ний (проактивные действия), целенаправленные оценки исполнения, визиты внешних консультантов и поощрение за удачные изменения. Методы преодоления сопротивления представлены в таблице 2.
Если руководство предприятия предвидит риски, связанные с психологическим аспектом, но просчитывает пути их решения, опираясь на свой опыт и понимание специфики организации, оно имеет все шансы решить намечающиеся проблемы превентивным путем, облегчив себе задачу интеграции нового метода в производственный процесс [5].
К прочим аспектам внедрения предлагаемого метода на российских предприятия следует отнести те, которые связаны с недостаточной прозрачностью отечественной экономики. Далеко не всегда речь идет о сопротивлении со стороны рядовых сотрудников: в российских условиях не менее редкой (но потенциально более проблемной) является ситуация, при которой переменам в методах работы с банками-контрагентами противятся высокопоставленные менеджеры. Причины могут быть различными: от традиционного неприятия нового, нежелания выделять своих сотрудников до личной материальной заинтересованности в продолжении сотрудничества с существующим банком-контрагентом. Наиболее острой эта проблема будет в тех городах или регионах, где выбор банков ограничен и диктуется не столько экономическими соображениями, сколько существующими механизмами микрорынка: от личных, родственных, связанных с ограниченностью выбора (нежелание портить отношения с тем или иным местным банком) до сугубо криминальных.
Однако если решение о внедрении нового метода прогнозирования качества взаимоотношений предприятий с банком-контраген-
том подкреплено управленческой волей менеджмента компании и пониманием важности осваиваемого процесса, то задача решения текущих проблем, связанных с описываемым внедрением, не выглядит чрезвычайно сложной. При успешном завершении проекта внедрения данного метода можно будет говорить о том, что построена универсальная, гибкая система прогнозирования качества взаимоотношений предприятия с банками-контрагентами, позволяющая службам предприятия регулярно использовать ее промежуточные и конечные результаты для получения оперативной информации, ценной при решении управленческих задач предприятия.
Литература:
1. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США: Теория и практика формирования. - М.: Финансы и статистика, 1996.
2. Лазарев С.В. Управление персоналом при сопротивлении изменениям в процессе реструктуризации компании: культурологические причины сопротивления изменениям. // Управление персоналом, 2007. - № 3.
3. Лазарев С.В. Психологические аспекты внедрения системы менеджмента качества в фармакологических компаниях // Менеджмент качества, 2009 - № 1.
4. Лунтовский Г. Корпоративное управление в банках: реальность и перспективы. // Банковское дело в Москве, 2004. - № 10.
5. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: Пер с англ. В 2 т.. - Изд. 2-е, испр. // Под ред. В.М. Гальперина и Н.А. Зенкевича. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - Т. 1.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА
Дмитриев А.Г., преподаватель каф. ММПР, МФПА, Романников А.Н., к.э.н., доцент каф. ПМ МЭСИ
В период бурного развития «управленческих» наук недостаточная изученность менеджмента в российском спорте открывает широкое поле для исследований. Наступление 21 века для российского спорта было ознаменовано глубоким кризисом, связанным со сменой поколений и отсутствием грамотного современного управления.
Ключевые слова: российский спорт, управление, футбольный клуб.
MATHEMATICAL MODEL ANALYSIS OF THE CURRENT ACTIVITIES OF THE FOOTBALL CLUB
Dmitriev A., The chair lecturer MMPR, MFPA, Romannikov A., Ph.D. in Economics, associate professor chair PM, MESI
In the period of rapid development of “management” insufficient study of management sciences in Russia’s sports opens a wide field for research. The onset of the 21 st century for Russia "s sport was marked by a deep crisis related to the change of generations and the lack of a literate modern management.
Keywords: Russia’s sports management, football club.
Выращенные в сильной советской спортивной системе мастера, в силу возраста и иных причин не могли представлять Россию на турнирах разного уровня. Подготовленные в «смутные», как для страны в целом, так и для спорта времена, спортсмены явно проигрывали в уровне профессионализма иностранным конкурентам. И если во внутренних чемпионатах ситуация компенсировалась неумеренным приглашением зарубежных легионеров, то на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы сборные команды России били всевозможные антирекорды.
Спортивные функционеры, карьера которых не была ограничена 30-35 годами от роду как у действующих спортсменов, продолжали в своих решениях нести наследие советской эпохи, с большим трудом перенимая зарубежный спортивный управленческий опыт. Потребовалось достаточно длительное время, чтобы профессиональный спорт из разряда социальной ответственности государства стал двигаться в сторону шоу и прибыльного бизнеса. В таких условиях проявилась неразвитость и однобокость «командной» в прошлом спортивной системы. Советское наследие массового и бесплатного спорта было разрушено, а ничего нового построено не было.
Упадок не мог продолжаться долго в стране, где так популярны футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Иностранный опыт показывал, что спортивный клуб может быть объектом извлечения прибыли, а в таких случаях как английская футбольная премьер-лига, НХЛ, НБА
- сверхприбыли. Неудивительно, что российский спорт стал получать финансовые вливания, приглашать маститых зарубежных специалистов, воссоздавать спортшколы, растить грамотных и образованных менеджеров. Всевозможные компании в поисках эффективных рекламных площадей стали инвестировать значительные суммы. Случилось главное - спорт стал частью рынка, который не терпит и уничтожает слабых участников, поощряя к дальнейшим успехам сильных, создает здоровую конкуренцию. Сложилась ситуация, когда сомнительный принцип «Главное не победа, а участие» наконец дал слабину и спорт ради спорта утратил смысл. Эффективное и коммерчески выгодное выступление встало во главу угла.
Современные российские футбольные клубы в большинстве своем представляют собой серьезные бизнес проекты, которые при правильном и эффективном управлении могут приносить своим владельцам солидную прибыль, и как следствие перед ними стоит задача повышения собственной конкурентоспособности как на внутренней, так и на международной арене.
Одной из наиболее сложных и важных задач управления профессиональным футбольным клубом является определение оптимальной стратегии в области трансферной политики. Традиционно применяемые российскими и зарубежными профессиональными футбольными клубами методы ценообразования на рынке игроков и оценки возникающих затрат представляют собой интуитивные, часто субъективные методики не использующие более эффективный и точный аппарат математических методов. Данная ситуация возникла в следствии того, что в основном при оценки стоимости игрока значительную роль играет субъективное мнение лица принимающего решение о покупке, и главным критерием является спортивный, а не коммерческий результат связанный с приобретаемым игроком.
Отсутствие формализованного алгоритма определения трансферной стратегии профессионального футбольного клуба приводит к искажению стоимости футболиста, в следствии чего становится невозможно определить показатели полезности и рентабельности игроков. В конечном итоге неоптимальные решения в трансферной политике, приводят к снижению игровых результатов, потере конкурентных позиций в чемпионатах и кубках и, как следствие, - к снижению экономической устойчивости футбольного клуба.
Трансферная стратегия - устойчиво демонстрируемая, обусловленная долгосрочными финансовыми возможностями модель поведения клуба на трансферном рынке, заключающаяся в выработке способа пополнения и поддержания оптимального состава для достижения поставленных финансовых и спортивных результатов.
Определенная и правильно выбранная трансферная стратегия позволяет клубу соразмерять цели и возможности. Следует помнить, что с точки зрения организационного поведения, клубу выгоднее финишировать на 7 месте, получив любого размера прибыль, нежели занять 3 место, потратив незадолго до этого существенную для себя сумму на трансферы, не выйдя на самоокупаемость. Такое поведение было характерно для некоторых клубов, которые пытались с наскока взять турнирные вершины, забывая о том, что источники финансирования не безграничны, а терпение кредиторов, чье доверие не было оправдано, не бесконечно.
Потребительская стратегия - наиболее прибыльная для клуба, располагающего значительными финансовыми ресурсами и популярностью болельщиков, модель поведения, связанная с закупкой звездных или близких к классу звезд игроков, позволяющая демонстрировать один из лучших результатов в лиге. Стратегия потребления может быть выстроена клубом лишь за относительно длительный период времени - около 10 лет. Обязательным условием являются крупные инвестиции в первые несколько лет, до тех пор, пока клуб не начнет получать из соответствующих данной стратегии источников прибыль - от атрибутики, телетрансляций, рекламных контрактов, посещаемости стадиона. Одним из важнейших факторов реализации указанной стратегии является популярность среди болельщиков, так как потребитель главным образом получает доход именно от поклонников.
Определение потребительского трансфера можно сформулировать как покупка клубом-потребителем высококлассного футболиста, относящегося к первым трем уровням приведенной классификации с целью поднять (сохранить) собственные спортивные результаты и популярность команды среди болельщике
Рис. 1. Цели клубов потребителей. Рис. 2. Цели клубов спекулянтов. Рис. 3. Цели клубов спекулянтов.
Учитывая, что источники извлечения прибыли у потребителей не похожи на соответствующие статьи дохода производителей и спекулянтов, необходимо проанализировать структуру целей таких клубов.
Модель потребительского поведения клуба, который фактически не может себе этого позволить, как правило, приводит к плачевным результатам. Это свидетельствует о том, что трансферная стратегия не может быть изменена в одночасье, переход от одной модели к другой должен происходить постепенно, т.е. стратегия носит устойчивый характер.
Спекулятивная стратегия - модель поведения клуба, которая предусматривает активную работу скаутов с целью выявления и приобретения перспективных игроков, которые могут быть с выгодой перепроданы в новом для себя статусе через несколько сезонов. Основным отличием спекулятивной стратегии от любой другой является то, что команда вынуждена жить в определенном спекулятивном цикле, который подразумевает постоянную покупку перспективных футболистов и выгодную продажу при поступлении соответствующих предложений. Клуб- спекулянт заинтересован в достижении достойных спортивных результатов во внутреннем чемпионате для того, чтобы иметь возможность сыграть хотя бы в Кубке УЕФА (с сезона 2009/2010 переименован Лигу Европы). Приобретение международного опыта поднимает мастерство способных футболистов, повышает трансферную стоимость. Еврокубки служат хорошей ареной для демонстрации всевозможным скаутам достижений игроков, позволяют обратить на себя внимание.
Надо заметить, что популярность среди болельщиков важна и для спекулянта, который не прочь увеличить доход за счет билетов и
атрибутики, однако такой критической важности, как для потребителя, данный фактор не имеет.
Таким образом спекулятивной стратегией может заниматься как мощный в финансовом плане клуб, у которого нет возможности
бороться с еще более сильными соперниками, так и клуб с небольшими, однако стабильными и гарантированными во времени финансовыми возможностями.
В основе спекулятивной трансферной стратегии лежат спекулятивные сделки, поэтому следует дать определение, какой трансфер можно считать спекулятивным.
Спекулятивная сделка - покупка клубом более высокого класса игрока, который был в свою очередь приобретен продавцом несколько сезонов назад. Для игрока, который является объектом спекулятивного трансфера, такой переход, как правило, становится перемещением на более высокий, согласно приведенной классификации, уровень.
Приобретаемый спекулянтом игрок должен удовлетворять одному или нескольким из следующих условий:
- недооцененность на рынке
- низкая трансферная стоимость в сочетании с перспективами быстрого роста мастерства
- умение играть на дефицитной в лиге позиции в сочетании с неплохими перспективами роста.
Производственная стратегия - это модель поведения на трансферном рынке, которая принимает за основу поддержание рентабельности клуба и получение прибыли путем реализации в определенные сроки подготовленных в собственной спортшколе молодых футболистов. Очевидно, стратегия производителя требует наименьших финансовых вложений при условии наличия всей необходимой инфраструктуры, однако постепенное вложение средств в воспитание футболиста может принести финансовый результат только через 8-10 лет.
Стратегия производителя является уделом клубов, чье благосостояние на протяжении длительного времени находится на одинаково невысоком уровне, однако наличие хорошей инфраструктуры обусловлено прошлыми достижениями и традициями клуба.
Производитель должен располагать привлекательным имиджем для родителей, желающих отдать своих детей в профессиональный спорт. Поскольку далеко не все готовы оплачивать занятия детей, клубу стоит, отобрав наиболее талантливых, самостоятельно оплачивать все необходимые расходы, избавив спортсмена от нужды думать о своем существовании, позволив ему сконцентрироваться только на футболе.
Определение производственного трансфера можно обозначить, как покупку молодого игрока, имеющего склонность к дальнейшему развитию, за цену, значительно превышающую стоимость подготовки футболиста в стенах спортивной школы производителя.
Исходя из того, что основной целью деятельности организации является получение прибыли путем удовлетворения спроса, отметим, что клуб-производитель и клуб-спекулянт в первую очередь удовлетворяют интересы покупателей, а клуб-потребитель - интересы рекламодателей, болельщиков, организаторов турниров
Принадлежность того или иного клуба к определенной системе построения трансферной деятельности накладывает определенные ограничения на возможности перехода игроков разной квалификации между клубами с разными трансферными задачами. Очевидно, что игроки невысокого уровня не смогут попасть в стан потребителей напрямую. Наиболее активный обмен происходит между спекулянтами и производителями, а также внутри этих групп. Представленные в графическом виде возможности перемещения игроков в системе «по-требитель-спекулянт-производитель» отображены на рисунке 4.
(^) Возможности перехода б пределах группы команд с одинаковыми стратегиями Рис. 4. Возможные переходы внутри системы «потребитель-спекулянт-производитель». Собранные в таблицу данные о критериях необходимости покупки и продажи игроков представляют собой таблицу 1.
Крите зии необходимости покупки/продажи игрока
Потребитель Спек' /лянт Производитель
Покупка Продажа Покупка Продажа Покупка Продажа
Повышение зрительского интереса Несоответствие игровой схеме Недооценка игрока на рынке Выгодное предложение Достижение собственных результатов Выгодное предложение
Повышение интриги, конкуренто- способности Несоответствие уровня мастерства Перспективность вкупе с приемлемой ценой "Потолок" развития игрока Отсутствие собственного игрока на опр. позиции Несоответствие ожиданиям
Направлен. достижение результата Выгодное предложение и желание игрока Потребность рынка в опр. позициях Несоответствие ожиданиям "Потолок" развития игрока
Повышение финансовой отдачи Достижение собственных результатов Сверхбыстрый рост мастерства игрока Превышение общекомандн. уровня мастерства
Как видно из таблицы 1, потребитель имеет больше мотивов для покупки, нежели для продажи. Продажа футболистов носит «коррекционный» характер, т.е. клуб избавляется от ненужных игроков, которым надо платить высокую зарплату.
Спекулянт имеет равное количество критериев покупки и продажи потому, что в балансе купленного и проданного содержится принцип экономической устойчивости такого клуба.
Производитель ориентирован на продажу выращенных футболистов, поэтому имеет превосходство критериев продажи над критериями покупки.
Текущая стратегия клуба определяется исходя из деятельности клуба на трансферном рынке и выражается в количестве денежных
средств затраченных на покупку игроков, а так же вырученных от спекулятивных трансферов и продажи собственных воспитанников. В то же время необходимо отметить тот факт, что текущую деятельность клуба целесообразно разделять по рынкам приобретения и продажи игроков. Стоит заметить, что не всегда клуб демонстрирует единую стратегию поведения на внешнем и внутреннем рынках. Исходя из этого необходимо построить две функции максимизации эффективности трансферных стратегий с учетом того факта, что средняя стоимость приобретаемых игроков не отражает в полной мерее денежных потоков на внутреннем и внешнем трансферных рынках. Поэтому целесообразно ввести в модель два таких факторов, как стоимость приобретаемых клубом игроков и их количество. Для РФПЛ модель выглядит следующим образом:
Fv =
V V
fc = l і—1 j-1
З 12 З
-V V У,,.*
к=1 і=
Аи Є {ОД} =
1-у
І= 1
Zd
Ю '
1, клуб Є к — ой стратегии 0, клуб 6 к — ой стратегии
^/?w = 1,і — 1 ,N при N — 12
j=i
Dv Є {SIV,KIV}
D’ Є [SI'.KI1}
SIV = {Pok%,Sp^,Prps KIV = {PokvK,SVvK.Pr$}
SI1 = {Pok‘s,Sp's,PrJ}
К Iі = {Pok'K,Sp'K,Pr<}
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8) (9)
(10)
Где:
- функции эффективности трансферной деятельности на внутреннем и внешнем рынке;
*,■- показатель принадлежности і-го клуба к к-ой стратегии;
£ ^- значимость j-ой текущей деятельности клуба для к-ой стратегии;
иу и1 -деятельность клуба на внутреннем и внешнем рынке;
31" 5':- общее количество денежных средств задействованных в трансферных сделках і-м клубом на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
КГ К!:- общее количество игроков і-го клуба задействованных в трансферных сделках на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
Рок^.Рок^ -общая стоимость купленных игроков і-м клубом на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
общая стоимость спекулятивных сделок і-го клуба на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
общая стоимость продаж собственных воспитанников і-м клубом на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
РокуК,Рок’К- количество купленных игроков і-м клубом на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
количество спекулятивных сделок і-го клуба на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
- количество продаж собственных воспитанников і-м клубом на внутреннем и внешнем трансферных рынках;
Построенная модель позволила определить, что российский трансферный рынок ориентирован на импорт футболистов, однако достаточно низкие бюджеты клубов РФПЛ не позволяют привлекать игроков высокого качества, необходимых для эффективной реализации стратегии потребления. В то же время некоторые отечественные ФК демонстрируют потребительские стратегии, однако такое приобретение игроков следует называть «низкоуровневым» потреблением. Данная ситуация говорит об оттоке финансовых ресурсов в зарубежные национальные первенства, что в свою очередь не позволяет повышать уровень производства и развития потенциала отечественным клубам.