Научная статья на тему 'Культурный опыт полиэтнического российского региона'

Культурный опыт полиэтнического российского региона Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ / ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОГО РЕГИОНА / АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ / ГРУППЫ / НАСЕЛЯЮЩИЕ ДАГЕСТАН / A CULTURAL EXPERIENCE OF POLYETHNIC SPACE OF THE RUSSIAN REGION / ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE SOCIO-CULTURAL GROUPS LIVING IN DAGESTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юзбекова Элла Максимовна

Статья содержит информацию об основных этносах, населяющих Республику Дагестан. В ходе исследования выявлены наиболее многочисленные этнические образования аварцы и самые малочисленные горские евреи. Мы пришли к выводу, что причина малочисленности горских евреев в массовой репатриации. Однако в ходе многовекового проживания на территории Дагестана горские евреи не только не потеряли свою культурную самобытность, но составляют и дополняют уникальное национально-культурное наследие полиэтнического пространства республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Experience of the Polyethnic Russian Region

The article contains information about the main ethnic groups living in the Republic of Dagestan. The study identified the most numerous ethnic formation avars, and the most small mountain Jews. We have come to the conclusion that the reason of paucity of mountain Jews is in mass repatriation. However, in the course of the centuries-old residence on the territory of Dagestan mountain Jews have not lost their cultural identity, and make and complement the unique national-cultural heritage of the polyethnic space of the republic.

Текст научной работы на тему «Культурный опыт полиэтнического российского региона»

УДК 008.009:39

Э. М. Юзбекова

Культурный опыт полиэтнического российского региона

Статья содержит информацию об основных этносах, населяющих Республику Дагестан. В ходе исследования выявлены наиболее многочисленные этнические образования - аварцы и самые малочисленные - горские евреи. Мы пришли к выводу, что причина малочисленности горских евреев в массовой репатриации. Однако в ходе многовекового проживания на территории Дагестана горские евреи не только не потеряли свою культурную самобытность, но составляют и дополняют уникальное национально-культурное наследие полиэтнического пространства республики.

Ключевые слова: культурный опыт, полиэтническое пространство российского региона, аспекты социокультурной реализации, группы, населяющие Дагестан.

E. М. Juzbekova

Cultural Experience of the Polyethnic Russian Region

The article contains information about the main ethnic groups living in the Republic of Dagestan. The study identified the most numerous ethnic formation - avars, and the most small - mountain Jews. We have come to the conclusion that the reason of paucity of mountain Jews is in mass repatriation. However, in the course of the centuries-old residence on the territory of Dagestan mountain Jews have not lost their cultural identity, and make and complement the unique national-cultural heritage of the polyethnic space of the republic.

Keywords: a cultural experience of polyethnic space of the Russian region; aspects of the implementation of the socio-cultural groups living in Dagestan.

Целью данного исследования является выявление, обобщение особенностей национально-культурного опыта одного из регионов России как полиэтнического пространства (на примере культуры Дагестана).

Дагестан (в переводе с тюркского 'страна гор') - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа (Указом президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева от 19 января 2010 г. из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в городе Пятигорск). Столица - город Махачкала. Образован 20 января 1921 г. Территория Дагестана граничит с Азербайджаном на юге, с Грузией на юго-западе, также с Чеченской Республикой на западе, со Ставропольским краем на северо-западе и с Республикой Калмыкия на севере [19].

Основная часть информации для статьи «добыта» посредством электронных источников и изданий, так как в библиотеках Ярославля недостаточно «бумажной» информации по данной теме, и, вероятно, нигде столько не написано про

Дагестан, сколько в самом Дагестане. Часто приходится сталкиваться с проблемой разрозненности, неоднородности, несистематичности информации. В разных источниках указана отличная друг от друга численность этнических групп, приходится «компоновать» и обобщать данные. К примеру, во всех электронных и книжных источниках аварцы - самая многочисленная народность Дагестана, как и указано в нашем исследовании. В иных источниках определенные этносы объединены под общим названием, например, андо-цезские народности, под которыми подразумеваются андийцы, ахвахцы, каратинцы, тин-далы, багулалы, чамалалы, годоберинцы, бот-лихцы, хотя в переписях населения они все называют себя аварцами, по всей видимости, в связи с малочисленностью. Порой встречается противоречивая информация, например, в одних электронных источниках численность аварцев составляет 758,4 тысяч, а по данным других источников 755 тысяч.

По утверждению антрополога Г. Ф. Дебеца, Дагестан являлся и является «одной из самых сложных по своему этническому составу облас-

© Юзбекова Э. М., 2011

тей не только в нашей стране, но и во всем мире» [1, с. 433].

В Дагестане (по результатам переписи 2002 г.) проживали более 2,5 млн человек, представителей более 120 национальностей (в том числе более 30 коренных народностей и этнических групп, говорящих на разных языках), которые принадлежат к трем языковым семьям - северокавказской, индоевропейской, тюркской, - и имеют следующую языковую принадлежность:

- нахско-дагестанские языки: аварцы, агулы, андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, беж-тинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гун-зибцы, даргинцы, ингуши, кайтагцы, каратинцы, кубачинцы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасара-ны, тиндалы, хваршины, цахуры, цезы, чамала-лы, чеченцы;

- тюркские языки: азербайджанцы, алтайцы, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, казахи, караимы, каракалпаки, карачаевцы, киргизы, крымчаки, кумыки, ногайцы, татары, татары крымские, татары сибирские, тофалары, тувинцы, турки-месхетинцы, туркмены, узбеки, хакасы, чуваши, чулымцы, шорцы, якуты;

- славянские языки: белорусы, болгары, поляки, русские, украинцы;

- иранские языки: горские евреи, осетины, таджики, таты [2, с. 423].

Государственный язык Республики Дагестан -русский, хотя большинство представителей этносов, помимо русского, владеют одновременно несколькими языками своих ближайших соседей, например, аварцы кумыкским, или даргинским, или лезгины, помимо русского и родного языка, еще и чеченским, и т. д.

Полиэтничность, многонациональность Российской Федерации провозглашены в Конституции страны, и это историческая реальность для России [2, с. 25]. В 1989 г. в СССР было 128 «национальностей». Сейчас Российская Федерация -одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более 150 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности [1, с. 31]. Рост национальных и этнических групп связан в первую очередь с тем, что впервые после переписи 1926 г. в ее итогах нашли свое отражение этносы,

входящие в аварскую, даргинскую, осетинскую, татарскую, грузинскую и чеченскую языковые группы. Кроме того, в республике появились новые этносы: американцы, арабы, сербы, словаки, удэгейцы, чукчи, эвены и другие. Также впервые после переписи 1897 г. была получена численность лиц, назвавших себя казаками [20].

Представим численность основных дагестанских народностей (по итогам переписи населения в Дагестане 2002 г.): аварцы - 758,4 (29,4 %), даргинцы - 425,5 (16,5 %), кумыки - 365,8 (14,2 %), лезгины - 336,7 (13,1 %), лакцы - 139,7 (5,4 %), русские - 120,9 (4,7 %), азербайджанцы -111,7 (4,3 %), табасараны - 110,2 (4,3 %), чеченцы - 87,9 (3,4 %), ногайцы - 36,2 (1,4 %), рутульцы - 24,3 (0,9 %), агулы - 23,3 (0,9 %), цахуры - 8,2; армяне - 5,7; татары - 4,7; украинцы - 2,9; евреи - 1,5; горские евреи - 1,1; (показаны народы с численностью более 1000 человек) [22].

В связи с тем, что наиболее многочисленной, «титульной» народностью являются аварцы (758,4 тысяч человек, что составляет 29,4 % от общего населения Дагестана), и самой малочисленной отмечена народность горских евреев (19,4 тысяч человек, это около 1,1 % населения), целесообразнее проанализировать именно эти две этнические группы.

Нами сформирован алгоритм анализа вышеперечисленных народностей (на примере аварцев и горских евреев):

- Самоназвание.

- Происхождение этнонима.

- Численность.

- Антропологические характеристики.

- Территории расселения.

- Языки.

- Письменность.

- Вероисповедание.

- Культурные традиции (сфера быта, сфера религиозная, сфера художественная).

АВАРЦЫ, ед. ч. аварец м., аварка ж.

По данным переписи 2002 г., аварцы в настоящее время продолжают оставаться наиболее многочисленным этносом среди остальных представителей Дагестана, большая часть аварской диаспоры сейчас проживает в современной Турции (около 120 тысяч человек). Также аварцы компактно расселены в Азербайджане, в Москве, в Чечне, в Калмыкии, в Казахстане. Этнические аварцы в Турции полилингвичны, как и местное

население: помимо родного языка, владеют турецким, английским, русским и другими языками. По вероисповеданию - мусульмане-сунниты шафиитского толка. Аварцы религиозны, посещают местные мечети и соблюдают посты. На сегодняшний день современная европейская одежда полностью вытеснила традиционную, иные, приверженцы религии, настаивают на ношении у женщин платков, «закрытой» одежды и паранджи. Молодые женщины из, скажем так, «нерелигиозных» семей позволяют себе «повседневный» стиль: классический/консервативный. Мужчины придерживаются стилей кантри, casual (повседневный), молодежного, джинсового. Как отмечено выше, традиционную одежду носят, как правило, представители старшего поколения. С уходом традиционной одежды исчезают и украшения, но «мода на золото» не прошла до сих пор, спрос на украшения в последнее время возрос, но для их возрождения мало что делается, а молодые девушки и женщины по-прежнему щеголяют в украшениях знаменитых мастеров Кубачи. Великолепие этих украшений сегодня можно увидеть также на концертных костюмах участниц фольклорных ансамблей.

- Самоназвание: аварал, ма'арулал [2, с. 11].

- Этнический термин «авар» передает идею «движения» с широким диапазоном дополнительных смысловых нагрузок: от «вольного образа жизни» до «потока», «натиска», «ярости» [2, с. 24-25].

- Численность: 758 438 тысяч человек.

- Антропологически относятся к кавкасион-скому варианту переднеазиатской (или балкано-кавказской) расы южных европеоидов, их рост выше среднего, у них темно-русые или коричневато-черные, слегка волнистые волосы, кожа светлая, лицо высокое и широкое, глаза преимущественно светло-карие и каре-зеленые [4, с. 116].

- Основная территория расселения - обширная область западного горного Дагестана, ограниченная замкнутыми хребтами: Андийским, Гимринским, Салатау и др. [5, с. 62-73].

- Аварский язык относится к аваро-андийской подгруппе аваро-андо-цезской группы языков, входящей в нахско-дагестанскую (восточную) ветвь северокавказской языковой семьи [4, с. 35].

- Письменность до 1927 г. на основе арабской графики, с 1927 по 1938 г. - латиницы, с 1938 г. -кириллицы.

- Подавляющее большинство верующих аварцев - мусульмане-сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство Сарир (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (православным). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских храмов и часовен. Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Да-туна (Шамильский район), возведенный в X в. Вблизи сел Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в XVI в. в самые отдаленные районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала иудаизм [18].

- Домашние промыслы и ремесла аварцев: женские - ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; мужские: обработка кожи, резьба по дереву и камню, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археологические находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые - в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в начале XX в.

Традиционные жилища каменные с плоской земляной крышей, одно-, двух-, трехэтажные; 45-этажные башнеобразные дома с отдельным входом на каждом этаже; дома-крепости с башней. Современное жилище одноэтажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или щифером, с застекленной террасой [4, с. 70].

Мужская одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чарыки из сыромятной кожи (в Тляратинском и Цумадин-ском районах была распространена вязаная обувь - чувяки с ноговицами, сафьяновые, войлочные, шерстяные сапоги). Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску (чуха) [14, с. 136].

Зимой носили овчинные шубы (накидки с большим откидным воротником без рукавов или

с длинными ложными рукавами, приталенные с вшивными рукавами), бурки. В костюм входил кожаный ремень. Обязательный элемент мужской одежды - кинжал [14, с. 70].

Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью, гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок [4, с. 137].

Женская одежда отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или из какого селения та или иная женщина. Женский костюм менялся из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье (хабалай) из цветной ткани (желтой, зеленой), красный пояс (кушак) около 3 метров длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную или темных тонов. В прошлом имелась рубаха без нагрудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток без швов. Иногда рубахи вязались вместе, и получалось нечто похожее на комбинезон. Подобную одежду шили и из подстриженной овчины шерстью внутрь.

Головной убор имел многочисленные варианты, создаваемые чухтой (чепец или капюшон с мешочком для кос) и способом ношения покрывала (мучу) или фабричного платка. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чухты, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, монетами, ажурными бляшками, кольцами на висках. По представлениям людей, кольца и бляхи служили не только украшением, но и оберегом. Наряду с многочисленными и разнообразными украшениями для головного убора женщины с нарядной одеждой надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет, подвески. Укра -шения эти стоили дорого, камни привозились издалека, их покупали, но лучшие по художественному оформлению образцы изготавливались местными ювелирами на заказ [13, с. 240]. Обувь аварцев отличается большим разнообразием -кожаная из одного или нескольких лоскутков, с

мягкой подошвой, туфли (мачуял), башмаки, вязаные и войлочные сапоги. Особенное место занимает вязаная обувь, распространенная в высокогорных районах, отличающаяся высокими художественными достоинствами: цветовой гаммой, орнаментом, аппликациями из серебра, формой [15, с. 118].

Основным материалом для изготовления одежды в далеком прошлом служили шкура, кожа, шерсть, получаемые от животноводства. В XIX в. привозили дешевые бязь, ситец, сатин и дорогие шелк, парчу, атлас, бархат.

В конце XIX - начале XX в. мужская одежда постепенно меняется: начали носить белье, появилась фабричная одежда, получили распространение гимнастерка и галифе, которые вышли из моды в послевоенные годы и в конце 1950-х гг. были заменены современной одеждой. Сейчас полутрадиционную мужскую одежду (шубу, папахи, вязаные сапоги и носки, гимнастерку, галифе, хромовые сапоги) носят пожилые люди. Замена современной фабричной женской одежды тоже происходит постепенно. Сегодня отдельные элементы ее (чухта, платье-рубаха, платье на кокетке, длинные штаны, вязаные носки, чувяки, платок) встречаются лишь в костюме старшего поколения [14, с. 54].

Дагестан прославлен не только мастерами Ку -бачи, в кузницах которых «выковывались» великолепные украшения, но и известными на весь мир личностями, оставившими свой яркий след в области поэзии, культуры, спорта, политики.

Среди выдающихся, наиболее ярких фигур в истории аварского народа мы выделяем следующих:

- Имам Шамиль - знаменитый глава мусульманского военно-теократического государства в Дагестане (1797-1871);

- Магомед-Али Дахадаев (псевдоним - Ма-хач) - революционер, его имя носит город Махачкала;

- Муху Алиев - первый президент республики Дагестан;

- Магомед Гаджиев - герой Советского Союза, подводник, имя которого носит город Гаджиево;

- Имангазали Газалиев - полковник русской царской армии, личный охранник императора Александра II;

- Магомед Толбоев - космонавт-испытатель МАП ДАССР и заслуженный летчик-испытатель РФ;

- Магомед-Мирза Мавраев - первый книгопечатник и просветитель Дагестана.

Не просто знаменитым, но чрезвычайно популярным во всем СССР деятелем искусства был поэт, писатель, публицист Расул Гамзатович Гамзатов (1923-2003). Его мы считаем репрезентативной фигурой.

Расул Гамзатов родился в ауле Цада Хунзах-ского района Дагестана в семье народного поэта Дагестана - Гамзата Цадасы. Окончил Аварское педучилище в 1939 г. До 1941 г. работал школьным учителем, затем - помощником режиссера в театре, журналистом в газетах и на радио. С 1945 по 1950 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Избирался депутатом ВС Дагестанской АССР, заместителем Председателя ВС ДАССР, депутатом и членом президиума ВС СССР. Несколько десятилетий был делегатом писательских съездов Дагестана, РСФСР и СССР, членом бюро солидарности писателей стран Азии и Африки, членом Комитета по Ленинской и Государственной премиям СССР, членом правления Советского комитета защиты мира, заместителем Председателя Советского комитета солидарности народов Азии и Африки.

Являлся депутатом ВС СССР 6-8-го созывов с 1962 г. В 1962-1966 гг. и с 1971 г. был членом Президиума Верховного Совета СССР. Действительный член Петровской академии наук и искусств.

Скончался 3 ноября 2003 г. в ЦКБ в Москве. Похоронен на старом мусульманском кладбище в Махачкале у подножья горы Тарки-Тау, рядом с могилой жены.

Свою творческую деятельность Расул начал очень рано, с 9-ти лет, написанием стихов (1932 г.), печататься начал в 1937 г. в республиканской аварской газете «Большевик гор». Первая книга на аварском языке вышла в 1943 г. Он переводил на аварский язык классическую и современную русскую литературу, в том числе

A. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,

B. В. Маяковского и С. А. Есенина.

Гамзатову было всего 20 лет, когда он стал

членом Союза писателей СССР. В 1947 г. вышла первая книга стихов Расула Гамзатова на русском языке. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг.

За выдающиеся достижения в области литературы Расул Гамзатов отмечен многими почетны-

ми званиями и премиями. Народный поэт Дагестана Р. Г. Гамзатов - Герой Социалистического Труда; имеет Орден Святого Андрея Первозванного; Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени; Орден Дружбы Народов; четыре ордена Ленина; Орден Октябрьской Революции; Три ордена Трудового Красного Знамени; орден Петра Великого; Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ); Медали СССР; ему присуждена Ленинская премия за книгу «Высокие звезды»; Сталинская премия третьей степени (1952) за сборник стихов и поэм «Год моего рождения»; Государственная премия РСФСР; Народный поэт Дагестана; Международная премия «Лучший поэт XX века»; Премия писателей Азии и Африки «Лотос»; Премия Джавахарлала Неру; Премия Фирдоуси; Премия Христо Ботева; Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства; Премия Лермонтова; Премия Фадеева; Премия Батырая; Премия Махмуда; Премия С. Стальского; Премия Г. Цадасы и др.

О жизни и творчестве поэта написаны и изданы книги известных литературоведов: К. Султанова, В. Огнева, В. Дементьева. О нем сняты документальные и телевизионные картины, такие как «В горах мое сердце», «Кавказец родом из Цада», «Белые журавли», «Расул Гамзатов и Гру -зия». Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего из жизни в 2003 г., составляет великолепную культурную эпоху [7].

Самым малочисленным этносом в Дагестане, в результате нашего исследования, предстали горские евреи.

ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, ед. ч. горский еврей м., горская еврейка ж.

Волна репатриантов горских евреев впервые возникла не вчера, ни в 1990-е гг. и ни сегодня. В «дороссийский» период взаимоотношения между горскими евреями и мусульманами определялись так называемыми «Омаровыми законами» (особым комплексом общеисламских постановлений по отношению к зимми (то есть к немусульманам) [20], согласно которым горские евреи были вынуждены платить дополнительные налоги, а также выполняли «грязную» работу, которую не выполняли мусульмане; также поставляли правителю продукты своего хозяйства (табак, марену, обработанные кожи и т. п.), участвовали в ремонте и строительстве дома, предоставляли своих лошадей на определенные сроки и т. д.

После упрочения советской власти в Дагестане ненависть к евреям не исчезла. В 1926 и

Э. М. Юзбекова

1929 гг. имели место кровавые наветы на евреев. В этот период примерно 300 семьям горских евреев из Дагестана и Азербайджана удалось выехать в Эрец-Исраэль (большинство из них поселилось в Тель-Авиве, где они создали свой «кавказский» квартал).

По окончании Второй мировой войны с еще большим размахом возобновилась компания, направленная против иудеев, а в 1948-1951 гг. было отменено преподавание на еврейско-татском языке, и все школы горских евреев превратились в русскоязычные.

Антисемитские настроения преследовали горцев-иудеев и в послесталинское время. В конце 70-х гг. на почве репатриации в Израиль возобновились нападения на них. Возобновление массовой репатриации горских евреев в Израиль началось с некоторым запозданием по сравнению с другими группами еврейства Советского Союза: не в 1971 г., а после Войны Судного дня, в конце 1973 - начале 1974 г. До середины 1981 г. в Израиль репатриировалось свыше двенадцати тысяч горских евреев.

Массово иммигрировали горские евреи из Дагестана и в 1990-е гг., помимо Израиля, в Москву, в Пятигорск, в Азербайджан. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии, Швеции, Канаде. Это связано с тем, что 1990-е гг. были не самыми простыми для жизни страны. В республике происходил рост насильственных преступлений. Помимо этого стал распространяться ваххабизм, который отрицал иные религиозные верования (в том числе иудаизм).

В 1990-е гг. тяжелые экономические условия, безработица и множество других причины подвигли горских евреев к массовой иммиграции из Дагестана. Как известно, национальное сознание устроено так, что человек тяготеет к исторической родине, поскольку, как ему кажется, там проще жить. Либо он устремлен в более благополучные места проживания, по крайней мере, государства, обеспечивающие личную безопасность, чего не мог гарантировать Дагестан ни раньше, ни сейчас. И, тем не менее, горские евреи в условиях новой жизни пытаются сохранить свою идентичность. Так, например, по данным журнала "The Jewish Times" [16] в 2010 г. в Израиле состоялся Всемирный Форум горских евреев, на котором присутствовали представители разных стран. Главная цель Форума - приобщение молодежи и взрослых к горской культуре, помощь молодежи в получении качественного образования. На собрании обсуждались такие

вопросы, как интеграция горских евреев в чужих странах, сохранение самобытности и родного языка, ведь в результате миграционных процессов горцы приобщаются к новой культуре, к новому языку, утрачивая родной язык. Основным, а иногда и единственным языком значительной части молодежи является русский.

Религиозные устои среди горских евреев ослаблены более чем среди грузинских и бухарских евреев, но все же не в той мере, как среди ашке-назов Советского Союза. Большинство представителей общины, как и сами дагестанцы, до сих пор соблюдают религиозные обычаи, связанные с жизненным циклом человека (обрезание, традиционная свадьба, погребение). В значительной части домов соблюдается кашрут. Однако соблюдение субботы и еврейских праздников (за исключением Иом-Киппура, еврейского Нового года, пасхального седера и употребления маццы) непостоянно, а знакомство с порядком и традициями чтения молитв уступает знанию их в других «восточных» еврейских общинах бывшего Советского Союза. Несмотря на это, степень еврейского самосознания по-прежнему весьма высока (даже среди горских евреев, зарегистрированных в качестве татов).

- Самоназвание: жугьур [джукур], мн. ч. Жугьургь, более традиционно также гьивр.

- Название горские евреи является русским переводом тюркского названия «дагджууд» - из даг «гора» и джууд «иудей», то есть «горец-иудей», что, по сути, означало религиозную, а не национальную принадлежность [2, с. 95].

- Общая численность около 110 тысяч человек (по оценке 2006 г.).

- Антропологически горские евреи неоднородны, это смесь балкано-кавказской подрасы с арменоидным и другими кавкасионскими вариантами. В большинстве случаев им присущи средний рост, брахицефалия, темная пигментация волос и глаз, длинный нос, выпуклый или прямой с горизонтальным основанием. Нередко внешний уголок глаза ниже внутреннего, глазная щель нормальная. Лицо чаще широкое. Лоб прямой, затылок выпуклый [21].

- До середины XIX в. жили преимущественно на юге Дагестана и севере Азербайджана, впоследствии стали расселяться сначала в города на севере Дагестана [11, с. 34].

- Говорят на диалектах татского языка иранской ветви индоевропейской семьи (в совокупности называемых также еврейско-татским языком); распространены также иврит, русский,

азербайджанский, английский и другие языки, в диаспоре практически вытеснившие родной язык.

- По вероисповеданию - иудеи [2, с. 95].

- Традиционные занятия горских евреев -земледелие, ремесло и торговля, игравшие главную роль или второстепенную в зависимости от конкретной ситуации. Так, по официальным данным губернатора Дагестанской области, в 1866 г. из 5389 горских евреев в сельской местности проживали 4014 человек (74,5 %), а в городах -1375 (8,6 %). Однако это не означает, что все эти сельские жители были вовлечены в сельскохозяйственное производство: хлебопашество, рисоводство, мареноводство, табаководство, шелководство и т. д.; одна часть из них была ремесленниками, занимавшимися обработкой кожи, выделкой сафьяна, тканьем, вязанием, а также красильщиками, шапочниками, портными, главным образом мелочной (иголки, нитки, краски и проч.), не говоря уже о купцах и ремесленниках, составлявших основную массу горско-еврейских горожан [3, с. 195].

Значительное место в жизни горских евреев-горожан, не имевших земли, занимали мелкая торговля и посредничество при торговых сделках. «В торговых делах, пишет А. В. Комаров, -они постоянно служили посредниками между горцами и жителями плоскости, поэтому селились преимущественно в тех местах, где оканчивается равнина и начинаются горы, как, например, Дженгутей, Дургали, Маджалис, Маграга, Куарчаг, Ханджал-кала» [10, с. 25].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В городах купцы имели свои лавки, часть горских евреев объезжала практически все, в том числе и горные селения Дагестана, предлагая населению мелкие товары широкого потребления, мануфактуры и др. Горские евреи работали также на рыбных промыслах.

По материальной культуре горские евреи близки соседним народам. Они имеют почти одинаковую с ними строительную технику, планировку жилищ (с некоторыми особенностями в интерьере), орудия ремесла и сельскохозяйственного производства, оружие, украшения. Традиционные жилища горских евреев, как и жилища соседних предгорных народов, были каменными и состояли из двух-трех комнат (мужская, гостевая, женская). Горские евреи заимствовали тип одежды у окружающих народов. Так, еще в середине XIX в. А. В. Комаров обратил внимание, что «женщины носят одежду персидского покроя» [10, с. 25]. Собственно горско-еврейских селений

было немного: Ашага-Араг (Джугут-Араг), Джу-гут-катта, Мамраш (Мамрач), Ханджал-кала, Ню-гди (Мюшкур), Джараг, Нютиг, Аглаби, Хош-мензиль, Янгиюрт (Нюгди). Большая часть евреев проживала в отдельных мяхшэля (квартал) в дагестанских селениях и городах, особенно в Дербенте. В середине XIX в. горские евреи проживали в 29 населенных пунктах Дагестана и насчитывали 1222 дома (хозяйств).

Среди выдающихся горских евреев можно отметить людей, внесших вклад в культуру не только Дагестана, но и России (а также СССР), Израиля, Азербайджана:

- Борис Гаврилович Гаврилов (1908-1990) -поэт, писатель, драматург, автор первых азбуки и букваря на горско-еврейском языке (1940 г., дербентский диалект);

- Михаил Борисович Гаврилов (род. 29 декабря 1926 г.) - поэт, писатель, первый главный редактор горской еврейской газеты «Ватан» (Дагестан), первый главный редактор «Кавказской газеты» (Израиль), заслуженный работник культуры Дагестана;

- Рахмани Бен Гадиил Гадилов (1902-1995) -главный раввин города Дербента (1963-1993);

- Семен (Залман) Ихиилович Дивилов (19141988) - ученый-экономист, член коллегии ГОСПЛАНа Азербайджана;

- Жасмин (Сара Львовна Манахимова) - российская певица, народная артистка Республики Дагестан;

- Гасан Борисович Мирзоев - академик РАЕН, доктор юридических наук, заместитель председателя Комитета по государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ, президент Гильдии российских адвокатов;

- Иосиф Игоревич Пригожин - российский продюсер Вахтанга Кикабидзе, Николая Носкова, Кристины Орбакайте, Александра Маршала, Авраама Руссо, Валерии, Дидюли. Муж и продюсер певицы Валерии.

В качестве репрезентативной фигуры мы определили Гавриила Абрамовича Илизарова -это был выдающийся советский хирург, специалист в области травматологии, клинической физиологии опорно-двигательного аппарата и ортопедии, доктор медицинских наук, профессор.

Родился 15 июня 1921 г. в селе Беловеж Полесского воеводства Польши, ныне село Белове-жа Пружанского района Брестской области Белоруссии, в крестьянской семье. По этнической принадлежности - горский еврей. Вскоре после

его рождения семья возвратилась на родину отца в аул Хусары (ныне город Кусары, Азербайджан). С ранних лет работал: пас овец у богачей, а затем был пастухом в колхозе. В школу пошел только в 11 лет, но, сдав экзамены за начальные классы, был зачислен сразу в 4 класс. Семилетку закончил на отлично и продолжил учебу на рабфаке в городе Буйнакске.

В 1939 г., как отличник учебы, был направлен на учебу в Крымский медицинский институт. В начале войны с институтом был эвакуирован в город Кзыл-Орда (Казахстан). В 1944 г., по окончанию учебы, направлен в Курганскую область в Долговскую районную больницу. Прошел путь от врача районной больницы до директора Курган -ского научного центра восстановительной травматологии и ортопедии (1987).

В 1951 г. впервые ввел в практику бескровное лечение переломов трубчатых костей с помощью сконструированного им аппарата (аппарат Или-зарова), позволившего разработать новый метод компрессионно-дистракционного остеосинтеза, в основе которого замещение дефектов трубчатых костей путем удлинения одного из отломков (1967). Благодаря этому методу удается восстанавливать недостающие части конечностей, включая стопу, пальцы кисти, а также удлинять конечность.

В 1968 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Или-заров - автор более 600 научных работ, в том числе 3 монографий, 194 изобретений, 13 зарубежных патентов по проблемам клинической и экспериментальной ортопедии и травматологии, а также биомеханики.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1981 г. Гавриилу Абрамовичу Илиза-рову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1987 г. был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1991 г. - академиком РАН.

Илизаров почти всю жизнь прожил в Кургане. Скончался 24 июля 1992 г. Похоронен в Кургане на кладбище поселка Рябково.

Награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Ему присвоены почетные звания: «Заслуженный врач РСФСР» (1965), «Заслуженный изобретатель РСФСР» (1975), «Заслуженный изобретатель СССР» (1985), «Заслуженный деятель науки РСФСР» (1991). Лауреат Ленинской премии

(1978). Почетный гражданин Курганской области (2003, посмертно). Его называли «Микеланджело ортопедии», «курганским кудесником», «целителем века», «волшебником» ...

С 2005 г. официальное название Центра - Федеральное государственное учреждение науки «Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" имени академика Г. А. Илизарова Федерального агентства здравоохранения и социального развития». Перед зданием центра установлен памятник-бюст, на доме, где жил ученый, - мемориальная доска [6].

Таким образом, значимость проводимого нами социокультурного исследования состоит в том, что мы выявили наиболее многочисленные этнические образования Дагестана (аварцы) и самые малочисленные (горские евреи). Причина малочисленности горских евреев - массовая репатриация. Горские евреи в ходе многовекового проживания на территории Дагестана приобщались к местной культуре, однако не потеряли свою культурную самобытность, и вместе с остальными этносами, населяющими республику, дополняют и составляют уникальное национально-культурное наследие полиэтнического пространства республики.

Библиографический список

1. Абдулатипов, Р. Г. Этнонациональная политика в Российской Федерации [Текст] / Р. Г. Абдулатипов. -М.,2007.

2. Агеева, Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы (словарь-справочник) [Текст] / Р. А. Агеева. - М. , 2000. - 11 с. , 24-25 с. , 95 с, 423 с.

3. Анисимов, И. Ш. Кавказские евреи-горцы [Текст] / И. Ш. Анисимов. - М. , 1889. - 195 с.

4. Арутюнов, С. А. Народы Дагестана (энциклопедия) [Текст] / С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева ; под ред, с. А. Арутюнова. - М. : Наука , 2002. - 116 с. , 136 с. , 137 с. , 138-139 с.

5. Бромлей, Ю. В. Этнография на современном этапе [Текст] / Ю. В. Бромлей. - М. : Коммунист , 1974. - 62-73 с.

6. Врачебный читальный зал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.medico. ru/journalclub/index. php/

7. Гамзатов Расул Гамзатович: [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.biograph.ru/bank/gamzatov_rg. htm

8. Герой Социалистического Труда Илизаров Гавриил Абрамович. - Режим доступа : http ://www.warheroes.ru/hero/

9. Комаров, А. В. Народонаселение Дагестанской области [Текст] / Комаров А. В. Зап. КАРГО. Кн. VIII. Тифлис, 1873, 25 с.

10. Мурзаханов, Ю. И. Горские евреи: Аннотированный библиографический указатель. Часть I. XVIII-начало ХХ в. [Текст] / Ю. И. Мурзаханов. - М. : Чоро , 1994. - 34-40 с.

11. Родзаевский, К. В. Завещание Русского фашиста [Текст] / К. В. Родзаевский - М. : ФЭРИ-В. - 2001.

12. Российская Федерация. Европейский Юго-Восток: в 22 т. [Текст] / С. В. Калесник [и др.]. - М. : Мысль , 1968. - 433-437 с.

13. Сергеева, Г. А. Об одежде аварской группы народов Дагестана: По полевым материалам экспедиций 1959-1960 гг. [Текст] / Г. А. Сергеева // Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в ХК-ХХ вв. : материалы к Кавказскому историко-этнографическому атласу / сост. Г. А Сергеева. - М. , 1971. - 240 с.

14. Сергеева, Г. А. Вязаная обувь народов Горного Дагестана КЭС. 8 [Текст] / Г. А. Сергеева. - М. : Наука , 1984. - 130-131 с.

15. The Jewish Times/ Новости и аналитика с еврейским акцентом/от 14. 01. 2011/http://www. jtimes. ru/

16. Тишков, В. А. Народы России (энциклопедия) [Текст] / В. А. Тишков. - М. , 1994. - С. 70-71.

17. http://ru. wikipedia.org/wiki/

18. http://www.perepis-2010.ru/smi/detail.php

19. Электронная еврейская энциклопедия: http ://www.eleven.co.il/article/

20. http ://antifashyst.narod.ru/antro.html

21. http://www.perepis-2010.ru/smi/detail.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.