Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ И ПОИСК НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ'

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ И ПОИСК НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1336
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ПРОДУКТЫ / СПОРТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гореликов В.А.

Цель исследования - определить возможности спортивных организаций по повышению своих доходов через выстраивание маркетинговой стратегии.Методы и организация исследования. Основными методами, использованными при проведении данного исследования, являются изучение теоретических исследований в области маркетинговых стратегий, контент-анализ и анализ практических кейсов различных спортивных организаций. Источниками информации стали отчетные и аналитические материалы, интервью специалистов и маркетологов в области маркетингового планирования, литературные источники, статьи по работе с маркетинговыми продуктами спортивных федераций, лиг и клубов, сайты данных структур.Результаты исследования. По итогам анализа литературных источников, исследования международного и российского рынка спортивных событий и организаций были определены основные маркетинговые продукты и возможности спортивных организаций по повышению доходов через выстраивание своих маркетинговых стратегий.Заключение. Маркетинговая стратегия спортивной организации - рыночная необходимость для сохранения своих позиций и возможности для устойчивого развития в индустрии спорта. Понимание этих необходимостей и возможностей поможет российским спортивным организациям создать новые источники финансирования и более эффективно реализовывать потенциал имеющихся возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING STRATEGY OF THE SPORTS ORGANIZATION - THE POSSIBILITY OF INCREASING REVENUES AND FINDING NEW SOURCES OF FUNDING

Purpose of research is to identify opportunities for sports organizations to increase their revenues by developing a marketing strategy.Methods and organization of the research. The main methods used in this research are the study of theoretical research in the field ofmarketing strategies, content analysis andanalysis ofpractical cases of various sports organizations. Thesources of information were reporting and analytical materials, interviews of specialists and marketers in the field of marketing planning, literary sources, articles on work with marketing products of sports federations, leagues and clubs, websites of these organizations.Researchresults. Asaresult of theanalysis of literary sources, research of international and Russian market of sports events and organizations, the main marketing products and opportunities for sports organizations to increase revenues by developing their marketing strategies were identified.Conclusion. The marketing strategy of a sports organization is a market necessity to maintain its position and an opportunity for sustainable development in the sports industry. Understanding these needs and opportunities will help Russian sports organizations create new sources of funding and more effectively realize the potential of existing opportunities.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ И ПОИСК НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ»

УДК 796.075.2 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-139-145

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ И ПОИСК НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

В.А. Гореликов

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия

Аннотация

Цель исследования - определить возможности спортивных организаций по повышению своих доходов через выстраивание маркетинговой стратегии.

Методы и организация исследования. Основными методами, использованными при проведении данного исследования, являются изучение теоретических исследований в области маркетинговых стратегий, контент-анализ и анализ практических кейсов различных спортивных организаций. Источниками информации стали отчетные и аналитические материалы, интервью специалистов и маркетологов в области маркетингового планирования, литературные источники, статьи по работе с маркетинговыми продуктами спортивных федераций, лиг и клубов, сайты данных структур.

Результаты исследования. По итогам анализа литературных источников, исследования международного и российского рынка спортивных событий и организаций были определены основные маркетинговые продукты и возможности спортивных организаций по повышению доходов через выстраивание своих маркетинговых стратегий.

Заключение. Маркетинговая стратегия спортивной организации - рыночная необходимость для сохранения своих позиций и возможности для устойчивого развития в индустрии спорта. Понимание этих необ-ходимостей и возможностей поможет российским спортивным организациям создать новые источники финансирования и более эффективно реализовывать потенциал имеющихся возможностей. Ключевые слова: спортивный маркетинг, маркетинговая стратегия, маркетинговые продукты, спортивная организация.

MARKETING STRATEGY OF THE SPORTS ORGANIZATION - THE POSSIBILITY OF INCREASING REVENUES AND FINDING NEW SOURCES OF FUNDING V.A.Gorelikov, v_gorelikov@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8676-3030 University «Synergy», Moscow, Russia Abstract

Purpose ofresearch is to identify opportunities for sports organizations to increase their revenues by developing a marketing strategy.

Methods and organization ofthe research. The main methods used in this research are the study oftheoretical research in the field ofmarketing strategies, content analysis and analysis ofpractical cases ofvarious sports organizations. The sources of information were reporting and analytical materials, interviews of specialists and marketers in the field of marketing planning, literary sources, articles on work with marketing products of sports federations, leagues and clubs, websites of these organizations.

Research results. As a result ofthe analysis ofliterary sources, research ofinternational and Russian market ofsports events and organizations, the main marketing products and opportunities for sports organizations to increase revenues by developing their marketing strategies were identified.

Conclusion. The marketing strategy of a sports organization is a market necessity to maintain its position and an opportunity for sustainable development in the sports industry. Understanding these needs and opportunities will help Russian sports organizations create new sources offunding and more effectively realize the potential of existing opportunities. Keywords: sports marketing, marketing strategy, marketing products, sports organization.

ВВЕДЕНИЕ

Основанием для выбора темы исследования была потребность изучить маркетинговые

стратегии спортивных организации и выделить в них возможности для повышения их доходов. В данном исследовании были проа-

нализированы источники с международных и российского спортивных рынков. Изучению маркетинговых стратегий различных организаций, в том числе и спортивных, посвящены многие книги и научные исследования. Но эта информация более качественно изучена специалистами из развитых рынков спортивного маркетинга — Северной Америки и Западной Европы.

Основы классического маркетинга, изучение конкурентных стратегий и методики анализа маркетинговых рынков дают классики данного направления Ф. Котлер [7] и М. Портер [10]. Более подробную информацию о маркетинговых стратегиях организаций, конкурентном позиционировании и выстраивании различных стратегий дают в своих учебниках О. Уолкер [12] и Г. Хулеей [5]. Все эти источники являются базовыми и для спортивных организаций. Более подробно об анализе спортивного рынка, разработке и применении маркетинговых стратегий рассказывают в своих книгах западные специалисты. Так, Д. Бич и С. Чедвик [1] раскрывают природу маркетинга в спорте и различные подходы к нему. Опыт выстраивания маркетинговых стратегий иностранными спортивными организациями, методики и примеры реализованных проектов показаны в книгах таких авторов, как Д. Девис [6] D. Shilbury [22], M. Shank и M. Lyberger [21], S. Chadwick [14].

Исследования и анализ подходов в реализации маркетинговых продуктов иностранными спортивными организациями также представлены в научных статьях. N. Serie и J. Ljubica [20] изучают продажи в индустрии спорта. В статьях Pierce D. [19] и Giroux M. [16] исследуются основные требования к эффективным продажам в спорте. Mingxia W [18] анализирует выстраивание маркетинговой стратегии для продвижения мирового бренда через спортивные события. Основные подходы к созданию маркетинговых стратегий спортивными организациями за рубежом раскрывают в своих статьях зарубежные ученые. M. Kosik [17] в своей статье показывает прямую связь маркетинговой стратегии со спортом, V Baena [13] раскрыва-

ет основные направления стратегии глобального продвижения через спорт. В статьях C. Edson, A. Casas [15] и A. Szymoszowskyj [23] показаны маркетинговые стратегии спортивных клубов.

Литературные и научные источники, посвященные изучению маркетинговых стратегий российских спортивных организаций, пока недостаточно глубоко раскрывают уровень и возможности отечественной индустрии спорта. Интересные подходы к данной тематике у российских авторов, среди них можно выделить работы И. Солнцева [11], А. Малыгина [9] и В. Гореликова [3], в которых авторы раскрывают подходы в российском футболе и других видах спорта. Детальный анализ по маркетинговым стратегиям и продуктам в спорте показан в статьях М. Ледне-ва [8] и К. Браткова [2]. Проведенный анализ литературы показывает необходимость для спортивных организаций более качественного изучения вопросов создания и реализации своих маркетинговых стратегий.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность данного анализа заключается в поиске новых возможностей для повышения доходов спортивной организации через выстраивание эффективной маркетинговой стратегии.

Цель исследования — получить информацию для построения эффективной маркетинговой стратегии спортивной организации, которая поможет в поиске новых источников финансирования и увеличении доходов. Задачи исследования:

1. Проанализировать виды и уровни стратегий в организациях, которые влияют на маркетинговую стратегию.

2. Проанализировать маркетинговые продукты спортивной организации.

3. Выделить главные этапы создания маркетинговой стратегии спортивной организации.

Основными методами, использованными при проведении данного эксперимента, являются контент-анализ, теоретические исследования и изучение практических решений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Стратегии организаций

Основной маркетинговый интерес в спорте — это возможность взаимодействия с широкими массами, которые собирает современный спорт вокруг своих событий. Мировые соревнования, такие как Олимпийские игры (летние и зимние) и чемпионаты мира по футболу, привлекают внимание миллиардной аудитории к своим турнирам. Это болельщики на самих спортивных объектах, телезрители и интенсивно растущая аудитория интернет-пространства. Создание спортивными организациями своих маркетинговых продуктов для названных аудиторий — одна из задач для повышения доходов за счет этого направления своей деятельности.

Планирование создания таких продуктов, привлечение и распределение ресурсов спортивной организации, поиск новых источников финансирования своей деятельности требуют постановки таких целей перед спортивной организацией и утверждение стратегий, которые она будет использовать для достижения этих целей.

По определению, стратегия — это фундаментальная модель существующих и планируемых задач, распределения ресурсов и взаимосвязей организации с рынками, конкурентами и другими факторами внешней среды [12]. Для выработки базовой стратегии необходимо провести подробный анализ имеющихся ресурсов и рынка, на котором спортивная организация будет работать для достижения главной цели организации. После того как компания определит свои умения, рыночные возможности и угрозы, ключевые факторы успеха в своей отрасли

и роль конкретных продуктов или работ в общем портфеле организации, она устанавливает свои маркетинговые цели. У организации должны быть как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Долгосрочные цели указывают на предназначение компании в целом: к чему она стремится в долгосрочной перспективе. Однако для достижения этих долгосрочных целей, как правило, необходимо трансформировать их в более близкие цели, которые, вместе взятые, будут работать на долгосрочные цели [5]. На рисунке 1 показана примерная структура стратегий спортивной организации. Одной из главных целей спортивной организации является создание условий для достижения спортивного результата, который определяется в корпоративной стратегии. Для реализации этих целей необходимы ресурсы, которые могут быть созданы через бизнес-стратегии спортивной организации. Чтобы добиться успеха на высококонкурентном сегодняшнем рынке, компании должны ориентироваться на потребителей, привлекая и удерживая их более высокой, чем у конкурентов, потребительской ценностью. Но для этого необходимо понимать нужды и потребности покупателей, поэтому маркетинг требует тщательного анализа всех категорий потребителей. Компании понимают, что не смогут удовлетворить всех покупателей на данном рынке одинаково хорошо, поскольку их слишком много и у всех разные потребности. Однако каждая из компаний имеет свои преимущества в обслуживании сегментов рынка [7].

В спортивных организациях есть свои специфические возможности и ограничения в создании бизнес-стратегии — многое зависит от уровня со-

Рисунок 1 - Структура стратегий спортивной организации Figure 1 - The structure of strategies of a sports organization

ревновании, в которых участвует организация. Это могут быть региональные, национальные или международные соревнования. На каждом из таких рынков различные условия участия и возможности для реализации бизнес-стратегий. Знание возможностей компании и источников конкурентных сил позволит выявить те области, где компания должна вступать в конкурентную борьбу и где избегать ее [10]. Исходя из бизнес-стратегии и уровня соревновательных возможностей, спортивная организация разрабатывает свою маркетинговую стратегию, в которой определяет свои цели и задачи по продуктам, определяет свои рынки сбыта и аудиторию потребителей. Маркетинговая стратегия — это процесс планирования, внедрения и контроля над маркетинговыми усилиями, направленными на достижение целей организации и удовлетворение потребительского спроса. В рамках спортивного маркетинга этот подход к определению маркетинговой стратегии можно принять при условии, что уникальные характеристики спорта будут учтены в ходе процесса стратегического планирования. Каждый элемент маркетинговой стратегии в спорте реализуется по-разному в зависимости от того, на какие группы участников и зрителей он направлен. Основные отличия стратегического спортивного маркетинга обусловлены уникальными характеристиками спортивного продукта и особенностями спортивного рынка в целом [1]. Основное назначение маркетинговой стратегии заключается в том, чтобы эффективно

распределять и координировать рыночные ресурсы и виды деятельности для выполнения задач фирмы на определенном товарном рынке. Следовательно, ключевой вопрос маркетинговой стратегии, касающийся масштаба, — это точное указание целевого рынка (рынков) для конкретного товара или товарной линии [12]. Для спортивных организаций есть как ограничения, так и уникальные возможности, характерные для спортивного продукта, который может выходить за границы спортивного рынка и иметь большой потенциал роста при увеличении масштаба, участвуя в международных соревнованиях.

Приведенная на рисунке 2 продуктовая стратегия спортивной организации показывает основные направления деятельности для правильной и сбалансированной программы маркетинг-микста (главным образом «4 Р»: продукт, цена, продвижение и место продажи), направленной на удовлетворение потребностей и желаний потенциальных покупателей на своих целевых рынках.

Исходя из своих возможностей и потребностей аудитории, спортивная организация определяется со своими маркетинговыми продуктами. После этого определяются ценовые, коммуникационные и сбытовые стратегии по каждому из продуктов спортивной организации. Маркетинговые продукты Проанализированные источники показали, что основные доходы в индустрии спорта приносят продажи медиаправ, продажи спонсорских

Рисунок 2 - Продуктовые стратегии спортивной организации

Figure 2 - Product strategies of a sports organization

и партнерских предложений; реализация билетов, абонементов и программ гостеприимства; продажа мерчандайзинга и, в отдельных видах спорта, трансферы игроков. Права на эти доходы принадлежат спортивным организациям. Доходы от реализации билетов — это доходы, получаемые спортивными организациями от продажи билетов, абонементов и программ гостеприимства на спортивные мероприятия. Доходы от мерчандайзинга — продажа лицензионных товаров с логотипами клуба или лиги, с изображениями игроков, а также доходы от других видов интеллектуальной собственности, за исключением доходов, связанных с кейтерингом. Доходы от спонсоров — вознаграждения за то, чтобы бренд ассоциировался с клубом, лигой, стадионом или спортивным соревнованием, в том числе за права на нейминг и за право быть эксклюзивным спонсором в товарной категории. Доходы от продажи медиаправ — доходы от продажи прав на трансляции спортивных соревнований по общедоступным и кабельным телевизионным сетям, радиостанциям, через интернет-платформы и мобильные устройства. Доходы от трансферов — это доходы, получаемые спортивными клубами или федерациями за переход спортсменов из одного клуба в другой. Данный вид доходов лучше всего развит в футболе. Так, футбольные школы, академии и клубы получают финансовые компенсации за подготовку футболистов на разных уровнях. В мире уже имеется много примеров, когда футбольные клубы берут за основу своей деятельности подготовку игроков на продажу. Представляется нецелесообразным разделение рынков в индустрии спорта, так как одни и те же спортивные организации реализуют множество маркетинговых продуктов для разных сегментов — В2С (для болельщика) и В2В (для бизнеса). Например, спортивная федерация организует спортивные соревнования, продает билеты (В2С), привлекает спонсоров и реализует медиаправа (В2В). Профессиональные спортивные клубы также реализуют билеты на домашние матчи, продают клубную атрибутику и сувенирную продукцию (В2С), при этом активно сотрудничая со спонсорами, осуществляя трансферную деятельность и получая часть до-

хода от продажи прав на телетрансляции (B2B). Следовательно, коммерческая и маркетинговая деятельность спортивных организаций осуществляется в рамках одного рынка, который можно разделить на два сегмента [4]. Этапы создания маркетинговой стратегии Для повышения доходов и поиска новых источников финансирования спортивной организации необходимо создать маркетинговую стратегию, которая состоит из следующих этапов:

• оценка собственных сильных и слабых сторон спортивной организации (на них можно повлиять самостоятельно), а также возможностей и угроз (они относятся к внешней среде и практически не поддаются собственному воздействию) проводится с помощью SWOT-анализа;

• оценка конкурентной позиции спортивной организации на рынке (для наглядного представления положения относительно конкурентов можно использовать матрицу BCG (Boston Consulting Group), которая показывает положение вашей организации на рынке на основе двух показателей: доля рынка и темп роста рынка);

• оценки внешней среды спортивной организации (с помощью PEST-анализа — оценки политических, экономических, социокультурных и технологических факторов);

• анализ состояния маркетинговых продуктов спортивной организации (аудит всех имеющихся продуктов и рассмотрение возможностей по созданию новых продуктов);

• комплекс маркетинга — продукт, цена, продвижение и продажа (аудит всех параметров для продвижения и реализации всех маркетинговых продуктов).

Выполнение этих этапов позволит получить необходимую информацию для выстраивания качественной маркетинговой стратегии спортивной организации и поможет поиску новых источников финансирования и увеличению доходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для создания новых источников финансирования и повышения доходов спортивной организации необходимо создание эффективной маркетинговой стратегии, которая будет включать в себя разработку и реализацию продуктовых стратегий (ценовой страте-

гии, коммуникационной стратегии, сбытовой стратегии) и самих продуктов (спонсорство, билетные программы, мерчандайзинг, медиа-права и трансферы). Использование данных

ЛИТЕРАТУРА

1. Бич, Д. Маркетинг спорта / Д. Бич, С. Чедвик // Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2020. - 706 с.

2. Братков, К.И. Маркетинговые продукты в спорте -ключевые инструменты в конкуренции за финансовые ресурсы на современном этапе развития индустрии спорта в России / Братков К.И., Гореликов В.А. // Современная конкуренция. 2020. № 4 (80) - С. 25-39.

3. Гореликов, В.А. Спонсорство как возможность конкурировать в спорте / В.А. Гореликов // Современная конкуренция. 2019. № 4 (76) - С. 46-57.

4. Гореликов, В.А. Спонсорство как один из видов маркетинговых продуктов / В.А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 4. С. 78-85.

5. Хулеей, Г. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование / Г. Хулеей и другие // Днепропетровск: Издательство «Баланс Бизнес Букс», 2005. - С. 800.

6. Дэвис, Д. Эффект Олимпийских игр. Как спортивный маркетинг создает сильные бренды / Д. Дэвис // - М.: Издательство «Рид Медиа», 2013. - С. 384.

7. Котлер, Ф. Основы маркетинга, 5-е европейское издание. / Ф. Котлер и другие // Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2017. - С. 752.

8. Леднев, М.В. 10 шагов к составлению успешной маркетинговой программы спортивной организации. / М.В. Леднев // СМ: все о спортивном менеджменте и маркетинге. Выпуск 1. - М.: Университет «Синергия», 2016 - С. 80-87.

9. Малыгин, А.В. Спортивный маркетинг / А.В. Малыгин // - Москва: «Планета», 2018 - С. 109.

10. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер // М.: Издательство «Альпина Бизнес Букс», 2005 - С. 454.

11. Солнцев, И. В. Спонсорство в футболе: оценка справедливой стоимости спонсорских соглашений / И. Солнцев, Н. Осокин // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 3. С. 69-81.

12. Уолкер, О. и другие. Маркетинговая стратегия. Курс

REFERENCES

1. J. Beech, S. Chadwick The Marketing of sport // Translated from Eng. - M.: Alpina Publisher, 2020. - 706 p.

2. Gorelikov V., Bratkov K. Marketing products in sports as competitive instruments in the sports industry. Journal of Modern Competition, 2020, vol. 14, no. 4(80), pp. 25-39.

3. Gorelikov V. Sponsorstvo kak vozmozhnost' konkuri-rovat' v sporte [Sponsorship as an opportunity to compete in sports.] Journal of Modern Competition, 2019, vol. 13, No. 4 (76), pp. 46-57 (in Russian, abstr. in English).

4. Gorelikov V.A. Sponsorship as a form of marketing product in sports / V.A. Gorelikov // Science and sport: current trends. № 4 (Vol. 8), 2020, pp. 78-85.

рекомендаций позволит выстроить эффективную работу спортивной организации по увеличению своих доходов от маркетинговой деятельности.

МBA / О. Уолкер // - М.: Издательство «вершина», 2006. - С. 496.

13. Baena, V. Global marketing strategy in professional sports. Lessons from FC Bayern Munich / V. Baena // Soccer & Society, 2017 - С. 16.

14. Chadwick, S. Routledge Handbook of Sports Marketing / S. Chadwick, N. Chanavat, M. Desbor // 2015 - С. 424.

15. Edson, C. Sports Marketing Plan: An Alternative Framework for Sports Club / C. Edson, A. Casas // International Journal of Marketing Studies Vol. 9, No. 4; 2017 - С. 15-28.

16. Giroux, M. The role of perceived brand personality in promotion effectiveness and brand equity development of professional sports teams / M. Giroux, F. Pons, L. Maltese // International Journal of Sports Marketing and Sponsorship, 18 (2), 2017 - С. 180-195.

17. Kosík, M. Marketing strategy in connection with sport / M. Kosík // Innovative Marketing, Volume 7, Issue 2, 2011 - С. 92-98.

18. Mingxia, W.B. Analysis of Sports Marketing Strategy Adopted by Coca Cola Company / W.B. Mingxia // Asian Social Science; Vol. 11, No. 23; 2015 - С. 22-27.

19. Pierce, D. Analysis of sport sales courses in the sport management curriculum / D. Pierce // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, 24, 2019 - С. 17-29.

20. Seric, N. Motives for Market Research in the Sports Industry / N. Seric, J. Ljubica // Market Research Methods in the Sports Industry. Published online: 14 May 2018 - С. 7-49.

21. Shank, M. Sports Marketing: A Strategic Perspective / M. Shank, M. Lyberger // 5th edition, 2015 - С. 669.

22. Shilbury, D. Strategic sport Marketing / D. Shilbury, H. Westerbeek, S. Quick, D. Funk // 2009 - С. 357.

23. Szymoszowskyj, A. Professional football clubs retail branding strategies / A. Szymoszowskyj, M. Winand, D. Kolyperas, L. Sparks // Sport, Business and Management: An International Journal, 6(5) 2016 -С. 35.

5. Graham Huleay and others. Marketing Strategy and Competitive Positioning // Dnepropetrovsk: Balance Business Books, 2005. - 800 p.

6. John D. The Olympic Effect. How sports marketing creates strong brands. // M.: Reed Media Publishers, 2013. - 384 p.

7. Kotler F. and others. Fundamentals of Marketing, 5th European edition. // Translated from English - Moscow: I.D. Williams LLC, 2017. - 752 p.

8. Lednev M.V., 10 steps to the successful marketing program of the sports organization // SM: all about sports management and marketing. Issue 1. - M.: University «Synergy», 2016 - pp. 80-87.

9. Malygin A. V. Sports marketing. Moscow, Planeta, 2018 - 109 p.

10. Porter M. Competitive Strategy. Methodology of analysis of industries and competitors. // M.: Alpina Publisher, 2005. - 454 p.

11. Solntsev I.V. Sponsorstvo v futbole: otsenka spravedlivoj stoimosti sponsorskih soglashenij [Football sponsorship: estimating the fair value of sponsorship agreements]. Solntsev I., Osokin N., Economic policy. 2016. T. 11. No. 3. pp. 69-81.

12. Walker O. and others. Marketing Strategy: Course MBA // M.: Publishing house «Vershina», 2006. - 496 p.

13. Baena V. Global marketing strategy in professional sports. Lessons from FC Bayern Munich // Soccer & Society, 2017 - 16 p.

14. Chadwick S., Chanavat N., Desbor M. Routledge Handbook of Sports Marketing // 2015 - 424 p.

15. Edson C. & Casas A. Sports Marketing Plan: An Alternative Framework for Sports Club // International Journal of Marketing Studies Vol. 9, No. 4; 2017 - pp. 15-28.

16. Giroux M., Pons F. & Maltese L. The role of perceived brand personality in promotion effectiveness and brand equity development of professional sports teams // International Journal of Sports Marketing and Sponsorship, 18 (2), 2017 - p. 180-195.

17. Kosík M. Marketing strategy in connection with sport // Innovative Marketing, Volume 7, Issue 2, 2011 - pp. 92-98.

18. Mingxia W. Brief Analysis of Sports Marketing Strategy Adopted by Coca Cola Company // Asian Social Science; Vol. 11, No. 23; 2015 - pp. 22-27.

19. Pierce D. Analysis of sport sales courses in the sport management curriculum // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education, 24, 2019 - pp. 17-29.

20. Seric N., Ljubica J. Motives for Market Research in the Sports Industry // Market Research Methods in the Sports Industry. Published online: 14 May 2018 - pp. 7-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Shank M., Lyberger M. Sports Marketing: A Strategic Perspective // 5th edition, 2015 - p. 669.

22. Shilbury D. Strategic sport Marketing // David Shilbury, Hans Westerbeek, Shayne Quick and Daniel Funk, 2009 - p. 357.

23. Szymoszowskyj A., Winand M., Kolyperas D. & Sparks L. Professional football clubs retail branding strategies // Sport, Business and Management: An International Journal, 6(5) 2016 - p. 35.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Гореликов Валерий Афанасьевич - заместитель декана факультета индустрии спорта, старший преподаватель кафедры спортивного маркетинга; Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 105318 г. Москва, Измайловский вал, д. 2, каб. 412; e-mail: v_gorelikov@mail.ru, ORCID: 0000-0001-8676-3030

Поступила в редакцию 10 мая 2021 г. Принята к публикации 26 мая 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гореликов, В.А. Маркетинговая стратегия спортивной организации - возможность повышения доходов и поиск новых источников финансирования / В.А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 139-145. DOI: 10.36028/23088826-2021-9-2-139-145

FOR CITATION

Gorelikov V. A. Marketing strategy of the sports organization - the possibility of increasing revenues and finding new sources of funding. Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no.2, pp. 139-145 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-139-145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.