Научная статья на тему 'Трансакционные издержки на российском рынке страхования'

Трансакционные издержки на российском рынке страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансакционные издержки на российском рынке страхования»

АА- Кочетков

соискатель кафедры «Экономическая теория»

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ

^-гуроблемами трансакционных издержек в современной рыночной эко-

J ^ номике занимались такие видные ученые, как Р. Коуз, Д. Норт, Г. Беккер и др. Они рассматривали издержки в целом, не останавливаясь на выделении отдельных секторов экономики. Что же касается рынка страхования, то исследование и определение на нем трансакционных издержек представляется чрезвычайно важным для дальнейшего его развития.

Трансакционные издержки являются центральным понятием неоинсти-туциональной экономики, поэтому, прежде чем перейти к непосредственному анализу издержек на рынке страхования России, необходимо охарактеризовать несколько общих понятий из теории институционализма.

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в т.ч. использованием рыночных механизмов). В них выделяют:

— издержки сбора и обработки информации;

— издержки проведения переговоров и принятия решений;

— издержки контроля;

— юридической защиты выполнения контракта*.

Рональд Коуз, проводя мысленный эксперимент, описывающий экономику без трансакционных издержек, показал, что в таком случае действие социальных институтов становится неважным (соответственно, неважными становятся экономические формации), так как люди могут без затрат договориться о любом выгодном решении.

Издержки трансакций состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению. На рынке страхования имеются в виду издержки на оценку страховых продуктов (страховых услуг), которые стремятся приобрести фирмы или до-

* Dalman C. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economics 22.

№ 1. April 1979. P. 148.

150

машние хозяйства (потенциальные страхователи). В качестве обеспечения прав и принуждения на страховом рынке можно выделить издержки, связанные с разработкой и внедрением страхового законодательства, а также с действиями соответствующих органов законодательной и исполнительной власти, регулирующих деятельность страховых компаний.

Надо подчеркнуть, что издержки трансакции состоят из суммы издержек оценки и издержек обеспечения соблюдения условий трансакции. Для модели Вальраса можно допустить отсутствие издержек контроля за выполнением соглашений, поскольку благо, обладающее только одним свойством, обменивается мгновенно и проблемы условий обмена тривиальны. Это справедливо, если речь идет о «простых» страховых услугах, которые потребляются наряду с другими услугами, например банковскими.

Однако проблемы становятся более сложными, если учесть издержки получения информации и, в частности, оценки. Так как неизвестны все свойства товара или услуги и все характеристики деятельности агентов (посредников), необходимо затрачивать ресурсы для оценки и контроля этих свойств и характеристик, что порождает дополнительные затраты, связанные с соблюдением условий трансакций.

Важным вопросом является определение субъекта, обеспечивающего соблюдение условий. Самый простой пример — это отношения между владельцем страховой компании и рядовым сотрудником этой компании. Между ними существует неявно выраженное «соглашение»: чтобы получить максимум отдачи, владелец должен тратить ресурсы для контроля и оценки производимой сотрудником работы и продуманно применять поощрения и наказания в зависимости от результатов его труда. Ввиду возрастающих предельных издержек осуществления оценки и контроля владельцу невыгодно устанавливать полный контроль за работой сотрудника, и он будет его контролировать только до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с дополнительным предельным доходом от контроля за сотрудником, то есть сотрудник приобретает некоторые права собственности по отношению к своему труду. Иными словами, владельцы страховых компаний могут увеличить ценность своей собственности, предоставив сотрудникам некоторые права в обмен на те результаты труда, которые составляют наибольшую ценность. Следовательно, сотрудники в некоторой степени тоже становятся собственниками.

На самом деле пример с владельцем страховой компании и сотрудником относится к числу «крайних» ситуаций. Следует отметить, что вопреки стандартной неоклассической модели, согласно которой вознаграждение сотрудника равняется стоимости его предельного продукта и не влечет «трений» в отношениях между работодателем и работником, практика показывает, что

151

вознаграждение равно стоимости его предельного продукта минус издержки контроля за его трудом*.

В приведенном выше примере (отношения владельца страховой компании и сотрудника) присутствовало понятие прав собственности; во всех исследованиях по проблеме «владелец — сотрудник» и проблемам осуществления контроля теоретические выводы базируются на допущении, что владелец имеет власть, достаточную для подчинения себе сотрудника и тем самым соблюдения условий соглашения.

Соблюдение условий соглашения может вытекать и из опасения ответных действий второй стороны. Оно может быть также следствием убеждений и кодексов поведения участников соглашения, социальных санкций или принуждения с третьей стороны (государства).

Рассмотрим подробнее права собственности на страховом рынке.

Права собственности — это права, которые субъекты страхового рынка относят к своему труду, к страховым товарам и услугам, находящимся в их владении. Отнесение прав собственности к объектам собственности — это функция юридических норм, организационных форм, методов правового контроля и норм поведения, иными словами — институциональной системы. Поскольку при любой структуре прав собственности на страховом рынке трансакционные издержки больше нуля, то определение прав и контроль за их соблюдением никогда не бывает полным; определенные блага и имущество находятся в собственности у страховых компаний, и индивидам пришлось бы нести расходы, если бы они захотели взять эти блага в свою собственность.

Поскольку с течением времени издержки осуществления трансакций претерпевали существенные изменения и столь же существенно эти издержки сегодня отличаются на страховых рынках разных стран, то очень велики и различия в пропорциях соотношения между юридической защитой прав, индивидуальными попытками присвоить себе некоторые права и индивидуальными усилиями по защите собственных прав. Достаточно сравнить те права собственности, которые существовали в России в эпоху плановой экономики (когда эти права узурпировало государство), с теми правами собственности, которые появляются у субъектов страхового рынка в рыночной экономике. То есть юридическая структура определяет и защищает большую часть прав, и наиболее ценные права постепенно распределяются среди субъектов экономики

* В известной статье Иенсена и Меклинга (Jensen M., Meckling W. Rights and production functions: an application to labor-managed firms and co-determination // Journal of Business. 1979. V. 52, No. 4.) подробно рассматриваются издержки, связанные с контролем за агентом и недопущением уклонения агента от своих обязанностей.

152

с помощью традиционных норм поведения. Источник различий — разная институциональная структура.

Разберем несколько типов «отношений», которые могут возникать на страховом рынке.

В случае страхового рынка под персонифицированными отношениями будем понимать отношения между страховщиками и страхователями, которые как бы «знают друг друга» и в определенной степени доверяют друг другу. Такой обмен отличается повторяемостью, культурной гомогенностью и отсутствием контроля и принуждения со стороны третьих лиц. В этих условиях трансакционные издержки невысоки, но зато трансформационные издержки были бы велики ввиду того, что специализация и разделение труда находятся в зачаточном состоянии. Для такого типа обмена характерны небольшие экономические или торговые общности*.

По мере роста объема и масштабов экономического обмена стороны пытались установить более устойчивые связи с клиентами или персонифицировать обмен. Но чем разнообразнее становился обмен, чем больше происходило актов обмена, тем более сложные соглашения требовались между сторонами и тем труднее было их заключать. Поэтому стал развиваться второй тип обмена — неперсонифицированный. Ограничения, которые испытывали участники такого обмена, возникали из наличия кровных связей, торговых кодексов поведения или залогов. Подобный обмен часто происходил в рамках определенных предписаний, которые и служили ограничением для партнеров.

На таких «институциональных конструкциях» происходило раннее развитие обмена между партнерами, разделенными большими расстояниями и культурными различиями. Эти конструкции позволяли расширять рынок и реализовывать выгоды более сложного производства и обмена, выходящего за рамки небольших географических единиц. На начальных этапах развития эти институты привели к повышению роли государства и принятию торговых кодексов по мере расширения возможностей для получения дохода от таких операций. Однако в этих условиях роль государства отличалась двойственностью — источником защиты и обеспечения прав собственности оно бывало столь же часто, как и источником опасности и высоких трансакционных издержек.

Третья форма — это неперсонифицированный обмен с контролем, осуществляемый третьей стороной. Эта форма обмена имела важное значение для становления современных экономических систем, отличающихся сложными контрактными отношениями. Обеспечение третьей стороной условий соглаше-

* Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.

М.: Начала, 1997. С. 54.

153

ния никогда не бывает идеальным и совершенным, поэтому участникам обмена все равно приходится тратить значительные ресурсы, чтобы установить надежные партнерские отношения.

На начальном этапе становления страхового рынка в России были характерны персонифицированные отношения между страховщиками и страхователями, так как клиенты просто не доверяли страховым институтам. Банки создавали собственные страховые компании и полностью контролировали их деятельность. Однако развитие рынка привело, как уже отмечалось, к усложнению структуры обмена между его участниками, и сейчас на страховом рынке России доминирует неперсонифицированный обмен с контролем.

Нужно сказать, что трансакционные издержки могут быть снижены путем развития технологий. Например, использование страховыми компаниями капиталоемких технологий, в частности Интернет-технологий, дает возможность снизить спрос на высококвалифицированных специалистов, сконцентрировав их в центральном офисе, где они могут выполнять свои функции в т.ч. для филиалов, используя iT—технологии. Это вытесняет также неквалифицирован -ный труд сотрудников путем автоматизации рутинных операций.

На российском страховом рынке до настоящего времени существует ряд мелких страховых компаний с небольшим штатом (до 70 чел.), которые продают стандартные страховые услуги. У таких компаний персонал не отличается высокой квалификацией. Логика развития страхового рынка дает неблагоприятный прогноз их существованию.

C другой стороны, крупные страховые компании, такие как «Ингосстрах», «Ресо-гарантия», «Национальная страховая гарантия», располагают специалистами достаточно высокого уровня. Их издержки могут покрываться тем, что эти компании владеют значительной долей рынка и брэндом.

Нельзя не коснуться темы неформальных ограничений на рынке страхования.

Во всех обществах — от самых примитивных до самых развитых — люди понимали необходимость различных ограничений, которые позволяли им регулировать отношения с окружающими. При неполноте информации и недостаточной способности производить необходимые расчеты эти ограничения снижают, если можно так выразиться, трансакционные издержки взаимопонимания между людьми. Неписаные законы пронизывают наше общество и не всегда поддаются логическому объяснению. В их основе лежат условности и неформальные ограничения.

По нашим оценкам, в некоторых случаях на страховом рынке России неформальные правила играют даже большую роль, чем формальные. Это отнюдь

154

не означает, что перестало действовать законодательство в области бухгалтерского учета или налогов. Поясним эту мысль на примере.

На страховых рынках Европы уже сложилась определенная практика страхования, сложились обычаи страхового рынка, нет недоверия фирм и домашних хозяйств к страхованию. Неформальные правила во Франции, Англии и Италии лишь дополняют формальные законы, упрощая их исполнение.

Ситуация «недоверия» к страхованию повышает общие трансакционные издержки. Индивиды для обеспечения своих прав будут тратить значительные средства, чтобы «разузнать» о деятельности страховых компаний, о скрытых прецедентах и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что неформальные ограничения на страховом рынке являются способом снижения трансакционных издержек.

Перейдем теперь к теме формальных ограничений. Формальные правила на рынке страхования включают политические, юридические правила и контракты. Характер правил — от конституций до законодательных актов. Политические правила определяют иерархическую структуру общества, юридические устанавливают права собственности, контракты же содержат условия конкретного соглашения или обмена.

Применительно к страховому рынку это политика в области страхования, предпринимаемая государством, законодательные акты, которые непосредственно регулируют деятельность страховых компаний, а также органы надзора за страховщиками.

На развитых страховых рынках государство обеспечивает эффективное выполнение законов и страховых обычаев. Обойти «формальные законы» практически нельзя. Невозможно страховой компании намеренно уходить от налогов, использовать «серые схемы» и т.д. Страховое законодательство России, к сожалению, имеет серьезные недостатки, и это позволяет страховым компаниям перекачивать средства в оффшорные зоны.

Таким образом, формальные законы лишь увеличивают трансакционные издержки на рынке страхования.

Контроль за соблюдением контрактов. На развитых страховых рынках Европы и Америки существует оговорка «гарантия юридической защиты», которая является неотъемлемой частью договора страхования*. Поэтому фирма или домашнее хозяйство уже защищено. В случае если страховая компания откажется платить возмещение, страхователь совершенно бесплатно для себя наймет адвоката. На страховом рынке России даже если судебное решение бу-

* Cerveau B. et Thibondeau D. L'Assurance de protection juridique. Paris: Ed. L'Argus. 1995.

155

дет в пользу страхователя, то ему придется не только ожидать его несколько лет, но и тратить значительные суммы на «эффективных юристов». Также надо принять во внимание слабость судебной системы. Все это повышает трансакционные издержки на российском рынке страхования.

В научной литературе существуют различные классификации трансакционных издержек в рыночной экономике, однако ни одна из них не позволяет раскрыть их в полной мере, поэтому мы сочли возможным предложить свой вариант классификации (табл. 1).

Табл. 1. Трансакционные издержки, характерные для современной страховой компании

Издержки, возникающие внутри страховой компании (внутрифирменные) Издержки, возникающие при взаимодействии страховой компании с другими субъектами рынка страхования

Издержки, связанные с «конфликтом интересов» в страховой компании: - с конфликтом акционеров; - с конфликтом менеджеров; - с конфликтами персонала Издержки, связанные с невыполнением контрактов: - нарушение пунктов договора; - невыплата страховых возмещений; - расходы на адвоката; - издержки на оказание дополнительных страховых услуг

Издержки: - по внедрению технологий обработки и расшифровки экономической информации; - по внедрению собственных коммуникационных сетей; - по внедрению новых программных продуктов и программного обеспечения; - по архивации данных; - по ведению баз данных клиентов Издержки по информационному обслуживанию клиентов: - по информационному обслуживанию фирм; - по информационному обслуживанию домашних хозяйств

Издержки: - по дополнительному открытию филиалов страховых компаний в связи с развитием отдельных секторов страхования, например ОСАГО; - по дополнительному созданию отделов андеррайтинга Издержки, связанные с проведением: - рекламной компании в СМИ; - выставок, презентаций страховых продуктов

Издержки по созданию служб и отделов, отвечающих за продвижение страховых услуг Издержки аренды новых офисов

Попробуем обобщить трансакционные издержки, которые страховая компания непосредственно «оплачивает» другим участникам страхового рынка:

— издержки поиска, приобретения и архивации информации (информационно-справочное, консультационное обслуживание, маркетинговые исследования);

156

— издержки приобретения и закрепления прав собственности (учреждение и регистрация страховых предприятий, получение лицензий на отдельные виды страховой деятельности, например страхование жизни, заключение дополнительных страховых контрактов, выписка страховых полисов);

— издержки защиты прав собственности субъектов страховых отношений (юридические услуги, судебные издержки).

Ко второй группе можно отнести трансакционные издержки, которые страховая фирма не оплачивает субъектам страхового рынка:

— издержки использования неверной или ложной информации, ведущие к серьезному убытку или потере части вложенных активов;

— ухудшение отношения клиентов к страховой компании вследствие снижения ее рейтинга;

— падение спроса на страховые услуги в отдельных секторах страхования вследствие изменения конъюнктуры рынка.

Опосредованно они могут быть выражены в виде убытков, потерь, упущенных выгод, штрафов, пеней и т.д.

Трансакционные издержки можно также разделить на издержки менеджмента страховой компании (это издержки доступа к ресурсам и правам собственности, оппортунистического поведения, спецификации и защиты прав собственности), а также общие издержки деятельности страховой компании (поиск информации, ведение переговоров и заключение сделок, осуществление расчетов).

Если рассмотреть издержки первой и второй группы, можно прийти к заключению, что предложенная классификация соответствует разделению трансакционных издержек по критерию их влияния на результаты хозяйственной деятельности фирмы.

К факторам, способствующим росту трансакционных издержек на российском рынке страхования, можно отнести:

— административно-бюрократическую систему создания, лицензирования страховых компаний, а также сбора и подачи документов при получении страхового возмещения;

— низкий уровень доверия к обязательствам страховых компаний;

— неустойчивое денежное обращение и валютный курс, сказывающийся на обесценении активов страховщиков;

— высокая стоимость экономической информации;

157

— неразвитость инфраструктуры в экономике в целом (например, связь, транспорт, информация в различных регионах страны);

— слабость в обеспечении прав собственности и отсутствие «детального» страхового законодательства, которое позволило бы повысить ответственность страховщика; отсутствие гарантий юридической защиты страхователей;

— неэффективная государственная политика в области страхования ( в том числе при развитии долгосрочных видов страхования).

Можно также выделить факторы, способствующие снижению трансакционных издержек страховой фирмы:

— дальнейшее развитие информационных и Интернет-технологий (которые позволили бы осуществлять непосредственное общение в режиме он-лайн клиент—страховщик);

— замена бумажных страховых полисов и перестраховочных слипов на электронные, а также внедрение «электронных договоров» и «электронных подписей»;

— усиление инновационной деятельности страховых компаний, проявляющейся в нахождении более совершенных приемов и методов работы с клиентами;

— формирование высокого уровня доверия к страховой компании и повышение ее рейтинга за счет быстрых выплат страховых возмещений, а также снижения «бумажной работы» при заключении договора страхования;

— обоснованное снижение страховых тарифов (если это допустимо с точки зрения актуарных расчетов).

Проведенные исследования позволяют нам предложить систему мер по минимизации трансакционных издержек фирмы в современной экономике (см. приводимую ниже табл. 2).

Анализ трансакционных издержек на страховом рынке показал, что их структура и динамика достаточно сложны, что тормозит развитие страховой отрасли. Вследствие этого оптимизация трансакционных издержек является, по сути, одним из важнейших шагов в развитии отечественного страхового рынка.

Проблема трансакционных издержек приобретает также особое значение в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО и дальнейшей либерализацией рынка страхования.

158

Табл. 2. Способы минимизации трансакционных издержек страховой компании в современной экономике

Социально -экономическая сфера

Развитие рыночной инфраструктуры Создание информационно-консультативных служб в области страхования; Создание независимых организаций по определению качества страховых услуг и контроля за деятельностью страховых компаний

Информатизация деятельности страховых компаний Распространение общедоступной информации по страхованию; создание единого центра по страховым событиям; переход к электронному документообороту; защита информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание институтов саморегулирования Проведение независимых экспертиз в области страхования; распространение информации; внесудебное разрешение споров хозяйствующих субъектов; использование «третейских судов»

Повышение качества управления страховых компаний Создание вертикально интегрированных структур

Способы реализации страховых услуг Формирование рациональных продуктовых цепочек; использование системы электронной торговли

Институционально-правовая сфера

Повышение эффективности работы правоохранительной системы: арбитражных судов, нотариата, адвокатских коллегий и т. д.; обязательное участие ведущих страховых организаций России (Всероссийского союза страховщиков) Формирование эффективных механизмов апелляции в случае отказа от выплаты страхового возмещения; повышение координации действий контролирующих органов; сокращение времени ожидания между иском и судебным решением; оперативное судебное исполнение решения судов

Повышение эффективности административного управления Минимизация административных барьеров

Организационные меры: стандартизация методов измерения, учета и отчетности Составление кратких типовых страховых договоров, доступных для понимания клиентов; дифференциация контрактов в зависимости от частоты сделок, уровня неопределенности и специфичности активов

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.