Научная статья на тему 'Трансформационные процессы в финансовой системе государства'

Трансформационные процессы в финансовой системе государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
840
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бугаева Татьяна Николаевна

В настоящее время чрезвычайно актуально изучение процессов преобразований в функционировании и развитии финансовой системы в контексте осуществляемой государственной политики. Важнейшим направлением современной финансовой системы является трансформация и прогрессивное развитие. Государственная финансовая политика должна реализовываться с учетом постоянных изменений, происходящих на уровне макрои микроэкономики. Финансовая система государства в современной фазе рыночной трансформации и преобразования социально-экономического механизма функционирования российского государства характеризуется глубокими изменениями ее объективного содержания, внутреннего устройства, целевой, критериальной направленности, институционального регулирования. Финансовая система выполняет множество функций, а в силу реализации регулирующей функции она выступает фактором, который стабилизирует либо дестабилизирует в определенной фазе траектории экономического развития социально-экономическую систему страны, процессы воспроизводства и обращения всей совокупности капитала национальной экономики. Проведенные исследования экономической динамики выявляют наличие изменений, в которых оказалась финансовая система России, ее отдельные звенья и подсистемы, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также в различных секторах экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформационные процессы в финансовой системе государства»

УДК 336.045

Бугаева Татьяна Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры финансов предприятий и страхования,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Bugaeva Tatyana,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Business Finance and Insurance, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

TRANSFORMATION PROCESSES IN FINANCIAL SYSTEM OF THE STATE

В настоящее время чрезвычайно актуально изучение процессов преобразований в функционировании и развитии финансовой системы в контексте осуществляемой государственной политики. Важнейшим направлением современной финансовой системы является трансформация и прогрессивное развитие. Государственная финансовая политика должна реализовываться с учетом постоянных изменений, происходящих на уровне макро- и микроэкономики. Финансовая система государства в современной фазе рыночной трансформации и преобразования социально-экономического механизма функционирования российского государства характеризуется глубокими изменениями ее объективного содержания, внутреннего устройства, целевой, критериальной направленности, институционального регулирования. Финансовая система выполняет множество функций, а в силу реализации регулирующей функции она выступает фактором, который стабилизирует либо дестабилизирует в определенной фазе траектории экономического развития социально-экономическую систему страны, процессы воспроизводства и обращения всей совокупности капитала национальной экономики. Проведенные исследования экономической динамики выявляют наличие изменений, в которых оказалась финансовая система России, ее отдельные звенья и подсистемы, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также в различных секторах экономики.

Ключевые слова: финансовая система, финансовая политика, трансформация, финансовые отношения, финансовые ресурсы, условия экономического роста.

Currently, it is extremely important to study the processes of transformation in the functioning and development of the financial system in the context of public policy. The most important direction of the modern financial system is transformation and progressive development. State financial policy should be implemented taking into account the constant changes taking place at the level of macro-and microeconomics. The financial system of the state in the modern phase of market transformation and transformation of the socio-economic mechanism of the Russian state is characterized by profound changes in its objective content, internal structure, target, criterion orientation, institutional regulation. The financial system performs many functions, and due to the implementation of the regulatory function, it acts as a factor that stabilizes or destabilizes in a certain phase of the trajectory of economic development of the socio-economic system of the country, the processes of reproduction and circulation of the entire capital of the national economy. The studies of economic dynamics reveal the existence of changes in the financial system of Russia, its individual links and subsystems, both at the Federal and regional and municipal levels, as well as in various sectors of the economy.

Keywords: financial system, financial policy, transformation, financial relations, financial resources, conditions of economic growth.

ВВЕДЕНИЕ

Финансовую систему можно определить, как упорядоченную, институционально организованную совокупность финансовых отношений. Процессы распределения и перераспределения стоимости в осуществлении финансовых отношений реализуются посредством функционирования финансовых институтов и финансовых органов, в этом аспекте финансовая система представлена совокупностью финансовых институтов и финансовых органов, которые непосредственно обеспечивают процессы формирования и использования доходов, поступлений и накоплений различных экономических субъектов.

Содержание категории финансовой системы возможно определить на основе интегрального подхода, предполагающего объединение и взаимосвязь различных подходов, воспроизводящих основные качественные характеристики финансовой системы с учетом ее экономического содержания, структурно-функциональной и институциональной организации.

23

Сущность финансовой системы, роль ее регулирующей функции в макроэкономической динамике, обеспечение потребности реализации условий устойчивого экономического роста, преодоление потенциальной возможности смещения страны к периферии мировой экономики, определяют актуальность исследования трансформационных процессов в финансовой, денежно-кредитной сфере экономики. Состояние неустойчивой экономической динамики оказывает определяющее воздействие на систему финансовых отношений, выявляя ее зачастую нестабильное, а в длительной перспективе возможно и кризисное функционирование. При этом финансовая система в силу выполнения ею регулирующей функции выступает фактором, стабилизирующим либо дестабилизирующим в определенной фазе экономическое развитие государства.

В процессах формирования финансовых концепций экономического роста многие страны мира используют элементы монетаристской и кейнсианской систем, а это способствует созданию множества промежуточных теорий в основе которых находятся национальные особенности государства и степень развитости его экономики. При этом экономическая целесообразность и эффективность, социальная справедливость пребывают в состоянии равновесия, определяющего темпы роста производства и жизненного уровня населения.

Деятельность финансовой системы должна быть направлена на развитие социально-экономической системы государства, а механизмы ее функционирования на поэтапную модернизацию. Преобразование финансовой системы представляет комплекс мероприятий по адаптации к изменениям финансово-экономических и политических процессов. Новые проблемы развития финансовой системы России оказались под направленным воздействием с одной стороны санкций, с другой под специфичным влиянием внутренних факторов. В настоящее время существенно возрастает значимость взаимосвязи между положительной экономической динамикой и уровнем развития финансовой системы. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью работы является исследование на основе систематизации теоретических представлений о содержании, взаимосвязи и функциональном назначении финансовой системы, идентификации некоторых особенностей сформировавшейся модели российской финансовой системы, ее структурно-функциональных характеристик и детерминант развития. Таким образом, объектом исследования является финансовая система Российской Федерации, а также процесс ее эволюционного развития и функционирования в рыночных условиях. Сформированные финансово-экономические отношения, условия взаимодействия субъектов и звеньев финансовой системы, их формы, инструменты и механизмы регулирования в рыночных условиях приобретают особую актуальность и обосновывают потребность в углубленном анализе. РЕЗУЛЬТАТЫ

Изменения, являющиеся следствием преобразований в мировой экономике, не могут не затронуть финансовую систему. Существенные преобразования, реализуемые в плоскости финансовых отношений на протяжении последних лет и в настоящее время развиваются с особенным ускорением. Безусловно, что катализатором всех этих изменений являются кризисные явления в мировой экономике, научно-технические преобразования [1]. Положительные изменения, происходящие в финансовой системе России, однако не способствуют достижению необходимого состояния ее развития, что не соответствует требованиям современной экономики. Тем не менее в условиях негативного влияния факторов внешней среды, правительством проведен комплекс мероприятий, направленных преобразование управления финансовой системой государства в целом, и отдельных ее элементов в частности. Таким образом, положено начало регулирующего воздействия по привлечению финансовых ресурсов. Это сформирует новые возможности в реализации государственной финансовой политики, обеспечивающие перспективы экономического роста на стабильной основе.

Цели и задачи совершенствования национальной финансовой системы предопределяют потребность формирования в России эффективной финансовой системы, противостоящей как внешним вызовам, так и обеспечивающей стабильное внутреннее развитие страны. Бесспорно, что финансовая система имеет достаточно сложную, многоуровневую организационную структуру. При этом отдельные ее составляющие могут существовать довольно обособлено, но достигать высоты своей эффективности она может исключительно при полноценном, качественном функционировании всех ее элементов [3].

В общем плане учитывающим широкое понимание национальная финансовая система включает в свой состав такие элементы как систему государственных финансов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, консолидированный бюджет, финансовые резервные и другие фонды и др.), муниципальные финансы, финансы домохозяйств, банковскую систему страны (Банк России, коммерческие банки, специализированные банковские образования), систему финансового рынка (биржи, фондовый рынок и др.), валютную систему (рынок, регулирующие органы, нормы и др.), финансы коммерческих организаций реального сектора экономики, финансы госкорпораций и частных компаний малого бизнеса, финансы систем страхования.

24

Сегментирование финансовой системы государства должно учитывать определенные допущения в выявлении важнейших базовых элементов финансовой системы, связанных с их особенностями. Возможны различные модели взаимопроникновения отдельных элементов финансовой системы, что, однако не нарушает целостности сегментирования этой системы. Подобная сегментация финансовой системы дополняется институционально-функциональным структурированием и включает финансовые институты (государственные финансовые органы, банковские учреждения, различные биржевые учреждения, страховые организации и др.), финансовые инструменты (бюджет, деньги, ценные бумаги, сертификаты, аккредитивы, векселя и др.), нормативно-правовые, процедурные финансовые инструменты (законы, правила, нормы, положения и др.). Изучение и анализ финансовой системы продемонстрировали конструирование определенных взаимосвязей и условий взаимодействия в среде финансовых учреждений и секторов экономики, что позволяет выявить причины уязвимости национальных финансовых систем [3].

Функционально-содержательное сегментирование финансовой системы страны связано с выделением значимых элементов финансовой системы, взаимосвязь которых реализуется эффективными механизмами финансового регулирования, планирования и контроля, которые обеспечивают выполнение функций системы в соответствии с ее предназначением [4].

Рассматривая финансовую систему сквозь призму государственной регулирующей стратегии становиться очевидным, что государство как общенациональный институт является достаточно сложной системой, деятельность которой направлена на производство нормативно-законодательных актов, применение разнообразных финансовых инструментов по модернизации инфраструктуры в соответствии с основными направлениями государственной политики, а также организацию деятельности институтов повышающих эффективность реализации текущих и прогнозных целей и задач развития финансовой системы.

В современных условиях эволюции мировой финансовой системы совершенствование национальной финансовой системы государства, безусловно, предполагает необходимость поиска новых форм взаимодействия, тенденций, соответствующих мировым требованиям, однако с условием сохранения значимых, самобытных и результативных, отвечающих национальным интересам финансовых институтов и инструментов [1].

Этапами реализации финансовой политики являются определение целей, формирование достаточной величины ресурсов и разработка оптимальных, рациональных путей достижения эффективности на основе реализации конкретных действий. В настоящий момент Россия нуждается в системе мер, направленных на ускоренное преобразование финансовой системы, финансовых рынков, финансово-посреднического сектора и создания условий для возможностей адекватного финансового обеспечения экономического развития [7].

Публичные финансы безусловно являются инструментом государственной политики, который подвержен фазам цикличности, причем не только экономической, но и политической. Зависимость структуры, состава финансовой системы от проблем ее функционирования, а именно от реализации той роли, которую она должна исполнять в экономике и экономическим развитии является вопросом постоянных дискуссий. Осуществляемая в государстве политика несколько отделила вопросы инновационной политики и индустриального развития. В этой связи сложилась ситуация, при которой формирование национальной инновационной системы осуществляется при полном несогласовании с промышленной политикой. Исключительно в последние годы сформировано осознание необходимости совершенствования промышленной политики на государственном уровне. Это отразилось в разработке стратегий на уровне отраслей, реализации государственных программ, формировании вертикально-интегрированных структур в государственном секторе в виде крупных государственных корпораций, в создании финансовых институтов развития.

Формирование новой стратегии денежно-кредитного регулирования, направленной на устойчивое развитие российской экономики, и в первую очередь ее реального сектора также чрезвычайно важно. На уровне государства определяются направления государственной промышленной политики, ее важнейшими составными элементами являются научно-технологическая и инновационная политика. Также должны формироваться структурные приоритеты промышленного развития. Сложившиеся условия динамично развивающихся процессов новой индустриализации способствуют преодолению деструктивных процессов в традиционных отраслях промышленности. Необходима организация непосредственно на государственном уровне эффективного процесса формирования новых высокотехнологичных секторов экономики и обновление традиционных секторов экономики. Формирование благоприятной институциональной среды для индустриального развития в России, способствует созданию институтов развития науки, инновационной деятельности и промышленного развития, обеспечивающих результативное взаимодействие государства, бизнеса и научного сообщества. Не менее значим и поиск обновленных методов эффективного государственного управления в этих сферах [5].

25

Финансовые системы можно рассматривать как совокупность связанных между собой институтов, регулирующих и упорядочивающих функционирование хозяйственных субъектов. В последние годы существенно возрос интерес к институтам, институциональным изменениям и эволюции социально-экономических систем. Достаточно часто проблемы институциональных изменений связывают с экономической политикой. При этом экономическая политика и возможности функционирование государства исследуются в качестве источника институциональных изменений. На рост экономики и разнообразные эффекты хозяйствования существенное влияние оказывают институциональные изменения и реализуемая экономическая политика, тем не менее механизм их взаимосвязей пока что недостаточно изучен, проанализирован и описан. Далеко не все возможные виды финансово-экономической политики напрямую ведут к институциональным изменениям. Макроэкономическая и микроэкономическая политика зачастую осуществляются в достаточно жестких институциональных рамках. Иногда встречается ситуация, при которой реализуемая экономическая политика, определяет целью изменение институционального устройства хозяйства, что определено необходимостью достижения результатов, которых имеющаяся институциональная система не обеспечивает [6].

Именно канал изменений отраслевой структуры экономики является особым каналом влияния финансового развития на экономический рост. Этот механизм заключается в том, что на прогресс отраслей влияет непосредственно финансовое развитие. При этом отрасли предъявляют большой спрос на внешнее финансирование, а это означает, что внутреннее накопление и прибыль недостаточны для покрытия инвестиций. И, следовательно, финансовое развитие влияет на повышение значения отраслевого развития в экономике. Таким образом, благоприятными признаются структурные изменения, которые способствуют развитию финансовой системы.

Множество факторов внешнего воздействия способствовали появлению большого количества финансовых инноваций. Прежде всего, к ним относят существенные сдвиги в мировой финансовой структуре, связанные с накопление национального капитала, увеличением инвестиционных возможностей, изменений в самой финансовой системе, сегментация финансовых рынков. При этом наблюдается рост масштабов рисков, изменение роли институциональных инвесторов, создание эффективной инфраструктуры рынка. Отдельно следует обратить внимание на процессы финансиализации. В категории финан-сиализация по сути нет ничего принципиально нового. Данный процесс можно определить, как возрастающую власть финансов. Возрастающее значение финансового сектора взаимосвязанно с дисбалансом, возникающим между финансовым сектором и промышленным производством. который существует и наблюдается во многих странах с трансформирующейся экономикой [11]. Функционирующая финансовая система не всегда позволяет в полной мере, эффективно аккумулировать финансовые ресурсы и в последствии перераспределять их между различными сферами. В итоге процессы притока инвестиций замедляются, возможности экономического роста ограничиваются, а это негативно влияет на конкурентоспособность реального сектора экономики.

В процессе трансформационных преобразований экономики финансовая система должна учитывать инвестиционный спрос хозяйствующих субъектов на ресурсы как кратко-, так и долгосрочного характера, создавая условия для формирования мощного источника инвестиционных ресурсов, обеспечивая при этом эффективное накопление средств и экономически рациональное возмещение. Перспективы развития финансовой системы России невозможны без реформирования составляющих элементов рынка, развитие институциональной структуры, прозрачности деятельности участников и внедрение эффективной и открытой регуляторной политики и надзора [8].

Функционирование государственных финансов безусловно существенным образом взаимосвязано с финансовой системой страны. И воздействие государственных финансов на финансовую систему, на финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств, финансовый рынок и финансы страхования реализуется через систему распределительно-перераспределительных механизмов [5]. К основным подобным механизмам следует отнести налоги и расходы федерального бюджета. При этом именно налоги обеспечивают процесс перераспределения созданной стоимости в пользу государства. В то время как расходы федерального бюджета перераспределяют средства в пользу территорий, хозяйствующих субъектов и населения.

Поскольку Россия федеративное государство и ее бюджетная система имеет сложную, разветвленную конструкцию, то от взаимосвязей с федеральным центром в целом зависит устойчивое развитие страны. Бюджет России, безусловно, играет важнейшую роль в развитии и обеспечивает эффективное регулирование, так как именно через государственные, региональные, муниципальные бюджеты и другие централизованные денежные фонды осуществляется централизация денежных средств. При этом децентрализованные и централизованные средства формируют бюджет, который создает условия экономического и социального развития, осуществляет целостную финансовую и экономическую политику государства [3]. Однако растущие расходы зачастую не в полной мере обеспечены соответствующими объемами доходов, что в перспективе негативно влияет на устойчивость.

26

Также немаловажно отсутствие единого эффективного механизма оценки государственных финансов. Необходим более качественный мониторинг, усовершенствованная классификация и систематический анализ деятельности этой сферы. В настоящий момент актуально определение границ сегмента государственных финансов, методов учета финансовых операций, осуществляемых государством, а также его участие в финансово-инвестиционном процессе. Реализация бюджетного процесса должна опираться на систему гарантий, представляющую собой комплекс мер, направленных на обеспечение стабильного, устойчивого и гарантированного осуществления бюджетного финансирования абсолютно всех важнейших сегментов государственного устройства, а также мероприятий программного, стратегического плана, связанных с реальным прогрессивным ростом экономики страны.

Отдельно следует отметить муниципальные финансы, которые являются крупным финансовым сегментом общей финансовой системы страны занимающим в ней все более важное место. Сложившаяся на муниципальном уровне ситуация в финансово-бюджетных процессах достаточно противоречива. Неустойчивость системы местных финансов обусловлена тем, что закрепленные доходные источники местных бюджетов не обеспечивают покрытие расходных полномочий органов местного самоуправления. При этом формальный характер организации бюджетов муниципалитетов привел к высокой дота-ционности большинства из них. И зависимость местных бюджетов от внешних источников финансирования возрастает, хотя следует отметить, что эта ситуация существенно дифференцируется по различным видам муниципалитетов [2].

Объективные условия для повышения роли государственных финансов, обусловлены действием и внешних факторов, и недостатком внутренних резервов экстенсивного развития страны. Именно государственные финансы должны быть непосредственно направлены на стимулирование предпринимательской активности в отраслях, обеспечивающих промышленное развитие страны, импортозамеще-ние, создание новых экспортных товаров, и услуг. Необходимость прогрессирующей роли государства в развитии финансовой системы страны в качестве главной задачи государственных финансов определяет рост финансового потенциала России включая возможности бюджетов всех уровней, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, резервы финансово-кредитных организаций, способных обеспечить источниками финансирования и кредитования расширенное воспроизводство в государстве.

В состав финансовой системы России также входят внебюджетные фонды. Их функционирование основано на механизме перераспределения национального дохода и части совокупного общественного продукта с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения, а также финансировании конкретных экономических задач. Внебюджетные фонды содействуют более эффективному использованию финансовых ресурсов государства. Особенностями деятельности внебюджетных фондов является строгое закрепление доходных источников и исключительно целевое направление их использования. При это в современных условиях механизм социального обеспечения также нуждается в принципиальном преобразовании. Последовательная финансовая политика, взаимоувязанная по целям и ресурсам, безусловно стимулирует рост темпов развития страны.

С помощью разнообразных форм организации денежных отношений, участником которых выступает государство, правительство влияет на социальные процессы, оказывает воздействие на развитие приоритетных отраслей экономики, исправляя и выравнивая различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов и муниципальных образований.

Развитие российской экономики, осуществляемое по инновационному пути, нуждается в исследовании влияния государственных финансов на различные отрасли народного хозяйства и сферы деятельности. Техническое перевооружение, модернизация, реконструкция безусловно приведут к экономическому росту и решению многих социальных проблем, однако для активации инновационных процессов крайне необходимо сочетание государственных и частных финансов. Непосредственно государственные финансы должны дать старт инновационным процессам и направить частный капитал по пути социально-экономических преобразований в государстве.

Достаточно значимым сегментом финансовой системы является сфера корпоративных финансов. Изменение структуры финансов корпоративного сектора, как показывает анализ, недостаточно направлено на повышение эффективности инвестиционных процессов, что требует более жестких мер по регулированию финансовых потоков корпоративного сектора, их ориентации на модернизацию на инновационной основе основных фондов реального сектора. При этом должна отлаживаться система партнерства государства с корпоративными структурами бизнеса, направленная на повышение эффективности их деятельности.

Целями трансформационных процессов в финансовой системе государства должны стать создание ликвидного и конкурентоспособного финансового рынка, деятельность которого должна быть направлена на выполнение функций эффективного финансового посредника, способного создать условия для мобилизации капитала инвесторов, диверсификации капитала и наличия инструментов для эффективного управления рисками, предоставление участникам рынка информации о финансовых инструмен-

27

тах. Своевременность и оперативность воздействия государства на деятельность финансовых рынков существенным образом влияет на согласованность действий его субъектов [4]. Функционирование финансового рынка позволяет концентрировать разнообразные процессы, что дает возможность определять его как довольно сложную организационно — регулирующую систему. Существуют достаточно разнообразные виды финансовых рынков это и денежно-кредитный, и валютный, рынок долговых и долевых ценных бумаг, эмиссионный, межбанковский и т.д. Все эти рынки безусловно являются сегментами финансового рынка и определенной частью финансовой системы.

Основные проблемы валютного регулирования в России в большей степени связаны с несовершенством нормативно-правовой базы. Также механизм взаимоотношений субъектов валютного рынка нуждается в тщательной проработке. Прежде всего необходимо усовершенствовать его информационную основу, в том числе упростить обмен информацией между участниками. Кроме того, следует доработать основные документы, регламентирующие порядок валютного контроля, совершенствовать правовые нормы незаконного перемещения денежных средств за границу, расширить полномочия органов и агентов валютного контроля. В условиях происходящих процессов деглобализации, нового протекционизма и санкционного режима необходимо решать проблемы ограничения валютных рисков экономики и финансового сектора, снижение процикличности притоков капитала, ограничения в процессах формирования долговой нагрузки, особенно валютной. Именно это поможет обеспечить оптимальную комбинацию параметров финансового рынка и создать условия для долгосрочного экономического роста России.

Одной из наиболее проблемных, но имеющей важное значение в перспективе является тенденций развития финансовой системы России в части организации взаимодействия банков и страховых компаний. Данная система взаимоотношений способствует мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов в стране и направлена на обеспечение сохранения отечественного капитала в целом и защиту финансовой системы от рисков [12].

Основные тенденции изменений финансовой системы России следует направить на восстановление кредитной активности коммерческих банков, развития сегмента инвестиционного кредитования, стимулирующего внутренний спрос и обеспечивающего устойчивость как финансового сектора, так и всей экономики в целом, что особенно важно в условиях нестабильности внешнего окружения и воздействия неконтролируемых рисков. Процесс преобразований во всех направлениях развития должен учитывать существующие негативные последствия интеграционных процессов на финансовом рынке и обеспечивать в перспективе использование инструментов финансового рынка в деятельности небанковских институтов и сегментов. Так же чрезвычайно важна проблема оптимизации системы управления финансовыми инструментами.

Сформированная информационно-экономическая среда создает разнообразные возможности финансирования секторов экономики, но и способствует усилению угроз для финансовой системы страны в силу ее неустойчивости и инертности. В связи с этим проблемы финансовой безопасности в России приобретают большую значимость в широком спектре экономических проблем государства. Так же необходимо осознавать, что национальная финансовая система формируется параллельно с трансформацией экономики и системой государственного управления и достаточно большое число проблем принципиально новые и малоизвестные для России. К тому же, в современных условиях Россия попадает под влияние мощных внешнеэкономических факторов, которые так же влияют на финансовую безопасность страны [9].

Повышение эффективности финансовой системы государства неразрывно связано с системным регулированием основных направлений современной финансовой политики, а эффективность ее функционирования зависит от целей и задач, сформированных в долгосрочной финансовой стратегии России. В рамках стратегии социально — экономического развития до 2030 г. определено, что финансовая политика государства, реализуемая посредством финансовой системы потенциально направлена на развитие финансового сектора экономики, развитие цифровой экономики, и развитие нефинансового сектора, нацеленного на модернизацию технологий и производств с использованием присущих современной финансовой системе инструментов и методов. Экономический рост в России, в текущих экономических условиях должен базироваться на основе сбережения и сокращения издержек, а также на инвестициях в интеллект и человеческий капитал. В обозримой долгосрочной перспективе стране необходимо переходить на систему взаимодействия государства и бизнеса как взаимодействующих участников социальной политики с потребителями, с социально ориентированными организациями.

Переход к новому инновационному экономическому росту означает предъявление обновленных требований к развитию финансовой системы России и типу реализуемой финансовой политики. Указом президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» установлены и утверждены национальные проекты России, которые направлены на решение задач повышения эффективности управления социально-экономическими и политическими

28

процессами, улучшения качества жизни населения. Использование новых технологий и механизмов реализации национальных проектов преследует определенные тактические цели. В экономическом смысле они заключаются в увеличении объемов направляемых средств и повышении эффективности их использования в сферах образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, сокращение в уровнях социально-экономического развития регионов. В 2018 году статус приоритетных национальных проектов получили направления «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экономический рост». Таким образом, национальные проекты — это комплексные решения, значимые преобразования, осуществляемые одновременно практически во всех сферах. По сути это девять национальных целей, двенадцать национальных проектов, 76 федеральных проектов. Национальные проекты реализуются на всех уровнях бюджетной системы и затрагивают все группы населения поскольку направлены на решение экономических задач (повышение производительности труда, рост экономики), улучшение уровня жизни населения (образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение). Таким образом, большое количество сфер охвачены действием этих проектов.

Особо значимы и вопросы влияния цифровизации экономики страны на перспективы развития цифровых технологий, направленных на совершенствование финансовой системы. Перспективы цифрового развития представлены в государственной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Данное направление относится к государственной программе импортозамещения, а меры по поддержке развития цифровой экономики в России направлены на модернизацию экономики, поддержку перспективных отраслей и передовых технологий. Цифровизацией принято считать социально-экономическую трансформацию, которую вызовет массовое внедрение и усвоение новых технологий создание, обработка и передача информации. Данный национальный проект должен обеспечить базовые условия и возможности для инфраструктурной трансформации прочих областей. В то время как отраслевые цифровые инициативы (сельское хозяйство, промышленность, транспорт, логистика и энергетика) будут реализовываться профильными ведомствами, программы по цифровизации здравоохранения и образования войдут в профильные национальные проекты. Таким образом, на региональном уровне будут разрабатываться собственные программы, а на наднациональном осуществляться координация. Государственная политика в отношении научных подходов по формированию технологического обновления производств предполагает, что развитие цифровых технологий существенно повлияет на технологический прорыв, изменяя при этом и общественное производство, и само общество [13].

ВЫВОДЫ

Безусловно финансовая система России представляет собой составную часть национальной экономики и также механизм ее воспроизводства. Деятельность этой системы выражает множество процессов, как внутренних, происходящих в самой финансовой системе, а также воздействие финансовой системы на воспроизводство, развитие национальной экономики, в целом и ее реального и финансового секторов. Следует учитывать и обратное воздействие экономических процессов в реальном секторе экономики на финансовую систему, в особенности на бюджетную систему, систему коммерческих банков и фондовый рынок. Перечень проблем, присущих финансовой системе России на современном этапе, достаточно разнообразен, широк и объемен. Это и несовершенство нормативно-правовой, законодательной базы, и существующие конфликты между интересами различных участников финансового рынка. Пренебрежение данными угрозами может привести к торможению процессов посткризисного обновления отраслей народнохозяйственного комплекса страны, создание недостаточных условий для модернизации производства, и как следствие, снижению конкурентоспособности и ухудшению потенциала государства. Формирование благоприятного инвестиционного климата, учитывающего оптимальное соотношение национальных и иностранных инвестиций, а также поддержка политики активной государственной защиты позиций национального капитала обеспечит в обозримом будущем поступательное развитие финансовой системы Российской Федерации. Для достижения стабильных результатов развития финансовая система должна преобразовываться, создавая новые возможности формирования и использования финансовых ресурсов. Процесс стремительного развития информационных технологий, моделирования в финансах, появление новых финансовых технологий безусловно способствует преобразованию финансовых систем. Трансформационные процессы являются отражением насущной потребности финансовой системы в изменениях.

Реализуемые макроэкономические подходы формируют возможности трансформации финансовой системы и возможности использования новых методов и инструментов воздействия на развитие экономики государства. Финансовая система демонстрирует новые подходы в развитии национальной экономики, при этом реализуемые национальные подходы являются приоритетным дополнением реализации важных государственных инициатив, раскрывая скрытые возможности по применению долгосрочной политики. Процессы модернизации и преобразования финансовой системы должны быть построены на системности исследования, информационной обеспеченности взаимосвязей и взаимозависимости, последовательности, статистического анализа, открытости, целенаправленности, единстве информационного пространства, мониторинге и гибкости в системе регулирования.

29

Санкции и финансовый кризис оказали лишь временное тормозящее влияние на процессы формирования экономики и финансовой системы инновационного типа, а в долгосрочном же аспекте политика инновационного развития российской экономики должна сформировать стратегические результаты в значительном повышении уровня конкурентоспособности, укреплении внешних экономических, политических позиций, социально-экономической сбалансированности и инновационности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесян М.Г. Влияние процессов международной интеграции на финансовую систему России / М.Г. Аванесян // Альманах современной науки и образования. — 2014. — № 3 (S2). — С. 14-16.

2. Алексеев В.К Трансформация финансовой инфраструктуры на современном этапе / В.К Алексеев // РППЭ. — 2014. — № 3 (41).

3. Борщ Л.М. Развитие финансовой системы Российской Федерации в условиях интеграции экономики / Л.М. Борщ / / Шучный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 1. — С. 5-11.

4. Воробьев Ю.К Финансовая система: комплексный подход в контексте государственной финансовой политики / Ю.К Воробьев, Л.М. Борщ // Финансы: теория и практика. — 201S. — № 5. — С. 56-75.

5. Воробьева Е.И. Повышение роли государственных финансов в финансовой системе Российской Федерации / Е.И. Воробьева // кучный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 1. — С. 21-26.

6. Дубинин С.К. Финансиализация экономического роста и российская национальная финансовая система / С.К. Дубинин // Финансы: теория и практика. — 2017. — № 21 (4). — С. 6-21.

7. Игонина Л.Л. Финансовая система и экономическое развитие: монография / Л.Л. Игонина. — М.: Русайнс, 2016. — 140 с.

S. Мехралиева Л.К Финансовая система Российской Федерации / Л.К Мехралиева // Экономика и социум. — 2017. — № 4. — С. 911-916.

9. Омурова С.К. Модернизация финансовой системы как условие обеспечения финансовой безопасности /

C.К. Омурова // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. — 2017. — Т.17, № 6. — С. 63-66.

10. Полтораднева КЛ. Современный взгляд на трактовку категории «финансовая система» / КЛ. Полтораднева, Д.А. Завьялова // Финансы и кредит. — 201S. — № 24 (3). — С. 537-549.

11. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190& (дата обращения: 15.04.2019).

12. Сенчагов В.К. Современные системы развития финансовой системы в условиях глобализации / В.К. Сенчагов, Б.В. Губин // Современные технологии управления. — 2015. — № 9. — С. 29-39.

13. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.201S N 204 (ред. от 19.07.201S) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=303020& (дата обращения: 15.04.2019).

14. Филимонова, Е.А. Финансовая система и особенности оценки финансовой безопасности региона / Е.А. Филимонова // Кзвая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — № 10 -1. — С. 1S5-1SS.

15. Филиппов Д.И. Финансовые инновации в процессе трансформации цифровой экономики / Д.И. Филиппов // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. — 201S. — № 3 (99). — С. 5S-71.

SPISOK LITERATURY

1. Avanesyan M.G. Vliyaniye protsessov mezhdunarodnoy integratsii na finansovuyu sistemu Rossii / M.G. Avanesyan // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. — 2014. — № 3 (S2). — S. 14-16.

2. Alekseyev V.N. Transformatsiya finansovoy infrastruktury na sovremennom etape / V.N. Alekseyev // RPPE. — 2014. — № 3 (41).

3. Borshch L.M. Razvitiye finansovoy sistemy Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh integratsii ekonomiki / L.M. Borshch / / Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 1. — S. 5-11.

4. Vorobyov Yu.N. Finansovaya sistema: kompleksnyy podkhod v kontekste gosudarstvennoy finansovoy politiki / Yu.N. Vorobyov, L.M. Borshch // Finansy: teoriya i praktika. — 201S. — № 5. — S. 56-75.

5. Vorobyova E.I. Povysheniye roli gosudarstvennykh finansov v finansovoy sisteme Rossiyskoy Federatsii / E.I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — № 1. — S. 21-26.

6. Dubinin S.K. Finansializatsiya ekonomicheskogo rosta i rossiyskaya natsional'naya finansovaya sistema / S.K. Dubinin // Finansy: teoriya i praktika. — 2017. — № 21 (4). — S. 6-21.

7. Igonina L.L. Finansovaya sistema i ekonomicheskoye razvitiye: monografiya / L.L. Igonina. — M.: Rusayns, 2016. — 140 s.

S. Mekhraliyeva L.N. Finansovaya sistema Rossiyskoy Federatsii / L.N. Mekhraliyeva // Ekonomika i sotsium. — 2017. — № 4. — S. 911-916.

9. Omurova S.K. Modernizatsiya finansovoy sistemy kak usloviye obespecheniya finansovoy bezopasnosti / S.K. Omurova // Vestnik Kyrgyzsko-rossiyskogo slavyanskogo universiteta. — 2017. — T.17, № 6. — S. 63-66.

10. Poltoradneva N.L. Sovremennyy vzglyad na traktovku kategorii «finansovaya sistema» / N.L. Poltoradneva,

D.A. Zav'yalova // Finansy i kredit. — 201S. — № 24 (3). — S. 537-549.

11. «Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 144190& (data obrashcheniya: 15.04.2019).

12. Senchagov V.K. Sovremennyye sistemy razvitiya finansovoy sistemy v usloviyakh globalizatsii / V.K. Senchagov, B.V. Gubin // Sovremennyye tekhnologii upravleniya. — 2015. — № 9. — S. 29-39.

30

13. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 (red. ot 19.07.2018) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=303020& (data obrashcheniya: 15.04.2019).

14. Filimonova, Ye.A. Finansovaya sistema i osobennosti otsenki finansovoy bezopasnosti regiona / Ye.A. Filimonova // Novaya nauka: Sovremennoye sostoyaniye i puti razvitiya. — 2016. — № 10 -1. — S. 185-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Filippov D.I. Finansovyye innovatsii v protsesse transformatsii tsifrovoy ekonomiki / D.I. Filippov // Vestnik REA im. G.V. Plekhanova. — 2018. — № 3 (99). — S. 58-71.

Статья поступила в редакцию 18 мая 2019 года Статья одобрена к печати 23 октября 2019 года

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.