Научная статья на тему 'Трансдисциплинарный аспект стратегического менеджмента'

Трансдисциплинарный аспект стратегического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / TRANSDISCIPLINARITY / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / STRATEGIC MANAGEMENT / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / INNOVATION MANAGEMENT / ПЕРИОД ПОЛНОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БИЗНЕС-СИСТЕМЫ / PERIOD OF COMPLETE TRANSFORMATION OF BUSINESS SYSTEMS / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКТА / PRODUCT LIFE CYCLE / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ БИЗНЕСА / LIFE CYCLE OF A BUSINESS / ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИЙ / SIGNS OF INNOVATIONS / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / CLASSIFICATION OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуреев Павел Михайлович

Рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием теории и методологии стратегического менеджмента. Выдвинута гипотеза о возможности применения трансдисциплинарного системного подхода в стратегическом менеджменте. По-новому определено основное назначение стратегического менеджмента. Рассмотрены нормативные параметры бизнес-систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSDISCIPLINARY ASPECT OF STRATEGIC MANAGEMENT

The issues related to improving the theory and methodology of strategic management are considered. A hypothesis about the possibility of using a transdisciplinary system approach in strategic management is presented. The main purpose of the strategic management. had new definition. Regulatory options of business systems are considered.

Текст научной работы на тему «Трансдисциплинарный аспект стратегического менеджмента»

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием теории и методологии стратегического менеджмента. Выдвинута гипотеза о возможности применения трансдисциплинарного системного подхода в стратегическом менеджменте. По-новому определено основное назначение стратегического менеджмента. Рассмотрены нормативные параметры бизнес-систем.

Ключевые слова: трансдисциплинарностъ, стратегический менеджмент, управление инновациями, период полного преобразования бизнес-системы, жизненный цикл продукта, жизненный цикл бизнеса, признаки инноваций, классификация инноваций.

TRANSDISCIPLINARY ASPECT OF STRATEGIC MANAGEMENT

Annotation. The issues related to improving the theory and methodology of strategic management are considered. A hypothesis about the possibility of using a transdisciplinary system approach in strategic management is presented. The main purpose of the strategic management. had new definition. Regulatory options of business systems are considered. Keywords: transdisciplinarity, strategic management, innovation management, period of complete transformation of business systems, product life cycle, life cycle of a business, signs of innovations, classification of innovations.

B реальном бизнесе большинство предпринимателей в основном интересуют законы маркетинга, а также достаточно простые экономические категории, такие как прибыль, убыток. По данным National Federation of Independent Business and Wells Fargo (США), основой для принятия важных бизнес-решений для них является собственная интуиция и «семейный» консалтинг [5]. Такой подход приводит к тому, что значительная часть принимаемых решений являются не эффективными, так как основываются на интуиции предпринимателя и не учитывает некие общие законы, по которым живет и развивается бизнес, появляются, со временем стареют и исчезают продукты (услуги), предлагаемые бизнесом.

Теория менеджмента рассматривает два экономических явления, понимание сущности которых во многом может помочь принять правильные бизнес-решения.

1. Жизненный цикл продукта - период времени, в течение которого продукт пользуется спросом и приносит доход от продажи. «Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, маркетолог предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар, подобно живому организму, рождается, живет и умирает» [10]. Представляется аксиоматичным, что устаревшие продукты (услуги) требуют замены. В свою очередь смена продукта, как правило, приводит к значительным и рисковым затратам ресурсов компании, связанным с получением новой технологии, приобретением нового оборудования и переучиванием персонала.

2. Жизненный цикл бизнеса - период времени, в течение которого происходит создание, трансформация и ликвидация бизнеса. «Как мировой, так и российский экономический опыт свидетельствуют о том, что бизнес функционирует не хаотично, а в соответствии с определенными внутренними закономерностями. Конкретное «дело» создается, развивается, находит и завоевывает свою рыночную нишу, стабилизируется, стагнирует (не развивается и не сокращается, т.е. находится в равновесии с неизменной окружающей рыночной средой), возможно, сокращается и, наконец, прекращает свое существование» [1].

УДК 005.2"313" П.М. Гуреев

Pavel Gureev

© Гуреев П.М., 2015

Совершенно понятно, что каждый бизнесмен знает, что «его продукты, услуги, да и сам бизнес когда-то «состарятся». Это не является тайной. Но констатация «старения», как правило, является для бизнесмена неожиданностью» [9], хотя первые признаки «старения» бизнеса появляются в период его расцвета, так как происходит процесс морального и физического износа оборудования, продукция (услуги) теряет свою актуальность на рынке и т.д.

Однако приведенные выше рассуждения относительно жизненного цикла бизнеса справедливы не для самого бизнеса, а только для первоначальной бизнес-идеи, которая представляет собой конкретное представление предпринимателя об организации нового (продолжении существующего) вида деятельности, удовлетворяющего реальные потребности покупателей. Со временем потенция бизнес-идеи исчерпывается, и следовательно, потенциал бизнеса сокращается, что может повлечь возникновение ряда объективных и субъективных проблем. Данные проблемы могут способствовать значительному снижению объемов производства продукции (услуг) и, как следствие, возможной ликвидации бизнеса.

Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что одной из главных задач менеджмента предприятия должно являться управление процессом преобразования первоначальной бизнес-идеи. Для управления данным процессом возможно использовать такую экономическую категорию как функциональный принцип деятельности, т.е. способ практической реализации бизнес-идеи. Рассматривая практическую реализацию бизнес-идеи, необходимо рассматривать не только технику, технологию, активы и т.д., с помощью которых осуществляется бизнес, но и управление бизнесом.

В теории менеджмента принято выделять два вида управления - тактическое и стратегическое управление. Приведем определения данных понятий с нашей точки зрения.

Тактическое управление - это система планирования, контроля и корректировки функционального принципа деятельности, направленная на обеспечение рентабельности бизнеса; используется для организации и поддержания текущей производственной деятельности. Стратегическое управление - это система долгосрочного планирования бизнеса, обеспечивающая реализацию и преобразование первоначальной бизнес-идеи.

«В стратегическом менеджменте, как и во всякой научной дисциплине, существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя при этом те или иные методологические приоритеты» [2]. Все основные научные школы менеджмента с непринципиальными дополнениями считают, что основными и обязательными этапами жизненного цикла бизнеса являются его зарождение, развитие, зрелость, спад и смерть». Эти этапы являются элементами базовой модели, на которой сейчас строится процесс стратегического управления. Следовательно, такая основа стратегического управления предписывает бизнесу обязательную смерть [9]. Данное понимание целей стратегического менеджмента значительно затрудняет выполнение его основных функций, таких как планирование, организация, мотивация и контроль в бизнесе, так как ориентация на обязательные этапы жизненного цикла бизнеса предполагает лишь увеличение «периода дожития» бизнеса и не учитывает, какое влияние на бизнес будет оказывать в будущем множество природных, экономических, социальных и других факторов. Кроме этого, согласно данной модели, совершенствование процессов, протекающих в бизнес-системе, будет способствовать увеличению длительности лишь отдельных этапов жизненного цикла бизнеса за счет сокращения длительности других и не приведет к увеличению его продолжительности в целом. «Если следовать логике общепринятой модели жизненного цикла, то за «искусственно продленным» этапом «зрелости» может последовать короткий этап «резкого спада» и мгновенный этап «смерти» бизнеса» [9]. Также надо отметить, что «в научном экономическом сообществе явно или скрыто присутствует мысль о том, что и успехи и неудачи в общест-

венно-экономическом развитии не могут быть адекватно оценены с позиции современной экономической науки» [6], так как ее предметом не является изучение природных и социальных факторов, оказывающих влияние на развитие бизнес-систем.

К началу 80-х гг. XX в. в науке и обществе возникло понимание того, что для решения сложных многофакторных проблем развития экономики не достаточно использовать дидисциплинарные и полидисциплинарные подходы, «так как сложные многофакторные проблемы в рамках междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов почти всегда «рассыпаются» на дисциплинарные составляющие, вследствие чего проблемы стало легче формулировать, но почти невозможно эффективно решать» [8]. Возник трансдисциплинарный системный подход, дающий возможность разрабатывать новые методы управления сложными социальными и техногенными объектами, в том числе и социально-экономическими системами.

Применение трансдисциплинарного системного подхода позволило сформировать новый взгляд на теорию стратегического управления, по-новому сформулировать основное назначение стратегического менеджмента (см. рис. 1), а также разработать модель жизненного цикла бизнес-системы, учитывающую внутренний потенциал первоначальной бизнес-идеи и реальную календарную продолжительность жизненного цикла бизнес-системы.

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЛГЕНЕДЖМЕНГА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ГРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ

Рис. 1. Трансдисциплинарный аспект стратегического менеджмента

Для реализации функции управления бизнес-системой требуются определенные показатели, отражающие ее состояние. При этом:

- для тактического управления бизнес-системой требуется реальные показатели бизнеса, определяемые состоянием активов (объем выручки, прибыль, издержки), продукта, техники, технологии, персонала и т.д.

- для стратегического управления бизнес-системой требуется нормативные показатели бизнеса, т.е. такие показатели, которые не меняются в процессе развития бизнеса (см. рис. 2) и, основываясь на которых, возможно организовать долгосрочное стабильное и предсказуемое развитие бизнеса.

Рис. 2 Основные нормативные параметры бизнеса

С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода к реальным показателям состояния бизнес-системы относятся такие дефиниции, как «зарождение», «рост», «зрелость», «старение», «спад» и «смерть», так как они только иллюстрируют текущее состояние бизнеса и являются обязательными периодами развития бизнес-системы. Действительно, у удачливых бизнесменов бизнес «не стареет и умирает», а «динамично преобразуется» в соответствии с его нормативными параметрами и индивидуальными особенностями [9].

Для определения нормативных параметров развития бизнес-системы возможно применить один из способов стратегического планирования развития бизнеса, получивший название технологии «Трансдисциплинарной инновационной карты».

Трансдисциплинарная инновационная карта - «это нормативная модель преобразования первоначальной бизнес-идеи бизнеса» [11]. Главное предназначение данной модели состоит в том, что с ее помощью возможно определить такие параметры бизнес-системы, как:

1) нормативный календарный срок развития бизнеса (период полного преобразования состояния бизнес-системы);

2) общую продолжительность жизненного цикла бизнеса, которая бывает заданная и произвольная, исходя из целей создателя первоначальной бизнес-идеи.

Основой нормативной модели служит темпоральная единица порядка [7]. Полный период преобразования состояния бизнес-системы включает количественный и качественный этапы, которые взаимно дополняют и взаимно обуславливают друг друга (см. рис. 3).

Новаторской этап развития

Рис. 3 Составляющие полного периода преобразования состояния бизнес-системы

Следует иметь в виду, что помимо основных этапов в нормативной модели жизненного цикла бизнеса можно выделить восемь основных периодов предрасположенности бизнес-системы к реализации инноваций конкретного признака, который определяет уровень радикальности (интенсивности) возможных инновационных мероприятий. Основное предназначение периодов - определить временной отрезок, в рамках которого бизнес-система в силу естественных причин предрасположена к осуществлению строго определенных инноваций. Проведенные исследования показали, что для определения признаков инноваций возможно воспользоваться классификацией инноваций, предложенной Ф. Валентой [3]. Данная классификация, «основанная на степени радикальности или интенсивности инновационных изменений в полной мере отвечает трансдисциплинарной методологии» [4].

Информация о периодах развития бизнес-систем и признаках инноваций может поднять эффективность традиционной методологии стратегического менеджмента по следующим причинам:

1) признак инновации определяет уровень необходимых изменений первоначальной бизнес-

идеи;

2) период развития определяет календарные сроки осуществления необходимых изменений первоначальной бизнес-идеи;

3) знание календарных сроков периодов развития бизнес-системы позволяет сократить ресурсные потери, возникающие при задержке развития бизнеса или при проведении его преждевременной реорганизации;

4) сведения о периодах развития бизнеса и его предрасположенности инновациям определенного вида могут являться основой для проведения риск-анализа инновационной стратегии бизнес-системы или бизнес-плана.

Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что стратегический менеджмент по своей природе трансдисциплинарен и, следовательно, использование трансдисциплинарной системной методологии при решении стратегических вопросов управления развитием бизнес-систем должно быть не только желаемым, но и обязательным.

Библиографический список

1. Айвазян, С. А. Стратегии бизнеса : Справочник / С. А. Айвазян, О. Я. Балкинд, Т. Д. Баснина [и др.] ; под ред. Г. Б. Клейнера. - М. : КОНСЭКО, 1998. - 485 с.

2. Бражник, М. В. Научные школы стратегического управления : варианты классификации / М. В. Бражник // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3(31). - С. 141-144.

3. Валента, Ф. Управление инновациями / Ф. Валента. - М. : Прогресс, 1985. - 137 с.

4. Гуреев, П. М. Основы методологии исследования темпоральности инноваций : монография / П. М. Гуре-ев. -М. : ГУУ, 2013. - 166 с. - ^N978-5-215-02526-0.

5. Как принимают наиболее важные бизнес-решения [Электронный ресурс] : Электронная библиотека «Наука и техника». - Режим доступа : http://n-t.ru/nv/2003/1110.htm (дата обращения : 02.06.2015).

6. Мокий, М. С. Трансдисциплинарная методология в экономических исследованиях : автореф. дис. ... д-ра. экон. наук : 08.00.05 / Михаил Стефанович Мокий. - М., 2010.

7. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для магистратуры / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255 с. ^N978-5-9976-3613-1.

8. Мокий, М. С. Трансдисциплинарная методология в планировании и прогнозировании развития экономических систем / М. С. Мокий, П. М. Гуреев // Молодая наука России : экономика, управление, право, социология и педагогика : сборник научных статей по итогам междунар. Конференции, г. Волгоград, 28-29 марта 2012 г. / Ред. И. Е. Вельских. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2012.

9. Мокий, В. С. Трансдисциплинарный аспект стратегического планирования и управления бизнесом [Электронный ресурс] / В. С. Мокий, Е. А. Кухновец // Статьи Русской школы трансдисциплинарности». - Режим доступа : http://www.anoitt.ru/cabdir/materials_ru.php (дата обращения : 02.06.2015).

10. Стадии жизненного цикла товара [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://center-yf.ru/data/Marketologu/Stadii-zhiznennogo-cikla-tovara.php (дата обращения : 02.06.2015).

11. Трансдисциплинарность для Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] // Сайт института трансдисциплинарных технологий. - Режим доступа : http://www.anoitt.ru/minved/proekt_ekonom.php (дата обращения : 02.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.