Научная статья на тему 'Трансформации электронной информационно-образовательной среды университета в клиентоориентированную цифровую экосистему'

Трансформации электронной информационно-образовательной среды университета в клиентоориентированную цифровую экосистему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экосистема / бот / клиентоориентированность / информационные технологии / цифровая трансформация / a digital ecosystem / a bot / customer-orientedness / information technology / digital transformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарануха Светлана Николаевна, Савельева Марина Николаевна

В статье рассматривается процесс трансформации электронной информационно-образовательной среды университета в клиентоориентированную цифровую экосистему на основе использования технологий искусственного интеллекта. Клиентоориентированная цифровая экосистема университета рассматривается как совокупность базовых и дополнительных сервисов электронной информационно-образовательной среды. Дополнительные сервисы могут быть реализованы в виде семейства ботов, реализующих отдельные задачи в рамках жизненных задач различных групп клиентов университета: абитуриентов, обучающихся, работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарануха Светлана Николаевна, Савельева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the electronic information and educational environment of the university into a customer-oriented digital ecosystem

The article examines the process of transformation of the electronic information and educational environment of the university into a client-oriented digital ecosystem based on the use of artificial intelligence technologies. The customeroriented digital ecosystem of the university is considered as a set of basic and additional services of the electronic information and educational environment. Additional services can be implemented in the form of a family of bots that implement individual tasks within the life tasks of various groups of university clients: applicants, students, employees.

Текст научной работы на тему «Трансформации электронной информационно-образовательной среды университета в клиентоориентированную цифровую экосистему»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 378.4 DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-228-237

ББК 74.480.4:16.3

ТРАНСФОРМАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

В КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННУЮ ЦИФРОВУЮ ЭКОСИСТЕМУ

TRANSFORMATION OF THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY INTO A CUSTOMER-ORIENTED DIGITAL ECOSYSTEM

Тарануха Светлана Николаевна

Профессор кафедры математического моделирования и прикладной информатики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Государственный университет имени адмирала С. О. Макарова», доцент, кандидат технических наук E-mail: taranuhasn@gumrf.ru

Taranukha Svetlana N.

Professor at the Department of Mathematical Modeling and Applied Informatics, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Associate Professor, PhD in Technical Sciences

E-mail: taranuhasn@gumrf.ru

Савельева Марина Николаевна

Доцент кафедры философии, психологии и культурологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Государственный университет имени адмирала С. О. Макарова», доцент, кандидат философских наук E-mail: savelevamv@gumrf.ru

Savelyeva Marina N.

Assistant Professor at the Department of Philosophy, Psychology and Cultural Studies, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, Associate Professor, PhD in Philosophy E-mail: savelevamv@gumrf.ru

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Тарануха С. Н., Савельева М. Н., 2024

Аннотация. В статье рассматривается процесс трансформации электронной информационно-образовательной среды университета в клиентоориентированную цифровую экосистему на основе использования технологий искусственного интеллекта. Клиентоориентированная цифровая экосистема университета рассматривается как совокупность базовых и дополнительных сервисов электронной информационно-образовательной среды. Дополнительные сервисы могут быть реализованы в виде семейства ботов, реализующих отдельные задачи в рамках жизненных задач различных групп клиентов университета: абитуриентов, обучающихся, работников.

Abstract. The article examines the process of transformation of the electronic information and educational environment of the university into a client-oriented digital ecosystem based on the use of artificial intelligence technologies. The customer-oriented digital ecosystem of the university is considered as a set of basic and additional services of the electronic information and educational environment. Additional services can be implemented in the form of a family of bots that implement individual tasks within the life tasks of various groups of university clients: applicants, students, employees.

Ключевые слова: цифровая экосистема, бот, клиентоориентированность, информационные технологии, цифровая трансформация.

Keywords: a digital ecosystem, a bot, customer-orientedness, information technology, digital transformation.

Для цитирования: Тарануха С. Н., Савельева М. Н. Трансформации электронной информационно-образовательной среды университета в клиентоориентированную цифровую экосистему // Проблемы современного образования. 2024. № 2. С. 228-237. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-228-237.

Cite as: Taranukha S. N., Savelyeva M. N. Transformation of the electronic information and educational environment of the university into a customer-oriented digital ecosystem. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2024, No. 2, pp. 228-237. DOI: 10.31862/2218-8711-2024-2-228-237.

Введение

Цифровизация образовательной деятельности стала одним из современных трендов развития образования. Российское образование, интегрированное в международную систему подготовки кадров, активно участвует в этих процессах, что подтверждается программными документами федерального уровня и внедрением документов международного уровня в национальное законодательство.

Цифровая трансформация образования и образовательного процесса может быть рассмотрена и проанализирована как частный случай цифровой трансформации соответствующих им бизнес-процессов под влиянием информационно-коммуникационных технологий.

В связи с тем, что понятие цифровой трансформации не имеет точного определения, цифровую трансформацию образования можно рассматривать как трансформацию

системы управления образовательным процессом за счет пересмотра стратегии, моделей, образовательных продуктов, обеспечиваемую принятием цифровых технологий.

Трендами последнего десятилетия является управленческая революция, связанная с возникновением экосистемного и клиентоориентированных подходов, которые активно распространяются во всё новые сферы экономики и жизни общества [1; 2].

В условиях цифровой экономики базовым элементом, соответственно, являются цифровые экосистемы, которые предоставляют многоотраслевые решения с цифровым доступом, основанные на новых технологиях [3]. При этом под экосистемой цифровой экономики рассматривается партнерство организаций, которые обеспечивают постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов власти, граждан и организаций [4]. Вопросы создания отечественных бизнес-экосистем в условиях цифровой трансформации изложены в работе [5]. Вопросам развития экосистемы университетов в цифровой среде посвящен ряд публикаций [6-15].

В научных статьях ряда авторов рассмотрены объективные условия и современные тенденции развития информационного общества, которые определяют ход автоматизации и цифровизации предоставления образовательных услуг [6]; аспекты, связанные с использованием студентами социальных сетей (MMSS) и/или цифровых приложений [7; 8]; российский и зарубежный опыт разработки систем для управления профессиональным развитием студента на основе его цифрового следа [9; 10]; предложены модели экосистемы электронного обучения (далее - ЭО) для высшего образования [11]; определены эталонные рамки для внедрения практики ЭО в высших учебных заведениях [12].

В ряде статей предложен концепт цифровой экосистемы университета как средства цифровой трансформации, который может быть положен в основу индекса цифровой зрелости университета [13], определены меры поддержки для успешной цифровой трансформации вузов [14].

Вопросы развития экосистемы университета с использованием технологии искусственного интеллекта (далее - ИИ) в сочетании с возможностями интернета вещей и цифровизацией основных бизнес-процессов отражены в статье [15].

Клиентоориентированность и клиентоцентричность, реализуемые в бизнесе, находят свое место в деятельности органов государственной власти и государственных, в том числе образовательных, учреждений. Реализуя клиентоориентированный подход, при трансформации электронной информационно-образовательной среды в цифровую экосистему университета могут быть применены основные принципы сервисного дизайна:

• ориентированность на пользователя - клиента - абитуриента, обучающегося, преподавателя;

• совместное творчество пользователей - клиентов и разработчиков;

• целостность как рассмотрение всех моментов, когда пользователи-клиенты вступают во взаимодействие с университетом для решения своих «жизненных ситуаций».

• последовательность как поэтапное выстраивание процесса взаимодействия с клиентом;

Методы и материалы

Рассматривается возможность эволюции электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС) в клиентоориентированную цифровую образовательную экосистему университета (далее - ЦЭСУ). По мере того, как образовательная организация переносит большую часть своей деятельности в цифровое пространство, такая трансформация должна коснуться и ЭИОС университета на определенном этапе ее развития. Трансформация ЭИОС в ЦЭСУ происходит с проникновением технологий ИИ. Основными пользователями цифровой экосистемы университета являются студенты, научно-педагогические работники, административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал. Кроме перечисленных категорий такими участниками могут быть и другие заинтересованные стороны - абитуриенты, работодатели.

Основным факторами развития ЦЭСУ (электронной информационно-образовательной среды) станет слияние разных экосистем, рост уровня автоматизации, подключение новых видов образовательной деятельности.

Развитие информационных технологий в области образования делает доступными не только возможности по ЭО и использованию дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ), но и обеспечивают возможности получить целый ряд дополнительных сервисов на базе использования возможностей ИИ или интеллектуальных информационных систем.

За базовые сервисы были приняты ЭО с использованием ДОТ, формирование цифрового двойника (персонального портфолио), а также выбор индивидуальной траектории обучения и персонального развития.

Дополнительные сервисы ЭИОС, обеспечивающие ее трансформацию в клиентоориентированную цифровую экосистему с использованием интеллектуальных информационных систем и элементов ИИ для взаимодействия с внешней средой через мобильное приложение, могут выполнять комплекс функций, включая:

• коммуникации с деканатами, преподавателями, одногруппниками для решения возникающих уникальных и типовых «жизненных ситуаций»;

• интеллектуального помощника (текстового/голосового) с напоминаниями наступления запланированных событий;

• доску объявлений института (назначение стипендий, конкурсы НИР, конференции);

• систему электронных заявок и обращений пользователей в техническую поддержку

• взаимодействие с кадровыми службами работодателей.

Связь клиентоцентричности с работой университета и цифровизацией может реализовать система ботов.

При этом могут быть разработаны (использованы) боты различного типа: боты-пауки, чат-боты, боты - сборщики информации и др., в зависимости от поставленных задач. Разрабатываемое семейство ботов может организовать автоматизированное взаимодействие обучающихся с администраторами учебного процесса - тьюторами, менеджерами деканатов, преподавателями электронных курсов, обеспечивая индивидуальное сопровождение каждого обучающегося, в соответствии с его уровнем знаний и выбранным темпом освоения материала. Таким образом могут быть решены уникальные и типовые «жизненные ситуации» обучающихся.

Эти технологии позволяют обеспечить поддержку в работе административно-управленческого персонала университетов, особенно в условиях сокращения значительного числа этих работников, а также избавить преподавателей от проверки больного количества типовых учебных заданий при дистанционном режиме обучения, обеспечивая решение одной из «жизненных ситуаций» преподавателей.

Предлагаемые алгоритмы ботов могут обеспечить решение ряда «жизненных ситуаций» различных групп клиентов:

• обучающихся:

- обучение с использованием дистанционных образовательных технологий;

- своевременной оплаты обучения;

- своевременная ликвидация академической задолженности;

• преподавателей:

- повышение квалификации в системе дистанционного обучения университета;

- организация обучения студентов в системе дистанционного обучения университета;

• абитуриентов и их родителей:

- поступление в университет;

- прочее.

Боты-помощники для обучения в системе дистанционного обучения

Чат-бот для работников образовательной организации (внутреннее повышение квалификации) с использованием электронного курса может включать функции:

• возможности выбора программы повышения квалификации из имеющихся

в системе дистанционного обучения (далее - СДО);

• записи на электронный курс обучения в автоматизированном режиме;

• сопровождение процесса ЭО;

• сопровождение и оценка итоговой аттестации по программе повышения квалификации;

• формирование проектов приказов о зачислении на обучение и завершении

обучения;

• анкетирование по вопросам удовлетворенности процессом обучения;

• формирование и передача удостоверения о повышении квалификации.

Чат-бот для работников предприятий и организаций, обучающихся по программам ДПО (внешнее повышение квалификации) с использованием электронного курса, может включать функции:

• выбора программы повышения квалификации из имеющихся в СДО;

• заключения договора на обучение и регистрации оплаты за обучение;

• записи на электронный курс обучения в автоматизированном режиме;

• сопровождение процесса ЭО;

• сопровождение и оценка итоговой аттестации по программе повышения квалификации;

• формирование проектов приказов о зачислении на обучение и завершении обучения;

• анкетирование по вопросам удовлетворенности процессом обучения;

• формирование и передача удостоверения о повышении квалификации.

Такой вид взаимодействия возможен при максимально унифицированном бизнес-процессе ДПО, реализуемого с помощью электронного курса.

Чат-бот для обеспечения взаимодействия обучающихся с СДО университета и с преподавателями внутри отдельных курсов.

Боты для снижения угроз отчисления студентов:

• Комбинированные боты, обеспечивающие контроль оплаты обучения для студентов, обучающихся на платной основе (контроль наличия оплаты на контрольный момент времени, напоминание студенту о сроках и необходимости внесения оплаты, возможном нарушении условий договора на обучение, подготовка проекта приказа об отчислении).

• Комбинированные боты для контроля наличия и ликвидации академической задолженности обучающихся на текущую дату, сообщение об истечении сроков ликвидации академической задолженности.

Чат-боты для получения обратной связи, включая удовлетворенность прохождения обучения, от заинтересованных сторон:

• анкетирование обучающихся;

• анкетирование преподавателей;

• анкетирование выпускников;

• анкетирование работодателей.

Чат-бот для абитуриентов и их законных представителей по вопросам поступления в университет.

При этом надо отметить, что при наличии различных инструментов для развития ЦЭСУ, включая инструменты проектирования ботов (Aimylogic https://aimylogic.com/ru, Flow XO https://flowxo.com/, BotKits https://botkits.ru/, Botmother https://botmother.com/ru, Fasttrack https://fstrk.io/, Chatforma https://www.chatforma.com/), и наличии квалифицированных кадров имеется ряд факторов, сдерживающих активное внедрении приведенных технологических решений. К основным факторам можно отнести следующие:

• недостаток специалистов с необходимыми компетенциями;

• финансовые ограничения на разработку решений с расширенным функционалом;

• недостаток релевантных технологических решений на рынке IT;

• недостаточный уровень совместимости с существующей инфраструктурой;

• низкий ожидаемый результат от инвестиций в разработку;

• недостаток информации о юридических последствиях применения данных технологических решений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• риски обеспечения надежности и безопасности технических решений;

• прочее.

Учитывая сложность и многомерность ЦЭСУ, обеспечивающих приведенный ряд возможностей, нельзя не отметить комплекс возникающих угроз и рисков, среди которых можно выделить следующие группы:

• киберриски, возникающие в результате преднамеренных атак со стороны физических лиц, организаций и иных субъектов;

• цифровые риски, связанные со сбоями, ошибками, злоупотреблениями и другими проблемами, непреднамеренно вызванные пользователями системы;

• информационные риски, вытекающие из зависимости от сложных информационных систем.

Заключение

Таким образом, трансформация ЭИОС образовательной организации на основе проникновения технологий ИИ позволит сформировать клиентоориентированную цифровую экосистему университета.

Дополнительные клиентоориентированные сервисы, расширяющие возможности ЭИОС до ЦЭСУ могут быть реализованы посредством семейства ботов, реализующих отдельные задачи в рамках жизненных задач различных групп клиентов университета: абитуриентов, обучающихся, работников. Кроме того, определен ряд факторов, сдерживающих активное внедрение приведенных технологических решений элементов ИИ, а также сформулированы группы рисков функционирования ЦЭСУ.

Список литературы

1. Лукша П., Спенсер-Кейс Дж., Кубиста Дж. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования. URL: https://www.skolkovo.ru/researches/ obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya (дата обращения: 09.01.2024).

2. Cai Y., Ma J., Chen Q. Higher education in innovation ecosystems // Sustainability. 2020, 12 (11), 4376. DOI: https://doi.org/10.3390/su12114376.

3. The ecosystem playbook: Winning in a world of ecosystems / J. Sengupta et al. New York: McKinsey, 2019.

4. Оценка цифровых экосистем регионов России / В. В. Степанова, А. В. Уханова, А. В. Григорищин, Д. Б. Яхяев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 2. С. 73-90.

5. Развитие бизнес-экосистем отечественных компаний в цифровой среде в контексте обеспечения синергетического эффекта / С. М. Макейкина, Е. Е. Родина, А. В. Артемов, Э. Р. Горчакова // Вестн. Московского финансово-юридического унта МФЮА. 2021. № 4. С. 141-152.

6. Moral Perez M. E. del, Bellver-Moreno M. C., Guzmán A. P. Dimensiones del Ecosistema Digital Universitario: Validación del Instrumento "University Digital Ecosystem" (UN-DIGECO) [Dimensions of the University Digital Ecosystem: Validation of the Instrument "University Digital Ecosystem" (UN-DIGECO)] // RELATEC. Revista Latinoamericana de Tecnología Educativa. 2018. Vol. 19 (1). P. 9-27. DOI: https://doi.org/10.17398/1695-288X.19.1.9.

7. Киняшева Ю. Б. Особенности использования социальных сетей в процессе обучения в вузе // Изв. Тульского гос. ун-та. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 126-133.

8. Использование социальных сетей и облачных сервисов в учебном процессе института системного анализа и управления государственного университета «Дубна». Системный анализ в науке и образовании / М. В. Балашова, К. Н. Жаткина, Е. В. Колбенко [и др.] // Системный анализ в науке и образовании. 2021. № 1. С. 130-139.

9. Боганюк Ю. В., Воробьева М. С., Захарова И. Г. Разработка системы для управления профессиональным развитием студента на основе его цифрового следа // Программные продукты и системы. 2022. № 3. С. 518-526.

10. Pitts W., Lehner-Ouam A. Engaging the Framework for Information Literacy for Higher Education as a Lens for Assessment in an ePortfolio Social Pedagogy Ecosystem for Science Teacher Education // International Journal of ePortfolio. 2019. Vol. 9, No. 1. P. 29-44.

11. Оболенский Д. М., Шевченко В. И. Концептуальная модель интеллектуальной образовательной экосистемы // Экономика. Информатика. 2020. Т. 47, № 2. С. 390-401.

12. García-Peñalvo F. J. Avoiding the dark side of digital transformation in teaching. An institutional reference framework for eLearning in higher education // Sustainability. 2021. 13 (4), 2023. DOI: https://doi.org/10.3390/su13042023.

13. Неборский Е. В. Цифровая экосистема как средство цифровой трансформации университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9, № 4. DOI: https://doi. org/10.15862/02PDMN421.

14. Kopp M., Groblinger O, Adams S. Five common assumptions that prevent digital transformation at higher education institutions // INTED 2019 Proceedings. 13th International Technology, Education and Development Conference, Valencia, 11-13 March 2019. P. 1448-1457. DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2019.

15. Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования / С. Г. Григорьев, Р. А. Сабитов, Г. С. Смирнова, Ш. Р. Сабитов // Информатика и образование. 2020. № 5. С. 15-23.

References

1. Luksha P., Spencer-Keyse J., Kubista J. Obrazovatelnye ekosistemy: voznikayushchaya praktika dlya budushchego obrazovaniya. Available at: https://www.skolkovo.ru/

researches/obrazovatelnye-ekosistemy-voznikayushaya-praktika-dlya-budushego-obrazovaniya (accessed: 09.01.2024).

2. Cai Y., Ma J., Chen O. Higher education in innovation ecosystems. Sustainability. 2020, 12 (11), 4376. DOI: https://doi.org/10.3390/su12114376.

3. Sengupta J. et al. The ecosystem playbook: Winning in a world of ecosystems. New York: McKinsey, 2019.

4. Stepanova V. V., Ukhanova A. V., Grigorishchin A. V., Yakhyaev D. B. Otsenka tsifrovykh ekosistem regionov Rossii. Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2019, Vol. 12, No. 2, pp. 73-90.

5. Makeykina S. M., Rodina E. E., Artemov A. V., Gorchakova E. R. Razvitie biznes-ekosistem otechestvennykh kompaniy v tsifrovoy srede v kontekste obespecheniya sinergeticheskogo effekta. Vestn. Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo un-ta MFYuA. 2021, No. 4, pp. 141-152.

6. Moral Perez M. E. del, Bellver-Moreno M. C., Guzmán A. P. Dimensiones del Ecosistema Digital Universitario: Validación del Instrumento "University Digital Ecosystem" (UN-DIGECO) [Dimensions of the University Digital Ecosystem: Validation of the Instrument "University Digital Ecosystem" (UN-DIGECO)]. RELATEC. Revista Latinoamericana de Tecnología Educativa. 2018, Vol. 19 (1), pp. 9-27. DOI: https://doi.org/10.17398/1695-288X.19.1.9.

7. Kinyasheva Yu. B. Osobennosti ispolzovaniya sotsialnykh setey v protsesse obucheniya v vuze. Izv. Tulskogo gos. un-ta. Gumanitarnye nauki. 2021, No. 2, pp. 126-133.

8. Balashova M. V., Zhatkina K. N., Kolbenko E. V. et al. Ispolzovanie sotsialnykh setey i oblachnykh servisov v uchebnom protsesse instituta sistemnogo analiza i upravleniya gosudarstvennogo universiteta "Dubna". Sistemnyy analiz v nauke i obrazovanii. Sistemnyy analiz v nauke i obrazovanii. 2021, No. 1, pp. 130-139.

9. Boganyuk Yu. V., Vorobyeva M. S., Zakharova I. G. Razrabotka sistemy dlya upravleniya professionalnym razvitiem studenta na osnove ego tsifrovogo sleda. Programmnye produkty i sistemy. 2022, No. 3, pp. 518-526.

10. Pitts W., Lehner-Ouam A. Engaging the Framework for Information Literacy for Higher Education as a Lens for Assessment in an ePortfolio Social Pedagogy Ecosystem for Science Teacher Education. International Journal of ePortfolio. 2019, Vol. 9, No. 1, pp. 29-44.

11. Obolenskiy D. M., Shevchenko V. I. Kontseptualnaya model intellektualnoy obrazovatelnoy ekosistemy. Ekonomika. Informatika. 2020, Vol. 47, No. 2, pp. 390-401.

12. García-Peñalvo F. J. Avoiding the dark side of digital transformation in teaching. An institutional reference framework for eLearning in higher education. Sustainability. 2021, 13 (4), 2023. DOI: https://doi.org/10.3390/su13042023.

13. Neborskiy E. V. Tsifrovaya ekosistema kak sredstvo tsifrovoy transformatsii universiteta. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2021, Vol. 9, No. 4. DOI: https://doi. org/10.15862/02PDMN421.

14. Kopp M., Groblinger O, Adams S. Five common assumptions that prevent digital transformation at higher education institutions. In: INTED 2019 Proceedings. 13th

International Technology, Education and Development Conference, Valencia, 11-13 March 2019. Pp. 1448-1457. DOI: https://doi.org/10.21125/inted.2019. 15. Grigoryev S. G., Sabitov R. A., Smirnova G. S., Sabitov Sh. R. Kontseptsiya formirovaniya i razvitiya tsifrovoy intellektualnoy ekosistemy smeshannogo universitetskogo obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2020, No. 5, pp. 15-23.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2024, № 2

Статья поступила в редакцию 10.01.2024 The article was received on 10.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.