УДК [35:342](477)
Чорнолуцкий В.П,
Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины; соискатель кафедры региональной политики и публичного администрирования
(Украина, г. Одесса)
Научный руководитель: Свирин М.Г., Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины; доцент кафедры региональной политики и публичного администрирования, кандидат политических наук, доцент
(Украина, г. Одесса)
ТРАНСФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ (20102013 гг.): ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ц-
ч
венной вл
В статье рассматриваются ключевые процессы, которые имели место в период 2010—2013 гг. и оказали существенное влияние на развитие системы государственного управления в современной Украине (2010—2013 гг.). Автор анализирует основные результаты конституционной реформы 2004 года, оптимизации системы центральных органов исполнительной власти 2010 года, изменений в законодательстве о системе исполнительной власти.
Ключевые слова: система государственной власти в Украине, административная реформа, конституционная реформа, обеспечение прав и свобод человека.
' ель настоящей публикации познакомить российского .читателя с системой государственной власти в современной Украине и описать основные изменения, которые произошли в ней за последнее время. Как известно, изучение иностранного опыта помогает лучше понять самих себя и отчетливей оценить аналогичные процессы в собственной стране.
Учитывая интернациональный характер публикации, прежде всего необходимо дать общее представление о современной системе государственной власти в Украине. Затем рассмотрим содержание процессов, с которыми, собственно, и связывают основные трансформации в украинской системе государственного управления за последнее время.
Современная модель публичного управления в Украине была заложена в Конституции Украины 1996 года [1]. Согласно Основному закону в состав Украины входят 24 области, Автономная Республика Крым и два города со специальным статусом (Киев и Севастополь). В состав
каждой области входят города областного значения и районы. Структура органов публичной власти и их распределение по Схема № 1
различным уровням административно-территориального устройства представлены на схеме № 1.
Кабннет Министров Украины
Министерства и другие центральные органы неполна I ель пой власти
(services, aaencies. inspections)
С
Paii он
С^7|редс е датёлГ^) (^ПредселатычГ^У
Сонет
t
РаИОННАЯ государственная администрация
Районные подразделения центральных органов исполнительной власти
ГРАЖДАНЕ УКРАИНЫ (жители городе»р. сел и поселков)
Президент Украины — глава государства — избирается на всеобщих выборах сроком на 5 лет, является гарантом соблюдения прав и свобод человека, территориальной целостности страны, Верховным главнокомандующим и руководит внешней политикой страны.
Государственная власть построена и функционирует в соответствии с принци-
пом разделения властей. Органом законодательной власти является однопалатный парламент — Верховная Рада Украины, в состав которой входят 450 народных депутатов.
Высшим органом в системе исполнительной власти является Кабинет Министров Украины. Система органов исполнительной власти включает:
министерства и другие центральные органы исполнительной власти (агентства, инспекции, службы и органы со специальным статусом, а также их территориальные подразделения в Автономной Республике Крым, в областях, районах, городах);
местные государственные администрации в областях, районах, городах Киев и Севастополь;
органы исполнительной власти в Автономной Республике Крым (Совет Министров, министерства и комитеты Автономной Республики Крым).
В Украине гарантируется и действует местное самоуправление — право жителей городов, сел и поселков самостоятельно решать вопросы местного значения. В населенных пунктах граждане Украины непосредственно избирают представительный орган — местный совет и местного голову. Голова председательствует на заседаниях местного совета и руководит работой исполнительного комитета совета. Кроме того, граждане Украины избирают депутатов областных советов и районных советов.
В начале 2010 года в Украине состоялись очередные президентские выборы. Победу на них с преимуществом почти в 3,5% одержал глава Партии регионов В. Януко-вич. Избирательная программа победителя содержала обещания системных реформ, которые обеспечат Украине в течение ближайших 10 лет место среди 20-ти наиболее экономически развитых стран мира. Кроме того, В. Янукович шел на выборы с обещанием обеспечить решительную борьбу с коррупцией и популизмом в органах власти, децентрализацию, увеличение полномочий местных советов и реформирование межбюджетных отношений в пользу местного самоуправления, предоставление русскому языку статуса второго государственного языка наравне с украинским языком [2].
Вслед за победой В. Януковича на президентских выборах в марте 2010 г. в парламенте было сформировано пропрезидентское большинство (коалиция «Стабильность и реформы»), которое одобрило предложенную Президентом кандидатуру Н. Азарова для назначения на должность Премьер-министра Украины. Формирование нового правительства открывало путь
для назначения политических соратников и союзников на должности руководителей центральных органов исполнительной власти и глав местных государственных администраций в областях и районах.
Уже через месяц Президент Украины В. Янукович заявил о формировании в Украине новой модели управления, которая получила название «вертикали власти» [3]. Следует отметить, что впервые с начала 90-х годов центры принятия и реализации политических решений в стране оказались в руках одной группы политических союзников. Институты главы государства, правительства и парламентского большинства оказались под контролем Партии регионов и их соратников по тогдашнему составу Верховной Рады (Коммунистическая партия Украины и Блок В. Литвина). Известно, что эффективность и результативность такой централизованной модели управления потенциально могут быть очень высокими, особенно в кризисных условиях. При этом столь же высокими могут быть риски для дееспособности системы сдержек и противовесов между ветвями государственной власти — важного атрибута демократического политического режима.
В условиях такой концентрации власти пристального внимания требуют декларации руководства государства о политических целях. Определение целей государственного управления может осуществляться в трех документах, существование которых предусмотрено Конституцией Украины:
— Закон Украины об основах внутренней и внешней политики (статья 85);
— Послание Президента Украины народу Украины и ежегодное и внеочередное Послание Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины (статья 106);
— программа действий Кабинета Министров Украины (статья 85, 87, 114).
В июле 2010 г. парламентом был сделан важнейший шаг в области правого оформления целей государственной политики — вступил в силу Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики». Принятие такого закона — это первая в истории действия нынешней Конституции Украины успешная попытка реализовать норму Основного закона о том, что парламент «утверж-
дает основы внутренней и внешней политики». Этим законом определяются принципы и приоритеты политики в девяти сферах:
1) развития государственности,
2) развития местного самоуправления и стимулирования развития регионов,
3) формирования институтов гражданского общества,
4) национальной безопасности и обороны,
5) в экономической сфере,
6) в социальной и гуманитарной сферах,
7) в экологической сфере,
8) сфере техногенной безопасности,
9) внешней политики [4].
Именно в этом документе получил правовое закрепление европейский вектор государственной политики Украины. В частности, законом установлено, что одной из основ внешней политики страны является «обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью обретения членства в Европейском союзе» (статья 11). Установлено также, что Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны руководствоваться нормами этого закона при разработке законодательных и других нормативно-правовых актов (статья 12). Интересно, что в начале 2013 года в парламенте была предпринята попытка установить запрет членам правительства и государственным служащим высказывать суждения, которые противоречат содержанию Закона «О принципах внутренней и внешней политики» [5]. Попытка осталась неудачной не в последнюю очередь из-за того, что подобное ограничение противоречит конституционному праву на свободу слова и информации.
Ключевую роль в определении приоритетов внутренней и внешней политики Украины играет Президент. Традиционно глава государства излагает свою точку зрения по этим вопросам в Послании Президента Украины Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины. За пятилетний срок своих полномочий предыдущий глава государства В. Ющенко лишь трижды обращался с ежегодным посланием к парламенту (2005, 2008 и 2009 гг.). Характерной чертой президентства В. Януковича является
практически ежегодная артикуляция тактических и оперативных целей своей политики [6]. При этом следует выделить послание 2011 года под названием «Модернизация Украины — наш стратегический выбор», которое носило программный характер.
В основе президентских посланий одним из первых стратегических документов нового главы государства лежит Программа экономических реформ на период 2010—2014 гг. Она получила название «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство». Программа экономических реформ охватывает широкий спектр задач, которые сгруппированы по пяти основным направлениям:
— создание базовых предпосылок экономического роста путем поддержания низкого уровня инфляции, стабилизации государственных финансов и создания устойчивой банковской системы;
— формирование режима наибольшего благоприятствования для бизнеса путем уменьшения роли государства в экономике, снижения административных барьеров для бизнеса и развития инфраструктуры;
— модернизация инфраструктуры и базовых секторов в энергетической, угольной, нефтегазовой отраслях и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также через развитие транспортной инфраструктуры и рынка земли;
— сохранение и развитие человеческого капитала путем повышения эффективности и устойчивости социальной защиты, улучшения качества и доступности образования и медицинского обслуживания;
— повышение эффективности государственного управления путем реформирования государственной службы и исполнительной власти [7].
Инструментом реализации Программы экономических реформ является Национальный план действий [8], который Президент утверждает на каждый календарный год с конкретными заданиями для органов государственной власти.
В новых условиях роль правительства в формировании целей государственной политики оказалась существенно снижена. При президентско-парламентской форме республики и в ситуации пропрезидентского
большинства в Верховной Раде нелогичной выглядит сама возможность существования у правительства собственной программы отличной от политической программы, главы государства. Президент обладает полномочиями в любую минуту отправить правительство в отставку, Кабинет Министров реализует политический курс, определенный Президентом и парламентом. Правительство Н. Азарова не представляло на утверждение парламенту Программу действий Кабинета Министров.
Как сложилась такая система? Кардинальные изменения в системе публичной власти в Украине произошли в конце 2004 года в ходе проведения президентских вы-
Таблица 1 —
боров. Эти события получили название «оранжевой революции». На фоне массовых митингов оппозиции, вынесения Верховным Судом Украины решения о невозможности установить результаты второго тура президентских выборов парламент принял два важных политических документа: 1) о проведении третьего тура президентских выборов между кандидатами В. Януковичем и В. Ющенко; 2) о проведении конституционной реформы, которая ограничивала полномочия будущего главы государства в пользу парламента и Кабинета Министров. Содержание основных изменений представлено в таблице 1.
Основные изменения в системе публичной власти в результате проведения конституционной реформы 2004 года
Процедуры
Конституция Украины 1996 года_
Изменения в Конституцию Украины _2004 года [9]_
Назначение Премьер-министра Украины
Премьер-министр назначается Указом Президента после одобрения кандидатуры в парламенте
Кандидатура на пост премьер-министра представляется Президенту парламентским большинством. Президент вносит эту кандидатуру на рассмотрение парламента, который назначает премьера большинством голосов
Формирование Кабинета Министров Украины
Члены правительства назначаются Указом Президента по представлению Премьер-министра
Членов правительства назначает парламент по представлению премьер-министра, министров обороны и иностранных дел по представлению Президента
Контроль Президента за актами Кабинета Министров Украины
Президент Украины имеет право отменять акты Кабинета Министров Украины
В случае несоответствия Конституции актов правительства Президент имеет право приостанавливать их действие с одновременным обращением в Конституционный Суд_
Создание, реорганизация и ликвидация центральных органов исполнительной власти
Создаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом по представлению Кабинета Министров Украины
Министерства и другие центральные органы исполнительной власти создаются, реорганизуются и ликвидируются Кабинетом Министров Укра-
Порядок назначения руководителей центральных органов исполнительной власти
Назначаются Президентом по представлению Премьер-министра Украины
Назначаются Кабинетом Министров по представлению Премьер-министра Украины
Срок полномочий парламента
4 года
5 лет
Срок полномочий депутатов местных советов
4 года
5 лет
ины
О *
ш
ш
>
о. <
со
После победы на президентских выборах 2010 года В. Януковича 252 парламентария обратились в Конституционный Суд Украины с просьбой определить конституционность Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-1У (дело о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины). Конституционный Суд Украины признал неконституционным данный закон и тем самым отменил итоги политической реформы 2004 года [10].
В результате Украина вернулась к пре-зидентско-парламентской форме республики. Полномочия главы государства в сфере влияния на исполнительную власть значительно увеличились за счет ослабления роли парламента и правительства. При таких полномочиях в условиях существования пропрезидентского большинства в парламенте глава государства фактически становился центром исполнительной власти.
Уже через несколько месяцев после отмены конституционной реформы 2004 года законодатели вновь вернулись к изменению Основного закона и утвердили решения об увеличении с 4-х до 5-ти лет срока полномочий, во-первых, депутатов Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, сельских, поселковых, городских, районных и областных советов и, во-вторых, сельских, поселковых, городских голов — высших должностных лиц территориальных громад [11].
Одним из очевидных последствий таких действий является экономия бюджетных средств на организацию и проведение выборов в парламент, а также органы местного самоуправления.
В преддверии проведения выборов в представительные органы парламент также изменил порядок их формирования. Был осуществлен переход от партийной к смешанной системе выборов в Верховную Раду Украины, Верховную Раду Автономной Республики Крым, областные, районные и городские советы (схема № 1). 50% депутатского корпуса избираются по спискам политических партий и 50% — от одномандатных округов.
Выборы в местные органы власти в Украине прошли осенью 2011 года, а выборы депутатов парламента состоялись в октябре 2012 года. По итогам выборов Партия регионов вновь получила возможность сформировать самую крупную депутатскую фракцию в парламенте (чуть более 200 депутатов из 450) и обеспечить законодательную поддержку политическому курсу Президента.
Одним из приоритетных направлений в президентской программе реформ «Обеспеченное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» является повышение эффективности государственного управления. Решение этой задачи практически всегда сопряжено с осуществлением административной реформы. Надо отметить, что термин «административная реформа» появился в президентском дискурсе уже в первый год его каденции. Так, в ноябре 2010 года В. Януко-вич в публичном выступлении заявил: «Мы сегодня готовимся к административной реформе — хотим упорядочить систему власти в Украине» [12]. Речь тогда шла о намерении обеспечить прежде всего децентрализацию власти, т.е. передачу широких полномочий местному самоуправлению.
Для оценки любой реформы необходимо иметь четкие представления о ее причинах, основных целях и задачах, параметрах ожидаемых результатов, основных этапах, сроках проведения и других ресурсах, которые необходимы для ее успешного проведения. Сразу необходимо оговорить, что особенностью нынешних трансформаций в системе государственного управления Украины является тот факт, что официального концептуального документа, который давал бы ответы на вопросы о целях, задачах, этапах, показателях успешности, ресурсах административной реформы, нет. Это обстоятельство, безусловно, затрудняет работу экспертов по оценке результатов и эффективности этих преобразований.
Необходимость подобной секретности попытался обосновать один из кураторов административной реформы тогдашний министр юстиции А. Лавринович в интервью еженедельнику «Зеркало недели» в конце 2010 года. В частности, отвечая на
вопросы о неожиданном проведении изменений в структуре центральных органов исполнительной власти, он заявил: «Перед реформаторами стояла задача оперативно осуществить масштабные действия, не разрушив систему управления, минимизировав возможные потери, уменьшив так называемый транзитный период. Чрезмерная публичность здесь не пошла бы на пользу» [13, с. 19]. Введение тогда новой структуры органов исполнительной власти происходило фактически путем публикации Указов Президента на его официальном сайте буквально под утро, что стало полной неожиданностью для значительной части руководителей и сотрудников этих учреждений. Многим тогда пришлось из ленты новостей узнавать об изменении своего статуса и названия места работы.
Частично информация об официальной точке зрения о содержании реформы содержится в президентских ежегодных посланиях и выступлениях. Именно из этих документов широкая общественность черпает информацию об актуальных задачах реформы, об окончании одного этапа и начале нового этапа реформы. Например, в Послании Президента «Модернизация Украины — наш стратегический выбор» были очерчены цель и основные актуальные задачи реформы. Были поставлены следующие задачи:
— сделать власть открытой, прозрачной, эффективной и подконтрольной гражданам,
— способствовать повышению качества предоставления административных услуг,
— предотвращать возможности злоупотребление властью,
— усилить защиту прав и законных интересов граждан,
— обеспечить дальнейшее развитие гражданского общества [14].
Таким образом, речь шла об изменении качества исполнительной власти, об ориентации ее на предоставление гражданам услуг и обеспечение их конституционных прав и свобод.
Далее рассмотрим предварительные результаты анонсированных изменений. Речь пойдет об изменениях в законода-
тельстве, которое регулирует деятельность исполнительной власти; реформе системы центральных органов исполнительной власти и реформе государственной службы.
За этот период парламент принял ряд законов, направленных на совершенствование государственной службы и борьбу с коррупцией в органах государственной власти. Прежде всего это новая редакция Закона «О государственной службе» [15]. Предыдущий закон был принят в 1993 году, т.е. еще до вступления в силу Конституции Украины (1996) и в совершенно иных социально-экономических условиях. Необходимость его существенного обновления стала очевидной уже в конце 90-х годов. Новая редакция предусматривает изменение классификации должностей государственных служащих, существенное улучшение условий их финансирования и более детальную регламентацию процедур прохождения государственной службы. Новый закон должен был вступить в силу с 1 января 2013 года, затем срок был перенесен на 1 января 2014 года. Причинами стали отсутствие достаточных бюджетных средств на реализацию положений закона и необходимость согласования с новым законом законодательства о службе в органах местного самоуправления.
Существенные изменения в правовом регулировании исполнительной власти связаны с принятием законов «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» [16] и «О правилах этического поведения» [17]. Повышению уровня открытости и прозрачности государственных учреждений способствовал Закон «О доступе к публичной информации». Так, были созданы новые механизмы доступа к документам, которые находятся в распоряжении органов власти (ведение баз данных документов, публикация документов на официальных страницах в Интернете, создание профильных подразделений для обеспечения доступа к документам в органах власти и т.п.). Отныне обязательному опубликованию подлежат: сведения об организационной структуре и бюджете органа власти; нормативно-правовые акты и их проекты; перечень, условия и процедуры предоставления административных услуг;
планы проведения и порядок дня заседаний; общие правила работы учреждения и правила внутреннего распорядка; сведения о существовании вакантных должностей [18].
Важным шагом на пути реализации в стране сервисной модели государства стало принятие парламентом в 2012 году Закона Украины «Об административных услугах». Целью разработки этого закона стало создание доступных и удобных условий для реализации и защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в процессе получения административных услуг, предотвращение проявлений коррупции. Под «административной услугой» понимается подготовка и выдача органом публичной власти по обращению физического или юридического лица административного акта, который направлен на реализацию и защиту прав и законных интересов граждан [19]. Например, выдача паспорта, лицензии, документы, подтверждающие право на получение социальной помощи, и т.п. Законом предусматривается создание системы по стране центров предоставления административных услуг, а также Единого государственного портала административных услуг [20].
Еще одна новация законодателей — Закон «О центральных органах исполнительной власти» [21]. С его принятием в Украине реализована норма статьи 120 Конституции Украины, согласно которой организация, полномочия и деятельность центральных органов исполнительной власти устанавливаются Конституцией и Законами Украины. В предшествующий период общие вопросы в этой сфере в значительной степени регулировались актами Президента Украины и лишь по работе отдельных органов были приняты отдельные законы (например, Законы Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», «О Фонде государственного имущества Украины», «О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины» и т.п.).
В системе центральных органов исполнительной власти с момента проведения предыдущей административной реформы
в 1999 году и до 2010 года существовали три большие группы (таблица 2):
— министерства, которые разрабатывали государственную политику и обеспечивали ее реализацию в подведомственных сферах (их руководители — министры входили в состав Кабинета Министров Украины);
— государственные комитеты, которые реализовывали государственную политику в определенных сферах и готовили предложения по основным направлениям этой политики;
— центральные органы исполнительной власти со специальным статусом, для которых был предусмотрен особый характер подконтрольности и подотчетности (например, парламенту или Президенту) или особый порядок назначения их руководителей (например, согласно Конституции, руководители Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества и Государственного комитета по телевидению и радиовещанию назначаются Президентом с одобрения парламента).
После вступления в силу Указа Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 9 декабря 2010 года [22] структура этих органов кардинально изменилась и включает:
— службы, деятельность которых направлена преимущественно на предоставление услуг);
— агентства, которые созданы для управления объектами государственной собственности;
— инспекции, которые осуществляют государственный контроль и надзор;
— другие центральные органы исполнительной власти (например, Пенсионный фонд);
— центральные органы исполнительной власти с особым статусом (например, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества, Государственный комитет по телевидению и радиовещанию).
Новая классификация получила закрепление в Законе Украины «О центральных органах исполнительной власти».
Таблица 2 — Изменения в структуре центральных органов исполнительной власти
В период с 1999 по 2010 г. В результате реформы 2010 г.
Министерства Государственные комитеты Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом Министерства Службы Агентства Инспекции Другие центральные органы исполнительной власти Центральные органы исполнительной власти со специальным статусом
Сократилось общее число центральных органов исполнительной власти. На момент завершения изменений в начале 2011 года из существовавших ранее 111 органов осталось только 74, в том числе из 69 контролирующих органов — 11 [23]. До 16-ти сокращена численность министерств. Соответственно число членов Кабинета Министров Украины сократилось до 17 человек с 36 в предыдущем составе правительства. Впоследствии число центральных органов исполнительной власти незначительно возросло.
Численность сотрудников центральных органов исполнительной власти была сокращена более чем на 17% (с 26 354 до 21 173 человек). Почти на 20% уменьшилась численность сотрудников Администрации Президента Украины и Секретариата Кабинета Министров. Параллельно происходили сокращения численности государственных служащих в органах ис-
полнительной власти на уровне областей, районов, городов.
На диаграмме 1 показана общая динамика численности государственных служащих за последние восемь лет. Как видим, количество чиновников в органах государственной власти неуклонно увеличивалось с 2005 г. по 2009 г. С началом административной реформы эту тенденцию удалось повернуть вспять, но уже в 2012 году официальная статистика вновь показала рост численности государственных служащих в стране [24].
Дальнейшие перспективы реформы были очерчены в ежегодном президентском Послании парламенту в 2013 году. Среди первоочередных задач были названы: развитие системы предоставления административных услуг через систему специализированных офисов и Интернет; реализация концепции электронного правительства; модернизация государственной региональной политики.
Диаграмма 1 — Динамика численности государственных служащих в Украине
290000
280000
270000
260000
250000
240000
230000 -
220000
247124
255129
|
278707
283408
279500
268104
274739
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
В заключение отметим основные результаты трансформаций в системе государственного управления, которые произошли за период 2010 — 2013 гг.
Путем отмены в 2010 году конституционной реформы (2004 г.) осуществлен возврат от парламентско-президентской формы республики к президентско-парламентской.
265315
Роль главы государства в принятии решений значительно возросла за счет перераспределения со стороны правительства и парламента полномочий в пользу Президента. Статус Кабинета Министров в сложившейся политической системе можно охарактеризовать как орган по реализации приоритетов государственной политики, которые определены парламентом и Президентом Украины.
С отменой итогов конституционной реформы 2004 года и усилением полномочий главы государства сформировалась централизованная модель управления («вертикаль власти»), в которой эффективность и результативность реализации политических решений обеспечивается одновременным контролем одной политической силы над институтами президентской власти, парламента и исполнительной власти.
Приоритеты государственной политики получили закрепление в Законе Украины «Об основах внутренней и внешней политики», а также в программных документах Президента Украины (ежегодные Послания Верховной Раде Украины о положении в стране, Программа экономических реформ на период 2010 — 2014 гг.).
Парламентская поддержка политического курса Президента позволила обеспечить внесение изменений в Конституцию Украины (увеличение срока полномочий выборных органов с 4-х до 5-ти лет), а также принятие целого ряда законов, которые призваны способствовать реализации задач проводимой административной реформы. Центральное место среди них занимают законы «О государственной службе» (новая редакция), «О центральных органах исполнительной власти», «Об основах предупреждения и противодействия коррупции», «О доступе к публичной информации», «Об административных услугах», «О правилах этического поведения». Большинство из этих актов впервые в Украине на законодательном уровне устанавливали правовое регулирование отношений в сфере организации и функционирования системы органов государственной власти.
Библиографический список
1. Конституция Украины [Электронный ресурс] // Верховная Рада Украины: [сайт].
URL: http ://iportal. rada. gov.ua/uploads/ documents/27396.pdf (дата обращения: 27.09.2013).
2. «Украина для людей!»: Предвыборная программа кандидата на пост Президента Украины В.Ф. Януковича. — Киев, 2009 [Электронный ресурс] // Центральная избирательная комиссия: официальный веб-сайт [сайт]. URL: http://www.cvk. gov.ua/pls/vp2010/WP0011 (дата обращения: 27.09.2013).
3. Виктор Янукович: В Украине сейчас созданы основные предпосылки, необходимые для проведения внутренних реформ с целью достижения европейских норм и стандартов во всех сферах жизни [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Янукович: официальное интернет-представительство [сайт]. URL: http://www. president.gov.ua/news/ 17020.html (дата обращения: 27.09.2013).
4. Об основах внутренней и внешней политики: Закон Украины от 01.07.2010 № 2411-VI [Электронный ресурс] // Верховная Рада Украины 1994 — 2013: [сайт]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/2411-17/print1329987461527023 (дата обращения: 27.09.2013).
5. Виктор Балога о Законе «О принципах внутренней и внешней политики» [Электронный ресурс] // Нардеп.org.ua: [сайт]. URL: http://nardep.org.ua/news/2601 (дата обращения: 27.09.2013).
6. Модернизация Украины — наш стратегический выбор: Ежегодное Послание Президента Украины Верховной Раде Украины. — К.: Национальный институт стратегических исследований, 2011. — 416 с.; О внутреннем и внешнем положении Украины в 2012 году: Ежегодное Послание Президента Украины Верховной Раде Украины. — К.: Национальный институт стратегических исследований, 2012. — 256 с.; О внутреннем и внешнем положении Украины в 2013 году: Ежегодное Послание Президента Украины Верховной Раде Украины. — К.: Национальный институт стратегических исследований, 2013. - 576 с.
7. Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство: Программа экономических реформ на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]
// Президент Украины Виктор Янукович: официальное интернет-представительство [сайт]. URL: http://www.president.gov.ua/ docs/Programa_reform_FINAL_1 .pdf (дата обращения: 27.09.2013).
8. О Национальном плане действий на 2013 год по реализации Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство»: Указ Президента Украины от 12.03.2013 № 128/2013 // Официальный вестник Президента Украины. 2013. № 7. ст. 3, статья 249.
9. О внесении изменений в Конституцию Украины: Закон Украины от 08.12.2004 № 2222-IV [Электронный ресурс] // Верховная Рада Украины 1994 — 2013: [сайт]. URL: http: //zakon2 .rada. gov. ua/laws/ show/2222-15 (дата обращения: 27.09.2013).
10. Решение Конституционного Суда Украины по вопросу о конституционном представлении 252 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 № 2222-IV (дело о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины) // Вестник Конституционного суда Украины. — 2010. — № 5.
11. О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов: Закон Украины от 01.02.2011 № 2952-VI // Голос Украины. 2011. 4 февраля.
12. Президент Украины заявил, что сегодня наше государство готовится к реализации административной реформы: Заявление пресс-службы Президента Украины [Электронный ресурс] // Президент Украины Виктор Янукович: официальное интер нет-представительство [сайт]. URL: http://president.gov.ua/ru/news/18702.html (дата обращения: 27.09.2013)
13. Рахманин С., Мостовая Ю. «Царь велит своим боярам...» // «Зеркало недели». 2010, 11 декабря.
14. Модернизация Украины — наш стратегический выбор: Ежегодное Послание
Президента Украины Верховной Раде Украины. — К.: Национальный институт стратегических исследований, 2011. — 416 с.
15. О государственной службе: Закон Украины от 17.11.2011 № 4050-VI // Голос Украины. 2012. 19 января.
16. Об основах предотвращения и противодействия коррупции: Закон Украины от 07.04.2011 № 3206-VI // Голос Украины. 2011. 15 июня.
17. О правилах этического поведения: Закон Украины от 17.05.2012 № 4722-VI // Голос Украины. 2012. 12 июня.
18. О доступе к публичной информации: Закон Украины от 13.01.2011 № 2939-VI // Голос Украины. 2011. 9 февраля.
19. Об административных услугах: Закон Украины от 06.09.2012 № 5203-VI // Голос Украины. 2012. 06 октября.
20. Единый государственный портал административных услуг [сайт]. URL: http:// poslugy.gov.ua (дата обращения: 27.09.2013).
21. О центральных органах исполнительной власти: Закон Украины от 17.03.2011 № 3166-VI // Голос Украины. 2011. 09 апреля.
22. Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти: Указ Президента Украины от 09.12.2010 № 1085/2010 // Правительственный курьер. 2010. 14 декабря.
23. Александр Лавринович: «Отдельные уважаемые люди хотят дискредитировать саму идею административной реформы» // Зеркало недели. 2011. 11 ноября.
24. Государственная служба в цифрах 2013 [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт национального агентства Украины по вопросам государственной службы [сайт]. URL: http://nads.gov. ua/control/uk/publishext/article?art_ id = 723199&cat_id = 723198 &base_ id = 247084 (дата обращения: 27.09.2013).
Bibliography
1. The Constitution of Ukraine [electronic resource] // Verkhovna Rada 1994 - 2013: [website]. URL: http://iportal.rada.gov.ua/ uploads/documents/27396.pdf (date accessed: 09.27.2013).
2. "Ukraine for the people!": The electoral program of the candidate for the post of the
President of Ukraine V. Yanukovych. — Kiev, 2009 [electronic resource] // The Central Election Commission: official website [site]. URL: http ://www. cvk. gov. ua/pls/vp2010/ WP0011 (date accessed: 09.27.2013).
3. Viktor Yanukovych: Ukraine has now established the basic prerequisites for carrying out internal reforms in order to achieve the European norms and standards in all spheres of public life [electronic resource] // The President of Ukraine: the official website [website]. URL: http://www.president. gov.ua/news/ 17020.html (date accessed: 09.27.2013).
4. On the Principles of Domestic and Foreign Policy: The Law of Ukraine, 01.07.2010 № 2411-VI [electronic resource] // Verkhovna Rada of Ukraine 1994-2013: [website]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2411-17/print1329987461527023 (date accessed: 27.09.2013).
5. Viktor Baloha about the Law "On the Principles of Domestic and Foreign Policy", [electronic resource] // Nardep.org.ua [website]. URL: http://nardep.org.ua/news/2601 (date accessed: 27.09.2013).
6. Modernization of Ukraine — our strategic choice: Annual Address of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine. K.: The National Institute for Strategic Studies, 2011. 416 p., On the internal and foreign situation of Ukraine in 2012: Annual Address of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine. K.: The National Institute for Strategic Studies, 2012. 256 p., On the internal and foreign situation of Ukraine in 2013: Annual Address of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine. K.: The National Institute for Strategic Studies, 2013. 576 p.
7. Prosperous Society, Competitive Economy, Effective State: The program of economic reforms for 2010 — 2014 years [electronic resource] // President of Ukraine: the official website [website]. URL: http://www. president.gov.ua/docs/Programa_reform_ FINAL_1.pdf (date accessed: 27.09.2013).
8. On the National Action Plan for 2013 to implement the programs of economic reform for 2010 — 2014 "Prosperous Society, Competitive Economy, Effective State": the Decree of the President of Ukraine, 12.03.2013
№ 128/2013 // Ofitsiyny visnyk Presidenta Ukrainy. 2013. № 7.
9. Amendments to the Constitution of Ukraine: Law of Ukraine, 08.12.2004 № 2222-IV [electronic resource] // The Verkhovna Rada of Ukraine 1994-2013: [website]. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2222-15 (date accessed: 27.09.2013).
10. The decision of the Constitutional Court of Ukraine on the issue of the constitutional petition of 252 people's deputies of Ukraine regarding the conformity to the Constitution of Ukraine (constitutionality) of the Law of Ukraine "On Amendments to the Constitution of Ukraine" from December 8, 2004 № 2222-IV (case of compliance with the procedures of amending the Constitution of Ukraine) // Visnyk Konstytutsi-ynoho sudu Ukrayiny. 2010. № 5.
11. Amendments to the Constitution of Ukraine on the next elections of people's deputies of Ukraine, the President of Ukraine, deputies of the Verkhovna Rada of the Autonomous Republic of Crimea, local councils and village, town and city mayors: the Law of Ukraine, 01.02.2011 № 2952-VI // Holos Ukrayiny, 2011. February 4.
12. President: Ukraine is preparing for administrative reform [electronic resource] // President of Ukraine: the official website [website]. URL: http://president.gov.ua/ru/ news/18702.html (date accessed: 09.27.2013).
13. Rachmaninov S., Mostovaya Yu. "Tsar tells his boyars..." // Zerkalo nedely, 2010, December 11.
14. Modernization of Ukraine - our strategic choice: Annual Address of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine. K.: The National Institute for Strategic Studies, 2011. 416 p.
15. On Civil Service: The Law of Ukraine, 17.11.2011 № 4050-VI // Holos Ukrayny. 2012. January 19.
16. On the Principles of Prevention and Combating of Corruption: The Law of Ukraine, 07.04.2011 № 3206 -VI // Holos Ukrayny. 2011. June 15.
17. On the rules of ethical behavior: The Law of Ukraine, 17.05.2012 № 4722-VI // Holos Ukrayny. 2012. June 12.
18. On Access to Public Information: The Law of Ukraine, 13.01.2011 № 2939-VI // Holos Ukrayny. 2011. February 9.
19. On Administrative Services: The Law of Ukraine, 06.09.2012 № 5203-VI // Holos Ukrayny. 2012. October 6.
20. The State Portal of Administrative Services [website]. URL: http://poslugy.gov.ua (date accessed: 09.27.2013).
21. On the central bodies of executive power: the Law of Ukraine, 17.03.2011 № 3166-VI // Holos Ukrayny. 2011. April 9.
22. On the optimization of the system of central bodies of executive power: the Decree of the President of Ukraine, 09.12.2010
№ 1085/2010 // Uryadovyi kuryer. 2010. December 14.
23. Alexander Lavrynovych: "Some respected people want to discredit the very idea of Administrative Reform" // Zerkalo nedely. 2011. November 11.
24. Civil service in figures, 2013 [electronic resource] // The official website of the National Agency of Ukraine on Civil Service [website]. URL: http://nads.gov.ua/control/uk/pub-lishext/article?art_id = 723199&cat_id = 723198 & base_id = 247084 (date accessed: 27.09.2013)
Chornolutsky V.P., e-mail: [email protected]
Odessa Regional Institute of Public Administration, National Academy of Public Administration, Office of the President of Ukraine, Department of Regional Policy and Public Administration, applicant for the degree of Kandidat Nauk (Odessa, Ukraine)
Scientific adviser — Svirin M.G., Odessa Regional Institute of Public Administration, National Academy of Public Administration, Office of the President of Ukraine, Associate Professor of Regional Policy and Public Administration, Kandidat Nauk in Political Science, Docent (Odessa, Ukraine)
TRANSFORMATIONS IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION OF UKRAINE (2010-2013): MAIN RESULTS AND PERSPECTIVS
Author considers the key political processes that had a significant impact on the system of public administration in modern Ukraine (2010 — 2013 years). The author analyzes the main results of the constitutional reform (2004), the optimization of the system of central bodies of executive power in 2010, changes in the legal regulation of executive power.
Key words: the system of public administration of Ukraine, administrative reform, constitutional reform, guarantee of rights and freedoms.