ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ -
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. №1 (68)
УДК 339.16.012.23
Р. Ф. Ананина, М. В. Ивашкин
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМАХ
Ананина Р. Ф. - ассистент кафедры торгового дела и маркетинга Сибирского федерального университета, e-mail: [email protected]; Ивашкин М. В. - д-р экон. наук, проф. Высшей школы «Медиа, коммуникаций и сервиса» Тихоокеанского государственного университета, e-mail:[email protected]
В статье рассмотрена сущность сетевого подхода к организации электронных торгов. Сформулированы теоретические основы трансформации статусов субъектов сете-центричных взаимодействий от «посетителя», до «потребителя» услуг электронной платформы. Определены основные факторы, обуславливающие не только объективный рост популярности электронных платформ по сравнению с традиционными формами организации торгового процесса, но и способные негативно повлиять на их работу. Основное место в статье уделено предложенной авторами периодизации процесса возникновения и развития электронных платформ в России и подробным описанием специфики каждого выделенных из этапов. Важным элементом организации купли-продажи на электронных платформах авторами считается комплекс взаимосвязанных экономических отношений, обусловленных общей целенаправленностью и взаимной интеграцией ресурсной базы, а также действием информационно-телекоммуникационных технологий. С учетом данного вывода, в исследовании развивается дискуссия о трансформации процессов покупки и продажи товаров и услуг, рассматриваются структурные связи на каждом этапе электронной платформизации и подробно описывается их характеристика в эволюционных процессах развития цифровой среды России. Отличительной чертой представленного исследования следует считать осуществление логично-описательного процесса с целью дополнения теоретических представлений об экономике совместного потребления, который включал в себя различные методы: наблюдение, анализ, сопоставление. В заключении анализируются причины и возможные последствия трансформационных процессов при осуществлении совместных продаж с использованием сетевых электронных платформ.
Ключевые слова: торговые сети, купля-продажа, товары, трансформация, цифровые технологии, экономические отношения, электронная платформа
© Ананина Р. Ф., Ивашкин М. В., 2023
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)
Использование электронных сетей для организации специфических взаимодействий на рынке, включающих интеграцию материальных ресурсов и предоставление равного доступа к ним, организацию общего информационного пространства, способствующих повышению стабильности рыночных отношений и обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ субъектов-участников.
Сетевая организация торгов с использованием электронных платформ привносит существенные инновации в экономику, дает новое качество жизни для потребителей - большинство ежедневных покупок уже можно совершать онлайн, быстро и в несколько «кликов». Данные преимущества достигаются за счет того, что системы, работающие на основе сетевого подхода, часто реализуют решение по принципу одного окна, позволяя делать все операции в едином мобильном приложении. Накопление большого количества данных позволяет торговым аналитикам сформировать «портрет потребителя» и обеспечить увеличение скорости получения услуг, а также повысить точность адресных предложений различных продуктов, их ориентацию под специфические потребности конкретного покупателя.
Обращаясь к теоретическим основам, отметим актуальность тезиса о возможности применения сете-центричных взаимодействий с использованием цифровых технологий для эффективной реализации рыночных отношений при сохранении относительной автономности каждого участника сети и общей системы целеполагания в работе с определенной целевой группой потребителей [1, 3].
Вместе с тем, реализация торговых процессов в условиях электронной платформы обусловлена необходимостью достаточно жесткого разграничения ключевых ролей среди их непосредственных участников.
Посетители электронной платформы, обращаясь к ее ресурсам, автоматически становятся ее пользователями, так как в той или иной степени вступают в правовые отношения, регулируемые пользовательским соглашением: они регистрируются, размещая на платформе свои персональные данные, просматривают ассортимент товаров в специальных каталогах, знакомятся с описанием товаров, задают при необходимости сопутствующие вопросы.
Пользователи трансформируются в категорию покупателей товаров, как только делают выбор товаров и оплачивают его с помощью средств монетизации в персональной корзине. Здесь наблюдается качественный переход от организационного уровня отношений к финансово-экономическому, предполагающий формирование нового цикла приращения денежных средств как для самой платформы, так и для продавца конкретного товара. И продавец, и электронная платформа с каждым актом купли-продажи становятся более популярными, а следовательно, и более успешными.
Покупатели, забирая товаров из центра выдачи, становятся потребителями в тот самый момент, когда начинают его непосредственное потребление, выходя на потребительский уровень отношений как с платформой, так и с продавцом.
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)
Отметим тройной переход категорий: посетитель платформы становится пользователем, затем оплачивая товар и отправляя его в необходимый центр выдачи, трансформируется в категорию покупателя и далее, потребляя товар, переходит в ранг потребителя услуг данной электронной платформы.
Зачастую в потребительском понимании прослеживается синонимичность рассматриваемых категорий, что является результатом перехода всех торгово-экономических отношений в цифровой формат. Вопрос данной тождественности применения понятий остается дискуссионным, поскольку прослеживаются различные взаимоотношения индивида на различных этапах присутствия на электронной платформе.
Развитие различных форм услуг, рост интереса к малоизученным видам кооперационно-сетевых взаимодействий, а также появление интегрированных торговых информационных пространств, осуществлялись благодаря наличию ряда факторов, влияющих на формирование и организацию цифровых тор-гово-технологических процессов. Среди всего комплекса факторов, на наш взгляд, особо следует выделить следующие:
- совместное потребление;
- пространственная и технологическая доступность электронных торговых сетей;
- переход опыта форумных объединений в перманентные кооперационно-сетевые взаимодействия;
- социальное дистанцирование;
- финансовый капитал и нормативно-правовое обеспечение.
Оказание услуг и продажа товаров в условиях электронных платформ обусловлены наличием цифровой составляющей, которая заключается в осуществлении торгово-технологических процессов с помощью информационно-телекоммуникационных технологий.
Драйверами развития продажи товаров и оказания услуг в условиях электронных платформ становятся недостатки при организации офлайн продажи товаров: недостаточно широкий ассортимент, неверная ценовая политика, отсутствие интерактивных взаимосвязей между спросом потребителей и актуальным предложением, территориальная удаленность от покупательских потоков и др.
В этой связи, виртуальное пространство электронной платформы позволяет предлагать разнообразные по полноте и широте товарные наборы, а также формировать свою товарную политику, исходя из анализа ключевых показателей товарообращения (коэффициент конверсии, завершенности покупок, посещаемости, уровень удовлетворенности сервисами и т.д.). Всеэто позволяет устанавливать динамичные взаимосвязи между просматриваемыми потенциальными покупателями карточками товаров (т.е. спросом) и необходимым объемом товара у поставщиков вне зависимости от территории и времени.
То место, которое занимает сегодня в экономике России электронная коммерция вообще и совместные покупки в частности стало результатом много-
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)
летних целенаправленных усилий различных рыночных и нерыночных субъектов. В связи с чем, нам представляется вполне уместным выделить следующие основные этапы данного процесса:
1) инициатива со стороны государства по развитию информационно-телекоммуникационных технологий (2009 г.);
2) активное горизонтальное (пространственное) распространение информационно-телекоммуникационных технологий с использованием технологий Интернет-проникновения (с 2009 по 2012 гг.);
3) появление первых электронных платформ в структуре информационно-телекоммуникационных технологий и развитие мобильных приложений (с 2012 по 2015 гг.);
4) формирование простейших кооперационно-сетевых взаимодействий в рамках существующих электронных платформ (с 2015 по 2017 гг.);
5) установление перманентных кооперационно-сетевых взаимодействий в электронных платформах (с 2017 г. по н.в.)2.
Как это уже случалось неоднократно в истории России, первый этап был инициирован руководством страны посредством использования электронной технологии торгов в соответствии с международными стандартами, «внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергетической эффективности» [7].
Формулировка в качестве одной из приоритетных задач развития стратегических и информационных технологий, заложила основу для широкого распространения электронной платформизации в различных сферах жизни общества [7].
Дальнейшее формирование пакета нормативно-правовых актов сопровождалось повсеместной популяризацией использования цифровых технологий в самых разных слоях общества, а также созданием и продвижением государственных площадок по оказанию услуг и сопровождению торгово-экономических процессов. Именно тогда, стали появляться первые специализированные платформы, предлагающие осуществлять закупки товаров или услуг в режиме онлайн. Здесь же начинает развиваться институт цифровой криптографии, особое значение в котором приобретают виды электронных цифровых подписей, позволяющих ускорять время, необходимое для проведения процедур документооборота.
На втором этапе электронной платформизации в РФ произошло количественное и качественное развитие информационно-телекоммуникационных сетей, необходимых для формирования ее материально-технической базы. Большинство российских регионов получили высокотехнологичное оборудо-
2 Предложенные авторами временные интервалы являются достаточно условными, в т.ч. и потому, что имело место взаимное наложение одного периода на другой.
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)
вание, активно финансировались государственные проекты, началось формирование как теоретической, так и практической базы для внедрения цифровых стартапов.
Сформированная материально-техническая база способствовала переходу к третьему этапу, который характеризовался появлением первых электронных платформ и развитием мобильных приложений, в последствие сформировавшим целевой рынок с большим числом конкурирующих между собой компаний, рыночным ценообразованием, специфическими «правилами игры» и другими характеристиками.
В целом, третий этап можно охарактеризовать как отправную точку, после которой электронные платформы начали активно распространяться во всех сферах жизни общества, в том числе и в торговле различными потребительскими товарами.
Эти изменения, по мнению исследователей, не случайны и являются объективным отражением изменений в мировой экономике. Конкуренция в экономической сфере все больше стала перемещаться в сферу сроков исполнения заказов и учета специфических интересов потребителей. На таком поле гиперконкуренции бизнес вынужден был искать новые решения, и они нашлись в кооперационно-сетевом взаимодействии за счет использования синергетиче-ского эффекта.
На четвертом этапе платформизации бизнес-процессы перешли в категорию творческой дифференциации и специализации используемых информационно-телекоммуникационных технологий. Стали появляться различные виды и разновидности оказываемых посредством электронных платформ услуг: кар-шеринг, карпулинг, совместные закупки, фудшеринг и многие другие.
На завершающем этапе электронные платформы постепенно стали неотъемлемой частью весьма разветвленной (можно даже сказать - глобальной) и глубоко интегрированной коммуникационной системы, охватывающей все стороны жизни современного человека, выходящей далеко за рамки формальных экономических отношений между их рядовыми пользователями. Интернет-аукционы и магазины, цифровые доски объявлений, объединяя на своих площадках, как организации, так и отдельных потребителей, покупающих или продающих свои товары и услуги, сегодня не просто удовлетворяют текущие и перспективные материальные и духовные потребности своих клиентов, но и формируют системы взглядов и моделей поведения граждан. Как следствие, электронные платформы стали не только экономическим, но и важным социально-политическим фактором функционирования общества и государства.
Возвращаясь к коммерческим отношениям, возникающим в процессе функционирования электронных платформ, следует отметить, что в условиях экономики совместного потребления, главной выгодой от сетевого взаимодействия является существенная экономия ресурсов, получаемая от кооперации участников в процессе удовлетворения своих потребностей [4].
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)
Вместе с тем, электронная сеть как вид экономического взаимодействия обладает дополнительными преимуществами перед традиционной кооперацией (последняя является простым симбиозом сотрудничества и объединения ресурсов), которые возникают только в крупных цифровых экосистемах. Эти преимущества заключаются, прежде всего, в постоянном и тотальном интерактивном взаимодействии участников сети между собой, а также в открытом характере формируемых сетей. Иными словами, такие сети не являются «закрытыми клубами» для избранных, а носят открытый и весьма демократичный характер. Более того, каждая сеть объективно заинтересована в своем перманентном расширении, повышающем ее авторитет в массах, а следовательно, и эффективность функционирования. Данные преимущества в той или иной мере присутствуют в электронных платформах различного типа: досках объявлений, мессенджерах, социальных сетях, форумах.
При исследовании значения электронной платформизации, интересна точка зрения, отраженная в ряде работ и заключающаяся в том, что платформа представляет собой качественно новую прорывную инновацию, дающую дополнительные возможности для традиционного бизнеса [2, 5, 6, 8, 9].
Авторы разделяют представленную точку зрения и дополняют ее тезисом о том, что в отличие от традиционного канала товародвижения включающего производителя, оптового посредника, розничного продавца, потребителя, причем звенья взаимно заменялись, за исключением производителя и потребителя (начальное и конечное звено), услуги по продаже товаров, организованные в кооперационно-сетевых взаимодействиях на основе платформ форумного типа, осуществляют замену традиционных посредников (оптовых и розничных) сигналами рынка, генерируемыми потребителями. Такой подход не только упрощает процесс интерактивного взаимодействия между конечными точками канала товародвижения (производителем и конечным потребителем), но и значительно повышает количественную и качественную эффективность такого взаимодействия за счет устранения посредников и сокращения временного интервала между изменением потребности и получением информации об этом производителем. Фактически, производитель находится в постоянном и прямом контакте со своим целевым покупателем, а следовательно такие важнейшие параметры: время передачи и искажение информации в процессе ее передачи сводятся к нулю.
Несмотря на описанные выше серьезные перемены, развитие электронной платформизации не только не останавливается, а наоборот, ускоряется. Продолжает расширяться интернет-покрытие, растет скорость передачи данных, снижается стоимость интернет-трафика и мобильных устройств и, как следствие, растет спрос клиентов на быстрое и удобное получение информации о товарах и услугах. Пандемия 2020 г. и, связанное с ней, введение принудительных санитарно-эпидемиологических ограничений по перемещению граждан (lockdown) объективно ускорили трансформацию потребительских предпочтений в части использования дистанционных каналов взаимодействия и заказа товаров и услуг.
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)
При наблюдении нами осуществлена классификация электронных платформ, участвующих в торговле товарами или влияющими на нее, при которой осуществлялась группировка по видам:
1. Реестры и порталы государственного сектора экономики;
2. Торговые площадки для коммерческих предприятий, не предполагающие участие потребителей;
3. Сайты и мобильные приложения, ориентированные на продажу товаров и услуг.
Изначально для формирования сетевых взаимодействий необходима цифровая основа, которой пользуется управляющее предприятие для осуществления экономических отношений.
Например, форум совместных закупок создается по модели прорывных инноваций, где изменением паттерна потребительского поведения становится заказ товаров через электронные каталоги с помощью организаторов. С течением времени происходит рост и присоединение новых структурных элементов (центров раздачи товаров, производителей и поставщиков, служб доставки), что приводит к цифровой трансформации - все взаимодействующие элементы образуют экосистему с предпринимательской средой.
Помимо описанных выше торгово-технологических операций, в настоящее время использование электронных платформ все чаще отождествляется с предоставлением универсальной площадки для оказания различного рода услуг, напрямую не связанных с торговлей, но сопутствующих данному процессу. В частности, консультирование, презентация, упаковка, хранение, транспортировка и многие другие.
В заключении следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на все издержки связанные, прежде всего с комплексом социальных проблем, цифро-визация торгово-технологических процессов представляет собой объективный процесс и позволяет превращать недостатки офлайн торговли в преимущества работы электронных платформ, стимулируя их развитие в экономическом пространстве.
Библиографические ссылки
1. Аленина К. А., Грибанов Ю.И. Развитие механизма формирования компетент-ностного потенциала управления с использованием возможностей сетевизации и циф-ровизации социально-экономических систем // Креативная экономика. 2019. Т.13, № 3. С. 517-522.
2. Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Модель организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях и разработка механизма совершенствования // Креативная экономика. 2021. Т. 15, №12. С. 4725-4734.
3. Захаров В. Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. 2019. № 4. С. 1341-1356.
4. Ивашкин М. В., Колесников А.В. Электронная коммерция - современные вызовы и новые возможности // Вестник Тихоокеанского государственного университета. Хабаровск, 2020. № 2. С. 39-46.
ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 1 (68)
5. Костин К. Б., Березовская А.А. Современные технологии цифровой экономики как драйвер роста мирового рынка товаров и услуг // Экономические отношения. 2019. № 2. С. 455-480.
6. Куимов В. В. Экономика кооперационно-сетевых взаимодействий. Теория. Практика. Возможности. М.: ИНФРА-М, 2019. 200 с.
7. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации Послание от 12.11.2009 // Российская газета. 2009. 13 нояб.
8. Тагаров Б.Ж. Специфика экономики совместного потребления и условия ее развития // ЭКО. 2019. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/spetsifika-ekonomiki-sovmestnogo-potrebleniya-i-usloviya-ee-razvitiya (дата обращения: 06.01.2023).
9. Федорова О. И., Сыроваткина Т.Н. Сеть как форма взаимодействия субъектов экономики // Экономические отношения. 2019. Т. 9, № 2. С. 1353-1362.
Title: Transformational Processes in the Organization of Purchase and Sale on Electronic Platforms
Authors' affiliation:
Ivashkin M. V.- Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Ananina R. F. - Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract: In the article, the authors consider the essence of the network approach to the organization of electronic trading. The theoretical foundations of transformation of the statuses of subjects of network-centric interactions from "a visitor" to "a consumer" of electronic platform services are formulated. The main factors that cause not only an objective increase in the popularity of electronic platforms in comparison with traditional forms of organization of the trading process, but also can negatively affect their work, are identified. The authors propose and focus on the periodization of the process of the electronic platforms emergence and development in Russia and a detailed description of the specifics of each of the identified stages. An important element of the organization of purchase and sale on electronic platforms is considered as a complex of interrelated economic relations due to the general purposeful-ness and mutual integration of the resource base, as well as the influence of information and telecommunication technologies. Taking into account this conclusion, the study develops a discussion about the transformation of the processes of buying and selling goods and services, examines the structural links at each stage of electronic platformization and describes in detail their characteristics in the evolutionary processes of the development of the digital environment in Russia. A distinctive feature of the presented research is the implementation of a logical and descriptive process to supplement theoretical ideas about the economy of shared consumption, which included various methods: observation, analysis, comparison. In conclusion, the reasons and possible consequences of the transformation processes in the implementation of joint sales using online electronic platforms are analyzed.
Keywords:retail chains, purchase and sale, goods, transformation, digital technologies, economic relations, electronic platform.