Научная статья на тему 'СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА'

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человеческий капитал / высшее образование / архитектура системы высшего образования / образовательные услуги / ФГОС ВО / human capital / higher education / architecture of the higher education system / educational services / FGOS HPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Тычинская, Е.А. Оксанич, З.Р. Мусостов

Образование является фундаментально ценным активом для человека и позволяет понимать различные вещи и исследовать мир своих знаний, это один из основных факторов в жизни, который помогает справляться с большинством проблем, а также образование служит основным инструментом для достижения успеха, который раскрывает важность образования самого по себе, кроме того оно является основой того, что образованные люди известны как престижные лица общества. Образование ведет общество к лучшему, поскольку оно является для него наиболее важным институтом, всегда образованное и цивилизованное общество влияло на жизнь людей и оценивалось как универсальные стандарты. Нация никогда не может развиваться без образования и общество может выжить, если оно предоставит молодежи возможность получить образование, лучшую работу и качественную жизнь. В условиях развития технологических инноваций, высшее образование никогда не было более полезным, именно, увеличение количества лиц с дипломами о высшем образовании, является одним из решающих факторов развития человеческого капитала и улучшения качества жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

Education is a fundamentally valuable asset for a person and allows them to understand various things and explore the world of their knowledge, it is one of the main factors in life that helps to cope with most problems, and education also serves as the main tool for success, which reveals the importance of education in itself, in addition, it is the basis that educated people are known as prestigious faces of society. Education leads society to the best, because it is the most important institution for it, an educated and civilized society has always influenced people's lives and has been evaluated as universal standards. A nation can never develop without education and a society can survive if it provides young people with the opportunity to get an education, a better job and a quality life. In the context of the development of technological innovations, higher education has never been more useful, namely, an increase in the number of people with higher education diplomas is one of the decisive factors in the development of the world economy and improving the quality of life of people.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА»

12. Reshetnilov V.A., Nesvighskiy U.V., Kasimovskatya N.A. N.A. Semashko - organizator of healthcare // Journal of

healthcare's history, 2014, №3. URL: https://historymedjournal.com/volume/number_3/3_2014_Reshetnikov_ Nesdbg-

skii_Kasimovskay. pdf.

13. Rosenberg D. I. Comments on K. Marx's "Capital". - M.: Economics. - 1983. - S. 438-439.

14. Decree of the Government of the Sverdlovsk Region dated December 16, 2020 No. 686-RP "On Approval of the Regional Program of the Sverdlovsk Region "Modernization of Primary Health Care in the Sverdlovsk Region" (as amended on December 20, 2021). - P. 4-5.

15. Decree of the Government of the Sverdlovsk Region dated October 21, 2013 No. 1267-PP "On Approval of the State Program of the Sverdlovsk Region "Development of Healthcare in the Sverdlovsk Region until 2024" (as amended on July 14, 2022) - P. 83-157.

16. Rosenberg D. I. Comments on the "Capital" of K. Marx. - M.: Economics. - 1983. - pp. 438-439.

17. Regional risk management system for public health. Collection of organizational, informational and methodological materials. Volume 1. Materials of the Federal State Budgetary Institution "Yekaterinburg Medical Scientific Center for Prevention and Health Protection of Industrial Workers", 2019.

18. Ulumbekova G.E., Ginoyan A.B. Rating of the effectiveness of healthcare systems in the regions of the Russian Federation in 2019 // https://www.vshouz.ru/journal/2021-god/reyting-effektivnosti-sistem-zdravookhraneniya-regionov-rf-v-2019-g /.

Т.А. Тычинская - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, Орел, s_a_dolgova.@mail.ru,

T.A. Tychinskaya - candidate of economics, associate professor of the department of management and personnel management of the Central Russian institute of management - Branch of RANEP, Orel;

Е.А. Оксанич - к.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, oksanich.elena@rambler.ru,

E.A. Oksanich - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting theory, Kuban state agrarian university, Krasnodar;

З.Р. Мусостов - ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Грозный, zmr@hotmail.co.uk,

Z.R. Musostov - assistant of the department of State and Municipal Administration, Chechen state university named after A.A. Kadyrov, Grozny.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR OF HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT

Аннотация. Образование является фундаментально ценным активом для человека и позволяет понимать различные вещи и исследовать мир своих знаний, это один из основных факторов в жизни, который помогает справляться с большинством проблем, а также образование служит основным инструментом для достижения успеха, который раскрывает важность образования самого по себе, кроме того оно является основой того, что образованные люди известны как престижные лица общества.

Образование ведет общество к лучшему, поскольку оно является для него наиболее важным институтом, всегда образованное и цивилизованное общество влияло на жизнь людей и оценивалось как универсальные стандарты. Нация никогда не может развиваться без образования и общество может выжить, если оно предоставит молодежи возможность получить образование, лучшую работу и качественную жизнь. В условиях развития технологических инноваций, высшее образование никогда не было более полезным, именно, увеличение количества лиц с дипломами о высшем образовании, является одним из решающих факторов развития человеческого капитала и улучшения качества жизни людей.

Abstract. Education is a fundamentally valuable asset for a person and allows them to understand various things and explore the world of their knowledge, it is one of the main factors in life that helps to cope with most problems, and education also serves as the main tool for success, which reveals the importance of education in itself, in addition, it is the basis that educated people are known as prestigious faces of society.

Education leads society to the best, because it is the most important institution for it, an educated and civilized society has always influenced people's lives and has been evaluated as universal standards. A nation can never develop without education and a society can survive if it provides young people with the opportunity to get an education, a better job and a quality life. In the context of the development of technological innovations, higher education has never been more useful, namely, an increase in the number of people with higher education diplomas is one of the decisive factors in the development of the world economy and improving the quality of life of people.

Ключевые слова: человеческий капитал, высшее образование, архитектура системы высшего образования, образовательные услуги, ФГОС ВО.

Keywords: human capital, higher education, architecture of the higher education system, educational services, FGOS HPE.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-52-5-287-296

EDN: UBHXZX

В настоящее время человеческий капитал играет все более важную роль в мировой экономике и высшее образование никогда не было так важно для будущего развивающегося мира, как сейчас.

Систематическое создание знаний постепенно заменило использование опыта в развитии технологий, благодаря достижениям в области информационных технологий информация распространяется по всему миру с ошеломляющей скоростью, и циркулирует больше знаний, чем когда-либо. Использование систематически доступных знаний требует нового набора человеческих навыков, люди должны иметь более высокую квалификацию и быть способными к большей интеллектуальной независимости.

Образование представляет собой очевидную инвестицию в человеческие ресурсы, а высококачественные образовательные процессы и услуги имеют большое значение для развития культурного, социального и экономического статуса любой страны, является одной из основных потребностей общества.

Высшее образование пытается идти в ногу с меняющимся миром. Экономические и технологические изменения разрушают отрасли и бизнес-модели и резко влияют на ценность навыков работников.

В конкурентном мире образование является неотъемлемым требованием каждого человека, существует много причин, почему образование важно в жизни:

- первое, образование - это платформа, с помощью которой можно добиться успеха и достичь вершины предназначения;

- второе, образование улучшает менталитет и поведение людей;

- третье, образование заставляет человека быть ответственным и следовать правилам и нормам общества.

На глобальном уровне образование рассматривается как главный фактор устойчивого экономического, социального и человеческого развития, поэтому оно является фундаментальным элементом, структурирующим потенциал и навыки развития посредством получения квалификации, технического прогресса и способности использовать человеческие ресурсы страны.

Многочисленные факторы, такие как рост населения, повышение уровня образования и развитие среднего класса, привели к увеличению спроса на места в ВУЗах, кроме того, непрерывное развитие коммуникационных и информационных технологий столкнуло людей с новыми требованиями, создавая и развивая потенциальные области исследований.

Таким образом, технологическое и информационное развитие усилило конкуренцию на образовательном рынке, что привело к тому, что ВУЗы пытаются привлечь все большее число студентов, заинтересованных в этих областях.

Такое положение сделало качество предоставляемых образовательных услуг элементом, с которым все чаще сталкивается руководство университетов и факультетов, следовательно, необходимо отметить, что качество образовательных процессов и услуг является определяющим фактором роста, успеха и устойчивости высшего учебного заведения.

За последние несколько лет роль и характер организаций образовательных услуг изменились, тем не менее, один постоянный элемент заключается в том, что образовательные услуги несут ответственность за обучение их потребителей.

Что касается характеристик высшего образования с точки зрения услуг, важно, чтобы университеты, как и любая другая компания, рассматривались как организации с различными заинтересованными сторонами, которые, в свою очередь, имеют разные интересы и требования и по-разному относящиеся к высшему учебному заведению. Заинтересованные стороны имеют свои собственные критерии оценки качества, в зависимости от их конкретных требований.

Стратегическая цель нового качественного уровня российского образования, отвечающего вызовам и запросам XXI века, в полной мере распространяется и на российскую высшую школу начиная с 2006 г., правительством был внесен ряд масштабных изменений в структуру высшего образования (таблица 1).

Таблица 1 - Ключевые преобразования образования в РФ [1]

Период Преобразования

1 2

2006 г. Инициирован Национальный приоритетный проект «Образование». Проект направлен на комплексную модернизацию всех уровней образования для достижения нового качества, соответствующего современным запросам общества.

2008 г. Начало поэтапного внедрения нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на основе компетентностного подхода. Цель - адаптировать содержание образования к последним личным, экономическим, общественным и государственным требованиям. Благодаря рамочному характеру стандартов нового поколения образовательные организации получили большую самостоятельность в отношении содержания образования.

Продолжение таблицы

2012 г. Вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Цель - создание правовой среды, адекватной национальной системе образования.

к 2025 г. Формирование новой модели высококонкурентной национальной системы профессионального образования, отвечающую потребностям современной экономики. В результате в передовых высокотехнологичных производствах ежегодно будет трудиться до 50 тыс. выпускников организаций среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих по стандартам МС.

Ядром всех изменений является создание современной эффективной сети ведущих российских вузов, которая должна стать движущей силой, необходимой для достижения стратегической цели.

Высшее образование в России предоставляется государственными и частными аккредитованными высшими учебными заведениями, а также образовательные услуги оказывает сектор муниципальных вузов, находящихся в ведении муниципальных и региональных властей и религиозных организаций.

Россия является одним из мировых лидеров в области образования, науки и технологий, что делает ее одной из самых привлекательных стран для ее выбора среди иностранных студентов.

Помимо высокого качества, конкурентным преимуществом российского образования является относительная доступность по сравнению со странами Северной Америки, Европы и другими развитыми странами.

Российское образование - это доступ к самым современным лабораториям и научно -техническим центрам, квалифицированному профессорско-преподавательскому составу, престижным дипломам, признанным во всем мире, традициям, заложенным веками.

Меры, предпринятые за последнее десятилетие и направленные на модернизацию и повышение качества высшего образования, уже дали определенные положительные результаты: [2]

- увеличение числа российских вузов, представленных в различных мировых рейтингах образования;

- улучшение рейтинговых позиций;

- оптимальное соотношение цены и качества образования;

- реализуется Проект 5-100, цель - адресная государственная поддержка конкурентоспособности ведущих российских университетов и их продвижение в мировом образовательном пространстве.

Среди характерных особенностей присущих российскому образованию следует выделить сохранение квалификации «специалист» по некоторым техническим, экономическим и медицинским специальностям, несмотря на присоединение к Болонской конвенции и переход на двухуровневую систему высшего образования.

Система образования в России устроена таким образом, что любой гражданин РФ либо иностранный гражданин, у которого есть желание учиться, имеет такую возможность и одним из преимуществ обучения в России для иностранных студентов является возможность изучения русского языка, так как российские вузы предлагают множество программ обучения русскому языку, именно в России существует возможность получить высшее образование в современной среде с меньшими затратами и без каких-либо препятствий.

Новое поколение требует качественного академического образования, так как всесторонне развитые личности, уравновешенные и ответственные граждане понимают и ценят социальные, политические, экономические, экологические контексты.

С 2008 г. в России идет формирование новой архитектуры системы высшего образования, которая на сегодня состоит из: [3]

- университетов, являющихся национальным достоянием;

- федеральных университетов (точки роста высшего образования в федеральных округах);

- национальных исследовательских университетов (обеспечение интеграции высшего образования и науки);

- опорных вузов (точки роста высшего образования в субъектах Российской Федерации).

Численности организаций, предоставляющих услуги ВО начиная с 2008 года сокращается, если в 2008 году их численность составляла 1134 ед., то на 1.01.22 года - 717 ед., сокращение составило 63,2 % (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика численности организаций ВО, ед.

В структуре учреждений ВО присутствуют как государственные, так и частные ВУЗы, при этом доля государственных учебных заведений составляет около 70 % (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура ВО по формам собственности учреждений, %

В ведении федеральных органов исполнительной власти находится 91,2 % учебных заведений ВО, из которых 221 учреждение относится к Минобрнауки РФ, на втором месте по численности учебных организаций Министерство сельского хозяйства - 54 ед. и на третьем два министерства (по 47 ед.) здравоохранения и культуры, 44 учреждений ВО находятся в введении субъектов РФ (рисунок 3).

В велении субъектов РФ и муниципалитетов Прочие Министерства и службы

Министерство спорта ■ ' Министерство сельского хозяйства

Министерство просвещения ■■ Министерство науки и высшего образования Министерство культуры Министерство здравоохранения В ведении федеральных органов исполгапельнои власти

44 4]

.-54 33

I 47

г 47

221

, 457

О 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500

Рисунок 3 - Градация учреждений ВО в зависимости от отраслевой принадлежности, ед.

Реализация образовательных услуг опирается на концептуальные основания ФГОС ВО как образовательных стандартов нового поколения, на основании которых разрабатываются образовательные программы, представляющие собой комплексную развернутую социальную норму институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным характеристикам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля [4].

Сегодня в ВО РФ реализуется 51720 образовательных программ по различным направлениям подготовки: бакалавриата, специалитета и магистратуры (рисунок 4), следует отметить, что их число из года в год возрастает, что объясняется требованиями времени в контексте современных отечественных, европейских и мировых тенденций развития экономики.

Рисунок 4 - Динамика количества ООП ВО, тыс. шт.

В течение последних 10 лет количество студентов в российских вузах значительно сократилось, что вызвано прежде всего российской «демографической ямой».

Контингент студентов с 2010 года (7,68 млн чел.) уменьшился в 1,89 раза и составил в 2021 году 4044203 чел. (рисунок 5).

2010/2011 2018/2019 2019/2020 2020/2021 2021/2022

Рисунок 5 - Динамика численности обучающихся в учреждениях ВО всех форм собственности, млн чел.

Сегодня более 68% обучающихся получают степень бакалавра, 19,8% обучаются на специа-литете и 12,3% продолжают обучение в магистратуре (рисунок 6).

100 11,5

80 16,7

60

40 71,8

20

0

12,3

17,5

12,4

18,5

70,2

69,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п I -

19,21 19,7

68,;

2017/2018 2018/2019 2019/2020 2020/2021 2021/2022 ■ Бакалавриат ■ Специалитет ■ Магистратура

Рисунок 6 - Структура обучающихся по направлениям подготовки, %

Около 61,2 % студентов обучаются на очной форме, 32,3 % отдали предпочтение заочной форме и 6,5 % получают высшее первое/второе на очно-заочной форме (рисунок 7).

Рисунок 7 - Структура обучающихся по формам обучения, %

Российские ВУЗы проводят обучение по различным формам, имеющими свои специфические особенности (рисунок 8).

Рисунок 8 - Особенности различных форм обучения [5]

Численность студентов неравномерна в географическом контексте, 32,5 % от общего количества получают высшее образование в ВУЗах, расположенных на территории ЦФО, 19,6 % обучаются в Приволжском ФО, третье место по количеству студентов занимает Сибирский ФО - 11,5 % (рисунок 9).

Рисунок 9 - Распределение студентов по федеральным округам, тыс. чел.

За последние 30 лет уровень высшего образования в России вырос более чем 3,8 раза, высшее образование имеют более 41 % населения (для сравнения в 1989 году - 11 %), Россия входит в число самых образованных стран Европы, выше уровня высшего образования в Великобритании (36,1 %) и Швеции (33,5 %). [6]

Российское высшее образование направлено на интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и физическое развитие личности.

Новое содержание, новое качество и новый уровень сотрудничества являются атрибутами образования XXI века. Правительства многих стран инициировали реформирование своих национальных систем образования и Россия не исключение - целью была интеграция и участие России в процессах создания и гармонизации единого европейского образовательного пространства. [1]

Болонская система (или Болонский процесс) - система взаимодействия между университетами, действующая в 49 странах, формирующая Европейскую среду высшего образования, призвана обеспечить взаимное признание дипломов о высшем образовании разных вузов, представить общие критерии оценки учебной и преподавательской нагрузки и облегчить механизмы академического обмена.

С самого начала цель проекта заключалась в поощрении академической и рабочей мобильности через международные границы за счет повышения совместимости и сопоставимости квалификаций, программ и содержания курсов высшего образования. Для этого была согласована двухстепенная структура степеней бакалавра и магистра, с последующим добавлением докторских степеней к общей академической архитектуре и исходя из этой общей структуры, учебные программы по предметам «настраиваются» для разных систем таким образом, чтобы результаты обучения и компетенции учащихся в конкретных дисциплинах имели общие точки отсчета, конвергенцию и понимание.

Предполагаемый результат этих структурных и учебных реформ заключается в том, чтобы дипломы по конкретным предметам можно было в целом сравнивать на разных уровнях в рамках Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).

Для поощрения академической мобильности и переносимости был создан ряд «инструментов», в том числе, в первую очередь, Европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS).

В тандеме с этими реформами были значительно расширены континентальные программы мобильности, такие как Erasmus, чтобы помочь студентам и преподавателям переезжать через национальные границы, что сделало Болонский процесс жизненно важной частью интеграционной мозаики Европейского Союза, как внутри его собственных границ и в других регионах мира.

За прошедшие годы Болонский процесс превратился в общеевропейскую политическую платформу для скоординированной реформы высшего образования. В нем рассматриваются новые темы, такие как фундаментальные ценности, обучение и преподавание, а также обязательства, которые требуют постоянного внимания.

В целом влияние Болонского процесса на европейское образование было положительным, и система достигла своих целей, продолжая вносить необходимые улучшения в международное сотрудничество, чтобы предоставить лучшие и более привлекательные возможности для студентов и сотрудников как в Европе, так и в других регионах мира.

Базовая принятая структура проверки квалификации высшего образования направлена к определению квалификаций с точки зрения результатов обучения, и продолжительность обучения никоим образом не является фиксированной, такие уровни ближе к текущей модели в Великобритании, Ирландии (а также в США), чем в большинстве стран континентальной Европы, но в любом случае продолжительность программы, как правило, варьируется от страны к стране и реже между учреждениями внутри страны.

В 2022 году согласно решению Болонской группы, все российские вузы выведены из Болон-ской системы образования. Фактически представительства РФ и Беларуси в этой структуре прекратили свою деятельность 11 апреля, что связано с поддержкой руководством российских вузов решения о начале специальной военной операции на Украине.

В связи с этим учебные заведения РФ были исключены из Болонского процесса, однако участие в Болонской системе не подразумевает заключения соглашения, поэтому речь не идет о денонсации каких-либо документов или разрыве договоренностей.

Высшие учебные заведения России, участвовавшие в Болонском процессе, не использовали его инструменты в полной мере. В частности, некоторые университеты использовали в своей деятельности программы PhD (аббревиатура для степени доктора философии), но это не стало повсеместным явлением.

Отказ от Болонской системы не может повлиять на конкурентоспособность российских ученых, наибольшие риски заключаются в усложнении процессов академической мобильности. При этом, выход из Болонского процесса не означает полного отказа от программ обменов.

Выстраивать взаимодействие с европейскими университетами стало сложнее, но ситуация далека от катастрофической. Многие университеты в странах Восточной Азии не приостановили сотрудничество, а кто-то - инициировал новые обменные программы с ВУЗами РФ.

В публичном поле, после объявления о выходе России из Болонской системы, появилось два полярных мнения: кто-то считает, что российские вузы так и не успели в полной мере адаптироваться к ней и потеря не велика, а кому-то кажется, что такие меры - это «путь в изоляцию».

Дискуссия про Болонскую систему - скорее политическая, нежели профессионально-образовательная. Если посмотреть на Болонскую систему как на правила, принятые разными университетами, чтобы совместно продвигать вперед науку и образование, то это - позитивная вещь.

Проблема может заключаться в том, что многие вузы так и не смогли организовать полноценного обдуманного вхождения в Болонские правила. Для подобных организаций, действительно, никаких критических изменений не произойдет, сложно представить, что в реальности у университетов получится полностью отказаться от Болонской системы.

Взаимодействие между университетами и научными центрами по всему миру - это история развития, в то время как отказ от какого-либо сотрудничества - это история, которая развитию сопротивляется.

Обучение на протяжении всей жизни важно для приобретения новых знаний и повышения квалификации, особенно в век быстрых технологических и экономических изменений, служит основополагающим правом для всех людей, являясь двигателем более безопасного и развивающегося мира, способствующего личному и социальному развитию.

Среди характерных особенностей присущих российскому образованию следует выделить сохранение квалификации «специалист» по некоторым техническим, экономическим и медицинским специальностям, несмотря на присоединение к Болонской конвенции и переход на двухуровневую систему высшего образования.

Система образования в России устроена таким образом, что любой гражданин РФ либо иностранный гражданин, у которого есть желание учиться, имеет такую возможность и одним из преимуществ обучения в России для иностранных студентов является возможность изучения русского языка, так как российские вузы предлагают множество программ обучения русскому языку, именно в России существует возможность получить высшее образование в современной среде с меньшими затратами и без каких-либо препятствий.

Времена, когда высшее образование было рынком сбыта, давно прошли, сегодня потребители образовательных услуг вкладывают значительные средства в собственное образование и хотят полу-

чить отдачу, т.е. квалификацию имеющую реальную ценность на рынке труда, а также качественное преподавание.

Появление платы за обучение превратило высшее образование - со скоростью, которую многие до сих пор пытаются догнать - из учреждений государственного сектора, несущих ответственность за преподавание, в поставщиков дорогостоящего образовательного продукта, но поскольку это влияет на структуру бренда, ключевым выводом является то, что каждый элемент образовательного процесса должен быть последовательным и качественным.

Для укрепления рыночных позиций высшему учебному заведению необходимо иметь отличный университетский бренд - фирменный стиль, который выделяет из множества таких же учреждений, который последовательно работает во всем и все это должно быть согласовано с обоснованной стратегией бренда университета.

С точки зрения архитектуры бренда ВУЗа немаловажным аспектом является коммерциализация, так как образовательные учреждения создают интеллектуальную собственность, и в некоторых случаях это может иметь огромную финансовую ценность (а также вносить существенный вклад в социальную миссию).

В современном мире успешная коммерциализация может повлиять на репутацию и финансирование исследований, на набор ученых и студентов и на экономическое возрождение целых регионов. В связи с этим правительства уделяют приоритетное внимание распределению ресурсов тем высшим школам, которые создают больше всего патентов, предприятий и рабочих мест.

Как и во многих других видах деятельности, коммерциализация все больше связана с партнерскими отношениями и передачей полномочий, а ее последствия для бренда ВУЗа требуют деликатного подхода к удовлетворению потребностей различных заинтересованных сторон.

Каждый вуз уникален, но большинству трудно представить свой бренд во всем диапазоне и разнообразии предложений, и это не потому, что бренд сам по себе не прост, проблемы исходят из человеческих аспектов:

- конкурирующие интересы партнеров;

- стремление к принадлежности;

- противоречия между тем, чего ожидает аудитория, и тем, чтобы быть частью учебного заведения.

Университеты не всегда уделяли большое внимание своим брендам, многие высшие учебные заведения полагались на свою репутацию и средние оценки, чтобы привлечь студентов.

Тщательно спланированная и скоординированная программа брендинга высшего образования, основанная на реальных предложениях учебного заведения, способна принести положительные результаты.

Источники:

1. Информационная карта» российского образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37209137.

2. Клячко, Т.Л. Образование в России и мире: основные тенденции [Электронный ресурс] Режим доступа: https://edpolicy.ru/education-trends.

3. Муратова, И.А. Формирование инновационных предпосылок для инструментального сопровождения учебного процесса [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48644962.

4. Фалеева, Л.В., Шамов, И.В. Моделирование процесса организации культурно-образовательной среды вуза как фактора развития корпоративной культуры студентов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29043785.

5. Харченко К.В. Демографический потенциал как ресурс стратегического развития регионов и муниципальных образований // Среднерусский вестник общественных наук - 2021. - №2 (16) с. 56-77.

6. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://info-profi.net/ochnoe-i-zaochnoe-obuchenie/.

7. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2021/06/15/kolichestvo-rossiian-s-vysshim-obrazovaniem-prevysilo-31-procent.html.

8. Смирнова, Е. В. Детский IT-лагерь, как развитие детского отдыха с обучающим уклоном на современное IT образование / Е. В. Смирнова, О. В. Шуленина, Е. С. Кильпута // Деловой вестник предпринимателя. - 2021. - № 6(4). -С. 116-121.

9. Сорокина, Н. Д. Оптимизация образования и здравоохранения через призму неолиберальной экономики / Н. Д. Сорокина // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29(3). - С. 315-320.

References:

1. Informational map" of Russian education [Electronic resource] Mode of access: https://www.elibrary.ru/item.asp?id =37209137.

2. Klyachko T.L. Education in Russia and the World: Main Trends [Electronic resource] Mode of access: https://edpolicy.ru/ education-trends.

3. Muratova, I.A. Formation of innovative prerequisites for instrumental support of educational process [Electronic resource] Mode of access: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48644962.

4. Faleeva, L.V., Shamov, I.V. Modeling the process of organizing the cultural and educational environment of a university as a factor in the development of students' corporate culture [Electronic resource] Mode of access: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29043785.

5. Kharchenko K.V. Demographic potential as a resource for strategic development of regions and municipalities // Sredne-russky vestnik of social sciences - 2021. - №2 (16) с. 56-77.

6. [Electronic resource] Access mode: https://info-profi.net/ochnoe-i-zaochnoe-obuchenie/.

7. [Electronic resource] Access mode: https://rg.ru/2021/06/15/kolichestvo-rossiian-s-vysshim-obrazovaniem-prevysilo-31-procent.htm.

8. Smirnova, E. V. Children's IT-camp as the development of children's recreation with a teaching focus on modern IT education / E. V. Smirnova, O. V. Shulenina, E. S. Kilputa // Business Bulletin of the Entrepreneur. - 2021. - No. 6(4). - S. 116-121.

9. Sorokina, N. D. Optimization of education and healthcare through the prism of neoliberal economics / N. D. Sorokina // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29(3). - S. 315-320.

EDN: OYABJE

Ф.М. Узденова - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, СевероКавказская государственная академия, Черкесск, fatima_uzdenova@mail.ru,

F.M. Uzdenova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of accounting, head of the department of accounting, North Caucasian state academy, Cherkessk;

И.М. Хубиев - обучающийся института экономики и управления, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, xubievi@inbox.ru,

I.M. Khubiev - student of the Institute of economics and management, North Caucasian state academy, Cherkessk.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ IMPROVING THE EFFICIENCY OF MANAGEMENT OF THE PROPERTY COMPLEX ON THE EXAMPLE OF THE KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC

Аннотация. Важная роль в структуре государственной собственности Российской Федерации принадлежит собственности субъектов РФ.

В предложной статье рассмотрены проблемы, препятствующие эффективному управлению республиканской собственностью на примере Карачаево - Черкесской республики. Выделены наиболее значимые и выработаны направления, для обеспечения эффективного управления объектами собственности на региональном уровне.

Кроме того, предложено комплексно подходить к решению проблемы неэффективного управления собственностью региона, используя при этом набор инструментов, таких как-законодательное закрепление критериев и показателей оценки эффективности и качества управления республиканской собственностью, совершенствовать систему бюджетного учета, отчетности и управления региональным имуществом, путем создания реестра республиканского имущества, укреплять собственную финансовую базу предприятий таких как ГУП, МУП и т. д., так как, эффективность их деятельности на прямую влияет на бюджет республики.

Abstract. An important role in the structure of state ownership of the Russian Federation belongs to the property of the subjects of the Russian Federation. The proposed article discusses the problems that hinder the effective management of republican property on the example of the Karachay - Cherkess Republic. The most significant directions have been identified and developed to ensure effective management of property objects at the regional level. In addition, it is proposed to take a comprehensive approach to solving the problem of inefficient property management in the region, using a set of tools, such as legislative consolidation of criteria and indicators for assessing the effectiveness and quality of republican property management, to improve the system of budget accounting, reporting and management of regional property by creating a register of republican property, to strengthen the own financial base of enterprises such as State unitary enterprises, municipal unitary enterprises, etc., since the effectiveness of their activities directly affects the budget of the republics.

Ключевые слова: субъект, имущественный комплекс, эффективное управление. нормативная база, учет, реестр имущества.

Keywords: subject, property complex, effective management. regulatory framework, accounting, property register.

Карачаево-Черкесская Республика является одним из субъектов Российской Федерации, площадь территории - 14,3 тыс. квадратных километров (8,4 % территории СКФО). В составе региона 2 городских округа и 10 муниципальных районов. Административный центр - город Черкесск. Плотность населения - 32,6 чел./кв. км. Транспортно-логистическая инфраструктура в регионе недостаточно развита. География региона во многом обуславливает структуру его экономики. Основной составляющей ВРП Карачаево-Черкесии являются промышленность (18,7 %) и сельское хозяйство (18 %). Объем ВРП по итогам 2021 года составил 98,2 млрд рублей [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.