Научная статья на тему 'Трансакционные издержки в страховании'

Трансакционные издержки в страховании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансакционные издержки в страховании»

СТРАХОВОЕ ДЕЛО

ТРАИСАКЦИОИИЫЕ ИЗДЕРЖКИ В СТРАХОВАНИИ

В.М. Непомилуев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории N.B. Володина

Волго-Вятская академия государственной службы

Категория трансакционных издержек, открытая Р. Коузом в 1937 г., занимает одно из ключевых мест в институциональной экономической теории.

Согласно наиболее общему определению, трансакционные издержки представляют собой «эквивалент трения в механических системах». К категории трансакционных относят любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов, с обменом собственности и защитой их правомочий [6, с. 133].

Трансакционные издержки участвуют в формировании стоимости товаров и услуг, оказывают существенное влияние на динамику микро- и макроэкономических показателей. Так, согласно расчетам, сделанным Дж. Уоллисом и Д. Нортом, доля трансакционного сектора в ВНП США за одно столетие с 1870 по 1970 г. возросла более чем в 2 раза с 26 до 55 % [6, с. 142].

В нашей стране проблема трансакционных издержек остается мало изученной. Пока нет научно обоснованных методик определения этого вида издержек. Отсутствуют также обоснованные рекомендации и нормативно-правовые инструменты, обеспечивающие их экономию.

Предметом нашего исследования являются трансакционные издержки в сфере страхования. Актуальность рассмотрения данного вопроса обусловлена, с одной стороны, важностью проблемы трансакционных издержек как таковых, с другой — высокими темпами их роста в страховом бизнесе. Так, в страховом акционерном обществе «Росгосстрах Нижний Новгород» совокупные расходы за 2000-2002 гг. увеличились на 15,9 %. Такой темп роста присущ устойчиво развивающимся сегментам национальной экономики. В данной статье предпринята попытка выявить характерные черты и специфические особенности трансакционных издержек в страховании, определить их структурные элементы и параметры динамики, обосновать пути их снижения.

В нормативно-правовых актах, регламентирующих страховые отношения, нет четкого деления затрат на трансформационные и трансакционные.

Отсутствуют также и специальные работы по исследованию трансакционных затрат в страховании.

В соответствии с НК РФ (гл. 25), расходами страховщиков признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные ими при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Данные расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией; внереализационные расходы; расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности.

Основными статьями расходов страховой организации, связанными с производством и реализацией, в частности, являются:

— расходы на оплату труда, командировки, подготовку и переподготовку кадров;

— суммы начисленной амортизации на основные средства и нематериальные активы;

— арендные платежи за арендуемое имущество;

— расходы на содержание служебного автотранспорта;

— расходы на канцелярские товары;

— оплата юридических, информационных и консультационных услуг;

— расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской отчетности;

— расходы на публикацию бухгалтерской отчетности;

— представительские расходы и расходы на рекламу. Принтом представительские расходы в течение отчетного периода включаются в состав расходов в размере, не превышающем 4% от расходов страховой организации на оплату труда за этот период, а расходы на рекламу — в размере, не превышающем 1% выручки.

В состав внереализационных расходов страховщика включаются:

— расходы в виде процентов по долговым обязательствам;

— расходы на организацию выпуска ценных бумаг и их обслуживание;

— судебные расходы и арбитражные сборы;

ДАЙДЖЕСТ «ИНАВСЫ

8111В) - 20В4

— расходы на оплату услуг банков;

— расходы на проведение ежегодного собрания акционеров;

— расходы в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств.

К расходам стрфсовщика, понесенным при осуществлении страховой деятельности, относятся:

— суммы отчислений в страховые резервы;

— страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования;

— страховые взносы по рискам, переданным на перестрахование;

— вознаграждения, уплаченные по договорам перестрахования и сострахования;

— суммы процентов, уплаченных на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;

— возврат части страховых взносов в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора;

— вознаграждения за оказания услуг страховых посредников;

— расходы по оплате юридическим или физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью, в том числе услуг актуариев; медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья; детективных услуг, выполняемых организациями, имеющими лицензию на ведение указанной деятельности, связанных с установлением обоснованности страховых выплат; услуг специалистов, привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат; услуг по изготовлению страховых полисов, бланков строгой отчетности и иных подобных документов; услуг организаций по выполнению письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов; услуг организаций здравоохранения и других организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и иных документов; инкассаторских услуг.

Как видим, в приведенной структуре расходов страховщика нет четкого разграничения трансформационных и трансакционных затрат. Между тем, подобная классификация необходима для более детального анализа работы страховой организации и поиска путей повышения эффективности страховой деятельности. Следует подчеркнуть, что анализ трансакционных затрат включает не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на выполнение тех или иных процедур. Причем, именно эта составляющая часто бывает особенно велика.

Трансформационные издержки есть издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего получается продукт, который обладает определенной ценностью. В эти издержки входят не только издержки обработки материала, но и издержки, связанные с планированием и координацией процесса производства, если последний касается технологии, а не взаимоотношений людей [5].

В отличие от трансформационных издержек, трансакционные издержки не связаны с самим процессом создания потребительной стоимости. Они обеспечивают трансакцию. По определению А. Шаститко, «трансакция - обусловленное правилами и поддерживающими их механизмами взаимодействие людей по поводу отчуждения и присвоения прав собственности». Механизмы управления трансакциями — совокупность договоров между людьми по поводу способов кооперации и конкуренции их друг с другом [4, с. 24].

«Традиционная неоклассическая теория предполагает отсутствие трансакционных издержек, наличие полной информации и беспредельные возможности познания. Тем не менее, подобный подход оставляет слишком много «белых пятен», чтобы его можно было назвать законченной теорией», отмечает Д. Норт [3, с. 6].

Трансакционные издержки включают:

— издержки поиска информации;

— издержки ведения переговоров;

— издержки измерения качества товаров и услуг;

— издержки заключения контракта;

— издержки мониторинга и предупреждение оппортунизма (попытки уклонения от выполнения условий сделки);

— издержки спецификации и защиты прав собственности.

Правомерно ли считать эту классификацию трансакционных издержек завершенной? По мнению автора, для некоторых отраслей экономики, в частности, для страхового бизнеса этот перечень статей будет неполным. Поэтому мы считаем необходимым дополнить вышеприведенный список новыми видами трансакционных издержек: издержки убеждения и обучения, издержки на усвоение информации, процедурные издержки.

Издержки поиска информации в страховании являются существенным, едва ли не самым значимым видом издержек. Убедить потенциальных страхователей в необходимости страхования — сложная, требующая немалых затрат задача. Так как страховая услуга - это все-таки специфический, для многих россиян новый вид товара, то в состав трансакционных издержек в страховании необходимо включить издержки, связанные с организацией обучающих семинаров, разъяснительных курсов и школ.

Дй1ДЖЕС1ФМ1АНШ

ЧР

2004

Чтобы продвижение страхового продукта шло успешнее, страховщикам приходится много ездить по регионам, проводя разъяснительную работу, при этом расходуются значительные средства, экономическая природа которых аналогична природе трансакцион-ных издержек. Этим же вызвана необходимость регулярно печатать рекламные объявления в СМИ, распространять листовки, где доходчивым языком для простых людей объяснять важность страхования. Издержки убеждения и обучения, по мнению автора, следует включать в состав трансакционных.

Одной из важнейших задач, стоящих перед государством и страховщиками, является повышение страховой культуры населения. А для этого требуется менять не только формальные установления (нор-мативно-правовую базу), но и традиции и привычки россиян. Как известно, формальные институты реагируют на изменение внешней среды быстрее, чем неформальные, их изменение — результат практической деятельности людей. Наименее подвижны неформальные институты: исторические традиции, привычки, обычаи. Они, как известно, могут сохраняться не только десятилетиями, но и столетиями. При изменении страхового законодательства необходимо учитывать менталитет россиян и проводить мероприятия по повышению страховой культуры населения постепенно и ненавязчиво.

Справедливым будет отметить, что трансакци-онные издержки несет и страхователь. Это затраты страхователя на обучение, если семинары и курсы платные. Назовем этот вид затрат издержками на усвоение информации.

В состав трансакционных издержек страхователя входят также затраты на сбор различных документов, необходимых для подтверждения наступления страхового случая и затраты на ожидание страховых

выплат. Этот вид издержек страхователя, по мнению автора, следует назвать процедурными издержками.

Выделенные новые виды трансакционных издержек (издержки убеждения и обучения, издержки на усвоение информации, процедурные издержки) присущи не только страховому бизнесу. Они входят в состав трансакционных издержек при продвижении на рынке новых видов товаров и услуг в иных сферах деятельности. В современных условиях эти издержки приобретают универсальный характер, и, следовательно, возникает необходимость их учета и регулирования на государственном уровне.

Как известно, трансакционные издержки разделяют на издержки, возникающие до заключения контракта (издержки ex ante) и издержки, возникающие после заключения контракта (издержки expost).

С открытием новых видов трансакционных издержек возникает необходимость дополнить классификацию издержек ex ante и издержек ex post в страховании (табл. 1).

Приведенная классификация трансакционных издержек, возникающих у страховщиков и страхователей в процессе заключения и исполнения страховой сделки, необходима для совершенствования бухгалтерского и налогового учета, снижения затрат в страховом бизнесе.

Попытаемся установить удельный вес трансакционных издержек в страховании на примере страхового акционерного общества «Росгосстрах-Нижний Новгород» — одного из крупнейших страховщиков на Нижегородском страховом рынке. Это наиболее стабильный и динамично развивающийся финансовый институт (табл.2).

По данным таблицы, общая сумма расходов страховой компании увеличилась за три года на

Таблица 1

Классификация трансакционных издержек в страховании

Издержки ex ante Издержки ex post

Издержки поиска информации включают издержки в денежной форме и затраты времени на поиск информации о потенциальных страхователях и страховщиках (покупка специализированных изданий, звонки по объявлениям, транспортные расходы или обращение в брокерскую фирму, которая берет эти затраты на себя) Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма касаются психологических издержек и затрат времени на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение оппортунизма как со стороны страховщика, так и со стороны страхователя

Издержки убеждения и обучения связаны с денежными издержками и затратами времени страховщика на организацию обучающих семинаров, лекций, курсов и школ Процедурные издержки включают затраты времени и ресурсов страхователя на сбор документов, необходимых для подтверждения наступления страхового случая

Издержки усвоения информации включают затраты времени и ресурсов страхователя на обучение Издержки спецификации и защиты прав собственности включают затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных в ходе выполнения контракта прав (актуальны как для страхователя, так и для страховщика)

Издержки ведения переговоров включают затраты времени на ведение переговоров об условиях страховой сделки (могут быть переложены на страхового брокера и принять для страхователя денежную форму)

Издержки заключения контракта отражают затраты на юридическое оформление страховой сделки *

ДАШШ-ЫШСЫ

Ijjwiiaiïipi:^

Таблица 2

Динамика структуры расходов CAO «Росгосстрах-Нижний Новгород»

№ Вид расходов 2000 г. 2001 г. 2002 г. Темп роста 2002 Г./2000 г., %

1 Всего расходов, тыс. руб. 128 974,3 135 569,1 149 488,2 115,9

2 Выплата страховых сумм, тыс. руб. , 45 785,2 44 842,0 44 943,1 98,2

в % к общей сумме 35,5 33,1 30,1 84,8

3 Отчисления в резервы, тыс. руб. 18 989,2 19 375,5 19 769,6 104,1

• в % к общей сумме 14,7 14,3 13,2 89,8

4 Отчисления на предупредительные мероприятия, тыс. руб. 7 021,9 7 587,3 81 98,3 116,8

в % к общей сумме 5,4 5,6 5,5 101,8

5 Расходы на ведение дела, тыс. руб. 57 178,1 61 757,6 76 577,2 133,9

в % к общей сумме 44,3 45,6 51,2 115,6

. 15,9%. Это произошло, главным образом, за счет роста расходов на ведение дела. Удельный вес этой категории расходов увеличился с 44,3% в 2000 г. до 51,2% в 2002 г., их общая величина возросла за рассматриваемый период на 34%. Для сравнения отметим, что отчисления в резервы увеличились на 4,1 %, отчисления на предупредительные мероприятия на 16,8%. Размер выплат страховых сумм сократился за исследуемый период на 1,8%, их доля в общем*объеме расходов уменьшилась на 5,4% (в динамике на 15,2%).

По логике вещей, трансакционные издержки заключены в расходах на ведение дела. Рассмотрим укрупненную структуру этих расходов (табл.3).

Из табл. 3 видно, что почти по всем статьям затрат наблюдается рост. Особенно интенсивно увеличиваются расходы на оплату труда и прочие затраты. Темп роста расходов на оплату труда штатных работников в 2002 г. по сравнению с 2000 г. составил 140%. Однако, интересующие нас трансакционные издержки в этой таблице не просматриваются. Для анализа содержания и динамики каждой статьи необходима более детальная их классификация (табл.4).

Анализ детальной структуры расходов на ведение дела показывает увеличение расходов на оплату труда по всем статьям: рост должностных окладов в 2002 г. по сравнению с 2000 г. составил 131 %, рост выплат агентам за тот же период - 127 %, рост оплаты труда работникам несписочного состава - 135 %. Прочие затраты в целом увеличились на 42 %, при этом динамика структуры статей этой категории расходов была разная.

Так, хозяйственные расходы в 2002 г. увеличились по сравнению с 2000 г. на 53 %, расходы на рекламу на

156 %, операционные расходы на 75 %, в то же время уменьшились размеры командировочных расходов на 5%, расходы на подготовку кадров на 22 %.

Трансакционные издержки в той или иной мере заключены в ряде статей: в выплатах агентам, в оплате труда работников несписочного состава, в командировочных расходах, в расходах на рекламу, в представительских расходах. Очевидно так же, что эти статьи отражают часть трансформационных затрат, поэтому ни одна из них не может быть полностью отнесена к трансакционным. Коллизия может быть разрешена посредством введения категорий ус-ловно-трансакционных и условно-трансформационных издержек. Так, должностные оклады штатного персонала страховой компании отражают незначительную часть трансакционных издержек, поэтому мы относим их к условно-трансформационным.

Иной характер имеют выплаты агентам и работникам несписочного состава. Эти выплаты отражают в основном затраты рабочего времени на поиск информации о клиентах, на их убеждение, обучение, издержки ведения переговоров, заключение контрактов, предупреждение оппортунистического поведения в ходе заключения и исполнения страховой сделки. Эти издержки имеют преимущественно трансакционный характер, поэтому мы их относим к условно-трансакционным.

Командировочные расходы, на взгляд автора, нужно отнести к условно-трансакционным, так как эти расходы в основной своей части связаны с поездками страховых агентов по регионам для проведения разъяснительных семинаров и программ.

Таблица 3

Укрупненная структура расходов на ведение дела CAO «Росгосстрах-Нижний Новгород»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статьи расходов на ведение дела 2000 г., тыс. руб. Удельный вес, % 2002 г., тыс. руб. Удельный вес, % Темп роста 2002 Г./2000 г., %

1. Расходы на оплату труда штатных работников 16 962,7 29,8 23 775,5 31,1 140

2. Амортизация основных фондов 435,4 0,76 614,2 0,8 141

3. Амортизация нематериальных активов 13,5 0,2 6,9 0,01 51

4. Прочие затраты 5 851,2 10,2 8 335,2 10,9 142

ВСЕГО ... 57 178,1 100 76 577,1 100 134

ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

СТРАХОВОЕ ДЕЛО i 8IHBJ - 2004

Таблица 4

Детальная структура расходов на ведение дела CAO «Росгосстрах-Нижний Новгород»

Статьи расходов на ведение дела 2000 г., тыс. руб.. Удельный вес, % 2002 г., тыс. руб.. Удельный вес, % Темп роста 2002 Г./2000 г., %

1. Расходы на оплату труда штат, работников 16 962,7 29,8 23 775,5 31,1 140

1.1. Должностные оклады 8 244,5 14,4 10 839,4 14,2 131

1.2. Выплаты агентам 18 307,7 32,0 23 346,5 30,5 127

1.3. Оплата труда работников несписочного состава 177,7 0,31 240,2 0,31 135

1.4. Социальные отчисления 15 429,8 27 20 258,7 26,5 131

2. Амортизация основных фондов 435,4 0,76 614,2 0,8 141

3. Амортизация нематериальных активов 13,5 0,2 6,9 0,01 51

4. Прочие затраты 5 851,2 10,2 8 335,2 10,9 142

4.1. Хозяйственные 4 082,9 7,1 6 237,8 8,2 153

4.2. Командировочные 689,4 1,2 653,5 0,8 95

4.3. Реклама 304,2 0,5 779,2 1,0 256

4.4. Подготовка кадров 45,5 0,08 35,5 0,05 78

4.5. Представительские 6,7 0,01 - - -

4.6. Операционные 360,1 0,6 629,2 0,8 175

бланки 86,5 0,15 - - -

прочие услуги 255,7 0,5 268,4 0,4 105

4.7. Другие расходы 336,9 0,6 84,5 0,11 25

ВСЕГО... 57 178,1 100 76 577,1 100 134

Таблица 5

Классификация расходов на ведение дела CAO «Росгосстрах-Нижний Новгород» по данным работы за 2002 г.

Условно-трансформационные 2002 г., Условно-трансакционные 2002 г.,

расходы тыс. руб. расходы тыс. руб.

Должностные оклады 10 839,4 Выплаты агентам 23 346,5

Амортизация основных фондов 614,2 ' Оплата труда работникам несписочного состава 240,2

Амортизация нематериальных активов 6,9 Командировочные 653,5

Хозяйственные 6 237,8 Реклама 779,2

Подготовка кадров 35,5 Представительские -

Операционные 629,2

Всего ... 18 363,0 25 019,4

Удельный вес в общей сумме расходов 24,0 32,7

на ведение дела, %

Расходы на рекламу, по мнению автора, необходимо также отнести к условно-трансакционным издержкам, так как эти затраты связаны с продвижением страхового продукта на рынке и с повышением страховой культуры населения. Представительские расходы также относим к условно-трансакционным издержкам.

На основании изложенного считаем целесообразным применение следующей классификации расходов на ведение дела (табл.5).

Доля условно-трансакционных расходов в общей сумме расходов на ведение дела в 2002 г. составила 32,7 %, тогда как доля условно-трансформационных расходов — 24 %.

Рассмотрим динамику условно-трансформационных и условно-трансакционных расходов (табл.6).

Данные таблицы свидетельствуют о более интенсивном росте (39,3 %) условно-трансфор-мационных расходов. В то же время абсолютная

величина условно-трансакционных расходов превышает величину трансформационных на 47,8 % в 2000 г. и на 36,2 % в 2002 г.

При анализе условно-трансакционных затрат необходимо учитывать не только прямые денежные затраты, но и затраты времени на заключение контракта. Институционалисты (в частности О.И. Уильямсон) исходят из того, что трансакци-онные издержки — такая же существенная часть расходов фирмы, как и издержки производственные. Авторы разделяют эту точку зрения. Чем меньше суммарные издержки, тем больше экономическая прибыль фирмы.

Другой вопрос: должна ли фирма всегда стремиться к увеличению нормы и массы экономической прибыли за счет снижения трансакционных затрат? На наш взгляд, однозначный утвердительный ответ здесь неуместен. Фирма должна стремиться к повышению экономической прибыли и

ДАЙДЖЕСТЮШНСЫ

стрдховоьдрп

8; (116) - 2004

Таблица 6

Динамика условно-трансакционных издержек CAO «Росгосстрах-Нижний Новгород»

Вид расходов 2000 г. 2002 г. Темп роста 2002 Г./2000 г., %

Условно-трансформационные расходы 13 181,9 18 363,0 139,3

Условно-трансакционные расходы 19 485,7 25 019,4 128,4

Условно-трансакционные расходы к условно-трансформационным расходам, % 147,8 136,2 -

Таблица 7

1]рансакционные издержки страхователя на заключение и обеспечение одного страхового контракта

Тип издержек Денежные затраты, руб. Затраты времени, ч

Издержки поиска информации 100-1 000 20-40

Издержки усвоения информации 300-800 12-48

Издержки ведения переговоров - 2

Издержки заключения контракта - 1

Издержки мониторинга и предупреждения оппортунизма — 2 + психологические издержки

Процедурные издержки 200-1 000 60-100

Издержки спецификации и защиты прав собственности 400-500 50-500

Всего 1 000-3 300 147-693

конкурентоспособности не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Для обеспечения устойчивого роста нормы и массы экономической прибыли в долгосрочном периоде необходимо поддерживать оптимальный уровень издержек.

Трансакционные издержки, как отмечалось, несут и страхователи. Для определения этого вида издержек мы воспользовались оценками экспертов (страховых агентов) CAO «Росгосстрах» и Национальной страховой группы (табл.7).

Данные табл. 7 свидетельствуют о том, что трансакционные издержки страхователя на заключение и обеспечение одного страхового контракта варьируются от 1 ООО до 3 ООО руб. и от 18 до 87 рабочих дней затрат времени на заключение контракта и защиту своих прав. Положительным моментом, по мнению экспертов, является наблюдающееся в последнее время сокращение процедурных издержек и количество исков, поданных страхователями в суд.

Таким образом, выявленные нами трансакционные издержки в страховании: издержки убеждения и обучения, издержки на усвоение информации, процедурные издержки — имеют тенденцию к увеличению. Эта тенденция отражает общую направленность поступательного развития страхового бизнеса в нашей стране, в значительной мере объясняется ею.

Существующая система бухгалтерского и налогового учета не позволяет полностью оценить действительные размеры, структуру и динамику этого вида издержек. В частности, не находят отражения в отчетах страховых компаний издержки страховых агентов на поиск информации о клиентах, на их убеждение и обучение. В связи с этим происходит необоснованное завышение налогооблагаемой базы страховых органи-

заций, занижение оплаты труда страховых агентов, повышение текучести кадров в страховых компаниях. Значительную часть не предусмотренных законодательством трансакционных издержек страховые компании вынуждены покрывать из нелегитимных, теневых источников. Это ведет к подрыву институциональных основ страхования, замедлению темпов роста страхового бизнеса в нашей стране.

Недостатки бухгалтерского и налогового учета объясняются в значительной мере пробелами в состоянии научных знаний. В отечественной науке не преодолен полностью нигилизм по отношению к проблеме трансакционных издержек. Необходимо активизировать теоретические и прикладные исследования этой проблемы. Целесообразно также внести соответствующие дополнения в НК РФ. На взгляд автора, в гл. 25 НК РФ нужно разграничить трансформационные и трансакционные издержки, дополнить состав трансакционных издержек, конкретизировать их структуру с учетом специфики различных сфер деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налоговый кодекс РФ. Ч. I и II.

2. Коуз Р. Фирма, рынок и право.— М.: Дело, 1993.

3. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа. // Вопросы экономики.— 1997. № 3.

4. Шаститко А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории. //Вопросы экономики.- 2003. № 1.

5. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Институциональная экономика. Курс лекций, http://www.iet.ги/пирг/гДехг/ curs_instituzional_lekzii_04.htm.

6. Олейник А.Н. Институциональная экономика.— М.: Инфра -М, 2000.

7. Бухгалтерский отчет по САО «Росгосстрах-Нижний Новгород» за 2000-2002 гг.

fil

мтттцт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.