без них (гапар). В последние годы, направляясь на свадьбу, женщины старшего возраста накидывают на голову и плечи шерстяные (шал) и шелковые (келагъай) с бахромой платки. Голову невесты также покрывают платком келагъай. В последние годы среди девушек этого села становится популярным хиджаб.
Табасаранцы с. Гасик Табасаранского района РД
До 70-х гг. XX в. пожилые мужчины и сельские пастухи этого селения носили бешмет (валжагъ), овчинную папаху (бачукТ) и сыромятную обувь типа чарыков (ша-ламар) с обмотками (тТирихар). К примеру, валжагъ и бачукТ носил и местный мулла
Шихкерим, а сельский кузнец Абдулкерим (Уста-ими) надевал их вплоть до начала 90-х гг. Пожилые мужчины, выходя на годекан, надевали овчинную папаху (бачукГ) и шубу с воротником и длинными ложными рукавами (кавал ургам), которой они также укрывались ночью в холодное время года. До 2010 г. они носили дома небольшую круглую овчинную шапку (гугу). Выходя на годекан и торжественные мероприятия, пожилые (а с 2010 г. - и молодые) мужчины надевают на голову каракулевую папаху (бухара бачукГ). И мужчины, и женщины до 2010 г. в холодное время года носили овчинные и матерчатые стеганные на вате безрукавки (пенжек).
Пожилые женщины до сих пор носят старинное платье (булушка курт) и головной убор чохто (чхта). Женские шаровары уже никто не надевает, даже пожилые женщины. Старинные шерстяные платки с бахромой (шал) все еще носят женщины 5560 лет. До начала 90-х гг. невесты на свадьбе накидывали на голову старинный шелковый платок (келагъай).
Вязаные шерстяные носки с голенищами (хьайин атГнар) и без них (гапар), как и галоши (калушар) и резиновые сапоги, до сих пор широко распространены среди сельских жителей. Хиджаб в этом селении носят единицы.
Итак, как это видно, большинство традиционных типов и видов одежды у табасаранцев исчезли еще в советское время. Подавляющее большинство населения стало носить современную одежду фабричного производства европейского типа. Сохранившиеся виды традиционного костюма присутствуют у представителей старшего возраста и по преимуществу у женщин. Религиозный дресс-код соблюдают лишь отдельные женщины молодого и среднего возраста.
Агульцы с. Тпиг Агульского района РД
Женщины этого села в торжественных случаях накидывают на плечи старинный белый шерстяной платок с бахромой (тур), шелковый платок (дарай ягълукъ, гульмен-ду калагъан). Надевают старинное распашное платье (валжах) с кожаным поясом (ка-марар), с нашитыми на нем серебряными монетами, а также серебряные браслет, кулон и кольцо.
В холодное время года носят джурабы (тунин гивгГанар). Пожилые женщины нашего села до сих пор носят старинные платья со складками (ицуларин берхем) с чохто (къуч).
Весной и осенью надевают одежду (платья и юбки) из плотных тканей, а летом предпочитают носить одежду из более тонких тканей. В основном сейчас женщины предпочитают красивую, удобную, элегантную одежду.
Рутульцы с. Рутул Рутульского района РД
В холодное время женщины этого села носят вязаные носки без голенищ (чивечбыр) и джурабы (сукуйбыр). Пожилые женщины носят ухун - платье типа булуш-ка и шерстяной платок с бахромой (шалбыр) поверх чохто (бирчек). Направляясь на свадьбу, девушки накидывают на плечи старинные шерстяные (гендже-калагъай) и шелковые (хара шал) платки.
Во время свадьбы, в свадебном кортеже старшая из женщин (енги) со стороны жениха надевает белую крепдешиновую шаль (шал). Хиджаб здесь носят в основном молодые девушки и женщины. Старшее поколение относится к хиджабу неодобрительно, считая этот тип одежды нетрадиционным для Рутула и Дагестана.
Даргинцы-цудахарцы с. Куппа Левашинского района РД
Молодые женщины в повседневном быту сейчас носят широкие и длинные до щиколоток платья (нишала ссум хТава) из штапеля и велюра. Пожилые женщины под это платье надевают шаровары. С 2000-х гг. в моду у женщин вошли длинные и широкие халаты. Популярны также туники и платья в сочетании с брюками. Большинство девочек, девушек и женщин носят косынки и платки. Хиджаб здесь стали носить с 2010 г.
В холодное время года мужчины и женщины носят традиционные стеганые ватные, вязаные шерстяные или из дубленой кожи безрукавки (дулгъбе аквар чухъа). До 70-х гг. XX в. женщины носили войлочные сапоги (варсила тапри) на кожаной подошве, а до 80-х гг. XX в. - кожаные вышитые шелковыми нитками чувяки (чирикье) местного производства.
До 80-х гг. XX в. мужчины и старики носили овчинные шубы (дулгъбарай ххула хТяка), которыми они также укрывались в холодное время года. Вплоть до недавнего времени чабаны и пастухи носили овчинные папахи и бурки. И в прошлом, и теперь мужчины носят каракулевые папахи (гТантТикТа) и шапки-ушанки (с 2005 г.).
Замужние женщины, направляясь на свадьбу или соболезнование, накидывают на голову доставшиеся им от бабушек старинные (или под старину) шелковые платки (чибилдирик). Их покупают в с. Хаджалмахи или на Ая-базаре у с. Карлабко.
Аварцы с. Ругуджа Гунибского района РД
До начала 90-х гг. XX в. на праздник Первой борозды Оц бай, специально для танцев, женщины 35-45 лет надевали старинные праздничные распашные платья (хъабалай). Старинные шелковые платки (гурмендо) с бахромой и сейчас женщины надевают на свадьбы и соболезнования. Помимо него надевают и другой старинный платок (кТикъат харайдул кверлъин). Традиционный свадебный наряд (маргъал) ру-гуджинские невесты надевают до сих пор. У пожилых женщин все еще в моде кожаные чувяки (мачуял). Их шьют мастера из селения Бухты Гунибского района.
До начала 2000-х гг. пожилые мужчины под костюм «сталинка» (китель со стоячим воротником и брюками-галифе) надевали хромовые сапоги (хурум чакмаял) и каракулевую папаху (гъарахъул тТагъур). Направляясь на соболезнование, было принято накидывать на плечи овчинную шубу (умугъ). Молодежь надевала эту шубу ночью во время свадеб, а старики - при выходе на годекан. Ею также укрывались ночью в холодное время года. Чабаны и сейчас носят бурки (буртина) и овчинные папахи (вехьасул тТагъур).
Аварцы-гидатлинцы с. Урада Шамильского района РД
У гидатлинцев традиционно бытовало несколько видов шуб: кТач - шуба-накидка с пелериной и с ее разновидностью - букТ; шуба с длинными ложными рукавами и широким воротником - тум хабарча («лакская шуба»); и напоминавшая по покрою бешмет - шуба хабача. Все эти виды шуб были в быту до середины 2000-х гг. Начиная с 70-х гг. XX в. гидатлинцы перешли на ношение пальто, плащей и курток фабричного производства, хотя и сейчас зимой при выходе на годекан, или направляясь на кладбище, все еще надевают традиционную шубу-накидку (кТач).
До середины 70-х гг. XX в. гидатлинцы носили овчинные папахи (кьугъур) нескольких типов. Наиболее популярной была кьом бугаб кьугъур - полусферической формы папаха, сшитая из сплошного куска мохнатой овчины ворсом наружу. Наряду с ними бытовала цилиндрической формы папаха с невысоким околышем и донышком -
кьагъди кьугъур. Шили ее из мелкозавитой овчины молодняка. Широко бытовали среди гидатлинцев и папахи конусообразной формы со слегка расширяющимся кверху околышем. Такие папахи шили из мелкозавитой, низкошерстной овчины ягненка - тахта. Папаха такой формы, которая шилась из привозного каракуля, называлась бухари кьугъур. Этот тип папахи носят и сейчас мужчины среднего и старшего возраста. До конца 90-х гг. XX в. пожилые мужчины дома в кругу семьи и во время сна надевали небольшую шапочку (кГабахГ) наподобие войлочной сванской тюбетейки. Она состояла из шести клиньев, расширяющихся книзу, а нижний край обшивался мехом шириной в два пальца.
Нательной плечевой одеждой гидатлинской женщины являлось платье-рубаха кунта. Ее шили из темных расцветок домотканого сукна сугъур, а в дальнейшем - из сатина, ситца, вельвета, бязи, бархата, плюша, атласа. Кунта имело туникообразный, широкий и прямой покрой. Длина платья доходила до щиколоток, а иногда ее край даже касался земли. Для того чтобы платье было достаточно широким к бокам пришивались прямоугольные клинья (хвалхьен).
Парадным платьем женщин и девушек Дагестана было закрытое платье со вставкой спереди, более известное как къабалай. В Гидатле среди молодых женщин известно платье подобного типа - хабало - с вшивным рукавом, отрезной талией и юбкой с широкими складками. Разрез на груди на этом платье почти до талии застегивался на пуговицы. Рукав был широкий, на манжете. Длина платья доходила до икр.
Платье-рубаху кунта из хлопчатобумажной ткани, штапеля и бархата гидатлин-ки носят и в наше время. Верхняя рубаха кунта бывает длиной до пят, а нижняя (из хлопчатобумажной ткани) - до колен.
Неотъемлемым элементом повседневной одежды и нарядного костюма был пояс поверх платья. Пояса отличались по своим функциям, форме, материалу и способу ношения. Аварки Гидатля носили пояса, скрученные в жгут, длиной от 1,5 до 5 метров в натуральную ширину полотнища. Обернув вокруг талии, пояс завязывали одинарным узлом сбоку. Как считают специалисты, большие матерчатые пояса (как и кожаные с массивной пряжкой) являются очень древним элементом традиционного костюма, связанного с туникообразной длинной одеждой женщин [3, с. 30-31].
Поверх повседневного платья носили пояс (ручел). Пояса были нескольких разновидностей: кожаные (тохьол ручел) и с инкрустацией из свинца, серебряные (гГарцул ручел), матерчатые (бедил ручел, букГвалихамил ручел), тканые (рессул ручел) и являлись частью будничного и нарядного костюма гидатлинок. Их изготовляли в гидатлинском селении Тлях. До начала 2000-х гг. как элемент парадной одежды пожилых женщин все еще сохранялись матерчатые пояса (бедил ручел, букГвалихамил ручел).
Основным видом нижнего головного убора женщин Дагестана была чухта, имевшая разнообразные типы и локальные варианты. Носили чухту не снимая и днем, и ночью. Выходя из дома, а при посторонних и в доме, женщина обязательно поверх чухты накидывала покрывало или платок [3, с. 38-39, 45].
Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз в виде накосника. Характерной особенностью чухты женщин Гидатля являлось наличие на чепчике чухты специальной нарядной нашивки-налобника квадратной или треугольной формы. Нашивка обычно закрывала налобную или теменную часть головы. Чухта гидатлинки не имела подбородочной ленты, а укреплялась посредством завязок-лент. Обязательной ее принадлежностью были круглые височные бляхи (кГиликГ) разного размера. Височные серебряные бляхи (кГилкГал) бывали разных размеров: большие носили девушки, средние - замужние женщины, ма-
ленькие - пожилые женщины. До 70-х гг. XX в. их изготовлял мастер (устар) Х^мзат-Афанди из с. Тлях. Сейчас их носят только пожилые женщины.
Верхним головным убором (покрывало-полотнище), который надевали поверх гТоркь, являлась чаба из домотканого сукна. С появлением фабричной материи чаба стали изготавливать из ситца, батиста, штапеля зеленого, коричневого, черного и темно-синего цветов. В наши дни головные уборы гТоркь и чаба носят только женщины среднего и старшего возраста.
Обувь гидатлинок была однотипна с обувью других аварок Центрального Дагестана. Из специфических видов женской обуви, встречающихся только в с. Урада, можно отметить сапоги для пожилых женщин - дурилал, подошва которых делалась из войлока или воловьей кожи, головка - кожаная или кирзовая, а голенища - из плотной ткани с подкладкой из овчины или с ватной подстежкой. Для голенища войлочных сапог (на войлочной подошве) использовались орнаментированные носки (их верх), головку сверху покрывали стриженой бараньей шкуркой и узорной строчкой [3, с. 103]. Указанный тип обуви гидатлинки носили вплоть до середины 90-х гг. XX в.
Таким образом, традиционная одежда гидатлинцев в сравнении с другими народами Дагестана обнаруживает большую устойчивость, что объясняется особенностями их менталитета - преобладанием в их этнической психологии здорового консерватизма [19, с. 70].
Аварцы-салатавцы с. Новый Чиркей Кизилюртовского района РД
Женщины этого села в повседневной жизни предпочитают носить удобную, комфортную одежду, в основном темных тонов. Головным убором является платок.
На свадьбу надевают в основном длинные нарядные платья с рукавами. Большинство жителей этого села предпочитают носить обувь фабричного производства. Пожилые и некоторые молодые женщины, направляясь на свадьбу, накидывают на голову старинный платок (гурмендо), а также надевают золотые и серебряные украшения.
Аварцы-салатавцы с. Ново-Мехельта Новолакского района РД
Выходцы из этого села придерживаются в основном консервативного и классического стиля одежды, а дома - спортивного. Женщины носят удобную современную одежду в основном темных оттенков.
Направляясь на свадьбу, девушки на голову накидывают старинный платок гур-мендо. Большинство женщин и девушек носят платки, косынки.
Аварцы с. Ботлих Ботлихского района РД
Женщины старшего возраста в этом селении все еще носят старинные платья (буцТараб гурде) с оборками на груди. Его шили из велюра, шелка или шифона. До 2000-х гг. пожилые женщины еще носили чохто. Женщины среднего возраста, направляясь на свадьбу или соболезнование, надевают старинные платки (гурмендо). До 80-х гг. XX в. женщины подпоясывались кожаными с металлическими вставками поясами (ракьичал).
Заключение
Анализ материала позволяет сделать ряд выводов и обобщений. Основу современной одежды сельского населения Дагестана составляет утвердившаяся в быту еще в советское время одежда европейского типа. В отличие от такой же одежды городского населения Дагестана одежда сельского населения отличается большей консервативно-
стью, в ней дольше сохранялись элементы традиционного костюма, жестче соблюдается гендерный, возрастной и конфессиональный дресс-код, она меньше подвержена влиянию и веяниям современной моды.
Если говорить о трансформации одежды, то ее исходным образцом в Дагестане является традиционный горский костюм, подвергшийся коренному изменению еще в советское послевоенное время. К 70-м гг. XX в. большинство сельского населения перешло на ношение костюма фабричного производства европейского типа. Отдельные элементы традиционного костюма сохранялись лишь у представителей старших поколений и по преимуществу у женщин и лиц, занятых в животноводстве.
Что же касается изучаемого нами периода, то со второй половины 80-х гг. XX в. и по настоящее время наблюдается постепенная утрата элементов этого костюма. Эти процессы были обусловлены уходом из жизни представителей старших поколений, а также уменьшением числа лиц, занятых в животноводстве. В то же время в связи с повышением этнического самосознания, с проявленными инициативами государственных и общественных деятелей, модельеров и этнологов в последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к неоправданно забытой горской одежде. Отдельные ее элементы (платье къабалай, ругуджинский свадебный наряд невесты, головные платки гульмендо, шал, келагъай, джурабы, серебряные украшения, каракулевые папахи и шапки-ушанки) стали частью современной региональной моды, престижным элементом праздничного и повседневного костюма как в сельской, так и в городской среде.
Разновидностью традиционного женского костюма, получившего распространение в Дагестане со второй половины 80-х гг. XX в., является хиджаб. Несмотря на усиление влияния ислама на многие сферы культуры и быта в Дагестане, этот вид (обусловленный мусульманским дресс-кодом) одежды не получил широкого распространения в сельской местности: его носят лишь немногие девушки и женщины среднего возраста даже в тех селах, где ислам традиционно имеет сильные позиции еще с советских времен. Наблюдается как благожелательное или нейтральное отношение к хиджабу, так и неприятие этого вида женской одежды. Последняя позиция обусловлена мнением, считающим хиджаб нетрадиционным для Дагестана арабским типом одежды.
Итак, имея в виду трансформацию такого структурного элемента материальной культуры, как одежда, можно прогнозировать (учитывая меньшую ее консервативность и подверженность влиянию моды), что в дальнейшем (с уходом из жизни представителей старших поколений) большинство из сохранившихся элементов традиционного костюма будет утрачено.
Литература
1. Абдулвахабова Б.Б.-А. Одежда в культуре повседневности дореволюционного города в конце XIX - начале XX века (на примере г. Грозного) // Северокавказский город в региональном историческом процессе: материалы Международной научной конференции (г. Каспийск, 18-19 сентября 2012 г.). - Махачкала: Алеф, 2012. - С. 230-235.
2. Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев XIX-XX вв. - Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2004. - 266 с.
3. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева А.Г. Одежда народов Дагестана: ис-торико-этнографический атлас. - Пущино, 2001. - 289 с.
4. Гаджалова Ф.А. Проблемы сохранения и возрождения национального костюма народов Дагестана в постсоветское время // Российский Кавказ: проблемы, поиски,
решения / под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова, А.-Н.З. Дибирова. - М.: Аспект Пресс, 2015.
5. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. - М.: Наука, 1981. - 151 с.
6. Гаджиханова Р.Г. Дагестанский костюм. - Махачкала: Изд. дом «Эпоха», 2010. - 232 с.
7. Далгат Э.М. Город и городская жизнь в Дагестане во второй половине XIX -начале XX в. - Махачкала: Изд. дом «МавраевЪ», 2015. - 256 с.
8. Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. - 2013. - № 4.
9. Зульпукарова Э.М.-Г, Сефербеков Р.И. Особенности мусульманского дресс-кода городской молодежи Дагестана (на примере студенток Дагестанского государственного университета) // История, археология и этнография Кавказа. - Махачкала, 2018. - Т. 14, № 1.
10. Зульпукарова Э.М.-Г., Сефербеков Р.И. Традиционный женский костюм: сохранение компонентов этнической идентичности в городах Дагестана в начале XXI века // Кавказский мир: проблемы образования, языка, литературы, истории и религии; материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Чеченского государственного университета (г. Грозный, 25-26 сентября 2018 г.) / отв. ред. М.Р. Нахаев; ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». - Махачкала: Алеф, 2018.
11. Коляков С. Одежда // Материальная культура: свод этнографических понятий и терминов. - М.: Наука, 1989. - Вып. 3.
12. Магомедов А.Дж., Гаджалова Ф.А. Традиционные женские покрывала Дагестана: инокультурные влияния // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - № 3 (77), ч. 2.
13 Магомедов А.Дж, Гаджалова Ф.А. Из истории формирования мусульманского женского дресс-кода в Дагестане // Исламоведение. - 2017. - Т. 8, № 2.
14. Махмудова З.У. Урбанистический универсализм и этнические традиции в женском костюме народов Дагестана (вторая половина XX - начало XXI в.) // Народы Кавказа: этнокультурные традиции и модернизации: научный сборник, посвященный памяти Г.А. Сергеевой / сост., отв. ред. Ю.А. Анчабадзе. - М.: Три квадрата, 2016. -С. 48-73.
15. Расулова А. Тастар: тысячи шелковых узелков [Электронный ресурс] // Сайт «Это Кавказ»: - Режим доступа: https://etokavkaz.ru/traditcii/tastar-tysyachi-shelkovykh-Ц2е1кру (дата обращения: 26.04.2018).
16. Сефербеков М.Р. Традиционная культура народов Дагестана в условиях глобализации // Современная наука и инновации: Научный журнал. - Ставрополь; Пятигорск: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017. - № 2 (18).
- С. 378-383.
17. Сефербеков М.Р., Сефербеков Р.И. Трансформация материальной культуры у кумыков Каякента и Карабудахкента во второй половине 80-х гг. XX века - начале XXI века: соотношение новых и традиционных элементов // Россия и Северный Кавказ: диалог народов, культур, государств; материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистров и студентов (г. Грозный, 4-5 декабря 2018 г.). - Грозный: ГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2018.
- С. 323-327.
1S. Сефербеков Р.И. Значимые культурные феномены этнической идентичности народов Дагестана в условиях глобализации // Пространство этноса в современном мире: материалы I Международного конгресса (г. Грозный, 29-31 октября 2G14 г.). -Грозный, 2G14. - С. 3G7-3G9.
19. Сефербеков Р.И. Традиционная одежда аварцев-гидатлинцев: сохранение этнической и культурной идентичности в советский и постсоветский периоды // Манускрипт. - Тамбов: Грамота, 2G2G. - Т. 13, вып. 7. - C. 63-7G.
2G. Халидова О.Б, Сефербеков Р.И. Процессы реисламизации в постсоветском Дагестане: проблемы и особенности (первая половина 199G^ гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2G1S. - № 3.
References
1. Abdulvahabova B.B.-A. Odezhda v kul'ture povsednevnosti dorevoljucionnogo goroda v konce XIX - nachale XX veka (na primere g. Groznogo) // Severokavkazskij gorod v regional'nom istoricheskom processe: Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Kaspijsk, RD, 1S-19 sentjabrja 2G12 g.). - Mahachkala: «Alef», 2G12. - P. 23G-235.
2. Bulatov B.B., Gashimov M.F., Seferbekov R.I. Byt i kul'tura tabasarancev XIX -XX vv. - Mahachkala: Institut IAJe DNC RAN, 2GG4. - 2бб p.
3. Bulatova A.G., Gadzhieva S.Sh., Sergeeva A.G. Odezhda narodov Dagestana: Istor-iko-jetnograficheskij atlas. - Pushhino, 2GG1. - 2S9 p.
4. Gadzhalova F.A. Problemy sohranenija i vozrozhdenija nacional'nogo kostjuma narodov Dagestana v postsovetskoe vremja // Rossijskij Kavkaz: problemy, poiski, reshenija / Pod obshhej red. R.G. Abdulatipova, A.-N.Z. Dibirova. - M.: Aspekt Press, 2G15. - P. 371372.
5. Gadzhieva S.Sh. Odezhda narodov Dagestana. - M.: Nauka, 19S1. - 151 p.
6. Gadzhihanova R.G. Dagestanskij kostjum. - Mahachkala: Izd. dom «Jepoha», 2G1G.
- 232 p.
7. Dalgat Je.M. Gorod i gorodskaja zhizn' v Dagestane vo vtoroj polovine XIX - nachale XX v. - Mahachkala: Izd. dom «Mavraev^», 2G15. - 25б p.
S. Dode Z.V. Platok i hidzhab. Papaha i chalma. O nacional'nyh i konfessional'nyh tradicijah v kul'ture narodov Severnogo Kavkaza // Jetnograficheskoe obozrenie. - 2G13. -№ 4. - P. 129-153.
9. Zul'pukarova Je.M.-G., Seferbekov R.I. Osobennosti musul'manskogo dress-koda gorodskoj molodezhi Dagestana (na primere studentok Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta) // Istorija, arheologija i jetnografija Kavkaza. - Mahachkala, 2G1S. - T. 14, № 1.
- P. 81-8б.
1G. Zul'pukarova Je.M.-G., Seferbekov R.I. Tradicionnyj zhenskij kostjum: sohranenie komponentov jetnicheskoj identichnosti v gorodah Dagestana v nachale XXI veka // Materi-aly mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Kavkazskij mir: problemy obra-zovanija, jazyka, literatury, istorii, i religii», posvjashhennoj SG-letiju Chechenskogo gosudar-stvennogo universiteta. (25-2б sentjabrja 2G1S g., g. Groznyj) / о1у. red. M.R. Nahaev. Groz-nyj: FGBOU VO «Chechenskij gosudarstvennyj universitet». - Mahachkala: Alef, 2G1S. -P.172-177.
11. Koljakov S. Odezhda // Material'naja kul'tura: svod jetnograficheskih ponjatij i terminov. - M.: Nauka, 19S9. Vyp. 3.- P. Ю3-Юб.
12. Magomedov A. Dzh., Gadzhalova F.A. Tradicionnye zhenskie pokryvala Dagestana: inokul'turnye vlijanija // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki,
kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2017. - № 3 (77), сЬ. 2. - P. 105-107.
13 Magomedov A.Dzh., Gadzhalova F.A. Iz istorii formirovanija musul'manskogo zhenskogo dress-koda v Dagestane // Islamovedenie. - 2017. -T. 8, № 2. - P. 67-76.
14. Mahmudova Z.U. Urbanisticheskij universalizm i jetnicheskie tradicii v zhenskom kostjume narodov Dagestana (vtoraja polovina XX - nachalo XXI v.) // Narody Kavkaza: jetnokul'turnye tradicii i modernizacii: Nauchnyj sbornik, posvjashhennyj pamjati G.A. Ser-geevoj / Sost., otv. red. Ju.A. Anchabadze. - M.: Tri kvadrata, 2016. - P. 48-73.
15. Rasulova A. Tastar: tysjachi shelkovyh uzelkov [Jelektronnyj resurs] // Sajt «Jeto Kavkaz»; URL: https://etokavkaz.ru/traditcii/tastar-tysyachi-shelkovykh-uzelkov (data obrashhenija: 26.04.2018).
16. Seferbekov M.R. Tradicionnaja kul'tura narodov Dagestana v uslovijah globalizacii // Sovremennaja nauka i innovacii: Nauchnyj zhurnal. - Stavropol': Pjatigorsk: FGAOU VPO «Severo-Kavkazskij federal'nyj universitet». - 2017. - № 2 (18). - P. 378-383.
17. Seferbekov M.R., Seferbekov R.I. Transformacija material'noj kul'tury u kumykov Kajakenta i Karabudahkenta vo vtoroj polovine 80-h gg. XX veka - nachale XXI veka: soot-noshenie novyh i tradicionnyh jelementov // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, aspirantov, magistrov i studentov «Rossija i Severnyj Kavkaz: dialog narodov, kul'tur, gosudarstv» (Groznyj, 4-5 dekabrja 2018 g.). - Groznyj: GBOU VO «Chechenskij gosudarstvennyj universitet», 2018. - P. 323-327.
18. Seferbekov R.I. Znachimye kul'turnye fenomeny jetnicheskoj identichnosti narodov Dagestana v uslovijah globalizacii // Materialy I Mezhdunarodnogo Kongressa «Pros-transtvo jetnosa v sovremennom mire» (29-31 oktjabrja 2014 g.). - Groznyj, 2014. - P. 307309.
19. Seferbekov R.I. Tradicionnaja odezhda avarcev-gidatlincev: sohranenie jetnicheskoj i kul'turnoj identichnosti v sovetskij i postsovetskij periody // Manuskript. - Tambov: Gramota, 2020. - T. 13, vyp. 7. - P. 63-70.
20. Halidova O.B., Seferbekov R.I. Processy reislamizacii v postsovetskom Dagestane: problemy i osobennosti (pervaja polovina 1990-h gg.) // Vestnik Kemerovskogo gosudar-stvennogo universiteta. - 2018. - № 3. - P. 64-69.
Поступила в редакцию 10 января 2021 г.
UDC 391.2
DOI: 10.21779/2542-0313-2021-36-1-14-27
Transformation of the Material Culture Elements: Traditional Clothing of the Dagestan Rural Population in the Context of Socio-Cultural Processes in the Latter Half of the
80s. XX - Early XXI Century
R.I. Seferbekov
Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 45; ruslan-seferbekov@rambler.ru
The article highlights the process of transformation in one of the traditional material culture elements of the Dagestan peoples - clothing under the conditions of «perestroika», the collapse of the USSR and the post-Soviet period. The basis of the modern costume of the rural population of Dagestan is the clothing of the European type in combination with individual elements of the national costume.
Despite the fact that the clothing of the rural population differs from the urban population in greater conservatism, it is less susceptible to the influence and trends of modern fashion. The elements of the traditional costume are preserved in it longer. The gender, age and confessional dress code is more strictly observed. During the studied period it underwent certain transformations alongside the urban dwellers' clothing. These transformations were associated with the intensified introduction of new types of clothing of the European type into everyday life.
The hijab is a variation of the traditional female costume, which gained a certain distribution in Dagestan during the period under study. Despite the growing influence of Islam on many spheres of culture and everyday life in Dagestan, this type of clothing, conditioned by the Muslim dress code, has not become widespread: it is worn by few middle-aged girls and women, even in those villages where Islam traditionally has a strong position.
It should be noted that some elements of the traditional mountain costume are still preserved in the clothing of middle-aged and elderly men and women and those employed in cattle breeding. According to the author, despite the fact that the growth of ethnic and cultural self-awareness in the republic, attempts are made to preserve and revive the traditional Dagestan costume. Though in future, the majority of the surviving elements of mountain clothing will be lost. Globalization and urbanization have a great influence on these processes.
Keywords: material culture, traditional clothing, the contemporary times, socio-cultural transformations, regional fashion.
Received 10 January 2021