Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
193
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
городское расселение / депрессивные города / типология городов / города Западного Казахстана / моногород / функциональный городской район. / urban resettlement / depressed cities / typology of cities / the cities of Western Kazakhstan / mono town / functional urban area

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сергеева Айгул Максатовна, Терещенко Татьяна Александровна

В условиях деиндустриализации и дезурбанизации казахстанские города сталкиваются с проблемами, связанными с естественным демографическим спадом и оттоком населения, что вызывает внешне противоположные, но дополняющие друг друга явления: медленное разрастание городов, которые создают процессы периферийности как внутри, так и за пределами городов. Нынешний подход признает сокращение городов в контексте постсоветских преобразований, а также как «естественный» процесс в жизненном цикле городов. В Западном Казахстане в системе городского расселения преобладают малые города, которые сформировались в различные периоды, различаются по функциональной структуре и большая часть отнесена к депрессивным. В Государственной программе развития регионов особое внимание уделено формированию функциональных городских районов (ФГР), в состав которых входят и малые города. На основе экономико-географического положения малых городов Западного Казахстана, входящих в ФГР, можно прогнозировать трансформацию их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE DEPRESSIVE CITIES OF WESTERN KAZAKHSTAN

Under the conditions of deindustrialization and deurbanization, Kazakhstani cities face problems associated with natural demographic decline and outflow of the population, which causes outwardly opposite, but complementary phenomena: the slow growth of cities, which create peripheral processes both inside and outside cities. The current approach recognizes the reduction of cities in the context of post-Soviet transformations, as well as a "natural" process in the life cycle of cities. In Western Kazakhstan, the system of urban settlement is dominated by small towns that were formed in different periods, differ in functional structure, and most of them are classified as depressive. In the State Program for the Development of Regions, special attention is paid to the formation of functional urban areas, which also include small towns. Based on the economic and geographical position of small towns in Western Kazakhstan, which are part of functional urban areas, it is possible to predict the transformation of their development.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОГО КАЗАХСТАНА»

УДК 911.375

Сергеева А.М.1, Терещенко Т.А.2

1Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова, Актобе, Казахстан 2Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова, Уральск, Казахстан

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ГОРОДОВ ЗАПАДНОГО

КАЗАХСТАНА

Аннотация. В условиях деиндустриализации и дезурбанизации казахстанские города сталкиваются с проблемами, связанными с естественным демографическим спадом и оттоком населения, что вызывает внешне противоположные, но дополняющие друг друга явления: медленное разрастание городов, которые создают процессы периферийности как внутри, так и за пределами городов. Нынешний подход признает сокращение городов в контексте постсоветских преобразований, а также как «естественный» процесс в жизненном цикле городов. В Западном Казахстане в системе городского расселения преобладают малые города, которые сформировались в различные периоды, различаются по функциональной структуре и большая часть отнесена к депрессивным. В Государственной программе развития регионов особое внимание уделено формированию функциональных городских районов (ФГР), в состав которых входят и малые города. На основе экономико-географического положения малых городов Западного Казахстана, входящих в ФГР, можно прогнозировать трансформацию их развития.

Ключевые слова: городское расселение, депрессивные города, типология городов, города Западного Казахстана, моногород, функциональный городской район.

Sergeyeva A.M.1, Terechshenko Т.А.2

1K. Zhubanov Aktobe regional university, Aktobe, Kazakhstan 2Mahambet Utemisov West Kazakhstan university, Uralsk, Kazakhstan

TRANSFORMATION OF THE DEPRESSIVE CITIES OF WESTERN

KAZAKHSTAN

Abstract. Under the conditions of deindustrialization and deurbanization, Kazakhstan cities face problems associated with natural demographic decline and outflow of the population, which causes outwardly opposite, but complementary phenomena: the slow growth of cities, which create peripheral processes both inside and outside cities. The current approach recognizes the reduction of cities in the context of post-Soviet transformations, as well as a "natural" process in the life cycle of cities. In Western Kazakhstan, the system of urban settlement is dominated by small towns that were formed in different periods, differ in functional structure, and most of them are classified as depressive. In the State Program for the Development of Regions, special attention is paid to the formation offunctional urban areas, which also include small towns. Based on the economic and geographical position ofsmall towns in Western Kazakhstan, which are part of functional urban areas, it is possible to predict the transformation of their development.

Key words: urban resettlement, depressed cities, typology of cities, the cities of Western Kazakhstan, mono town, functional urban area

Введение и постановка проблемы. Важную роль в системе расселения Казахстана представляют малые и средние города. В связи с этим в социально-демографическом развитии городов огромную роль играет степень их участия в системе расселения и территориальной организации. В Республике Казахстан в рамках прогнозной схемы территориально-пространственного развития принята программа «Развитие регионов», значение которой заключается в регулировании и развитии

процессов урбанизации и агломерации, развитии и поддержке перспективных населенных пунктов с экономическим и демографическим потенциалом, обладающих важными точками экономического роста. В Государственной программе рассматриваются также вопросы развития функциональных городских районов, в состав которых входят и моногорода, часть которых относится к депрессивным [16].

Депрессивные города имеют два основных аспекта: убыль населения и симптомы структурного кризиса. Первое легче регистрировать и анализировать по эпизодическим или непрерывным демографическим изменениям, вызванным природными явлениями, социально-политическими вызовами, во втором случае, по низкому уровню рождаемости, субурбанизации, неравномерному развитию системы расселения и демографической политики. Структурные симптомы обычно более сложны и иногда вызваны эпизодическим кризисом экономических, социальных или культурных явлений (закрытие предприятий, деиндустриализация, финансовый кризис и политика на региональном и национальном уровне). Они также могут возникать как следствие долгосрочных трансформационных явлений, таких как реструктуризация отраслевой экономики или враждебное отношение к инновациям, обучению и адаптации [12].

В Западном Казахстане расположено всего 15 городов, в том числе 5 городов являются большими, 1 город - средним и 9 малыми (таблица 1).

Таблица 1

Классификация городов Западного Казахстана по численности населения, 2022 г.

Группа Город Людность, чел.

Большие от 100-500 тыс.чел. Актобе 525 905

Уральск 363 417

Атырау 319 054

Актау 209 776

Жанаозен 118 454

Средние от 50-100 тыс.чел. Кульсары - Атырауская область, Жылыойский район 61 998

Малые до 50 тыс.чел. Кандыагаш - Актюбинская область, Мугалжарский район 37 004

Аксай - Западно-Казахстанский область, Бурлинский район 33 589

Шалкар - Актюбинская область, Шалкарский район 29 009

Хромтау - Актюбинская область, Хромтауский район 28 642

Алга - Актюбинская область, Алгинский район 20 494

Форт-Шевченко - Мангистауский область, Тупкараганский район 6 700

Темир - Актюбинская область, Темирский район 2 133

Эмба - Актюбинская область, Мугалжарский район 11 778

Жем - Актюбинская область, Мугалжарский район 2 127

Составлено по статистическим данным [14].

Следует также отметить, что, согласно Закону «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан», минимальная численность населения города должна составлять не менее 10 тысяч человек. Так, в Западном Казахстане по численности населения три населенных пункта не соответствуют статусу города, это города: Форт-Шевченко, Темир и Жем.

После 1991 г., когда начался процесс деиндустриализации, приведший к значительной деградации малых городов, в которых доминирующим способом

городского экономического развития была промышленность. Начался процесс болезненного перехода к новой модели неравномерного и нестабильного роста [1].

Изученность проблемы. Изучение депрессивных городов Западного Казахстана имеет большое научное и практическое значение. Изучение особенностей формирования малых и средних городов, а также выявление основных проблем, возникающих при их развитии, представляет особый интерес в мировом опыте. В связи с развитием отдельных направлений экономической географии, таких как география городов, геоурбанистика, ученые стали изучать структуру городов и их развитие. Ученые Искаков У.М., Нурланова Н.К., Савоскул М.С., Яшков И.А., Махрова А.Г., Трейвиш А.И., Баникэ А., Землянский Д.Ю. и др. в течение последних лет занимались вопросами изучения малых городов, часть которых относится к депрессивным городам [8, 13, 17, 11, 19, 2, 4].

Цель и задачи работы. Цель работы - проанализировать трансформацию депрессивных городов Западного Казахстана в системе расселения. В связи с поставленной целью были определены следующие задачи: рассмотреть особенности формирования городского расселения Западного Казахстана, определить функции депрессивных городов Западного Казахстана и выявить особенности их трансформации.

Материалы и методы. В исследовании использовались методы системно-структурного, пространственного анализа, в также комплекс общенаучных методов: статистический, картографический, аналитические методы. Информационную базу исследования составляют материалы и документы Правительства, данные комитета по статистике за 2018-2022 годы.

Основная часть. Западный Казахстан включает в себя четыре административно-территориальные единицы страны - Актюбинскую, Атыраускую, Западно-Казахстанскую и Мангистаускую области. Современная сеть городских поселений Западного Казахстана складывалась в течение продолжительной эволюции. В формировании сети городских поселений выделяется четыре периода (таблица 2).

Таблица 2

Периоды возникновения городов Западного Казахстана

Период возникновения Количество городов Город Год образования или получения статуса города

XVI начало XVII века 1 Уральск 1584 (1613, 1775)

Форт-Шевченко 1846

XIX век 4 Актобе 1869 (1891)

Атырау 1885

Темир 1896

первая половина 2 Шалкар 1928

Кульсары 1939 (2001)

Алга 1961

Актау 1963

XX век Аксай 1967

вторая 8 Эмба 1967

половина Кандыагаш 1967

Хромтау 1967

Жем(Эмба-5) 1967

Жанаозен 1968

С первым периодом связано возникновение одного из старейших городов Казахстана- г.Уральск. Определение возраста города на протяжении многих лет

является предметом дискуссий ученых-историков, археологов и краеведов. Поэтому выделяется три даты основания города, но в качестве обобщения, в периодизации предлагается период XVI- начало XVII века. Второй период, по геополитическим условиям того времени (присоединение Казахстана к России), является завершением предыдущего периода. Всего в этот период образовано четыре города. В третий период основано два города, а наибольшее количество городов появилось за четвертый период.

Первые города на территории региона были основаны, главным образом, как военно-административные и торговые пункты, и размещались по северным окраинам границы Казахстана с Россией. Причиной послужил процесс присоединения Казахстана к России, что обусловило строительство городов-крепостей.

В выборе места расположения поселений (военных укреплений) большое значение уделялось водному фактору (близости к источникам пресной воды). Поэтому города строились на разных участках главной водной артерии региона - реки Урал и у берегов других малых рек. Из бывших городов -укреплений выросли крупные областные центры - Уральск, Атырау и Актобе, которые сейчас выполняют административные, политические, транспортные и культурно-просветительские функции, а также сформировались более мелкие города областного и районного подчинения, такие как Форт-Шевченко и Темир [18].

В советский период в связи с развитием добычи и переработки полезных ископаемых города и рабочие поселки возникали у разрабатываемых месторождений полезных ископаемых. На территории Актюбинской области образованы, большей частью, города горнодобывающего типа, (на месторождении металлических (хромовых) руд основан город Хромтау, а как центр химического сырья - город Алга). На побережье Каспийского моря: на территории Атырауской и Мангистауской областей располагаются города и рабочие поселки нефтегазодобывающего типа (Доссор, Макат, Бейнеу, Кульсары, Жанаозен, Жетыбай и др).

Со второй половины XX века в связи с развитием транспортных путей, преимущественно на железнодорожных магистралях, начинают возникать новые городские поселения. Статус городов - транспортных центров приобретают: Кандыагаш (Октябрьск), Эмба, Жем (Эмба-5), Аксай (Казахстан). Во многих из них размещались небольшие промышленные предприятия по ремонту транспортных средств или переработке сельскохозяйственного сырья. Сейчас некоторые из таких городов играют роль административных центров сельских округов. В этот период образовался также один из крупнейших промышленных центров страны и региона- г. Актау. Появление города связано со строительством комплекса АЭС, который включает в себя добычу урановой руды, ее переработку и обогащение на месте [6].

Таким образом, возникновение и развитие городов Западного Казахстана происходило в течение нескольких периодов, и характеризуются они влиянием политических и экономических факторов. Самыми старыми городами являются большие города - областные центры, которые образовались за первые два периода- с XVI по XIX век. Образование этих городов связано с политическим причинами: города изначально возводились как военно-оборонительные укрепления на границе.

Наибольшее количество городов появилось в XX веке. По численности населения эти города, в основном, являются средними и малыми. Они возникли под влиянием экономического фактора, в результате строительства железной дороги, разработки нефтегазовых и рудных месторождений, а также строительства АЭС и химического комбината.

Функциональная классификация городов. Критерием определения функций города можно считать относительное преобладание одной из отраслей хозяйства с учетом приведенных данных распределения занятых по отраслям. Из этих данных можно выделить города с преимущественным развитием промышленных и транспортных функций.

К первому типу относятся большие города - многофункциональные центры, сочетающие административно-политические, культурные и экономические функции градообразующего значения, выполняющие роли областных центров: Уральск, Актобе, Атырау и Актау.

Ко второму типу относятся монофункциональные города, с резко выраженным преобладанием одной функции. Выделяется три подтипа монофункциональных городов:

о промышленные города, с преимущественным развитием добывающей промышленности,

о транспортные города,

о города, выполняющие административные функции.

Промышленные города, специализирующие на добыче минеральных ресурсов, по численности населения являются малыми, а по выполняемым функциям относятся к числу моногородов [5].

Гипертрофированность больших и средних городов, по нашему мнению, связанна с тем, что городские мигранты, большую часть из которых составляют сельские жители, предпочитают переезд в менее требовательный к их квалификации ближайший средний или большой город, который, как правило, является, административным центром области, расширяя таким образом сферу приложения труда. К тому же большие и средние города страны относятся к городам, где есть возможность вести активное строительство недорогого и элитного жилья, при этом используя близкий рынок труда прилегающих сельских территории. А переезд коренных горожан в крупные и крупнейшие города страны сдерживает высокая стоимость жилья [9].

Из 27 моногородов страны с пороговой численностью населения 10 тыс. чел. 14,8% - 4 города располагаются в Западном регионе. Один из них является городом областного подчинения, а остальные три - районными центрами.

К монофункциональным городам, с резко выраженным преобладанием транспортных функций относятся три малых города: Шалкар, Эмба и Кандыагаш. Они являются железнодорожными узлами и станциями на ветке Оренбург-Ташкент. Два, из перечисленных городов как центры сельских районов также выполняют административно-хозяйственные функции (Шалкар и Кандыагаш).

К монофункциональным типам также включены города, которые ввиду отсутствия градообразующей основы, утрачивают прежние административные и промышленные функции [3].

Города Форт-Шевченко и Темир были основаны как военно-оборонительные укрепления и выполняли, преимущественно, административные функции. А город Жем (Эмба-5), который появился в результате строительства железной дороги и перенесения Эмбинского поста на территорию города выполнял функции военного городка. Сейчас функции этих двух городов являются прежними, но отсутствие экономической градообразующей основы и демографическая убыль населения ставит вопрос о соответствии этих населенных пунктов статусу городов.

К числу утративших прежние функции (промышленные) относится город Алга. Еще в середине прошлого века он относился к числу городов-передовиков, с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности. Основным градообразующим предприятием был химический комбинат, который прослужил вплоть до середины 90-х годов. В настоящее время предприятие не функционирует, а город включен в состав Актюбинской городской агломерации.

В конце XX века в результате сначала социально-экономических процессов периода перестройки, а затем и развала СССР большинство городов Казахстана были подвержены сильнейшим трансформациям. Политические, экономические и социальные потрясения в Казахстане, а также элементы нерационального природопользования серьезным образом изменили город [20, 23].

В пределах региона нами было выделено пять депрессивных городов - Алга, Жем, Темир, Форт-Шевченко, Шалкар (рис.1).

Рис. 1. Депрессивные города Западно-Казахстанского региона

Алга. Город в Актюбинской области Казахстана, в верховьях р. Илек, в 44 км к югу от г. Актобе. Численность населения 20,4 тыс.чел. (2019 г.).

Город Алга возник в 1939 г. в связи с разработкой месторождения фосфоритов и строительством химического комбината. С 1961 года город, районный центр Алгинского района Актюбинской области. В советское время Алга - железнодорожная станция с населением 17910 жителей (1989), где развито было производство фосфорных удобрений и микроудобрений. Градообразующим предприятием до 1996 г. являлось АО «Алгинский химзавод», где было занято 4,8 тыс. человек, что составляло 71,6% всех трудовых ресурсов города. Завод простаивал с 1996 г. и в 2000 г. подвергся процедуре банкротства. Это привело к росту численности безработных до 4,0 тыс. человек. В городе отмечается тяжелое положение с содержанием объектов жизнеобеспечения. На балансе градообразующего предприятия находились все объекты и коммуникации жизнеобеспечения города (вода, тепло, канализация), на которых за последние 20 лет не проводился капитальный ремонт, вследствие чего системы водоснабжения и канализации работают в аварийном режиме. Острой экологической проблемой является загрязнение подземных и поверхностных вод реки Илек бором. Источником загрязнения служат шламонакопители бывшего химзавода, сооруженные без фильтрационных экранов в начале 40-х гг. прошлого столетия [7].

Жем. Город в Актюбинской области Казахстана, на реке Эмба, в 10 км к югу от города Эмба. Численность населения 1,8 тыс. чел. (2019 г.).

Военный городок (закрытое административно-территориальное образование, далее - ЗАТО) с первоначальным названием Эмба-5 возник в мае 1960 г. В 1999 г. Эмба-5 переименована в Жем, получивший после этого статус районного центра Мугоджарского района Актюбинской области Казахстана. В период с 1960 по 1999 гг. Эмба-5 была закрытым военным городом, административным и жилым центром 11-го Государственного научно-исследовательского и испытательного полигона МО СССР. В 1999 г. полигон был расформирован, российские войска передислоцированы на полигон «Капустин Яр» (Россия, Астраханская область). В настоящее время численность населения имеет тенденцию роста за счет притока людей из близлежащих сел, заселяющие пустующие квартиры города и прибывшие в надежде трудоустроиться на открывающихся нефтяных объектах. В городе имеется большой процент ветхого и брошенного жилья, из-за недостаточности финансирования затрудняется содержание и капитальный ремонт действующих объектов жилищно-коммунальной сферы. На части бывшей городской территории сегодня располагается пенитенциарное учреждение [10].

Темир. Город в Актюбинской области Казахстана, на р. Темир, в 25 км от железнодорожной станции Темир. Численность населения 2,1 тыс. чел. (2019 г).

Темир основан в 1879 г. под названием «Каракамыс» в связи с переводом Эмбенского поста. В 1896 г. Темир получает статус уездного города Уральской области Российской империи, в 1932 г. - районный центр Темирского района Актюбинской области КазССР. В царское время Темир (Каракамыс) - торговый город, действует меновая ярмарка. В советское время город специализировался на мясо-шерстном производстве, действовал маслозавод. Максимальная численность населения составляла 4068 жителей (1970г.). Промышленное производство в Темире в настоящее время практически полностью свернуто. Большая часть трудоспособного населения занята личным подсобным хозяйством. Наиболее острой проблемой города является обеспечение населения качественной питьевой водой. Имеющиеся сети водоснабжения, протяженностью более 8,5 км, были построены в 1960 г. и без своевременного проведения ремонтных работ пришли в негодность [15].

Форт-Шевченко. Город в Мангистауской области Казахстана, на полуострове Мангышлак, на берегу Каспийского моря. Численность населения 6,4 тыс. чел. (2019 г.).

В 1846 г. у Тупкараганского мыса и залива Каспийского моря возникло военное укрепление Новопетровское, административно находящееся в Закаспийской области Российской империи. В 1857 г. переименовано в Форт-Александровский, получивший статус уездного города (центра) Мангышлакского уезда Закаспийской области. Весь период с середины XIX по начало XX вв. территория, примыкающая к Каспийскому морю, претерпевала значительные административно-политические и топонимические изменения: последовательно входила в состав Закаспийского военного отдела Кавказского военного округа, Закаспийской области в составе Российской империи, Закаспийской области Туркестанского края в составе Российской империи. В царское время город Форт-Александровский - военное укрепление и торговый город на линии караванного маршрута из Хивы. Торговое значение города значительно падает в связи со строительством в 1880-91 гг. Закаспийской железной дороги. Численность населения 895 чел. (1897). В советское время город Форт-Шевченко - порт (Баутино) на Каспийском море. Центр рыбной промышленности (построены и функционировали рыбокомбинат, судоремонтный завод, развит тюленебойный промысел), велась добыча камня-ракушечника. Численность населения города составляла 11393 жителей (1959). В 1939 г. город переименован в Форт-Шевченко, получивший статус районного центра Шевченковского района Гурьевской области КазССР. С 1973 г. Форт-Шевченко - город областного подчинения Мангышлакской области КазССР. С 1991 г. Форт-Шевченко -районный центр Тупкараганского района Мангистауской области Казахстана.

Промышленное производство на основных градообразующих предприятиях города, подвергнувшихся процедуре банкротства, практически свернуто [22].

Шалкар. Город в Актюбинской области Казахстана, в 360 км к юго-востоку от г. Актобе. Численность населения 28,0 тыс. чел. (2019 г.).

Поселение Челкар основано в 1870 г. С 1922 г. Челкар - посадский административный центр Челкарского уезда Актюбинской губернии Киргизской АССР. В 1925 г. Челкар получил статус города. В 1928 г. в связи с упразднением Актюбинской губернии часть ее территории отходит Актюбинскому округу Казахской АССР, имеющему в своем составе 14 районов, одним из которых стал Челкарский район с центром в городе Челкар. В 1932 г. Актюбинский округ упразднен, Челкарский район с центром в городе Челкар передается под управление вновь образованной Актюбинской области Казахской АССР. В советское время Челкар - железнодорожная станция на линии Оренбург - Ташкент. Построены и функционировали маслозавод, молокозавод, хлебозавод, завод по выпуску минеральной воды, предприятия по обслуживанию железнодорожного транспорта, предприятия строительного профиля, мясокомбинат, трикотажная фабрика. Население города составляло 28899 жителей (1989) [21].

В настоящее время Шалкар (бывш. Челкар) - административный центр Шалкарского района Актюбинской области Казахстана. Город официально входит в Аральскую зону экологического бедствия. Значительное ухудшение социально-экономического состояния города и увеличение уровня безработицы произошли в результате сведения до минимума промышленного производства и банкротства основных градообразующих предприятий - железнодорожного депо и объектов транспортировки газа магистрального газопровода «Бухара-Урал», предприятий строительного профиля, мясокомбината и др. Большинство заводских зданий разрушено. По уровню реальных доходов на душу населения г. Шалкар занимает одно из последних мест среди городов Актюбинской области. Наиболее острой проблемой города является обеспечение качественной питьевой водой населения. При потребности 4,2 тыс. м3 в сутки, обеспечивается из существующих систем водоснабжения 1,7 тыс. м3 в сутки. Имеющиеся сети водоснабжения, протяженностью более 200 км, и водозаборные скважины из-за длительной эксплуатации без своевременного проведения ремонтных работ пришли в негодность.

Таким образом, основными проблемами в депрессивных городах Западного Казахстана являются следующие: а) невыгодное географическое положение; б) миграционный отток трудоспособного населения; в) неблагоприятные явления в промышленности и социальной сфере; г) катастрофическая экологическая ситуация.

Анализ социально-экономического положения депрессивных городов свидетельствует об отрицательно складывающейся динамике развития. Комплексная характеристика депрессивных городов была проведена на основе применения методики SWOT-анализа (таблица 3).

Таблица 3

SWOT-анализ депрессивных городов Западно Казахстанского региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сильные стороны Слабые стороны

✓ Наличие источников сырья для развития химической промышленности; ✓ Снижение регулирования и административных барьеров для ведения бизнеса; ✓ Транспортно-географическое положение. ✓ Сокращение объемов производства и неконкурентоспособность промышленности; ✓ Отрицательное сальдо миграции ✓ Высокая степень износа инфраструктурных объектов, прежде всего, сетей и коммуникаций;

✓ Дефицит питьевой воды; ✓ Нехватка специалистов узкого профиля в ключевых промышленных и инновационных отраслях экономики; ✓ Плохое состояние автомобильных дорог; ✓ Негативная экологическая обстановка.

Возможности Угрозы

✓ Кластерная модель развития экономики и активная роль субъектов малого бизнеса в кластерных структурах позволит увеличить вертикальную диверсификацию продукции в традиционных экспортных секторах; ✓ Государственная поддержка в рамках программы форсированной индустриализации позволит увеличить долю обрабатывающей промышленности и диверсифицировать экономику города; ✓ Привлечение молодых специалистов из других регионов и стран, в испытывающие дефицит в квалифицированных специалистах отрасли экономики; ✓ Развитие через реализацию инновационных start-up проектов. ✓ Массовая безработица в связи с остановкой градообразующих предприятий; ✓ Отток молодежи; ✓ Снижение конкурентных преимуществ при сохранении текущего уровня развития дорожного хозяйства и транспорта; ✓ Ухудшение качества жизни населения и условий ведения бизнеса.

Выводы. Анализ функциональной структуры городов Западного Казахстана показывает, что около 1/4 всех городов в регионе составляют многофункциональные города- областные центры. Наибольшую территориальную концентрацию имеют города- монофункциональные центры (11 городов), характеризующиеся преобладанием одной градообразующей функции. Если 72,7% (8 городов) этих городов еще функционируют и выполняют градообразующие функции, то оставшиеся 27,3% (3 города) уже утратили их и, соответственно, имеют только официальный статус городов. Из числа монофункциональных центров 4 города характеризуются преимущественным развитием добывающей промышленности и включены в список моногородов.

В Государственной программе развития регионов из 9 малых городов Западного Казахстана, 6 находится в составе функциональных городских районов (ФГР). На основе анализа их географического положения выделены следующие типы:

о в зоне влияния ФГР - Алга;

о малые города, отдаленные от ФГР - Шалкар, Жем, Темир, Эмба, Форт-Шевченко;

о вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей республиканского и международного значения -Алга, Шалкар, Эмба.

Следовательно, экономико-географическое положение будет одним из определяющих факторов, влияющим на трансформацию депрессивных городов и

способствующим их развитию как в составе ФГР (Алга), так и на транспортных магистралях международного и республиканского значения. Города Жем, Темир и Форт-Шевченко численность населения которых менее 10 тысяч человек, необходимо перевести в статус сельского населенного пункта. В целом государственная политика по всем моно- и малым городам предполагает работу по классификации приоритетов их развития с учетом остроты текущих проблем и оценки потенциала развития на горизонте 5, 10, 20 лет.

Использованная литература:

1. Антонов Е.В., Денисов Е.А., Ефремова В.А., Фаддеев А.М. Современные проблемы развития убывающих городов на Северо-Востоке Республики Коми // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2014. № 2. С. 55-61.

2. Bänicä A., Istrate M., Muntele I. (2017), Challenges for the Resilience Capacity of Romanian Shrinking Cities, Sustainability, No. 9, p. 2289.

3. Благовидова Н.Г., Юдина Н.В. Скрытый потенциал малых городов // Градостроительство. 2021. 1. С. 92-101.

4. Землянский Д.Ю., Махрова А.Г., Медведникова Д.М. Методические подходы к составлению комплексных индексов социально-экономического развития городов // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2020. № 4. С. 21-31.

5. Зотова М.В., Гриценко А.А. Границы, соседи и соседство в жизни малых городов на Российских границах // Географический вестник. 2020. 2(53). С. 75-90.

6. Ибраева А.К., Акишева Д.М., Адильбаев К.С. Теоретико-методические основы оценки степени депрессивности региональных систем // Путеводитель предпринимателя. 2021, Т. 14, № 2.С. 98-106.

7. Из истории Актюбинской области / под ред. А.П. Прусса. Актюбинск: 1991. 108 с.

8. Искаков У.М. Города в системе расселения Казахстана. Алма-Ата: Fbrnbrn, 1992. 216 с.

9. Искалиев Д.Ж. Городское расселение Казахстана: тенденции и факторы // Наука. Инновации. Технологии. 2017. № 2. С. 131-146.

10. Маден А.Т. Из истории городов и городского населения Мугалжарского района Актюбинской области // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания. 2016. № 12. С. 71-75.

11. Махрова А.Г., Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. Поляризация пространства Центрально-Российского мегалополиса и мобильность населения // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2016. № 5. С. 77-85.

12. Nurlanova N.K., Satybaldin A.A., Brimbetova N.Z., Kireyeva A.A. (2019), Reduction of economic disparities in the regions of Kazakhstan based on inclusive development, Journal of Asian Finance, Economics and Business, Vol. 6 (2), pp. 299-307.

13. Нурланова Н.К. Проблемы развития моногородов в Казахстане: теория и практика // Известия Национальной Академии наук Республики Казахстан. 2012. № 2 (282). С. 3-8.

14. Основные социально-экономические показатели. Население. https://stat.gov.kz/

15. Памятники природного и историко-культурного наследия Актюбинской области. Темирский район. Актобе: 2014. 263 с.

16. Программа «Развитие регионов на 2020-2025 годы». 27 декабря 2019 года № 990. https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000990

17. Савоскул М.С., Мозгунов Н.А., Пивовар Г.А. Социально-экономическая трансформация малых городов Нечерноземья (на примере Калужской области) // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2014. № 2. С. 62-67.

18. Терещенко Т.А., Мурзатаева М.М., Искалиев Д.Ж. Опорный каркас городского расселения в Западном Казахстане // Вестник ТвГУ. Серия "География и геоэкология". 2016. № 2. С. 109-118.

19. Трейвиш А.И. Геопространство, информация, мобильность и модернизация общества // Региональные исследования. 2015. № 2. С. 37-49.

20. Ускова Т.В., Секушина И.А. Стратегические приоритеты развития малых и средних городов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. № 1. С. 5670.

21. Шал^ар ауданы энциклопедиясы. А^тебе: «NOBEL», 2008. 459 б.

22. Яшков И.А. Экологическая трансформация депрессивных городов Казахстана на рубеже XX-XXI веков //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №12. 36-45 с.

23. Яшков И.А., Иванов А.В., Виноградова Т.Н. Опыт изучения трансформации пространства индустриального города на рубеже XX-XXI веков (на примере г. Жанатаса, Казахстан) // Урбанистика. 2016. № 4. С. 27-42.

References:

1. Antonov E.V., Denisov E.A., Efremova V.A., Faddeev A.M. (2014), Modern problems of the development of shrinking cities in the North-East of the Komi Republic, Bulletin of Moscow University. Series 5. Geography, No. 2, pp. 55-61. (In Russ.).

2. Banica A., Istrate M., Muntele I. (2017), Challenges for the Resilience Capacity of Romanian Shrinking Cities, Sustainability. №9. 2289 p.

3. Blagovidova N.G., Yudina N.V. (2021), Hidden potential of small towns, Urban planning, No. 1, pp. 92-101. (In Russ.).

4. Zemlyansky D.Yu., Makhrova A.G., Medvednikova D.M. (2020), Methodical approaches to the compilation of complex indices of socio-economic development of cities. Bulletin of Moscow University. Series 5. Geography, No. 4, pp. 21-31. (In Russ.).

5. Zotova M.V., Gritsenko A.A. (2020), Borders, neighbors and neighborhood in the life of small towns on the Russian borders, Geographic Bulletin, No. 2 (53), pp. 75-90. (In Russ.).

6. Ibraeva A.K., Akisheva D.M., Adilbaev K.S. (2021), Theoretical and methodological bases for assessing the degree of depressiveness of regional systems, Guide of the entrepreneur, Vol. 14, No. 2, pp. 98-106. (In Russ.).

7. From the history of the Aktobe region, ed. A.P. Pruss (1991), Aktyubinsk, 108 p. (In Russ.).

8. Iskakov U.M. (1992), Cities in the settlement system of Kazakhstan, Alma-Ata, 216 p. (In

Russ).

9. Iskaliev D.Zh. (2017), Urban settlement of Kazakhstan: trends and factors, Science. Innovation. Technology, No. 2, pp. 131-146. (In Russ.).

10. Maden A.T.(2016), From the history of cities and urban population of the Mugalzhar district of the Aktobe region, Actual problems of modern humanitarian knowledge, pp. 71-75. (In Russ.).

11. Makhrova A.G., Nefedova T.G., Treivish A.I. (2016), Polarization of the space of the Central Russian megalopolis and population mobility, Bulletin of Moscow University. Series 5. Geography, No. 5, pp. 77-85. (In Russ.).

12. Nurlanova N.K., Satybaldin A.A., Brimbetova N.Z., Kireyeva A.A. (2019), Reduction of economic disparities in the regions of Kazakhstan based on inclusive development, Journal of Asian Finance, Economics and Business, No. 6 (2), pp. 299-307.

13. Nurlanova N.K. (2012), Problems of development of single-industry towns in Kazakhstan: theory and practice, Proceedings of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, No. 2 (282), pp. 3-8. (In Russ.).

14. Main socio-economic indicators. Population. https://stat.gov.kz/

15. Monuments of natural and historical and cultural heritage of the Aktobe region. Temir region (2014), Aktobe, 263 p. (In Russ.).

16. Program "Development of regions for 2020-2025". December 27, 2019 No. 990. https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000990 (In Russ.).

17. Savoskul M.S., Mozgunov N.A., Pivovar G.A. (2014), Socio-economic transformation of small towns of the non-chernozem region (on the example of the Kaluga region), Bulletin of the Moscow University. Series 5. Geography, No. 2, pp. 62-67. (In Russ.).

18. Terechshenko T.A., Murzataeva M.M., Iskaliev D.Zh. (2016), The supporting frame of urban settlement in Western Kazakhstan, Bulletin of Tver State University. Series "Geography and geoecology", No. 2, pp. 109-118. (In Russ.).

19. Treivish A.I. (2015), Geospace, information, mobility and modernization of society, Regional studies, No. 2, pp. 37-49. (In Russ.).

20. Uskova T.V., Sekushina I.A. (2021), Strategic priorities for the development of small and medium-sized cities, Economic and social changes: facts, trends, forecast, No. 1, pp. 56-70. (In Russ.).

21. Shalkar encyclopedias (2008), Aktobe, 459 p. (In Kaz.).

22. Yashkov I.A. (2016), Ecological transformation of the depressed cities of Kazakhstan at the turn of the XX-XXI centuries, Actual problems of the humanities and natural sciences, No. 12, pp. 3645. (In Russ.).

23. Yashkov I.A., Ivanov A.V., Vinogradova T.N. (2016), Experience in studying the transformation of the space of an industrial city at the turn of the 20th - 21st centuries (on the example of the city of Zhanatas, Kazakhstan), Urbanistics, No. 4, pp. 27-42. (In Russ.).

Сведения об авторах:

Сергеева Айгул Максатовна - Актюбинский региональный университет имени К.Жубанова (Актобе, Республика Казахстан), кандидат географических наук, ассоциированный профессор (доцент). E-mail: aiko-sm@mail.ru

Терещенко Татьяна Александровна - Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова (Уральск, Республика Казахстан), кандидат географических наук, доцент. E-mail: tereshenko_zko@list.ru

Information about authors:

Sergeeva Aygul - Aktobe regional university named after K.Zhubanov (Aktobe, Republic of Kazakhstan), PhD in Geography, Assosiated Professor. E-mail: aiko-sm@mail.ru

Tereshchenko Tatyana - West Kazakhstan university after M.Utemisov (Uralsk, Republic of Kazakhstan), PhD in Geography, Assosiated Professor. E-mail: tereshenko_zko@list.ru

Для цитирования:

Сергеева А.М., Терещенко Т.А. Трансформация депрессивных городов Западного Казахстана // Центральноазиатский журнал географических исследований. 2022. № 1-2. С. 49-60.

For citation

Sergeeva A.M., Tershchenko T.A. (2022), Transformation of the depressive cities of Western Kazakhstan, Central Asian journal of the geographical researches, No 1-2, pp. 49-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.