Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления формированием новых тенденций развития региональной экономической системы'

Организационно-экономический механизм управления формированием новых тенденций развития региональной экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TRENDS / MANAGEMENT MECHANISM / THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гирина Анна Николаевна

Рассмотрены существующие тенденции развития региональной экономической системы. Представлен организационно экономический механизм управления формированием новых тенденций развития региональной экономической системы, реализуемый поэтапно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT BY FORMATION OF NEW TRENDS IN THE REGIONAL ECONOMIC SYSTEM

Reviewed the existing trends in the development of the regional economic system. The organizational-economic mechanism of management of formation of new trends in the regional economic system implemented in stages presented.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления формированием новых тенденций развития региональной экономической системы»

УДК 338.24:332:004

Гирина А.Н.

Оренбургский государственный университет E-mail: girina-anna@ya.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ НОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Рассмотрены существующие тенденции развития региональной экономической системы. Представлен организационно - экономический механизм управления формированием новых тенденций развития региональной экономической системы, реализуемый поэтапно.

Ключевые слова: тенденции, механизм управления, региональная экономическая система.

Новые экономические реалии выдвинули на первый план задачи устойчивого развития региональной экономической системы в современных условиях и ее способность противостоять неблагоприятным ситуациям. Практика показывает, что существующие на сегодняшний день проблемы не могут быть решены без формирования новых тенденций развития региональной экономической системы. Таким образом, актуальность данной проблемы обоснована необходимостью создания системы мер, которые могли бы обеспечить экономическую устойчивость региональной экономической системы, добиться уверенности действий в рыночных условиях. Увеличение скорости и масштабов глобальных экономических изменений при нарастании внешней и внутренней неопределенности определят способность региона противостоять возмущающим воздействиям среды.

Обоснование формирования новых тенденций развития региональной экономической системы в современных условиях предполагает наличие методического обеспечения для выявления закономерностей в региональной экономике [5].

Тенденции развития региональных экономических систем раскрыли в своих трудах: Л.И. Абалкин, П.Е. Анимица, С.А. Аристов, В.А. Белкин, И.С. Важенина, В.И. Видяпин, Р.Б. Габдул-лин, Х.Н. Гизатуллин, С.В. Дорошенко, В.В. Ивантер, А.И. Кузьмин, А.А. Куклин, М.А. Мам-бетов, П.А. Минакир, Т.Г. Морозова, Д.В. Про-скура, О.А. Романова, А.И. Татаркин и другие.

Необходимость исследования вопросов формирования новых тенденций развития региональной экономической системы обусловлена возрастанием значимости регионов в инновационном преобразовании страны и реализации способностей регионов к саморазви-

тию. С точки зрения теории рыночной экономики, тенденция, в самых общих чертах, - это направление, в котором движется система. Тенденция определяется как «выявленные в результате экономического анализа устойчивые соотношения, свойства, признаки, присущие экономической системе государства, экономике предприятия, показателям доходов, расходов, потребления семей, спросу и предложению на рынке товаров и услуг; сложившееся направление развития экономических процессов. На основе выявленных тенденций можно прогнозировать будущие экономические показатели, ход экономических процессов».

Главная задача переходного периода - это не только увеличение производства продукции, но и осуществление изменений в производственной и экономической структурах общества. Необходимость оценки тенденций, происходящих в экономике, вытекает не из возможности или способности переходной экономики удовлетворять потребности, а из общего содержания переходного периода, который выражает смену доминирующего фактора производства и изменения экономических отношений. Использование этих критериев к экономике страны и ее регионов означает исследование хода структурных изменений в производстве и других сферах в направлении приспособления их к требованиям будущего постиндустриального общества. Важным показателем таких тенденций является: преимущественное развитие наукоемких производств, науки, образования, информационно-коммуникационных технологий и т. п. [3].

Методология оценки экономической эффективности различного рода территориальных сочетаний принципиально едина, она не зависит от размера комплекса, его структуры,

территориальных особенностей. Однако конкретно применяемые методические приемы расчета могут быть различными в соответствии с указанными особенностями. Немаловажное значение для выбора конкретного метода расчета имеют тип самого комплекса и специфика решаемой в каждом отдельном случае задачи.

Как отмечают академик РАН А.И. Татар-кин и В.А. Ятнов «региональные теория и методология во все времена отражали: во-первых, объективные условия функционирования экономики, то есть размещение производства, населения, функционирование институтов государства на значительном пространстве с различающимися ресурсами; во-вторых, потребность, учитывая эти пространственные факторы в управленческих решениях при формировании региональной политики и, особенно, в выборе целей, принципов и методов размещения производительных сил» [4].

Управление регионом представляет собой единую структуру, в которой элементы, органы управления разных уровней тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии. В то же время управленческие функции, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях должны иметь определенные разграничения, которые бы исключали «разрыв» этих функций и тем самым не нарушали системность управления. Нахождение оптимума между разграничением управленческих функций и теснотой их связей - непременное условие обеспечения как частичного, так и общего равновесия в экономическом развитии региона [6].

Организационно-экономический механизм управления формированием новых тенденций развития региональной экономической системы в современных условиях - это совокупность организационных, социальных и информационных форм взаимодействия всех сторон, а также методов управления развитием, обеспечивающих прогнозирование, программирование, проектирование и практическую реализацию социально-экономического развития региона.

Рассмотрим следующую последовательность этапов содержательно раскрывающих предлагаемый организационно-экономический механизм управления формированием новых тенденций развития региональной экономической системы в современных условиях.

На первом этапе определили основные цели, задачи и направления формирования новых тенденций развития региональной экономической системы. Теоретическим базисом данного этапа являются аспекты, определяющие современные тенденции экономического развития на примере Оренбургской области:

- углубление сырьевой направленности экономики;

- нарастание ограниченности инновационного развития экономики;

- уменьшение финансирования научной сферы;

- качественное ухудшение и количественное сокращение научной сферы;

- развитие очагового характера информатизации региона.

При выявленных закономерностях развития экономики Оренбургской области нами предложена система целей, задач и основных направлений формирования новых тенденций развития региональной экономической системы (см. табл. 1).

Необходимо регионам стремиться к активной интеграции в российское и мировое экономическое пространство. Данный вектор развития особенно актуален для развития научной и производственной сфер, что даст необходимый импульс для модернизации всей региональной экономической системы. М. Кастельс следующим образом обозначил необходимость открытости региональной экономики: «наука, технология и информация также собраны в глобальные потоки, имеющие асимметричную структуру. Право собственности на технологическую информацию играет важнейшую роль в создании конкурентного преимущества, научно-исследовательские центры концентрируются в определенных районах при отдельных компаниях и институтах. Характеристики нового производительного знания способствуют его распространению».

В условиях информационной экономики конкурентное преимущество достигается, в первую очередь, на основе новых информационных технологий и сетевых форм управления. Они в свою очередь, поддерживают функционирование более гибкой модели организации экономической деятельности и ведения бизнеса. При этом знания становятся не только новым экономическим ресурсом, но и структурным элементом общества [1].

На втором этапе выделили принципы формирования новых экономических тенденций развития региональной экономической системы в современных условиях:

- обеспечение единства экономического пространства региона;

- принцип создания равных условий экономического развития территорий (городов и районов);

- принцип свободного перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и информации;

- принцип эффективной защиты экономической среды;

- принцип равных правовых условий для свободы экономической деятельности;

- принцип равноправия хозяйствующих субъектов;

- принципы оказания государственной помощи (специальные меры поддержки).

На третьем этапе представили БШОТ-ана-лиз формирования новых экономических тенденций развития (см. табл. 2).

На четвертом этапе рассчитали систему результативных параметров, достижение которых будет обозначать построение региональной экономической среды, позволяющей на должном уровне осуществить формирование новых тенденций экономического развития в современных условиях. Модернизация научной сферы должна дать необходимый толчок для сме-

Таблица 1. Цели, задачи и основные направления формирования новых тенденций развития

региональной экономической системы

№ Наименование Научная Производственный Информационно-

п/п направления исследования сфера комплекс коммуникационная инфраструктура

повышение повышение повышение

эффективности эффективности информационной

1 Цель развития и конкурентоспособности открытости региональной

формирования региональной научной регионального экономики и интеграция

сферы производственного комплекса в мировое экономическое пространство

развитие рост результативности обеспечение взаимодействия

существующих регионального различных субъектов

и перспективных производственного региональной экономики;

научных школ на комплекса формирование формирование открытой

территории региона; на территории региона системы обмена

рост результативности новых технологичных информацией и знаниями;

региональнои научнои производств; повышение эффективности

Задачи формирования сферы; развитие конкурентных регионального управления;

2 нацеленность научных преимуществ комплекса; привлечение сторонних

исследовании увеличение экономических и научных

новых тенденции на требования экологичности структур к решению

региональнои производства; региональных проблем;

экономики; развитие сетевых внедрение в региональную

увеличение подходов к производству экономику мировых

количественного и управлению и др. инновационных достижений

и качественного и др.

состава научнои

сферы и др.

увеличение увеличение развитие информационных

взаимодеиствия взаимодействия и коммуникационных

с предприятиями с региональной научной технологий в экономике

и организациями сферой; региона;

региональнои инвестиции увеличение вовлеченности

Основные направления формирования новых тенденции экономики; интеграция в мировое в высокоэффективные технологии; экономических субъектов в информационное

3 научное пространство; внедрение взаимодействие;

взаимодеиствие информационных развитие информационного

с ведущими научными технологий; производства на территории

школами мира и др. изучение и использование передового зарубежного опыта в сфере материального производства и др. региона и др.

ны модели регионального развития с сырьевой модели к инновационной. Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры должно происходить в рамках взаимодействия научной и производственной сфер. Необходимо развивать систему апробации и внедрения научно-инновационных разработок [2].

Для повышения результативности деятельности системы апробации и внедрения научно-инновационных разработок необходимо следующее:

- комплексный мониторинг научного и производственного развития региональной экономики;

- широкое взаимодействие с Правительством области по решению задач, научного развития и технологической модернизации;

- контроль за соблюдением авторских прав на научно-инновационные разработки;

- маркетинговая деятельность по продвижению научных разработок;

- противодействие уменьшению и переносу производства за границы области и др.

На пятом этапе обосновали основные направления государственной поддержки формирования новых тенденций развития региональной экономической системы. Данные направления должны распространяться на производственный комплекс, научную сферу и информационно-коммуникационную инфраструктуру (см. табл. 3).

Представленный организационно - экономический механизм позволил создать основу для формирования перспективных тенденций развития региональной экономической системы:

- построение инновационной модели экономики;

- значительное увеличение доли высоко технологичных производств;

- увеличение роли и места научной сферы в развитии региональной экономики;

- повышение эффективности деятельности научной сферы;

- всесторонняя информатизация региона с применением передовых технологий;

Таблица 2. SWOT-анализ формирования новых экономических тенденций развития

I. Сильные стороны II. Слабые стороны

1. Высокий уровень фондоотдачи и производительности труда в региональной экономике; 2. Наличие большого количества научно-инновационных разработок по различным направлениям развития региональной экономики; 3. Наличие зависимости между уровнем финансирования научной сферы и изменением результативности региональной экономики; 4. Высокий уровень компьютеризации предприятий региона; 5. Степень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры согласуется с развитием сферы здравоохранения и промышленности региона и т.п. 1. Сырьевая направленность региональной экономики; 2. Высокая степень износа основных фондов; 3. Низкая доля внутренних затрат на разработки; 4. Низкий уровень результативности региональной научной сферы; 5. Недостаточное количество организаций использующих выделенные каналы связи и Web-сайты; 6. Высокий уровень дифференциации в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры между городами и районами региона и т.п.

III. Возможности IV. Угрозы

1. Высокие темпы роста производительности труда и фондоотдачи в экономике региона; 2. Высокий темп роста доходов населения; 3. Рост приема в аспирантуру и докторантуру; 4. Наличие развитой системы апробации и внедрения научно-инновационных разработок; 5. Уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры зависит от затрат на ИКТ и т.п. 1. Низкая доля обрабатывающих производств в структуре ВРП; 2. Малая численность исследователей, кандидатов и докторов наук; 3. Низкий уровень финансирования научной сферы региона; 4. Кризисные явления в научно-инновационной сфере региона; 5. Степень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры не согласуется с развитием сферы образования, культуры, услуг населению, сельского хозяйства и т.п.

Таблица 3. Основные направления государственной поддержки новых тенденций развития региональной экономической системы

№ п/п Перечень групп направлений Научная сфера Производственный комплекс Информационно-коммуникационная инфраструктура

1 Экономические - формирование регионального механизма развития научной сферы; - обеспечение взаимодействия с научными учреждениями РФ и мира и др. - поддержка развития малого бизнеса в сфере высокотехнологичных производств; - ориентация производственного комплекса на опережающее развитие обрабатывающих производств и др. - развитие механизмов развития информационно-коммуникационной инфраструктуры; - совершенствование институциональной среды региона и др.

2 Финансовые - целевое финансирование приоритетных для региона научных исследований; - поддержка региональных научных проектов на федеральном уровне (в РГНФ, РФФИ) и др. - система льготного кредитования инновационных проектов; - предоставление предприятиям финансирования в рамках реализации ОЦП и ФЦП; - целевое финансирование для реализации приоритетных региональных задач и др. - поддержка льготного кредитования приобретения новой компьютерной техники и программного обеспечения; - финансирование программ развития сетевых коммуникаций; - финансовая поддержка развития виртуальных бизнесов и др.

3 Организационные Создание эффективной региональной системы апробации и внедрения научно-инновационных разработок (сети центров трансфера технологий). Продвижение интересов региона на уровне РФ и на мировом уровне.

4 Технологические - поддержка НИИ и вузов в приобретении необходимого оборудования; -мониторинг и внедрение сетевых технологий производства новых знаний в научной сфере региона и др. - помощь в приобретении высоко-технологичного оборудования; - создание в регионе системы эффективного развития новых технологий и производств; - поддержка развития сетевых подходов к производству иуправлению и др. - поддержка развития региональной системы провайдеров с полным иятехническим и программным -обеспечением; - формирование центров совместного использования таинформации и методического -инструментария и др.

5 Информационные - формирование информационных лоцентров с открытым я доступом к информации; - обеспечение доступа кинформационным базам других НИИ, вузов, статистических и аналитических центров и др. -маркетинговаяподдержка предприятий; - содействие в доступе к научно-технической информации внутри иза границами региона; -информационная поддержка при выходе предприятий на внешние рынки и др. - разъяснительная уи консультативная поддержка -развития инфраструктуры среди населения и организаций; - реализация образовательных арадигме программ; ственной -развитие информационных сервисов, поддерживающих развитие инфраструктуры и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Юридические Разработка Концепции развития научной сферы региона на долгосрочную перспективу Формирование и реализация долгосрочной стратегии производственно-экономического развития региона Разработка ипринятие Программы информатизации региона

- увеличение интеллектуализации общества и др., что станет необходимым ядром для перехода на новый качественный уровень по-

вышения конкурентоспособности региональной экономической системы и ее успешного развития.

9.07.2014

Список литературы:

1. Гирина, А.Н. Трансформация экономических тенденций развития региональной социально-экономической системы в современных условиях / А.Н. Гирина // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - № 13(119). -С. 19—25 (0,8 п.л.).

2. Инфраструктура рыночной экономики России: особенности становления, факторы развития, регулирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diplomnie.com/publ/51-1-0-11511

3. Лапаева, М.Г. Управление социально-экономическим развитием региона в условиях становления сетевой экономики / М.Г. Лапаева, И.Н. Корабейников, Е.Н. Макеева. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 268 с.

4. Татаркин, А.И. Эволюция теорий размещения производительных сил России: историко-экономический аспект / А.И. Татаркин, В.А. Ятнов ; под общ. ред. А.И. Татаркина // Регион в новой парадигме пространственной организации России. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - С. 15-27.

5. Федорук П. Совершенствование организации управления / П. Федорук, В. Нечаев, С. Миренков, С. Федорук //АПК: экономика и управление - 1999. - № 3 - С. 19-24.

6. Ищенко, М.М. Организационно-экономический механизм управления неоднородными социально-экономическими системами в регионе / М.М. Ищенко // Государственное управление. Электронный вестник. - 2012. - №30. - С. 2.

Сведения об авторе: Гирина Анна Николаевна, преподаватель кафедры таможенного дела Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6506а, e-mail: girina-anna@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.