Научная статья на тему 'Цифровые платформы с применением решений No Code/Low Code как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов'

Цифровые платформы с применением решений No Code/Low Code как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровая платформа / информационные системы / цифровая экономика / цифровые технологии / реинжиниринг / бизнеспроцессы / digital platform / information systems / digital economy / digital technologies / reengineering / business processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Онокой Людмила Сергеевна, Лаптев Константин Анатольевич

Рост популярности цифровых технологий, в частности цифровых платформ, является одним их основных факторов инновационного развития российской экономики. Целью настоящего исследования является анализ различных аспектов трансформации бизнес-процессов с использованием современных цифровых платформ. В статье раскрыты назначение и функциональные возможности цифровых платформ. Особый интерес представляет предложенная авторами классификация современных российских организаций в разрезе их заинтересованности в применении цифровых платформ. В статье также приведены результаты исследования применимости цифровых платформ в организациях с различными уровнями зрелости бизнес-процессов. Исследование, в частности, пришло к выводу о перспективности использования цифровых платформ с отсутствием/ограничением применения процесса кодирования (no-code/low-code). В заключение авторы формулируют основные преимущества, а также существующие угрозы и риски использования цифровых платформ в бизнесе, представляют последние технологические инновации, обеспечивающие прогнозируемое расширение платформизации российского бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital platforms using no code/low code solutions as a tool for increasing the efficiency of business processes

The growing popularity of digital technologies, in particular digital platforms, is one of the main factors in the innovative development of the Russian economy. The purpose of this study is to analyze various aspects of business process transformation using modern digital platforms. The article reveals the purpose and functionality of digital platforms. Of particular interest is the classification proposed by the authors of modern Russian organizations in terms of their interest in the use of digital platforms. The article also presents the results of a study of the applicability of digital platforms in organizations with different levels of business process maturity. The study, in particular, concluded that the use of digital platforms with the absence/limitation of the application of the coding process (no-code/low-code) is promising. In conclusion, the authors formulate the main advantages, as well as existing threats and risks of using digital platforms in business, and present the latest technological innovations that ensure the predicted expansion of platformization of Russian business

Текст научной работы на тему «Цифровые платформы с применением решений No Code/Low Code как инструмент повышения эффективности бизнес-процессов»

Цифровые платформы с применением решений

No Code/Low Code как инструмент повышения эффективности

бизнес-процессов

Онокой Людмила Сергеевна

доктор социологических наук, профессор, профессор Департамента бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]

Лаптев Константин Анатольевич

студент магистратуры, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]

Рост популярности цифровых технологий, в частности цифровых платформ, является одним их основных факторов инновационного развития российской экономики. Целью настоящего исследования является анализ различных аспектов трансформации бизнес-процессов с использованием современных цифровых платформ. В статье раскрыты назначение и функциональные возможности цифровых платформ. Особый интерес представляет предложенная авторами классификация современных российских организаций в разрезе их заинтересованности в применении цифровых платформ. В статье также приведены результаты исследования применимости цифровых платформ в организациях с различными уровнями зрелости бизнес-процессов. Исследование, в частности, пришло к выводу о перспективности использования цифровых платформ с отсутствием/ограничением применения процесса кодирования (no-code/low-code). В заключение авторы формулируют основные преимущества, а также существующие угрозы и риски использования цифровых платформ в бизнесе, представляют последние технологические инновации, обеспечивающие прогнозируемое расширение платформизации российского бизнеса. Ключевые слова: цифровая платформа, информационные системы, цифровая экономика, цифровые технологии, реинжиниринг, бизнес-процессы

Повышение эффективности бизнес-процессов является одним из ведущих факторов экономического роста организации в долгосрочной перспективе. Основным условием при этом становится обеспечение согласованных действий и постоянных коммуникаций между партнерами в части принятия необходимых управленческих решений. Для решения этой задачи выполняется автоматизация бизнес-процессов, в том числе с использованием цифровых платформ. Компании, автоматизация которых базируется на применении цифровых платформ, демонстрируют существенно большую продуктивность. Практика показывает, что такие организации быстро развиваются, расширяя свою функциональность. Они успешно адаптируются к изменению внешних условий, осваивая новые рынки сбыта. Они активно и продуктивно взаимодействуют со своими партнерами при создании ценности для потребителя.

В современной российской экономике платформизация, которая понимается как цифровая трансформация бизнеса под влиянием применения модульных цифровых платформ и платформенных технологий, является одним из важных и динамично развивающихся процессов. Цифровая платформа объединяет возможности цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления, блокчейн и Интернет вещей. Сочетание этих технологий и инновационных бизнес-моделей позволяет значительно реформировать отдельные компании, традиционные рынки и даже целые секторы экономики. Платформенные компании в настоящее время являются крупнейшими в мире по рыночной капитализации (Apple, Google, Amazon, Alphabet, Meta). В России цифровые платформы успешно применяются в мессен-джерах, социальных сетях, поисковых и платежных системах, а также в таких сферах деятельности, как финансы, торговля, туризм, образование, занятость, транспорт и т.д.

Как показало проведенное авторами исследование, современные российские организации демонстрируют различное, иногда диаметрально противоположное, отношение к внедрению и использованию цифровых платформ. К первой группе, по мнению авторов, следует отнести организации, которые не испытывают необходимости в применении цифровых платформ. Такое решение может быть обусловлено целым рядом разнообразных причин, в том числе обусловленных особенностями внешнего окружения организации. В частности, такая стратегия может быть оправдана небольшим количеством клиентов. В этом случае повышение эффективности бизнес-процессов происходит за счет оптимизации внутренней деятельности организации благодаря выявлению и устранению узких мест процессов, дублирующих функций и функций, не добавляющих ценности.

В отдельную группу следует выделить организации, предпочитающие использовать уже существующие цифровые платформы. Так компания производитель чайной продукции может использовать торговую платформу в качестве одного из каналов сбыта продукции или с целью поиска партнеров для решения различных бизнес-задач. В этом случае повышение эффективности организаций происходит благодаря созданию

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м

CJ

fO

сч о cs

о ш m

X

<

m О X X

новых бизнес-процессов и трансформации старых в результате их настройки под конкретную цифровую платформу, которая диктует собственный способ ведение бизнеса и обеспечивает оцифровку связанных с ней процессов. Кроме того, платформа может устанавливать свои правила ее использования. Так, она может управлять ценообразованием, следить за качеством товаров или услуг, привлекать к участию в маркетинговых и промо кампаниях. Преимуществами этого подхода являются снижение рисков и инвестирование меньших объемов денежных средств для использования существующей платформы нежели внедрения организацией своей собственный цифровой платформы.

К последней группе необходимо отнести организации, предпочитающие иметь собственную цифровую платформу, которая позволит им полностью трансформировать бизнес-процессы за счет использования информации от интеллектуальных продуктов и оборудования, способного обмениваться данными, или создать новую бизнес-модель, связанную с основным бизнесом, но выступающую отдельным его субъектом. Например, производитель чайной продукции может внедрить цифровую платформу, позволяющую построить взаимодействие между отдельными его подразделениями (магазинами, кафе, офисами и т.д.), дистрибьюторами и независимыми торговыми представителями. В результате владелец платформы получит новый монетизируемый бизнес, а также оцифрует бизнес-процессы продаж, маркетинга, логистики, производства и повысит их эффективность.

Функциональные возможности цифровой платформы определяют ее привлекательность для организаций. Цифровая платформа как технологическая основа организации может решать задачи в различных сферах деятельности организации, таких как производство, сбытовая деятельность, управление ресурсами, управление поставщиками. Кроме того, она может выступать как посредник на рынке и обеспечивать снижение транзакционных издержек, а также упрощать взаимодействие между различными заинтересованными сторонами рынка. Эти функции цифровой платформы представляют ее ключевые отличия от традиционного конвейерного механизма создания и передачи ценности, в процессе которого производители осуществляют поэтапное производство и реализацию ценности для потребителя.

В отличие от традиционной передачи ценности от производителей к потребителям с использованием посредников в конвейерных предприятиях, бизнес-модели, основанные на использовании цифровых платформ, реализуют механизмы циклической обратной связи с различными участниками платформы, которые генерируют рыночные сигналы. Так, цифровая платформа может обеспечить обратную связь с клиентом для контроля качества товаров и услуг. Цифровая платформа позволяет сократить время и трудозатраты на поиск надёжных партнёров и заключение взаимоотношений между ними, создавая прямой канал сбыта продукта, что продемонстрировано на схеме рисунка 1.

Аналоговый

канал распределения

Розничный торговец

Оптовый торговец Потребитель

Производитель

Цифровой канал распределения

Производитель

] Прямые каналы сбыта ) Т(ифровая платформа

Потребитель

Рисунок 1 Трансформация структуры рынков Разработано авторами

Таким образом, используемый в платформе комплекс цифровых технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, роботизация и др., позволяет повысить эффективность процессов продаж путём снижения трудозатрат сотрудников на анализ рынка и поиск популярных продуктов и надежных контрагентов.

Применение цифровой платформы в организации обеспечивает ей конкурентные преимущества, так как эффективная бизнес-экосистема, выстроенная на платформе, создаёт ценности для всех её участников и барьеры для конкурентов. Ценности, которые создаются и получаются участниками цифровой платформы, могут выступать в различных формах, таких как информация, продукты, социальная валюта, к которой следует отнести рейтинги, внимание, влияние и другие нематериальные формы ценности. Ключевой ценностью для организации, которая является владельцем платформы, является информация, генерируемая в ходе взаимодействия различных участников платформы. Сбор и анализ актуальной информации, предоставленной платформой, позволяет организации персонализировать и совершенствовать платформенные сервисы для пользователей, собственные продукты и услуги, а также улучшать собственные бизнес-процессы.

Как показывает практика, ключевыми факторами развития платформ являются внедрение технологических изменений и инноваций, влияние сетевых эффектов, развитие комплементарных сервисов для участников платформы, обеспечение качественного взаимодействия и другие. Сетевой эффект - это влияние изменения количества пользователей на величину ценности, создаваемой для каждого из участников цифровой платформы. Рост ценности является положительным сетевым эффектом, снижение ценности - отрицательным. Развитие цифровых платформ благодаря сетевому эффекту повышает их рыночное влияние. Для того, чтобы сетевой эффект рос в положительную сторону для платформы, необходимо привлекать лидеров и ключевых игроков рынка, которые приведут за собой партнеров и конкурентов, а также других заинтересованных лиц.

Важным вопросом внедрения цифровой платформы является её интеграция с существующей архитектурой организации. Во многих крупных предприятиях автоматизация бизнес-процессов осуществлялась не комплексно, а позадачно. В результате программное обеспечение этих предприятий становится разнородным и недостаточно совместимым, а данные неоднородными, что ведет к сложностям их консолидации и обработки. В таком случае внедрение цифровой платформы происходит медленно, постепенно охватывая разноуровневые процессы. Для решения этой проблемы необходима интеграция цифровой платформы с наиболее используемым программным обеспечением от различных разработчиков. Это важно еще и потому, что изменение бизнес-архитектуры в связи с внедрением цифровой платформы потребует изменения сервисов, приложений, информационного и в некоторых случаях даже технологического слоев архитектуры организации.

Существенную роль в принятии решения о внедрении цифровой платформы играет уровень зрелости бизнес-процессов организации. Так авторы Arica E., Oliveira M. в своей статье «Requirements for adopting digital B2B platforms for manufacturing capacity finding and sharing» на основе анализа деятельности 34 компаний из пяти европейских стран пришли к выводу о существовании зависимости между уровнями зрелости организаций и применением цифровых платформ, предназначенных для обмена активами в рамках экономики совместного потребления. Они разделили исследуемые компании на две группы по уровням зрелости бизнес-процессов. В первую группу вошли зрелые организации, которые обладают

стандартизированными процессами, имеют налаженную сеть партнеров, с которыми у них выстроены формализованные отношения, используют определенные критерии и процедуры для выбора поставщиков, имеют эффективные каналы коммуникации с партнерами, обеспечивают безопасность данных на основе собственных ресурсов. Вторая группа - развивающиеся предприятия, которые располагают не стандартизированными бизнес-процессами, только создают партнерскую сеть, выбирают поставщиков на основе критериев, применимых лишь в конкретном проекте, не имеют эффективных каналов коммуникации, не обеспечивают в полной мере безопасность бизнеса и данных, а также обладают большой потребностью во внешних провайдерах услуг. Проведенное исследование показало, что зрелые предприятия меньше используют цифровые платформы в своей деятельности, а развивающиеся - напротив, готовы к внедрению и использованию цифровых платформ.

Основными преимуществами от внедрения цифровой платформы в бизнес-систему, по мнению авторов, являются:

- оптимизация архитектуры организации;

- совершенствование бизнес-процессов;

- повышение качества коммуникационных каналов между пользователями платформы;

- реализация регулярного мониторинга рынков сбыта.

Одной из основных угроз, обусловленных внедрением

цифровой платформы, является проблема обеспечения безопасности персональных и конфиденциальных данных. К персональным данным относится информация об участниках бизнес-процессов, контрагентах и т.д. Цифровая платформа осуществляет хранение больших объемов данных, а также использует их для организации поставок, продаж, маркетинговых мероприятий, рекламы и т.д. Утечка персональных и конфиденциальных данных может происходить непосредственно из хранилища данных или во время выполнения различных транзакций с ними.

Как показывает практика, существующие в настоящее время тенденции использования цифровых платформ преимущественно в стартапах и развивающихся предприятиях постепенно меняются благодаря наметившемуся росту популярности цифровых технологий у крупного бизнеса, что является отражением общемировых процессов цифровизации экономики.

Несомненный интерес представляют растущее использование цифровых платформ no-code/low-code. Это такие платформы, которые располагают инструментами для разработки программных приложений без написания программного кода (no-code), или с существенным ограничением разработки кода (low-code), что значительно упрощают этот процесс и делает его доступным для продвинутых пользователей. Еще совсем недавно подобные платформы использовались в основном для создания небольших проектов, но уже сегодня они успешно применяются для автоматизации бизнес-процессов.

В ближайшее время ожидается появление гибридных цифровых платформ no-code/low-code, которые будут сочетать традиционные технологии проектирования программных приложений путем написания программного кода с простотой использования инструментов no-code. Приведенные выше технологические новации безусловно будут способствовать расширению популярности цифровых платформ и цифровизации бизнеса.

Литература

1. Гелисханов И.З., Юдина Т. Н. Цифровые платформы: особенности и перспективы развития // Семьдесят первая Всероссийская научно-техническая конференция студентов, маги-

странтов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием (сборник материалов). - Ярославль: Издательский дом ЯГТУ. 2018. Ч. 3. С. 637-640.

2. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 6. С. 22-36.

3. Головина Т.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14. № 4. С. 552-564.

4. Добрынин А.П. Цифровая экономика - различные пути эффективного применения технологий (BIM, PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA и др.) // Международный журнал открытых информационных технологий. 2016. Вып. 4, № 1. С. 4-11.

5. Кешелава А.В. Цифровые инструменты цифровой экономики: базовые вопросы и определения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://integral-russia.ru/2021/11/05/tsifrovye-instrumenty-tsifrovoj-ekonomiki-bazovye-voprosy-i-opredeleniya/?ysclid=lo1j331lvf840556956. (Дата обращения: 22.10.2023).

6. Налбандян Г.Г., Ховалова Т.В. Факторы, способствующие внедрению цифровых платформ: эмпирический анализ российского малого и среднего бизнеса// Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. 11(4). С. 346-353.

7. Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. Императивы управления глобальными цифровыми платформами // Управленец. 2020. Т. 11, № 4. С. 59-69.

8. Стародубцева Е.Б., Маркова О.М. Цифровая трансформация мировой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 7-15.

9. Степнов И. М., Ковальчук Ю. А. Цифровые платформы как новый экономический агент в открытой модели экономики // Друкеровский вестник. 2019. С. 5-13.

10. Рязанова А.А. Цифровые платформы: интегративный потенциал, основные понятия и свойства // Вестник современных цифровых технологий. 2020. № 4. С. 26-36.

11. Ховалова Т.В. Использование цифровых платформ для стратегического развития промышленных компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2022. 13(3). С. 245-254.

12. Arica E., Oliveira M. (2019). Requirements for adopting digital B2B platforms for manufacturing capacity finding and sharing. In: 24th IEEE International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation (ETFA). IEEE: 703-709.

13. Barile S.S., Simone Ch., landolo F., Laudando A. (2022). Platform-based innovation ecosystems: Entering new markets through holographic strategies. Industrial Marketing Management, 105(4):467-477.

14. Martens, B. (2016). An Economic Policy Perspective on Online Platforms. Institute for Prospective Technological Studies Digital Economy Working Paper.

15. Parker, G. G. & Van Alstyne, M. W. & Choudary, S. P. (2016). Platform revolution: How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. W. W. Norton & Company.

Digital platforms using no code/low code solutions as a tool for increasing the

efficiency of business processes Onokoy L.S., Laptev K.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

JEL classification: C01, C02, C1, C4, C5, C6, C8_

The growing popularity of digital technologies, in particular digital platforms, is one of the main factors in the innovative development of the Russian economy. The purpose of this study is to analyze various aspects of business process transformation using modern digital platforms. The article reveals the purpose

X X О го А С.

X

го m

о

м о м

CJ

and functionality of digital platforms. Of particular interest is the classification proposed by the authors of modern Russian organizations in terms of their interest in the use of digital platforms. The article also presents the results of a study of the applicability of digital platforms in organizations with different levels of business process maturity. The study, in particular, concluded that the use of digital platforms with the absence/limitation of the application of the coding process (no-code/low-code) is promising. In conclusion, the authors formulate the main advantages, as well as existing threats and risks of using digital platforms in business, and present the latest technological innovations that ensure the predicted expansion of platformization of Russian business. Keywords: digital platform, information systems, digital economy, digital technologies,

reengineering, business processes References

1. Gelikhanov I.Z., Yudina T.N. Digital platforms: features and development prospects

// Seventy-first All-Russian scientific and technical conference of students, undergraduates and graduate students of higher educational institutions with international participation (collection of materials). - Yaroslavl: Publishing house YGTU. 2018. Part 3. pp. 637-640.

2. Gelikhanov I.Z., Yudina T.N., Babkin A.V. Digital platforms in the economy:

essence, models, development trends // Scientific and technical bulletins of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic Sciences. 2018. T. 11. No. 6. P. 22-36.

3. Golovina T.A., Polyanin A.V., Avdeeva I.L. Development of digital platforms as a

factor of competitiveness of modern economic systems // Bulletin of Perm University. Series: Economics. 2019. Vol. 14. No. 4. pp. 552-564.

4. Dobrynin A.P. Digital economy - various ways to effectively use technologies (BIM,

PLM, CAD, IOT, Smart City, BIG DATA, etc.) // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Issue. 4, no. 1. pp. 4-11.

5. Keshelava A.V. Digital tools of the digital economy: basic issues and definitions

[Electron. resource]. Access mode: https://integral-

russia.ru/2021/11/05/tsifrovye-instrumenty-tsifrovoj-ekonomiki-bazovye-voprosy-i-opredeleniya/?ysclid=lo1j331lvf840556956. (Date of access: 10/22/2023).

6. Nalbandyan G.G., Khovalova T.V. Factors promoting the implementation of digital

platforms: an empirical analysis of Russian small and medium-sized businesses // Strategic decisions and risk management. 2020. 11(4). pp. 346-353.

7. Smirnov E.N., Lukyanov S.A. Imperatives of managing global digital platforms //

Manager. 2020. Vol. 11, No. 4. pp. 59-69.

8. Starodubtseva E.B., Markova O.M. Digital transformation of the world economy //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2018. No. 2. P. 7-15.

9. Stepnov I.M., Kovalchuk Yu.A. Digital platforms as a new economic agent in an

open economic model // Drucker Bulletin. 2019. pp. 5-13.

10. Ryazanova A.A. Digital platforms: integrative potential, basic concepts and properties // Bulletin of modern digital technologies. 2020. No. 4. pp. 26-36.

11. Khovalova T.V. Using digital platforms for the strategic development of industrial

companies // Strategic decisions and risk management. 2022. 13(3). pp. 245254.

12. Arica E., Oliveira M. (2019). Requirements for adopting digital B2B platforms for

manufacturing capacity finding and sharing. In: 24th IEEE International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation (ETFA). IEEE: 703-709.

13. Barile S. S., Simone Ch., Iandolo F., Laudando A. (2022). Platform-based innovation ecosystems: Entering new markets through holographic strategies. Industrial Marketing Management, 105(4):467-477.

14. Martens, B. (2016). An Economic Policy Perspective on Online Platforms. Institute

for Prospective Technological Studies Digital Economy Working Paper.

15. Parker, G. G. & Van Alstyne, M. W. & Choudary, S. P. (2016). Platform revolution:

How networked markets are transforming the economy and how to make them work for you. W. W. Norton & Company.

fO CN

o

CN

O HI

m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.