УДК 005.41 П.М. Гуреев Г.Я. Сороко
периоды особой чувствительности в развитии бизнес-систем
Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с определением чувствительности бизнес-систем к возмущениям различной природы, конкретизируется дефиниция «развитие», делаются выводы о наличии в жизненном цикле бизнес-систем периодов предрасположенности к негативным явлениям.
Ключевые слова: бизнес-система, устойчивость, развитие, теория развития бизнес-систем, эволюция, модель жизненного цикла организации, периоды особой чувствительности, трансдисциплинарный системный подход.
Pavel Gureev Grigory Soroko
periods particularly sensitive in the business systems development
Annotation. The problems associated with the definition of the sensitivity of business .systems to perturbations of a different nature are considered definition of «development» is specified, concludes that there is in the life cycle of business systems periods of susceptibility to negative consequences.
Keywords: business system, stability, development, theory of business systems development, evolution, life cycle model of organization, periods of special sensitivity, transdisciplinary system approach.
Представляется аксиомой утверждение о том, что для достижения бизнес-системой своей цели ее состояние должно быть максимально устойчивым [5]. Свойство устойчивости позволяет бизнес-системе противостоять различного рода возмущениям, участвовать в различных взаимодействиях и процессах, сохраняя при этом свое качество. Естественно, периоды устойчивого состояния на протяжении жизненного цикла бизнеса должны быть самыми длительными по календарной продолжительности и вероятность возникновения негативных событий в таких периодах должна быть минимальна.
Но это возможно лишь теоретически, так как в развитии любого бизнеса возникают периоды, в течение которых происходят негативные события, возникающие по различным причинам. Например, это могут быть проблемы с производством или продажей продукции, конфликты в коллективе, внезапные проверки контролирующих организаций и т.п. Влияние этих негативных событий иногда так значительно, что может поставить под угрозу само существование бизнеса. Таким образом, «период устойчивого состояния ... по объективным причинам, прерывается периодами, в которых эта стабильность может нарушаться. В эти периоды состояние объекта становится максимально нестабильным (неустойчивым). Именно нестабильность (неустойчивость) является причиной, которая формирует у объекта предрасположенность к негативным событиям» [8].
«Считается, что такие периоды предсказать невозможно ., их появление объясняют, как правило, непредвиденным стечением обстоятельств» [13]. Данные периоды развития систем принято называть периодами особой чувствительности (далее - ПОЧ) или сенситивными периодами - критическими периодами повышенной чувствительности к определенного рода воздействиям [20].
Представляется необходимым, прежде чем продолжить наши рассуждения о периодах развития бизнес-систем, более четко определиться с дефинициями «развитие» и «развитие организации», которые трактуются различными авторами с разных позиций и вследствие чего возникают определенные трудности, так как нет четкой определенности, что понимать под термином «развитием» и что такое «развитие организации».
Приведем несколько определений дефиниции «развитие»:
© Гуреев П.М., Сороко Г.Я., 2015
— развитие - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому [18];
— развитие — высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Всякое развитие характеризуется специфическими объектами, структурой (механизмом), источником, формами и направленностью [14];
— развитие - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведении и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов [15];
— развитие — процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [1].
Как видно из приведенных выше определений, четкого и однозначно понимаемого определения понятия «развитие» следовательно, нет и однозначного понимания дефиниции «развитие организации». Кроме этого, как отмечает Н.П. Масленникова, сложность определения понятия «развитие организации» во многом обусловлена и противоречивыми взглядами на цели развития организации сторонников различных организационных теорий [7].
Современные теории развития бизнес-систем, в зависимости от подхода авторов, можно разделить на структурные и эволюционные.
Структурные теории, базирующиеся на теориях развития общества Дж. Мэдисона, М. Вебера и К. Маркса, рассматривают развитие как некую структурную дифференциацию и динамику внутренних свойств бизнес-системы, а также результаты взаимодействия бизнес-системы с внешней средой. Следовательно, развитие рассматривается адептами данных теорий как трансформация бизнес-системы.
Эволюционные теории акцентируют внимание на закономерностях и движущих силах развития, т.е. на выявлении закономерностей процесса развития бизнес-систем с целью управления этим процессом. Следовательно, эволюционные теории пытаются решить задачи познания закономерностей эволюции, причин и механизмов преобразования бизнес-системы на всех уровнях ее организации и «фокусируются на изменениях организации во времени, характеристиках организации на различных этапах развития» [13].
«В научной литературе стало уже общеизвестным утверждение, что термин «эволюционный» используется для характеристики класса теорий, моделей или доказательств, которые обладают рядом специфических свойств и прежде всего - нацеленностью на объяснение изменения чего-либо во времени, анализ того, почему что-либо является тем, чем оно является и как оно стало таким, каковым является в данный момент времени» [6].
Эволюция - «процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественный изменения» [16]. В общем виде дефиниция «эволюция» (от лат. Еуо1ийо — развертывание) связана с представлениями о разворачивании неких внутренних источников во времени и пространстве, обусловливающих протекание тех или иных процессов, причем данные процессы являются причинами возникновения различных явлений природы и общества. Таким образом, категория «эволюция» по своей природе трансдисциплинарна, так как определяет основу человеческого познания путем поиска причин явлений, как окружающего мира, так и внутри мира. Этимология слова «эволюция» предопределяет его взаимосвязь с «представлениями о циклическом характере изменений, непрямолинейном ходе эволюционных процессов и многократном возвращении в новом качестве к предшествующим состояниям эволюционирующих объектов» [6]. При этом надо иметь в виду, что эволюционный процесс в бизнес-системе может протекать как по восходящей, так и по нисходящей линии, т.е. может включать в себя кризисные явления и даже прекращение существования биз-
нес-системы. В таком понимании категория «эволюция» максимально сближается с категорией «развитие», так как только реализация потенции, заложенной при создании бизнес-системы, может обеспечить ее развитие на протяжении жизненного цикла. Следовательно, развитие является формой эволюции бизнес-системы, обеспечивающей ее прогресс, предполагающий совершенствование структурно-функциональных свойств бизнес-системы.
Существует как минимум 10 моделей жизненного цикла организации, созданных в разное время. Краткие характеристики данных моделей приведены в таблице 1.
Таблица 1
Краткие характеристики моделей жизненного цикла организации
Автор модели Наименование модели Год Содержание модели
А. Даун Движущие силы роста 1967 — Стадии жизненного цикла: — Борьба за автономию — возникает до формального рождения или сразу же после него, характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания» — Стремительный рост — включает быстрое расширение с элементами инновационности и креативность — Замедление — уточнение и формализация правил и процедур
Г. Липпитт, У. Шмидт Управленческое участие 1967 — Стадии жизненного цикла: — Рождение — создание управленческих систем и достижение жизнеспособности — Юность — развитие устойчивости и репутации — Зрелость — достижение уникальности и способности к приспособлению в изменяющихся областях работы
Б. Скотт Стратегия и структура 1971 — Модель описывает три отдельных типа организаций, которые следуют в исторической последовательности: фирмы развиваются от неформальной до формализованной бюрократии и затем до разнообразных промышленных конгломератов
Л. Грейнер Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции 1972 — Будущее организации определено ее организационной историей в большей степени, чем внешними силами. Жизнь организации состоит в продвижении компании через стадии, где каждый эволюционный период создает его собственную революцию
У. Торберт Ментальность членов организации 1974 — Развитие происходит от индивидуальности и диффузно-сти групп к чувству принадлежности и причастности к коллективу
Ф. Лиден Функциональные проблемы 1975 — На стадиях развития организации имеют различные функциональные проблемы: — адаптация к окружающей среде; — приобретение ресурсов; — достижение целей; — поддержка образцов поведения
Окончание таблицы 1
Автор модели Наименование модели Год Содержание модели
Д. Кац Р. Кан Организацио нная структура 1978 - Основных стадии развития: - Стадия простых систем - Устойчивая стадия организации - Стадия разработки структур - Главные предпосылки успеха организации отыскиваются не внутри, а вне ее
И. Адизес Теория жизненных циклов организации 1979 - Процесс организационного развития представляется как естественный, поэтапный и запрограммированный, предусматривающий неизбежное и поэтапное прохождение организацией в ходе развития ряда обязательных фаз (стадий). В концепции указывается на невозможность перепрыгивания через указанные фазы
Дж. Кимберли Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой 1979 - Основные стадии развития: - Выстраивание ресурсов и формирование будущей идеологии - Выбор «главных схем перемещения», найм персонала - Формирование организационной идентичности - Организация становится более консервативной и предсказуемой в ответ на давление внешней среды
Р. Куинн К. Камерон Интегративная модель 1983 Основной акцент в выделении четырех стадий развития делается на эффективности деятельности организации и критериях ее развития на различных стадиях
Даже поверхностный анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что существуют различные мнения о механизме развития бизнес-системы, отсутствуют общепринятые представления о структуре, источниках и формах изменений. «Результатом является эффект «Вавилонской башни», когда различные аспекты развития рассматриваются с разных точек зрения и с разных оснований, и в результате перенести эти классификации в практику представляется сложной задачей. Это связано еще и с тем, что ни одним из авторов моделей не было проведено полноценного и долгосрочного экспериментального исследования для подтверждения валидности предложенных моделей» [12]. При этом общими для всех подходов являются:
- смысл, отражающий сущность развития: «Развитие - это высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому» [14];
- наличие стадий жизненного цикла организации и закономерных последовательностей сменяющих друг друга этапов, каждый из которых является следствием предыдущего [19].
- по мере развития предприятия его структура меняется, превращаясь из изначально простой и плоской во все более разветвленную и многоуровневую [3].
К началу 80-х г. ХХ в. в науке и обществе возникло понимание того, что для решения сложных многофакторных проблем развития экономики не достаточно использовать дидисциплинарные и полидисциплинарные подходы, «так как сложные многофакторные проблемы в рамках междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов почти всегда «рассыпаются» на дисциплинарные составляющие, вследствие чего проблемы стало легче формулировать, но почти невозможно эффективно решать» [8]. Возник трансдисциплинарный системный подход, дающий возможность разрабатывать новые методы управления сложными социальными и техногенными объектами, в том
числе и социально-экономическими системами.
Применение трансдисциплинарного системного подхода позволило разработать модель жизненного цикла бизнес-системы, учитывающую внутренний потенциал первоначальной бизнес-идеи, реальную календарную продолжительность жизненного цикла бизнес-системы и позволяющую рассчитывать показатели, отражающие состояние бизнес-системы. При этом существует понимание того, что:
— для тактического управления развитием бизнес-системой требуются реальные показатели бизнеса;
— для стратегического управления развитием бизнес-системой требуются нормативные показатели бизнеса, т.е. такие показатели, которые не меняются в процессе развития бизнеса.
С точки зрения трансдисциплинарного системного подхода, к реальным показателям состояния бизнес-системы относятся такие категории, как «зарождение», «рост», «зрелость», «старение», «спад» и «смерть», так как они только иллюстрируют текущее состояние бизнеса и не являются обязательными периодами развития бизнес-системы. Действительно, у «удачливых бизнесменов бизнес «не стареет и умирает», а «динамично преобразуется» в соответствии с его нормативными параметрами и индивидуальными особенностями» [9].
К нормативным показателям развития относят:
— календарную продолжительность жизненного цикла бизнес-системы;
— продолжительность консервативного (количественного) и новаторского (качественного) этапов развития бизнес-системы;
— критические точки развития бизнес-системы;
— основные периоды развития бизнес-системы;
— контрольные точки развития бизнес-системы;
— календарные сроки этапов, периодов, критических и контрольных точек развития бизнес-системы.
Нормативные показатели развития бизнес-системы имеют особое значение для определения параметров эталонной (нормативной) модели жизненного цикла бизнес-системы, главное предназначение которой состоит в определении:
1) нормативного календарного срока развития бизнеса (периода полного преобразования состояния бизнес-системы);
2) общей продолжительности жизненного цикла бизнеса, которая бывает заданная и произвольная, исходя из целей создателя первоначальной бизнес идеи.
В практике трансдисциплинарных исследований данная модель получила название «Трансдисциплинарная Инновационная Карта», или «нормативная модель преобразования первоначальной бизнес-идеи бизнеса» [17]. Основой нормативной модели служит темпоральная единица порядка [10]. Полный период преобразования состояния бизнес-системы включает количественный и качественный этапы, которые взаимно дополняют и взаимно обуславливают друг друга. Проведенные исследования показали, что для определения признаков инноваций можно воспользоваться классификацией инноваций, предложенной Ф. Валентой [2]. Данная классификация, «основанная на степени радикальности или интенсивности инновационных изменений, в полной мере отвечает трансдисциплинарной методологии» [4]. Декомпозиция основных параметров нормативной модели развития бизнес-системы показана на рисунке 1.
Рис. 1. Декомпозиция параметров нормативной модели развития бизнес-системы
В заключении необходимо отметить, что для того чтобы бизнес-система выполнила задачи, поставленные перед ней, необходимо поддерживать ее устойчивое (стабильное) состояние. Устойчивость позволяет бизнес-системе противодействовать и противостоять возмущениям, различной природы и дает возможность активно и продуктивно функционировать. То есть, если бизнес-система находится в устойчивом состоянии в течение какого-то периода времени, то вероятность воздействия негативных событий на бизнес-систему в таких периодах сводится к минимуму. В реальной жизни состояния бизнес-системы и окружающей среды, как правило, отличаются от нормативных значений. Следствием этого является потеря бизнес-системой устойчивого состояния, что ведет к формированию предрасположенности к негативным событиям. Прогнозирование возможности возникновения этих событий, т.е. определение ПОЧ, может в значительно степени поднять эффективность менеджмента организации, так как «кто предупрежден, тот и вооружен»; в то же время полная информация о ПОЧ дает возможность своевременно разработать и предпринять необходимые профилактические меры для предотвращения возникновения негативных ситуаций.
Библиографический список
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — 5-е изд. доп. и перераб. - М. : 2002. — 1280 с.
2. Валента, Ф. Управление инновациями / Ф. Валента. — М. : Прогресс, 1985.
3. Глазл, Ф. Динамичное развитие предприятия / Ф. Глазл, Б. Ливерхуд. — Калуга : Духовное познание, 2000.
4. Гуреев, П. М. Основы методологии исследования темпоральности инноваций : монография / П. М. Гуреев. - М. : ГУУ, 2013. - 166 с.
5. Гуреев, П. М. Устойчивость системы управления производством (организационно-экономический аспект) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Павел Михайлович Гуреев. — М. : МИУ, 1988. — 18 с.
6. Зоидов, К. Х. Эволюционный подход и его значение для развития экономической науки в постсоветских странах / К. Х. Зоидов // Экономика и математические методы. — 2009. — Т. 45. — № 2. —С. 96-112.
7. Масленникова, Н. П. Цели развития организаций через призму управленческих теорий / Н. П. Масленникова // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 6. - С. 37—43.
8. Мокий, В.С. Особые периоды времени [Электронный ресурс] / В. С. Мокий // QSec : Вопросы Безопасности. - Режим доступа : http://www.qsec.ru/public/osobye-periody-vremeni (дата обращения : 17.07.2015).
9. Мокий, В. С. Трансдисциплинарный аспект стратегического планирования и управления бизнесом [Электронный ресурс] / В. С. Мокий, Е. А. Кухновец. - Режим доступа: http://www.anoitt.ru/cabdir/ materials_ru.php (дата обращения : 17.07.2015).
10. Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для вузов / М. С Мокий // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №1-1. - С. 115.
11. Мокий, М. С. Трансдисциплинарная методология в планировании и прогнозировании развития экономических систем / М. С. Мокий, П. М. Гуреев // Молодая наука России - экономика, управление, право, социология и педагогика : сб. науч. трудов. - Волгоград : Волгоградское научное издательство, 2012. -С. 56—69.
12. Моргунов, Е.Б. Модели жизненного цикла организации [Электронный ресурс] / Е. Б. Моргунов. - Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/ (дата обращения : 17.07.2015).
13. Николаев, И. Г. Организационные системы: теория и практика управления [Электронный ресурс] / И. Г. Николаев // Проблемы современной экономики. — 2006. —№ 1/2 (17/18). — Режим доступа : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=964 (дата обращения : 17.07.2015).
14. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.terme.ru/ dictionary/879/word/razvitie (дата обращения : 17.07.2015).
15. Новейший философский словарь [Электронный ресурс] / Сост. А. А. Грицанов. — Режим доступа : http://www.terme.ru/dictionary/175/word/razvitie (дата обращения : 17.07.2015).
16. Толковый словарь русского языка Ожегова [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.ozhegov.org/words/40491.shtml (дата обращения : 17.07.2015).
17. Трансдисциплинарность для Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.anoitt.ru/minved/proekt_ekonom.php (дата обращения : 17.07.2015).
18. Философия [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ (дата обращения : 17.07.2015).
19. Широкова, Г. В. Жизненный цикл организации : эмпирические исследования и теоретические подходы / Г. В. Широкова // Российский журнал менеджмента. - 2007. - Т.5. - №. 3. - С. 85-90.
20. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://psychology_pedagogy.academic.ru/ (дата обращения : 17.07.2015).