Волкова Евгения Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Южного института менеджмента (е-таИ: р]апкоуаеа@ rambler.ru)
Кузнецов Алексей Игоревич
кандидат социологических наук, начальник кафедры специальной тактики Краснодарского университета МВД России _(e-mail: alieksei kuznietsov [email protected])
Трансформация чтения студенческой молодежи в социокультурной среде вуза
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что социокультурная среда вуза, как одно из самых эффективных средств социализации и инкультурации студенческой молодежи, на современном этапе отличается наблюдаемыми трансформациями и потребностью в прогрессивных изменениях учебного, научного, общекультурного читательского развития.
Ключевые слова: чтение, трансформация, социокультурная среда вуза, социализация, студенческая молодежь.
E.A. Volkova, Master of Pedagogics, Assistant Professor of a Chair of Criminal and Legal Disciplines of the Southern Institute of Management; e-mail: [email protected];
A.I. Kuznetsov, Master of Sociology, Head of a Chair of Special Tactics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: alieksei kuznietsov [email protected].
Transformation of reading student's youth in the sociocultural environment of higher education institution
Relevance of this article is caused by that the sociocultural environment of higher education institution as one of the most effective remedies of socialization and an inkulturation of student's youth, at the present stage differs observed transfor-mations and need for progressive changes of educational, scientific, common cultural reader's development.
Key words: reading, transformation, sociocultural environment of higher education institution, socialization, student's youth.
Трансформацию чтения студенческой молодежи нельзя охарактеризовать однозначно только как прогрессивную эволюцию к более высоким его качественным уровням. С одной стороны, усиливается процесс развития личности студента как целостного субъекта познания, деятельности и общения, опосредованный инновационными изменениями функций высшего образования. С другой стороны, в этом процессе все более проявляется несовместимость личностно-поведенческих характеристик студента-читателя и характеристики миссии высшей школы.
Опосредованная целым рядом факторов трансформация чтения студенчества проявляется в трансформациях процессов учебной и научной работы, общекультурного развития личности. Данные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом следует учитывать, что общекультурное развитие начинается в довузовский период и продолжается всю жизнь человека. Но в студенческие годы - годы активной социализации - общекультурные
читательские потребности, как правило, радикально меняются, расширяются. Соответственно, меняется и характер чтения, тип читательских предпочтений, установок, потребностей.
Активный этап социализации студента связан с вузом, погружением в социокультурную среду вуза, являющегося институтом социализации в самом широком смысле. Социокультурная среда вуза интерпретируется в педагогике, психологии, социологии как особым образом организованная система отношений внутри вуза, которая оказывает влияние на внешний мир: социальную, экономическую, политическую, культурную жизнь общества. Социокультурная среда вуза - сложная структура социальных, духовных, материальных условий развития деятельности личности, ее активности в самоидентификации и саморазвитии.
Составляющей социокультурной среды вуза является информационная среда, состояние которой считается показателем качественного уровня в ин-новационности учебного учреждения. Наука пришла к убеждению о том, что
297
освоение лавины информационных потоков зависит от включения именно образования в единый информационный процесс. Так, С.С. Шевелева рассматривает компьютерные обучающие системы в качестве посредников становления открытых способов познавательной деятельности. Она предполагает необходимость соблюдения ряда условий при реализации инновационных стратегий компьютеризированного образования, невыполнение которых приведет к утрате всех преимуществ информатизации: компьютерные программы должны стать средством моделирования многообразных видов и форм мышления, инициировать не только формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к эмоционально значимым смыслам, к личностным ценностям [1]. Таким образом, в социокультурной среде вуза идет сложный процесс целенаправленной передачи информации, осмысленного поиска информации, переработки ее в собственное знание и использование во всех типах деятельности с учетом субъектности студента, его творческого потенциала. На основе базовых принципов единства информации и образования строится информационная составляющая социокультурной среды вуза, выделяются направления ее развития.
О.Г. Старикова к этим направлениям относит следующие:
аккумуляцию информационных ресурсов; совокупность и накопление документированных и недокументированных потоков должна обеспечивать качество учебной и научной работы студентов;
информационное обеспечение субъектов образовательного процесса. Внедрение постепенно обновляющихся техник и технологий в образовательную среду осуществляется через систему широкого доступа каждого субъекта к базам данных, информационно-методическим фондам, сетевым источникам (соответствующим по содержанию полному перечню учебных дисциплин), наглядным пособиям, мультимедийным аудио- и видеоматериалам. Предлагается создавать техническую основу информационной образовательной среды: парк серверов, рабочих станций персональных компьютеров, локальных вычислительных сетей. Важнейшим компонентом информационно-образовательной среды является библиотека, располагающая электронными образовательными ресурсами, с доступом в Интернет [2, с. 119-127].
Информационная среда вуза - яркий показатель трансформации способа чтения в современном обществе - переход к чтению с экрана как оппозиция традиционному чтению с бумажного носителя. Остается дискуссионным
вопрос о творчестве в экранном чтении. Творчество характерно для всех типов студенческого чтения как стратегия читательского развития в социокультурной среде вуза. Оно должно способствовать трансформации многих привычных, но устаревших технологий чтения, прежде всего, учебного чтения: чтения в помощь освоению учебных дисциплин.
Учебное чтение и его трансформация изучены меньше других типов чтения студенчества. Требует осмысления трансформация обращения к учеб-ному тексту, его восприятие современным студентом, критический анализ. Исследуя чтение студенческой молодежи, мы пришли к ряду выводов. Безусловно, учебное чтение по определению занимает ведущее место в типах студенческого чтения. Однако нельзя дать однозначной положительной оценки его качества. Оно преобладает в мотивах, но интересы его восприятия перестроились в сторону прагматических настроений молодежи. С каждым годом возрастает интерес к профессиональной информации, получаемой с наименьшими затратами времени и не требующей глубокого критического осмысления. Направленность на перспективы востребованности в будущей профессиональной деятельности необходима, но она должна сочетаться с качеством профессионализации, т.е. развитием творческого мышления.
Работа с текстом, используемым для освоения учебной дисциплины, подчинена приемам мыслительной деятельности. Эффективность работы с текстом требует ожество мыслительных операций и действий: абстрагирования, сравнения, обобщения, выделения главного, оперирования не словами, а понятиями. В.Ю. Родина считает, что приемы мыслительной деятельности (или общеучебные приемы) необходимо отрабатывать на самих учебных текстах. Описывая опыт развития у студентов качественных учебных умений средствами чтения, она предлагает следующие критерии оценок качества:
уровень сформированности приема выделения главного;
уяснение содержания текста через полноту выделенного тематического состава;
обобщение, умение устанавливать отношения между основными темами текста и основными понятиями;
умение определить полноту отражения основной проблемы текста;
умение находить родовое понятие и видовое отличие на базе сравнения, обобщения, деления, классификации понятий;
сознательное использование приемов работы с осмыслением понятий («главное», «существенное», «единичное», «общее» и т.п.);
298
умение конспектировать для решения задач и избирательного поиска нужной информации [3, с. 108-119].
Поиски путей приобщения студентов к творческому чтению привели к использованию художественной литературы в процессе преподавания разных дисциплин. Проблема влияния художественной литературы на всестороннее развитие личности, особенно молодежи, достаточно глубоко исследована многими науками: педагогикой, книговедением, психологией, библиотековедением, библиографоведением. Преподаватели вузов используют специфические возможности художественного текста, его иллюстративную функцию в целях включения в процесс преподавания психических процессов переживания, сопереживания. Мы разделяем убеждение Ю.Л. Верховой о том, что художественная литература облегчает в учебном процессе восприятие трудноусваиваемой информации, обеспечивает личностное включение студента в процесс обучения [4, с. 71-74]. Кроме того, чтение художественной литературы, независимо от мотива, расширяет способы творческого мышления, характеризует потенциал личности, не только художественный, аксеологический, но и гносеологический, связанный с объемом и качеством информации, а также коммуникативный. Иными словами, использование художественного текста в учебном процессе преследует не только «утилитарную» цель освоения учебной дисциплины.
Учебное чтение - безальтернативная мыслительная работа, обеспечивающая процесс образования. К сожалению, нарастает тенденция, когда студент не владеет технологией правильного чтения. Получив доступ к самой разнообразной информации неограниченного объема через новые технологии, он часто бывает не в состоянии ни использовать ее рационально, ни подвергнуть творческому анализу. Мы считаем, что самый перспективный способ остановить падение интереса к любому типу чтения - это обучение чтению студентов, начиная с первого курса. Необходимо создать учебную дисциплину, в которой на более высоком уровне многоаспектности, чем в предлагаемых для школьников дисциплинах, обучающих чтению, будут раскрываться роль и функции чтения, технология чтения. Студент должен осознать, что чтение и способы чтения -явления не одного ряда, что без чтения нельзя овладеть новейшими электронными средствами информации.
В настоящее время можно утверждать, что заметных инноваций в формах, организации, управлении учебным чтением нет. Необходимо пересмотреть работу вуза по совершенствованию качества учебного чтения, исходя из задач высшей школы нового века. Высшее образова-
ние все интенсивнее отходит от технологий формальной педагогики с авторитарной интерпретацией учебника, жесткого контроля за усвоением конкретных фактов, конкретной информации, определяемых требованиями учебной программы. Мы полагаем, что трансформация учебного чтения должна исследоваться внутри культуры учебной деятельности студенчества по следующим направлениям:
направленность на результат профессионализации (проектирование студентом своего чтения);
направленность вуза на обеспечение широкого свободного доступа студента к ресурсам учебной информации;
направленность учебного процесса на открытое образование (интеграция, междисци-плинарность, межпредметность, нейтральность);
направленность на обучение чтению (технология читательской деятельности, культура чтения).
Агентами управления и обеспечения учебного чтения студентов в социокультурной среде вуза выступают преподаватель и библиотека. Роль преподавателя в управлении чтением часто сводится к рекомендации списка литературы по курсу, дополнению к списку литературы из учебных изданий на основе учебных программ и учебно-методических рекомендаций. Методика управления учебным чтением не разработана. Преподаватель не всегда проводит критический обзор рекомендуемых книг и статей, не всегда ориентирует студента на систему информационных ресурсов, не всегда интересуется конечным результатом использования учебных текстов. Мы считаем, что здесь его главная задача - направлять студента на самостоятельный поиск, отбор, анализ, оценку учебных материалов. Преподаватель в образовании, центрированном на студенте, становится консультантом, помогающим включить учебное чтение в образовательную индивидуальную программу его подготовки.
Требует изучения и вопрос трансформации чтения в научно-исследовательской деятельности студенческой молодежи. По современной образовательной парадигме учебный процесс неотделим от научно-исследовательской деятельности вуза. Студент должен приобретать профессиональный опыт в общении с самой передовой наукой, находиться в непрерывном поиске новых научных знаний и идей. Очевидно, что тип научного чтения обусловлен творческой свободой поиска информации, самостоятельностью критического отбора и анализа текстов, оценки новизны и оригинальности, исключением компилятивности. Научное чтение предполагает диалог студента с научным руководителем на основе равноправного
299
сотрудничества. Этот информационный обмен направлен на совместное или самостоятельное создание научного продукта. Научное чтение требует наличия в социокультурной среде вуза большого количества научной информации. При этом информационный компонент образовательной среды должен быть доступен студенту в том же объеме, что и другим субъектам образовательного процесса. Ответственность за это лежит на всех службах информационных ресурсов вуза, прежде всего, вузовской библиотеке.
Библиотека признана центром чтения в социокультурной среде вуза. В библиотеке, изначально запрограммированной на популяризацию чтения, создана атмосфера исключительного влияния книги и чтения на развитие личности.
Т.Я. Кузнецова, характеризуя книгу и чтение как степень социализированной инкультуриро-ванности и профессионализации, дает библио-
1. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М., 1997.
2. Старикова О. Г. Единая информационная образовательная среда вуза - организационная основа уровневой подготовки обучающихся // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 6.
3. Родина В.Ю. Совершенствование учебных умений студента // Студент на пороге XXI века. М, 1990.
4. Верхова Ю.Л. Библиотерапия как средство личностного развития студентов // Библиотековедение. 2007. № 5.
5. Кузнецова Т.Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурных трансформаций // Библиотековедение. 2011. № 1.
теке определение виртуального университета в функциях, максимально сближающих ее с системой образования. Именно библиотека обеспечивает единство общекультурного развития и профессионального образования. Библиотечная среда, более открытая, чем институт образования, неформальная и основанная на многоаспектной коммуникации, является универсальной познавательной площадкой [5, с. 28-33].
В целом чтение в социокультурной среде вуза, как ведущая образовательная технология, как одно из самых эффективных средств социализации и инкультурации студенческой молодежи, на современном этапе отличается наблюдаемыми трансформациями (мотивы, средства, способы, интересы, способности к творчеству) и потребностью в прогрессивных изменениях учебного, научного, общекультурного читательского развития.
1. Sheveleva S.S. Open model of education (synergetic approach). M., 1997.
2. Starikova O.G. The uniform information educational environment of higher education institution - an organizational basis of level preparation being trained // News of the Southern Federal university. Pedagogical sciences. 2010. № 6.
3. Rodina V.Yu. Improvement of skills of the student // The Student on a threshold of the XXI century. M., 1990.
4. Verkhova Yu.L. Biblioterapy as means of personal development of students // Library science. 2007. № 5.
5. Kuznetsova T.Ya. Bibliology in information society: ontologic bases sociocultural transformations // Library science. 2011. № 1.
300