Научная статья на тему 'ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ'

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансфер технологий / инновационный лизинг / франчайзинг / компании-франчайзеры / франчайзи / конкурентоспособность / интеллектуальный капитал / трансфер ноу-хау / патент / коммерциализация продукта / НИОКР / technology transfer / innovative leasing / franchising / franchisors / franchisees / competitiveness / intellectual capital

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Б. Конобеева, О.В. Маркова

В статье проведены исследования методов трансфера технологий, рассмотрен процесс эффективной организации «трансфера технологий», раскрыты понятия и уточнены основные термины инновационных методов: «лизинг» и «франчайзинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY TRANSFER AS THE BASIS FOR THE FORMATION AND GROWTH OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF COMPANIES

The article conducted research on technology transfer methods. The process of effective organization of «technology transfer» is considered. Concepts are disclosed and the main terms of innovative methods are clarified: «leasing» and «franchising».

Текст научной работы на тему «ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ»

УДК 65.01

doi:10.52210/2224669X_2023_2_186

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РОСТА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ КОМПАНИЙ

А.Б. Конобеева, О.В. Маркова

Аннотация. В статье проведены исследования методов трансфера технологий, рассмотрен процесс эффективной организации «трансфера технологий», раскрыты понятия и уточнены основные термины инновационных методов: «лизинг» и «франчайзинг».

Ключевые слова: трансфер технологий, инновационный лизинг, франчайзинг, компании-франчайзеры, франчайзи, конкурентоспособность, интеллектуальный капитал, трансфер ноу-хау, патент, коммерциализация продукта, НИОКР

TECHNOLOGY TRANSFER AS THE BASIS FOR THE FORMATION AND GROWTH OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF COMPANIES

A.B. Konobeeva, O.V. Markova

Abstract. The article conducted research on technology transfer methods. The process of effective organization of «technology transfer» is considered. Concepts are disclosed and the main terms of innovative methods are clarified: «leasing» and «franchising».

Keywords: technology transfer, innovative leasing, franchising, franchisors, franchisees, competitiveness, intellectual capital.

Трансфер технологий - это взаимодействие между двумя или более партнерами, где хотя бы один из партнеров передает свою технологию через ноу-хау, патенты и техническое содействие другому партнеру, который желает внедрить и использовать эту технологию для конкретной цели [11].

Трансфер технологий может служить увеличению суммы знаний/ноу-хау одной из сторон без какой-либо финансовой сделки. Правило трансфера технологий состоит в том, что обе стороны должны получить от него пользу на взаимовыгодной основе. Получатель технологии может, например, приобрести ноу-хау и технологическое преимущество над конкурентами, а владелец технологии может получить от сотрудничества некое финансовое преимущество,

и разработать другие технологические решения для повышения конкурентоспособности, снижения себестоимости или увеличения прибыли.

Прежде чем начинать обсуждение передачи технологии, очень важно позаботиться о защите этой технологии посредством патента, который является не единственным способом достижения защиты, а порой и невозможно защитить патентом техническое решение, основанное на ноу-хау и промышленной тайне, хранимой долгие годы. Следовательно, трансфер ноу-хау следует оформить контрактом, где четко обговорены условия передачи, какие технические решения договаривающиеся стороны передадут друг другу или разделят, и кто будет владельцем дальнейших усовершенствований. Коммерциализация продукта одной или несколькими договаривающимися сторонами должна быть подробно обсуждена и зафиксирована письменно в контракте [6; 14].

Один из наиболее известных продуктов, защищенных промышленной тайной, является виноделие, где каждая марка вина защищена эксклюзивными методами выращивания винограда и изготовления.

Другой способ, обычно применяемый компаниями - предотвращение копирования технического ноу-хау посредством инженерного анализа («обратной раскрутки»). Так, в секторе электроники часто используют интегральные схемы высокой плотности: хотя скопировать интегральную схему всегда возможно, извлечение из нее технического решения требует столько времени и средств, что процесс становится экономически невыгодным.

Проведение трансфера технологий должно быть тщательно подготовлено - хотя единого рецепта, увы, не существует [10]. Ниже дается несколько рекомендаций:

Первый шаг - определить, что может быть передано, при техническом содействии четко определенного персонала; это показывает важность мобилизации ключевого научно-исследовательского персонала во время процесса трансфера. Успех трансфера технологий в большой степени зависит от способности персонала передать технические детали, материальное обеспечение и подтвержденные, воспроизводимые результаты.

Решение о том, прибегать ли к помощи консультантов, других лиц или сетей для поиска партнеров следует принимать как можно

раньше: этот выбор определяет примерную стоимость всей операции и максимальное время, на нее отведенное.

Успешно найдя подходящую компанию, нужно рассмотреть, покрывает ли трансфер технологии одну отрасль или несколько. Этот пункт часто недооценивается в обсуждениях, предшествующих подписанию контракта, а когда начинаются проблемы, обычно уже слишком поздно переделывать условия контракта.

Оценка стоимости технологии - пожалуй, самое сложное действие в процессе трансфера технологий. Цена технологии - это то, что рынок готов заплатить, независимо от реальных затрат разработчика на НИОКР. Главная трудность состоит в оценке самого рынка, и здесь могут помочь примеры других подобных сделок, ведь для того, чтобы продажа технологии была прибыльна, затраты на разработку должны быть ниже, чем рыночная цена. В любом случае, необходима хорошая оценка стоимости НИОКР, а продажа технологии в несколько стран многим компаниям с условием отраслевых или географических ограничений позволит снизить стоимость трансфера для всех участвующих сторон [1; 2; 3].

Существуют различные методы трансфера технологий, среди которых наиболее известными из них являются: лизинг и франчайзинг.

Рассмотрим лизинг как метод инновационного инвестирования. Категория «инновационный лизинг» отражает определенный специфический вид экономических отношений между их субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом лизингового имущества по поводу объектов движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам в процессе инновационной деятельности [7; 9]. Однако не всякая деятельность является инновационной, поскольку она может быть либо репродуктивной, либо продуктивной. В первом случае деятельность направлена на получение и воспроизводство уже известных традиционных материальных и духовных благ (иными словами, продукта) ранее известными средствами и способами (иными словами, технологией) [7]. Во втором случае продуктивная, или инновационная, экономическая деятельность связана:

- либо с выработкой и реализацией новых продуктов соответствующими им ранее известными технологиями;

- либо с выработкой известного продукта, но с помощью новых технологий;

- либо с разработкой и реализацией нового продукта новой технологией. Иначе говоря, инновационной деятельность становится, как только она имеет своей целью либо своим следствием производство, обмен, распределение и потребление материальных благ, обладающих новизной.

Таким образом, инновационный лизинг может быть определен:

1. Как способ инвестирования, обеспечивающий инновационную деятельность или продвижение инновационного продукта на рынок. В этом случае мы имеем дело с традиционной формой лизинга, ранее известной в практике, но обладающей несколько иной "функциональной нагрузкой" благодаря инновационности реализуемого посредством лизинга продукта или деятельности. Таким образом, лизинг в данном случае несет на себе печать инноваций и поэтому, рассматривая его как нетрадиционный способ финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности, его можно классифицировать как «инновационный лизинг».

Данная форма инновационного лизинга появляется на рынке лизинговых услуг в момент появления самого инновационного продукта. Тесная взаимосвязь лизинга и инновационного продукта обусловлена здесь тем, что:

- либо продукт в силу ряда причин (дороговизна продукта, неизвестность продукта для потребителя и т.д.) может быть реализован на рынке только лишь с помощью лизинга;

- либо посредством лизинговой формы распространения продукта достигается максимальный эффект его реализации;

- либо только лизинговая форма продвижения продукта обеспечивает признание рынком инновационности самого продукта.

2. Учитывая сегодня процесс перехода лизинга в отечественной экономике от одного качества - новшества (новации) -к другому - нововведение (инновации), лизинг можно принять как самостоятельный вид инновационной деятельности [7; 14]. Другими словами, посредством лизинга в несколько иной форме, отличной от классического ранее известного понимания его формы и содержания, осуществляется реализация уже известного рынку продукта. В этом смысле лизинг сам по себе является инновацией, и по форме,

и по содержанию классифицируется нами как «инновационный лизинг». Данная форма инновационного лизинга возникла в процессе эволюции развития лизинговых отношений и прослеживается нами в истории мировой экономики с момента зарождения лизинга как вида предпринимательской деятельности и по сей день.

Лизинг в первоначальный момент применения в 1952 г. компанией «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» рассматривался как новая, до тех пор неизвестная, а потому инновационная форма эффективного финансирования основных средств производства. Отсюда можно сделать вывод о том, что лизинг сам по себе является инновацией уже в момент его внедрения на какой-либо экономической территории (государство, регион, отрасль, предприятие, фирма и т.д.), поскольку несет в себе новый способ инвестирования в основной капитал.

Все остальные разновидности лизинга, известные в зарубежной и отечественной теории и практике также являются инновационными в определенный момент времени на определенном экономическом пространстве [7]. Так, например, появление в свое время возвратного лизинга дало возможность по-новому подойти к реализации финансовых стратегий отдельных экономических субъектов, испытывающих временные финансовые затруднения, что позволило эффективно использовать собственные финансовые и материальные ресурсы, поэтому появление новых форм лизинга в зарубежной и отечественной практике, равно как и постоянное совершенствование его приемов и методов является «инновационным» и дополняет категорию «инновационного лизинга» по форме и по содержанию.

3. Как обеспечение продвижения инновационного продукта на рынок посредством лизинга, что возможно лишь в случае, если лизинг приобретает несколько иную нежели «классически» инновационную форму или содержание [8]. Иными словами, лизинг здесь представляет собой комбинацию первого и второго, а потому соответственно классифицируется как «инновационный». Появление данной формы инновационного лизинга обусловлено тем, что реализация инновационного продукта посредством лизинга зачастую сопряжена со значительной долей риска используемого в данных операциях капитала, причисляемого к венчурному. В этой связи капитал данных лизинговых проектов нуждается в хеджировании

ввиду недостаточного обеспечения лизинговой сделки со стороны малого бизнеса, поэтому венчурным лизингодателям наряду с такими традиционными методами, как гарантия банка, залог имущества, страхование оборудования, необходимо использовать в своей работе более гибкие подходы. В качестве одного из таких подходов можно предложить использование производных инструментов фондового рынка, таких как опцион, фьючерс и т.д., что придаст классическому лизингу элемент новизны, а потому данная форма лизинга может считаться «инновационной».

Такая постановка вопроса о месте лизинга в системе обеспечения инновационной деятельности не оставляет сомнения в значимости лизинга инноваций сегодня и в перспективе. Вот почему так важно, выявив формы инновационного лизинга, дать определение этой экономической категории. Категория «инновационный лизинг» характеризует определенный специфический вид экономических отношений между их субъектами, в которых лизинг выступает либо как способ продвижения инновационного продукта на рынок и тем самым обеспечивает инновационную деятельность, либо сам выступает инновацией и по форме, и по содержанию, либо представляет собой комбинацию первого и второго.

Франчайзинг может выступать в качестве инструмента инновации бизнеса.

Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов [5; 6]. Одним из таких механизмов является франчайзинг [13]. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время - единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса.

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех времен, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х гг. прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала, однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались, поэтому имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.

Франчайзинг - это форма предпринимательства, основанная на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от своего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта [12].

Система франчайзинга основана на использовании конкретного товара, который должен обладать следующими признаками:

- известной торговой маркой;

- номенклатура товаров должна быть ограничена.

Объектом франчайзинга могут быть следующие товары:

- продукт (изделие, имеющее материальную форму);

- услуга;

- производственный процесс;

- бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);

- комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары [15].

Во франчайзинговом процессе принимают участие по меньшей мере две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

Первая сторона - франчайзер - крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и в определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один.

Вторая сторона - франчайзи, как правило, малая фирма или предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.

Франчайзи может быть несколько в одной франчайзинговой системе.

Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых потоков. Основу этих потоков составляют: одноразовая оплата франшизы (паушальный платеж), которая предоставляет право франчайзи [16]:

- пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;

- открыть собственное франчайзинговое предприятие;

- получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

Роялти:

- регулярные, обязательные, платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с содержанием и развитием франчай-зинговой системы;

- отчисление в централизованный рекламный фонд;

- дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.

Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга

в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

1. Экономические проблемы. Франчайзинг является экономическим инструментом, и для его внедрения необходимы определенные экономические условия, которые в России еще не сформировались окончательно. К этим проблемам можно отнести:

- неустойчивость развития экономики России, а франчайзинговые схемы требуют стабильности и равновесия в экономике;

- отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала, чтобы гармонично вписаться во франчайзинговую систему;

- сложность, а порой и невозможность получения кредитов для формирования стартового капитала [12].

2. Организационно-правовые проблемы, связанные с тем, что в России отсутствует полноценное правовое обеспечение франчайзинга.

3. Социально-психологические проблемы. К ним относятся:

- отсутствие отечественного опыта и риски субъектов франчай-зинговой системы - франчайзера и франчайзи;

- отсутствие уважения к интеллектуальной собственности [5];

- страх потери самостоятельности у франчайзи, банкротства как владельца предприятия, юридического лица, и репутации, имиджа предпринимателя.

Преимущества для франчайзи [16]:

1. Использование проверенной бизнес-системы. Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса, поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

2. Возможность открыть собственное дело. Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.

3. Возможность выбора отрасли. Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации - коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

4. Возможность снизить риски. Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.

5. Удачный выход на рынок обеспечен. Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг, поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

6. Минимальные затраты на рекламу и маркетинг. В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть из-

вестной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Так же дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

7. Получение доступа к базе знаний франчайзера. Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.

8. Гарантированная система поставок. Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры - Франчайзи - имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.

Существует много компаний, которые предоставляют «бизнес под ключ». При этом следует отметить, что название «компания-франчайзер» не означает, что компания все свои мощности предлагает для франчайзинга, она может некоторое количество объектов иметь и в своей «личной» собственности.

Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов McDonald's в мире принадлежат непосредственно компании «McDonald's Corporation», все остальные являются собственностью генеральных (национальных) дистрибьютеров (франчайзи). Условия использования очень жесткие - договором регламентируются даже такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков [12].

В России франчайзинговой деятельностью известны компании 1С (в 2012 г. насчитывалось около 4500 франчайзи), X5 Retail Group - 690 крупных магазинов-франчайзи («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Копейка») в 2011 г.

Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности, но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия [4; 16]. 1. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.

2. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

3. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

4. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

5. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу по всей России.

Библиографический список

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. М., 2008.

2. Конобеева А.Б. Реинжиниринг бизнес-процессов как метод повышения эффективности управления организацией // Маркетинг и логистика. 2020. № 3 (29).

3. Конобеева А.Б., Есаков В.А., Маркова О.В. Технологический уклад в жизненном цикле экономики // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 1.

4. Меньшиков Е.И., Конобеева А.Б. Инновационные решения в сфере сетевого ритейла // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2021. № 3.

5. Меньшиков Е.И., Конобеева А.Б. Теоретические и практические аспекты применения цифровых инструментов для развития корпоративных финансов // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2021. № 4.

6. Петрякова А.В., Конобеева А.Б. Обработка персональных данных в гостиничном бизнесе: правовые и организационные аспекты // Туризм: право и экономика. 2022. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Самакаева М.Д., Ковалева И.Н., Конобеева А.Б. Современные проблемы развития лизинговых отношений в условиях кризисной экономики // Вестник Московского финансово-юридического университета МФЮА. 2022. № 1.

8. Виды инновационного лизинга на современном этапе развития рыночных отношений. URL: http://electrocontrol.net/vidi-innovacionnogo-lizinga-na-sovryemyennom-etapye-razvitiya-rinochnih-otnoshyeniy/ http:// www.financial-lawyer.ru/newsbox/franchayzing/148-309.html (дата обращения: 23.04.2023).

9. Инновационный лизинг и сфера его реализации. URL: http://leasing. ocipov.ru/inleas02.htm (дата обращения: 23.04.2023).

10. Трансфер технологий. URL: http://innovatika-saratov.ru/wp-content/ uploads/2011/pdf (дата обращения: 23.04.2023).

11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. М., 2009.

12. Франчайзинг. URL: http://www.yurii.ru/ref11/rl-1986380.php (дата обращения: 23.04.2023).

13. Франчайзинг в России: перспективы развития. URL: http://way2top.ru/ articles/franchising-and-business/ (дата обращения: 23.04.2023).

14. Экономическая сущность инновационного лизинга. URL: http://www. market-joumal.com/teorijahzinga/7.html (дата обращения: 23.04.2023).

15. Особенности франчайзинга в России. URL: http://triarh.ru/archives/1342 (дата обращения: 23.04.2023).

16. Poltarykhin A., EpishkinI., SheremetN., KonobeevaA., OblizovA. Methods of tariff regulation in foreign power systems // Universidad Y Sociedad. 2022. Vol. 14. № 1.

А.Б. Конобеева

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Московский Международный университет;

Академия труда и социальных отношений (научная школа), г. Москва

E-mail: a.rjabowa@yandex.ru

О.В. Маркова

кандидат экономических наук, доцент

доцент кафедры государственного и муниципального управления

Московский международный университет

E-mail: markovaolga@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.