https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.7.12
Сефербеков Руслан Ибрагимович
Традиционная одежда аварцев-гидатлинцев: сохранение этнической и культурной идентичности в советский и постсоветский периоды
Цель исследования - анализ традиционной мужской и женской одежды аварцев-гидатлинцев и выяснение хронологических рамок ее бытования в новейшее время. Научная новизна исследования заключается в детальном описании сохранявшейся в основном до 70-80-х гг. XX в. и в последующее время национальной одежды гидатлинцев, выявлении в ее составе общих и локальных черт, традиционных и новых элементов. В результате доказано, что традиционная одежда у гидатлинцев бытовала в основном до 70-80-х гг. XX в., а некоторые ее виды - и в более позднее время. Появление инноваций было связано с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Постепенно они были вытеснены и заменены на фабричную одежду европейского стиля. Это касается в основном мужской одежды гидатлинцев. Национальный костюм почти в полной мере сохраняется у женщин, а также у мужчин старших возрастов и у лиц, занятых в животноводстве. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/9/2020/7/12.1'|1т1
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 7. C. 63-70. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/7/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
16. Саберов Р. А. Служители культа марийской традиционной религии в XVIII - начале XXI века. Н. Новгород: Типография «Поволжье», 2018. 134 с.
17. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
18. Харитонова В. И. Исследование феномена или обоснование теорий? // Этнографическое обозрение. 2007. № 1. С. 56-69.
19. Шкалина Г. Е. Священный мир марийский. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2019. 303 с.
20. Шкалина Г. Е. Традиционная культура народа мари. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2003. 208 с.
21. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Изд-е 2-е. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
22. Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань: Типо-лит. В. М. Ключникова, 1887. 87 с.
23. Ямурзин А. А. О некоторых аспектах современного состояния язычества в Башкортостане (на примере язычества мари) // Вестник Башкирского университета. 2007. № 1. С. 113-115.
24. Ярыгин А. Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1976. 76 с.
Mari "Shamanism": Problems of Definition
Saberov Rushan Anvyarovich
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University saberow@yandex. ru
The study aims to determine whether the definitions "shaman", "shamanism" can be applied to the priestly tradition of the Mari autochthonous religion. The article examines particularities of the activity undertaken by certain categories of "the wise" and the immediate leaders conducting pagan worship services (the "kart" or "onaeng" priests) from the perspective of the "shamanism" phenomenon. The research is novel in that it attempts to carry out a comparative retrospective analysis of the considered issue using the data collected by the author in the field. As a result of the study, it has been determined that it is not possible to use the term "shaman" to refer to the priests of the Mari traditional religion due to the lack of the elements relating to shaman practices in their ritual activity both in the past and at present.
Key words and phrases: the Mari; paganism; ethnic religion; priest; shaman; wise man.
https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.7.12 Дата поступления рукописи: 28.05.2020
Цель исследования - анализ традиционной мужской и женской одежды аварцев-гидатлинцев и выяснение хронологических рамок ее бытования в новейшее время. Научная новизна исследования заключается в детальном описании сохранявшейся в основном до 70-80-х гг. XX в. и в последующее время национальной одежды гидатлинцев, выявлении в ее составе общих и локальных черт, традиционных и новых элементов. В результате доказано, что традиционная одежда у гидатлинцев бытовала в основном до 70-80-х гг. XX в., а некоторые ее виды - и в более позднее время. Появление инноваций было связано с распространением фабричной продукции, складыванием новых потребностей и стандартов жизни, которые привели к исчезновению большинства видов национальной одежды. Постепенно они были вытеснены и заменены на фабричную одежду европейского стиля. Это касается в основном мужской одежды гидатлинцев. Национальный костюм почти в полной мере сохраняется у женщин, а также у мужчин старших возрастов и у лиц, занятых в животноводстве.
Ключевые слова и фразы: материальная культура; традиционная одежда; народы Дагестана; аварцы-гидатлинцы; дореволюционное, советское и постсоветское время; идентичности.
Сефербеков Руслан Ибрагимович, д. ист. н.
Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Махачкала Шае^пс@таИ ги
Традиционная одежда аварцев-гидатлинцев: сохранение этнической и культурной идентичности в советский и постсоветский периоды
Актуальность темы обусловлена важностью изучения традиционных элементов материальной культуры этносов Дагестана, сохранения их этнической и культурной идентичности в эпоху глобализации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, дать характеристику национального мужского и женского костюма гидатлинцев; во-вторых, показать гендерные, возрастные и региональные особенности, связанные с одеждой; в-третьих, выяснить хронологические рамки бытования традиционного костюма, утраты его основных или отдельных элементов, вытеснения их новыми видами и типами фабричной одежды европейского стиля.
Для изучения национального костюма гидатлинцев методами исследования частных и музейных коллекций одежды, опроса, индивидуального интервьюирования респондентов был собран полевой этнографический
материал в селениях Шамильского района Дагестана. Для анализа результатов полученного материала были использованы историко-сравнительный, историко-типологический и ретроспективный методы исследований. С помощью системного подхода обеспечивается аналитическое описание элементов традиционной и новой одежды гидатлинцев.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных кавказоведов Г. Ф. Чурсина [21], З. А. Никольской и Е. М. Шиллинга [14], П. У. Дибировой [8], С. Ш. Гаджиевой [4; 7], А. Г. Булатовой и Г. А. Сергеевой [4], А. И. Исламмагомедова [10], внесших большой вклад в изучение традиционной и современной одежды аварцев.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сохранившиеся в современной одежде гидатлинцев элементы традиционного горского костюма способствуют сохранению их этнической и культурной идентичности в условиях глобализации. Это может дать определенный толчок для возрождения традиционного костюма и включения его в быт в качестве повседневной одежды для большинства аварцев.
Введение
Гидатлинцы - субэтническая группа аварцев, проживающая в нынешнем Шамильском районе Республики Дагестан. В Средние века они входили в состав Гидатлинского союза вольных обществ [1, с. 199], а после вхождения Дагестана в состав России в 1859 г. - в Гунибский округ Дагестанской области [11, с. 17]. В советское время, в 1928 г., гидатлинцы были включены в состав Кахибского района [16, с. 38-39], который в 1960 г. был переименован в Советский район, а в 1994 г. - Шамильский район Дагестана [17, с. 110].
Культура и быт гидатлинцев близки к бытовой культуре остальных аварцев [10; 12], однако у них наблюдаются небольшие локальные особенности, обусловленные экологией, общественно-политическим и социально-экономическим положением.
Одежда аварцев и других народов Дагестана
Одним из элементов материальной культуры является одежда. Она отражает географические, исторические, хозяйственные, семейные условия жизни народа, его этнокультурные традиции и взаимодействия, этические нормы и эстетические вкусы. Одежда делится на сезонную, мужскую и женскую, детскую, праздничную, повседневную и обрядовую, сословную, нательную и верхнюю [7, с. 35]. Основными элементами традиционной мужской одежды народов Дагестана были рубахи, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы двух видов: накидка и надеваемая в рукава. Головными уборами служили овчинные папахи разных форм. Обувь представлена сыромятными поршнями, вязаной и войлочной обувью, а также обувью без задника, кожаными калошами и сапогами [4, с. 64].
Одежда аварцев [12, с. 214-267] была обусловлена экологией и хозяйственно-культурным типом [15, с. 231-239] и особо не отличалась от традиционной одежды других народов Дагестана [3, с. 104-115; 13, с. 116-153]. Сырьем для производства одежды служила продукция земледельческо-скотоводческого хозяйства (шерсть, кожа, овчина, лен, конопля) [2, с. 13]. Из шерсти изготовлялись сукна, бурки, войлок, вязаные изделия, из льна - полотно, а конопляными нитями шили обувь. Овчина шла на изготовление шуб, безрукавок, папах, штанов. Из кожи после соответствующей обработки изготовляли обувь, пояса [7, с. 9-27; 10, с. 211; 12, с. 214-216].
Описание одежды гидатлинцев Г. Ф. Чурсиным в 1927 году
Одним из локальных вариантов одежды аварцев является национальный костюм гидатлинцев. Вкратце описание мужской и женской одежды гидатлинцев приводит Г. Ф. Чурсин. Он писал: «Одежда мужчин носит общекавказский характер и мало чем отличается от одежды других горских народов Кавказа. На тело надевается рубашка (гурде) из бязи или ситца, поверх нее бешмет (гужгат); верхним платьем служит черкеска (чуха), приготовляемая из местного сукна. Брюки (тажу) шьются из местного сукна или другой материи. Обувь состоит из кожаных чувяк (мачуял) или сапог (чакмаби); иногда к чувякам присоединяются ноговицы (зангал). Зимняя обувь в некоторых районах состоит из особого рода валенок (бурти хит). Бурка (буртина) составляет обычную принадлежность дорожного снаряжения. Особенностью аварского одеяния следует считать овчинные шубы, в которых аваров часто можно видеть и в летнее время. Аварские овчинные шубы бывают двух видов с огромной пелериной из овчинных шкур шерстью наружу и без этого украшения. Шубы с пелеринами напоминают по внешности так называемую "николаевскую" шинель и носят у аваров название габурбарабтимух; шубы без пелерины называются батлхарабтимух.
Женская одежда в различных районах различается и по покрою, и по цвету. В Гидатле преобладающий цвет платья у женщин темный: черное платье, из-под которого выступают такие же черные шаровары, на голове черные головные повязки - чухту. Темному цвету платья соответствует и унылый, мрачный вид гидат-линской женщины. В других районах аварская женщина более жизнерадостна, и в женском наряде преобладают более светлые, иногда даже яркие цвета. В одежде аварской женщины заслуживает особого внимания головной убор - чохто; это тяжелая головная повязка с спускающейся с нее полосой материи» [21, с. 14-15].
Национальная одежда гидатлинцев Мужская рубаха
Более обстоятельно и детально традиционная и новая одежда гидатлинцев была изучена в 1978 г. П. У. Дибировой [8] и в 2017-2019 гг. - нами. Как указывала П. У. Дибирова, нательной плечевой одеждой мужчин Гидатля являлась рубаха - гурде. Она имела туникообразный покрой, шилась без плечевых швов
и выкройки, с цельными прямыми рукавами. Покрой у нее был прямой, длина достигала до середины бедер. В Гидатле был известен и другой тип рубахи туникообразного покроя, расширенный к подолу за счет клиньев, вставленных с боков. Крупный вырез горловины имел невысокий ворот-стойку, называемый гурдил губур. Старожилы помнят, что в Гидатле отдельные горцы носили рубаху с косым воротом, что, вероятно, является влиянием Грузии, в частности Тушетии, с которой гидатлинцы в прошлом поддерживали тесные культурные связи [Там же, л. 16-17]. Другой тип мужской рубахи гидатлинцев аналогичен так называемой «кавказской рубахе». В советские послевоенные годы среди гидатлинцев широкое распространение имели гимнастерка и рубаха с отложным воротником, которая первоначально, как и все рубахи, по традиции носилась поверх брюк [20, с. 137]. Она сохранялась у представителей старших поколений гидатлинцев вплоть до 80-х гг. XX в.
Бешмет
Поверх рубахи гидатлинец традиционно надевал бешмет («гужгат»). Он являлся составным элементом полного комплекта одежды гидатлинцев всех социальных групп. Нередко он служил и в качестве самостоятельной верхней одежды, которую носили только с поясом. Бешмет шили из домотканого сукна или плотной покупной материи темного цвета на подкладке. Покрой гужгата был туникообразный, цельнокроеный. Его шили из полотнища, сложенного по длине вдвое, с разрезом спереди сверху донизу. По бокам лиф по всей длине имел вшивные расширяющиеся к талии треугольные клинья. Гужгат имел вшивные прямые, немного суженые от локтей к низу, доходящие до запястья рукава без проймы. Он имел плотно облегающий шею стоячий ворот. На груди на одном уровне нашивались два накладных кармана. Гужгат шили полностью на подкладке [8, л. 18-20].
Черкеска
Поверх гужгата гидатлинец носил черкеску («чухай»). Ее шили из домотканого сукна зеленого, бордового, черного, коричневого, серого, синего и белого цветов. Покрой чухая в своей основе не отличался от гужгата. Чухай у гидатлинцев имел сзади не четыре выступа, как бешметы и черкески других народов Дагестана, а всего два. Он имел треугольный грудной вырез. От талии до выреза были застежки, которые застегивались справа налево. На обеих сторонах груди пришивались карманы с 8 отделениями для газырей. В длину чухай был ниже колен. Одевали его только с поясом, на который привешивали кинжал, пистолет и пороховницу («агъзият»). Хотя традиционную черкеску в Гидатле носили поверх гужгата, в конце XIX - начале XX в. ее надевали и поверх горской рубахи с высоким стоячим воротом и широкими манжетами на рукавах.
В 30-40-х гг. XX в. бешмет и чуха в Гидатле постепенно выходят из употребления, хотя отдельные представители старшего поколения носили их и в 1950-1960-е гг. Поверх рубахи стали надевать военного покроя гимнастерки и китель, пиджаки-«сталинки» и другую верхнюю плечевую одежду городского покроя [Там же, л. 25]. В указанное время эта тенденция была характерна для всех народов Дагестана [4, с. 77]. Черкеска сохранялась в Дагестане вплоть до 1970-х гг. только в качестве праздничной национальной одежды [20, с. 138].
Учитывая то обстоятельство, что национальный костюм является одним из значимых элементов этнической идентичности [19, с. 308], сохранившемся в эпоху глобализации [18, с. 308], в последние годы в Дагестане возрождается неоправданно забытая дагестанская горская национальная одежда. Этнографами республики разработан комплекс рекомендаций по ее использованию в современной культуре [5].
Шубы
Шубы являлись основной теплой верхней одеждой гидатлинцев, которые считались обязательной принадлежностью комплекса зимней одежды. Однако шубу надевали не только зимой, но и весной, осенью, в вечернее и утреннее время, в любое время года при трауре, посещении кладбищ. Шубу не только надевали, но и стелили под себя, накрывались в качестве одеяла. В каждой семье дома имелась специально предназначенная для гостя шуба. Традиционной и наиболее распространенной у гидатлинцев являлась шуба-накидка («кТач») с пелериной («магТарч^»). Эта шуба не имела рукавов и застежек, а в одетом виде ее борта придерживали руками, захватив за верх с внутренней стороны у груди. Она имела свободный в ширину, слегка трапециевидный, в своей основе цельнокроеный спереди и с боков покрой, с широкими и прямыми плечами. Длина ее доходила чуть ниже голени, но выше пяток, а ширина подола - до 4-х м. На изготовление шубы обычно уходило 10-11 овечьих шкур длинношерстной породы: 8-9 шкур уходило на шубу мехом вовнутрь и 2 шкуры - на пелерину. Пелерина шилась шерстью вверх, она достигала до пояса. Для ее изготовления использовали мерлушку или шкуры с длинной, завитой шерстью, которые обычно привозили из селения Анди нынешнего Ботлихского района Дагестана. Пелерина должна была быть однотонной, ценились белые и черные цвета. Она была с круглым вырезом горловины, свободно облегающим шею, от середины которого до самого подола спереди шел прямой разрез. Шубу-накидку, мужскую и женскую, в Гидатле кроили и шили только мужчины в основном в осенне-зимнее время за один вечер. Шуба оберегала не только от холода, ее носили и в дождь. Во время дождя ее надевали наизнанку - мехом наружу, а пелерину при этом (тоже ворсом наружу) накидывали на голову.
Бытовала среди гидатлинцев и другая шуба-накидка без рукавов и с пелериной - бук1, являющаяся разновидностью к1ача. Она отличалась от первой тем, что была слегка приталена, а огромная пелерина опускалась намного ниже пояса, почти до бедер.
Еще одной разновидностью бытовавших в Гидатле шуб была привозная шуба с длинными ложными рукавами и широким воротником - тум хабарча («лакская шуба»).
Кроме описанных выше шуб у гидатлинцев бытовала и шуба хабача, напоминавшая по покрою бешмет. Ее шили длиной до колен, отрезной по линии талии, с прилегающим лифом. Хабача являлась зимней рабочей шубой гидатлинцев. Она была нагольной и покрытая материей из домотканого сукна («сугъур»).
Разнообразные виды шуб были характерны и для других аварцев [10, с. 215-216] и народов Дагестана [7, с. 38-46].
Итак, как это видно, у гидатлинцев бытовало несколько видов шуб: к1ач - шуба-накидка с пелериной с ее разновидностью бук1; шуба с длинными ложными рукавами и широким воротником - тум хабарча («лакская шуба»); напоминавшая по покрою бешмет шуба хабача.
Все указанные виды шуб сохранялись вплоть до 80-х гг. XX в., когда они были вытеснены пальто, плащами и куртками фабричного производства, а шуба к1ач бытует до сих пор. Ее надевают и укрываются ею в холодное время года, а также при посещении кладбища.
Бурка
Бурка как разновидность плечевой одежды широко бытовала среди гидатлинцев и других народов Дагестана [Там же, с. 40]. Ее надевали поверх бешмета, черкески, шубы хабача и просто рубахи в ненастную погоду. Наибольшее распространение имела бурка местного производства - къало буртина, которая защищала от холода и дождя всадника и чабана. Она шилась из цельного куска гладкого войлока местного производства, имела слегка расширенную книзу форму, плечевой шов, а вырез горловины обшивался сафьяном. Край подола вокруг имел кисточки из локонов бараньей шерсти, чтобы по ним стекала дождевая вода. Состоятельные горцы приобретали на рынке нарядные андийские бурки - андадерил буртина [9].
В настоящее время бурка сохраняется в качестве одежды только у чабанов и пастухов. Ею также накрывают мужчину-покойника, провожая его в последний путь на кладбище.
Штаны
Единственной поясной одеждой мужчин Гидатля являлись штаны кьажу нескольких разновидностей. Как и рубаха, штаны были нательной одеждой аварцев, нижнего белья под ними не носили [12, с. 217], что характерно и для других народов Дагестана [4, с. 64]. Штаны шили из темного цвета домотканого грубого («сугъур») или покупного сукна, бязи, сатина, вельвета, особым образом выделанной мягкой и тонкокожей овчины шерстью вовнутрь. Покрой и шитье штанов были не сложными. Для этого полотнище складывали вдвое по ширине и в зависимости от роста резали на два куска, каждый из которых являлся штаниной. Шов всегда располагался на внутренней стороне штанины. Штанины к низу не суживали, а оставляли прямыми. Правая штанина имела боковой листовидный карман с вертикальным разрезом.
В конце XIX в. среди гидатлинцев были популярны узкие штаны с клиньями в мотне, которые образовывали не очень широкий шаг [12, с. 217]. В рубец-вздержку верхней части штанов вдевался шнур из шерстяных ниток («кьажудул рухьен») для завязывания. Носили штаны на талии, длина их доходила до щиколоток [8, л. 36]. В конце XIX - начале XX в. в Гидатль из России проникли брюки-галифе [12, с. 218]. В 70-е гг. XX в. большая часть мужского населения Гидатля за исключением стариков стала носить покупные брюки фабричного производства [20, с. 138]. Прямые брюки навыпуск носит интеллигенция и молодежь, а люди старших возрастов, как и прежде, заправляют их в голенища обуви.
Мужские головные уборы
Гидатлинцы носили на голове овчинные папахи («кьугъур») нескольких типов. Наиболее популярной папахой была кьом бугаб кьугъур - полусферической формы, сшитой из сплошного куска мохнатой овчины ворсом наружу. Она имела подкладку из подбитой или простеганной ватой ткани или же из подстриженной овчины ворсом вовнутрь, которую называли жанокьугъур («внутренняя шапка»). Наряду с ней бытовала цилиндрической формы папаха с невысоким околышем и донышком - кьагъди кьугъур. Шили ее из мелкозавитой овчины молодняка. В Гидатле были распространены такой же формы шапки, но сравнительно большой высоты и несколько суженным кверху околышем, известные и у других народов Дагестана [7, с. 47-49]. Широко бытовали среди гидатлинцев и папахи конусообразной формы со слегка расширяющимся кверху околышем. Такие папахи шили из мелкозавитой, низкошерстной овчины ягненка («тахта»). Папаха такой формы, которая шилась из привозного бухарского каракуля, называлась бухари кьугъур [8, л. 37]. Известна в Гидатле и папаха нугъай кьугъур («ногайская папаха»), вероятно, проникшая сюда из равнинного Дагестана [4, с. 86].
Пожилые гидатлинцы во время сна и дома в кругу семьи носили и небольшую шапочку наподобие войлочной сванской тюбетейки - к1абах!. Она состояла из шести клиньев, расширяющихся книзу, нижний край обшивался мехом шириной в два пальца или оторачивался.
В ненастную погоду гидатлинцы поверх папахи надевали башлык («пачлих») единого для Кавказа покроя [7, с. 49]. Он представлял собой пришитые друг к другу наподобие остроконечного капюшона полотнища, к его макушке пришивали кисточку из шелковых ниток. Макушка и края башлыка обшивались галуном [12, с. 222].
Указанные виды головных уборов сохранялись у гидатлинцев вплоть до 70-80-х гг. XX в. В настоящее время овчинные папахи все еще в ходу у лиц, занятых в животноводстве, а каракулевые папахи входят в состав повседневной мужской одежды гидатлинцев, проживающих как в сельской местности, так и в городе.
Обувь
Традиционная обувь гидатлинцев была разнообразна и шилась из сыромятной кожи, сафьяна, хрома местной выделки и дубления, войлока. Повседневной и широко бытующей среди населения обувью была кьеп хьит. Ее шили из сыромятной кожи, а позже - из сафьяна. Эта обувь была сшита из двух кусков-половин (наружной и внутренней), с острым концом и пришитой подошвой. Она имела цельнокроеное невысокое голенище («мах1»). По бокам эта обувь имела петельки, куда вдевался шнур, с помощью которого привязывались низкие голенища («зангал»).
Другая разновидность обуви, которая одевалась под голенища, называлась муграл. Она шилась из грубой кожи-сыромятины без пришивной подошвы и имела форму носка с острым концом и очень низким цельнокроеным голенищем. Внутри этой обуви клали солому или стельки из войлока. Она была предназначена для пастухов, чабанов и охотников.
Более нарядной и легкой обувью являлись кьинчЫ хьитал. Они шились из мягкого сафьяна, имели пришивную кожаную подошву в один слой и острый носок. Одевали их только с голенищами кьан^уч^л, которые шили из мягкого сафьяна высотой до колен.
Была популярна в Гидатле обувь под названием мах^ал. Она шилась из сафьяна с пришивными голенищами из войлока или стеганной на вате материи.
В Гидатле бытовала и весенне-летняя мужская обувь - мачуял, которые одевались как с длинными голенищами, так и без них. Носили гидатлинцы и мягкие чувяки - чалухал - с голенищами и без них. Были популярны сапоги чакмал из сафьяна или привозного хрома. Они имели вшивные голенища со швом сзади, пришивные подошвы из кожи, каблук и закругленный или срезанный носок.
В теплое время года, выходя на годекан, в мечеть, к соседям, гидатлинцы надевали башмаки («баш-макъал»). Они имели толстую деревянную, редко кожаную подошву с каблуком, верх из сыромятной кожи или сафьяна, без задников. Для прочности подошву подбивали подковами. Бытовали и другие виды деревянной обуви - к^ахмачал. Это были дощечки в форме подошвы, носимые в теплое время года во время дождя и грязи. Их привязывали к стопам при помощи двух веревок.
Зимой носили теплую войлочную обувь - буртнил хьитал или дуршлаш [8, л. 40-44]. В советское послевоенное время в Гидатль стала поступать фабричная обувь [20, с. 138], которая вытеснила большинство видов традиционной обуви.
Женская одежда
Женская одежда аварцев характеризуется многообразием материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений [10, с. 219; 12, с. 228]. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народа [4, с. 13; 7, с. 73].
Шуба
Важным элементом верхней зимней одежды женщин горного Дагестана, носимым поверх платья, была овчинная шуба. Она являлась обязательной принадлежностью комплекса зимней одежды женщин и детей, всегда входила в число предметов свадебного костюма невесты. В отличие от мужских, женские шубы были наряднее и по возможности из более качественных шкурок или шкурок молодых барашков и ягнят [7, с. 85].
Женские шубы, как и мужские, по своему покрою и способу ношения были нескольких типов. Для ги-датлинок были характерны безрукавные шубы-накидки с пелериной - к^ач. Они имели широкие и прямые плечи, были без воротника, рукавов и застежек [4, с. 32-33]. Женская шуба-накидка за исключением незначительных деталей не отличалась от мужской. Отличие заключалось в том, что центральный язычок («мац1ц1») пелерины в женской шубе имел треугольную форму острием книзу.
Среди гидатлинок старших возрастов была популярна заимствованная из соседнего Келеба другая разновидность шубы - къвачара. Длиной она была чуть ниже колен, без пелерины и застегивалась у горловины [8, л. 47].
В 70-80-е гг. XX в. указанные виды женских шуб были постепенно вытеснены фабричными пальто, плащами и куртками.
Платье-рубаха
В Дагестане плечевая женская одежда была представлена рубахами, платьями-рубахами, платьями, стегаными бешметами, кафтанчиками, нагрудниками, передниками [4, с. 15; 7, с. 74-77].
Нательной плечевой одеждой гидатлинки являлась платье-рубаха кунта. Ее шили из темных расцветок домотканого сукна сугъур, а в дальнейшем - из сатина, ситца, вельвета, бязи, бархата, плюша, атласа. В прошлом некоторые гидатлинки носили кунта, сшитые из овечьих шкур. Кунта имели туникообразный, широкий и прямой покрой. Длина платья доходила до щиколоток, а иногда край даже касался земли. Для того чтобы платье было достаточной ширины, к бокам пришивались прямоугольные клинья («хвалхьен»).
В 1920-е гг. с появлением мужских сорочек со стоячим воротом кунта стали также шить с воротом. Спереди платье имело грудной вертикальный разрез. Рукава делались длинные (до середины кисти руки) и шириной в одну пядь и два пальца. Рукава были прямые, слегка суживались книзу [8, л. 50].
Платье-рубаху кунта из хлопчатобумажной ткани, штапеля, бархата гидатлинки носят и в наше время. Верхняя рубаха кунта бывает длиной до пят, а нижняя (из хлопчатобумажной ткани) - до колен.
Парадным платьем женщин и девушек Дагестана было закрытое платье со вставкой спереди, более известное как къабалай [4, с. 21; 7, с. 78, 123]. У аварцев хабалай надевали поверх платья-рубахи кунта. Хаба-лай носили с широким серебряным поясом [10, с. 221].
В Гидатле в основном среди молодых женщин известно платье хабало с вшивным рукавом, отрезной талией и юбкой с широкими складками. Разрез на груди почти до талии застегивался на пуговицы. Рукав был широкий, на манжете. Длина платья доходила до икр. Хабало носили вплоть до 70-х гг. XX в., когда оно было вытеснено платьями фабричного производства. В последние десятилетия этот вид парадного платья вновь популярен у девушек и женщин, которые надевают его на свадьбы и другие торжества.
Пояса
Пояс поверх платья был неотъемлемым элементом повседневной одежды и нарядного костюма. Пояса отличались по своим функциям, форме, материалу и способу ношения. Пояса из ткани были распространены у женщин высокогорного Дагестана [4, с. 119]. Аварки Гидатля носили пояса, скрученные в жгут, длиной от 1,5 до 5 м в натуральную ширину полотнища. Обернув вокруг талии, аварка Гидатля завязывала пояс обычно одинарным узлом сбоку. Большие матерчатые пояса (как и кожаные пояса с массивной пряжкой) являются очень древним элементом традиционного костюма, связанного с туникообразной длинной одеждой женщин [Там же, с. 30-31].
Поверх повседневного платья гидатлинки носили пояс - ручел. Они были нескольких разновидностей: кожаные («тохьол ручел») и с инкрустацией из свинца, серебряные («гИарцул ручел»), матерчатые («бедил ручел», «букИвалихамил ручел»), тканые («рессул ручел») и др. Они являлись частью будничного и нарядного костюма гидатлинок. Их изготовляли в гидатлинском селении Тлях.
Как указывают исследователи, «кожаные пояса с металлическими украшениями (бляшками) были характерны для аварок селений Урада, Тлях, Кахиб, Гоор. Они представляли собой узкий ремень (длиной около 1 м и более и шириной 4 см), покрытый литыми металлическими (сплав свинца и олова) бляшками и называемый куцазул рачел или маг1азул рачел. Бляшки пояса могли быть углообразными или в форме шляпки, различные сочетания их образовывали рисунок лицевой стороны» [Там же, с. 120].
Художественная ценность и своеобразие этих поясов заключались в том, что свинцовые бляшки, покрывавшие их, и узор, образованный сочетанием бляшек, имели глубоко архаичный местный характер (солярные мотивы, точечные линии, треугольники и другие фигуры повторяются в резном камне и дереве), в то время как узор пряжек (в основном растительного типа с развитой композицией) был типичен «для особого комплекса явлений культуры Дагестана в целом» [22, с. 134].
Матерчатые пояса гидатлинок представляли собой полотнища белого цвета длиной 2,5 м и шириной 40-60 см. Их изготавливали из бязи кремового или белого цвета и носили прямо на талии (сс. Урада, Мачада, Гента) или чуть ниже талии (сс. Тлях, Тидиб, Хотода). Они предохраняли мышцы спины и брюшной полости от растяжения во время тяжелого физического труда. Зимой широкий пояс защищал женщину от простудных заболеваний. Он служил и в качестве небольшой дорожной сумки: в него клали что-нибудь из съестного [8, л. 52].
Серебряные («гИарцул ручел») и кожаные («тохьол ручел») с инкрустацией из свинца пояса приобретались в даргинском селении Кубачи и в аварских аулах Гоцатль и Ичичали. Выходя за водой к сельскому роднику или на праздник первой борозды Ос бай, женщины обязательно подпоясывались. На кладбище пояс снимали. В 70-е гг. XX в. пояса постепенно вышли из употребления.
Поясная одежда
Обязательной частью костюма женщин Дагестана была поясная одежда [7, с. 82]. Беря за основу покрой (ширину штанин, наличие клиньев и их форму), поясную одежду можно подразделить на несколько типов: штаны, широкие в шагу с клином, узкие в шагу с широкими штанинами с клином или без клина, узкие в шагу с узкими штанинами и клиньями [4, с. 27].
Нательной поясной одеждой гидатлинок являлись своеобразные штаны кьажу. Их своеобразие заключалось в том, что каждая штанина состояла из двух пришитых друг к другу на уровне чуть ниже колена верхней и нижней частей. Нижняя половинка кьажудул г1аг шилась из домотканого сукна («сугъур») темной расцветки, а верхняя часть шилась только из хлопчатобумажной или другой мягкой материи, чтобы грубым домотканым сукном не обтирались ноги. Верхняя половина штанин всегда шилась в целях гигиены только белого цвета. Позже нижнюю половину штанов шили из сатина, ситца, вельвета, бархата, атласа и других тканей темных расцветок. Штаны были длиной до щиколоток, а шириной у основания - одна пядь. Нижний край штанин для красоты и прочности обшивался плетеной тесемкой. Штаны делались на вздержке, а шнурок для них - кьаждул рухьен - изготовляли только женщины. Носили штаны не на талии, а на бедрах [8, л. 52-54]. С 40-50-х гг. XX в. гидатлинки стали шить штаны из атласа, а зимние - из темного бархата и плюща. Покрой их изменился: каждая штанина шьется цельной из одного куска материи по всей длине. В настоящее время традиционные штаны носят в основном гидатлинки старших возрастов.
Головные уборы
Головные уборы женщин Дагестана отличались неповторимым многообразием, красочной цветовой гаммой, обилием оригинальных украшений [7, с. 91-105]. Основным видом нижних головных уборов аварок была чухта, имевшая разнообразные типы и локальные варианты. Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз в виде накосника [10, с. 223-224]. Характерной особенностью чухты женщин Гидатля являлось наличие на чепчике чухты специальной нарядной нашивки-налобника квадратной или треугольной формы. Нашивка обычно закрывала налобную или теменную часть головы. Чухта гидатлинки не имела подбородочной ленты, а укреплялась посредством завязок-лент. Обязательной ее принадлежностью были круглые височные бляхи («кИилик!») разного размера [12, с. 245-246]. Они были характерны для аварок Гидатля (сс. Урада, Тидиб и др.), Кахиба и ахвахцев с. Цекоб. Бляхи иной формы, более плоские, состоявшие из концентрических кругов, и меньшего размера украшали головные уборы аварок Келеба [4, с. 123].
Височные серебряные бляхи («к1илк1ал») бывали разных размеров: большие носили девушки, средние - замужние женщины, маленькие - пожилые женщины [14, с. 24]. До 70-х гг. XX в. их изготовлял мастер («устар») ХIамзат-Афанди из гидатлинского селения Тлях.
Носили чухту, не снимая ни днем, ни ночью. Выходя из дома, а при посторонних и в доме, женщина обязательно поверх чухты накидывала покрывало или платок [4, с. 45].
Нижним головным убором гидатлинок являлся г1оркь, который они носили, начиная с 7 лет. Шили его из сатина, кашемира, атласа, крашеной бязи черного, коричневого, темно-синего, бордового, зеленого и др. цветов (яркие цвета бывают у молодых девушек). Поркь шили цельнокроено. Для этого брали прямоугольный кусок материи, складывали, а один верхний конец зашивали для получения капюшона с острым углом -г^ркьил г^нкьо. Затем конец этого острого угла загибался назад на затылочную часть, а полученный треугольник г1унч1и пришивался к полотну. Край и центральный шов треугольника расшивали узорной строчкой. У верхней части оставляли разрез для надевания на голову - гъалт^н, а ниже до самого конца зашивали, и получался мешочек для кос - г1оркьил рач1. К краю нижнего конца мешочка по всей ширине пришивали другую более яркого цвета материю длиной 10-15 см - г1оркьил меч1.
Поркь имел налобно-теменную нашивку четырехугольной формы из материи («чухт1ур») или из серебра («чекьен»). К краям налобной нашивки пришивали черную тесемку - чухт^ал рухьен, поверх которой нашивали удлиненные бусы - дунчи махьал. Чтобы г^ркь ровно держался на голове, к височным частям пришивали серьги - ^ил^ал.
К спинной (нижней) планке мешочка пришивали карман для кос - гъалил тарпа, куда собирали косы, если волосы были длинные. К нижнему краю спинной же части пришивали две шкурки г^ркьил г^мал, которые заправлялись под пояс с тем, чтобы при наклоне мешочек не сползал со спины.
Верхним головным убором (покрывало-полотнище), который надевали поверх г1оркь, являлась чаба из домотканого сукна. Наиболее нарядной считалась белая шелковая чаба - х1от1ол чаба. На обоих ее концах оставляли кисточки. С появлением фабричной материи чаба стали изготавливать из ситца, батиста, штапеля зеленого, коричневого, черного и темно-синего цветов [8, л. 58].
Широко бытовали среди гидатлинок шали - шали пардав. Их надевали поверх чаба, но носили и без нее, и без г^ркь.
Все указанные виды головных уборов сохраняются среди гидатлинок и в наше время.
Обувь
Обувь гидатлинок была однотипна с обувью других аварок Центрального Дагестана [12, с. 239-242]. Из специфических видов женской обуви можно отметить сапоги для пожилых женщин - дурилал, подошва которых делалась из войлока или воловьей кожи, головка - кожаная или кирзовая, а голенища - из плотной ткани с подкладкой из овчины или с ватной подстежкой. Для голенища войлочных сапог (на войлочной подошве) использовались орнаментированные носки (их верх), головку сверху покрывали стриженной бараньей шкуркой и узорной строчкой [4, с. 103]. Сапоги дурилал гидатлинки носили вплоть до 70-х гг. XX в., когда они были вытеснены фабричной обувью.
Украшения
То, что древнее население Гидатля носило украшения, подтверждается находками Гинчинского могильника эпохи бронзы, где обнаружены разнообразные бусы, подвески, браслеты, височные кольца и др. [6, с. 137]. Однако, по мнению изучавшей одежду гидатлинцев П. У. Дибировой, их «украшения не отличались особым многообразием» [8, л. 61].
Из головных украшений у гидатлинок бытовали налобные украшения для чохто. Налобная планочка чо-хто украшалась галунами, бисером, литыми серебряными пластинками с гравировкой из черни, с растительным и солярным орнаментом. Украшением служили височные подвески к чохто, накосные украшения в виде серебряных подвесок и цепочек. Ушных и лицевых украшений у гидатлинок не было. Видимо, это было связано с ношением головного убора чаба, полностью покрывавшего плечи, грудь и шею. В Гидатле редко встречаются бусы, из которых ценились янтарные и коралловые. Из украшений для рук можно отметить разнообразные местного производства и привозные серебряные браслеты и кольца. Одежду украшали также вышивкой [Там же, л. 63]. Следует отметить, что украшения гидатлинцев относятся к общеаварскому [12, с. 251] и общедагестанскому типу [4, с. 108]. Отличительной особенностью гидатлинок являлось то, что украшениями они пользовались в быту редко, отдавая предпочтение скромной одежде.
С начала 2000-х гг. в связи с относительной стабильностью в России, повышением благосостояния, изменением качества и стандартов жизни украшения, особенно в молодежной среде, стали более востребованы и являются обязательным свадебным подарком (золотые украшения с бриллиантами) жениха невесте.
Выводы
Таким образом, изложенный материал свидетельствует о том, что одежда гидатлинцев была сходна с одеждой других аварцев и народов Дагестана, обнаруживая небольшие локальные особенности в женском костюме. Выработанные веками формы одежды гидатлинцев были приспособлены к их природным условиям и хозяйственно-культурному ареалу. Наибольшее сходство, заимствования и взаимовлияния одежда гидатлинцев обнаруживает с одеждой их ближайших соседей - аварцев Келеба, Кахиба и др.
Описанная нами национальная одежда гидатлинцев бытовала у них в основном до 70-80-х гг. XX в., а некоторые ее виды сохранялись и в более позднее время. Постепенно они были вытеснены и заменены фабричной одеждой европейского стиля. В основном это касается мужской одежды. Однако такие элементы одежды, как мужская шуба и каракулевая папаха, сохраняются у них до сих пор. Многие элементы национального
костюма сохраняются у женщин, представителей старших возрастов и лиц, занятых в животноводстве. Это обстоятельство вселяет определенную надежду на сохранение этнической и культурной идентичности гидатлинцев в эпоху глобализации.
Список источников
1. Алиев Б. Г., Умаханов М.-С. К. Дагестан в XV-XVI вв. (вопросы исторической географии). Махачкала: Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 2004. 496 с.
2. Асиятилов С. Х. Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев (XIX - первая половина XX в.). Махачкала: Ин-т ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР, 1967. 170 с.
3. Булатов Б. Б., Гашимов М. Ф., Сефербеков Р. И. Быт и культура табасаранцев в XIX-XX веках. Махачкала: Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 2004. 265 с.
4. Булатова А. Г., Гаджиева С. Ш., Сергеева Г. А. Одежда народов Дагестана: ист.-этнограф. атлас. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001. 289 с.
5. Гаджалова Ф. А. Проблемы сохранения и возрождения национального костюма народов Дагестана в постсоветское время // Российский Кавказ: проблемы, поиски, решения / под общ. ред. Р. Г. Абдулатипова, А.-Н. З. Дибирова. М.: Аспект Пресс, 2015. С. 371-372.
6. Гаджиев М. Г. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы (Могильник Гинчи). Махачкала: Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 1969. 176 с.
7. Гаджиева С. Ш. Одежда народов Дагестана. М.: Наука, 1981. 151 с.
8. Дибирова П. У. Традиционная и новая одежда гидатлинцев. 1978 г. // Научный архив Института истории, археологии и этнографии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН. Ф. 3. Оп. 3. Документ 434. 73 л.
9. Изудинова Р. С. Андийская бурка. Махачкала: Юпитер, 2005. 144 с.
10. Исламмагомедов А. И. Аварцы: историко-этнографическое исследование XVIII - начала XX в. Махачкала: Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 2002. 432 с.
11. Козубский Е. И. Дагестанский сборник. С этнографической картою Дагестанской области, составленной Е. И. Кондратенко: в 2-х вып. Темир-Хан-Шура: Рус. тип. В. М. Сорокина, 1902. Вып. 1. Отд. II. 443 с.
12. Материальная культура аварцев / отв. ред. М. М. Ихилов. Махачкала: Ин-т ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР, 1967. 305 с.
13. Материальная культура народов Дагестана в XIX - начале XX в. / отв. ред. М. О. Османов. Махачкала: Ин-т ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР, 1988. 162 с.
14. Никольская З. А., Шиллинг Е. М. Женская народная одежда аварцев // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1953. Вып. 18. 109 с.
15. Османов М. О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана (с древнейших времен до начала XX в.). Махачкала: Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 1996. 316 с.
16. Районированный Дагестан (Административно-хозяйственное деление ДССР по новому районированию 1929 г.). Махачкала: Орготдел ЦИК ДССР, 1930. 114 с.
17. Республика Дагестан: административное устройство, население, территория (60-е годы XIX в. - 90-е годы XX в.): стат. справочник. Махачкала: Юпитер, 2001. 190 с.
18. Сефербеков М. Р. Традиционная культура народов Дагестана в условиях глобализации // Современная наука и инновации. 2017. № 2 (18). С. 305-308.
19. Сефербеков Р. И. Значимые культурные феномены этнической идентичности народов Дагестана в условиях глобализации // Пространство этноса в современном мире: материалы I Междунар. конгресса (29-31 октября 2014 г.). Грозный, 2014. С. 307-309.
20. Современная культура и быт народов Дагестана / отв. ред. С. Ш. Гаджиева. М.: Наука, 1971. 240 с.
21. Чурсин Г. Ф. Авары: этнографический очерк. 1928 г. / науч. ред. Р. И. Сефербеков. Махачкала: Ин-т ИАЭ ДНЦ РАН, 1995. 92 с.
22. Шиллинг Е. М. Литейное производство Дагестана // Советская этнография. 1947. № 1. С. 126-134.
The Gidatl Avars' Traditional Clothes: Preserving Ethnical and Cultural Identity in the Soviet and Post-Soviet Period
Seferbekov Ruslan Ibragimovich, Dr
Institute of History, Archeology and Ethnography of Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala ihae_dnc@mail. ru
The paper aims to analyse the Gidatl Avars' traditional men's and women's clothing and to identify chronological framework of its usage in the modern epoch. Scientific originality of the study lies in the fact that the author provides a comprehensive description of the Gidatl Avars' traditional clothes that were in use basically up until the 1970-1980s, analyses combination of universal and regional features, traditional and innovative elements in their structure. The research findings are as follows: the author proves that the Gidatl Avars' traditional clothes were in use basically up until the 1970-1980s, and some articles of clothing preserved for a longer period. Innovations were associated with distribution of ready-made clothes, formation of new life standards that led to almost full extinction of national clothes. Gradually they were replaced by ready-made European-style clothes. Basically this refers to men's clothing. National costume is preserved wholly among women, elderly men and stock-breeders.
Key words and phrases: material culture; traditional clothes; Dagestan peoples; Gidatl Avars; pre-revolutionary, Soviet and postSoviet period; identities.