Научная статья на тему 'Классификация игроков и определение критериев совершения трансфера профессиональными футбольными клубами'

Классификация игроков и определение критериев совершения трансфера профессиональными футбольными клубами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2495
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ / АКТИВЫ / ТРАНСФЕР / FOOTBALL CLUB / ACTIVE ASSETS / TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев А., Романников А.

В последние годы наблюдается значительный прогресс российских футбольных клубов не только как спортивных организаций, но и как вполне преуспевающих коммерческих предприятий. Поскольку футболисты одним из основных активов футбольного клуба, актуальным представляется исследование изменения их стоимости на протяжении периода функционирования. В данной статье приведено обоснование значимости трансферной политики для современных отечественных футбольных клубов, а так же представлена классификация игроков и выявлены основные критерии покупки для клубов использующих различные трансферные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THE PLAYERS AND THE DEFINITION OF CRITERIA THE COMMISSION OF TRANSFER OF PROFESSIONAL FOOTBALL CLUBS

Last years, considerable progress of the Russian football clubs not only as sports organizations, but also as quite succeeding commercial enterprises is observed. As football players one of the basic actives of football club, actual research of change of their cost throughout the functioning period is represented. In given article the substantiation of the importance of a transfer policy for modern domestic football clubs and as classification of players is presented is resulted and the basic criteria of purchase for clubs using various transfer strategy are revealed.

Текст научной работы на тему «Классификация игроков и определение критериев совершения трансфера профессиональными футбольными клубами»

руководителей подразделений компании имеет большое значение знание того, сколько именно ресурсов им необходимо запрашивать у руководства компании, важно уметь обосновать, почему требуется именно такая сумма3. И даже не получив требуемого бюджета, руководитель подразделения обязан расходовать выделенные средства с максимальной эффективностью. Для этого он должен руководствоваться

формулами для расчета оптимальных значений % ^ и %2 •

В заключение к статье хотелось бы подвести итоги, взглянуть на получившиеся результаты не со стороны стороннего аналитика или даже рядового сотрудника компании, а со стороны высшего руководства.

В настоящее время рыночная конъюнктура, политическая и социальная ситуация в стране и мире меняется с поразительной быстротой. Современное предприятие, желающее все время держаться на плаву, претендующее на лидерство в своей нише, должно постоянно преобразовываться и приспосабливаться к переменам, идти в ногу со временем.

Каким бы хорошим и опытным ни было руководство компании, оно не сможет всегда принимать оптимальные решения, полагаясь лишь на свое профессиональное чутье. В изменяющихся ситуациях встает задача выбора, неверное решение может привести предприятие к кризису или банкротству.

Для этого и разрабатывается модель бизнеса. Имея в распоряжении модель предприятия, руководство компании может на много периодов вперед знать, чем обернется то или иное действие, может проводить самые смелые эксперименты над моделью предприятия, на которые никогда бы не решилось в реальной жизни. Как знать, быть может один из этих экспериментов окажется настолько успешным, что его реализация на практике позволит компании выйти на качественно другой уровень.

Разработка модели для управления производством и поставками дала возможность сократить товарные запасы на складах, тем самым снизить расходы на хранение излишнего объема продукции, повысить оборачиваемость денежных средств, оптимизировать процесс производства.

На основе вышеперечисленного, можем заключить, что моделирование бизнес-процессов является не напрасной работой и позволяет менеджменту компании по-новому взглянуть на систему управления и оптимизации работы предприятия.

3 Шапот М.Д. Инструментальные средства поддержки реинжиниринга бизнес-процессов. - М.: ЦРДЗ, 1996.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОКОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ СОВЕРШЕНИЯ ТРАНСФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ФУТБОЛЬНЫМИ КЛУБАМИ

Дмитриев А., преподаватель кафедры МиЛ, МФПА Романников А., доцент кафедры ПМ, МЭСИ

В последние годы наблюдается значительный прогресс российских футбольных клубов не только как спортивных организаций, но и как вполне преуспевающих коммерческих предприятий. Поскольку футболисты одним из основных активов футбольного клуба, актуальным представляется исследование изменения их стоимости на протяжении периода функционирования. В данной статье приведено обоснование значимости трансферной политики для современных отечественных футбольных клубов, а так же представлена классификация игроков и выявлены основные критерии покупки для клубов использующих различные трансферные стратегии.

Ключевые слова: футбольный клуб, активы, трансфер.

CLASSIFICATION OF THE PLAYERS AND THE DEFINITION OF CRITERIA THE COMMISSION OF TRANSFER OF PROFESSIONAL FOOTBALL CLUBS

Dmitriev A., lecturer of the MiL chair, MFPA Romannikov A., associate professor, PM chair, MESI

Last years, considerable progress of the Russian football clubs not only as sports organizations, but also as quite succeeding commercial enterprises is observed. As football players one of the basic actives offootball club, actual research of change of their cost throughout the functioning period is represented. In given article the substantiation of the importance of a transferpolicyfor modern domesticfootball clubs and as classification of players is presented is resulted and the basic criteria of purchase for clubs using various transfer strategy are revealed.

Keywords: football club, active assets, transfer.

Российский футбол в последние пять лет стремительно прогрессирует. Отечественные футбольные клубы увеличивают свои бюджеты каждый год. Покупка игрока за 5-6 миллионов долларов уже выглядит обыденным событием. Нашлись у наших клубов и серьезные спонсоры в лице государственных и частных корпораций таких как Газпром, Лукойл, ВТБ, Аэрофлот и др. В футбольной гонке бюджетов корпорациями движет спортивный азарт: руководители монополий готовы потратить десятки миллионов долларов, лишь бы обеспечить результат - чемпионство по итогам сезона (в советские времена аналогично поступали главы министерств и ведомств, активно использовавшие административный ресурс). Все это не могло не сказаться и на спортивных результатах наших клубов как на внутренней так и на международной арене. В связи с этим встает вопрос о том можно ли сделать футбольный клуб прибыльным, или хотя бы более рентабельным. По словам генерального директора компании Спорт Маркетинг, экс генерального директора ФК «Москва» Юрия Белоуса: «Данный вид деятельности в России приносит прибыль всем кроме владельцев футбольных клубов», однако почти всегда дает его владельцу определенные привилегии [1].

В европейских футбольных клубах дела обстоят кардинально по другому, клубы не только окупают высокие расходы, но еще и неплохо зарабатывают. Во многих западных клубах важную статью доходов (в Англии - более 30 процентов бюджета) составляют средства, получаемые от продажи билетов на матчи, сезонных абонементов и футбольной атрибутики. От 20 до 50 процентов доходов они получают от телевизионных трансляций, остальное - поступления от рекламы и трансфера игроков. Участники Евролиги получают еще и дополнительные бонусы.[2]. Доходы европейский футбольных клубов представлены на рисунке 1.

Одну из основных статей бюджета клуба представляю собой доходы (расходы) связанные с куплей-продажей игроков, практика совершения таких сделок появилась почти одновременно с понятием профессиональный футбол, впоследствии эволюционировав в трансферный рынок.

Таким образом, трансфер - это необходимый и обоснованный со стороны покупателя и продавца на данный момент времени переход игрока из одного клуба в другой на взаимовыгодных для всех участников сделки условиях. При этом футболист подписывает

Рисунок 1. Доходы европейских футбольных клубов в сезоне 2007/2008[3]

личный контракт, в котором оговаривается срок, на который он будет должен играть за команду-работодателя, а также заработная плата, премиальные, бонусы и обязанности сторон. Каждый футболист-профессионал и соответствующий профессиональный футбольный клуб заключают в установленном порядке срочный трудовой договор в письменной форме на определённый срок не более пяти лет. При этом минимальная продолжительность срока действия указанного трудового договора должна составлять один спортивный сезон. Трудовой договор, заключённый в течение второго («летнего») регистрационного (трансферного) периода спортивного сезона на срок до окончания этого же спортивного сезона (календарного года), считается заключенным на один спортивный сезон [5].

Стоимость игрока часто зависит не от объективной оценки его игры, а от того на какую цену договорятся между собой представители клубов. Довольно часто цена футболиста измеряется десятками миллионами фунтов. В то же время необходимо отметить тот факт, что не каждый футболист имеет высокую стоимость и может показывать соответствующее ей качество игры. Поэтому необходимо от общепринятой классификации, которая показывает расположение игрока на футбольном поле, перейти к той, которая может учесть не только качество игры, но и его стоимость.

Классификация была разработана по аналогии с астрономической классификацией небесных тел, т.е. самыми высококачественными игроками являются «звезды», а наиболее скромными достижениями и результатами обладают «карлики». Лиги происхождения разделены на лиги первого эшелона - Западная Европа, Латин-

ская Америка и лиги второго эшелона: Африка, Балканы, Восточная Европа. К третьему эшелону относятся остальные лиги - азиатские, североамериканские, ближневосточные и др. Следует помнить, что разделение игроков по территориальному признаку происхождения является весьма условным, но в то же время отражает общие тенденции, т.е. количество высококачественных игроков в лигах первого эшелона выше, нежели во втором, а в появление классных игроков в лигах третьего эшелона расценивается, как достижение национального масштаба.

1) Звезды. Игроки, чей уровень мастерства считается эталонным. Данный класс игроков характеризуется высоким уровнем доходом, высокой трансферной стоимостью, стабильными выступлениями за национальную сборную. Возраст звездных игроков, как правило, не выше 28-29 лет, так как при достижении определенного возраста игрок, несмотря на свой уровень мастерства, не может демонстрировать такой же уровень физической готовности, как более молодые коллеги и конкуренты. Регион происхождения - как правило, Латинская Америка или Европа.

2) Планеты. Игроки очень высокого уровня, не заявившие о себе с начала карьеры, как звезды, однако играющие ключевые роли в своих клубах. Возраст таких игроков может достигать 35 лет. Могут располагать внушительными финансовыми контрактами, характеризоваться высокой трансферной стоимостью. Привлекаются для игр за национальную команду, регион происхождения Европа, Латинская Америка, Африка.

3) Спутники. Многочисленный класс игроков достаточно высокого уровня, являющийся пограничным между астероидами и

Рисунок 2. Классификация игроков

Таблица 1. Классификация игроков по финансовым, возрастному и территориальному принципу

Класс/Свойство Трансферная стоимость Стоимость личного контракта Игры за сборную Возраст Лига происхождения, эшелон

Звезды Высокая Высокая Да До 30 Первый-Второй

Планеты Высокая Высокая или Средняя Да До 35 Первый-Второй

Астероиды Низкая или Средняя Средняя Да До 30 Первый-Второй

Спутники Низкая Низкая Возможно До 38 Первый-Третий

Карлики Низкая Низкая Нет До 35 Второй-Третий

Стареющие звезды Низкая или Средняя Высокая Возможно До 40 Первый-Второй

спутниками, т.е. класс являющийся либо потолком для неплохих игроков, либо трамплином в класс планет для очень хороших. Наиболее вероятно - игроки основного состава, обладающие не самыми высокими финансовыми ожиданиями. Большей частью привлекаются для игр за национальную сборную. Трансферный интерес со стороны клубов, которые хотят за не очень большие деньги приобрести перспективного новичка и попытаться повысить уровень его мастерства с пользой для команды, будь то спортивные результат или выгодная перепродажа. Это ограничивает возраст игроков данного класса 30 годами, ведь после покупки еще какое-то время потребуется для роста. С точки зрения клубов - наиболее выгодные приобретения. Регион происхождения может быть любым.

4) Астероиды. Самый многочисленный класс игроков во всех лигах, которые принято считать сильными. Демонстрируют активную вертикальную стратификацию, перемещаясь в верхние и нижний классы. Обладают невысокими финансовыми запросами. Регион происхождения таких игроков, как правило, Балканы, Восточная Европа, Африка. Астероиды - тот класс игроков, который оказывает наибольшую конкуренцию молодым воспитанникам клубов, так как обладают существенным опытом выступлений, пусть не имея выдающегося уровня мастерства. Трансферная стоимость невысокая. В силу невысокой стоимости контрактов могут выступать до 35-38 лет.

5) Карлики. Как правило, немолодые футболисты, которым не удалось вырасти в один из более высоких классов, или опустившиеся из класса спутников. Игроки запаса, призванные заменить уставшего или дисквалифицированного. Воспитанники слабых национальных футбольных ассоциаций. В более слабых чемпионатах могут быть игроками основы. Финансовые контракты скромные. Регионы происхождения: Африка, Балканы, Латинская Америка, Восточная Европа. Пример: массовый наплыв балканских и африканских футболистов в российский чемпионат начала 2000-х.

6) Стареющие звезды. Данный класс игроков, безусловно, очень важен для развития футбола по всему миру. К стареющим звездам логично отнести знаменитых в прошлом игроков, которые перешли в слабые или откровенно выставочные лиги ради неплохих контрактов и популярности. Примерами таких лиг являются Япония, США, Катар, Йемен. Игроки этого класса рассчитывают на серьезные личные контракты и рекламные поступления. Могут

привлекаться для игр за сборную с целью привлечь дополнительную поддержку, для повышения морального духа команды.

Упорядочивание в таблице 1 перечисленных свойств классов игроков дает следующий результат:

Помимо выше описанных, были выявлены, некоторые характерные для национальных первенств, черты в рамках проведения в области купли-продажи игроков и в соответствии с этим предлагается следующая их классификация:

1. Лиги закрытого типа - лиги Азиатско-тихоокеанского континента (Корея , Австралия, Япония и т.д.). В данных чемпионатах игроки в основном переходят лишь внутри лиг, отъезд игроков в другие страны практически не возможен. Считается что у игроков данных лиг достаточно низкий игровой потенциал, и соответственно низкая стоимость.

2. Лиги производители. Лиги латинской Америки (Бразилия , Аргентина), некоторые из европейские лиги (Голландия, Чехия, Хорватия), Лиги Африки.. Клубы данных лиг в основном занимаются воспитанием игроков и осуществляют их продажу в основном в возрасте расцвета, покупка игроков осуществляется преимущественно в возрасте до 18 лет.

3. Лиги спекулянты. Лиги восточной Европы и некоторые лиги западной Европы (Россия, Украина, Турция, Германия, Франция). Клубы данных лиг осуществляют покупку игроков для основного состава в юношеском возрарсте, достигают достаточно средних спортивных результатов и перепродают в ведущие клубы старого света.

4. Потребители Лиги чемпионата большой тройки (Англия, Испания, Италия). Осуществляют покупку состоявшихся игроков из лиг потребителей или производителей с целью достижения максимального спортивного и коммерческого результата.

5. Стареющие лиги. Чемпионаты таких стран как США, Катар, ОАЭ. Клубы данных обладают крайне низким уровнем подготовки собственных воспитанников и осуществляют покупку у лиг потребителей стареющих «звездных» игроков с целью повышения интереса публики к соревнованиям. Уровень соревнований данных лиг достаточно низок как со спортивной, так и с коммерческой точек зрения.

Очевидно, что клуб, преследуя поставленные цели, должен работать над приобретением тех или иных футболистов, достигая

Рисунок 3. Взаимосвязи лиг в области купли-продажи игроков

Рисунок 4. Возможные переходы внутри системы «потребитель-спекулянт-производитель».

сбалансированности состава и его оптимальности. В связи с этим возникает необходимость определить, что представляют собой, оптимальный состав, трансферная стратегия а так же определить основные задачи трансферной политики.

Рассмотрим критерии приобретения игроков клубами использующими разные стратегии поведения на трансферном рынке.

Потребитель руководствуется тем, что его финансовые успехи зависят от интереса к команде. Болельщики реагируют на красивую игру, рекламодатели на успешное выступление команды, дающее возможность ассоциировать бренды с успехом. Матчи лидеров вызывают больший интерес на телевидении, поэтому клубы лидирующей группы показывают чаще, реклама во время таких трансляций дороже, доход клуба от телетрансляций выше. Все это заставляет клуб искать варианты усиления состава, рассчитанные на повышение интриги, зрелищности, привлечения настоящих звезд и конечно итоговую победу в первенстве. Поэтому предполагается, что критерии покупки превалируют над критериями продажи.

Клуб-потребитель способен совершать масштабную перепродажу, однако не становится от этого спекулянтом или представителем смешанной стратегии, ведь первичная цель приглашения футболиста в команду не совпадает с целью спекулянта.

Рассматривая критерии, которыми руководствуется спекулятивный клуб, стоит отметить, что в деятельности такого клуба присутствуют некие циклы, за время прохождения которых, наблюдается равенство в количестве покупаемых и продаваемых игроков. В связи с чем можно считать, что критерии покупки и продажи у спекулянта находятся в балансе. Продажа одного игрока влечет за собой покупку другого и наоборот.

Понятно, что основной областью интересов спекулянта является покупка неплохого игрока по низкой цене и последующая перепродажа «наверх». Но наиболее интересным вариантом для спекулянта являются недооцененные игроки, трансферная стоимость которых низка, а потенциал развития представляется большим. Если этот игрок раскроется за два сезона, или вовсе в первом же заявит о себе, то такое приобретение спекулянт может считать образцовым. В задачи спекулянта входит продажа игрока после сезона успешного настолько, что к нему проявят интерес потребители или же спекулянты более высокого уровня, предложив приемлемую сумму. Раскрытие потенциала новичка в первый год выгодно для клу-ба-спекулянта с точки зрения того, что можно приступать к переговорам о продаже. Грамотный спекулянт может принять во внимание, что в некоторый период времени в лиге возникает дефицит игроков определенного амплуа. Предвидя наступление таких событий, можно сосредоточиться на подборе футболистов на проблемную позицию и предложить готовых спортсменов в момент наибольшей остроты кризиса.

Необходимость достижение собственных спортивных результатов заставляет спекулянтов, как и другие клубы, приобретать спортсменов на проблемные позиции.

Кроме «плановой» перепродажи игроков, существует возможность избавления от бесперспективных игроков, а также срочной продажи игрока, стремительного растущего в уровне мастерства.

Даже небольшая серия удачных матчей способна сильно поднять трансферную стоимость футболиста и интерес к нему, поэтому спекулянту важно определить, что имеет место: стремительный рост, который в дальнейшем прекратится, или же рост носит планомерный характер, и с продажей спешить не стоит.

Производитель изначально ориентирован более всего на продажу, поэтому наблюдается преимущество критериев продажи над покупкой. В задачи менеджмента производителя входит определение момента времени, когда футболист начнет демонстрировать максимально эффективную и содержательную на данный момент времени игру. Стоит помнить, что игрока можно «передержать», т.е. упустить момент, когда высокостатусный покупатель будет заинтересован в покупке именно этого футболиста.

Отсутствие доморощенного игрока на той или иной позиции может заставить клуб приобрести готового футболиста. Также как может быть куплен футболист, помогающий решать турнирные задачи, и/или служащий старшим, опытным товарищем, рядом с которым молодые футболисты в составе производителя будут перенимать опыт.

Принадлежность того или иного клуба к определенной системе построения трансферной деятельности накладывает определенные ограничения на возможности перехода игроков разной квалификации между клубами с разными трансферными задачами. Очевидно, что игроки невысокого уровня не смогут попасть в стан потребителей напрямую. Наиболее активный обмен происходит между спекулянтами и производителями, а также внутри этих групп. Представленные в графическом виде возможности перемещения игроков в системе «потребитель-спекулянт-производитель» отображены на рисунке 4.

Таким образом потребитель имеет больше мотивов для покупки, нежели для продажи. Продажа футболистов носит «коррекционный» характер, т.е. клуб избавляется от ненужных игроков, которым надо платить высокую зарплату.

Спекулянт имеет равное количество критериев покупки и продажи потому, что в балансе купленного и проданного содержится принцип экономической устойчивости такого клуба.

Производитель ориентирован на продажу выращенных футболистов, поэтому имеет превосходство критериев продажи над критериями покупки.

Литература:

1. РБК ТВ. Сфера интересов. Футбольные клубы бедные и богатые. Трансляция от 11.06.2009, 00-35.

2. А. Евпланов «Голы, очки и дивиденды».:Российская Бизнес-газета №541 от 31.12.2006

3. Deloitte: «Football money league».: Sports Business Group, February 2009.

4. Д.Навоша «Самые богатые клубы мира» .: sports.ru 15 февраля 2009 г.

5. Регламент Российского футбольного союза по статусу и переходам (трансферу) футболистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.