Научная статья на тему 'Трансформация экономических основ физической культуры и спорта в России'

Трансформация экономических основ физической культуры и спорта в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Починкин Александр Владимирович, Димитров Ирина Леонидовна, Вишейко Сергей Владимирович

В статье рассматривается вопрос о трансформации основ физической культуры и спорта. С течением времени изменение приоритетов, происходящие в обществе, стали решающим фактором для реформы системы бюджетного финансирования физической культуры и спорта. Впервые в федеральном бюджете выделен самостоятельный раздел 1100, что превратило спорт и физическую культуру в полноценную отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Починкин Александр Владимирович, Димитров Ирина Леонидовна, Вишейко Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of economic bases of physical culture and sports in Russia

The article deals with the transformation of the foundations of physical culture and sports. Over time, changing priorities in the society have become a decisive factor for the reform of the system of budget financing of physical culture and sports. For the first time in the federal budget, an independent section of 1100 has been singled out, which turned sport and physical culture into a full-fledged industry.

Текст научной работы на тему «Трансформация экономических основ физической культуры и спорта в России»

Контактная информация: OLP1881@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2018

УДК 796.01

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА В РОССИИ

Александр Владимирович Починкин, доктор педагогических наук, профессор, Ирина Леонидовна Димитров, кандидат экономических наук, доцент, Сергей Владимирович Вишейко, старший преподаватель, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о трансформации основ физической культуры и спорта. С течением времени изменение приоритетов, происходящие в обществе, стали решающим фактором для реформы системы бюджетного финансирования физической культуры и спорта. Впервые в федеральном бюджете выделен самостоятельный раздел 1100, что превратило спорт и физическую культуру в полноценную отрасль.

Ключевые слова: основы физической культуры и спорта, финансирование, рыночная стоимость, федеральный бюджет.

TRANSFORMATION OF ECONOMIC BASES OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS IN RUSSIA

Alexander Vladimirovich Pochinkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Irina Leonidovna Dimitrov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Sergey Vladimirovich Visheyko, the senior teacher, Moscow State Academy Physical Education, Malakhovka

Annotation

The article deals with the transformation of the foundations of physical culture and sports. Over time, changing priorities in the society have become a decisive factor for the reform of the system of budget financing of physical culture and sports. For the first time in the federal budget, an independent section of 1100 has been singled out, which turned sport and physical culture into a full-fledged industry.

Keywords: basis of physical culture and sports, financing, market value, federal budget.

За последнюю четверть века экономические основы физической культуры и спорта в стране прошли серьезную трансформацию. С распадом Советского Союза произошло разрушение отработанной десятилетиями системы управления и финансирования физической культуры и спорта. Еще в конце 1980-х гг. в эпоху «перестройки» начался процесс перевода отдельных спортивных организаций на механизм самоокупаемости. Важным было и преодоление существующего многие годы стереотипа, что продукты и услуги отрасли не являются товаром, а имеют рыночную стоимость.

Для того, что проследить процесс становления и развития экономических основ физической культуры и спорта в Российской Федерации необходимо оглянуться назад на несколько десятков лет. В известной песне есть такие слова: «Я родом из СССР». Образно говоря, это в полной мере относится и к экономической базе физической культуры и спорта.

До 1991 года расходы на функционирование отрасли складывались в основном из средств Госкомспорта СССР (так в то время назывался союзный орган управления отраслью), отчислений из государственных бюджетов (всесоюзного и республиканских), средств профсоюзов и образования, добровольных спортивных обществ, отчислений от доходов жилищно-эксплуатационных организаций.

В условиях перехода к рыночной экономике прежняя система финансирования практически прекратила свое существование. А сфера физической культуры и спорта превратилось в дифференцированное образование, включающее организации с различными формами собственности, хозяйствования и источников финансирования. Но главное заключалось в том, что бюджетное финансирование, хотя и сохранилось, но перестало в полной мере обеспечивать потребности как спорта высших достижений, так и нарождающегося профессионального спорта, и массовой физической культуры.

В этот период появляются принципиально новые для страны источники финансирования. Например, для российских профессиональных клубов по игровым видам спорта ими стали - спонсорская поддержка, трансферт игроков, продажа билетов. При этом клубы были вынуждены прибегать к поиску финансовых источников, не имеющих непосредственного отношения к спортивной деятельности: открывали магазины, сдавали в аренду спортивные сооружения и т. п.

При этом, используя зарубежный опыт финансирования спорта, эволюция экономических отношений в отрасли во многом была обусловлена как предыдущей многолетней практикой, так российской спецификой формирования новых экономических, культурных, национальных и политических отношений.

С первых дней существования современной России государственная политика была направлена на развитие физической культуры и спорта, на всестороннюю поддержку спортивных организаций. Россия продолжала оставаться активным участником международного спортивного движения и во многом способствовала участию сборной команды СНГ в летних Олимпийских играх 1992 года в Барселоне.

Но у государства, которое переживало глубокий кризис, не было финансовых возможностей для полноценной экономической поддержки отрасли. Поэтому отчасти процесс коммерциализации управленческих отношений в спортивной отрасли носил объективный характер. В условиях перехода к рыночным отношениям коммерциализация способствовала выживанию многих спортивных, в том числе образовательных, организаций.

В дальнейшие годы прогрессирующий профессионализм спорта, реформирование общественных ценностей в пользу здорового образа жизни, улучшение экономического положения отдельных слоев населения, а также проведение крупнейших спортивных международных соревнований в России оказали существенное влияние на общественную жизнь и экономику страны. Эти перемены изменили стратегическую ориентацию многих компаний, способствовали появлению новых фирм, которые стали специализироваться первоначально на реализации (продаже) спортивных товаров, а затем на производство отраслевых товаров, физкультурно-оздоровительных услуг, строительство спортивных сооружений, спортивный маркетинг и т.п., создав национальную спортивную индустрию.

Объективное поступательное развитие отрасли в новых экономических условиях стало решающим фактором для коренной реформы системы бюджетного финансирования физической культуры и спорта. О том, что отношение к физической культуре и спорту изменилось коренным образом говорит и Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 368 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурд-лимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр». Этим указом стипендии членов сборных команд России были увеличены в 7 раз!

В 2011 году. в федеральном бюджете впервые на финансовое обеспечение физической культуры и спорта был выделен самостоятельный раздел 1100 - «Физическая культура и спорт», с соответствующими подразделами: 01 - «Физическая культура», 02 - «Массовый спорт», 03 - «Спорт высших достижений»; 04 - «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта»; 05 - «Другие вопросы в области физической культуры и спорта». Такого внимания государства к вопросам бюджетного

финансирования физической культуры не было никогда раньше: ни в Российской Империи, ни в Советском Союзе.

До этого события, т. е. до решения ввести отдельную статью в федеральный бюджет, деньги спортивной отрасли были разбросаны по разным разделам: здравоохранение, образование, соцзащита и др. Самостоятельно спортивные чиновники могли распоряжаться небольшими суммами на содержание аппарата государственных структур управления. Выделение отдельной статьи в федеральном бюджете сделало спорт и физическую культуру полноценной отраслью.

Каков же удельный вес финансирования отрасли в общем объеме бюджета России? Много это или мало? Какова динамика бюджетного финансирования за последние годы? Мы предприняли попытку найти ответы на эти вопросы.

Анализ бюджета Российской Федерации на 2017 год позволил установить, что распределение расходов бюджетных средств на развитие физической культуры и спорта равняется 0,4%, что в реальных денежных средствах составляет примерно 80 млрд. руб. Для сравнения отметим, что в научных источниках приводятся данные, что в развитых странах объем финансирования спорта и физической культуры составляет около 2% от бюджета страны.

Сравнительный анализ бюджетов федерального органа управления отраслью в разные годы показал положительную динамику количественного роста бюджетов после экономического кризиса 2008 года. Конечно, нельзя забывать об инфляции, росте цен на товары и услуги, о курсе иностранной валюты и т. п. Но все же в абсолютных цифрах можно отметить следующий факт, что, например, в федеральном бюджете на 2010 г. Минспорт-туризму РФ (Так в 2010 году называлось Министерство спорта РФ.) были предусмотрены средства в объеме 36,22 млрд. рублей, что на 8% больше показателей 2009 г. Положительная динамика наблюдается и при анализе бюджетов в последующие годы.

Но, если бюджеты федерального органа управления физической культурой и спортом за 2010 и 2017 гг. перевести в долларовый эквивалент с учетом того, что доллар США за это время вырос практически в 2 раза, то размер бюджета на 2017 год остался фактически таким же, как был 7 лет тому назад.

Участвуют в финансовой поддержке спорта и физической культуры и региональные власти. В России 85 субъектов и каждый из них, так или иначе, вносит свой финансовый вклад в содержание и развитие сферы ФКиС. Но доли федеральных и региональных средств не равны. Примером могут служить общие затраты на зимнюю Универсиаду в городе Красноярске, которая состоится в 2019 году.

Из федерального бюджета за несколько лет планируется выделить сумму в размере 31,5 млрд. рублей. Из них 14,4 млрд. рублей на спортивные сооружения, 6 млрд. рублей на объекты Деревни Универсиады, 7,3 на медицинские учреждения, 3,6 на объекты транспортной инфраструктуры. Тогда как краевой бюджет Красноярского края вложит «всего» 13,8 млрд. рублей.

Ситуация с финансированием физической культуры и спорта заметно отличается в разных регионах страны. Например, в Москве на протяжении многих лет существуют государственные программы «Спорт Москвы». В 2018 году завершает сове действие четвертая подобная программа - «Спорт Москвы 2012-2018 гг.», на реализацию которой было выделено 63,38 млн. рублей. При этом средства поступили из городского бюджета (42,58 млн. руб.), федерального бюджета (7,95 млн. руб.), от юридических и физических лиц -12,85 млн. руб.

Власти Подмосковья также уделяют большое внимание развитию спорта. В Московской области была реализована программа «Строительство 50 ФОКов», которая была принята и реализована в рамках государственной программы региона «Спорт Подмосковья», рассчитанной на период 2014-2017 гг. За последние 5 лет было введено эксплуатацию 144 спортивных объекта, которые обошлись региональному бюджету свыше 27

миллиардов рублей.

До недавнего времени об участии парламентских партий в финансировании отрасли речь не шла. Но жизнь и развитие политической ситуации в стране заставили обратить внимание партии «Единая Россия» на участие в проекте «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» и «500 бассейнов», которые реализуются в стране на протяжении уже нескольких лет. На 1 сентября 2016 года по проекту «Строительство ФОК» было возведено 583 объекта. При этом велось строительство еще 48 комплексов. В этом проекте участвует 81 регион страны.

Программа «500» бассейнов реализуется в вузах, находящихся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и Министерства культуры. При этом обязательное условие участия в проекте - совместное финансирование. Другими словами, чтобы у вуза появился бассейн стоимостью 130 млн. рублей, вуз должен вложить в строительство 30 млн. внебюджетных средств, при этом такую же сумму должны выделить местные власти и только тогда в рамках проекта поступят оставшиеся 70 млн. рублей от партии «Единая Россия». Но необходимо отметить, что доля партии «Единая «Россия» покрывается средствами федерального бюджета, а не из партийной казны. Такова на сегодняшний день реальность партийного участия в поддержке физической культуры и спорта в России.

С января 2016 года вступил в силу федеральный закон «О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Закон открывает возможности для реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере. Его принятие обусловлено тем, что государству все сложнее строить и содержать спортивные объекты. Но, как показывает практика, инвестору, чтобы участвовать в совместном с государством проекте на основе нового закона, необходимо пройти процедуру оформления сроком до 400 дней!

За годы реформ отрасль смогла включить в реестр своих доходов новые источники. Это средства от:

- показа соревнований по телевидению;

- лицензирования;

- рекламы продукции рекламодателей;

- трансферта спортсменов;

- спонсорства;

- частных пожертвований.

Кроме вышеуказанных источников, финансовые средства могут поступать по линии международных спортивных, благотворительных, иных организаций.

Проведенный анализ трансформации экономических основ массового спорта выявил существенные изменения в системе его финансирования. В первую очередь - это широкое применение и использование Программ развития физической культуры, как в федеральном, так и в региональном и муниципальном масштабе. Важным источником финансирования массового спорта, стали деньги, получаемые от реализации платных физкультурно-оздоровительных услуг. Речь идет о фитнес индустрии, за счет которой строятся и открываются новые спортивные сооружения, которые в конечном итоге, работают во имя здоровья людей.

Что касается спорта высших достижений то в основном, как это было и в СССР, он финансируется за счет государственных средств, но при большом участии спонсоров. Нельзя не отметить, что значительно выросли премиальные, которые получают спортсмены от государства за достойное выступление на крупных спортивных соревнованиях.

Но рыночные отношения породили и другие немалые отличия: у спорта высших достижений. Появились принципиально новые источники финансирования. Это:

- доходы от рекламы продукции рекламодателей;

- спонсорство;

- премиальные по линии международных спортивных федераций.

Говоря о трансформации экономических основ физической культуры и спорта, нельзя не затронуть вопрос подготовки физкультурных кадров. За прошедшие годы изменилось не только содержание физкультурного образования, но и система его финансирования. В новых экономических условиях вузы должны сами зарабатывать деньги. Количество бюджетных мест, которые оплачивает Минспорта РФ, сокращается, поэтому вузы вынуждены увеличивать набор «платников», открывать новые направления и профили подготовки, поднимать стоимость обучения. Отдельные вузы, чтобы решить финансовые проблемы вынуждены сдавать в аренду часть площадей и предоставлять дополнительные услуги на платной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громыко, В.В. Затерянная отрасль / В.В. Громыко, С.Г. Сейранов // Спорт для всех. -2008. - № 3-4. - С. 9-12.

2. Сейранов, С.Г. Контрактирование в спорте : учебно-метод. пособие / С.Г. Сейранов. - М. : [б.и.], 1993. - 34 с.

3. Сейранов, С.Г. Прогноз развития рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта в России / С.Г. Сейранов // Олимпийское движение и социальные процессы : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию современных Олимпийских игр. - Краснодар, 1996. - С. 80-84.

REFERENCES

1. Gromyko, V.V. and Seyranov, S.G. (2008), "Forgotten branch", Sport for all, No. 3-4, pp. 912.

2. Seyranov S. G. (1993), Contract in sport, Moscow.

3. Seyranov S. G. (1996), "Forecast of development of the market relations in the sphere of physical culture and sport in Russia", the Olympic Movement and social processes, Materials VII of the All-Russian scientific and practical conference devoted to the 100 anniversaries of the modern Olympic Games, Krasnodar, pp. 80-84.

Контактная информация: avpo4inkin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2018

УДК 796.011

ПРИОРИТЕТЫ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ТЕСТИРОВАНИЯ ГТО НА БАЗЕ УХТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ирина Александровна Прилюдько, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Михайлович Михеев, студент, Ухтинский государственный технический университет (УГТУ), г. Ухта

Аннотация

В работе представлены аспекты, доминантные факторы, определяющие приоритеты создания центра тестирования ГТО на базе УГТУ. Популяризация здорового образа жизни, регулярные занятия физкультурой и спортом сотрудников УГТУ, студентов и учащихся среднеобразовательных учреждений, проведение научно-исследовательской работы кафедрой ФК ИФП в области ВФСК ГТО, стимулирование развития корпоративного спорта, формирование командного духа коллектива посредством проведения спортивных мероприятий, в комплексе, даст хороший результат в прохождение испытаний Комплекса ГТО

Ключевые слова: физическая культура, спорт, патриотическое воспитание, комплекс «Готов к труду и обороне», подрастающее поколение, контрольные тесты комплекса, физическое воспитание, студенческая молодежь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.