Научная статья на тему 'Трансформация экономических тенденций развития региональной социально экономической системы в современных условиях'

Трансформация экономических тенденций развития региональной социально экономической системы в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1363
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ / СЕТЕВОЙ / ПОСТИНДУСТРИ АЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гирина Анна Николаевна

Статья посвящена изучению трансформации экономических тенденций развития региональной социально экономической системы в современных условиях. Обоснован механизм управления социально экономическим развитием региона. Предложены этапы развития и система мер по адаптации региональной экономики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация экономических тенденций развития региональной социально экономической системы в современных условиях»

Гирина А.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: girina-anna@ya.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена изучению трансформации экономических тенденций развития региональной социально-экономической системы в современных условиях. Обоснован механизм управления социально-экономическим развитием региона. Предложены этапы развития и система мер по адаптации региональной экономики в современных условиях.

Ключевые слова: трансформация, экономика, информационный, сетевой, постиндустриальное общество, механизм, управление, регион, развитие.

Глобальные изменения, произошедшие в конце прошлого века, затронули все стороны человеческой жизни, что непосредственно повлияло на состояние и положение сложных социально-экономических систем (государств, регионов, муниципальных образований) в современном мире. Чтобы ответить на многочисленные вызовы внешней среды необходимо совершенствовать управленческую структуру и методы, распределять функции с учетом происходящих в мире изменений.

Для решения существующих проблем следует сосредоточить все усилия на следующих основных направлениях:

- повышать эффективность государственного и муниципального управления и предоставления населению более качественных услуг;

- развивать партнерские отношения между органами власти государства, региона, муниципального образования и бизнеса и оптимально разделять ответственность каждого уровня и сектора за решение насущных проблем;

- налаживать тесную связь между государственной, региональной и муниципальной властью, с одной стороны, и обществом, с другой, активно привлекать население к управлению.

Трансформация социально-экономической системы в нашей стране должна основываться на разумном сочетании рыночных и административных методов управления национальным хозяйством, которые обеспечивают его функционирование и развитие в современных условиях. При этом глобальные преобразования требуют теоретического переосмысления механизма государственного регулирования экономи-

ки регионов России, т.к. именно они составляют определяющую часть единой социально-экономической системы Российской Федерации. Важнейшей задачей, стоящей перед российской экономической наукой в настоящее время, является совершенствование научного инструментария развития региональной экономической политики (РЭП).

Основные тенденции в трансформации управления социально-экономическими системами:

1. Децентрализация. Является одним из способов повышения эффективности государственного управления. Она реализуется в двух формах - передачи отдельных полномочий и функций на нижний уровень управления при сохранении властной вертикали и создания автономных структур (у нас муниципальных образований и ТОС), обладающих собственными ресурсами для реализации возложенных на них полномочий. Она способствует созданию благоприятных условий для повышения эффективности принимаемых решений и улучшения обслуживания населения. Необходимым условием децентрализации является соответствие полномочий, ответственности и ресурсов.

2. Регионализация. Процесс пространственного развития государств в последнее десятилетие характеризуется понятием «регионализация». В России нарастает правовое, государственно-административное, социокультурное и экономическое своеобразие отдельных территорий - субъектов федерации.

На сегодня, существенно изменившаяся структура и организация экономики страны,

изменение ее положения в глобальном мире, а также изменения социально-политических процессов внутри общества привели к тому, что сложившаяся в эпоху индустриализации пространственная организация, реализованная в транспортных и инженерных инфраструктурах, системах расселения, перестала соответствовать реальной структуре сегодняшней хозяйственной и социально-политической жизни. Поверх административно зафиксированных границ старых индустриальных регионов стали формироваться новые регионы.

3. Совершенствование структур и деятельности органов государственного и муниципального управления. Практика развитых стран определяет новую тенденцию в государственном и муниципальном управлении -замену вертикальных административных структур на горизонтальную сеть автономных государственных и муниципальных организаций, имеющих определенные полномочия.

4. Развитие персонала и реформирование государственной и муниципальной службы. Персонал всегда был важным стратегическим ресурсом для достижения целей государственной и муниципальной политики и его развитие является главной задачей в совершенствовании управления сложными СЭС.

5. Совершенствование управления имуществом, бюджетом и финансами. Ограниченность ресурсов и процесс децентрализации требуют изменений в бюджетном и финансовом управлении. В отношении разработки и исполнения бюджета наметились следующие направления совершенствования:

- использование процесса разработки бюджета «сверху вниз», когда федеральное правительство определяет общий размер расходов и принципы их распределения;

- определение государственным и муниципальным структурам сметы расходов на год без подробного деления по статьям, при этом экономия остается в их распоряжении;

- разработка новых показателей деятельности управленческих структур, сначала им определяется вид производимого «продукта», а затем устанавливаются соответствующие пока-

затели по затратам, количеству и качеству, при этом они сами решают, как достичь планируемого результата;

- использование финансового менеджмента, применяемого в бизнесе;

- использование среднесрочных и долгосрочных показателей и оценок при разработке бюджетов всех уровней.

6. Приватизация и муниципализация. Происходит дальнейшая приватизация отраслей и предприятий, где деятельность государственных и муниципальных органов не эффективна. Она приводит к уменьшению роли государственного и муниципального сектора и соответственно увеличению значения частного сектора в управлении и владении собственностью. Здесь происходит не только передача государственной и муниципальной собственности в частное владение, но и заключение контрактов с частными организациями на выполнение определенных услуг на конкурентных условиях. В этом процессе становится важным дать населению альтернативные возможности получения услуг.

7. Информатизация. В совершенствовании систем государственного и муниципального управления важную роль играют информационные и коммуникационные технологии, способствующие повышению эффективности работы государственного и муниципального аппарата.

Если на первом этапе происходило обеспечение органов государственного и муниципального управления информационной и компьютерной техникой, то на втором, ставится задача повышения эффективности от вложений в информационные технологии, в совокупности с процессом совершенствования организационных структур и работы аппарата. Здесь в качестве основных направлений можно выделить следующие:

- формирование общефедеральных информационных сетей, объединяющих специализированные федеральные, региональные и муниципальные;

- создание «электронного Правительства» и «электронных муниципалитетов»;

- использование информационных систем для анализа социальных показателей и про-

блем, и выработки на их основе оптимальных решений.

Повсеместно создаются специальные структуры, отвечающие за внедрение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной и муниципальной власти.

8. Повышение качества и совершенствование распределения государственных и муниципальных услуг. В современных условиях необходимо образовывать структуры государственного и муниципального управления, ориентированные прежде всего на потребителей. Следует изменить ценностные ориентиры, сложившиеся в аппарате управления, и поставить во главу угла учет интересов и удовлетворение потребностей населения. Здесь важно не только учитывать интересы населения, но и учесть и использовать непосредственную связь между уровнем и качеством жизни населения с конкурентоспособностью государственной, региональных и муниципальных экономик.

9. Мониторинг социально-экономических процессов и результатов. Совершенствование управления требует создания соответствующего механизма отслеживания и оценки управляемых процессов и полученных результатов, что позволит определять направления, где удалось достичь наибольшего прогресса, а где происходит отставание.

Главные направления развития общества пробовали установить еще такие великие философы прошлого, как Платон, Аристотель, Гегель. В новейшие времена эта проблема нашла свое отображение в теории ноосферы, авторами которой являются В.И. Вернадский, Тейер де Шарден, К.Э. Циолковский [1].

К настоящему времени накоплен достаточно емкий теоретический базис теорий регионального развития, который позволяет сформировать некоторые результаты анализа взаимосвязей данных теорий.

В этих теориях исследуется новое представление о складывающемся экономическом пространстве внутри государства. Формирование этого пространства определяется тем, что регионы превращаются в самостоятельные экономические субъекты. В этих условиях региональная политика все больше рассматривается не

только как способ компенсации недостатков, а как конкурентная политика и шире - всеобъемлющая политика развития. Основными продуктами деятельности региона как субъекта развития являются [1]:

1. Конкурентоспособность региона и его подсистем (социальной, экономической, управленческой, экологической, инфраструктурной, институциональной, безопасности);

2. Конкурентоспособные общественные блага;

3. Конкурентные ресурсы и потенциалы региона. Институциональное оформление продуктов деятельности региона как субъекта развития осуществляется в виде стратегических целей, стратегий и других институтов.

Наблюдающиеся в последнее время в отечественной экономике уменьшение, стирание различий между вариантами экономического поведения, характерного для различных регионов, проявляются в том числе и в выборе разных вариантов стратегий их развития, можно объяснить достаточно высокими темпами роста ВВП и принимаемыми руководством страны мерами по усилению вертикали власти и пресечению центробежных процессов. Все это, в конечном счете, привело к усилению проявления межрегиональных хозяйственных взаимосвязей и снижению показателей дифференциации в уровне развития между разными субъектами Федерации. Здесь следует добавить, что именно с ростом благосостояния связан процесс региональной унификации как в эффективно развивающихся постсоветских странах, так и в развитых капиталистических государствах в послевоенный период их функционирования, тогда как в условиях сильного экономического кризиса, наоборот усиливается региональная дифференциация.

С некоторой долей условности отметим, что все большая однородность в региональной политике во многом объясняется происходящим в последние годы приведением нормативно-правовых и законодательных актов и документов в соответствии с общероссийскими требованиями.

Попытки разработки целостной программы регионального развития за прошедшие годы предпринимались неоднократно [5], они про-

ходили широкое экспертное и общественное обсуждение. Тем не менее, к сожалению, до сих пор отсутствует целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны. Исключительная сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностям, так и по характеру накопленных проблем и решаемых на данном этапе задач.

По причине глубокой дифференциации регионов по социально-экономическому развитию в основе федеральной политики до сих пор лежит принцип выравнивания, существует соответствующая целевая программа и реализуются другие мероприятия.

Однако некоторыми экспертами обосновывается необходимость формирования новой государственной политики регионального развития, в основе которой вместо политики выравнивания уровня регионального развития лежал бы принцип поляризованного (сфокусированного) развития отдельных регионов-лидеров («опорных регионов»), которые могли бы потянуть за собой остальные территории.

В рамках этой модели предлагается осуществлять концентрацию финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах», которые быстрее обеспечивают отдачу вкладываемых бюджетных вложений, при этом отказавшись от принципа выравнивающего развития регионов страны. Предполагается, что население регионов, не отнесенных к «опорным», получит равный доступ к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан.

Следует отметить, что поляризованное развитие - это известный инструмент рыночной экономики, который применяется как на уровне стран, так и в конкретных отраслях экономики. В основе теории полюсов роста, предложенной французским экономистом Ф. Перу, лежит представление о ведущей роли лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Центры и ареалы экономического про-

странства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование [5]. Это приводит к концентрации предприятий и формированию полюсов экономического роста.

В условиях нашей страны речь должна идти не об отдельных частных эффектах от простой агломерации производств, а о конечном целостном народнохозяйственном эффекте от развития территориальных комплексов. В основе их развития лежат эффективные экономические и технологические территориальные сочетания взаимосвязанных производств и отраслей, обеспечивающих более или менее конечный цикл производства определенных продуктов основного производства, а также включающих обслуживание связанного с данным производственным комплексом населения. В связи с этим региональная экономика должна рассматриваться как совокупность взаимодействующих систем: субъектов социально-экономического взаимодействия и иерархии уровней управления определяющих территориальные предпосылки эффективности развития региональной экономики.

Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются [5]:

- реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;

- преодоление депрессивного состояния агропромышленных регионов;

- возрождение малых городов и сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных и иных земельных угодий;

- стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией;

- продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритет-

ного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов и др.

В зарубежной научной мысли новый этап развития экономики определяется глубоким влиянием информационно-телекоммуникационной среды на происходящие социально-экономические процессы развития общества. Это приводит к формированию новой организации экономической системы, для наименования которой используются пока различные понятия: «информационная экономика» (information economy), «сетевая экономика» (network economy), «новая экономика» (New economy) -в зависимости от того, какое свойство этой новой экономической системы рассматривается более глубоко.

В узком толковании под «информационной экономикой» понимается сектор информационной индустрии экономической системы государства. В расширенном понимании этого понятия

- это экономика Информационного Общества, обладающая существенно новыми формами и свойствами постиндустриальной политики на основе широкой информатизации общества и практического внедрения информационных и телекоммуникационных механизмов самоорганизации и гармонизации экономической системы государства.

При использовании понятия «сетевая экономика» подчеркивается значительная роль в постиндустриальном этапе развития экономической системы сетевых форм управления на основе развития прямых телекоммуникационных связей между агентами совместной деятельности как важнейшего механизма повышения устойчивости социально-экономического развития общества и государства [4]. Термин «новая экономика» подчеркивает, что рассматривается новый постиндустриальный этап развития экономической системы социосферы. Тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную является сейчас наиболее заметной.

Механизм управления социально-экономическим развитием региона в условиях становления экономики информационного общества должен опираться на следующие принципы:

- обеспечение единства экономического пространства региона;

- создание равных условий экономического развития территорий (городов и районов);

- обеспечение свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и информации;

- формирование эффективной защиты экономической среды независимо от внутренних административных границ;

- развитие равных правовых условий для свободы экономической деятельности;

- представление равноправия хозяйствующих субъектов;

- оказание государственной помощи (специальные меры поддержки) [6].

Управление региональным развитием в современных условиях становления экономики информационного общества должно включать в себя три направления:

- управление социально-экономическим развитием региона с использованием средств сетевой экономики;

- управление эффективным развитием сетевой инфраструктуры региона;

- управление развитием взаимодействия между субъектами экономики региона [1].

В таких условиях основными задачами управления регионом должны быть:

- эффективное социально-экономическое развитие региона;

- интеграция региона в мировое хозяйственное и информационное пространство;

- формирование необходимой инфраструктуры для эффективного развития региона в условиях становления сетевой экономики;

- трансформация производственно-экономических и социально-экономических связей в соответствии с мировыми тенденциями;

- развитие взаимодействия между субъектами экономики региона и др.

Трансформация экономического пространства региона предполагает реализацию последовательности этапов сетевого социально-экономического развития региона [3]: проактивного, предсказательного, интегрированного.

Проактивный этап будет характеризоваться сильным развитием информационных технологий в среде предприятий производственной сферы, организаций непроизводственной

сферы, населения и органов государственной, региональной и муниципальной власти. Хотя эти элементы экономического пространства региональной экономики не достаточно будут взаимодействовать между собой посредством сетевой инфраструктуры, но внутри собственных совокупностей уровень сетевого развития будет достаточно высоким. Регион будет обеспечен функционированием большого количества островков сетевого развития с высоким уровнем внутренней интеграции и относительно низким уровнем внешней интеграции.

Предсказательный этап будет характеризоваться тем, что инструменты управления на всех уровнях развития региональной экономики (региональный (макроэкономика), муниципальный (мезоэкономика), уровень предприятия (микроэкономика), уровень межличностного взаимодействия (миниэкономика)). Региональная экономика будет иметь возможность сбалансировано развиваться имея инструментарий и достаточно развитую сетевую инфраструктуру для собственной организации, начиная от планирования (бизнес-планирования) и заканчивая процессами контроля и адаптации к меняющимся условиям. Хотя, следует отметить, что сетевая инфраструктура будет являться обеспечивающим субъектом регионального социально-экономического развития.

Интегрированный этап станет заключительным в становлении сетевой экономики на региональном уровне. При нем сетевые инфраструктуры будут неразрывно связаны с бизнес-процессами и социально-экономическим развитием региона. Причем управление регионом будет предполагать управление информационными технологиями, знаниями, инновациями, которые становятся интегрированной частью региональной экономики. При этом должна претерпеть изменения система управления регионом. Для перехода от каждого предыдущего к последующему этапу регионального развития в условиях становления сетевой экономики, необходимо сформировать систему мер адаптации объектов (групп объектов) региона.

Система мер адаптации населения в условиях становления сетевой экономики должна включать:

- повышение уровня образования, в том числе специализированного;

- развитие системы повышения квалификации населения;

- повышение уровня жизни населения;

- формирование системы экономической активности населения;

- внедрение в повседневной жизни населения новых информационных технологий;

- разъяснительная работа для населения особенностей развития в условиях становления сетевой экономики и др.

Система мер адаптации предприятий производственной сферы в условиях становления сетевой экономики состоит из:

- формирования системы ключевых товаропроизводителей региональной экономики;

- развития регионального производственного комплекса на принципах рентабельного производства;

- сбалансированности развития промышленного и аграрного производства;

- развития региональной сетевой инфраструктуры на основе системообразующих отраслей и предприятий области;

- стимулирования развития новых информационных технологий на производственных предприятиях и др.

Системой мер по адаптации предприятий непроизводственной сферы в условиях становления сетевой экономики будут следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие регионального непроизводственного комплекса на принципах удовлетворения потребностей населения региона;

- формирование системы гарантированного получения базового набора услуг;

- стимулирование ускоренного развития информационных технологий на предприятиях непроизводственной сферы;

- развитие системы переподготовки кадров для работы в условиях становления сетевой экономики;

- трансформация деятельности организаций непроизводственной сферы в условиях непроизводственной сферы и др.

Для эффективной деятельности предлагаемой организационной модели необходимо формирование информационной системы нового

развития в условиях становления экономики информационного общества. Они станут необходимым базисом для повышения конкурентоспособности региональной экономики и ее перехода на более качественный уровень развития.

24.11.2010

Список литературы:

1. Ядгаров Я.С. История экономических учений. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с.

2. Корабейников И.Н. Социально-экономические предпосылки эффективного внедрения информационных технологий на региональном уровне: монография. Под ред. академика РАН А.И. Татаркина / И.Н. Корабейников, А.Н. Гирина -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2009. - 196 с.

3. Лазарев И.А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития / И.А. Лазарев, Г.С. Хижа, К.И. Лазарев. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2006. - 240 с.

4. Лапаева М.Г. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики: монография. / М.Г. Лапаева, И.Н. Корабейников, Е.Н. Макеева - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. -268 с.

5. Региональная экономика / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 686 с.

6. Стрелец И.А. Сетевая экономика / И.А. Стрелец. - М.: Эксмо, 2006. - 208 с.

Сведения об авторе:

Гирина Анна Николаевна, преподаватель кафедры национальной экономики Оренбургского государственного университета 460000, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (912) 3456667, e-mail: girina-anna@ya.ru

типа для поддержки принятия управленческих решений по развитию региона.

Таким образом, представленные в статье предложения позволят создать основу в региональной экономике для ее сбалансированного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.