Научная статья на тему 'Модель управления спекулятивной деятельностью профессионального футбольного клуба'

Модель управления спекулятивной деятельностью профессионального футбольного клуба Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СПЕКУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ / MODEL MANAGEMENT / SPECULATIVE ACTIVITIES / A FOOTBALL CLUB

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитриев А. Г.

В статье рассмотрена модель управления спекулятивной деятельностью профессионального футбольного клуба. Определив состав игроков, необходимо рассчитать количество и групповую принадлежность покупаемых футболистов. Очевидно, что главным критерием в этом случае должна выступать возможная прибыль клуба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT MODEL OF SPECULATIVE ACTIVITY OF A PROFESSIONAL FOOTBALL CLUB

In this article it is modeled process of speculative activities of a professional football club on the transfer market. After determining the composition of players, it is necessary to calculate the number and group affiliation bought players. It is obvious that the main criterion in this case should be the maximum possible profit.

Текст научной работы на тему «Модель управления спекулятивной деятельностью профессионального футбольного клуба»

1.Активное привлечение самых различных групп интересов к решению ключевых задач перспективного развития крупного города является объективным как в рамках разработки, так и реализации стратегии его развития, контроля за ее реализацией и фактически достигаемыми результатами. Это позволяет допускать меньше управленческих ошибок, оптимизировать принимаемые решения, последовательно повышать эффективность социальноэкономической работы, активнее находить и шире использовать скрытые резервы, строить реализацию планов на инновационных основах.

2.Поскольку группы интересов при всём их многообразии объединяет главное стремление - на основе ускорения и повышения эффективности социально-экономического развития повысить благосостояние, жизненный уровень населения, ширится число предложений и инициатив, направленных на постоянное внедре-

ние новаторских идей, технологических инициатив, нововведений, позволяющих оптимизировать процессы управления муниципальным образованием.

З.Совпадения интересов разных групп позволяют объединять их усилия для решения не только управленческих, но и всех основных социальных задач. Обеспечение занятости населения мегаполиса, соседних к нему городов, последовательное улучшение жилищных условиях жителей благодаря большим масштабам строительства жилья, расширения числа учебных заведений, их специализаций, позволяет обеспечить мегаполисы работниками всех необходимых специальностей. Предоставляемые бизнесу льготы и преимущества способствуют развитию частного сектора муниципальной экономики. Это, конечно, соответствует интересам всех заинтересованных групп, поскольку имеет целью обеспечение необходимыми социальными благами всего муниципального социума.

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СПЕКУЛЯТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФУТБОЛЬНОГО КЛУБА

Дмитриев А.Г., преподаватель кафедры ПМ МФПА

В статье рассмотрена модель управления спекулятивной деятельностью профессионального футбольного клуба. Определив состав игроков, необходимо рассчитать количество и групповую принадлежность покупаемых футболистов. Очевидно, что главным критерием в этом случае должна выступать возможная прибыль клуба.

Ключевые слова: модель управления, спекулятивная деятельность, футбольный клуб.

MANAGEMENT MODEL OF SPECULATIVE ACTIVITY OF A PROFESSIONAL FOOTBALL CLUB

Dmitriev A., Teacher of the MP, MIFF

In this article it is modeled process of speculative activities of aprofessionalfootball club on the transfer market. After determining the composition ofplayers, it is necessary to calculate the number and group affiliation bought players. It is obvious that the main criterion in this case should be the maximum possible profit.

Keywords: model management, speculative activities, a football club.

В период бурного развития «управленческих» наук недостаточная изученность менеджмента в российском спорте открывает широкое поле для исследований. Наступление 21 века для российского спорта было ознаменовано глубоким кризисом, связанным со сменой поколений и отсутствием грамотного современного управления. Выращенные в сильной советской спортивной системе мастера, в силу возраста и иных причин не могли представлять Россию на турнирах разного уровня. Подготовленные в «смутные», как для страны в целом, так и для спорта времена, спортсмены явно проигрывали в уровне профессионализма иностранным конкурентам. И если во внутренних чемпионатах ситуация компенсировалась неумеренным приглашением зарубежных легионеров, то на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы сборные команды России били всевозможные антирекорды.

Спортивные функционеры, карьера которых не была ограничена 30-35 годами от роду как у действующих спортсменов, продолжали в своих решениях нести наследие советской эпохи, с большим трудом перенимая зарубежный спортивный управленческий опыт. Потребовалось достаточно длительное время, чтобы профессиональный спорт из разряда социальной ответственности государства стал двигаться в сторону шоу и прибыльного бизнеса. В таких условиях проявилась неразвитость и однобокость «командной» в прошлом спортивной системы. Советское наследие массового и бесплатного спорта было разрушено, а ничего нового построено не было.

Упадок не мог продолжаться долго в стране, где так популярны футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Иностранный опыт показывал, что спортивный клуб может быть объектом извлечения прибыли, а в таких случаях как английская футбольная премьер-лига, НХЛ, НБА

- сверхприбыли. Неудивительно, что российский спорт стал получать финансовые вливания, приглашать маститых зарубежных специалистов, воссоздавать спортшколы, растить грамотных и образованных менеджеров. Всевозможные компании в поисках эффективных рекламных площадей стали инвестировать значительные суммы. Случилось главное - спорт стал частью рынка, который не терпит и уничтожает слабых участников, поощряя к дальнейшим успехам сильных, создает здоровую конкуренцию. Сложилась ситуация, когда сомнительный принцип «Главное не победа, а участие» наконец дал слабину и спорт ради спорта утратил смысл. Эффективное и коммерчески выгодное выступление встало во главу угла. Одной из наиболее сложных и важных задач управления профессиональным футбольным клубом является определение оптимальной стратегии в области трансферной политики.

Очевидно, что трансферная стратегия в первую очередь является следствием объема финансирования, а во вторую сложившейся историей и устоявшимся имиджем клуба. Современные футбольные клубы демонстрируют три стратегии поведения направленные на производство, спекуляцию и потребление игроков.

Рассмотрим процесс спекулятивной деятельности клуба на трансферном рынке, целью которого является максимизация получаемой прибыли. Определив состав игроков, необходимо рассчитать количество и групповую принадлежность покупаемых футболистов. Очевидно, что главным критерием в этом случае должна выступать возможная прибыль клуба. Построим модель поставленной задачи.

Примем, что доход футбольного клуба формируется по следующей формуле:

где:

т - количество групп игроков

- ассортимент игроков в группе / ;

'■ ■ ■ . - средняя трансферная стоимость игрока у-й позиции г-й группы

'■ ; - количество продаваемых игроков у-й позиции г-й группы.

Таким образом, на совокупный доход оказывают влияние ассортимент игроков, цена и объем продаж. Рассмотрим влияние каждого фактора отдельно.

Существует зависимость, представленная на рисунке 1, по которой возможный объемы продаж возрастает с добавлением нового игрока. Возрастание, при этом, является затухающим, т.е. при большом ассортименте его влияние становится практически незаметным.

Рис. 1. Зависимость объема продаж от мощности множества игроков

Объем продаж непосредственно связан с ассортиментом, так как если потребители, будут уверены, что их потребности в усилении своего состава будут полностью удовлетворены, то они будут чаще обращаться за игроками в данный клуб-спекулянт.

Упомянутый выше спрос, как известно из курса микроэкономики, имеет зависимость с ценой. Основной оборот происходит с футболистами низкой ценовой категории. В общем случае, эта зависимость является нелинейной (рисунок 2.).

Цена на игока

Рис. 2 Зависимость спроса от цены на игрока.

Но, если рассматривать эту зависимость в узком ценовом коридоре, сложившемся на трансферном рынке при обслуживании идентичных целевых групп потребителей, то погрешность линейной аппроксимации будет незначительна, поэтому будем искать данную зависимость в следующем виде:

d < агс + Ь1

(2)

где:

й - спрос;

с - цена продажи;

а1, Ъ1 - параметры функции.

Определить параметры функции можно решив следующую систему линейных алгебраических уравнений:

(3)

где:

с1к,с1к+1-

возможные значения спроса;

- возможные значения цены.

В частном случае, каждого игрока каждой группы соотношение будет выглядеть следующим образом:

(4)

где:

12 - это спрос на игроков 7-й группы у-й позиции, сложившийся при цене с..

Рассмотрим формирование совокупных затрат футбольного клуба.

К переменным затратам, а, следовательно, представляющим наибольший интерес для исследования, следует отнести расходы на участие в соревнованиях, заработную плату и затраты связанные с покупкой игроков (трансферные расходы). Формализовано приведенные выше затраты будут выглядеть следующим образом:

(5)

где:

Vir средняя цена покупки игрока j-й позиции i-й группы;

Чи- количество купленных игроков j-й позиции i-й группы;

RS - расходы на участие в соревнованиях;

Z - заработная плата персонала.

Рассмотрим более подробно состав затрат.

Расходы на участие в соревнованиях во всех альтернативных турнирах, участником которых является футбольный клуб, одинаковы. Фактически различаются только уровень турнира и место его проведения, и, следовательно, чем дальше находится турнир от места постоянного базирования клуба, тем больше выплаты.

Выбор турнира для участия следует осуществлять из решения текущей задачи так, чтобы имеющаяся имеющиеся игроки были максимально загружены, т.е. не было нехватки или излишка игровой практики. После выбора турнира, адекватной необходимости, выплаты превратятся в постоянную величину, следовательно RS = const и не оказывает дальнейшего влияния на решение поставленной задачи.

Все выше сказанное про статью расходов на участие в соревнованиях можно перенести на заработную плату персонала, т.е. работать и получать заработную плату должно столько человек, сколько необходимо для нормального функционирования профессионального футбольного клуба. Следовательно Z = const и не оказывает дальнейшего влияния на решение задачи.

Затраты на покупку игроков состоят из двух величин: средней трансферной стоимости и количества трансферов. Как видно на графике, при увеличении количества трансферов стоимость покупки падает (рисунок 3). В общем случае данная зависимость является нелинейной, но, если ее рассматривать в достаточно узком коридоре количества трансферных сделок, то погрешность линейной аппроксимации данной зависимости видится незначительной.

Количество покупаемых игоков

Рис. 3. Зависимость цены от объема закупок.

Будем формализовать зависимость в следующем виде:

^ (6)

где:

р - средняя стоимость покупки игрока; q - количество покупок игроков;

а2гЪ2- параметры аппроксимации.

Для того, чтобы найти параметры не°бходимо решить следующую систему линейных алгебраических уравнений:

(7)

где:

к к +1

Р , р -возможные значения стоимости покупки игроков; к к+1

4 , д -возможные объемы закупок игроков.

Для каждой конкретной группы игроков соотношение будет выглядеть следующим образом:

(S)

где: |Ptгj ~ это закупочная цена на продукцию і-го видау-го наименования, сложившаяся при объемах закупок

Как уже отмечалось выше, функция прибыли есть функция дохода за вычетом совокупных затрат футбольного клуба, т.е.

(9)

где

F(c,x,p,q) - функция прибыли.

Учитывая, что мы собираемся максимизировать прибыль от спекулятивных сделок футбольного клуба, то целевая функция задачи будет выглядеть следующим образом:

(10)

Следующим шагом исследования будет определение системы ограничений задачи. 1. Не имеет смысла приобретать игроков больше значения ожидаемого спроса, т.е.

- _ х _ х '1 (11)

2. Спрос на игроков зависит от установленной цены продажи игроков, т.е.

(12)

3. Для обеспечения необходимого клубу ассортимента игроков (различные группы и альтернативные игроки внутри группы), а, также, учитывая требования на минимальную закупку у других клубов, существует ограничение на закупку игроков:

± ^ : = 1 "-У = 1 (13)

4. Объемы продаж не могут превышать объемы закупок, т.е.

5. Объемы закупок ограничены стоимостью за одного игрока:

(15)

6. Спрос на игроков ограничен максимально возможным спросом при минимально возможной цене

7. Объемы продаж игроков не могут быть меньше нуля

(16)

(17)

8. Цена продажи игрока находится на отрезке от минимальной до максимальной цены, сложившихся на рынке для соответствующей целевой группы потребителей

'Ij - -I] - “Ij

9. Ограничение на имеющиеся у клуба финансовые ресурсы

I I

i=l j= 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где В - бюджет закупок.

В результате получаем следующую нелинейную задачу математического программирования:

qa < dif;i = 1 ,m;j = 1 ,п(

(21)

< <7м < = 1, тп; j = 1 ,nt

xif < qlf;i = 1 ,m;j = 1,ц

■ (24)

(1S)

(19)

(20)

(22)

(2З)

(25)

(26) (27) (2S)

J?E- b

z i

i=l J=1

(29)

Входящей информацией для данной задачи является:

1. Таблица зависимостей спроса от цены на игрока.

2. Таблица зависимостей цены покупки игрока в зависимости от количества покупаемых игроков. Решение этой задачи очень трудоемко, для ее решения целесообразно воспользуемся пакетом Excel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.