Научная статья на тему 'Методологические основы типологии и классификации малых городов'

Методологические основы типологии и классификации малых городов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1523
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ГОРОД / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Канатбаева А.А.

Принято считать, что размер города определяет характер его проблем. Извечные городские проблемы могут быть дифференцированы в зависимости от величины городов, при этом из всей совокупности городских поселений можно выделить группу малых городов. Научно-практическая значимость, методологические основы типологии и классификации малых городов заключаются в возможности использования предложений на всех этапах разработки государственных программ, составления текущих и долгосрочных программ социально-экономического развития региональными государственными органами в условиях других областей Республики Казахстан. Результаты данного исследования могут быть использованы при разработке программ развития малых городов региона, утверждении бюджетов, регулировании руководством горизонтальных и вертикальных бюджетных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы типологии и классификации малых городов»

13 (37) - 2010

зарубежный опыт

методологические основы типологии

и классификации малых городов

А. А. кАнАтБАЕвА,

соискатель кафедры менеджмента E-mail: aigul-233@mail. ru Южно-Казахстанский государственный университет им. М. О. Ауезова, Республика Казахстан, г. Чимкент

Рассмотрены проблемы малых городов. Научно-практическая значимость, методологические основы типологии и классификации малых городов заключаются в возможности использования предложений на всех этапах разработки программ социально-экономического развития региональными органами Республики Казахстан. Так, результаты исследования могут быть использованы при разработке программ развития малых городов региона, утверждении бюджетов, регулировании горизонтальных и вертикальных бюджетных отношений.

Ключевые слова: малый город, классификация, типология, потенциал, стратегия, концепция, принцип.

Город — одно из величайших и самых сложных творений человека. В зависимости от уровня организации и численности населения города относятся к различным типам. Малые города—самый низкий по величине уровень организации городского поселения, с численностью постоянного населения от 10 до 50 тыс. чел.

В научной литературе, посвященной проблемам урбанизации, есть ряд работ [5, с. 48; 6, с. 67; 7, с. 84], содержащих научное определение термина «город». Один из наиболее дискутируемых вопросов заключается в том, какой критерий является главным в определении — величина, уровень социального и экономического развития, структура или характер выполняемых функций и т. д.

С нарастающим процессом урбанизации и образования городских агломераций происходит кажущееся парадоксальным явление: современное понятие города трансформируется, более того, как

бы размывается в экономическом, пространственном и социально-демографическом аспектах. Поэтому чаще всего используется статистико-адми-нистративное определение города. Но оно весьма неодинаково в различных странах и подвержено изменениям, поскольку базируется на национальных законодательно установленных критериях. Вместе с тем определение города относится к одному из общих вопросов, которые возникают при изучении поселений, при выработке политики и механизмов их развития.

Следующий важный вопрос, возникающий при изучении городов, — проблемы классификации и типологии. При этом главными детерминантами города считают их величину, численность населения и функциональный профиль (какие важные функции выполняет тот или иной город для развития своей страны).

Первым, кто рассматривал и классифицировал города Казахстана с экономической точки зрения, был известный русский географ и статистик В. Л. Семенов-Тян-Шанский. Он предложил классификацию городов по численности населения, приведенную в табл. 1.

С начала XX в. произошли существенные изменения в процессе расселения людей, получила значительное развитие урбанизация. Это обусловило изменение критериев: к столичным стали относить города с численностью жителей 1 млн чел. и более, к крупнейшим — свыше 500 тыс., к крупным — 250—500 тыс., к большим — 100—250 тыс., к средним — 50—100 тыс., к малым — до 50 тыс.

Таблица 1

Классификация городов по численности населения [7]

Класс городского поселения величина по численности населения, тыс. чел.

Столичные города 1 000 и более

Крупные города 100—1 000

Большие города 40—100

Средние города 10—40

Малые города 5—10

Городки 1—5

Однако, как отмечают некоторые авторы, эта классификация не свободна от недостатков. В особенности это касается малых городов [9, с. 144]. При таком подходе в одном классе могут объединяться разные поселения, которые отличаются между собой прежде всего уровнем развития экономической базы. Это могут быть, к примеру, стоящие на одной ступени промышленно-транспортные центры и города, ориентированные на переработку сельскохозяйственного сырья, преимущественно местного.

На практике возможно установление типов городов по соотношению выполняемых функций. Определение производится путем отнесения к ближайшему роду с указанием специфических особенностей, для выявления которых необходимо сравнить данный город с другими такого же типа, учесть все особенности его положения, природных условий, истории. Только в сочетании типичного с индивидуальными характеристиками приобретается должная законченность [2, с. 198—199].

Основой комплексной характеристики городского расселения являются его градообразующие функции. При этом решающую роль играют различные сочетания промышленно-производствен-ных и организационно-культурных функций, а также транспортных, имеющих значение не только для данного города, оздоровительных, научно-производственных и др. [4, с. 63] Эти роли при определенных условиях формируют профиль города. По мнению автора, структурно-функциональные типы городов должны быть следующими: • многофункциональные (республиканские, включающие столичные, областные центры, а также районные центры). В этих городах в сфере материального производства занята большая часть экономически активного населения. Для них характерен высокий уровень концентрации промышленного производства с развитой социальной и производственной инфраструктурой;

• города с преимущественным значением индустриальных центров. В них главным градообразующим фактором выступает промышленность. Такой тип является наиболее многочисленным из всех рассматриваемых и представлен широким диапазоном от малых и средних городов до крупных;

• города с преимущественным значением транспортных центров. В них свыше 20 % экономически активного населения занято в транспортной системе. В основном их относят к малым и средним. Они получают развитие в районах нового строения, располагая выгодным транс-портно-географическим положением, и удобны для развития промышленности, а также имеют тенденции к быстрому росту;

• города переходного типа между промышленными и местными организующими центрами. Они относятся к средним и небольшим;

• промышленные города — главной их особенностью является ориентация в большей мере на местное сырье и местное потребление. В категории малых городов сосредоточены в основном первичные стадии промышленного производства. Выпускают и конечный продукт, но с относительно простыми технологией и оборудованием;

• города рекреационного профиля с преимущественным значением оздоровительных центров. Предпосылкой их развития является уникальность природно-климатических условий. Для них характерна занятость большей части трудящихся в учреждениях отдыха, лечения, туризма; наличие большого контингента временного населения. По мере снижения численности населения таких городов сужаются и выполняемые ими функции;

• города научного профиля, для которых характерна занятость большей части населения в научных учреждениях или на предприятиях, связанных с их обслуживанием.

Принято считать, что размер города определяет характер его проблем. Отрицать это невозможно, но и абсолютизировать нельзя. Без сомнения, есть проблемы, присущие городу как типу поселения, то есть всякому городу, в отличие от села, поселка.

Извечные городские проблемы могут быть дифференцированы в зависимости от величины городов. При этом из всей совокупности городских поселений Казахстана можно выделить группу малых городов. Для ее определения необходимо классифицировать их функциональные характеристи-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

ки. На этой основе можно подойти к рассмотрению проблемы развития названных поселений.

В республике 62 поселения с численностью 50 тыс. чел. Из них 41 является административным центром сельского района, что составляет 68 % от общего числа малых городов и 25 % от числа сельских районов. 19 поселений не являются центрами сельских районов: Степногорск, Темир, Эмба, Жем, Капшагай, Текели, Чарск, Серебрянск, Курчатов, Шу, Шахтинск, Сарань, Приозерск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Аксу, Казалинск, Жанаозен. Одна их часть — города областного значения, другая — потеряла статус центров в результате слияния районов. Общая численность населения малых городов в 2009 г. составила 1,4 млн чел.

В конце прошлого века население казахских малых городов резко уменьшилось. Так, в 1989— 1999 гг. Державинск потерял 50 % населения, Курчатов и Жанатас — 43 %, Каратау — 35 %, Каркара-линск — 33 %, Степняк, Аркалык и Сергеевка — по 27 %, Абай — 25 %.

По численности населения 13 малых городов не соответствуют городскому статусу — Державинск, Ерейментау, Степняк, Жем, Темир, Курчатов, Шар, Каркаралинск, Казалинск, Форт-Шевченко, Булаево, Мамлютка, Сергеевка. Распределение рассматриваемых поселений по областям приведено в табл. 2.

Каково же распределение малых городов по типам?

Города с преимущественным развитием добывающей промышленности — 14: • добыча угля — Экибастуз, Абай, Шахтинск;

• добыча нефти и газа — Жанаозен, Кульсары, Аксай;

• добыча металлических руд — Зыряновск, Кара-жал, Лисаковск, Аркалык, Текели, Хромтау;

• добыча прочих видов сырьевых ресурсов — Жанатас, Каратау, Житикара.

Города с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности — 9:

• химическая промышленность — Сарань, Алга, Степногорск;

• металлургическая промышленность — Аксу;

• машиностроение, строительство, текстильная и пищевая промышленность — Макинск, Ерейментау, Капшагай, Ленгер, Аральск. Города с преимущественным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, — 19: Акколь, Аркалык, Атбасар, Есиль, Степняк, Сарканд, Жаркент, Каскелен, Уштобе, Есик, Ушарал, Талгар, Шемонаиха, Зайсан, Булаево, Мамлютка, Сергеевка, Тайынша, Жетысай.

Города с преимущественным развитием отраслей по производству электроэнергии — Шардара, Серебрянск.

Промышленно-транспортные центры — 8: Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягуз, Чарск, Шу, Арыс, Казалинск.

Научно-экспериментальные центры — 3: Курчатов, Приозерск, Степногорск.

Города-курорты — 3: Сарыагаш, Щучинск, Каркаралинск.

Города, утрачивающие прежние промышленные и непромышленные функции, — 4: Жем, Темир, Державинск, Форт-Шевченко.

Таблица 2

Малые города по областям [1, с. 162—165]

Область Число Название

Акмолинская область 9 Акколь, Атбасар, Державинск, Есиль, Ерейментау, Макинск, Степногорск, Степняк, Щучинск

Актюбинская область 7 Алга, Жем, Кандыагаш, Темир, Хромтау, Шалкар, Эмба

Алматинская область 9 Есик, Жаркент, Каскелен, Капшагай, Сарканд, Талгар, Текели, Ушарал, Уштобе

Атырауская область 1 Кульсары

Восточно-Казахстанская область 8 Аягуз, Зайсан, Зыряновск, Курчатов, Серебрянск, Чарск, Шемонаиха, Риддер

Жамбылская область 3 Жанатас, Каратау, Шу

Западно-Казахстанская область 1 Аксай

Карагандинская область 8 Абай, Темиртау, Балхаш, Каражал, Каркаралинск, Приозерск, Сарань, Шахтинск

Костанайская область 4 Аркалык, Житикара, Лисаковск, Рудный

Кызылординская область 2 Аральск, Казалинск

Мангистауская область 2 Жанаозен, Форт-Шевченко

Павлодарская область 1 Аксу

Северо-Казахстанская область 4 Булаево, Мамлютка, Сергеевка, Тайынша

Южно-Казахстанская область 4 Жетысай, Ленгер, Сарыагаш, Шардара

Переходя к проблеме развития и саморазвития малых городов, необходимо ориентироваться на решение широкого комплекса задач. В основу рассмотрения этой сложной комплексной проблемы положен проблемно-целевой подход, учитывающий совокупность форм и методов государственного воздействия: нормативно-правовых, экономических, социальных, организационных.

В решении проблемы развития малых городов целесообразно основываться на стратегическом управлении. Оно должно приспосабливать имеющиеся ресурсы к запросам внешней среды, оставляя для других территорий требования, которые не могут удовлетворить ресурсы данного поселения.

Города должны использовать свои ресурсы наилучшим образом, формируя требования окружения, которые можно полностью удовлетворить. Умение материализовать имеющиеся возможности поселения, осознание условий, при которых потенциал становится востребованным, и создание таких условий — вот слагаемые успеха стратегического управления в условиях быстрого изменения окружающей среды.

В обобщенном виде стратегическое управление развитием малых городов можно представить в трех стадиях [8, с. 84].

1. Стратегический анализ:

• видение масштабов города;

• формулировка целей и приоритетов развития;

• определение круга проблем развития;

• изучение потенциала города;

• выяснение внешних факторов и условий развития;

• определение достигнутого уровня развития;

• изучение позитивных факторов, присущих городу.

2. Выбор стратегии:

• рассмотрение альтернативных возможностей;

• определение предпочтительной стратегии;

• разработка типовой (образцовой) стратегии.

3. Реализация стратегии:

• общественное обсуждение стратегии;

• выработка стратегического плана;

• подготовительные меры (перегруппировка сил и ресурсов);

• внедрение стратегии;

• мониторинг (контроль и наблюдение за ходом реализации) и коррекция стратегического плана.

Центр стратегического управления — формирование долгосрочной концепции социально-экономического развития как системы представлений о перспективных целях и приоритетах социально-экономического развития, важнейших направлениях и средствах реализации целей. Концепция включает в себя:

• общую характеристику современного состояния экономики и социальной сферы города;

• анализ динамики развития за последние годы и выявление причин нынешнего состояния города, а также тенденций и проблем развития;

• определение и обоснование стратегических целей, приоритетов и первоочередных задач развития;

• основные направления реализации планов;

• прогнозы долгосрочного развития различных сфер города;

• механизмы и этапы достижения поставленных целей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Видение масштабов и предназначения города — исходный элемент модели. При этом определяются общественно-правовое, социально-экономическое и рыночно-производственное призвание (смысл существования) города в новых условиях общественного разделения труда и картина, каким хотелось бы его видеть, скажем, через 5—10 лет. Цель стратегии в конечном счете сводится к принятию эффективных управленческих решений на основе ясного видения перспектив города.

Цели — это ориентир, движущий мотив развития, основа для построения критериев оценки результатов деятельности местной администрации, для выявления проблем и принятия решений. Без формулировки целей невозможно управлять организационной структурой и целенаправленно контролировать ее. Цели должны быть четкими и измеряемыми — только в этом случае можно добиться их достижения и эффективного контроля. Они должны быть одобрены всеми слоями населения.

При определении круга насущных проблем и приоритетов необходимо выделить прежде всего факторы, мешающие достижению целей. Решать проблемы следует поступательно по цепочке — критические, стратегические, важные, повседневные. В стратегическом плане целесообразно делать акцент на первых трех типах.

Цель стратегии — повышение уровня социально-экономического развития города на основе эффективного использования ресурсов и поддержки перспективных отраслей, а также видов

ФИНАНсовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

деятельности с высоким потенциалом развития; рост материального благосостояния и всестороннее развитие личности. Стратегия определяет конкретные задачи и меры наиболее полной реализации потенциала города [3, с. 224].

Для реализации стратегии важно оптимальное сочетание методов управления социально-экономическим развитием, которые показаны в модели стратегии развития малого города (рис. 1).

Не менее значительными инструментами, которые используют органы власти, могут стать налоговые, транспортные льготы, субсидии, гибкая политика в области амортизационных отчислений.

ЦЕЛИ

1 | | |

Выработка Определе- Прогнозиров ание Постановка общих Содействие

общего ние на базе обмена задач субъектам

понимания направле- информацией наиболее для совместного экономической

происходящих ния вероятного поведения укрепления политики

в экономике развития государственных, экономического в принятии ими

изменении экономики общественных потенциала конкретных

и единои города и частных жителеи города, решении,

позиции организации, общих и по месту координации и

по отношению реализующих свои жительства, и целенаправленности

к ним интересы в городе предприятии действии

Факторы развития

X

Внешние

1

Внутренние

Экономическая и региональная политика государства

Положение государства в мире

Экспортные и импортные возможности, платежный баланс

Конъюнктура мирового рынка

Состояние и структура экономики

Наличие природных ресурсов

Уровень развития малого и среднего бизнеса

Специализация

Сформированность регионального рынка

Стадии стратегического управления

Стратегический Выбор Реализация Мониторинг Корректи-

анализ стратегии стратегии ровка

Инструменты управления

х

X

По формам реализации.

Внешнеэкономические. Фискальные. Монетарные. Институциональные. Антим онопольные

По каналам воздействия

Экономические. Административны е. Правовые. Отраслевые

По ширине воздействия

Общеэкономические.

Селективные. Обще политические

х

По характеру воздействия

Прямые. Косвенные. Государственные. Частные

Источник: разработано автором.

Рис. 1. Модель стратегии комплексного социально-экономического развития малого города

Эффективность регулирования развития города зависит от того, насколько удачно органы управления сочетают эти инструменты в своей работе.

Управленческие функции реализуются через сбалансированное соотношение экономических и административных методов управления (рис. 2).

Географическое расположение на развитие малого города влияет в силу его демографических, ландшафтных, природных и климатических показателей. Природные условия географического района могут дать развитие не одному малому городу, а также его инфраструктурным элементам. Так, в Южно-Казахстанской области создание транспортного узла близ реки Арысь способствовало развитию одноименного поселения, а открытие месторождений по добыче металлических руд дало толчок росту городов Зыряновска, Кара-жала, Лисаковска, Аркалыка, Текели, Хромтау.

Инфраструктура рынка — это организации, обслуживающие сделки по купле-продаже товаров и услуг. К рыночной инфраструктуре относятся биржи, банки, консультационные, юридические и информационные фирмы, рекламные агентства, риэлтерские конторы. Развитая рыночная инфраструктура значительно облегчает операции обмена. И наоборот, неудовлетворительное состояние инфраструктуры делает рыночную систему негибкой, сложной и неэффективной.

В этой связи эволюция одних только элементов рынка может оказать значительное влияние на развитие малого города. Иллюстрация тому — города в Швейцарии, где сильно развита банковская деятельность. Они получили славу благодаря безопасным финансовым операциям. Можно также утверждать, что именно институты рынка способны повлиять на переход малого города в разряд средних. Так,

7х"

77

Факторы, влияющие на развитие малого города

Географическое расположение

Институты рынка

Историко-культурные традиции

Законы, постановления, распоряжения органов законодательной, исполнительной и судебной властей

Методы регулирования

X

X

Экономические

1

Административные

Налоговое регулирование

Бюджетное регулирование

Регулирование инвестиций

_' Определение порядка разгосударствления и приватизации местнвтх предприятий

Политика лвготного финансирования и кредитования

_ Бюджетное регулирование

_ Регулирование инвестиций

Экономическая и регионалвная политика государства

Определение условий приобретения и создания объектов местной собственности

Определение порядка предоставления земелвных участков_

Установление порядка создания предприятий рыночной инфраструктуры и их размещения

Установление квот на разработку месторождений

Определение правил полвзования природными ресурсами

Комплекс предприятий различных отраслей, расположенных на территории города

Источник: разработано автором.

Рис. 2. Функциональная взаимосвязь экономических и административных методов управления развитием малого города

название Великое герцогство Люксембург происходит от верхненемецкого «1исШпЬигсЬ> — «малый город». В городе Люксембург располагаются многие организации Европейского союза. Благодаря выгодным условиям и офшорной зоне в столице размещены около 1 000 инвестиционных фондов и более 200 банков — больше, чем в любом другом городе мира [11]. Второе место в мире по уровню доходов населения (в 2008 г. — 81,730 долл. США на чел. в год). Основу экономики прежде всего составляет развитая сфера услуг, в том числе в финансовой области.

Историко-культурные традиции влияют на развитие малого города в силу того, что они есть. Например, город Туркестан вышел из разряда малых именно из-за этого фактора, так как историческое наследие (мавзолей К. А. Яссави) способствовало притоку и бурному росту населения.

Законы, постановления правительств и другие нормативно-правовые акты исполнительной, законодательной и судебной властей могут дать малому городу как развитие, так и депрессию, а то и развал.

Так, Курчатов — город в Восточно-Казахстанской области Казахстана, расположенный на левом

берегу реки Иртыш между городами Семипалатинском и Павлодаром, — назван в честь советского физика Игоря Курчатова, который здесь жил и работал. Это бывший центр закрытого в 1991 г. Семипалатинского ядерного полигона. Город располагается в 45 километрах от опытного поля, на котором были испытаны первые атомная и термоядерная бомбы СССР. Благодаря трудам Курчатова был сохранен баланс сил двух сверхдержав.

В советское время город был засекреченным, со строжайшим пропускным режимом, обнесенным по периметру колючей проволокой и обозначался на картах как конечная железнодорожная станция с одноименным названием. После развала СССР воинский контингент в городе резко сократился, и население города сократилось с 50 до 8—9 тыс. чел. Это больно ударило по всей инфраструктуре поселения и его объектам. Множество жилых домов было заброшено. Солдатский городок (северо-западная часть города) полностью опустел, и все его объекты были распроданы «кирпичным» магнатам и разрушены во времена строительного бума в республике [10].

На базе Семипалатинского испытательного полигона указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1991 г. был создан Национальный ядерный центр Республики Казахстан со множеством его дочерних предприятий — институтов геологических исследований, ядерной физики, атомной энергии и других организаций, работающих на мирный атом и на сотрудничество науки и бизнеса. Предприятие стало градообразующим. Сегодня в Курчатове строится Парк ядерных технологий (создан указом Нурсултана Назарбаева от 04.04.2003), который наладит производство высокотехнологичной продукции с использованием мирного атома.

С учетом изложенного можно выделить следующие принципы развития малых городов:

1) ориентация на саморазвитие, мобилизацию своих возможностей и ресурсов (интеллектуаль-

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

ных, деловых, финансовых, производственных, сырьевых);

2) создание комплекса благоприятных условий и эффективных стимулов для реализации собственного потенциала в различных сферах социально-экономической деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) поддержка малых городов созданием соответствующей финансовой базы и обеспечением органов местного самоуправления системой надежных правовых гарантий на региональном уровне;

4) привлечение к решению проблем малых городов ресурсов всей страны (отраслей экономики, заинтересованных организаций, предприятий, фондов и других инвесторов); обеспечение баланса местных, региональных интересов (с оценкой их приоритетности) и позиций различных сторон (в том числе частных лиц) в процессе развития городов;

5) поиск нестандартных решений проблем, создание условий для экономического и технологического прорыва в экономике;

6) создание условий и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с исполнительной властью для комплексного решения общих задач развития экономики страны, региона, малых и средних городов;

7) развитие взаимодействия городов и сельских населенных пунктов, входящих в городскую и региональную агломерацию;

8) активное вовлечение населения в формирование и реализацию местных программ развития;

9) дифференциация мер по развитию малых и средних городов с учетом типологии городов и их готовности к саморазвитию.

По указанным стадиям стратегии развития малых городов была разработана стратегия управления г. Сарыагаш Южно-Казахстанской области, где отражены элементы и факторы, влияющие на достижение цели, а также индикаторы эффективности данного процесса и оценочные показатели работ по стадиям.

Список литературы

1. Атлас мира. М.: Оникс, 2008.

2. Баранский Н. Н. Об экономическо-географи-ческом изучении городов // Экономическая география. Экономическая картография. М., 1960.

3. Гапонепко А.-Л, Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город // М., 2001.

4. Градостроительные проблемы развития малых городов в системах расселения: под ред. Маркова Е. М. и Бергельта К. Москва — Берлин, 1970.

5. Гутнов А. Э. Город как объект системного исследования, M. Наука, 1977.

6. Мерлен П. Город (количественные методы изучения). М. Стройиздат, 1977.

7. Семенов Тян-Шанский В. П. Город и деревня Европейской России // Записки Императорского Русского географического общества по отделению статистики. Т. X. СПб, 1910.

8. Холл П. Городское и региональное планирование. М. Стройиздат, 1993.

9. Хорев Б. С. Проблемы городов (Урбанизация и единая система расселения в СССР) // М., 1975.

10. URL: http://rn. wikipedia. org/wiki.

11. URL: http://www. rg. ru.

Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences

при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

7 декабря 2010 года проводит

круглый стол «ИТ-аудит: возможности и результаты»

По вопросам участия, а также за дополнительной информацией обращаться по телефону +7 (495) 363-11-57 либо e-mail: events@cnews.ru http://www.cnews.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.