Научная статья на тему 'ТРАНСФЕР ИГРОКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ СПОРТИВНОГО КЛУБА'

ТРАНСФЕР ИГРОКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ СПОРТИВНОГО КЛУБА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / ЭКОНОМИКА СПОРТА / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / ТРАНСФЕРНЫЙ РЫНОК / ТРАНСФЕР ИГРОКА / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ИГРОКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гореликов В.А.

Цель исследования - определить необходимые условия для реализации трансферов игроков, изучить возможности для организации эффективной работы с трансферами игроков как маркетинговым продуктом спортивного клуба. Методы и организация исследования. Основными методами, использованными при проведении данного исследования, являются контент-анализ, изучение теоретических исследований и анализ практических кейсов. Источниками информации стали отчетные и аналитические материалы, научные статьи и литература, интервью специалистов в области трансферов игроков, исследования маркетинговых агентств, отчеты федераций и клубов, отчеты консалтинговых компаний, сайты данных структур. Результаты исследования. По итогам анализа литературных источников, исследований российского и зарубежного трансферного рынка, изучения результатов работы спортивных клубов и международных федераций по видам спорта были определены основные возможности по реализации трансферов игроков. Заключение. Выделены основные условия для качественной реализации данного маркетингового продукта в виде участия спортивного клуба в национальных чемпионатах и европейских турнирах, в организации качественной учебно-тренировочной работы, в ведении селекционной работы в клубе и работе клубных академий или школ. Для организации эффективной работы в клубе с трансферами игроков необходимо задействовать выпускников своих клубных академий и школ, национальных и иностранных игроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гореликов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAYER TRANSFER IN PROFESSIONAL SPORTS AS A MARKETING PRODUCT OF A SPORTS CLUB

The purpose of the research is to determine the necessary conditions for the realization of player transfers, to explore opportunities for the organization of effective work with player transfers as a marketing product of a sports club. Methods and organization of the research. The main methods used in this study are content analysis, the study of theoretical research and the analysis of practical cases. The sources of information were reporting and analytical materials, scientific articles and literature, interviews with experts in the field of player transfers, research of marketing agencies, reports of federations and clubs, reports of consulting companies, websites of these organizations. Research results. As a result of the analysis of literary sources, studies of Russian and foreign transfer market, the study of the results of sports clubs and international sports federations, the main opportunities for the transfer of players have been identified. Conclusion. The main conditions for quality realization of this marketing product, in the form of participation of the sports club in the national championships and European tournaments, organization of high-quality educational and training work, conducting the selection work in the club and the work of club academies or schools. To organize the effective work in the club with the transfer of players, it is necessary to involve graduates of their club academies and schools, national and foreign players.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФЕР ИГРОКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ СПОРТИВНОГО КЛУБА»

УДК 796.075.2 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-115-124

ТРАНСФЕР ИГРОКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СПОРТЕ КАК МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОДУКТ СПОРТИВНОГО КЛУБА

В.А. Гореликов

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования - определить необходимые условия для реализации трансферов игроков, изучить возможности для организации эффективной работы с трансферами игроков как маркетинговым продуктом спортивного клуба.

Методы и организация исследования. Основными методами, использованными при проведении данного исследования, являются контент-анализ, изучение теоретических исследований и анализ практических кейсов. Источниками информации стали отчетные и аналитические материалы, научные статьи и литература, интервью специалистов в области трансферов игроков, исследования маркетинговых агентств, отчеты федераций и клубов, отчеты консалтинговых компаний, сайты данных структур.

Результаты исследования. По итогам анализа литературных источников, исследований российского и зарубежного трансферного рынка, изучения результатов работы спортивных клубов и международных федераций по видам спорта были определены основные возможности по реализации трансферов игроков.

Заключение. Выделены основные условия для качественной реализации данного маркетингового продукта в виде участия спортивного клуба в национальных чемпионатах и европейских турнирах, в организации качественной учебно-тренировочной работы, в ведении селекционной работы в клубе и работе клубных академий или школ. Для организации эффективной работы в клубе с трансферами игроков необходимо задействовать выпускников своих клубных академий и школ, национальных и иностранных игроков.

Ключевые слова: спортивный маркетинг, экономика спорта, спортивный клуб, трансферный рынок, трансфер игрока, оценка стоимости игрока.

PLAYER TRANSFER IN PROFESSIONAL SPORTS AS A MARKETING PRODUCT OF A SPORTS CLUB

V.A. Gorelikov, v_gorelikov@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8676-3030

Synergy University, Moscow, Russia

Abstract

The purpose of the research is to determine the necessary conditions for the realization of player transfers, to explore opportunities for the organization of effective work with player transfers as a marketing product of a sports club.

Methods and organization of the research. The main methods used in this study are content analysis, the study of theoretical research and the analysis of practical cases. The sources of information were reporting and analytical materials, scientific articles and literature, interviews with experts in the field of player transfers, research of marketing agencies, reports of federations and clubs, reports of consulting companies, websites of these organizations.

Research results. As a result of the analysis of literary sources, studies of Russian and foreign transfer market, the study of the results of sports clubs and international sports federations, the main opportunities for the transfer of players have been identified.

Conclusion. The main conditions for quality realization of this marketing product, in the form of participation of the sports club in the national championships and European tournaments, organization of high-quality educational and training work, conducting the selection work in the club and the work of club academies or schools. To organize the effective work in the club with the transfer of players, it is necessary to involve graduates of their club academies and schools, national and foreign players. Keywords: sports marketing, economics of sport, sports club, transfer market, player transfer, player cost estimation.

ВВЕДЕНИЕ

Темой исследования был выбран трансфер игрока в профессиональном спорте как маркетинговый продукт спортивного клуба. Выбор данной темы обоснован потребностью изучить возможности, которые реализуются на западных рынках, и применение этих возможностей на российском рынке трансферов игроков. В данном исследовании были проанализированы источники из профессиональной литературы, отчетов международных федераций и клубов, а также зарубежные и российские научные статьи. Доходы от трансферов игроков — это доходы, получаемые спортивными клубами или федерациями за переход спортсменов из одного клуба в другой. Данный вид доходов лучше всего развит в футболе. Так, футбольные школы, академии и клубы получают финансовые компенсации за подготовку футболистов на разных уровнях. В мире уже имеется много примеров, когда футбольные клубы берут за основу своей деятельности подготовку игроков на продажу. Клиентами данного продукта являются представители самой индустрии спорта — спортивные клубы, лиги и федерации (В2В — клиенты для бизнеса). [3]. Оценке работы с трансферами игроков, анализу финансовых показателей этой деятельности и маркетинговым стратегиям спортивных клубов, которые получают значительную часть доходов от трансферов, посвящены научные работы, отчеты спортивных федераций, клубов и консалтинговых компаний. Изучая отчеты международных футбольных федераций ФИФА и УЕФА, консалтинговых компаний KPMG и Deloitte, интернет-ресурсов [21], футбольных клубов, можно сделать вывод о значимой части доходов в индустрии футбола от трансферов игроков.

Эти тенденции подтверждают и научные исследования как зарубежных специалистов, так и отечественных исследователей. О формировании стоимости трансферных сделок в профессиональном футболе рассказывает И. Солнцев [7], о разработке новых методов для оценки стоимости футболистов на трансфер-ном рынке сообщает И. Бехраван [11], об инвестировании в футбольные клубы для работы

с трансферами в ведущих профессиональных футбольных лигах говорится в статье М. Рох-де [15]. Вопросы регулирования трансферно-го рынка в профессиональном российском футболе рассматривает К. Андреева [1]; регулирование вопросов трансферных расходов, возврата инвестиций в трансферы на примере топовых чемпионатов и клубов рассматривают К. Депкен [12] и Ю. Хакиндера [13]. Способы повышения эффективности работы с трансферами показывают в своих работах К. Братков [3] и Д. Пантусо [14]. Об организации качественной селекционной работы и оценке человеческих ресурсов в футболе, которые напрямую влияют на эффективность транс-ферной деятельности, рассказывают в своих статьях Д. Полишук [8] и К. Поляков [9]. Литературные источники показывают работу с трансферами в основном на примере футбола. Из иностранных источников можно выделить книгу Д. Болховера [2], в которой он рассказывает о модели бизнеса в футболе и роли трансферов в ней. Из российских авторов можно выделить книги А. Зимина [5] и И. Солнцева [10], в которых авторы показывают состояние вопросов с трансферами в российском футболе, имеющиеся проблемы и предлагают определенные решения в плане улучшения работы этого направления и увеличения доходов для футбольных клубов.

Проведенный анализ литературы показывает необходимость более качественного изучения вопросов раскрытия и реализации потенциала такого маркетингового продукта спортивного клуба, как трансфер игрока на российском рынке.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность данного анализа заключается в определении особенностей трансфера игрока как качественного маркетингового продукта. Цель исследования — выяснить особенности зарубежного и российского трансферных рынков, изучить опыт ведущих спортивных клубов по реализации трансферов и выделить основные решения для качественной реализации данного направления работы для российского рынка в будущем.

Задачи исследования:

1. Проанализировать основные рынки реализации трансферов игроков.

2. Проанализировать опыт ведущих спортивных клубов по работе с трансферами в России и за рубежом.

3. Выделить основные рекомендации по организации работы профессионального спортивного клуба для реализации трансферов игроков как маркетингового продукта. Основными методами, использованными при проведении данного эксперимента, являются контент-анализ, теоретические исследования и изучение практических решений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Одним из значимых источников в финансовой структуре доходов для профессиональных спортивных клубов являются доходы от трансферов игроков. Рынок трансферных сделок больше всего развит на северо-американском континенте, где ведут свою деятельность профессиональные клубы из американских спортивных лиг - НБА, НХЛ, НБЛ, ФНЛ и МЛС. Регламентами этих лиг прописаны правила ведения переходов игроков из клуба в клуб, выплат за эти переходы, компенсаций за подготовку спортсменов и даже прописаны ограничения по зарплатам игроков. Все это хорошо развитый рынок.

За пределами американских лиг доходы от трансферов игроков на постоянной основе имеют только профессиональные футбольные клубы. Небольшие доходы от трансферов получают баскетбольные и хоккейные клубы, особенно при переходе игроков в клубы НБА и НХЛ. В других игровых видах спорта такие выплаты не предусмотрены или минимальны. Благодаря разработанным ФИФА правилам

переходов и компенсаций за футболистов доходы от трансферов стали одной из статей бюджетов футбольных клубов в Латинской Америке и в Европе. Международная федерация футбола ежегодно представляет свой глобальный трансферный отчет в футболе. Первый отчет ФИФА по итогам 2012 года установил стартовую точку для исследования трансферного рынка — $2,6 млрд. составила общая сумма трансферных выплат. Общее количество зарегистрированных трансферов составило 12 006 контрактов (представлено в таблице 1 [19]), из которых только 14% были осуществлены с какой-либо финансовой компенсацией, а средняя сумма трансферной компенсации составила $1,5 млн. Доходы от трансферов росли во всем мире до 2019 года. В этом пиковом году было совершено 18 047 переходов игроков. Общая сумма, выплаченная за трансферы игроков, составила $7,3 млрд., рост составил 2,5 раза. Но уже в середине 2020 года при наступлении пандемии COVID-19 все клубы начали нести потери из-за отмены или переносов национальных и международных футбольных турниров. Даже после возобновления этих турниров потери не были восполнены — были введены многие ограничения, в том числе и на посещение матчей болельщиками, которые сохранились и в 2021 году. Эти события существенно повлияли на все источники дохода футбольных клубов, в том числе и от трансферов игроков. Если количество переходов уменьшилось несущественно — до 17 077, то общие доходы от этого продукта сократились на $2,7 млрд. или на 23%.

Еще одной статьей заработка футбольных клубов на своих игроках стала разработанная в 2010 году программа ФИФА по компенсации участия клубных футболистов

Таблица 1 - Количество переходов и совокупная сумма трансферов в мировом футболе Table 1 - The number of transfers and total amount of transfers in the world soccer

Количество и суммы, млн. долларов The number and sums, millions of dollars

2012 2014 2016 2018 2019 2020

12 006 13 159 14 630 16 547 18 047 17 077

2 660 4 020 4 720 6 940 7 350 5 630

за свои национальные сборные в чемпионатах мира Club Benefits Programme. Бюджет данной программы к чемпионату мира 2014 составил $70 млн., а на компенсации за чемпионат мира 2018 было выделено $209 млн. [20]. Лидером по этим доходам за чемпионат мира 2018 г. стал английский «Манчестер Сити» — $5 млн., мадридский «Реал» заработал чуть меньше — $4,8 млн. Лучший из российских клубов в этом списке — «Зенит» — получил $1,81 млн. за шесть своих футболистов в разных сборных. По столько же игроков отправили на турнир ЦСКА ($1,77 млн.) и «Локомотив» ($1,67 млн.). Бонусы от ФИФА по Club Benefits Programme получили 13 российских клубов. Многие футбольные клубы, особенно в Бразилии и Аргентине, выбрали своей спортивной и финансовой стратегией подготовку футболистов для продажи в богатые европейские клубы. Исходя из бизнес-стратегии и уровня соревновательных возможностей, спортивная организация разрабатывает свою маркетинговую стратегию, в которой определяет свои цели и задачи по продуктам, определяет свои рынки сбыта и аудиторию потребителей [4]. Футбольные клубы стали активно развивать доходы от трансферов своих игроков.

В Европе определенные клубы и целые чемпионаты стали регулярно готовить футболистов для клубов из ТОП-5 европейских чемпионатов, которые готовы платить за сильных игроков приличные суммы, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность. В чемпионатах Португалии, Бельгии и Украины поступления от трансферов — крайне важный источник дохода местных клубов по сравнению с другими видами доходов. Уточним, впрочем, что валовой трансферный доход — это, конечно, не то же самое, что чистые трансферные поступления (в которых учитывается как продажная, так и покупная цена регистраций игроков), но чистые доходы португальских, бельгийских и украинских клубов составили 18%, 12% и 26% от общих доходов соответственно [6]. Трансферы положительно влияют на финансовые результаты европейских клубов. Так, благодаря ре-

кордным трансферным доходам в размере €5 млрд., что составило 72% от всего мирового оборота, европейские клубы получили дополнительные поступления в свои бюджеты за 2019 год [20].

В каждом европейском чемпионате есть клубы, которые регулярно продают своих игроков в более сильные клубы своего чемпионата или в ТОП-5, среди них можно выделить клубы из Португалии («Бенфика», «Порту» и «Спортинг»); в Германии это «Боруссия» из Дортмунда и РБ «Лейпциг», в Голландии — «Аякс» из Амстердама, в Бельгии — «Андерлехт», в Италии — «Удинезе», в Украине — «Шахтер» (Донецк) и «Динамо» (Киев). В России можно выделить «Зенит» (Санкт-Петербург), ЦСКА (Москва) и «Спартак» (Москва).

Исходя из этого тренда развития работы с трансферами, было проведено исследование оценки стоимости игроков среди ведущих европейских клубов, которые на протяжении длительного времени основной своей спортивной и финансовой стратегией видят подготовку футболистов для продажи в богатые европейские клубы. Было проведено исследование клубов из европейских чемпионатов и выбраны три клуба — португальский ФК «Бен-фика» (Лиссабон), ФК «Удинезе» (Удинезе, Италия) и ФК «Шахтер» (Донецк, Украина). Эти клубы заявляют и реализуют маркетинговую стратегию подготовки высококлассных футболистов для дальнейшей перепродажи их в другие клубы. Для анализа работы этих клубов был выбран период с 2000 по 2020 гг. Были выбраны по десять лучших трансферов, представленных на интернет-портале Transfermarkt.com [21] за этот период, и проанализированы финансовые показатели этих сделок.

«Бенфика» — лучший клуб по трансферному балансу за двадцать лет. Сумма доходов клуба по десяти самым дорогим трансферам за этот период составила €443,9 млн. (таблица 2), расходы по ним были в €49,4 млн. итоговый баланс составил €394,5 млн. Продажа своего воспитанника Ж. Феликса в испанский «Атлетико» (Мадрид) в 2019 году принесла «Бенфике» рекордные €127,2 млн. [16].

Таблица 2 - 10 самых дорогих трансферов ФК "Бенфика" (данные на 01.08.2021 [21]) Table 2 - The 10 most expensive transfers of FC Benfica (data as of 01.08.2021 [21])

Игрок Player Цена покупки, млн. € Purchase price, millions € Возраст перехода The age while transferring Сезон Season Клуб, в который перешел The club to which the player transferred Сумма трансфера, млн. € The transfer sum, millions €

1 Жоау Феликс воспитанник 19 19/20 "Атлетико", Испания 127,20

2 Эдерсон 0,50 23 17/18 "Манчестер Сити", Англия 40,00

3 Аксел Витсель 9,00 23 12/13 "Зенит", Россия 40,00

4 Рауль Хименес 22,00 28 19/20 "Вулверхэмптон", Англия 38,00

5 Нельсон Самедо воспитанник 23 17/18 "Барселона", Испания 35,70

6 Виктор Линделеф 3,00 22 17/18 "Манчестер Юн", Англия 35,00

7 Ренато Санчес воспитанник 18 16/17 "Бавария", Германия 35,00

8 Ангел де Мария 8,00 22 10/11 "Реал Мадрид", Испания 33,00

9 Фабио Контрао 0,90 23 11/12 "Реал Мадрид", Испания 30,00

10 Родриго 6,00 24 15/16 "Валенсия", Испания 30,00

49,40 € 443,90 €

Таблица 3 - 10 самых дорогих трансферов ФК "Удинезе" (данные на 01.08.2021 [21]) Table 3 - The 10 most expensive transfers of FC Udinese (data as of 01.08.2021 [21])

Игрок Player Цена покупки, млн. € Purchase price, millions € Возраст перехода The age while transferring Сезон Season Клуб, в который перешел The club to which the player transferred Сумма трансфера, млн. € The transfer sum, millions €

1 Алекс Мерет воспитанник 22 19/20 "Наполи", Италия 26,00

2 Алексис Санчес 3,00 22 11/12 "Барселона", Испания 26,00

3 Стефано Фьоре 9,70 26 01/02 "Лацио", Италия 25,00

4 Хуан Куадро нет данных 25 13/14 "Фиорентина", Италия 20,00

5 Квадро Асамоа 1,00 23 12/13 "Ювентус", Италия 18,00

6 Гекхан Инлер 1,00 27 11/12 "Наполи", Италия 18,00

7 Фабио Квальярела 7,30 26 09/10 "Наполи", Италия 18,00

8 Петр Зиленски 0,10 22 16/17 "Наполи", Италия 16,00

9 Самир Хандакович бесплатно 27 12/13 "Интер", Италия 15,00

10 Роберто Переера 1,20 24 15/16 "Ювентус", Италия 15,00

23,30 € 197,00 €

Это больше, чем совокупные продажи клуба в четырех из пяти последних сезонов. Но клуб на этом не остановился и уже в следующем трансферном окне смог продать своего воспитанника за €68,0 млн. [21]. Интересный пример реализации трансфер-ной стратегии многие годы демонстрирует итальянский «Удинезе». Клуб готовит игроков и, как правило, продает их местным грандам — «Ювентусу», «Наполи» и «Интеру». Самый большой доход клубу принес переход воспитанника А. Мерета в «Наполи» за €26 млн. Всего за десять самых дорогих сделок по продаже игроков клуб получил €197,0 млн. (таблица 3), потратив на них €23,3 млн. Положительный баланс этих трансферов составил €173,7 млн. Примером эффективной работы с трансферами игроков на рынке восточной Европы является ФК «Шахтер» (Донецк). У клуба ярко выраженная стратегия подготовки украинских и бразильских футболистов для ведущих европейских клубов. Так, рекордный трансфер был с бразильским игроком Фредом, который в 2019 году перешел в английский «Манче-

стер Юнайтед» за €59,0 млн., лучший трансфер воспитанника клуба — это переход Д. Чи-гринского в испанскую «Барселону» за €25,0 млн. Всего за десять самых дорогих трансферов клуб смог выручить €307,0 млн. (таблица 4), расходы по этим трансферам составили €67,38, и общий доход — €239,62 млн. По итогам годового отчета, за сезон 2019/20, доход «Шахтера» от продажи и аренды игроков составил 928 млн. гривен или €29,5 млн. [17]. По таким же критериям были проанализированы три ведущих российских клуба — ФК «Зенит» (Санкт-Петербург), ПФК ЦСКА (Москва) и ФК «Спартак» (Москва). «Зенит» является лидером на российском рынке трансферов как по выручке — за десять самых дорогих трансферов в своей истории клуб выручил рекордные €216,30 млн. (таблица 5), так и по затратам на приобретение, больше всех из российских клубов — €148,80 млн., получив итоговый баланс в €67,50 млн. Самая дорогая сделка — бразилец Халк, который перешел в китайский «Шанхай» за €55,80 млн. За своего

Таблица 4 - 10 самых дорогих трансферов ФК "Шахтер" (данные на 01.08.2021 [21]) Table 4 - The 10 most expensive transfers of FC Shakhtar (data as of 01.08.2021 [21])

Игрок Player Цена покупки, млн. € Purchase price, millions € Возраст перехода The age while transferring Сезон Season Клуб, в который перешел The club to which the player transferred Сумма трансфера, млн. € The transfer sum, millions €

1 Фред 15,00 25 18/19 "Манчестер Юнайтед", Англия 59,00

2 Тишейра Алекс 6,00 26 15/16 "Цзянсу Сунин", Китай 50,00

3 Фернандинью 7,80 28 13/14 "Манчестер Сити", Англия 40,00

4 Виллиам 14,00 24 12/13 "Анжи", Россия 35,00

5 Дуглас Коста 8,00 24 15/16 "Бавария", Германия 30,00

6 Генрих Мхитарян 5,85 24 18/19 "Боруссия" Д, Германия 27,50

7 Дмитро Чигринский воспитанник 22 18/19 "Барселона", Испания 25,00

8 Анатолий Тимощук 0,13 27 06/07 "Зенит", Россия 14,50

9 Луиз Адриано 3,00 28 15/16 "Милан", Италия 14,00

10 Элано 7,60 26 07/08 "Манчестер Сити", Англия 12,00

67,38 € 307,00 €

Таблица 5 - 10 самых дорогих трансферов ФК "Зенит" (данные на 01.08.2021 [21]) Table 5 - The 10 most expensive transfers of FC Zenit (data as of 01.08.2021 [21])

Игрок Player Цена покупки, млн. € Purchase price, millions € Возраст перехода The age while transferring Сезон Season Клуб, в который перешел The club to which the player transferred Сумма трансфера, млн. € The transfer sum, millions €

1 Халк 40,00 29 16/17 "Шанхай", Китай 55,80

2 Леонардо Паредес 23,00 24 18/19 ПСЖ, Франция 40,00

3 Эзигель Гарай 6,00 29 16/17 "Валенсия", Испания 24,00

4 Аксель Витцель 40,00 27 16/17 "Тяньдзинь", Китай 20,00

5 Соломон Рондон 18,00 25 15/16 "Вест Бром", Англия 17,00

6 Андрей Аршавин воспитанник 27 08/09 "Арсенал", Англия 16,50

7 Игорь Денисов воспитанник 29 13/14 "Анжи", Россия 15,00

8 Анатолий Тимощук 14,50 30 09/10 "Бавария", Германия 11,00

9 Мартин Шкртел 0,30 23 07/08 "Ливерпуль", Англия 10,00

10 Жулиано 7,00 27 17/18 "Фенербахче", Турция 7,00

148,80 € 216,30 €

Таблица 6 - 10 самых дорогих трансферов ПФК ЦСКА (данные на 01.08.2021 [21]) Table 6 - The 10 most expensive transfers of PFC CSKA (data as of 01.08.2021 [21])

Игрок Player Цена покупки, млн. € Purchase price, millions € Возраст перехода The age while transferring Сезон Season Клуб, в который перешел The club to which the player transferred Сумма трансфера, млн. € The transfer sum, millions €

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Головин Александр воспитанник 22 18/19 "Монако", Франция 30,00

2 Жо 5,00 21 08/09 "Манчестер Сити", Англия 24,00

3 Жирков Юрий 0,30 25 09/10 "Челси", Англия 21,00

4 Муса Ахмед 5,00 23 18/19 "Лестер", Англия 19,50

5 Красич Милош 2,25 25 10/11 "Ювентус", Италия 15,00

6 Думбия Сейду 11,00 27 14/15 "Рома", Италия 14,40

7 Вагнер Лав 6,00 29 18/19 "Шаньдун", Китай 12,00

8 Витиньо 9,50 24 18/19 "Фламенго", Бразилия 12,00

9 Ярошик Юрий 3,00 27 04/05 "Челси", Англия 12,00

10 Вагнер Лав 6,20 27 11/12 "Фламенго", Бразилия 10,00

48,25 € 169,90 €

воспитанника петербургский клуб больше всего получил в январе 2009, когда согласился на трансфер А. Аршавина в лондонский «Арсенал» за €16,5 млн. С тех пор клуб так дорого не продавал свою молодежь [18]. ПФК ЦСКА является самым эффективным клубом по работе с этим маркетинговым направлением в России. Общая сумма доходов по десяти самым дорогим трансферам клуба составила €169,90 млн. (таблица 6), расходы по ним составили €48,25 млн., итоговый баланс — €121,65 млн. Рекордные для клуба деньги были получены за трансфер воспитанника клуба А. Головина, который в 2019 году был продан в ФК «Монако» за €30 млн. [18]. Стоит отметить, что большинство самых дорогих трансферов были реализованы клубам из ТОП-5 в чемпионаты Англии, Италии и Франции.

«Спартак» за последние годы не совершал крупных трансферов с участием собственных воспитанников. Это говорит о снижении уровня работы академии и системы молодежных команд клуба.

Переход защитника А. Иванова в «Локомотив» за €3 млн. в сезоне 2010/11 остаётся самым выгодным для «красно-белых», но он не попал в рейтинг самых дорогих трансферов клуба [18]. Рекорд принадлежит переходу голландского легионера клуба К. Промеса, который был продан в испанскую «Севилью» за €21 млн. Общая сумма доходов по десяти самым дорогим трансферам клуба составила €115,75 млн. (таблица 7), расходы по ним составили €64,15 млн. итоговая прибыль куба — €51,60 млн. Проанализированные примеры оценки стоимости игроков на европейском и российском рынках футбольных трансферов показывают, что трансфер игрока является маркетинговым продуктом для многих футбольных клубов в России и за рубежом. Эти футбольные клубы активно используют в своей маркетинговой деятельности трансферы игроков, извлекая доходы на глобальном трансферном рынке. Самым эффективным видом трансфера является трансферы своих воспитанников, которые готовятся своими клубными академиями или школами.

Таблица 7 - 10 самых дорогих трансферов ФК "Спартак" (данные на 01.08.2021 [21]) Table 7 - The 10 most expensive transfers of FC Spartak (data as of 01.08.2021 [21])

Игрок Player Цена покупки, млн. € Purchase price, millions € Возраст перехода The age while transferring Сезон Season Клуб, в который перешел The club to which the player transferred Сумма трансфера, млн. € The transfer sum, millions €

1 Квинси Промес 11,50 26 18/19 "Севилья", Испания 21,00

2 Роман Павличенко 0,70 26 08/09 "Тоттенхем", Англия 17,40

3 Эммануэль Эменике 10,00 28 13/14 "Фенербахче", Турция 13,00

4 Зе Луиш 6,50 28 19/20 "Порту", Португалия 10,75

5 Неманья Видич 4,45 26 05/06 "Манч. Юн", Англия 10,50

6 Фернандо 12,50 27 19/20 "Бейцзин", Китай 9,60

7 Фернандо Кавенаги 8,60 23 06/07 "Бордо", Франция 9,00

8 Владимир Быстров 4,00 25 09/10 "Зенит", Россия 9,00

9 Жозе Журадо 3,00 29 15/16 "Уотфорд", Англия 8,60

10 Варис 2,90 22 14/15 "Трабзонспор", Турция 6,90

64,15 € 115,75 €

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трансфер игрока в профессиональном спорте является качественным маркетинговым продуктом. В настоящее время наиболее эффективно данный продукт используется футбольными клубами, имеющими профессиональный статус.

Для качественной реализации данного маркетингового продукта необходимы следующие условия:

• участие в национальных чемпионатах и европейских турнирах;

• организация качественной учебно-тренировочной работы;

• ведение селекционной работы в клубе;

• работа клубных академий или школ.

В настоящий момент для организации эффективной работы в клубе с трансферами игроков можно задействовать следующих спортсменов:

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, К.А. Регулирование трансферного рынка в профессиональном российском футболе: воздействие лимита на легионеров в 20052016 годах / К.А. Андреева // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11, № 2. С. 19-38.

2. Болховер, Д. Футбол как модель бизнеса. Уроки бизнеса изнутри / Болховер Д. Брэдли К. // «Баланс Бизнес Бук, 2005. - 336 с.

3. Братков, К.И. Маркетинговые продукты в спорте как инструменты конкурентной борьбы в индустрии спорта / Братков К.И., Гореликов В.А. // Современная конкуренция. - 2020. № 4 (80) - С. 25-39.

4. Гореликов, В.А. Маркетинговая стратегия спортивной организации - возможность повышения доходов и поиск новых источников финансирования / В.А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 139-145.

5. Зинин, А. Разоблачение игры. О футбольных стратегиях, скаутинге, трансфере и аналитике / А. Зинин // «ЭКСМО», 2018. - 448 с.

6. Ландшафт европейского клубного футбола. Сравнительный отчет по лицензированию клубов за 2018 год // Исследование UEFA, 2018. - 132 с.

7. Переговорная сила или спортивные показатели: что влияет на формирование стоимости транс-ферных сделок в профессиональном футболе / И.В. Солнцев, Н.А. Осокин, М.А. Тараненко, А.О. Железняков // Экономическая политика. - 2018. Т. 13. № 4. С. 134-159.

8. Полищук, Д.С. Влияние селекционной работы в футболе на эффективность соревновательной деятельности команд / Д.С. Полищук, Р.А. Сушко // Научный журнал НПУ имени М.П. Драгомано-ва. Выпуск 3 (123) - 2020. - С. 113-119.

9. Поляков, К.Л. Оценивание человеческих ре-

• выпускников своих клубных академий и школ;

• выпускников других клубных академий и школ, за небольшую компенсацию;

• национальных игроков, свободных агентов;

• национальных игроков, за небольшую компенсацию;

• иностранных игроков, свободных агентов;

• иностранных игроков, за небольшую компенсацию.

Использование данных рекомендаций позволит спортивному клубу выстроить свою работу по созданию возможностей для трансферной деятельности клуба на национальном и мировом трансферном рынке, поможет реализовать долгосрочную маркетинговую стратегию по работе с трансферами игроков и получить дополнительные доходы.

сурсов в ходе реализации ресурсной стратегии спортивного клуба / К.Л. Поляков, Г.В. Касабов, М.В. Полякова // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). -2017, Том 9 (номер 2). - С. 80-96.

10. Солнцев, И.В. Финансы в футболе: учебник / И.В. Солнцев. -.2-е изд. - Москва : Проспект, 2020. -51 с.

11. Behravan, I. A novel machine learning method for estimating football players' value in the transfer market / I. Behravan, S.M. Razavi // Soft Comput 25, 2021. - С. 2499-2511.

12. Depken, CA. Football transfer fee premiums and Europe's big five / CA Depken, T. Globan // South Econ J. 2021; 87: - С. 889-908.

13. Hackingera, J. Ignoring Millions of Euros: Transfer Fees and Sunk Costs in Professional Football / J. Hackingera // Journal of Economic Psychology. Volume 75, Part B, December 2019, - С. 1-53.

14. Pantuso, G. Maximizing performance with an eye on the finances: a chance-constrained model for football transfer market decisions / G. Pantuso, L.M. Hvattum // TOP 29, Volume 29, issue 2, July 2021 - С. 583-611.

15. Rohde, M. The market for football club investors: a review of theory and empirical evidence from professional European football / M. Rohde, C. Breuer // European Sport Management Quarterly, Volume 17, Issue 3, 2017 - С. 265-289.

16. «Бенфика» - лидер по трансферному балансу за пять лет. Клуб заработал полмиллиарда. - https:// ua.tribuna.com/tribuna/blogs/football/25 598 51. html (дата обращения: 10.08.2021).

17. Итоги деятельности. Годовой отчет ФК «Шахтер». - https://shakhtar.com/ru-ru/club/annual-report/ (дата обращения: 10.08.2021).

18. Романов, А. Сколько заработали топ-клубы РПЛ за 10 лет на трансферах своих воспитанников /

Романов. - https://www.championat.com/football/ article-4168693-transfery-rpl-skolko-zarabotali-spartak-zenit-cska-i-drugie-na-svoih-vospitannikah. html (дата обращения: 10.08.2021).

19. FIFA Financial Report 2020. - https://publications. fifa.com/en/annual-report-2020/2020-financials-

and-2022-budget/2020-financials-in-review/ (дата обращения: 10.08.2021).

20. Global transfer market report 2020. - https://www. fifa.com/legal/news/fifa-publishes-global-transfer-market-report-2020 (дата обращения: 10.08.2021).

21. Transfermarkt www.transfermarkt.com

REFERENCES

1. Andreeva K.A. Regulation of the transfer market in professional Russian soccer: the impact of the limit on foreign players in 2005-2016 / K.A. Andreeva // Current problems of economics and law. 2017. T. 11, № 2. pp. 19-38.

2. Bolhover D. Football as a business model. Business lessons from the inside / Bolhover D., Bradley K. // Balance Business Book, 2005. - 336 p.

3. Bratkov K.I., Gorelikov V.A. Marketing products in sports as competitive instruments in the sports industry / K.I. Bratkov, V.A. Gorelikov // Modern Competition. - 2020. № 4 (80) - pp. 25-39.

4. Gorelikov V.A. Marketing strategy of a sports organization - an opportunity to increase income and the search for new sources of funding / V.A. Gorelikov // Science and Sports: current trends. - 2021. - T. 9, № 2. - pp. 139-145.

5. Zinin, A. Exposing the game. On soccer strategies, scouting, transfer and analytics / A. Zinin // EKSMO, 2018. - 448 p.

6. The landscape of European club soccer. A comparative report on club licensing in 2018 // UEFA research, 2019. - 132 p.

7. Negotiating power or sports performance: what affects the formation of the cost of transfer deals in professional soccer / I.V. Solntsev, N.A. Osokin, M.A. Taranenko, A.O. Zheleznyakov // Economic Policy. -2018. T. 13. № 4. pp. 134-159.

8. Polishchuk D.S. Influence of selection work in soccer on the efficiency of competitive activity of teams / D.S. Polishchuk, R.A. Sushko // Scientific Journal of NPU named after M.P. Dragomanov. Issue 3 (123) -2020. - pp. 113-119.

9. Polyakov K.L. Evaluation of human resources in the implementation of resource strategy of a sports club. K.L. Polyakov, G.V. Kasabov, M.V. Polyakova // Journal of Institutional Studies. - 2017, Vol. 9 (No. 2). - pp. 80-96.

10. Solntsev I.V. Finance in soccer: textbook / I.V. Solntsev // -.2nd ed. - Moscow: Prospect, 2020. - 51 p.

11. Behravan, I. A novel machine learning method for estimating football players' value in the transfer market / I. Behravan, S.M. Razavi // Soft Comput 25, 2021. - pp. 2499-2511.

12. Depken, CA. Football transfer fee premiums and Europe's big five / CA Depken, T. Globan // South Econ J. 2021; 87: - pp. 889-908.

13. Hackingera, J. Ignoring Millions of Euros: Transfer Fees and Sunk Costs in Professional Football / J. Hackingera // Journal of Economic Psychology. Volume 75, Part B, December 2019, - pp. 1-53.

14. Pantuso, G. Maximizing performance with an eye on the finances: a chance-constrained model for football transfer market decisions / G. Pantuso, L.M. Hvattum // TOP 29, Volume 29, issue 2, July 2021 - pp. 583-611.

15. Rohde, M. The market for football club investors: a review of theory and empirical evidence from professional European football / M. Rohde, C. Breuer // European Sport Management Quarterly, Volume 17, Issue 3, 2017 - pp. 265-289.

16. «Benfica» is the leader on the transfer balance for five years. The club earned half a billion. - https:// ua.tribuna.com/tribuna/blogs/football/25598 51. html (accessed: 10.08.2021).

17. Results of activities. Annual report of FC Shakhtar.

- https://shakhtar.com/ru-ru/club/annual-report/ (accessed: 10.08.2021).

18. Romanov, A. How much have top RPL clubs earned in 10 years on transfers of their players / A. Romanov.

- https://www.championat.com/football/article-4168693-transfery-rpl-skolko-zarabotali-spartak-zenit-cska-i-drugie-na-svoih-vospitannikah.html (accessed: 10.08.2021).

19. FIFA Financial Report 2020. - https://publications. fifa.com/en/annual-report-2020/2020-financials-and-2022-budget/2020-financials-in-review/ (accessed: 10.08.2021).

20. Global transfer market report 2020. - https://www. fifa.com/legal/news/fifa-publishes-global-transfer-market-report-2020 (accessed: 10.08.2021).

21. Transfermarkt www.transfermarkt.com (accessed: 10.08.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Гореликов Валерий Афанасьевич - заместитель декана факультета индустрии спорта, старший преподаватель кафедры спортивного маркетинга; Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 105318, г. Москва, Измайловский вал, д. 2, каб. 412; e-mail: v_gorelikov@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8676-3030.

Поступила в редакцию 1 августа 2021 г. Принята к публикации 18 августа 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гореликов, В.А. Трансфер игрока в профессиональном спорте как маркетинговый продукт спортивного клуба / В.А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 3. - С. 115-124. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-115-124

FOR CITATION

Gorelikov V. A. Player transfer in professional sports as a marketing product of a sports club. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no. 3, pp. 115-124 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-3-115-124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.