Научная статья на тему 'Трансформация базовых факторов конкурентоспособности отраслей российской экономики на мировом рынке'

Трансформация базовых факторов конкурентоспособности отраслей российской экономики на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА / ИНВЕСТИЦИИ / ФАКТОРНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INDUSTRY COMPETITIVENESS / PRODUCTION COSTS / INVESTMENT / FACTOR PRODUCTIVITY / ENERGY MARKET / HIGH-TECH INDUSTRIES / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрелкова Ирина Анатольевна

На современном этапе развития мировой экономики происходит трансформация значения базовых принципов конкурентоспособности, усиление влияния развитых экономик на состояние рынков, всю систему международных экономических отношений. заканчивается длительный период конкурентоспособности России на энергетических рынках за счет ее естественных преимуществ. высокие цены на нефть более не стимулируют экономический рост. Повышение роли фактора международной конкуренции требует отраслевой и технологической модернизации экономики страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрелкова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present stage of the world economic development is marked by meaning-changing transformation of the basic competitiveness principles, the growing influence of the developed economies on market conditions and the entire system of international economic relations. A zenith period of Russia’s power on the energy market is nearly over. Despite high oil prices the economy is no longer growing. The increasing global competition requires industrial and technological modernization of the country’s economy

Текст научной работы на тему «Трансформация базовых факторов конкурентоспособности отраслей российской экономики на мировом рынке»

УДК 339.1

трансформация базовых факторов конкурентоспособности отраслей российской экономики на мировом рынке

на современном этапе развития мировой экономики происходит трансформация значения базовых принципов конкурентоспособности, усиление влияния развитых экономик на состояние рынков, всю систему международных экономических отношений. заканчивается длительный период конкурентоспособности России на энергетических рынках за счет ее естественных преимуществ. высокие цены на нефть более не стимулируют экономический рост. Повышение роли фактора международной конкуренции требует отраслевой и технологической модернизации экономики страны.

Ключевые слова: отраслевая конкурентоспособность; издержки производства; инвестиции; факторная производительность; энергетический рынок; высокотехнологичные отрасли; экономический рост.

The present stage of the world economic development is marked by meaning-changing transformation of the basic competitiveness principles, the growing influence of the developed economies on market conditions and the entire system of international economic relations. A zenith period of Russia's power on the energy market is nearly over. Despite high oil prices the economy is no longer growing. The increasing global competition requires industrial and technological modernization of the country's economy.

Keywords: industry competitiveness; production costs; investment; factor productivity; energy market; high-tech industries; economic growth.

Стрелкова Ирина Анатольевна

д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Мировая экономика и международный бизнес» Финансового университета E-mail: I-strelkova@mail.ru

Факторы, влияющие на развитие международных экономических отношений

Современный этап развития мировой экономики характеризуется рядом особенностей, обусловленных направленностью институциональных

изменений, происходящих в международных экономических отношениях, которые определяют их содержание и вектор развития. Рассмотрим факторы, влияющие на этот процесс.

Внедрение инноваций стимулирует обновление товарной номенклатуры, особенно в группе продукции высокотехнологичных отраслей. В развитых странах уже более полувека происходят качественные изменения структуры ВВП, в котором возрастает доля наукоемких продуктов, что не только увеличивает конкурентные преимущества этих государств на мировых рынках, но и закрепляет их доминирующее положение в международных экономических отношениях.

Эти процессы еще сильнее обостряют проблему отставания стран, в которых преобладают традиционные факторы экономического роста, и становятся причиной ослабления их позиций по всем направлениям внешнеэкономической

деятельности, уменьшения их влияния на принятие решений при разработке международных правил межстранового обмена. Об этом свидетельствует и замедление темпов роста внешней торговли развивающихся стран, которое происходило в течение 2013 г. В результате мировая торговля отстала по темпам роста от мирового ВВП и развивалась в три раза медленнее, чем в докризисный период 1990-2008 гг., когда ее ежегодный прирост составлял в среднем 6% [1].

Перестала быть актуальной меркантилистская модель экспортно-импортной политики. Известный тезис о том, что страна имеет развитую, конкурентоспособную экономику, если она много экспортирует и мало импортирует, не отражает современные реалии. Кроме того, исследования Центра экономического анализа показали, что при возрастании в общем объеме экспорта доли сырьевых товаров на 25% замедляется экономический рост в пересчете на душу населения в среднем на 0,5-1% в год [2, с. 46].

Следующий фактор — влияние на мировой рынок транснациональных корпораций (далее — ТНК). Международная практика показывает, что деятельность крупнейших ТНК способствует усилению тенденции монополизации производства и рынков, что приводит к деформации рыночного механизма, изменению характера конкуренции и форм ее проявления. ТНК формируют неэффективное рыночное равновесие через оли-гополистическое ценообразование, развитие экс-терналий, асимметрию рыночной информации. Широкое распространение получил монопольный скрининг, который позволяет увеличивать прибыль ТНК за счет информационной ренты.

Современные ТНК не столько минимизируют издержки, сколько формируют рынки по своим правилам, утверждая неконкурентную практику, определяя условия торговли, следствием чего становится существенное ухудшение экономических позиций не только отдельных компаний, но и целых стран. Кроме того, мы наблюдаем активное развитие отраслей, в которых уровень издержек перестает быть основным фактором конкурентоспособности. Большее значение в конкурентной борьбе имеют в настоящее время такие факторы, как близость производителя и наличие массового спроса.

Следует заметить, что российский корпоративный сектор отстает от крупнейших зарубежных ТНК «... по степени транснационализации

операций, серийности производства, наличию источников долгосрочного инвестиционного финансирования», что определяет его место и роль в международных экономических отношениях [3, с. 804]. Сравнительный анализ деятельности крупнейших российских и западных компаний ТЭК показал, что параметры эффективности их деятельности существенно разнятся. Так, в «Газпроме» число занятых в четыре раза больше, а производительность труда и объем продаж ниже (соответственно в 20 и 8 раз), чем в Exxon Mobil [4, с. 74]. Российские компании ТЭК существенно уступают и по доле затрат на НИОКР в выручке (по разным оценкам, от 5 до 10 раз), и по количеству зарегистрированных патентов (норвежские компании экспортируют инновационные технологии и услуги для нефтегазовой отрасли на 20 млрд долл. США) [5].

Важным фактором становится повышение степени открытости экономик, в том числе благодаря широкому использованию во внешнеэкономической деятельности возможностей новейших информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), что приводит к усилению взаимозависимости рынков отдельных стран и регионов: не только локальные экономические колебания и кризисы имеют глобальные последствия, но все более ощутимой становится обратная зависимость. В связи с этим можно говорить о значительном возрастании степени уязвимости как национальной, так и мировой экономики.

Россия не осталась в стороне от этих процессов. О высокой степени открытости российской экономики свидетельствуют следующие данные: около 70% акций российских компаний принадлежит офшорным инвесторам, а присутствие иностранного капитала в российском ТЭКе оценивается в 25%.

Фактор регионального развития мировой экономики характеризуется расширением региональной производственной кооперации, что способствует не только увеличению горизонтальных связей регионов, но и созданию интеграционных группировок, независимых от национальных и общегосударственных институтов, что обостряет проблему международного регулирования внешней торговли и повышает требования к деятельности ВТО.

Политическая и экономическая нестабильность на национальном и международном уровнях становится важнейшим фактором

доминирования развитых стран и усиления их влияния на состояние мировых рынков и международного бизнеса. Примером тому может служить введение ЕС, США и рядом других стран экономических санкций против нашей страны из-за вхождения Крыма в состав России, которые затрагивают и финансовую, и производственную сферы российской экономики. Следует отметить, что в данном случае в рамках ВТО вопрос по поводу введения торговых ограничений в отношении одного из членов этой всемирной организации в досудебном или судебном порядке не решался.

Великобритания стала первой европейской страной, приостановившей в связи с украинским конфликтом экспорт продукции военного назначения в Россию. Организация по экспортному контролю заморозила лицензии на экспорт продукции для российского ОПК и государственных ведомств. Затем о сокращении военного экспорта в Россию объявила Швейцария.

В Германии отношение к введению санкций против России неоднозначно. Страна приостановила крупную сделку немецкой компании КИвттЛаП по строительству центра боевой подготовки российских военных в Мулино (стоимость заключенного контракта составляет 120 млн евро). Вместе с тем в Германии отмечают, что товарный обмен между Россий и ФРГ полностью сбалансирован, и рассматривают сложившуюся геополитическую ситуацию скорее с точки зрения необходимости оптимизации энергетической политики страны.

Франция не намерена аннулировать контракт на 1,2 млрд евро (строительство двух универсальных десантных кораблей «Мистраль») [6]. Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США, контролирующее экспорт продукции, которая имеет преимущественно коммерческое применение, сообщило, что с 1 марта 2014 г. прекращает выдачу лицензий на экспорт товаров двойного назначения в Россию [7]. Следует отметить, что для России важным источником двойных технологий являются также страны ЕС и Юго-Восточной Азии. От решений правительств этих стран российская промышленность зависит больше, чем от США.

Указанные процессы свидетельствуют о том, что на современном этапе развития мировой экономики происходит трансформация значения базовых принципов конкурентоспособности.

Все чаще мы наблюдаем компромисс между эффективностью и другими факторами сохранения (развития) конкурентных преимуществ. На мировом рынке характер участия и конкурентные позиции страны все больше определяются не столько уровнем национальных издержек производства и качеством производимой продукции, сколько возможностями транснационального влияния на условия функционирования международного бизнеса и всю систему международных экономических отношений.

Блияние России на международные экономические отношения

Для России прошедшие 15 лет характеризовались интенсивным развитием внешнеэкономических связей. Отечественные производители стали активно выходить на мировой рынок, что существенно повысило роль фактора международной конкуренции.

В течение длительного времени конкурентоспособность российской экономики на мировом рынке определялась ее естественным преимуществом на энергетических рынках благодаря богатым минерально-сырьевым ресурсам. Исследователи справедливо отмечают, что в основе экономического роста России лежали рента от использования ее природно-ресурсного потенциала [8, с. 161] и устойчивый спрос на мировом рынке на энергоносители, который сохраняется и сегодня. Так, спрос на поставки российского газа в странах АТР (в 2010 г. доля этих стран в экспорте составила 3,5%) оценивается около 45 млрд куб. м, а к 2030 г. объем поставок может составить порядка 80-90 млрд куб. м (основные импортеры — Китай, Корея, Япония). В мае 2014 г. был подписан контракт на поставку газа в Китай на 400 млрд долл. США сроком на 30 лет (ежегодные поставки составят 38 млрд куб. м с перспективой наращивания до 60 млрд куб. м).

Как было отмечено на Х Международном форуме «Газ России-2012», к 2030 г. потребление газа в странах АТР превысит 1,2 трлн куб. м — это 40% мирового потребления газа. Вместе с тем следует отметить, что зависимость стран АТР от ближневосточной нефти остается чрезвычайно высокой: в целом регион получает оттуда около 50% поставок, а по некоторым странам — свыше 75% [7, с. 178-179].

Объем российского экспорта нефти в страны ЕС в 1990-2010 гг. вырос в 10,5 раза (с 20,65 млн

до 218 млн т), при этом темпы его роста превысили темпы роста добычи нефти более чем в 1,5 раза (в 2010 г. объем добычи нефти достиг 500 млн т, что позволило России занять первое место по показателям добычи и экспорту нефти).

В настоящее время ТЭК обеспечивает 30% ВВП страны, 50% доходов бюджета и почти 70% экспорта. В январе 2014 г., по данным ФТС России, доходы государства от экспорта нефти составили 13,47 млрд долл. США, всего за 2013 г. — 191 млрд долл. США. В физическом выражении экспорт равнялся 236,6 млн т сырья. Доход от экспорта газа превысил 28 млрд долл. США.

Целевая программа «Развитие электронной техники в России» на 2001-2006 гг. предусматривала расширение экспортных поставок электронной техники в 3-4 раза и увеличение производства электронной продукции в 5 раз

По данным агентства Bloomberg, с 2001 г. цены на нефть выросли более чем в пять раз, что привело к росту индекса ММВБ на 536%. Одновременно увеличился ВВП страны. Как следствие, Россия стала пятой крупнейшей экономикой мира. Однако в современных условиях даже достаточно высокие цены на нефть не стимулируют развитие российской экономики. По расчетам Bloomberg, коэффициент 120-дневной корреляции между индексом ММВБ и ценами на нефть марки Brent, от которой зависит стоимость российской нефти Urals, в марте 2014 г. достиг 0,2 — это самый низкий показатель с 2003 г. (средний коэффициент в течение последних пяти лет составлял 0,42) [9]. Отсутствие корреляции между нефтяными котировками и фондовым рынком свидетельствует о том, что высоких цен на нефть уже недостаточно для того, чтобы обеспечить рост экономики страны. Следует отметить, что негативное воздействие на российские акции оказывают новые риски, в частности политический и экономический кризис в Украине.

Фактор цены на нефть имел важное значение до кризиса 2008 г. Сегодня это не так, хотя, по оценке экспертов, при сохранении стабильно

высоких цен на нефть бюджет в ближайшие годы еще сможет выдержать индексацию зарплат в госсекторе (около 20 млн человек) и пенсий (около 40 млн человек). Кроме того, по мнению специалистов, даже если цена на нефть будет расти, вряд ли это существенно повлияет на темы роста ее добычи — Россия производит нефть практически на максимуме своих возможностей: из добытых 500 млн т на отечественных НПЗ может быть переработана только половина объема добычи (около 250 млн т).

С точки зрения платежного баланса рост цен на нефть нейтрализуется увеличением оттока капитала, объем которого постоянно растет (отток капитала в I квартале 2014 г. более чем вдвое превысил предварительные оценки — 60 млрд против 25 млрд долл. США к маю 2014 г.). Сверхдоходы от продажи нефти идут в Резервный фонд, сохраняя уровень государственных сбережений. При этом Правительство РФ тратит значительные средства не только на поддержание совокупного спроса населения (в структуре которого преобладают импортные товары), но и на развитие экономики Крыма. Таким образом, практически сглаживается влияние высоких нефтяных цен на экономический рост.

В ежегодном докладе World Energy Outlook говорится о том, что США к 2020 г. обгонят Саудовскую Аравию и Россию по объемам добычи нефти и станут ее крупнейшим производителем1. Отмеченные процессы могут отрицательно повлиять на баланс текущих операций и бюджет Российской Федерации. В 2012 г. бюджет был бездефицитным при цене на нефть 117, 2 долл. США за баррель (при отчислении части доходов в Резервный фонд), в 2013 г. цена барреля нефти, заложенная в бюджет, — 113 долл. США.

Сегодня в Российской Федерации около 80% перевозок осуществляется на самолетах иностранного производства. В 2006 г. крупнейшие российские компании отставали от своих зарубежных конкурентов по объему продаж в металлургии в 19 раз, нефтедобычи — в 14 раз, химии — в 20 раз, пищевой — в 40 раз, автомобилестроении — в 44 раза, и сегодня эта ситуация сохраняется [7, с. 12]. Военное оборудование и сложная техника почти на 70% комплектуются иностранными электронными компонентами.

1 URL top.rbc.ru/economics/19/02/2013 / (дата обращения: 14.09. 2013).

Для удовлетворения потребностей ТЭК импортируется более 50% оборудования. В микроэлектронике постоянно растут объемы импорта электронной продукции (так, с 2009 до 2010 г. они увеличились на 37,2%). Современное оборудование составляет лишь 13% импорта. Из 75 млн рабочих мест в стране более половины относятся к низкотехнологичным.

Причина такой ситуации — деиндустриализация страны, которая началась в 1990-х гг. Ее результатами стали сохранение устаревших производственных мощностей и товарной номенклатуры продукции, стремительное технологическое отставание по всем направлениям промышленного развития, сокращение объемов экспорта и импорта. «Деиндустриализация хозяйства страны — это уже не симптом трансформации в направлении формирования развитого рынка, а фактор утраты конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе...», — справедливо отмечает М.А. Эскиндаров [11, с. 11].

Автор разделяет точку зрения С.Ю. Глазьева, который считает, что при определении приоритетов развития необходимо не только ориентироваться на прорывные технологии, но и учитывать существующее положение России в международном разделении труда, а следовательно, модернизировать прежде всего добывающие отрасли, топливно-энергетический и химико-металлургический комплексы [12, с. 3-4]. Но мировой опыт экономического развития убедительно свидетельствует о необходимости создания институциональных условий для разработки и внедрения инноваций в ключевых отраслях экономики (космические технологии, авиа- и судостроение, элементная база микроэлектроники и др.).

Развитие высокотехнологичных отраслей как фактор повышения конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке

Активные действия по созданию новой конкурентоспособной бюджетообразующей отрасли были предприняты еще в период с 1990-2000 гг. Такой отраслью должна была стать электронная промышленность, поскольку сохранился ее материально-технический и кадровый потенциал (в СССР в отрасли были заняты около 3 млн человек, функционировали 3 тыс. предприятий и 400 научно-исследовательских институтов).

Целевая программа «Развитие электронной техники в России» на 2001-2006 гг. предусматривала расширение экспортных поставок электронной техники в 3-4 раза и увеличение производства электронной продукции в 5 раз. Для привлечения иностранных инвесторов в эту сферу планировалось создать свободные экономические зоны.

Несмотря на предпринимаемые попытки, к середине первого десятилетия XXI в. отставание России в области микроэлектроники становилось все ощутимее. Это было обусловлено в том числе тем, что инвестиции в данную сферу направлялись главным образом на производство отдельных видов оборудования, а не на комплексные технологические разработки, что снижало эффективность вложений и не позволяло переходить на выпуск продукции новейшего технологического уровня. Кроме того, фактически отсутствовало смежное производство для электронной промышленности, современное технологическое оснащение которого требовало значительных финансовых затрат. При этом масштабы инвестиций в высокотехнологичный сектор отечественной промышленности оказались примерно в 7 раз ниже инвестиций в добычу топливно-энергетических ресурсов. Вместе с тем в последние годы российская ИКТ-отрасль демонстрировала высокие темпы роста, по некоторым направлениям даже опережая среднемировые. В 2010 г. объем произведенной продукции вырос в 1,2 раза (10% было отправлено на экспорт). Однако следует отметить, что в 2011 г. в российской электронной промышленности убыточными были 78 предприятий (из 2,5 тыс. предприятий) и 27 научных организаций. Микроэлектронные предприятия выпускали в основном низкотехнологичную продукцию — микросхемы для калькуляторов, часов и т.п. [13]. Сегодня российская электронная отрасль поставляет свою продукцию более чем в 50 стран (из них основная доля продукции приходится на страны дальнего зарубежья — до 80%).

Стратегия развития микроэлектроники есть у всех крупнейших развитых стран. Так, в США электронную отрасль регулируют специальные организации (полупроводниковые ассоциации, национальный научный фонд «Нэшнл санди фа-унд», агентство перспективных оборонных проектов, департамент энергетики). Основные цели федеральных программ заключаются в конверсии

результатов военных НИОКР в продукцию массового потребительского спроса, а также несение государством части рисков при выпуске связанных с высокими издержками изделий, которые имеют важное значение для реализации государственных и общественных функций.

В странах ЕС реализуются четыре программы поддержки развития микро- и наноэлектроники, рассчитанные на дальнюю перспективу, с очень хорошими объемами финансирования. Так, по программе «Катрин» размер финансовой помощи составляет почти 850 млн долл. США.

В Китае был принят 11-летний план развития электронной отрасли, который определяет перспективу создания 30 дизайн-центров и включает поддержку около полутора десятков уже существующих и эффективно работающих таких центров. В Южной Корее государство оказывает значительную поддержку национальному сектору ИК-технологий. Индия для создания национальной микроэлектроники на современном мировом уровне инвестирует в эту отрасль 5 млрд долл. США.

При этом каждая страна предпринимает меры по защите национальных производителей микроэлектроники как на внутреннем, так и на внешнем рынке. У России пока отсутствует дорожная карта развития электронной отрасли, что, несомненно, ослабляет ее позиции на международном рынке.

В настоящее время реализуется ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг.» с объемом финансирования 187 млрд руб. (из них — 110 млрд руб. из федерального бюджета)2. В августе 2007 г. Минпромторгом России была утверждена Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 г. Предприятия электронной отрасли являются участниками реализации ФЦП «Глобальная навигационная система» и «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.». Однако механизм реализации поставленных задач и их ресурсное обеспечение отсутствуют, многие положения принятых документов остаются декларативными.

Можно отметить усиление государственной поддержки инвестиционных проектов отрасли с помощью таких институтов развития, как

2 URL www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ doc2010/ (дата обращения: 23.04. 2014).

Инвестиционный фонд Российской Федерации, Роснано, Ростехнология, Росатом. Функционируют четыре особые экономические зоны инновационного типа, одним из важнейших направлений деятельности которых являются ИК-технологии и электронное оборудование. Инновационный центр «Сколково» проводит научные исследования в области стратегических ИК-технологий.

Законопроект «О промышленной политике», разработанный Минпромторгом России и одобренный Правительством РФ в конце июня 2014 г., направлен на стимулирование качественной модернизации российских отраслей. В документе вводится понятие специального инвестиционного контракта, который включает на федеральном и региональном уровнях систему льгот для инвесторов, создающих индустриальные предприятия, не имеющие аналогов в стране. Это позволит сохранить обязательства обеих сторон (инвестора и власти) неизменными на 10 лет (с 2015 по 2025 г.). В контракте предусмотрено обнуление федеральной части налога на прибыль, а также регионам предоставляется возможность снизить местные составляющие налога на прибыль и налога на имущество.

Обсуждается вопрос о создании фонда развития промышленности, который будет организован как статья в бюджете — из этих средств могут финансироваться банки и институты развития. Реализация важнейших положений закона должна оказать стимулирующее воздействие на эффективное развитие как высокотехнологичных отраслей, так и российской промышленности в целом.

Быводы

В существующих условиях необходимо делать ставку на высокотехнологичные системообразующие компании базовых отраслей (и не только в рыночном секторе экономики), в которых факторную производительность можно увеличить в десятки раз за счет внедрения новейшей техники и технологий последнего уровня. Прежние источники — естественные преимущества на сырьевых рынках, научно-производственный потенциал советского периода, устойчивый потребительский спрос — исчерпали свои возможности, а конкурентоспособность рыночных структур остается невысокой. Кроме того, сложившаяся напряженная геополитическая ситуация требует

применения антикризисных мер для поддержания макроэкономической стабильности.

В рамках разворачивающегося процесса трансформации базовых принципов международной конкурентоспособности в качестве долгосрочного ключевого фактора повышения конкурентных преимуществ российской экономики на мировом рынке должна стать ее отраслевая и технологическая перестройка как основа успешной реализации национальной стратегии социально-экономического развития.

Литература

1. Сафронов С. ВТО корректирует прогноз // Независимая газета. 2024. 24. 04.

2. Ткачев И., Макаренко Г. Несерьезные цифры. URL: http://top.rbc.ru/econom-ics/29/03/2014/914329.shtml (дата обращения: 29.03. 2014).

3. Бодрова Е.Б., Гусарова М.Н., Калинов В.В. Эволюция государственной промышленной политики в СССР и Российской Федерации: монография. М.: РЕГЕНС, 2014. 939 с.

4. Велихов Е.П., Бетелин В.Б., Кушниренко А.Г. Промышленность, инновации, образование и наука в России. М., 2009.

5. В Правительстве обсудили вопросы инновационного развития ТЭК. URL: www. iestream.ru/news/sobitie (дата обращения: 21.02. 2014).

6. К России применили двойные технологии// Ведомости от 28.03.2014, № 54 (3558). URL: http://www.vedomosti.ru/politics/ news/24606021/k-rossii-primenili-dvojnye-tehnologii#ixzz2xFa2bWWx (дата обращения: 28.03. 2014).

7. Стрелков А.В. История нефтяной и газовой промышленности России (регионально-отраслевой аспект). М.: Нефть и Газ, 2013. 231 с.

8. Рогожа И.В. Нефтяной комплекс России: государство, бизнес, инновации. М., 2013. 240 с.

9. Хохрякова О. Нефть не спасет Россию // Газетами от 31.03.2014.

10. Кондратьев В. Государство и корпорация в стратегии глобальной конкурентоспособности // Международные процессы. 2010. Т. 4, № 3.

11. Эскиндаров М.А. Россия и всемирная торговая организация / Россия в ВТО: финансово-экономические риски / Аналитические материалы научно-практической конференции (Москва, 15 апреля 2014 г.) М.: Финансовый университет. 320 с.

12. Глазьев С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции/ Научный доклад. М., 2013.

13. Филатов В. И. Проблемы формирования инновационного спроса в промышленном секторе России // Проблемы формирования инновационной системы в России. М., 2010.

Из выступления В.В. Путина на заседании Комиссии по вопросам стратегического развития ТЭК и экологической безопасности 4 июня 2014 г.

Россия входит в число лидеров по производству газа. В последние годы наш рынок газа динамично развивается, расширяется газотранспортная система, вводятся новые мощности по переработке, в том числе и попутного нефтяного газа. Огромные запасы газа - наше очевидное достояние и конкурентное преимущество. Принципиально важно, чтобы ценообразование на газ было прозрачным, экономически обоснованным, исключающим ненужных посредников, а объемы гарантированно доступными для всех потребителей, включая физических потребителей, граждан.

Предстоит продолжить работу по развитию биржевой торговли газом. При этом купленный на бирже фьючерс на газ должен быть гарантированно обеспечен транспортом до потребителя в приоритетном порядке. В этой связи необходимо разработать концепцию развития внутреннего рынка газа, которая отражала бы все аспекты и факторы, влияющие на ценообразование как в текущей, так и в долгосрочной перспективах, в том числе учитывала процессы углубленной интеграции, договоренности с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.