Научная статья на тему 'Сохранение международной конкурентоспособности национальной экономики страны - объекта экономических санкций (опыт Ирана)'

Сохранение международной конкурентоспособности национальной экономики страны - объекта экономических санкций (опыт Ирана) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1006
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИРАН / ECONOMIC SANCTIONS / INTERNATIONAL COMPETITIVENESS / NATIONAL ECONOMY / FOREIGN EXCHANGE RESERVES / NATIONAL FINANCIAL MARKET / IRAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Звонова Елена Анатольевна

В статье анализируются проблемы сохранения конкурентоспособности национальной экономики страны, находящейся под международными экономическими санкциями. На примере функционирования под международными экономическими санкциями экономики Ирана исследуются негативные и позитивные последствия для международной конкурентоспособности экономики страны, находящейся под санкциями. Проанализированы статистические показатели, характеризующие состояние национальной экономики Ирана в последние двадцать лет: валовый внутренний продукт, объем национального экспорта и импорта, международные валютные резервы. Исследована национальная стратегия сохранения конкурентоспособности национальной экономики в условиях санкций и дана оценка ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustaining the International Competitiveness of the National Economy of a Country under Economic Sanctions (Iran Case Study)

The paper analyzes the problems of keeping the national economy competitive when the country is under international economic sanctions. Iran’s economy functioning under the international economic sanctions was used to study the negative and positive implications for the international competitiveness of the economy under sanctions. Statistical indices characterizing the state of Iran’s national economy for the last two decades including the gross domestic product, the volumes of national exports and imports as well as the foreign exchange reserves were analyzed. The national strategy aimed at sustaining the competitiveness of the national economy in the context of sanctions was studied and its effectiveness assessed.

Текст научной работы на тему «Сохранение международной конкурентоспособности национальной экономики страны - объекта экономических санкций (опыт Ирана)»

30

экономика и управление

УДК 339.72

сохранение международной конкурентоспособности национальной экономики страны -объекта экономических санкций (опыт ирана)*

Звонова Елена Анатольевна, д-р экон. наук, профессор, руководитель Департамента мировой экономики

и мировых финансов, Финансовый университет, Москва, Россия

[email protected]

В статье анализируются проблемы сохранения конкурентоспособности национальной экономики страны, находящейся под международными экономическими санкциями. На примере функционирования под международными экономическими санкциями экономики Ирана исследуются негативные и позитивные последствия для международной конкурентоспособности экономики страны, находящейся под санкциями. Проанализированы статистические показатели, характеризующие состояние национальной экономики Ирана в последние двадцать лет: валовый внутренний продукт, объем национального экспорта и импорта, международные валютные резервы. Исследована национальная стратегия сохранения конкурентоспособности национальной экономики в условиях санкций и дана оценка ее эффективности.

Ключевые слова: экономические санкции; международная конкурентоспособность; национальная экономика; валютные резервы;национальный финансовый рынок; Иран.

SUSTAINING THE INTERNATIONAL COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY OF A COUNTRY UNDER ECONOMIC SANCTIONS (IRAN CASE STUDY)

Zvonova Elena A., ScD (Economics), full professor, Head of the World Economy and International Finance

Department, Financial University, Moscow, Russia

[email protected]

The paper analyzes the problems of keeping the national economy competitive when the country is under international economic sanctions. Iran's economy functioning under the international economic sanctions was used to study the negative and positive implications for the international competitiveness of the economy under sanctions. Statistical indices characterizing the state of Iran's national economy for the last two decades including the gross domestic product, the volumes of national exports and imports as well as the foreign exchange reserves were analyzed. The national strategy aimed at sustaining the competitiveness of the national economy in the context of sanctions was studied and its effectiveness assessed.

Keywords: economic sanctions; international competitiveness; national economy; foreign exchange reserves; national financial market; Iran.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00669).

Применение санкций в мировой экономике и мировых финансах и сохранение международной конкурентоспособности страны, находящейся под санкциями История развития мировой экономики и мировых финансов характеризуется многочисленными эпизодами введения экономических санкций по отношению к странам, которые, по мнению государств — лидеров мировой экономики, нарушают установленный международными соглашениями порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Экономические санкции1 применяются, как правило, в международных экономических отношениях (далее — МЭО) и на мировом финансовом рынке (далее — МФР) и представляют собой меры принудительного воздействия, вводимые группой государств в отношении страны, которая в соответствии с коллективным решением стран — участниц МЭО и МФР нарушает установленный международный порядок хозяйственно-финансовой деятельности [3]. Как правило, введение международных экономических санкций преследует предупредительную, компенсационную или репрессивную цель или их комбинацию.

Международные экономические санкции часто используются как альтернатива военным действиям; реже они выступают в качестве их предшественника. Но и в том, и в другом случае финансово-экономическое давление со стороны международного сообщества на попавшее под действие санкций государство постепенно усиливается, что влияет на международную конкурентоспособность страны — объекта санкций. Санкции могут использоваться или как долгосрочные экономические и финансовые репрессии по отношению к государству — объекту санкций, или в качестве краткосрочной меры воздействия. Государства, попадающие под санкции, сталкиваются, прежде всего, с необходимостью поиска путей сохранения своей международной экономической конкурентоспособности.

Считается, что метод давления на другие государства посредством экономических санкций был впервые применен в 432 г. до н.э., когда купцам из другого государства было запрещено посещать

1 С лат. sanctio — строжайшее постановление.

афинские порты и рынки, но широкое распространение репрессивные механизмы регулирования МЭО получили в XX в., когда быстрыми темпами стала развиваться мировая экономика, а со второй половины XX в. — и мировой финансовый рынок

[1]. В 1990-е гг. 42% населения мира проживало в государствах, подпавших под режим экономических санкций со стороны США и других стран

[2]. Только за 2000-2006 гг. было зафиксировано 15 случаев применения США и их союзниками экономических и финансово-банковских санкций по отношению к третьим странам [1].

За прошедшие двадцать шесть лет санкциям по инициативе ООН подверглись Ирак (с 1990 г.), Югославия (1991-2001 гг.), Сомали (с 1992 г.), Ливия (1992-2003 гг.), Либерия (с 1992 г.), Ангола (1993-2002 гг.), Гаити (1993-1994 гг.), Руанда (1994-2008 гг.), Сьерра-Леоне (с 1997 г.), Афганистан (с 1999 г.), Эритрея и Эфиопия (с 2000 г.), Конго (с 2003 г.), Кот-д'Ивуар (с 2004 г.), Судан (с 2004 г., Ливан (с 2005 г.), КНДР (с 2006 г.) [3]. Некоторые из указанных стран попадали под санкции и ранее, многие даже не успевали пережить отмену предыдущих санкций перед тем, как к ним начали применяться новые санкции. В основном эти санкции носят частичный характер и ограничивают в основном поставки оборудования военного назначения. В некоторых случаях замораживаются зарубежные финансовые и другие активы. Однако жесткие финансово-экономические санкции, направленные на подрыв национальной экономики страны, признаются ООН негуманными в связи с тем, что от них больше всего страдает население.

На современном этапе развития международных экономических отношений наиболее эффективным считается воздействие не на страну в целом, а персонально на политических руководителей и/или религиозных лидеров: поиск и замораживание их иностранных активов, блокирование возможностей осуществления инвестиций за рубежом, запреты на зарубежные поездки.

В связи с широким применением санкций в современных МЭО закономерен вопрос: насколько эффективны последствия санкционной политики для международных финансово-экономических отношений, с одной стороны, и насколько быстро приспосабливается экономика страны к функционированию в условиях санкций, с другой? Для ответа на поставленные вопросы рассмотрим

опыт функционирования под экономическими санкциями Исламской республики Иран (далее — также Иран). Представляется, что иранский опыт сохранения конкурентоспособности национальной экономики в условиях международных санкций полезен для анализа текущей российской ситуации ввиду того, что Иран является страной, полностью зависящей от экспорта собственных ресурсов.

Краткая история международных экономических санкций в отношении Ирана

Впервые международные экономические санкции в отношении Ирана были введены в 1973 г., когда по решению Совет Безопасности ООН эта страна была объявлена «спонсором терроризма». Затем в 1979 г. после создания Исламской республики Иран против этого государства был введен пакет санкционных мер, включавший как экономические, так и финансово-банковские санкции, которые практически исключили Иран из системы мировой экономики и мировых финансов, сделав страной «нон грата». В 2002 г. к Ирану был применен новый пакет санкций со стороны США и стран ЕС вследствие развития иранской ядерной программы.

Антииранские санкции носят как политический, так и экономический характер. В частности, полностью запрещены платежно-расчетные, валютные, кредитные и прочие операции с иранскими банками, заморожены валютные авуары в иностранных банках (по данным экспертов, иранские долларовые авуары превышали 100 млрд долл. США на конец 2015 г.) [4], запрещен экспорт в страну большого ассортимента товаров, в частности высокотехнологичного оборудования и медикаментов, а также экспорт и импорт оборудования, задействованного в ядерных технологиях [5].

Особенностью иранской экономики является ее сырьевая направленность, что значительно осложнило сохранение конкурентоспособности национальной экономики. Иран не только крупнейший экспортер сырой нефти, но и обладатель 10% мировых запасов природного газа. В 2015-2016 гг. товарная структура экспорта Ирана выглядела следующим образом: сырая нефть — 72,1%; газ и нефтепродукты — 6,8%; полимеры этилена — 3,3%; железная руда — 2,4%.

Крупнейшими покупателями экспортной продукции Ирана являются Китай — 35% (21,8 млрд долл. США); Индия — 19% (11,8 млрд долл. США); Южная Корея — 12% (7,5 млрд долл. США); Япония — 11% (6,9 млрд долл. США); Италия — 4,1%, (2,6 млрд долл. США) [4].

Поскольку Иран является членом ОПЕК, то на всем протяжении действия санкций ему не запрещался экспорт нефти. Однако вследствие запрета на проведение платежно-расчетных операций банками Ирана иранские экспортеры нефти были вынуждены проводить расчеты по экспортным сделкам в национальной валюте страны-покупателя, как, например, с Индией, все экспортные контракты с которой оплачивались в рупиях [6]. В крайне редких случаях Ирану удавалось заключать контракты по обмену нефти на золото, как с Китаем и Турцией. Очевидно также, что сан-кционные ограничения деятельности иранских банков вынудили Иран прибегать к бартерным соглашениям, примером которых является контракт, заключенный с Таиландом, на поставку товаров потребительского назначения в обмен на нефть.

Однако даже не это оказалось для Ирана самой большой проблемой. Запрет на поставки технологий и оборудования привел к парадоксальной ситуации: Иран, один из крупнейших поставщиков сырой нефти, вынужден активно закупать за рубежом продукты ее переработки и, имея вторые в мире по величине запасы природного газа (10% от мировых), стать импортером природного газа. У Ирана отсутствуют технологии и средства для реконструкции существующих мощностей по переработке нефти и добыче газа и нет средств и технологий для строительства новых объектов.

Негативные последствия международных санкций для международной конкурентоспособности экономики Ирана

Последствия санкций для Ирана оказались существенными — страну постепенно охватил экономический кризис, в рамках которого можно выделить доминантные тренды [7]:

• падение уровня ВВП. Только за период 20122014 гг. произошло сокращение объема ВВП на 9%, и в 2015-2016 гг. его уровень оценивался на 15-20% меньше, чем он мог бы быть, если не были бы применены санкции 2010 г., хотя договор о взятии под контроль

ядерной программы страны может вернуть Ирану до 7% утраченного экономического роста2;

• увеличение доли проблемных кредитов в иранских банках до 15-30%. Рост безработицы — до 20%, хотя иранское правительство ставит перед собой цель снизить ее уровень до 13%;

• сокращение экспорта сырой нефти с 2,5 млн баррелей до 1,1 млн баррелей в год, что привело к потере дохода от санкций с 2012 по 2016 г. на 160 млрд долл. США;

• сокращение нефтедобычи с 4,1 млн баррелей в 2011 г. до 2,6-2,8 млн баррелей в 2015 г.;

• нехватка твердой валюты. За экспортируемую нефть Иран практически не получает твердой валюты, а замороженные в иностранных банках валютные резервы Ирана на данный момент оцениваются в 115-125 млрд долл. США, и даже после отмены санкций у Ирана останется не более 56 млрд долл. США, так как страна обязана выплачивать долги кредиторам, таким как Китай (около 20 млрд долл. США)3;

• падение реального курса иранского риала. На неофициальном валютном рынке в период 2012-2015 гг. было зафиксировано падение курса иранского риала на 56%. В настоящее время неофициальный курс риала находится на уровне 37,0 за долл. США, а официальный — 27,0 за долл. США;

• рост инфляции. Падение валютного курса риала спровоцировало рост инфляции в 20112014 гг. Фактическая инфляция за этот период оценивалась на уровне от 50 до 70% (существенно выше официально признанного Центральным банком Ирана уровня), но смягчение санкций по отношению к Ирану после 2014 г. помогло снизить ее до 20%4;

• ухудшение условий для развития промышленного производства Ирана. Несмотря на то что иранская экономика продолжает развиваться в направлении ее индустриализации, национальный производственный сектор по-прежнему зависит от импортных комплектующих. Падение курса риала на

2 URL: http://w0rld-statistics.0rg/index.php#indicat0rs.

3 TheWorldFactbook 2015. URL: https://www.cia.gov/library/

publications/the-world-factbook).

4 TheWorldBankgroup. URL: http://databank.worldbank.org/data.

фоне применяемых финансовых санкций создает сложности для получения товарных кредитов и, как следствие, получение необходимых комплектующих. Например, объем автомобильной промышленности Ирана с 2011 по 2014 г. упал на 60% [4].

В основе подавляющего большинства негативных последствий международных санкций для экономики Ирана лежат такие факторы, как запрет на импорт высокотехнологичного оборудования в страну, что сделало практически невозможной реконструкцию уже имеющихся нефтеперерабатывающих мощностей. Более того, отсутствие значительного количества денежных средств для строительства новых мощностей вынуждает Иран закупать природный газ и продукты нефтепереработки за рубежом5. Следствием сложившейся парадоксальной ситуации стал рост уровня безработицы. Очевидная невыгодность экспортных нефтяных контрактов (бартер, платежи в национальной валюте покупателя и т.д.) привела к сокращению суточного вывоза нефти из Ирана к середине 2015 г. более чем вдвое — с 2,5 до 1,1 млн баррелей.

Жесткие ограничения деятельности банков Ирана и ограничения на деятельность иранских компаний за рубежом изолируют страну от международной финансовой системы, создавая трудности в привлечении прямых иностранных инвестиций для модернизации экономики. Большая часть иностранных компаний в условиях действия санкций, в частности в 2010 г. после введения дополнительных санкций, приостановила либо прекратила деятельность в Иране.

Отмена субсидий, внутренний рост цен вкупе с волатильностью курса иранской валюты могут вылиться во внутриполитические проблемы, смену приоритетов во внешней и внутренней политике Ирана, а также пересмотр ядерной программы.

Особенности развития иранской экономики в условиях международных санкций

Несмотря на заметное торможение экономического роста вследствие действия международ-

5 Иран — крупнейший экспортер сырой нефти и владеет 10% от мировых запасов природного газа, т.е. представляет собой второго крупнейшего владельца общемировых запасов природного газа после России.

ных санкций, экономическое развитие Ирана продолжалось, что можно проиллюстрировать динамикой таких экономических показателей, как объем экспорта и импорта, величина прямых иностранных инвестиций и величина прямых инвестиций в проекты за пределами страны. Снизились инфляция и объем государственного долга.

После введения санкций Иран объявил о переходе на новую экономическую модель развития, состоящую в создании национальной промышленности. В качестве ключевых пунктов этой модели были выделены развитие национальной науки и оборонной промышленности, а также переориентация на развитие национальной экономики через замену импортных товаров на производимые внутри страны (стратегия импортозамещения), снижение налогов на производство и сокращение зависимости от экспорта нефти и нефтепродуктов. В частности, посол Ирана в России Мехди Санаи отметил, что улучшению ситуации в Иране способствовал контроль над инфляцией за счет упора на внутринациональную деятельность [8].

С целью приспособления Ирана к санкциям и обеспечения сохранения конкурентоспособности национальной экономики были реализованы следующие антикризисные меры:

1) в дополнение к Своду таможенных правил 1988 г., увеличившему налоги на продовольствие (в некоторых случаях на 2030%), был принят 17 июня 2009 г. закон, запрещающий использование государственными предприятиями импортных товаров для обеспечения собственных нужд с параллельным запретом ввоза в страну продуктов, эквиваленты которых уже производятся внутри страны. Одновременно были введены ограничения на рекламу импортной продукции;

2) была проведена реструктуризация задолженности национальных предприятий с предоставлением отсрочек по долгам;

3) был удлинен срок освобождения от налогообложения с 15 до 20 лет для предприятий, располагающихся в свободных экономических зонах, таких как Энезели, Киш, Чахбахар, Аракс, Кешм, Арванд;

4) была проведена либерализация экономики с поощрением развития финансовых ин-

ститутов, для чего парламентом Ирана был принят Закон от 28 июня 2009 г. «О развитии новых финансовых институтов для поощрения реализации статьи 44 Конституции Исламской Республики Иран», который упорядочил деятельность паевых инвестиционных фондов. Этот закон предусматривал вычеты из налога на прибыль компаний, торгующих на товарной бирже или выставивших собственные акции на торги, в размере 5-20%, а также снизил налог на физических и юридических лиц, играющих на иностранных биржах;

5) было принято решение о реструктуризации министерств — в частности, возвращен Совет по кредитно-финансовому контролю, который был ранее упразднен.

19 декабря 2010 г. была принята пятилетняя программа по сокращению государственных субсидий и монетизации льгот, а также мягкому поднятию цен на энергоносители, бензин и товары первой необходимости, по большей чести продовольствие, с выплатой компенсаций беднейшим слоям населения взамен отмены топливных субсидий.

Экономическая политика Ирана, направленная на сохранение международной конкурентоспособности национальной экономики в период действия санкций, была выстроена следующим образом. Принятие в 1996 г. в США Закона о санкциях в отношении Ирана и Ливии совпало с началом активного привлечения Ираном иностранных инвестиций в энергетическую отрасль. С целью диверсификации рисков падения доходов от продажи нефти Иран начал активно разрабатывать месторождения природного газа, и на сегодняшний день, как уже упоминалось, по разведанным запасам природного газа он является второй страной в мире (29 610 млрд куб. м). На иранском энергетическом рынке активизировались крупнейшие азиатские и европейские компании (например, итальянская компания Ansaldo), оказывающие Ирану существенную помощь в развитии газовой и нефтехимических отраслей, а также в производстве энергетического оборудования.

Отсутствие запрета со стороны ЕС на экспорт бензина в Иран позволяет обеспечивать внутренние потребности страны в условиях нехватки модернизированных и новых мощностей по переработке энергетического сырья. В настоящее время Иран

импортирует от 30 до 40% бензина из Китая, России, Кувейта и других стран, не применяющих в отношении Ирана широкого комплекса санкций [8].

Отдельные страны ЕС осуществляют внешнеторговые платежно-расчетные операции через санкционные иранские банки по тем договорам и контрактам, которые были заключены до введения санкций, без ограничения сумм транзакций и прочих видов контроля. Что касается большинства расчетов и платежей по внешнеторговым операциям Ирана, то они проводятся не напрямую через иранские банки и компании, а через третьи страны или посреднические счета европейских банков. Кроме того, Иран создал ряд компаний, юридически не имеющих отношения к Ирану, зарегистрированных в третьих странах, что существенно усложняет процесс контроля транзита товаров согласно резолюции Совета Безопасности ООН № 1929. Так, более 8000 иранских компаний зарегистрированы в ОАЭ, транзитный маршрут из которой жестко не контролируется6.

Со своим основным торговым партнером — Китаем Иран создал систему прямых денежных расчетов в национальных валютах между центральными банками двух стран, позволяющую обходить систему международных платежей и расчетов.

После введения нового пакета санкций в 2010 г. [9] Иран активизировал торговые отношения со странами-соседями и государствами, не связанными тесными отношениями с США и ЕС, т.е. со странами, входящими в ЕАЭС, СНГ, Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии, ШОС и БРИКС.

Доминанты современной экономической стратегии Ирана

В настоящее время Иран придерживается хорошо сбалансированной стратегии обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в условиях международных санкций, доминантными направлениями которой являются [7]: 1) ориентирование не на развитие нефтяного экспорта, а на увеличение продаж продуктов ненефтяного сектора, например минералов, цемента, удобрений и прочих сельскохозяйственных и промышленных

6 URL: http://databank.worldbank.org/data/.

товаров в основном странам-соседям. В настоящее время ненефтяной экспорт обеспечивает порядка 2/3 доходов, необходимых для финансирования импорта товаров и услуг в страну, что существенно снижает долю средств, вносимых в бюджет за счет экспорта энергоносителей;

2) продажа нефтепродуктов и продуктов нефтехимии для компенсации части утерянной валютной выручки от экспорта сырой нефти. В 2014 г. Иран экспортировал основным торговым партнерам нефтепродукты общим эквивалентом примерно на 200 тыс. баррелей сырой нефти в день, что помогало генерировать порядка 4,7 млрд долл. США дополнительной экспортной выручки (хотя и не в твердой валюте);

3) перераспределение инвестиционных фондов и реализация стратегии импор-тозамещения — иранские производители увеличили производство некоторых товаров вследствие сокращения закупок за рубежом, что, по мнению иранских экономистов, является позитивной тенденцией в рамках расширения внутренних производственных возможностей и снижения зависимости от нефтяных доходов и товарного импорта;

4) частичная приватизация — за последние несколько лет часть государственных предприятий была передана в управление ква-зи-государственным или частично приватизированным предприятиям;

5) сокращение субсидий — с 2007 г. правительство Ирана отменило предоставление населению субсидий, компенсируя их выплатами семьям в размере около 40 долл. США в месяц. В 2014 г. были повышены цены на бензин, снижены субсидии на хлеб с повышением цен на него на 30% и введены ограничения денежных выплат — отныне они производились только самым малообеспеченным семьям. В начале августа 2015 г. денежные субсидии для обеспеченных слоев населения были отменены; повысились налоги; увеличились цены на электроэнергию и природный газ;

6) ограничение импорта — для экономии валютных резервов Центральный банк Ира-

на снизил нормы оплаты в твердой валюте импортерам товаров класса люкс, таких как автомобили или смартфоны с целью сохранения валютных резервов для расчетов с импортерами товаров первой необходимости.

В 2013 г. Иран вступил в переговоры по своей ядерной программе, по итогам которых в июле 2015 г. ЕС рассмотрел возможность снятия санкций с Ирана, так как последний выразил согласие передать свою ядерную программу и программу по обогащению урана под контроль Совета Безопасности ООН. В снятии ЕС и США санкций с Ирана большинство экспертов подозревают намерение западных стран заменить на мировом рынке энергоносителей Россию как крупного экспортера нефти Ираном, что не может не повлиять на российскую экономику.

Выводы

Адаптация Ирана к санкционному режиму и сохранение конкурентоспособности национальной экономики подтверждают бесполезность международных экономических санкций вследствие их низкой эффективности. На основании приведенных в статье фактов можно сделать следующие выводы относительно действенности вводимых международных экономических санкций [10]:

1) санкции, оказывая, безусловно, негативное воздействие на экономику попадающих под них стран, вызывают зачастую лишь негативную защитную реакцию со стороны граждан страны, попадающей под режим санкций, по отношению к странам, накладывающим санкции;

2) чаще всего санкции способствуют ускоренным структурным изменениям в экономике, поиску новых путей экономического развития, налаживанию новых императивных направлений международного сотрудничества, постепенно теряя свое и так небольшое влияние на экономику страны;

3) страны, накладывающие санкции, нередко несут убытки из-за невозможно-

сти вести экономические отношения со страной, к которой были применены санкции, заставляя ее обращаться с торговыми предложениями к государствам, их не поддерживающим, вследствие чего формируются новые стратегические экономические объединения, часто более перспективные;

4) в случае недейственности санкций страны могут пойти на применение с целью достижения поставленных политических и экономических целей иных мер, как дипломатических, так и силовых (военных) [3].

Из рассмотренного опыта функционирования в условиях санкций экономики Ирана можно выделить три уровня санкционного противодействия, направленных на сохранение конкурентоспособности национальной экономики.

1. Адаптация внешнеэкономической деятельности к запретам и ограничениям со стороны стран, объявляющих санкции, посредством реализации следующих мер:

• изменение императивов международного экономического сотрудничества и заключение новых стратегических экономических союзов со странами, не участвующими в процессах объявления санкций;

• использование альтернативных способов международных платежей и расчетов посредством специальных банковских систем для конвертации из одной национальной валюты в другую, минуя евро и доллар, а также обмена товаров, используя в качестве платежа национальную валюту;

• использование для торговых операций компаний-посредников, зарегистрированных в третьих государствах.

2. Развитие в стране, находящейся под санкциями, импортозамещения посредством развития внутреннего производства и диверсификации товарной структуры экспорта.

3. Разработка системы мер в сфере распределения жизненно важных товаров.

flMTEPATyPA/REFERENCES

1. Gary Clyde Hufbauer, Jeffrey J. Schott, Kimberly Ann Elliot. Economic Sanctions Reconsidered: History and current policy, Peterson Institute for International Economics (U.S.), 2009. Available at: http://www.piie. com/publications/chapters_preview/4075/01iie4075.pdf.

2. Maryam Sha'bani, HojatMahkoei, ElaheGhorbani.Investigating Socioeconomic Challenges of Iran During Sanctions, The Open Access Journal of Resistive Economics (OAJRE) /2345-4954/ Vol. 6, No. 36, Published Online January 25, 2015. Available at: http://www.academia.edu/10349056/Investigating_Socioeconomic_ Challenges_of_Iran_During_Sanctions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Балуев Д. Г. Эволюция экономических санкций как инструмента внешней политики: от Второй мировой войны до санкций против России // Международные процессы. 2014, Том 12. № 3 (38). Июль — сентябрь. Available at: http://www.intertrends.ru/thirty-eighth/Baluev.pdf.

Baluev D. G. Evolution of the economic sanctions as the instrument of international policy: from the 2nd World War to antirussian sanctions [Jevoljucijaj ekonomicheskih sankcij kak instrumenta vneshnej politiki: ot Vtoroj mirovoj vojny do sankcij protiv Rossii]. Mezhdunarodnye processy—International processes, 2014, vol. 12, no. 3 (38).

4. Информационно-статистический портал The Observatory of Economic Complexity. Available at: https://atlas.media.mit.edu/en.

Information and analytic portal The Observatory of Economic Complexity [Informacionno-analiticheskiji portal The Observatory of Economic Complexity]. URL: https://atlas.media.mit.edu/en.

5. Комитет Совета Безопасности ООН по санкциям в отношении Ирана, учрежденный резолюций 1737 в 2006 г. Available at: http://www.un.org/mssian/sc/committees/1737/exportimport.shtml. Security Council Committee on sanctions against Iran, established by resolution 1737 in 2006 [Komitet Soveta bezopasnosti OON po sankcijam v otnoshenii Irana]. URL: http://www.un.org/russian/sc/ committees/1737/exportimport.shtml.

6. Журнал (journal) "Oil & Gas News" (OGN), India, Iran governments agree on rupee oil payments, deals, 2013. Available at: http://www.oilandgasnewsonline.com/Article/35644/India,_Iran_governments_agree_ on_rupee_oil_payments,_deals.

7. Kenneth Katzman, "Iran Sanctions", Congressional Research Service (CRS), 4 августа 2015. Available at: http://www.fas.org/sgp/crs/mideast/RS20871.pdf.

8. Гилев О., Качевская М. Посол Ирана в России: санкции не являются эффективным средством для достижения целей, 27.05.2014. URL: http://www.tpp-inform.ru/global/4626.html.

Gilev O., Kachevskaja М. Iran's Ambassador to Russia: sanctions are not an effective means for achieving the objectives, 27.05.2014 [Posol Irana v Rossii: sankcii ne javljajutsja effektivnym sredstvom dlja dostigenija celej, 27.05.2014]. URL: http://www.tpp-inform.ru/global/4626.html.

9. Санкции и их влияние на Иран / под ред. Н. М. Мамедовой. М., 2012. URL: http://book.iimes.su/wp-content/uploads/main/irn2012a.pdf.

Sanctions and their impact on Iran, ed. N. M. Mamedova. Moscow, 2012. [Sankcii I ih vliyaniye na Iran / pod red. N. M. Mamedovoj]. Mosraw, 2012. URL: http://book.iimes.su/wp-content/uploads/main/irn2012a.pdf.

10. Мамедова Н. М. Иран: ужесточение санкционного режима и его результаты, Институт востоковедения РАН. URL: http://www.iran.ru/news/politics/73429/Iran_uzhestochenie_sankcionnogo_rezhima_i_ ego_rezultaty.

Mamedova N. M. Iran: tighter sanctions regime and its results, the Institute of Oriental Studies of the Russian Academyof Sciencies [Iran: uzhestochenie sankcionnogo rezhima i ego rezul'taty, Institut vostokovedeniya RAN]. URL: http://www.iran.ru/news/politics/73429/Iran_uzhestochenie_sankcionnogo_ rezhima_i_ego_rezultaty.

11. Катасонов В. Ю. Экономические войны и экономические санкции, электронное издание «Фонд стратегической культуры». URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/01/19/ekonomicheskie-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-i-31389.html.

Katasonov V. U. "Economic war and economic sanctions", еlectronic publication "Strategic culture Foundation". [Ekonomicheskije vojny I Ekonomicheskiye sankcii. Elektronnoe izdanije «Fond strategicheskoykultury»]. URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/01/19/ekonomicheskie-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-i-31389.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.