Научная статья на тему 'Особенности реформирования законодательства Украины о государственной службе на пути к европейским стандартам'

Особенности реформирования законодательства Украины о государственной службе на пути к европейским стандартам Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
220
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скоропад А. В.

В статье рассматривается процесс реформирования государственной службы Украины. Целью статьи является рассмотрение особенностей законодательства о государственной службе Украины, в частности новой редакции Закона Украины «О государственной службе», который вступит в силу 1 января 2014 года, а также определение положительных и отрицательных нововведений усовершенствованного законодательства о госслужбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реформирования законодательства Украины о государственной службе на пути к европейским стандартам»

УДК [342.98:35.08](477)

Скоропад А.В.,

Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины;

аспирант с отрывом от производства кафедры европейской интеграции

(Украина, Одесса)

Научный руководитель: Усатюк Иван Фёдорович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры европейской интеграции Одесского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления

при Президенте Украины (Украина, Одесса)

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА УКРАИНЫ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ НА ПУТИ К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ

В статье рассматривается процесс реформирования государственной службы Украины. Целью статьи является рассмотрение особенностей законодательства о государственной службе Украины, в частности новой редакции Закона Украины «О государственной службе», который вступит в силу 1 января 2014 года, а также определение положительных и отрицательных нововведений усовершенствованного законодательства о госслужбе.

Ключевые слова: государственная служба, европейские стандарты, законодательство, реформирование.

Особенность выбора данной темы статьи вызвана актуальностью вопроса о реформировании государственной службы Украины в связи с вектором европейской интеграции, провозглашённым в стране. Поэтому в связи со стратегической целью Украины — вступлением в Европейский союз необходимость реформирования государственного управления в Украине и приближения законодательства (в частности законодательства о государственной службе) к общепринятым стандартам Европейского союза имеет особенно важное значение.

Вопросам реформирования государственной службы в Украине уже уделялось внимание. В частности, вопросам теории и методологии реформирования государственной службы Украины посвящена часть научных работ таких исследователей, как В. Аверьянов [1], В. Бакуменко [2], Н. Ищенко [4], И. Кульчий [6], Т. Мо-тренко [8], А. Оболенский [16], Ю. Сурмин [17], В. Тертичка [18] и т.д. Но особенное влияние на сам процесс реформирования госслужбы, а также на выбор темы статьи

произвели такие официальные документы, как Стратегия реформирования системы государственной службы в Украине [14], Концепция адаптации института государственной службы в Украине к стандартам Европейского союза [12] и другие. Кроме того, реформирование системы госслужбы является важной частью административной реформы, поскольку развитие сферы государственного аппарата способствует созданию мощной системы государственного управления европейского образца.

На сегодняшний день в Украине действует Закон Украины «О государственной службе», принятый 16 декабря 1993 года [9]. В текст этого Закона уже много раз были внесены изменения. Но в связи с динамичностью процессов, происходящих с современном мире, провозглашением направления европейской интеграции в Украине и перспективой подписания соглашения об ассоциации необходимо внесение изменений в законодательство Украины, а особенно изменений в законодательство о государственной службе, несмотря на почти двадцатилетнее существование и действие Закона Украины «О государственной службе» 1993 г. В процессе реформирования такой важной сферы государственного управления, как государственная служба, внесения изменений в один закон может быть мало. Поэтому в Украине начался процесс реформирования системы государственной службы. В целом основные положения Закона Украины «О государственной службе» 1993 года являются приемлемыми, однако они не соответствуют действующим европейским принципам публичной службы и, следует отметить, уже не отвечают современному уровню развития украинского общества.

Помимо стремления к устранению недостатков в сфере государственной службы стимулом для изменения и совершенствования законодательства о государственной службе послужило также принятие Президентом Украины Указа «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 9 декабря 2010 года № 1085/2010 [15], чем фактически начат новый этап административной реформы в Украине. Кроме того, принята

Программа экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», одобренная 2 июня 2010 г. [3] на заседании Комитета по экономическим реформам, созданного Указом Президента Украины от 26 февраля 2010 г. № 273. И каждый год в Национальном плане действий по внедрению Программы экономических реформ «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» определяется подробный перечень необходимых задач и мероприятий, которые должны быть реализованы в ходе административной реформы, а также определяются должностные лица или министерства, ответственные за внедрение указанных мероприятий, и указываются необходимые сроки выполнения. Задачи, определенные в Национальном плане действий на 2011 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», выполнены в полном объеме. Так, подготовлен и принят новый Закон «О государственной службе», подготовлены другие нормативные документы, направленные на повышение эффективности переподготовки и повышения квалификации госслужащих и реформирование Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и т.д.

В 2012 году согласно принятой Программе, Указом Президента Украины № 187/2012 от 12 марта 2012 г. утвержден Национальный план действий на 2012 год по внедрению программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» [13], где в разделе XIII «Реформа системы государственного управления» отдельным подразделом определен перечень мероприятий, направленных на реформирование государственной службы.

В целом весь комплекс мероприятий, запланированных Национальным планом действий на 2012 год, выполнен. Однако, несмотря на проведение комплекса всех вышеупомянутых мероприятий по созданию профессиональной, эффективной государственной службы, Закон Украины

№ 4050-У1 от 17 ноября 2011 года «О государственной службе» не вступил в силу с 1 января 2013 года, как это планировалось изначально. И Законом Украины от 20 ноября 2012 г. № 5483^1 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе»» определено, что Закон «О государственной службе» вступает в силу не с 1 января 2013, а с 1 января 2014 года.

Этот закон принят Верховной Радой Украины 17 ноября 2011 г. и подписан Президентом Украины 10 января 2012. Интересен тот факт, что Виктор Янукович трижды вносил законопроект «О государственной службе» на рассмотрение парламента. Первый раз — как премьер-министр Украины — 20 сентября 2007 года, второй раз — как народный депутат Украины — 28 января 2008 года и третий раз — 25 марта 2011 года — уже как Президент Украины. Этот закон содержит ряд принципиальных нововведений, направленных на совершенствование системы государственной службы и приближение ее к принципам, общепринятым для стран — членов Европейского союза. Прежде всего стоит отметить, что новая редакция Закона «О государственной службе» значительно больше и охватывает больший круг вопросов, чем старый закон.

Так, этот закон определяет принципы, правовые и организационные основы государственной службы, условия и порядок реализации гражданами Украины права на государственную службу. Статья 1 новой редакции Закона Украины «О государственной службе» закрепляет новое определение государственной службы в Украине, где указано, что государственная служба — это профессиональная деятельность государственных служащих по подготовке предложений по формированию государственной политики, обеспечению реализации и предоставления административных услуг [10]. Также вышеуказанной статьей закрепляется новое определение государственного служащего, где конкретно указывается, какие задачи и функции выполняет государственный служащий, что отличает новую редакцию Закона «О государственной службе» от старой.

Существенной поправкой, которая меняет особенности статуса государственных

служащих, является замена действующей системы категорий должностей и рангов государственных служащих, предусмотренных старой редакцией закона. Так, статьей 6 «Классификация должностей государственной службы» предусмотрено, что должности государственной службы, в зависимости от характера и объема должностных обязанностей, делятся на пять групп [10]. Также закреплено настоящим законом, что группы должностей государственной службы подразделяются на подгруппы. Каждая из групп делится на 4 подгруппы.

По нашему мнению, несмотря на то, что новое разделение должностей государственной службы является существенным шагом в приближении государственной службы Украины к стандартам ЕС, однако является достаточно противоречивым. Положительным моментом является функциональный критерий разделения государственных служащих, в том числе участие в формировании государственной политики, разработке, экспертизе и / или редактировании проектов нормативно-правовых актов, осуществление руководящих функций и т.д. При этом не совсем четко можно объяснить разделение групп на подгруппы, при том что государственные служащие, которые согласно старой редакции закона занимали различные категории должностей, сейчас могут занимать одинаковые группы.

Следует отметить, что статья 15 этого закона привлечет большее количество молодежи, учитывая необходимый профессиональный и образовательно-квалификационный уровень, необходимый для занятия должностей на государственной службе Украины. Статья 15 устанавливает, что право на государственную службу, с учетом требований уровня профессиональной компетентности и ограничений, установленных законом, имеют граждане Украины, достигшие 18 лет, независимо от расовой принадлежности, политических, религиозных и прочих убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, которые свободно владеют государственным языком [10].

При этом статья 16 новой редакции закона устанавливает требования к уровню профессиональной компетентности лица,

которое претендует на занятие должности государственной службы. То есть претендующий на занятие должности государственной службы должен соответствовать минимальным общим требованиям к образовательно-квалификационному уровню и опыту работы, установленным новой редакцией Закона Украины «О государственной службе», если иное не предусмотрено законом [10].

Например, для должностей подгруппы 1-2 минимальным требованием является высшее образование, стаж работы не менее семи лет, опыт работы на руководящих должностях или должностях государственной службы подгруппы 1-3 или 11-2 или на соответствующих должностях в органах соответствующей подгруппы присваивается каждые два года (как это и было раньше), кроме этого указанные особенности присвоения очередного ранга досрочно, но не ранее чем через год после присвоения предыдущего ранга.

Особого внимания заслуживает вопрос финансирования государственной службы. Так, статья 5 закрепляет особенности финансирования государственной службы и устанавливает, что финансирование государственной службы осуществляется за счет средств государственного бюджета, кроме случаев, предусмотренных законом. Финансирование государственной службы в органах власти Автономной Республики Крым и их аппарате осуществляется за счет средств бюджета Автономной Республики Крым. Статья 46 закрепляет особенности оплаты труда государственного служащего. Так, заработная плата государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к нему и премий, предусмотренных новой редакцией Закона «О государственной службе». Государственный служащий имеет право также на другие гарантии и компенсации в области оплаты труда, предусмотренные законом [10].

Законом закреплено, что схема должностных окладов на должностях государственной службы определяется ежегодно Кабинетом Министров Украины не позднее чем в месячный срок со дня принятия Закона Украины «О Государственном бюджете Украины» на следующий год путем установления минимального и максимального размеров должностных окладов для

каждой подгруппы должностей государственной службы, исходя из определенных принципов.

Например, минимальный размер должностного оклада на должности государственной службы подгруппы V-4 устанавливается на уровне не менее двух размеров минимальной заработной платы, минимальный размер должностного оклада на должности государственной службы подгруппы 1-1 не может превышать 10 минимальных размеров должностного оклада на должности государственной службы подгруппы V-4 и др.

По-прежнему предусматривается надбавка за выслугу лет на государственной службе, а также устанавливается надбавка за ранг в соотношении к минимальной заработной плате (в зависимости от присвоенного ранга). В данным законе в статье 46 можно найти размер начислений за ранг и за выслугу лет. Надбавка за выслугу лет на государственной службе устанавливается в соотношении к минимальной заработной плате в зависимости от стажа государственной службы.

Установление этого принципа начисления окладов и установление размеров других надбавок к заработной плате для государственных служащих, безусловно, положительно отразится на работе государственных служащих, ведь эти вопросы являются одними из самых стимулирующих для государственных служащих.

Также важно уточнение того, что сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения должностных окладов, надбавок к ним, премий и финансирования других предусмотренных законом гарантий и компенсаций государственным служащим.

Приятным нововведением является текст и, кстати, наличие статьи о премировании и других видах поощрений государственных служащих (статья 47).

Также предусмотрено, что за особые служебные достижения могут быть применены виды поощрения государственного служащего, например досрочное присвоение ранга в законодательно установленном порядке или представление к правительственной или государственной награде и т.д.

В целом довольно правильным, по нашему мнению, является тот факт, что условия оплаты труда государственных служащих, а также размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются самим законом.

Важно отметить, что должностные оклады, надбавки за выслугу и ранг новым законом существенно увеличены. Изменено устойчивое положение дел, согласно которому ранее оплата труда госслужащего решалась руководителем государственной службы в государственном органе, органе власти Автономной Республики Крым или аппарате, ведь почти всегда премия имела едва не решающий характер при начислении платы.

В целом, просмотрев особенности финансового обеспечения, определенные новой редакцией Закона Украины «О государственной службе», можно приблизительно посчитать заработную плату государственного служащего, которая должна быть после вступления закона в действие. Рассчитаем для начала заработную плату, которую может получить госслужащий при условии, что он только недавно начал карьеру на государственной службе и имеет стаж от одного до двух лет (при этом условии, если стаж государственной службы от 1 года до пяти лет, доплата за выслугу лет будет составлять 20% к минимальной заработной плате), имеет самый низкий, девятый, ранг (тогда доплата за ранг в соотношении к минимальной заработной плате в зависимости от ранга составляет 10%). Для расчета нам прежде всего необходимо взять размер самого должностного оклада. Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 6 декабря 2012 № 5515-У1 [11] установлено, что минимальная заработная плата в течение 2013 г. (до 30 ноября) составляет 1147 гривен (100 рублей в среднем составляет 25 гривен (на начало апреля 2013 г.), а с 1 декабря по 31 декабря 2013 г. минимальная заработная плата составит 1218 гривен. Данных о минимальной заработной плате на 2014 год в законодательстве Украины еще нет, поэтому целесообразно взять за основу для расчета минимального оклада государственного служащего именно цифру в 1218 гривен. Так как, согласно статье 46 новой редакции Закона Украины «О

государственной службе», минимальный размер должностного оклада на должности государственной службы подгруппы устанавливается на уровне не менее двух размеров минимальной заработной платы, поэтому минимальный размер должностного оклада составляет 1218 * 2 = 2436 гривен. То есть заработная плата, которую мы рассчитываем для вышеупомянутого лица, должна составлять:

1218 * 2 +1218 * 0,2 +1218 * 0,1 = = 2436 +243,6 +121,8 = 2801,4 грн.

Соответственно минимальная заработная плата для государственного служащего на одной из самых низких должностей государственной службы, с девятым рангом, при наличии выслуги лет не более одного года, что позволяет получить минимальную надбавку за выслугу лет, однако не позволяет получить следующий ранг госслужащего, составляет 2801,4 гривны. Стоит отметить, что такое нововведение должно положительно отразиться на работе достаточно большого количества украинских государственных служащих, ведь на сегодняшний день заработная плата государственных служащих на низком уровне системы государственного управления составляет почти в 3 раза меньше.

По этой же схеме увеличивается заработная плата государственных служащих на должностях государственной службы, относящихся к высшим группам и подгруппам государственной службы. Это, например, государственный служащий, занимающий должность государственной службы в Администрации Президента Украины, или Совете национальной безопасности и обороны Украины, или, например, в Аппарате Верховной Рады Украины, которая относится к подгруппе 1-1, имеет стаж государственной службы более 20 лет (максимальный стаж, за который предусмотрена доплата), а также обладает наивысшим, первым рангом государственного служащего. Так, статьей 46 нового закона предусмотрено, что минимальный размер должностного оклада на должности государственной службы подгруппы 1-1 не может превышать 10 минимальных размеров должностного оклада на должности государственной службы подгруппы V-4, но ограничений относительно того, что

должностной оклад должен быть меньше, чем десять минимальных должностных окладов государственного служащего, также нет, поэтому можем предположить, что эта сумма будет 1218 * 2 * 10 = 24 360. Итак, минимальным должностным окладом этого государственного служащего считаем сумму в 24 360 грн.

Цифра, безусловно, приятная, особенно если досчитать необходимые надбавки. Так, надбавка за выслугу лет более 20 лет на государственной службе в соотношении к минимальной заработной плате составляет 100%. А надбавка за ранг в соотношении к минимальной заработной платы за 1 ранг составляет 50%.

Итак, рассчитаем:

1218 * 2 * 10 +1218 * 1,0 +1218 * 0,50 = = 24360 +1218 +609 = 26 187 грн.

Если сравнить результаты расчетов, то важно отметить, что разница между наибольшей и заработной платой государственного служащего, который недавно начал карьеру на государственной службе, при отсутствии премий согласно новому закону составляет 9,35 раза.

Важно, по нашему мнению, отметить, что именно это нововведение будет стимулирующим, во-первых, для стремления на государственную службу, ведь увеличение минимального размера должностного оклада и повышение размеров доплат в соответствии с новым законом является существенным фактором к стремлению оставаться в системе государственной службы и двигаться по карьерной лестнице. В первую очередь стимул идти на государственную службу будет у молодежи, которой новой редакцией Закона «О государственной службе» созданы для этого все условия.

При условии успешного выполнения всех мероприятий по реформированию государственной службы в Украине можно надеяться, что будет сделан решительный шаг для становления и развития профессиональной государственной службы в Украине, в которой будут использоваться европейские стандарты функционирования госслужбы.

В данной статье рассмотрен процесс реформирования государственной службы Украины, а также особенности законодательства о государственной службе Укра-

ины, в частности новой редакции Закона Украины «О государственной службе», который вступит в силу 1 января 2014 года.

В основу данного закона были положены основные положения указов Президента Украины «О мерах по внедрению Концепции административной реформы в Украине» от 22 февраля 1998 г. № 810/98, «О стратегии реформирования системы государственной службы в Украине» от 14 апреля 2000 г. № 599/2000, «О Концепции развития законодательства о государственной службе в Украине» от 20 февраля 2006 г. № 140/2006, «О мероприятиях по реформированию государственной службы в Украине и обеспечению защиты конституционных прав государственных служащих» от 20 сентября 2007 года № 900/2007, «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 9 декабря 2010 № 1085/2010, а также Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» и т.д.

Этот закон с учетом положений вышеуказанных нормативных актов вместил в себя наработки ученых и практиков, задействованных в сфере государственной службы. Эти наработки направлены на изменение взгляда на государственную службу и совершенствование сущности последней. Как уже отмечалось, новая редакция Закона Украины «О государственной службе» значительно больше предыдущей, в ней детализировано большое количество аспектов старой, но действующей на сегодня редакции Закона Украины «О государственной службе».

С 1 января 2014 года новая редакция Закона Украины «О государственной службе» все же вступит в действие, в Государственном бюджете на 2014 год будут заложены необходимые средства при сохранении кадров, ведь нормы и положения этого закона действительно внесут весомый вклад в функционирование системы государственной службы Украины.

Библиографический список

1. Аверьянов В.Б. Исполнительная власть: конституционные засады и пути реформирования / В.Б. Аверьянов., О.Д. Крупчан. — X.: Право, 1998. - 36 с.

2. Бакуменко В.Д. Теоретические и организационные засады государственного управления: Учебное пособие / В.Д. Бакуменко, П.И. Надолишный. — К.: Милени-ум, 2003. - 256 с.

3. Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство: Программа экономических реформ на 2010-2014 годы [Электронный ресурс]: Официальное интернет-представительство Президента Украины Виктора Януковича: [Сайт]. URL: http:// www.president.gov.ua/docs/Programa_ reform_FINAL_1.pdf (дата обращения: 23.03.2013).

4. Ищенко Н. Теоретико-методологические засады реформирования государственной службы и государственного управления в Украине / Н. Ищенко // Вестник государственной службы Украины. - 2010. - № 3. - С. 13-18.

5. Конституция Украины: Закон Украины: принят 28 июня 1996 года № 254/96 ВР // Ведомости Верховной Рады Украины. -1996. - № 30.

6. Кульчий И. Принципы реформирования системы органов исполнительной власти Украины / И. Кульчий // Вестник государственной службы Украины. - 2009.

- № 3. - С. 16-20.

7. Материалы расширенного заседания коллегии Главного управления государственной службы Украины (2 апреля 2009 года) / Главное управление государственной службы Украины: под общей редакцией Т. Мотренко. - К. 2009. - 122 с.

8. Мотренко Т.В. Внедрение системы управления качеством в органах исполнительной власти / Т.В. Мотренко // Бюрократ. - 2006. - № 11-13. - С. 2-11.

9. О государственной службе: Закон Украины от 16 декабря 1993 года № 3723-XII // Ведомости Верховной Рады Украины

- 1993. - № 52.

10. О государственной службе: Закон Украины от 17 ноября 2011 года № 4050-VI // Ведомости Верховной Рады Украины.-2012. - № 26.

11. О государственном бюджете Украины на 2013 год: Закон Украины от 6 декабря 2012 года № 5515-VI // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2013. - № 5-6.

12. О Концепции адаптации института государственной службы в Украине к стандартам Европейского союза: Указ Президента Украины от 5 марта 2004 года № 278/2004 // Официальный вестник Украины от 26.03.2004 г. - 2004. - № 10. С. 31

13. О Национальном плане действий на 2012 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» // Официальный вестник Президента Украины от 12 марта 2012 года. - 2012 г. - № 10. - С. 3.

14. О Стратегии реформирования системы государственной службы в Украине: Указ Президента Украины от 14 апреля 2000 года № 599/2000// Официальный вестник Украины от 05.05.2000 г. - 2000. - № 16. - С. 63.

15. Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти: Указ Президента Украины от 9 декабря 2010 года № 1085/2010 [Электронный ресурс]: Официальное интернет-представительство Президента Украины Виктора Януковича: [Сайт]. URL: http://www.president.gov. ua/documents/12584.html (дата обращения: 23.03.2013).

16. Оболенский A. Основные направления реформирования государственного аппарата развития государственной службы Украины / A. Оболенский. - К., 1999.

- Вып. 7. - С. 132-141.

17. Сурмин Ю.П. Методологические подходы усовершенствования национальной системы профессионального обучения государственных служащих / Ю.П. Сур-мин. - О.: Юридическая литература, 2009.

- С. 490-497.

18. Тертичка В. Методологические засады анализа государственной политики / В. Тертичка. - К.: Издательство УАГУ, 2002. - Вып. 2. - С. 38-48.

Literature

1. Averianov V. B. Executive branch: Constitutional ambush and ways of reforming / V.B.Averyanov., O.D. Krupchan. - Kh.: Pravo: 1998. - 36 p.

2. Bakumenko V.D. Theoretical and organizational ambush of public administration: the manual / V.D. Bakumenko, P.I. Nadolish-ny. - K.: Millennium, 2003. - 256 p.

3. Prosperous Society, Competitive Economy, Effective State: The economic reform program for 2010 — 2014 [electronic resource]: the official web site of the President of Ukraine Viktor Yanukovych: [Website]. URL: http ://www.president. gov.ua/docs/ Programa_reform_FINAL_1.pdf (date accessed: 23/03/2013).

4. Ishchenko N. Theoretical and methodological ambush reform the civil service and public administration in Ukraine / N. Ishchenko // Bulletin of the civil Service of Ukraine. - 2010. - № 3. - P. 13-18.

5. The Constitution of Ukraine: The Law of Ukraine: adopted 28 June 1996 number 254/96 VR // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine, 1996, № 30.

6. Kulchiy I. Principles of reforming the system of executive authorities of Ukraine / I. Kulchiy // Bulletin of the civil Service of Ukraine. - 2009. - №3. - P. 16-20.

7. Materials expanded meeting of the Main Department of Civil Service of Ukraine (April 2, 2009) / Main Department of Civil Service of Ukraine: edited by T. Motrenko. - C. 2009. - P. 122.

8. Motrenko T.V. The introduction of a quality management system in the executive / TV Motrenko // Bureaucrat. - 2006. - № 11-13. - P. 2-11.

9. About civil Service: The Law of Ukraine dated December 16, 1993 № 3723-XII // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine, 1993, № 52.

10. About civil Service: The Law of Ukraine dated November 17, 2011 № 4050-VI // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine, 2012, № 26.

11. About State Budget of Ukraine for 2013: the Law of Ukraine dated December 6,

2012 № 5515-VI // Bulletin of the Verkhovna Rada of Ukraine, 2013, № 5-6.

12. About concept of adaptation institute of public service in Ukraine to the European Union standards: the Decree of the President of Ukraine dated March 5, 2004 number 278/2004 // Official Bulletin of Ukraine from 26.03.2004 - 2004. - №10. - P. 31.

13. About the National Action Plan for the year 2012 regarding the implementation of economic reform programs for 2010 - 2014 «Prosperous Society, Competitive Economy, Effective State» // Official Bulletin of the President of Ukraine dated March 12, 2012. - 2012 - № 10. - P. 3.

14. About the Strategy of civil service reform in Ukraine: the Decree of the President of Ukraine from April 14, 2000 № 599/2000 // Official Bulletin of Ukraine from 05.05.2000,

- 2000. - № 16. - P. 63.

15. About the optimization of the system of central bodies of executive power: the Decree of the President of Ukraine dated December 9, 2010 № 1085/2010 [electronic resource]: the official web site of the President of Ukraine Viktor Yanukovych: [Website]. URL http:// www.president.gov.ua/documents/12584. html (date accessed: 23/03/2013).

16. A. Obolensky The main directions of the reform of the state apparatus of the state sluzhbyUkrainy / A. Obolensky. - K., 1999.

- Issue. 7. - P. 132-141.

17. Surmin Y.P. Methodological approaches to improve the national system of professional training of civil servants / Y.P. Surmin.

- A: Legal Literature, in 2009. - P. 490-497.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Tertichka B. Methodological ambush of public policy analysis / V. Tertichka. - K.: UAGU Publishing, 2002. - Issue 2. - P. 38-48.

Skoropad А.W., e-mail: skorpio_16@mail.ru

Odessa Regional Institute of Public Administration National Academy of Public Administration, office of the President of Ukraine; PhD Student of the chair of European integration (Ukraine, Odessa) Scientific advisor: Usatjuk Ivan; PhD in historical sciences; associate professor; associate professor of the chair of European integration in Odessa Regional Institute of Public Administration National Academy of Public Administration, office of the President of Ukraine (Ukraine, Odessa) FEATURES OF REFORMING THE CIVIL SERVICE LEGISLATION IN UKRAINE TOWARDS

EUROPEAN STANDARDS The article deals with the process of public service reform in Ukraine. Purpose of the article is to examine the features of the legislation on civil service of Ukraine, in particular the new version of the Law of Ukraine "On Civil Service", which will come into force on 1 January 2014, and the definition of positive and negative innovations improved by law of civil service. Key words: public service, European standards, law, reform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.