Научная статья на тему 'Классификация трансакционных издержек страховой компании'

Классификация трансакционных издержек страховой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
248
75
Поделиться
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Ёлохова Ирина Владимировна, Красных Мария Викторовна

Проанализировано понятие трансакционных издержек для страховой компании, приведены основные классификации трансакционных издержек по различным признакам. Рассмотрен процесс перераспределения финансовых ресурсов страховой компании.

Текст научной работы на тему «Классификация трансакционных издержек страховой компании»

© Ёлохова И. В., Красных М. В., 2010

ЁЛОХОВА Ирина Владимировна

Доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой управления финансами

Пермский государственный технический университет

614990, РФ, г. Пермь, пр. Комсомольский, 29 Контактные телефоны: (3422) 19-82-28, (912) 881-80-13 e-mail: elohova@pstu.ru

КРАСНЫХ Мария Викторовна

Старший преподаватель кафедры управления финансами

Пермский государственный технический университет

614990, РФ, г. Пермь, пр. Комсомольский, 29 Контактные телефоны: (3422) 19-83-32, (952) 646-38-60 e-mail: mvkrasn@mail.ru

Классификация трансакционных издержек страховой компании

Ключевые слова: трансакционные издержки; трансформационные издержки; страховая компания; страховые взносы; страховые выплаты.

Аннотация. Проанализировано понятие трансакционных издержек для страховой компании, приведены основные классификации трансакционных издержек по различным признакам. Рассмотрен процесс перераспределения финансовых ресурсов страховой компании.

Страхование является одной из трансакционных отраслей (наряду с финансами и операциями с недвижимостью, банковским делом и страхованием, правовыми (юридическими) услугами, оптовой и розничной торговлей), для которых характерен высокий уровень трансакционных издержек в совокупных издержках фирмы. На сегодняшний день имеется большое количество работ, освещающих вопросы классификации трансакционных издержек, однако общепринятой типологии не существует. Для выделения признаков классификации трансакционных издержек необходимо рассмотреть процесс перераспределения финансовых ресурсов страховой компании.

Основными участниками страхования являются страховая компания (страховщик) и страхователь.

Страховая компания (страховщик) - самостоятельный хозяйственный субъект, осуществляющий страховую деятельность, связанную с обеспечением страховой защиты носителей имущественных интересов (страхователей) путем перераспределения связанных с их деятельностью рисков. Ущерб, нанесенный имущественным интересам страхователей, компенсируется страховщиком за счет страхового фонда. Источником страхового фонда служат взносы отдельных страхователей, которые объединяются для защиты при наступлении случайного события от потенциального ущерба. Обязательным условием деятельности страховой фирмы является образование страховых резервов.

С экономической точки зрения страхование представляет собой процесс перераспределения денежных средств. На рисунке представлен процесс перераспределения финансовых ресурсов страховой компании.

т - участники, в отношении которых наступило страховое событие

Процесс перераспределения финансовых ресурсов страховой компании

Страхователь - это хозяйствующий субъект или гражданин, уплачивающий страховые взносы и вступающий в конкретные страховые отношения со страховщиком с целью возмещения убытков при наступлении страховых случаев.

Из средств, внесенных в страховой фонд всеми участниками, осуществляются выплаты лицам, в отношении которых произошли события, предусмотренные договором. Такое распределение базируется на том, что число лиц, вносящих взносы в страховой фонд, будет существенно больше числа лиц, получающих выплаты из него (п > m) .

Деятельность страховой компании сопряжена с определенными издержками. В соответствии с новой институциональной экономической теорией различают трансакционные и трансформационные издержки фирмы. Д. Норт и Дж. Уоллис разделяют трансформационные и трансакционные издержки следующим образом: трансформационные издержки - это издержки, которые ассоциируются с трансформацией ресурсов в продукт, т. е. издержки осуществления трансформационной функции; трансакционные издержки - это издержки, которые ассоциируются с совершением обмена, т. е. издержки осуществления трансакционной функции [1; 2].

Для страховой компании можно предложить следующие определения трансакционных и трансформационных издержек.

Трансакционные издержки страховой компании (страховщика) - издержки взаимодействия страховщика и страхователя на этапе заключения договора страхования или обслуживания (урегулирования убытков), связанные с организацией процесса взаимодействия страхователя и страховщика, а также издержки, связанные с инвестированием (размещением) страховых резервов:

• издержки на рекламу, представительские расходы;

• агентское вознаграждение, издержки на привлечение и обучение агентов;

• издержки на сбор информации о клиенте, на проверку договоров;

• издержки на специалистов отдела урегулирования убытков, службы безопасности, юристов;

• издержки на аварийных комиссаров, оценщиков, экспертов;

• издержки, связанные с инвестированием страховых резервов.

Трансформационные издержки страховщика - издержки, связанные с выполнением взятых обязательств (выплата страховых возмещений), а также издержки на

содержание административно-управленческого персонала, управленческие и общехозяйственные расходы:

• выплаты по договорам страхования;

• расходы на оплату труда (за исключением оплаты по договорам гражданско-правового характера);

• расходы на программные продукты;

• оплата услуг сторонних организаций (за исключением издержек на аварийных комиссаров, аджастеров, сюрвейеров, юристов, адвокатов);

• хозяйственные расходы;

• расходы на личное медицинское страхование работников;

• расходы на подготовку и переподготовку кадров (кроме страховых агентов, аджастеров, аварийных комиссаров);

• аренда, содержание и ремонт помещения;

• расходы на страхование имущества;

• ремонт, обслуживание и содержание оргтехники.

По месту возникновения (субъектам взаимодействия) трансакционные издержки страховой компании можно классифицировать на внутренние и внешние.

Внешние трансакционные издержки (издержки экзогенного характера) - издержки, возникающие для осуществления взаимодействия страхователя и страховщика при контрактации страховщика с внешним субъектом, а также связанные с инвестированием (размещением) страховых резервов.

По сфере возникновения внешние трансакционные издержки разделены на издержки привлечения средств и издержки использования средств (табл. 1).

Таблица 1

Классификация внешних трансакционных издержек страховой компании

Трансакционные издержки привлечения средств Трансакционные издержки использования средств

1. Издержки на страховых посредников (страховых агентов и страховых брокеров): ТИ1 - на поиск и привлечение страховых посредников; ТИ2 - на обучение страховых агентов; ТИ3 - комиссионное (агентское) вознаграждение; ТИ4 - издержки «перемещения» страховых агентов 1. Издержки на аварийных комиссаров: ТИ9 - на оплату труда аварийных комиссаров; ТИ10 - на содержание транспортных средств аварийных комиссаров

2. Издержки на аджастеров: ТИ11 - оплата труда аджастеров или оплата услуг аджастера (по договорам гражданско-правового характера)

2. Издержки на аквизиторов: ТИ5 - комиссионное вознаграждение аквизитора 3. Издержки на сюрвейеров: ТИ12 - оплата услуг сюрвейера (по договорам гражданско-правового характера)

3. Издержки на рекламу - ТИ6 4. Издержки на юристов, адвокатов: ТИ13 - оплата труда юристов; ТИ14 - оплата услуг адвокатов (по договорам гражданско-правового характера)

4. Представительские расходы - ТИ7

5. Издержки на печатную продукцию: ТИ8 - расходы на страховые бланки, полисы, квитанции 5. Издержки, связанные с инвестированием (размещением) страховых резервов - ТИ15

Рассмотрим статьи внешних трансакционных издержек, требующие уточнения. Издержки на страховых посредников - страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты и страховые брокеры занимаются продвижением страховых услуг от страховщика к страхователю. Страховые агенты действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными страховой компанией

полномочиями. Страховые брокеры осуществляют посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страхователя или страховщика. Важно отметить, что отношения страховой компании и страховых посредников должны строиться по принципу полной открытости. В противном случае страховщик сталкивается с оппортунизмом страхового посредника. Особенно этот вопрос касается страхового агента, поскольку он является представителем страховой компании. Страховая компания наделяет его полномочиями по заключению договоров страхования. Агент несет ответственность по ведению операций перед страховщиком, которого он представляет, однако и страховщик принимает на себя ответственность по всем договорам страхования, заключенным агентом.

Основным этапом в процессе выбора страхового посредника является их поиск и привлечение. Издержки на поиск и привлечение страховых посредников относятся к трансакционным. Для снижения уровня оппортунизма агентов страховая компания обучает страховых агентов, несет определенные издержки, которые также относятся к трансакционным. Обучение агентов позволяет в определенной степени снизить риск «принятия» на страхование «убыточных» объектов, и, соответственно, суммы страховой выплаты или страхового возмещения. К трансакционным издержкам отнесены расходы страховых агентов по проезду от места жительства до местонахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, и по вызову администрации, а также компенсации страховым агентам расходов по проезду на участке работы.

Страховые посредники осуществляют деятельность на комиссионных началах, поэтому агентское вознаграждение страховых посредников относят к трансакционным издержкам (комиссионные вознаграждения страховым агентам и брокерам).

Издержки на аквизиторов. Аквизитор - субъект страхования, который занимается работой по привлечению новых договоров добровольного страхования. Аквизитором может выступать нештатный сотрудник страховой компании или кредитная организация. Аквизиторы осуществляют деятельность на комиссионных началах, следовательно, вознаграждение аквизитора относится к трансакционным издержкам.

Издержки на рекламу. Реклама страховых услуг призвана формировать у других субъектов потребности в заключении договора страхования. Страховая компания несет издержки на рекламу до заключения договора страхования.

Основные задачи такой рекламы:

• осведомление потенциальных страхователей о существовании тех или иных видов страхования;

• распространение информации о высоком качестве страховых услуг, предлагаемых страховщиком;

• стимулирование приобретения страхового полиса.

Для реализации указанных задач страховая реклама должна донести до сознания потенциальных клиентов страховщика содержание условий предлагаемой страховой услуги.

Представительские расходы. К представительским расходам относят издержки на изготовление брендовой продукции, изготовление или приобретение подарков для страхователей, которые периодически возобновляют договоры страхования, издержки переговоров при заключении сделок с аквизиторами, страховыми брокерами, страхователями.

Издержки на печатную продукцию. Для осуществления страховой деятельности при заключении договора посредник оформляет страховой полис, который удостоверяет момент заключения сделки (для каждого вида страхования заполняются страховые полисы определенных параметров и форм). Кроме того, к издержкам на печатную продукцию относят издержки на печать правил страхования и квитанций, выдаваемых страхователям при совершении трансакции.

Издержки на аварийных комиссаров. Аварийный комиссар - это специалист страховой компании, который оперативно выезжает на место дорожно-транспортного происшествия для выяснения обстоятельств страхового случая и оказания консультационной и технической помощи страхователю. Собранный аварийным комиссаром материал является защитой от мошенников, т. е. предотвращает оппортунистическое поведение. В перечень действий аварийного комиссара входит огораживание места дорожно-транспортного происшествия, фиксация обстановки на месте дорожно-транспортного происшествия, проверка страхового полиса, документов на транспортное средство и водительского удостоверения, фотосъемка. При осмотре автомобиля комиссар описывает повреждения, полученные в дорожно-транспортном происшествии, а в случае обнаружения повреждений, не относящихся к данному дорожно-транспортному происшествию, делает соответствующие отметки в своем отчете. Далее он производит необходимые замеры и зарисовывает подробную схему происшествия. Итогом работы аварийного комиссара является составление отчета (аварийного сертификата), который является свидетельством дорожно-транспортного происшествия. Отчет аварийного комиссара служит исходной информацией для отдела урегулирования убытков при формировании выплатного дела.

Издержки на аджастеров. Аджастер осуществляет оценку риска после страхового случая и стремится достичь соглашения со страхователем о сумме подлежащего выплате страхового возмещения, исходя из обязательств страховщика, взятых по заключенному им договору страхования. Таким образом, аджастер - это физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховой компании в решении вопросов по урегулированию заявленных претензий страхователя в связи со страховым случаем [3. С. 69]. Аджастер анализирует факты и обстоятельства страхового случая, составляет экспертное заключение для страховщика.

Деятельность аджастера может осуществляться в рамках структурного подразделения страховой компании или специализированной организации, работающей на основании соглашения по экспертизе и ликвидации убытков.

Издержки страховой компании на оплату труда штатных аджастеров являются трансакционными. Оплата услуг аджастера по договорам гражданско-правового характера также относится к трансакционным издержкам страховой компании.

Издержки на сюрвейеров. Сюрвейер - эксперт, производящий осмотр имущества, принимаемого на страхование. Сюрвейер определяет перечень имущественных рисков, оценивает уровень риска, размер максимально возможного убытка. По заключению сюрвейера страховщик принимает решение о страховании имущества.

Внутренние трансакционные издержки (издержки эндогенного характера) - издержки, возникающие при взаимодействии подразделений страховой компании при заключении договора страхования, а также для урегулирования убытков при наступлении страхового случая и подаче заявления страхователем, принятия решений, согласований. В табл. 2 представлены виды внутренних трансакционных издержек.

Таблица 2

Виды внутренних трансакционных издержек страховой компании

Субъекты взаимодействия Виды трансакционных издержек

1. Взаимодействие «страховой посредник -бухгалтер» ТИ16 - издержки для сдачи страховых взносов агентами и брокерами в кассу компании; ТИ17 - издержки для выдачи страховым посредникам комиссионного вознаграждения

2. Взаимодействие «страховой посредник -отдел страхования», «территориальные агентства продаж - отдел страхования» ТИ18 - издержки на проверку договоров, сданных в отдел страхования страховыми посредниками

Окончание табл. 2

Субъекты взаимодействия Виды трансакционных издержек

3. Взаимодействие «отдел урегулирования убытков (аджастеры) - отдел страхования» Т - издержки на проверку условий договора при обращении страхователя (подача заявления при наступлении страхового случая)

4. Взаимодействие «отдел урегулирования убытков (аджастеры) - служба аварийных комиссаров» ТИ20 - издержки на передачу составленного отчета (аварийного сертификата), информации, документов, необходимых для урегулирования претензии

5. Взаимодействие «отдел урегулирования убытков (аджастеры) - юридическая служба» ТИ21 - издержки на передачу информации о состоянии выплатного дела и принятие совместных решений при наличии спорных вопросов

6. Взаимодействие «отдел урегулирования убытков (аджастеры) - сюрвейеры» ТИ22 - издержки на осуществление заявки на экспертизу, оценку и получение заключения о состоянии объекта страхования, размерах повреждения

7. Взаимодействие «отдел урегулирования убытков - служба безопасности» ТИ23 - издержки на осуществление заявки на проверку договоров на оппортунизм страхователя при наступлении страхового случая и получение результатов проверки

8. Взаимодействие «отдел урегулирования убытков - бухгалтерия» ТИ24 - издержки на передачу выплатного дела страхователя и согласования даты выплаты

Приведенные классификации трансакционных издержек (по субъектам взаимодействия и сфере возникновения) используются для разработки матрицы формирования трансакционных издержек страховой компании. Применение данных классификаций с выделением статей издержек позволяет систематизировать процесс формирования трансакционных издержек страховой компании и определить центры возникновения данных издержек.

Источники

1. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория : учебник / под общ. ред. А. А. Аузана. М. : ИНФРА-М, 2005.

2. Wallis J. J., North D. С. Measuring the Transaction Sector in the American Economy, 1870-1970 // Long-Term Factors in American Economic Growth / ed. by S. Engermann and R. Gallman. Chicago : University of Chicago Press, 1986.

3. Ермасов С. В., Ермасова Н. Б. Страхование : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2004.