О. ПЕРМИНОВА, доцент Ижевский государственный технический университет
Глобализация, развитие информационно-коммуникационных технологий, структурная перестройка экономики, обострение проблем качества образования и рост запросов потребителей - все это требует от вузов реорганизации деятельности на основе переосмысления своего места и роли в системе общественных отношений. Формирование нового типа вуза на основе преимущественного развития определенного направления деятельности осуществляется с применением технологий стратегического планирования, базирующихся на анализе данных маркетинговых исследований рынков труда и образования.
Концептуальные предпосылки инновационных стратегий развития государственных вузов разрозненно представлены в современной литературе по следующим темам: философия образования (Б.С. Гершун-ский, В.Д. Шадриков, В.М. Филиппов, Г.А. Балыхин, В.М. Жураковский, В.Г. Кинелев и др.); экономика и управление образованием (Т.Л. Клячко, А.И. Галаган, В.К. Юдин, Е.Е. Чепурных, М.А. Лукашенко и др.); стратегическое управление вузом (В.А. Садовничий, Н.П. Макаркин, Г.Ф. Шафра-нов-Куцев, С.С. Набойченко, И.В. Абрамов, В.Е. Третьяков, В.А. Журавлев, И.Б. Федоров и др.); концепции реформирования вузов (А.О. Грудзинский, А.К. Клюев, Я.И. Кузьминов, Г.В. Майер, Д.В. Пузанков, В.Е. Шукшунов и др.); маркетинговые аспекты образования (А.П. Панкрухин, Н.Р. Кель-чевская, О.В. Сагинова, А.В. Егоршин и др.); инновационная деятельность вуза (В.Р. Атоян, И.П. Яковлев, В.С. Шленов, Е.А. Лурье, А.И. Терехов и др.).
Можно предложить множество подходов к классификации моделей организационного развития вузов, связанных с конкурентной стратегией и ориентацией на
Трансформации государственного вуза: современные тенденции
определенный сегмент рынка. Так, профессор Ю.Н. Лапыгин выделяет два таких подхода: предметная ориентация(образовательный процесс, фундаментальные исследования, прикладные исследования, взаимодействие с организациями) и инновационность (ориентация на запросы внешней среды, предпринимательская активность, сочетание квазиделовой культуры с академическими традициями, формирование образовательного кластера во внешнем окружении, построение внутриуниверситетской деловой и образовательной сети) [1].
На их основании можно определить следующие концептуальные модели университета: классический, исследовательский, открытый, региональный, проектно-ориентированный, инновационный, предпринимательский.
Модель классического университета фокусирует стратегию на совершенствование образовательного процесса, разработку спектра новых образовательных услуг и расширение доли рынка образовательных услуг. Такой университет выполняет особую роль по подготовке кадров для научных учреждений, преподавателей по общенаучным дисциплинам для вузов и продвинутых средних учебных заведений [2].
Исследовательский университет активно работает в сфере прикладной и фундаментальной науки, ориентируясь на получение достаточного финансирования от грантодателей. Организационная структура такого вуза включает в себя инфраструктуру, обеспечивающую проведение фундаментальных исследований. Критериями исследовательского университета являются: наличие научных школ, развитая материально-техническая и информационная база научных исследований и подготовки кадров высшей квалификации, успешно функ-
ционирующая система поддержки талантливой молодежи, значимые показатели интеграции в мировое образовательное пространство, высокий уровень учебного процесса [3].
Перспективная модель развития Ижевского государственного технического университета, направленная на создание университета, способного к автономному развитию в условиях региона и эффективной деятельности как в общей системе российского образования, так и в рамках мирового образовательного процесса, определена как модель открытого исследовательского университета [4].
Отличительной особенностью деятельности регионального университета является то, что в нем наряду с классическими университетскими видами профессионального образования - гуманитарным и естественно-научным - поддерживается инженерное, сельскохозяйственное, медицинское, педагогическое образование. При этом в моделях управления университетом присутствует иерархичность [5].
Место университета как социокультурного и интеллектуального центра региона определяется его ролью в качестве крупного работодателя, вкладом в экономическое развитие региона через трансферт технологий (технопарки, бизнес-инкубаторы, консультационная деятельность), в профессиональное образование и переподготовку кадров, повышение их квалификации.
Региональныш университет характеризуется следующими параметрами системы управления: сочетанием ряда разных корпоративных структур; стремлением к поиску компромиссов, основанных на общих интересах и целях; развитой бюрократией; сложными процедурами принятия и согласования решений; многоуровневой структурой, наличием значительного числа «непрофильных» подразделений [6].
Крупный региональный университет реализует четыре уровня образования: начальное профессиональное, среднее про-
фессиональное, высшее и послевузовское профессиональное, при этом его структура аналогична структуре университетского комплекса [7]. Успешный региональный университет врастает в региональную экономику всеми своими важнейшими ипостасями: подготовкой кадров под заказ, проведением прикладных исследований, освоением инновационных технологий [8].
С начала 90-х гг. в связи с необходимостью финансового обеспечения научных исследований преподаватели быстро освоились в системе конкурсного распределения ресурсов, включились в конкурентную борьбу за гранты. Сегодня наиболее активная часть университетского сообщества занимается организацией коммерциализации результатов научных исследований, участвует в создании инновационно-технологических центров, малых наукоемких предприятий. Изучается западная литература, печатаются оригинальные российские работы по теории и практике трансферта технологий [9].
В Нижегородском государственном университете для интенсификации труда учебно-научного и вспомогательного персонала университета и повышения эффективности использования имеющихся ресурсов признано целесообразным создание особых административных групп, осуществляющих организацию учебного процесса на проектных принципах. Так, создан факультет управления и предпринимательства, учреждены центр дистанционного обучения, центр дополнительного профессионального образования, подготовительный факультет, ряд новых кафедр. Эти подразделения в настоящее время функционируют на основе полного самофинансирования, в основномиспользуя профессорско-преподавательский состав других подразделений университета и, что главное, обеспечивая значительный рост материальной базы университета в целом. Таким образом, традиционная вертикальная университетская организационная структура была дополнена горизонтальными связями,
поддерживающими функционирование образовательных проектов (сетевой структурой). Конкретной формой организации университета стал проектно-ориентированный университет [10].
В основе другой версии такого рода университета предусмотрены: образовательный процесс и ведение прикладных исследований, разработка технологий. Такой тип высшего учебного заведения может быть условно назван инновационным, инновационно-технологическим университетом. Его стратегия должна обеспечивать процесс проведения максимально быстрых, эффективных и результативных прикладных исследований, завершающихся оформлением и передачей заказчику разработанной технологии.
Представленные выше типы университетов имеют в качестве инварианта критерии предпринимательской и инновационной активности, что является необходимым условием развития университета в современных условиях. Предпринимательская деятельность государственного вуза является сегодня предметом дискуссии, в ходе которой появилось понятие «предпринимательский университет » в двух неодинаковых значениях:
1) предпринимательский университет как вуз, обучающий предпринимательству;
2) предпринимательский университет как субъект предпринимательской деятельности [11].
Деятельность предпринимательского университета в первом смысле направлена на обучение предпринимательству, в ходе которого у студентов стимулируется выработка бизнес-идей. Для этого создаются бизнес-инкубаторы и инвестиционные фонды, в которых выпускник получает стартовый беспроцентный кредит. Например, в Оксфордском университете действует около 300 организаций с общим годовым оборотом в 4 млрд. долларов, из которых университет получает порядка 25%.
Предпринимательский университет как
университет-антрепренер изменяет образовательный процесс путем использования новых методов и механизмов оказания образовательных услуг и осуществляет трансформацию научных знаний в продуктивные идеи, пригодные для коммерческого использования. Предпринимательский университет данного типа отличается от академического мотивацией, ориентацией и направленностью развития, что существенно преобразует схемы хозяйственной, инновационной и образовательной деятельности. Для оценки эффективности предпринимательской деятельности такого университета необходимы критерии и показатели связи осуществляемых отдельных видов деятельности с основной образовательной деятельностью по характеру и направленности; показатели отсутствия нанесения ущерба основной образовательной деятельности; показатели обеспечения нужд образовательного процесса. Так, голландский университет Твента, предлагающий образовательные программы в области технологий и социальных наук, характеризует себя как предпринимательский университет, направляющий усилия в области образования и научных исследований на обеспечение выгоды общества в целом [12]. Предпринимательское мышление пронизывает весь университет - от студентов до профессоров.
Именно в данном контексте термин «entrepreneurial university» в последние годы широко используется в вопросах университетского менеджмента и образовательного предпринимательства. В известной книге Б. Кларка излагаются результаты системного исследования проблематики образовательных отношений и предпринимательской активности некоммерческих организаций, а предпринимательство трактуется как «сознательные усилия в институциональном строительстве», которые осуществляет весь университет, а не отдельные, пусть даже очень предприимчивые, его представители. Для получения существенных результатов в предпринимательстве
университету требуется наличие усиленного руководящего ядра, расширенной периферии развития, диверсифицированной финансовой базы, стимулирующего академического центра, интегрированной предпринимательской культуры [13].
Коллектив ученых во главе с профессором Ю.Б. Рубиным связывает становление предпринимательских университетов со следующими мировыми тенденциями: глобализацией и институционализацией образования; сокращением бюджетного финансирования; повышением требований и запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг к качеству образования; появлением новейших технологий; возникновением новых форм освоения знаний; утверждением концепции непрерывного образования; ужесточением конкуренции на региональных рынках образовательных услуг [11].
А.О. Грудзинский, автор концепции проектно-ориентированного университета как профессиональной предпринимательской организации, обобщив успешный опыт длительного социального эксперимента по стратегическому управлению ННГУ им. Н.И. Лобачевского, определяет предпринимательский университет как:
1) организацию, базирующую свою деятельность на целевой инновации и способную работать в условиях риска и динамичного спроса;
2) экономически эффективную организацию, занимающуюся прибыльной деятельностью и опирающуюся в первую очередь на свои собственные возможности;
3) либеральную организацию с гибким сетевым построением;
4) организацию, в которой ключевыми факторами являются люди, группы и их компетентность, где работа людей основана на балансе выгоды и риска;
5) организацию, руководство которой на первое место ставит не планирование и контроль действий работников, а всемерную поддержку их деятельности в рамках стратегии организации, для чего оно мак-
симально делегирует права и ответственность исполнителям;
6) организацию, которая обращена лицом к потребителю и позволяет своевременно и гибко реагировать на изменение его требований [14].
Предпринимательство в научно-инновационной сфере предполагает, что вуз представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку «продукцию» собственного производства и при успешной ее реализации получить прибыль [15].
В рамках предпринимательской стратегии Ижевского государственного технического университета определены следующие приоритетные направления инновационной деятельности:
• совершенствование инновационной подготовки специалистов с учетом научно обоснованной потребности региона;
• интеграция научных, инновационных, образовательных структур в системе непрерывного воспроизводства инновационно-образовательного потенциала;
• формирование научно-образовательных комплексов инновационного типа с центрами коллективного пользования;
• коммерциализация инновационной деятельности и технологий на базе технопарка и бизнес-инкубатора;
• дальнейшее расширение взаимодействия с вузами-партнерами в рамках международных программ и контактов.
Коммерциализация инновационной деятельности через бизнес-инкубатор предполагает создание комфортных стартовых условий для субъектов малого предпринимательства, оказание помощи в выведении конкурентоспособных разработок на рынок, развитие инновационной деятельности студентов, аспирантов, творческих коллективов вузов и создание дополнительных рабочих мест [16].
Представленные векторы организационного развития позволили классифицировать виды предпринимательской деятельности государственного вуза (в рамках уп-
равленческой конструкции вуза с разведением зон ответственности и компетенций на вопросы общего руководства и непосредственного управления) с трех основных позиций:
1) предпринимательство в образовательной сфере;
2) предпринимательство в научно-инновационной сфере;
3) прочая предпринимательская деятельность (рис. 1) [17].
Исходя из представленной классификации, между основным и дополнительным контурами функционирования вуза воз-
можно распределение функций. Для этого может быть использована модель аутсорсинга, при которой часть бизнес-процессов, не являющихся для организации профильными, но необходимых для полноценного функционирования, передаются сторонней организации. Так, организация образовательного процесса на принципах аутсорсинга позволяет концентрировать внимание на удовлетворении потребностей клиентов и управлении результатами проектов путем делегирования второстепенных функций аутсорсерам. На аутсорсинг могут быть переданы финансовые, кадровые, марке-
Виды предпринимательской деятельности
Основные
Образовательная деятельность
• Обучение на подготовительных курсах;
• тестирование;
• обучение на платной основе (НПО, СПО, бакалавриат, ВПО, магистратура, аспирантура, докторантура);
• обучение по индивидуальным планам,
• консультации и углубленное изучение отдельных учебных дисциплин;
• переподготовка и повышение квалификации;
• иные образовательные услуги
Научно-инновационная
• Научно-исследовательская деятельность;
• опытно-конструкторская деятельность;
• производство инновационной продукции;
• консалтинг;
• экспертиза;
• кадровые услуги;
• иные услуги
Дополнительные
Деятельность, связанная с профилем основной деятельности
• Издательская деятельность;
• информационные услуги;
• услуги по охране;
• обеспечение питанием;
• обеспечение литературой;
• предоставление мест для проживания;
• дополнительное медицинское и санаторное обслуживание;
• экскурсионное и культурно-массовое обслуживание;
• иные виды деятельности
Деятельность, не связанная с профилем основной деятельности
• Торговля покупными товарами, оборудованием;
• долевое участие в деятельности других учреждений;
• приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним;
• сдача площадей и имущества в аренду;
• привлечение спонсоров и добровольных пожертвований;
• иные виды деятельности
Рис. 1. Основные виды предпринимательской деятельности государственного вуза
тинговые и юридические функции. Решение большинства проблем аутсорсинга достигается через развитие культуры взаимодействия между заинтересованными сторонами, обеспечение полноты и законности документации [18].
Дополнительные виды предпринимательской деятельности государственного вуза могут быть выведены во внешний аутсорсинговый контур, возглавляемый президентом вуза (рис. 2).
рованы службы международных отношений, проектно-целевые группы и т.п. Внутренний контур управления является традиционным и возглавляется ректором университета. Такая политика согласуется и с современными тенденциями в развитии законодательства, в соответствии с которыми президент вуза осуществляет следующие полномочия: 1) участвует в деятельности попечительского совета и иных органов самоуправления высшего учебного заведения;
Аутсорсинговый контур Внутренний контур
Рис. 2. Модель управления вузом с использованием элементов аутсорсинга
Основными элементами аутсорсингового контура управления являются:
• попечительский совет, состоящий из представителей администрации и организаций региона,
• президент, возглавляющий подсистему внешнего контура управления,
• структуры стратегического планирования и развития,
• службы взаимодействия с внешней средой.
Кроме того, в зависимости от стратегических целей развития могут быть сформи-
2) участвует в разработке концепции развития высшего учебного заведения; 3) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями; 4) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения [19].
Данная модель функционирования вуза ориентируется на экономию использования ресурсов, обеспечение конкурентоспо-
собности университета и реализацию долгосрочных инновационных стратегий в образовательном процессе.
Литература
1. Лапыгин Ю.Н. Определение философии
развития организации // Экономика региона. - 2006. - №5.
2. Шафранов-Куцев Г.Ф. Современному об-
ществу - современные университеты // Институциональный менеджмент в вузах: Хрестоматия по современным проблемам организации деятельности университетов / Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». - Екатеринбург, 2006.
3. Майер Г.В. О критериях исследователь-
ского университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. -№3.
4. Абрамов И.В., Селетков С.Г. Ижевский
государственный технический университет: перспективная модель развития. -Ижевск, 2000.
5. Гавриков А.Л. Региональные университе-
ты // Институциональный менеджмент в вузах: Хрестоматия... - Екатеринбург, 2006.
6. Клюев А.К. Институциональные страте-
гии университетов // Институциональный менеджмент в вузах: Хрестоматия .
- Екатеринбург, 2006.
7. Егоршин А.П. Перспективы развития об-
разования России в XXI в.// Университетское управление: практика и анализ. -2000.- № 4(15).
8. Громыко Ю.В. Региональный университет
как субъект стратегии развития региона: формирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика, идентичность // Институциональный менеджмент в вузах: Хрестоматия. - Екатеринбург, 2006.
9. Коммерциализация технологий: россий-с-
кий и мировой опыт / Сост. и общ. ред. А.А. Петруненкова, Н.М. Фонштейна. -М., 1997.
10. Хохлов А., Стронгин Р., Грудзинский А. Проектно-ориентированный университет // Высшее образование в России. - 2002.
- № 2.
11. Предпринимательские университеты в инновационной экономике / Под ред. Ю.Б. Рубина. - М., 2005.
12. См.: www.utwente.nl
13. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation // Issues in Higher Education. -Paris, 1998.
14. Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. - 2003. - № 4.
15. Кельчевская Н.Р., Прохорова Н. Б., Павлова М.В. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения. - Екатеринбург, 2001.
16. ЯкимовичБ., МихайловЮ., Пушкарев А. Приоритетные направления научной деятельности // Высшее образование в России. - 2007. - №2.
17. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад? // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. -№ 5, 6.
18. Мальцева Г.В., Романенко Т.В. Аутсорсинг, трансфертное ценообразование, проектно-ориентированное бюджетирование, внутренний контроль и аудит эффективности использования ресурсов при реализации финансовой стратегии вуза // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 6.
19. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 113-Ф3 «О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”».