ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием теории и методологии стратегического менеджмента. Выдвинута гипотеза о возможности применения трансдисциплинарного системного подхода в стратегическом менеджменте. По-новому определено основное назначение стратегического менеджмента. Рассмотрены нормативные параметры бизнес-систем.
Ключевые слова: трансдисциплинарностъ, стратегический менеджмент, управление инновациями, период полного преобразования бизнес-системы, жизненный цикл продукта, жизненный цикл бизнеса, признаки инноваций, классификация инноваций.
TRANSDISCIPLINARY ASPECT OF STRATEGIC MANAGEMENT
Annotation. The issues related to improving the theory and methodology of strategic management are considered. A hypothesis about the possibility of using a transdisciplinary system approach in strategic management is presented. The main purpose of the strategic management. had new definition. Regulatory options of business systems are considered. Keywords: transdisciplinarity, strategic management, innovation management, period of complete transformation of business systems, product life cycle, life cycle of a business, signs of innovations, classification of innovations.
B реальном бизнесе большинство предпринимателей в основном интересуют законы маркетинга, а также достаточно простые экономические категории, такие как прибыль, убыток. По данным National Federation of Independent Business and Wells Fargo (США), основой для принятия важных бизнес-решений для них является собственная интуиция и «семейный» консалтинг [5]. Такой подход приводит к тому, что значительная часть принимаемых решений являются не эффективными, так как основываются на интуиции предпринимателя и не учитывает некие общие законы, по которым живет и развивается бизнес, появляются, со временем стареют и исчезают продукты (услуги), предлагаемые бизнесом.
Теория менеджмента рассматривает два экономических явления, понимание сущности которых во многом может помочь принять правильные бизнес-решения.
1. Жизненный цикл продукта - период времени, в течение которого продукт пользуется спросом и приносит доход от продажи. «Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, маркетолог предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар, подобно живому организму, рождается, живет и умирает» [10]. Представляется аксиоматичным, что устаревшие продукты (услуги) требуют замены. В свою очередь смена продукта, как правило, приводит к значительным и рисковым затратам ресурсов компании, связанным с получением новой технологии, приобретением нового оборудования и переучиванием персонала.
2. Жизненный цикл бизнеса - период времени, в течение которого происходит создание, трансформация и ликвидация бизнеса. «Как мировой, так и российский экономический опыт свидетельствуют о том, что бизнес функционирует не хаотично, а в соответствии с определенными внутренними закономерностями. Конкретное «дело» создается, развивается, находит и завоевывает свою рыночную нишу, стабилизируется, стагнирует (не развивается и не сокращается, т.е. находится в равновесии с неизменной окружающей рыночной средой), возможно, сокращается и, наконец, прекращает свое существование» [1].
УДК 005.2"313" П.М. Гуреев
Pavel Gureev
© Гуреев П.М., 2015
Совершенно понятно, что каждый бизнесмен знает, что «его продукты, услуги, да и сам бизнес когда-то «состарятся». Это не является тайной. Но констатация «старения», как правило, является для бизнесмена неожиданностью» [9], хотя первые признаки «старения» бизнеса появляются в период его расцвета, так как происходит процесс морального и физического износа оборудования, продукция (услуги) теряет свою актуальность на рынке и т.д.
Однако приведенные выше рассуждения относительно жизненного цикла бизнеса справедливы не для самого бизнеса, а только для первоначальной бизнес-идеи, которая представляет собой конкретное представление предпринимателя об организации нового (продолжении существующего) вида деятельности, удовлетворяющего реальные потребности покупателей. Со временем потенция бизнес-идеи исчерпывается, и следовательно, потенциал бизнеса сокращается, что может повлечь возникновение ряда объективных и субъективных проблем. Данные проблемы могут способствовать значительному снижению объемов производства продукции (услуг) и, как следствие, возможной ликвидации бизнеса.
Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что одной из главных задач менеджмента предприятия должно являться управление процессом преобразования первоначальной бизнес-идеи. Для управления данным процессом возможно использовать такую экономическую категорию как функциональный принцип деятельности, т.е. способ практической реализации бизнес-идеи. Рассматривая практическую реализацию бизнес-идеи, необходимо рассматривать не только технику, технологию, активы и т.д., с помощью которых осуществляется бизнес, но и управление бизнесом.
В теории менеджмента принято выделять два вида управления - тактическое и стратегическое управление. Приведем определения данных понятий с нашей точки зрения.
Тактическое управление - это система планирования, контроля и корректировки функционального принципа деятельности, направленная на обеспечение рентабельности бизнеса; используется для организации и поддержания текущей производственной деятельности. Стратегическое управление - это система долгосрочного планирования бизнеса, обеспечивающая реализацию и преобразование первоначальной бизнес-идеи.
«В стратегическом менеджменте, как и во всякой научной дисциплине, существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя при этом те или иные методологические приоритеты» [2]. Все основные научные школы менеджмента с непринципиальными дополнениями считают, что основными и обязательными этапами жизненного цикла бизнеса являются его зарождение, развитие, зрелость, спад и смерть». Эти этапы являются элементами базовой модели, на которой сейчас строится процесс стратегического управления. Следовательно, такая основа стратегического управления предписывает бизнесу обязательную смерть [9]. Данное понимание целей стратегического менеджмента значительно затрудняет выполнение его основных функций, таких как планирование, организация, мотивация и контроль в бизнесе, так как ориентация на обязательные этапы жизненного цикла бизнеса предполагает лишь увеличение «периода дожития» бизнеса и не учитывает, какое влияние на бизнес будет оказывать в будущем множество природных, экономических, социальных и других факторов. Кроме этого, согласно данной модели, совершенствование процессов, протекающих в бизнес-системе, будет способствовать увеличению длительности лишь отдельных этапов жизненного цикла бизнеса за счет сокращения длительности других и не приведет к увеличению его продолжительности в целом. «Если следовать логике общепринятой модели жизненного цикла, то за «искусственно продленным» этапом «зрелости» может последовать короткий этап «резкого спада» и мгновенный этап «смерти» бизнеса» [9]. Также надо отметить, что «в научном экономическом сообществе явно или скрыто присутствует мысль о том, что и успехи и неудачи в общест-
венно-экономическом развитии не могут быть адекватно оценены с позиции современной экономической науки» [6], так как ее предметом не является изучение природных и социальных факторов, оказывающих влияние на развитие бизнес-систем.
К началу 80-х гг. XX в. в науке и обществе возникло понимание того, что для решения сложных многофакторных проблем развития экономики не достаточно использовать дидисциплинарные и полидисциплинарные подходы, «так как сложные многофакторные проблемы в рамках междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов почти всегда «рассыпаются» на дисциплинарные составляющие, вследствие чего проблемы стало легче формулировать, но почти невозможно эффективно решать» [8]. Возник трансдисциплинарный системный подход, дающий возможность разрабатывать новые методы управления сложными социальными и техногенными объектами, в том числе и социально-экономическими системами.
Применение трансдисциплинарного системного подхода позволило сформировать новый взгляд на теорию стратегического управления, по-новому сформулировать основное назначение стратегического менеджмента (см. рис. 1), а также разработать модель жизненного цикла бизнес-системы, учитывающую внутренний потенциал первоначальной бизнес-идеи и реальную календарную продолжительность жизненного цикла бизнес-системы.
ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЛГЕНЕДЖМЕНГА, ВКЛЮЧАЮЩЕГО ГРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ
Рис. 1. Трансдисциплинарный аспект стратегического менеджмента
Для реализации функции управления бизнес-системой требуются определенные показатели, отражающие ее состояние. При этом:
- для тактического управления бизнес-системой требуется реальные показатели бизнеса, определяемые состоянием активов (объем выручки, прибыль, издержки), продукта, техники, технологии, персонала и т.д.
- для стратегического управления бизнес-системой требуется нормативные показатели бизнеса, т.е. такие показатели, которые не меняются в процессе развития бизнеса (см. рис. 2) и, основываясь на которых, возможно организовать долгосрочное стабильное и предсказуемое развитие бизнеса.
Рис. 2 Основные нормативные параметры бизнеса
С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода к реальным показателям состояния бизнес-системы относятся такие дефиниции, как «зарождение», «рост», «зрелость», «старение», «спад» и «смерть», так как они только иллюстрируют текущее состояние бизнеса и являются обязательными периодами развития бизнес-системы. Действительно, у удачливых бизнесменов бизнес «не стареет и умирает», а «динамично преобразуется» в соответствии с его нормативными параметрами и индивидуальными особенностями [9].
Для определения нормативных параметров развития бизнес-системы возможно применить один из способов стратегического планирования развития бизнеса, получивший название технологии «Трансдисциплинарной инновационной карты».
Трансдисциплинарная инновационная карта - «это нормативная модель преобразования первоначальной бизнес-идеи бизнеса» [11]. Главное предназначение данной модели состоит в том, что с ее помощью возможно определить такие параметры бизнес-системы, как:
1) нормативный календарный срок развития бизнеса (период полного преобразования состояния бизнес-системы);
2) общую продолжительность жизненного цикла бизнеса, которая бывает заданная и произвольная, исходя из целей создателя первоначальной бизнес-идеи.
Основой нормативной модели служит темпоральная единица порядка [7]. Полный период преобразования состояния бизнес-системы включает количественный и качественный этапы, которые взаимно дополняют и взаимно обуславливают друг друга (см. рис. 3).
Новаторской этап развития
Рис. 3 Составляющие полного периода преобразования состояния бизнес-системы
Следует иметь в виду, что помимо основных этапов в нормативной модели жизненного цикла бизнеса можно выделить восемь основных периодов предрасположенности бизнес-системы к реализации инноваций конкретного признака, который определяет уровень радикальности (интенсивности) возможных инновационных мероприятий. Основное предназначение периодов - определить временной отрезок, в рамках которого бизнес-система в силу естественных причин предрасположена к осуществлению строго определенных инноваций. Проведенные исследования показали, что для определения признаков инноваций возможно воспользоваться классификацией инноваций, предложенной Ф. Валентой [3]. Данная классификация, «основанная на степени радикальности или интенсивности инновационных изменений в полной мере отвечает трансдисциплинарной методологии» [4].
Информация о периодах развития бизнес-систем и признаках инноваций может поднять эффективность традиционной методологии стратегического менеджмента по следующим причинам:
1) признак инновации определяет уровень необходимых изменений первоначальной бизнес-
идеи;
2) период развития определяет календарные сроки осуществления необходимых изменений первоначальной бизнес-идеи;
3) знание календарных сроков периодов развития бизнес-системы позволяет сократить ресурсные потери, возникающие при задержке развития бизнеса или при проведении его преждевременной реорганизации;
4) сведения о периодах развития бизнеса и его предрасположенности инновациям определенного вида могут являться основой для проведения риск-анализа инновационной стратегии бизнес-системы или бизнес-плана.
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод о том, что стратегический менеджмент по своей природе трансдисциплинарен и, следовательно, использование трансдисциплинарной системной методологии при решении стратегических вопросов управления развитием бизнес-систем должно быть не только желаемым, но и обязательным.
Библиографический список
1. Айвазян, С. А. Стратегии бизнеса : Справочник / С. А. Айвазян, О. Я. Балкинд, Т. Д. Баснина [и др.] ; под ред. Г. Б. Клейнера. - М. : КОНСЭКО, 1998. - 485 с.
2. Бражник, М. В. Научные школы стратегического управления : варианты классификации / М. В. Бражник // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3(31). - С. 141-144.
3. Валента, Ф. Управление инновациями / Ф. Валента. - М. : Прогресс, 1985. - 137 с.
4. Гуреев, П. М. Основы методологии исследования темпоральности инноваций : монография / П. М. Гуре-ев. -М. : ГУУ, 2013. - 166 с. - ^N978-5-215-02526-0.
5. Как принимают наиболее важные бизнес-решения [Электронный ресурс] : Электронная библиотека «Наука и техника». - Режим доступа : http://n-t.ru/nv/2003/1110.htm (дата обращения : 02.06.2015).
6. Мокий, М. С. Трансдисциплинарная методология в экономических исследованиях : автореф. дис. ... д-ра. экон. наук : 08.00.05 / Михаил Стефанович Мокий. - М., 2010.
7. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для магистратуры / М. С. Мокий, А. Л. Никифоров, В. С. Мокий ; под ред. М. С. Мокия. - М. : Юрайт, 2015. - 255 с. ^N978-5-9976-3613-1.
8. Мокий, М. С. Трансдисциплинарная методология в планировании и прогнозировании развития экономических систем / М. С. Мокий, П. М. Гуреев // Молодая наука России : экономика, управление, право, социология и педагогика : сборник научных статей по итогам междунар. Конференции, г. Волгоград, 28-29 марта 2012 г. / Ред. И. Е. Вельских. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2012.
9. Мокий, В. С. Трансдисциплинарный аспект стратегического планирования и управления бизнесом [Электронный ресурс] / В. С. Мокий, Е. А. Кухновец // Статьи Русской школы трансдисциплинарности». - Режим доступа : http://www.anoitt.ru/cabdir/materials_ru.php (дата обращения : 02.06.2015).
10. Стадии жизненного цикла товара [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://center-yf.ru/data/Marketologu/Stadii-zhiznennogo-cikla-tovara.php (дата обращения : 02.06.2015).
11. Трансдисциплинарность для Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] // Сайт института трансдисциплинарных технологий. - Режим доступа : http://www.anoitt.ru/minved/proekt_ekonom.php (дата обращения : 02.06.2015).