Научная статья на тему 'Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций'

Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
санкции / контрсанкции / человеческий капитал / образовательная деятельность / трансформация / ограничение / ресурс / sanctions / counter-sanctions / human capital / educational activity / transformation / limitation / resource

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калабекова С.В., Филюшкина Д.В.

Санкции представляют собой инструмент международной политики, используемый для оказания давления на страну с целью изменения её поведения. Эти экономические, политические или торговые ограничения могут иметь глубокие последствия для экономики, образования и общества в целом. В данной статье фокус будет сосредоточен на том, как санкции воздействуют на трансформацию человеческого капитала, являющегося ключевым элементом социально-экономического развития. Рассмотрим, как санкции воздействуют на человеческий капитал, и каким образом общество может переосмыслить этот ресурс для достижения устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of human capital in educational activities during the period of sanctions and counter-sanctions

Sanctions are an instrument of international policy used to put pressure on a country to change its behavior. These economic, political, or trade restrictions can have profound consequences for the economy, education, and society as a whole. In this article, the focus will be on how sanctions affect the transformation of human capital, which is a key element of socio-economic development. Let’s look at how sanctions affect human capital, and how society can rethink this resource to achieve sustainable development.

Текст научной работы на тему «Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций»

Калабекова С.В.

Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Северо-Кавказской государственной академии.

Филюшкина Д.В.

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и этнологии, Гуманитарный институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Северо-Кавказского федерального университета.

Трансформация человеческого капитала в образовательной деятельности в период санкций и контрсанкций

В современном мире экономические санкции становятся неотъемлемой частью политической реальности. Санкции оказывают влияние на различные аспекты жизни общества, и одним из ключевых элементов, подвергающихся пересмотру, является человеческий капитал.

Спады всегда приводят к потере части человеческого капитала, так как они воздействуют на структуру спроса на труд, что делает некоторые навыки менее ценными, и временно замедляет процесс накопления новых навыков. Когда кризисы превращаются в продолжительные стагнации, это ведёт к кумулятивным потерям, компенсация которых требует значительных затрат и времени. В случае изменения системной политико-экономической парадигмы развития возможно увеличение потерь.

После структурной трансформации экономика требует новых знаний и навыков, отличных от тех, которые были ранее созданы и накоплены в определённой базе данных. Происходит значительное перераспределение рабочей силы, выделяя два основных аспекта. В первую очередь, наблюдается перемещение работников между профессиональными задачами различной сложности, что касается использования уже существующего человеческого капитала. Во-вторых, происходит перераспределение ролей в создании новых знаний и навыков. Эти два аспекта взаимосвязаны: в условиях упрощения экономики, такого как санкции, ранее накопленный человеческий капитал не используется в полной мере, и происходит смена ключе-

■ вых участников в создании и использовании знаний и навыков. Этот

процесс влияет на распределение финансовых ресурсов и влияния в системе производства и распространения знаний, включая учебные заведения, образовательные организации, компании и государство, выступающее в роли установителя законных правил и основного инвестора в данной профессиональной области.

В 1990-е годы, при формировании рыночной экономики, человеческий капитал, который сформировался в контексте советской плановой экономики, быстро фильтровался и обесценивался [2]. Как результат, образовательная система и компании вынуждены были подстраиваться к современной реальности, формируя при этом определённые навыки и умения. Покинуть рынок труда вынуждены были те, у кого так и не получилось адаптироваться. Негативное воздействие усиливало социальную мобильность, и работники активно переходили на более простые рабочие места с менее высокими требованиями к человеческому капиталу [2]. С 2000 по 2021 годы наша страна пережила серию различных кризисов, оказавших влияние на аккумуляцию и применение человеческого ресурса, не обращая внимания на относительную недолговременность этих кризисов.

Основная стратегия в данной сфере направлена на формирование человеческого капитала для создания более открытой, конкурентоспособной и глобальной экономики. Российская наука и образовательная система стали оценивать свои достижения, ориентируясь на мировые объективные стандарты, несмотря на сопротивление со стороны некоторых. Зарубежные компании и российские экспортеры ускоряли внедрение мировых технологий, развивая профессиональные навыки и компетенции у своих сотрудников. Это давало возможность выделять как бенефициаров - креативных, амбициозных, профессионалов, готовых к постоянному обучению и переквалификации, так и для тех, кто не смог или не захотел приспособиться и начать с чистого листа.

События 2022 года кардинально изменяют динамику, влияя на экономическую структуру через введение санкций и контрсанкций. Они становятся более масштабными и строгими, что сказывается на силе их воздействия. В данном контексте они не только оказывают индивидуальное воздействие, но также выступают как один из элементов системного перехода к новой экономической парадигме, к замкнутой системе воспроизводства, где импортозамещение преобладает в различных сферах, включая производство, науку, культуру

и идеи. Это не только связано с тем, что некоторые продукты, то_

вары и услуги становятся недоступными из-за санкций, но и с тем, ■

что собственные контрсанкции воздействуют в том же направлении. Вероятно, происходит системный идеологический и политико-экономический поворот - от стремления построить свободную и конкурентоспособную экономику к более государственной, милитаризованной, замкнутой и технологически менее сложной. Речь идет не только о суверенитете, но и об участии в этом повороте как способе заработка для многих.

Одним из первых аспектов, сталкивающихся с вызовами в условиях санкций, является образование. Санкции могут затронуть образовательные программы, мобильность студентов и обмен знаниями между странами. В свете этих изменений возникает необходимость в пересмотре образовательных стратегий, ориентированных на развитие навыков, востребованных в условиях экономической изоляции.

Обучение в рабочей среде в процессе трудовой деятельности представляет собой значимый источник формирования человеческого капитала. В отличие от 15-20 лет, затраченных на школьное и университетское обучение, трудовая карьера может протекать более 40 лет. Сложность работы влияет на сложность приобретаемых навыков и длительность процесса их усвоения. Профессии, такие как врач, преподаватель или инженер, продолжают обучение на протяжении всей своей трудовой жизни. Однако на простых рабочих местах обучение ограничено. Например, землекоп, который мастерски владеет лопатой, быстро достигает высокого уровня мастерства, но его навыки останавливают свой рост, а физическая выносливость падает. Такая деятельность часто недооценивается, не обеспечивая хорошего заработка или благоприятных условий жизнедеятельности. Это подчёркивает, что технологический прогресс зависит не только от человеческого капитала тех, кто движет его вперед, но также от тех, кто воплощает эти технологии в реальную жизнь. В этом контексте наблюдается перераспределение рабочей силы в пользу производителей прошлых лет и тех, кто обучает соответствующим технологиям. Может ли это означать переход от глобальной науки к локальной?

В условиях санкций становится ясно, что человеческий капитал должен быть подготовлен к изменениям в экономике. Это требует акцента на развитие гибких навыков, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Программы переквалификации и повышения квалификации становятся ключевыми элементами в устой_

■ чивом развитии общества.

Чтобы владеть передовыми технология, необходима современная наука. С одной стороны, она имеет мировой характер и подвергается острой конкуренции, поскольку ученые из разных стран борются за первенство. Исключение из этой конкуренции, аналогично спортивному состязанию, влечёт за собой отставание, которое часто бывает необратимым. Плоды такой научной борьбы становятся общедоступными всем, так как публикуются в международных научных изданиях и обсуждаются на научных конференциях, это открывает возможность применять результаты этих открытий даже в странах, которые не занимают лидирующие позиции в этих научных областях.

Санкции могут служить стимулом для поиска новых подходов к решению проблем. Развитие креативности и инноваций становится критическим элементом для успешного преодоления трудностей, связанных с санкциями. Общество должно инвестировать в образование и исследования, поощряя предпринимательство и инновационные проекты.

Влияние санкций на образовательные системы. Санкции могут оказать прямое воздействие на образовательные институты, затрудняя доступ к знаниям, технологиям и международным пар-тнерствам. В то же время, необходимость адаптации к новым условиям может стимулировать инновации в образовании и повышение его эффективности. Санкции могут привести к существенным вызовам для образовательных систем, ограничив доступ к ресурсам, технологиям и международным партнерствам. Это может проявиться в ухудшении финансирования учебных заведений, оттоке квалифицированных кадров, а также затруднении обмена знаний и опыта между странами.

Изменения в доступности образования, инновациях и исследованиях. Санкции часто ограничивают доступ к новейшим технологиям и инновациям, влияя на развитие образовательных программ и научных исследований. В ответ на вызовы санкций, образовательные институты могут стремиться к большей автономии и инновациям, поощряя развитие собственных ресурсов и научных исследований. Таким образом, в условиях санкций, образовательные системы вынуждены приспосабливаться к ограниченным ресурсам, стремясь к более эффективным и самостоятельным методам обучения и исследования. В то же время, ограничение доступа к международным ресурсам может стимулировать внутреннюю инновационную активность и поиск альтернативных подходов к образованию и _

научным исследованиям. ■

Приспособление образовательных программ. В условиях санкций учебные программы могут претерпевать изменения, отражающие сдвиг в приоритетах и потребностях общества. Например, может усилиться акцент на развитии навыков, способствующих самостоятельной экономической выживаемости, а также на инновационных подходах к решению национальных вызовов.

Самостоятельные исследовательские инициативы. С середины зимы 2023 года российские исследователи сталкиваются с резким ограничением международного научного взаимодействия, проявляющимся в приостановлении совместного создания изданий и ограничении доступа к их результатам. Принадлежность к российской институции начинает становится препятствием для научного сотрудничества, участия в конференциях и доступа к базам данных, публикациям и патентам. Академическая мобильность, способствующая обмену новыми знаниями и их внесению в Российскую Федерацию, по сути, приостановлена. Усложнён доступ к передовой научной инфраструктуре, включая оборудование, приборы, реактивы и программное обеспечение. Примеров этому много. Как пояснил академик А. Кулешов, в России фактически отсутствует научное приборостроение, что может привести, к сожалению, к значительному отставанию российской науки на десятилетия.

В академической науке конечной целью исследований является опубликование в рецензируемом журнале или представление доклада на уважаемой конференции. Уровень журнала или конференции существенно влияет на профессиональное признание и стоимость самой публикации. Отметим, что сама публикация в ведущих международных изданиях требует времени, средств и усилий, что доступно лишь немногим, находящимся вплотную к фронту научного знания. Для большинства исследователей, особенно в социальных и гуманитарных науках, это означает публикации в местных или отраслевых журналах, где отсутствует строгий отбор и профессиональное рецензирование, а часто стоит даже деньги или основано на личных связях, и такие публикации малоизвестны. Требование публиковаться в журналах, включенных в Scopus и Web of Science, рассматривалось некоторыми учеными как акт национального предательства. Сейчас же, благодаря санкциям, нет необходимости следовать этим требованиям. У России есть свой собственный список ВАКа.

Это также приводит к снижению требований к качеству научных продуктов и размыванию уровня качества. Отрыв от глобальной на_rjiííV,

■ учной сети и международных научных изданий заставляет ориенти-

роваться на локальные стандарты. Это схоже с ситуацией спортсменов, которые заменяют участие в Олимпийских играх и мировых чемпионатах участием в местных соревнованиях - участвовать можно, но держаться на уровне мировых лидеров невозможно.

Ухудшение состояния науки естественным образом сказывается на качестве образования. Преподавателями для студентов, особенно аспирантов и магистров должны быть те, кто находится на переднем крае новых знаний или близок к ним. Однако отсутствие доступа к передовой инфраструктуре и перемещение преподающих учёных только ухудшают эту проблему.

Вновь возобновились атаки на Болонскую систему с новой силой. В одном из многочисленных интервью, министр образования и науки заявил, что к Болонской системе надо относиться как к завершённому этапу. Он подчеркнул, что будущее принадлежит уникальной системе образования, ориентированной на интересы национальной экономики и обеспечивающей максимальные возможности для каждого студента.

Определение «интересов» остаётся неясным и зависит от каждой институции. В связи с этим активно обсуждается возможный возврат к специалитету, предлагающему пятилетнее обучение в узких направлениях подготовки. В высказываниях министра присутствует явное противоречие, поскольку одной из целей Болонской системы является предоставление студенту максимальной свободы выбора. Возврат к специалитету ограничивает выбор, связывает студента с более узкой областью, уменьшает мобильность и увеличивает издержки смены профессии. Обучение в узкой специальности предполагает более точное трудоустройство после окончания, хотя вероятность такого соответствия была невысокой даже при советском планировании и распределении. Следует отметить, что эти издержки не являются временными, а будут сопровождать работника на протяжении всей его трудовой карьеры.

Возможно, специалитет обеспечивает более высокое качество образования? К сожалению, нет научных доказательств этой гипотезы, основанных на строгой методологии. Высказывания о необходимости отказа от Болонской системы появились с самого начала ее внедрения, прежде всего, среди ректоров и преподавателей высших учебных заведений, которые потеряли ресурсы при переходе к бакалавриату.

Ведь за одного студента-бакалавра платят в течение 4 лет, а за сту-_

дента специалитета - 5 лет, тогда как студенты магистры (это еще 2 года оплаты) есть не у всех. Другая категория заинтересованных - это работодатели, не желающие вкладываться в подготовку персонала и, по какой-то причине надеющиеся, что необходимые узкоспециализированные навыки можно приобрести где-то еще и за счет других. Качество образования преимущественно зависит от качества знаний студентов и профессорско-преподавательского состава. Трудно не поддаться мысли, что критика Болонской системы может быть связана с борьбой за финансовые ресурсы, не имеющую отношения к заботе о качестве образования. Опять мы сталкиваемся с перераспределительными процессами, в ходе которых вчерашние неудачники пытаются вернуть потерянное.

С ограниченным доступом к мировым научным сетям и ресурсам, образовательные институты могут стимулировать внутренние исследовательские инициативы. Это может привести к развитию местных талантов и укреплению автономии в научных исследованиях, даже в условиях глобальных ограничений.

Развитие альтернативных образовательных моделей. В ответ на санкции могут появляться альтернативные образовательные модели, например, онлайн-образование, учебные платформы и дистанционное обучение. Эти модели могут обеспечивать доступ к знаниям в условиях ограничений, стимулируя развитие технологий и поддерживая образовательное сообщество. Таким образом, санкции вызывают не только вызовы, но и стимулируют инновации и адаптацию в сфере образования, способствуя формированию более устойчивых и самостоятельных систем обучения и исследований.

Развитие международных партнёрств. В условиях санкций образовательные учреждения могут стремиться к укреплению сотрудничества с партнерами из других стран, не подвергшихся санкциям. Это может способствовать обмену опытом, знаниями и технологиями, обеспечивая доступ к мировым образовательным трендам и практикам.

Акцент на развитие ключевых компетенций. Санкции могут подчеркнуть важность развития ключевых компетенций, таких как адаптивность, предпринимательство и техническая грамотность. Образовательные программы могут быть пересмотрены с целью подготовки выпускников к изменяющимся требованиям рынка труда в условиях экономических ограничений.

Оптимизация использования внутренних ресурсов. Санкции могут способствовать более эффективному использованию внутрен-

них образовательных ресурсов, включая пересмотр программ, оптимизацию бюджета и укрепление внутренних кадровых потенциалов.

Экономические аспекты: ограничения на торговлю и инвестиции могут изменить структуру рынка труда, воздействуя на востребованные профессии и навыки. Это требует от образовательных систем адаптации к новым требованиям рынка и обеспечение гибкости в обучении, чтобы соответствовать изменяющимся потребностям.

Социокультурные изменения: санкции могут спровоцировать изменение ценностей и социокультурных норм в обществе. Образование играет ключевую роль в формировании этих изменений, оказывая влияние на мировоззрение и поведение граждан.

Фокус на человеческом капитале становится неотъемлемой частью анализа, поскольку именно через образование, профессиональное развитие и социокультурные преобразования происходит трансформация капитала индивида в условиях санкций.

В итоге, несмотря на вызовы, санкции могут служить стимулом для инноваций и улучшений в образовательной сфере. Акцент на развитии человеческого капитала в условиях ограничений может привести к появлению новых подходов и моделей, способных повысить устойчивость и эффективность образования в период санкций.

Влияние санкций на образовательные системы является сложным процессом, сопряженным с вызовами, но также предоставляющим возможности для преобразований и улучшений. Ограничения в доступе к мировым ресурсам могут способствовать внутренней инновационной активности и развитию новых образовательных стратегий. Важным аспектом адаптации к санкциям является укрепление внутренних ресурсов и сотрудничества с неподвергшимися ограничениям странами. Развитие международных партнерств может обеспечить доступ к новым знаниям и технологиям, несмотря на внешние ограничения.

Фокус на развитии ключевых компетенций и адаптация образовательных программ к изменяющимся условиям могут сделать образование более релевантным и эффективным в период санкций. Оптимизация использования внутренних ресурсов и поддержка внутренних кадровых потенциалов становятся критическими факторами в повышении устойчивости образовательных систем.

Заключительный вывод о влиянии человеческого капитала в образовании в период санкций может быть многогранным, так как он может претерпевать трансформацию в направлении более гибких и инновационных подходов. Уклонение от зависимости от внешних

ресурсов может способствовать развитию внутренних компетенций и самоустойчивости в образовательной системе. Возможно, укрепление образовательной системы и развитие талантов становятся ключевыми для преодоления вызовов, связанных с санкциями.

В то время как санкции могут создавать экономические трудности, инвестирование в человеческий капитал через образование может способствовать развитию навыков, инноваций и адаптации к изменяющим условиям. А влияние человеческого капитала может оказаться решающим фактором в формировании устойчивого общества в условиях санкций.

Таким образом, несмотря на вызовы, санкции могут способствовать преобразованию образования, делая его более адаптивным, инновационным и ориентированным на развитие человеческого капитала в условиях глобальных ограничений.

Библиографический список

1. Гимпельсон В.Е. Человеческий капитал в эпоху санкций и контрсанкций: некоторые последствия его перераспределения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3 (55). С. 234-238. - DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-16

2. Sabirianova K.Z. The great human capital reallocation: A study of occupational mobility in transitional Russia. Journal of Comparative Economics, 2002. № 30. P. 191-217.

3. Gimpelson V., Chernina Y. Do Wages Grow with Experience? Deciphering the Russian Puzzle. IZA Discussion Paper, IZA, 15068. 2022.

4. Milanovich B. The novelty of technologically regressive import substitution. 2022. // URL: https://www.globalpolicyjournal.com/blog/18/05/2022/novelty-technologically-regres-sive-import-substitution.

5. Глазьев С.Ю., Воронов А.С., Кудина М.В., Орлова Л.Н. Прогноз развития человеческого капитала в Российской Федерации в условиях изменений в мировой экономике. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 91. Апрель 2022 г. С. 24-44.

References

1. Gimpelson V.E. Human capital in the era of sanctions and counter-sanctions: some consequences of its redistribution // Journal of the New Economic Association. 2022. № 3 (55). P. 234-238. - DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-16

2. Sabirianova K.Z. The great human capital reallocation: A study of occupational mobility in transitional Russia. Journal of Comparative Economics, 2002. № 30. P. 191-217.

3. Gimpelson V., Chernina Y. Do Wages Grow with Experience? Deciphering the Russian Puzzle. IZA Discussion Paper, IZA, 15068. 2022.

4. Milanovich B. The novelty of technologically regressive import substitution. 2022. // URL: https://www.globalpolicyjournal.com/blog/18/05/2022/novelty-technologically-regres-sive-import-substitution.

5. Glazyev S.Yu., Voronov A.S., Kudina M.V., Orlova L.N. Forecast for the development of human capital in the Russian Federation in the context of changes in the global economy. Public administration. Electronic newsletter. Issue No. 91. April 2022. P. 24-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.