Научная статья на тему 'Развитие информационных технологий одно из направлений повышения эффективности региональной экономики'

Развитие информационных технологий одно из направлений повышения эффективности региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корабейников И. Н., Жукалина И. В., Гирина А. Н., Спешилов С. М.

Статья посвящена проблематике информатизации регионов в соответствии с социально-экономическими и производственными потребностями экономики. Предложен методический подход формирования основных направлений информатизации на региональном уровне, на основании которого представлены практические рекомендации по информатизации Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIONAL TECHNOLOGIES DEVELOPMENT ONE OF DIRECTIONS OF REGIONAL ECONOMICS EFFICIENCY INCREASE

The article is devoted to the problems of regions' informatization in compliance with social-economic and production needs of economics. The methodical approach to formation of basic informatization directions on the regional level is suggested; on the basis of this approach practical recommendations on the Orenburg Region informatization.

Текст научной работы на тему «Развитие информационных технологий одно из направлений повышения эффективности региональной экономики»

Корабейников И.Н.**, Жукалина И.В.*, Гирина А.Н.*, Спешилов С.М.*

**Оренбургский филиал ГУ Институт экономики УрО РАН,

ТОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ -ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена проблематике информатизации регионов в соответствии с социально-экономическими и производственными потребностями экономики. Предложен методический подход формирования основных направлений информатизации на региональном уровне, на основании которого представлены практические рекомендации по информатизации Оренбургской области.

Вопросам информатизации территорий и отраслей в последнее время уделяется большое внимание. Отечественный и зарубежный опыт ИТ-служб доказывает, что информационно-консультационное обслуживание в сочетании с другими методами государственного регулирования региона призвано сыграть особую роль в повышении эффективности, синергетичности, устойчивости и, соответственно, конкурентоспособности регионального производства.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий в настоящее время направлена на решение следующих основных задач [4, 5, 6]:

- реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;

- формирование общей информационнотехнологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;

- распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет; организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий;

- обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;

- развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен и ряд других.

Как обозначено в Концепции региональной информатизации до 2010 года [6], условия участия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в реализации совместных проектов региональной информатизации за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и средств бюджета субъекта Российской Федерации определяются в зависимости от уровня развития информатизации в регионе по следующим принципам:

- в регионах с низким уровнем развития информатизации реализация проектов осуществляется с соотношением долей софинансиро-вания со стороны федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, составляющих соответственно 70 и 30 процентов;

- в регионах со средним уровнем развития информатизации реализация проектов осуществляется с соотношением равных долей софинансирования со стороны федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации;

- в регионах с высоким уровнем развития информатизации реализация проектов осуществляется с соотношением долей софинансиро-вания со стороны федерального бюджета и

бюджета субъекта Российской Федерации, составляющих соответственно 30 и 70 процентов.

В свою очередь, к настоящему времени в Оренбургской области создана достаточная база внедрения новых информационных технологий, выделены и освоены значительные суммы денег. Сформирована телекоммуникационная транспортная цифровая сеть передачи данных, в том числе построена транспортная цифровая сеть Оренбургской области на основе использования волоконно-оптических линий связи. Обеспечен доступ компьютерных классов государственных образовательных учреждений области к компьютерным сетям общего пользования. Создан областной сегмент Цифровой сети интегрального обслуживания органов государственной власти. Создана система поддержки принятия решений в социально-экономической сфере Оренбургской области - РИАС. Создана интегрированная система вариантного планирования и казначейского исполнения бюджета Оренбургской области.

Информатизация органов государственной власти Оренбургской области, местных органов государственной власти региона и динамично меняющаяся социально-политическая и финансово-экономическая ситуация требуют от органов власти осуществления деятельности по анализу и оценке складывающейся ситуации во всех сферах и отраслях жизнедеятельности общества, принятия соответствующих нормативных и распорядительных актов и осуществления контроля за их исполнением.

Тем не менее, анализ территориального распределения использования ИТ привел к некоторым выводам. По Оренбургской области была обследована 881 организация по уровню информационной активности. По области удельный вес организаций, использующих ИТ, составил 79%.

Было выявлено, что уровень использования и внедрения информационных технологий не соответствует уровню развития кадрового потенциала области, а главным образом зависит от уровня научно-технического потенциала территорий. В производственно-экономическом плане выявлено, что ни уровень развития промышленности, ни уро-

вень развития сельского хозяйства не влияют на интенсивность внедрения информационных технологий. Также при моделировании взаимосвязи уровня развития информационных технологий, производственных и социально-экономических показателей не выявлено адекватных зависимостей. Соответственно процесс информатизации области происходил в отрыве от учета закономерностей регионального развития, так как имел базовый, подготовительный характер.

Таким образом, на современном этапе развития информационных технологий, производственной и социально-экономической ситуации в Оренбургской области необходим методологический подход к разработке стратегии внедрения информационных технологий на региональном уровне [1, 2, 3].

Предлагаемые нами принципы информатизации строятся на необходимости учета эффективного развития трех аспектов:

- отраслевой аспект;

- территориальный аспект;

- научно-инновационный аспект.

По уровням управления должно рассматриваться внедрение ИТ на уровне РФ, областей и республик, на районном уровне, на уровне предприятий с формулировкой соответствующих целей, задач и подходов информатизации.

Для анализа эффективности и выявления приоритетов внедрения информационных технологий нами был разработан методический инструментарий обоснования и выработки стратегии региональной информатизации.

Данная методика основывается на предположении, что выбор определенного способа и параметров стратегии заключается в процессе реализации процедуры управления, направленной на осуществление одного из возможных вариантов связей между источником возникновения ситуации и субъектом воздействия на региональном уровне и представляет собой стратегию внедрения информационных технологий на региональном уровне (см. рис. 1) [1].

На начальном этапе необходимо проанализировать все множество имеющихся или прогнозируемых информационных потоков эффективного развития региональной системы. Необходимо иметь в виду, что информа-

Рисунок 1. Схема процесса формирования стратегии внедрения информационных технологий на региональном уровне

ционные потоки формируются как во времени, так и в пространстве. При этом с учетом временного фактора они могут быть регулярными и нерегулярными, в пространстве, относительно внутрирегиональной социально-экономической среды, внешними и внутренними.

При выработке стратегии внедрения информационных технологий (ИТ) в регионах необходимо в первую очередь учитывать сложившийся процесс управления социальноэкономическим положением региона и перспективные направления его совершенствования. Значительное место в данном процессе занимают перспективные способы управления целесообразной производственно-экономической деятельностью отраслей региона. Соответственно информатизация в данной постановке проблемы будет выступать как катализатор процессов модернизации региональной экономики при одновременном сопровождении реализации данных процессов.

Нами раскрыта особая роль производственно-экономической структуры регионального производства в формировании механизма управления социально-экономическим развитием территорий в условиях интенсификации использования ИТ [3]. В первую очередь необходимо определиться с задачами и путями вывода производственных систем (в территориальном и отраслевом плане) из сложившейся ситуации. Для науки необходимо определить векторы приоритетных для региона разработок в сфере информатизации отраслей, комплексов и территорий и обоснования эффективных вариантов развития данного процесса.

При решении проблемы организации информационного обеспечения в управлении регионом в качестве классификационного признака процесса информатизации принимается также назначение информации на каждом этапе управленческого цикла. В соответствии с этим информация может быть: плановая, организационная, информация по регулированию, учетная, контрольная и аналитическая.

Необходимым условием формирования эффективной стратегии региональной информатизации является учет дисциплинирующих факторов, которые можно разделить по источнику возникновения ситуации и по объекту воздействия. Стратегии в соответствии с возможными вариантами сочетания источников возникновения ситуаций и объектов воздействия могут быть подразделены на четыре вида: изучение среды, регулирование, адаптация, воздействие на среду.

Признаком разделения стратегий является отношение процесса управления к среде -внешней или внутренней. Процесс управления осуществляется в рамках одной из четырех указанных выше стратегий или их сочетаний.

Улучшение отдельных характеристик информационных потоков (структурирование информации, объемов информации) оказывает существенное влияние на результаты управления как самим процессом информатизации, так и стабильным развитием социально-экономического положения региона.

Вместе с тем часто в процессе проведения такого совершенствования решение проблемы организации управления подменяется решением проблемы внедрения информаци-

онных технологий. Поэтому выбор стратегии внедрения информационных технологий предполагает разработку Комплексной программы информатизации Оренбургской области (далее Программа).

К основным целям реализации Программы, исходя из социально-экономических потребностей области, можно отнести следующие [6]:

- развитие систем информационнокоммуникационного взаимодействия органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления, бюджетных организаций Оренбургской области;

- обеспечение доступа государственных образовательных учреждений области к компьютерным сетям общего пользования;

- развитие областных информационных ресурсов и информационных систем;

- повышение эффективности проведения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на основе внедрения информационных технологий;

- повышение качества планирования и казначейского исполнения бюджета области и местных бюджетов;

- использование достижений информационных технологий в системе образования;

- развитие комплексной системы оплаты услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с проведенным анализом были сформулированы основные задачи Программы:

- обеспечить условия для повышения эффективности и более широкого использования ИТ в экономической и социальной сфере Оренбургской области;

- повысить уровень подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИТ;

- содействовать развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области;

- сформировать единую информационную и телекоммуникационную инфраструк-

туру, необходимую для совершенствования работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий и организаций, и ряд других.

Основными компонентами информатизации Оренбургской области являются: модернизация областной телекоммуникационной инфраструктуры, формирование информационных ресурсов Оренбургской области. Выбор компонентов информатизации обуславливается необходимостью совместного, системного развития как технической стороны процесса внедрения информационных технологий, так и формирования адекватной информационной среды данного процесса. При этом каждая из вышеуказанных компонент имеет собственную подуровневую градацию.

Основными компонентами областной телекоммуникационной инфраструктуры являются:

- центральный телекоммуникационный узел, обеспечивающий интеграцию информационных потоков и связь по магистральным каналам с российскими и мировыми информационными ресурсами;

- информационная магистраль области, объединяющая на основе высокоскоростных каналов информационные системы областного уровня;

- областная телекоммуникационная сеть, обеспечивающая массовое подключение пользователей на всей территории Оренбургской области.

На современном этапе на уровне территорий телекоммуникационными узлами служат города области: Оренбург, Бузулук, Орск, Новотроицк и др. От них уже идет распределение как информационных потоков, так и технического обеспечения на остальную территорию области, одновременно усиливая значимость и роль самих узлов в региональной информационной структуре.

Построение информационной магистрали, а также телекоммуникационной сети в Оренбургской области должно идти по принятым общероссийским стандартам, продекларированным в Федеральной целевой программе «Электронная Россия» [4], в Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов

государственной власти [5], в Концепции региональной информатизации [6].

При формировании информационных ресурсов Оренбургской области необходимо решать следующие задачи:

- установление в локальных и глобальных телекоммуникационных сетях Оренбургской области единого стандарта создания территориальных информационных ресурсов и системы доступа к разнородным банкам данных и информационным ресурсам;

- создание эффективной территориальной системы сертификации информационных технологий и услуг, лицензирование информационной деятельности для обеспечения качества и достоверности информационных ресурсов;

- обеспечение функционирования комплексной системы защиты информационных ресурсов.

Информационная система городов должна создаваться в два этапа: на первом этапе осуществляется создание локальной информационной сети администрации города; на втором этапе создаются локальные сети городской информационной системы, осуществляется их интеграция в областную телекоммуникационную сеть, производится подключение удаленных абонентов к областным и федеральным информационным ресурсам.

В Оренбургской области наибольшее внимание при создании информационных технологий предлагается уделять сфере здравоохранения, культуры, образования, занятости населения, жилищно-коммунальному хозяйству и другим сферам деятельности человека.

Разработка и реализация проектов информатизации социально-экономической сферы позволит обеспечить эффективность работ по созданию информационных систем и баз данных в социальной и экономической сферах, повысить социальную защищенность и уровень обеспечения населения и организаций информационными услугами, обеспечить учет общественного мнения при проведении социально-экономической политики в городах и районах Оренбургской области.

Необходимо запланировать мероприятия по направлениям информатизации: информатизация органов власти, организация информационно-правового взаимодействия,

информатизация социально-экономической сферы, информатизация системы социальной защиты населения, информатизация образования и ряд других.

Информатизацию органов власти необходимо производить по направлениям: модернизация официального информационного портала Оренбургской области, создание и развитие официальных интернет-сайтов органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления

- подсистема «Электронное правительство»; развитие информационной системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Важнейшим условием развития региональной информатизации является наличие региональной законодательной базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающей эффективное функционирование электронного правительства региона.

В результате реализации Программы должны быть созданы условия, способствующие:

- развитию инфокоммуникационной инфраструктуры на территории Оренбургской области, в том числе инфраструктуры доступа к областным, федеральным и международным информационным ресурсам;

- подготовке условий для широкого внедрения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности Оренбургской области;

- открытости деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления;

- открытости процедур, связанных с проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, созданию равных условий конкуренции и устранению монополизма;

- социально-экономическому выравниванию территорий.

После проведения многомерного сравнительного анализа условий финансирования программ информатизации различных областей и регионов России было рассчитано оптимальное соотношение различных источни-

ков финансирования информатизации Оренбургской области, в соответствии с которым 50% финансирования должно приходиться на федеральный бюджет, 30% - на областной бюджет, 20% - на внебюджетные источники.

Таким образом, с помощью представленного методического подхода можно определить не только основные направления региональной информатизации, но и выявить потенциал области в источниках финансирования. При этом процесс информатизации непосредственно Оренбургской области должен идти параллельно социально-экономическому и производственно-экономическому развитию региона и являться обеспечивающим элементом сопровождения приоритетных направлений его эффективного развития.

Вследствие чего проведенное исследование является попыткой изучения эффективности внедрения информационных технологий в процессном плане при совершенствовании систем управления социальноэкономическим положением региона. Принятая в работе классификация информационных потоков позволяет более детально исследовать организацию процесса управления в регионе, а также систему информационного обеспечения как основу управления. На основании предложенного методического подхода могут быть определены тенденции развития, резервы повышения эффективности информатизации как базовой составляющей стабильного регионального развития.

Список использованной литературы:

1. Огородников П.И., Корабейников И.Н. Методика принятия рационального решения в экономических системах на основе оценки информации / Под ред. акад. РАН А.И. Татаркина. - Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. - 31 с.

2. Корабейников Д.Н., Корабейников И.Н. Анализ современных математических методов принятия решений в менеджменте // Сборник трудов IV межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы торговоэкономической деятельности в рыночных условиях». Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2003. - С. 257-260.

3. Корабейников И.Н. Методика оценки информации как ресурса экономической системы // Региональная научнопрактическая конференция молодых ученых и специалистов. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. - С. 161-162.

4. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» [Электронный ресурс] / Разработчик -Правительство Российской Федерации. - М., 2002. - Режим доступа: http://www.inforegion.ru/ru/main/goverment/ federal_program_erussia/

5. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года [Электронный ресурс] / Разработчик - Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. - М., 2004. - Режим доступа: http://www.inforegion.ru/ru/main/goverment/gov_inform_concept/

6. Концепция региональной информатизации до 2010 года [Электронный ресурс] / Разработчик - Правительство Российской Федерации. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.inforegion.ru/ru/main/goverment/reg_inform_concept/

Статья поступила в редакцию 04.05.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.