Научная статья на тему 'Трансфер знаний функция инновационного университета'

Трансфер знаний функция инновационного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
920
557
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ТРЕУГОЛЬНИК ЗНАНИЙ" / ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / KNOWLEDGE TRIANGLE / KNOWLEDGE TRANSFER / INNOVATIVE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грудзинский Александр Олегович, Бедный Александр Борисович

Рассматривается концепция «треугольника знаний» как предпосылка функциональной модели инновационного университета. Система трансфера знаний трактуется как организационная основа инновационной деятельности университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Knowledge transfer as a function of innovative university

The concept of knowledge triangle as a foundation of the functional model of innovative university is considered. Under detailed analysis is the concept of knowledge transfer system as the organizational basis for innovative activities at the University.

Текст научной работы на тему «Трансфер знаний функция инновационного университета»

А.О. ГРУДЗИНСКИЙ, профессор, проректор

А.Б. БЕДНЫЙ, доцент, декан

Трансфер знаний -функция инновационного университета

Рассматривается концепция «треугольника знаний » как предпосылка функциональной модели инновационного университета. Система трансфера знаний трактуется как организационная основа инновационной деятельности университета.

Ключевые слова: «треугольник знаний », трансфер знаний, инновационный универ-

Переосмысление модели функционирования университета остается в центре внимания мировой академической общественности в течение последних двух десятилетий. «Группа восьми» ведущих мировых государств поставила перед университетами стратегическую задачу, приняв в качестве приоритета формирование глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование,исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях [1].

Признано, что доминирующая с начала XIX в. «гумбольдтовская» модель университета не может дать ответы на все вызовы инновационного общества. Фундаментальными принципами этой модели являются академическая свобода и единство научных исследований и образования. Эта модель предполагает, что государство и общество полностью обеспечивают ресурсами работающих в университете ученых, которые генерируют фундаментальные знания в основном в соответствии с их собственными интересами и доносят знания до студентов в тех объемах и фор-

мах, которые им представляются наиболее рациональными.

Сформировавшаяся к началу XXI в. глобальная экономика, основанная на знаниях, заставляет университеты искать нетрадиционные, но адекватные внешним условиям модели функционирования. Новые задачи общественного развития дают университетскому сообществу дополнительные возможности для реализации его интеллектуального потенциала. Для университетских ученых и преподавателей, как и прежде, остается возможность действовать в условиях академической свободы (в рамках государственного финансирования), кроме того, они могут также ориентироваться на запросы бизнеса и участвовать в конкурент-

ной борьбе на глобальном научно-образовательном рынке. Доминирующей становится концепция рыночно-ориентированного инновационного университета, основанного на треугольнике знаний (образование - наука - инновации).

Эта концепция отражена и в документах Болонского процесса, где система высшего образования позиционируется на пересечении науки, образования и инноваций. В коммюнике, принятом по результатам встречи министров образования стран Европы в Лондоне в мае 2007 г., подчеркивается ведущая роль высших учебных заведений «как центров обучения, исследований, творчества и трансфера знаний» [2]. Понятие «треугольник знаний » отражает взаимодействие между образованием, научными исследованиями и инновациями, в совокупности являющимися главной движущей силой экономики, основанной на знаниях. Генерация новых научных знаний и образовательная деятельность являются двумя столпами традиционного исследовательского университета. Университет, основывающийся на концепции треугольника знаний, осуществляет также и третий вид деятельности, связанный с производством инноваций. Осуществление инновационной деятельности требует наличия системы ее организации. Она получила название системы трансфера знаний и призвана обеспечить передачу знаний, включая технологии, опыт и навыки, от университета к внешним заказчикам -предприятиям, общественным и государственным структурам, что ведет к инновациям в экономике и общественной сфере.

В развитых странах университетам отводится ключевая роль «движителей» в процессах создания новых знаний, их передачи в неакадемический сектор и коммерциализации. Одновре-

менно университеты непосредственно влияют на развитие предпринимательского общества, обогащая студентов соответствующими умениями и навыками. В настоящее время Болонский процесс однозначно определяет необходимость корректировки системы отношений университетов с предприятиями, причисляя деятельность по трансферу знаний к ключевым компонентам развития университета. В Лиссабонском соглашении университеты современного типа рассматриваются как решающий фактор в движении экономики Европы к повышению своей конкурентоспособности и инновационности.

Тем не менее до сих пор среди европейских университетов существуют значительные различия в их возможностях, а главное - в желании участвовать в деятельности по трансферу знаний в дополнение к двум традиционным направлениям университетской деятельности (образованию и научным исследованиям). При этом продолжаются дебаты относительно того, что понимается под так называемой «третьей миссией » и как она должна реализовывать-

ся в системе высшего образования. Терминология также меняется: понятие «трансфер технологий», которое совсем недавно стало привычным для академического сообщества, постепенно вытесняется более емким термином «трансфер знаний». А некоторые специалисты уже оперируют понятием «обмен знаний» между университетами, бизнесом, государственными и общественными структурами [3].

Диверсификация источников дохода университетов, в рамках которой снижается доля государственного финансирования в бюджете университетов и увеличиваются их доходы от трансфера знаний, имеет ряд не всегда удобных для университетов следствий. В ходе этих процессов возрастает финансовый риск и необходимость скрупулезного долгосрочного планирования своей деятельности. Возникает потребность в таких новых для большинства университетов видах деятельности, как маркетинг, расчет издержек, ценообразование и т.п. Подобные изменения вынуждают многих выходить на абсолютно новую для них территорию, подвластную суровым законам рынка.

Одним из европейских лидеров в системном развитии университетского трансфера знаний считается Великобритания. Процессы развития инновационной деятельности в высших учебных заведениях и их взаимодействия с бизнесом и обществом в целом активно начались здесь еще в начале 80-х годов прошлого века. С тех пор в университетах стали создаваться специализированные отделы по обеспечению трансфера знаний, формироваться так называемые «партнерства по трансферу знаний » с внешними предприятиями и организациями

В 1999 г. в Великобритании была запущена программа по поддержке трансфера знаний в высших учебных

заведениях страны - «The Higher Education Innovation Fund». Эта программа курируется Советом по финансированию высшего образования, через который распределяется фактически все «бюджетное» финансирование вузов страны. В настоящее время часть бюджетных средств британские вузы получают через программу по поддержке трансфера знаний - на основании представляемых ими отчетов с целым рядом показателей развития инновационной деятельности в вузе. В соответствии с установленными требованиями все вузы разработали стратегии по трансферу знаний, это стало необходимым условием предоставления им соответствующего гранта. В своих стратегиях они отражают следующие ключевые параметры организации инновационной деятельности:

• основные направления (договорные научные исследования, образование в сфере предпринимательства, программы дополнительного профессионального образования и т.д.);

• целевые секторы (бизнес, общество, социальная сфера);

• географические приоритеты (международный, национальный, региональный, местный);

• имеющиеся приоритеты в сотрудничестве с определенными типами организаций (например, малыми предприятиями и т.д.);

• основные источники финансирования;

• механизмы мониторинга и оценки развития трансфера знаний, в т.ч. оценки результатов, экономического и социального эффекта;

• индикаторы оценки эффективности трансфера знаний;

• методики, используемые для расширения участия ППС в процессах трансфера знаний.

В аналитических материалах Британского Совета по финансированию

высшего образования отмечается серьезный прогресс, достигнутый вузами в развитии систем трансфера знаний: «Университеты и колледжи во все большей степени становятся источником знаний и опыта по широкому кругу экономической и социальной деятельности. Секторами, в которых наиболее развит университетский трансфер знаний, в настоящее время являются культура и творчество, энергетика и охрана окружающей среды, высокотехнологичная инженерия, финансы, а также взаимодействие с общественными и благотворительными организациями. Вузы расширяют свое предложение для внешних заказчиков в соответствии с приоритетами, отраженными в их миссиях. Деятельность по трансферу знаний включает в себя также оказание консалтинговых услуг, реализацию учебных курсов, созданных в соответствии с нуждами предприятий, проекты, ориентированные на местные сообщества. В миссии 79% британских вузов взаимодействие с бизнесом и местным сообществом выделяется как приоритетное направление деятельности, а в остальных соответствующая работа уже начата» [4].

Трансфер знаний возможен при условии, если в университете на самом высоком уровне реализуются традиционные направления деятельности -научные исследования и образование. Соответственно он включает в себя два основных процесса: коммерциализацию результатов научных исследований и реализацию рыночно-ориентированных образовательных программ.

Первый процесс - так называемый трансфер технологий - появился в конце 70-х - начале 80-х годов ушедшего века. Под трансфером технологий понимается организационный процесс передачи научно-технического ноу-хау из научной лаборатории в производство в условиях рыночной

экономики. Его аналогом в плановой советской системе хозяйства было «внедрение изобретений». Процессы трансфера знаний, связанные с коммерциализацией результатов научной деятельности, могут включать организацию научных исследований в рамках договоров, заключенных с организациями и предприятиями, использование прав интеллектуальной собственности на результаты научных разработок университета (лицензирование, создание спин-офф компаний), участие в национальных и региональных программах развития, работу технологических инкубаторов и научных парков.

Вторая компонента трансфера знаний связана с разработкой и реализацией востребованных рынком инновационных образовательных программ, позволяющих заказчику получить от их реализации необходимый экономический эффект. Организационной системой, на которой она базируется, является существующая в университетах система дополнительного профессионального образования.

Важнейшее значение в эффективности процессов трансфера знаний имеет наличие соответствующей организационной инфраструктуры, выполняющей роль «буфера обмена» между внешними заказчиками и подразделениями университета, его преподавателями и учеными. Ключевым элементом такой инфраструктуры является отдел трансфера знаний, цель которого заключается в раскрытии коммерциализу-емого потенциала университета для внешних заказчиков. Специалисты, занимающиеся организацией трансфера знаний, должны обладать как навыками общения с представителями академической среды (учеными и преподавателями университета), так и способностями эффективно взаимодействовать с предприятиями и организациями, то есть говорить на «языке бизне-

са». От инициативности и профессионализма сотрудников отдела во многом зависит эффективность университетского трансфера знаний в целом. Большую роль также играет создание системы мотивации сотрудников университета к участию в деятельности по трансферу знаний и формирование общеуниверситетской «культуры трансфера знаний».

В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского в последние годы проводится большая работа по созданию системы трансфера знаний и формированию соответствующей культуры и навыков у работников университета. Миссия университета опирается на концепцию «треугольника знаний» и нацелена на сохранение и укрепление роли ННГУ как одного из ведущих институтов российского высшего образования, осуществляющего основанную на научных исследованиях подготовку высококвалифицированных кадров, способных внести эффективный вклад в прогрессивное развитие России, участвующего в развитии фундаментальной и прикладной науки как предпосылки высокого качества образования и источников новых знаний и технологий для эффективного решения социальных и экономических проблем современного общества, развития общеуниверситетской культуры трансфера знаний и технологий.

Существенную поддержку развитию эффективной системы трансфера знаний на базе европейского опыта оказы-ваетпроект «Универ-

ситетский трансфер знаний для устойчивого роста» программы Темпус Европейской Комиссии, выигранный ННГУ в консорциуме с европейскими партнерами [5]. В процессе реализации проекта создан Центр превосходства в области трансфера знаний, ставший основным механизмом формирования системы и культуры трансфера знаний. Разработана стратегия трансфера знаний, ставшая новым измерением стратегического плана развития университета. Ее основными целями являются:

• устойчивое развитие ННГУ как инновационного университета, содействующего социальному, экономическому и культурному развитию Нижегородской области, Приволжского федерального округа и России, в условиях глобального общества, основанного на знаниях;

• создание системы и культуры трансфера знаний, внедрение эффективных механизмов управления взаимодействием между университетом и внешними заказчиками, а также формирование команды квалифицированных специалистов в области трансфера знаний для успешного социально-экономического развития университета.

Кроме того, разработано Руководство по трансферу знаний для сотрудников университета, детализирующее механизмы и процедуры реализации деятельности по трансферу знаний как в сфере научно-технических разработок, так и в сфере образовательных программ, направленных на удовлетворение запросов внешних заказчиков.

Важнейшим компонентом в организации трансфера знаний является сотрудничество «университет - предприятие». В этом плане его можно рассматривать как систему мероприятий по организации многоканального и многоуровневого интерфейса между университетом и его внешним окружением, и в первую очередь - предприятиями высоких технологий. В проекте предусмотрена деятельность по организации эффективного взаимодействия ННГУ с производственными корпорациями.

Еще одним важным результатом выполнения проекта должно стать формирование культуры трансфера знаний в университете благодаря организации европейскими партнерами серии образовательных семинаров для руководящего состава университета.

В заключение еще раз подчеркнем, что инновационная деятельность и, соответственно, поддерживающая её система трансфера знаний, являются главной отличительной чертой университета, решающего задачи современного глобального общества, основанного на знаниях. Инновационный университет, в дополнение к традиционным функциям профессионального образования и реализации фундаментальных и прикладных научных исследований, берет на себя функцию решения на коммерческой основе конкретных задач, востребованных рыночной экономикой.

Литература

1. «Группа восьми» об образовании // Высшее

образование сегодня. 2006. № 1. С. 30-35.

2. К европейскому пространству высшего

образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 14.

3. См.: Hagen S. From Tech Transfer to know-

ledge exchange: European Universities in the Marketplace // Wenner-Gren International Series. Vol. 84. The University in the Market. Portland Press Ltd, 2008.

4. http://www.hefce.ac.u k/ news/hefce/ 2008/

round4.htm

5. http://www.tempus-kt.unn.ru

GRUDZINSKIY A., BEDNY A. KNOWLEDGE TRANSFER AS A FUNCTION OF INNOVATIVE UNIVERSITY

The concept of knowledge triangle as a foundation of the functional model of innovative university is considered. Under detailed analysis is the concept of knowledge transfer system as the organizational basis for innovative activities at the University.

Keywords: knowledge triangle, knowledge transfer, innovative university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.