СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
ТРАНСАФГАНСКИЙ ГАЗОПРОВОД КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ АФГАНИСТАНА В БОЛЬШУЮ ВОСТОЧНУЮ АЗИЮ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АРГУМЕНТОВ
PRO ET CONTRA
Ю.П. Лалетин
В настоящее время Исламская Республика Афганистан (ИГА) переживает непростые времена. Одним из способов урегулирования ситуации является повышение уровня жизни населения, чему может способствовать прокладка трансафганского газопровода (ТАГ) (в перспективе, возможно, и нефтепровода), сопровождаемого автомобильной дорогой и линией электропередачи.
Характеристики проекта
К январю 2005 г. Азиатский банк развития (АБР) представил технико-экономическое обоснование проекта. Банк выступил спонсором подготовки ТЭО-проекта, выделив на него 1,5 млн долларов США. Работы выполнила английская компания Pensen. Согласно проекту газопровод пройдет от туркменского месторождения Довлетабад, запасы которого пока еще оцениваются в 1756,6 млрд кубометров газа, через Герат и Кандагар до населенного пункта Фазилка (Индия) на границе Пакистана и Индии. Газопровод диаметром 56 дюймов (1420 мм) с рабочим давлением 100 атмосфер рассчитан на пропускную способность 33 млрд кубометров газа в год. Его общая протяженность составит 1680 километров, из них по территории Туркменистана будет проложено 170 километров, Афганистана —830километров, Пакистана — 400 километров. Ориентировочная стоимость проекта — 3,3 млрд долларов США1. 1 *
1 По разным оценкам, стоимость проекта составит от 2—2,5 до 3,5 млрд долларов США. Наиболее часто называется число в 3,3 млрд
долларов.
В перспективе газопровод может быть продолжен до порта Гвадар на Аравийском море или через индийскую границу до Дели (еще 500 км).
Возможно также подключение газовых ресурсов Казахстана.
Помимо газопровода предполагается прокладка нефтепровода, автомобильной дороги и линии электропередачи.
Судьба проекта в 1990-х годах
Проект трансафганского газопровода был разработан еще в 1993—1994 гг. аргентинской компанией «Бридас» («Bridas S.A.P.I.C.»), имевшей концессии в Туркменистане. «Бридас» предложила строительство трубопровода протяженностью 1500 км от месторождения Яшлар до пункта Суи на территории Белуджистана, где начинается трубопроводная сеть Пакистана. Ветка могла быть в дальнейшем продолжена в Индию через Мултан. В 1995 г. президент Туркменистана С. Ниязов и премьер-министр Пакистана Б. Бхутто подписали меморандум о строительстве газопровода. В мае 1996 г. меморандум подписали еще раз — уже с участием Узбекистана и Исламского Государства Афганистан (правительство Б. Раббани).
«Бридас» начала переговоры с другими нефтяными компаниями, включая «Юно-кал» (UNOCAL — Union Oil Company of California), 12-ю по счету крупнейшую компанию США. Представители Туркмении впервые познакомились с этой ком-
144
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
панией в апреле 1995 г. в Хьюстоне, куда были приглашены руководством «Бри-дас». А вскоре сотрудничеству с аргентинцами Туркменбаши предпочел поддержку со стороны США, проявивших интерес к прокладке трубопроводов из Центральной Азии в Пакистан, минуя Иран. США поддерживали и поддерживают идею проекта, поскольку он уменьшил бы их зависимость от Саудовской Аравии, разнообразив источники поставки углеводородов, и позволил бы проникнуть на новые рынки, вытеснив оттуда Россию.
В октябре 1995 г. «Юнокал» создала международный консорциум «CentGas» (Central Asia Gas Pipeline Ltd.) («Центгаз» — Центрально-азиатский газопровод). Доля «Юнокал» составила 54%. В консорциум вошла также саудовская «Дельта» (Delta Oil) (15%). В августе 1996 г. к проекту присоединился «Газпром» с долей 10% вместе с туркмено-российским акционерным обществом «Туркмен-росгаз» (5%). Россия тогда ничего не имела против талибов. Однако после захвата Кабула талибами в политике России по отношению к ним произошел резкий поворот. Хотя есть версия, что этот поворот был вызван исключением «Газпрома» из указанного консорциума2, однако причина состоит в превращении Афганистана в базу исламских террористов и в поддержке талибами чеченских сепаратистов. По указанной причине «Газпром» отказался войти в новый консорциум, созданный компанией «Юнокал» 25 октября 1997 г., хотя за ним было зарезервировано 10%.
Правительство США в конце 1995 г. поддержало «Юнокал», тогда же С. Ниязов в одностороннем порядке разорвал все соглашения с «Бридас». Американская компания предложила проложить 48-дюймовый (1220 мм) трубопровод общей протяженностью 1464 км от туркменского месторождения Довле-табад через афганский Кандагар в пакистанский Мултан, а затем, вероятно, и до порта Гвадар на берегу Аравийского моря. Стоимость проекта составляла 2 мл-
2 Афганский узел // Zevs904.chat.ru
рд долларов. Ежегодный объем поставок — 15—20 млрд кубометров. Рассматривался также вариант продления трубопровода к Индии, что обошлось бы еще в 600 млн долларов. Позже к проекту присоединилась обанкротившаяся в декабре 2001 г. американская компания Enron3, заплатившая талибам, по словам сотрудника ЦРУ, более $400 млн за техническое обоснование.
«Юнокал» планировала также построить нефтепровод. Общая стоимость центральноазиатского нефтепровода протяженностью 1,6 тыс. километров (из них в Афганистане — 670 км) оценивалась в 2,7 млрд долларов. Казахстан также принимал опосредованное участие в этом проекте. В декабре 1996 г. постановлением правительства Республики Казахстан на базе Амангельдинской группы газовых месторождений (Шымкентская область) было создано закрытое акционерное общество «Досбол» с участием «Юнокал» и «Дельта» с весьма широкими задачами и полномочиями, что являлось своего рода «ресурсным» стимулом их заинтересованности как в газо-, так и в нефтепроводе. Однако к работе в Казахстане фирмы так и не приступили, а в 2000 г. тендер на разработку указанного месторождения выиграла компания «КазТранГаз».
Тем временем вокруг проекта началась ожесточенная борьба. «Бридас» инициировала судебный процесс против «Юно-кал», обвинив американцев в краже идеи, и арбитражный — против Туркменистана. Первый она проиграла, а во втором случае хотя дело и было решено в ее пользу, но это было проигнорировано Ниязовым. Однако глава компании Бульгерони не оставил мысли о возмещении Туркменистаном понесенных им убытков, которые он оценил в 1 млрд долларов США. В 2003 г. Хьюстонский суд признал справедливость претензий аргентинцев. Адвокаты Ниязова подали в Верховный суд
3 Не дождавшись приговора, 5 июля 2006 г. в возрасте 64 лет от сердечного приступа скончался основатель и бывший глава обанкротившейся корпорации Enron К. Лей.
145
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
США апелляцию, но в июне 2004 г. она был отклонена.
Одновременно шла активная борьба за влияние на талибов и Пакистан. В частности, для воздействия на талибов обе компании привлекли саудовских партнеров: «Юнокал» упоминавшуюся «Дельту», а «Бридас» — «Нингарчо». Обе компании приглашали делегации талибов в свои головные офисы, устраивая им пышные приемы. Каждая из компаний имела свое преимущество. Так, «Бридас» предлагала начинать строительство, не обращаясь к международным финансовым институтам, которые могут выделить средства только после международного признания того или иного правительства. С другой стороны, проект «Юнокал» создавал возможность признания талибов со стороны США, чего они так добивались. Талибы поощряли конкуренцию, поскольку рассчитывали на строительство не только трубопровода, но и развитой инфраструктуры.
Кроме того, американцы оказывали давление на Б. Бхутто, отдававшей предпочтение «Бридас»у. Битву за Пакистан США выиграли, когда после роспуска в 1996 г. правительства Бхутто вновь избранный премьер-министр Наваз Шариф полностью поддержал «Юнокал».
25 октября 1997 г. американо-саудовский консорциум был расширен. Акционерный капитал был распределен следующим образом:
UNOCAL, США
Delta Oil, Саудовская 46,5%
Аравия
правительство
Туркменистана 15%
Indonesia Petroleum, Ltd (INPEX), Япония 7%
ITOCHO Oil Exploration Co, Ltd. (CIECO), Япония 6,5%
Hyundai Engineering &
Construction Co, Ltd., 6,5%
Южная Корея 4%
Crescent Group*, Пакистан 3,5%
Встречается также написание Kresent.
Афганистан в консорциуме представлен не был. Однако имелись договоренности с представителями всех группировок, располагавшихся по трассе будущего газопровода. Гарантией неприкосновенности газопровода могло послужить и то обстоятельство, что Усама бен Ладен, как сказал в интервью французской газете «Либерась-он» Ахмад Шах Масуд, «участвовал в капитале американской компании UNOCAL»4.
«Бридас» тем временем продала 60% своей доли в Латинской Америке американскому нефтяному гиганту «Амоко» («Amoco»), надеясь на его содействие своим проектам в Центральной Азии.
Феминистское давление на «Юнокал» и озабоченность администрацией США поимкой бен Ладена, приведшая к бомбардировке в августе 1998 г. территории Афганистана, вынудили компанию выйти из консорциума в декабре 1998 г. Через три дня после 11 сентября 2001 г. «Юно-кал» вообще объявила об отказе от проекта. Она участвовала в финансировании (7,74%) трубопровода Баку — Джейхан. Но в конце февраля 2002 г. корпорация вновь заявила о возобновлении переговоров с потенциальными спонсорами о финансировании проекта. Однако в апреле 2005 г. компания согласилась на присоединение к ChevronTexaco (ныне Chevron). И хотя в июне китайская нефтяная компания Cnook вступила в конкуренцию за контроль над компанией, предложив за акции «Юнокал» 18,5 млрд долларов, 19 июля было подтверждено слияние с «Шеврон», которое было завершено 10 августа 2005 г.
Возрождение проекта
После свержения режима талибов проект вновь был поставлен в повестку дня.
США опять поддержали проект. Об этом свидетельствует в том числе выдвижение Соединенными Штатами в ка-
4 Цит. по: www.gundogar.com (Eurasia Group). 2001. 10 декабря
146
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
честве руководителя Афганистана главы племени попользаев Хамида Карзая, который в свое время работал консультантом компании «Юнокал» и всегда, в том числе при талибах, защищал ее интересы. Он был и остается тесно связанным с нефтяными кругами большого американского бизнеса, а также с нефтяным лобби в американских политических кругах. В частности, с Кондолизой Райс — в то время госсекретарем США, бывшим членом совета директоров нефтяной компании «Шеврон».
Неслучайно и назначение администрацией Дж. Буша нефтяника Залмая Ха-лильзада послом Вашингтона в Кабуле5. Родившийся на севере Афганистана в Мазари-Шарифе и окончивший Чикагский университет Халильзад является представителем американских правых. Он работал и со Збигновым Бжезинским, и с Полом Вулфовицем, когда тот был человеком номер два в Пентагоне. Именно Халильзад, являвшийся поклонником талибов, провел анализ рисков для Unocal в проекте трансафганского газопровода. Он участвовал в переговорах между нефтяной компанией и представителями движения талибов.
Если раньше в проекте участвовал также Узбекистан, то сейчас Туркменбаши решил обойтись без него. Причина в том, что Узбекистан обладает развитой трубопроводной сетью. Ее использование не входит в интересы Туркменистана. Результатом стало противостояние двух республик, которое едва не привело в начале 2003 г. к полномасштабной войне между Туркменией и Узбекистаном.
Зато в ходе украинско-туркменских переговоров в апреле 2002 г. президент Туркменистана пригласил Украину подключиться к строительству данного газопровода, поставляя, частности, трубы. О возможности участия Украины в проекте шла речь и на встрече руководителей
5 Позже стал послом США в Ираке, а затем в ООН.
двух стран в марте 2005 г. Украина готова участвовать в строительстве газопровода поставками машиностроительного и энергетического оборудования.
30 мая 2002 г. руководители Афганистана, Туркмении и Пакистана подписали в Исламабаде соглашение «О проектах газопровода и нефтепровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан». Для координации усилий по практическому осуществлению договоренностей был создан руководящий комитет в составе министров нефтегазовых ведомств Афганистана, Туркмении и Пакистана.
Первое заседание комитета состоялось 9—10 июля 2002 г. в Ашхабаде, где были обсуждены организационные вопросы, а также в качестве участника проекта выбран Азиатский банк развития. На двух заседаниях 16—17 сентября в Кабуле и 17—18 октября в Ашхабаде стороны подготовили рамочное соглашение, которое было подписано лидерами трех стран 27 декабря того же года в Ашхабаде.
Документ создает основу для совместной деятельности трех стран, направленной на подготовку окончательного варианта ТЭО, мониторинг рынков, а также технический аудит Довлетабадского месторождения. Реализация ашхабадского соглашения предусматривает создание обширной контрактной базы, включая Соглашения по покупке и продаже газа, Соглашения о транзитных странах, Соглашения размещающих стран с консорциумом. Рамочное соглашение устанавливает также принципы формирования консорциума для фактической реализации проекта. Принципиальным положением соглашения является согласие сторон о предоставлении консорциуму эксклюзивного права на транспортировку туркменского природного газа. В документе установлены принципы определения транспортных тарифов и налогообложения, отвода земель для газопровода и нормативы технических стандартов проекта. Соглашение регламентирует также правила доступа к трубопроводу и обя-
147
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
зательства сторон по предоставлению беспрепятственного транзита. Немаловажным является зафиксированное в соглашении требование безопасности сегментов трубопровода, пролегающих по территории стран, во время строительства и на протяжении всего срока эксплуатации газопровода.
К настоящему времени руководящий комитет провел девять заседаний.
На шестом заседании 25—26 июня 2003 г. в Ашхабаде Азиатским банком развития был представлен предварительный вариант технико-экономического обоснования газопровода. В ходе заседания участники комитета рассмотрели также проекты трех соглашений — о купле-продаже газа, о транспортировке и об обязательствах стран-партнеров.
На седьмом заседании 10 декабря 2003 г. в Исламабаде стороны окончательно выбрали т.н. «южный вариант» газопровода: Довлетабад — Герат — Кандагар — Кветта — Мультан. Второй, «северный», вариант: Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар (или Шибирган — Кабул — Исламабад — Лахор) был отклонен. Рассмотрение вариантов началось еще на предыдущем совещании. Уже тогда выяснилось, что «южный» маршрут более рационален, т.к. на пакистанской территории именно вдоль него расположена необходимая инфраструктура для строительства трубопровода. «Северный» вариант был признан нецелесообразным из-за сложности его технического воплощения, ведь согласно проекту он должен был пройти через горный перевал Саланг.
В начале января 2004 г. АБР одобрил выделение 500 тыс. долларов США для оказания технической поддержки Пакистану в строительстве подземных газовых хранилищ.
На восьмом заседании руководящего комитета 12—13 апреля 2005 г. в Исламабаде был рассмотрен окончательный вариант ТЭО. Афганистан также принял на себя ряд обязательств по обеспечению безопасности и строительства газопро-
вода. Эти обязательства включают в себя не только охрану, но и разминирование районов по маршруту газопровода. Правительство Афганистана обязалось также выкупить у владельцев все земельные участки по маршруту трубопровода.
В первой половине ноября 2005 г. в Ашхабаде проходила 12-дневная научнопрактическая конференция по вопросам проекта газопровода Туркменистан — Пакистан — Афганистан.
Девятое заседание руководящего комитета состоялось 13—14 февраля 2006 г. в Ашхабаде. В заседании приняла участие также Индия, которая официально согласилась участвовать в данном проекте в середине 2005 г., после состоявшегося 15 июля в Дели заседания двусторонней пакистано-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики. Министров на заседании трехстороннего комитета сопровождали ведущие отраслевые специалисты, а также представители крупных национальных нефтегазовых компаний. Кроме того, на форуме выступили представители АБР, которые провели презентацию предварительных данных исследований банка по безопасности газопровода. По утверждению министров, следующим шагом станет подготовка проекта соглашения о купле-продаже газа.
В январе 2006 г. активизировались контакты, связанные с проектом. В частности, в середине месяца в Исламабаде состоялись афгано-пакистанские переговоры по строительству газопровода. Затрагивался данный вопрос также на переговорах премьер-министра Пакистана с руководством США и в ходе визита президента Туркменистана в Москву.
С. Ниязов неоднократно предлагал России 15-20-процентную долю в будущем консорциуме. Даже трехстороннее исламабадское соглашение совершено на четырех языках — туркменском, дари, английском и русском. Вопрос об участии России в строительстве трансафганского газопровода был поставлен и во время визита премьер-министра Индии М. Сингха
148
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
в Москву 4—7 декабря 2005 г. индийской стороной. Что касается позиции Москвы, то официального ответа пока нет. Но еще 17 сентября 2002 г. председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, выступая в Зальцбурге на пленарном заседании 2-го Всеевропейского экономического саммита, посвященном горячим точкам Азии, высказался в пользу транзита энергии через Афганистан. «Газпром» между тем, похоже, выжидает, пока не появятся компании, которые более или менее внятно заявят о своем участии в проекте.
Однако в настоящее время, думается, уже можно назвать одну такую компанию. Это «Бридас». 21 января 2006 г. президент ИРА Х. Карзай встретился с Бульгерони, который отметил, что рад представившейся возможности участия его компании в реализации проекта трансафганского газопровода. Шансы «Бридас» увеличиваются также в связи с тем, что С. Ниязову ничего не оставалось, как признать свой долг перед фирмой, иначе против Туркмении могли быть применены санкции, включая арест личных счетов Туркменбаши в западных банках. Между тем казна страны пуста. Поэтому участие аргентинской компании в проекте — это возможность для Туркмении, не вкладывая лишних денег, расплатиться с Бульгерони.
Есть и другие подвижки. В середине мая 2006 г. правительство Индии одобрило строительство трансафганского газопровода. Ранее проект получил поддержку в индийском МИД и в Объединенном комитете по разведке при Секретариате национального совета по безопасности. Решение кабинета министров стало ответом на обращение министерства нефтяной промышленности за разрешением на подачу официальной заявки на вхождение в проект. Подобная позиция вызвана тем, что дефицит газа в стране без дополнительных поставок может уже в ближайшем будущем составить 218 млн кубометров газ в день.
До недавнего времени главным препятствием реализации проекта был не-
достаток источников финансирования. Но похоже, что эта проблема решена — появился основной инвестор проекта. 5 июня 2006 г., после встречи в Токио представителей правительств Японии и стран Центральной Азии — Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Афганистана — министр иностранных дел Японии заявил, что Япония предлагает построить центрально-азиатский газопровод из Туркмении в Индию и Пакистан через территорию Афганистана.
Значение проекта для Афганистана
Афганское руководство активно поддерживает указанный проект, поскольку трубопровод, сопровождаемый линией электропередач и шоссейной (а возможно, и железной) дорогой, решает целый ряд внутренних задач, что станет важным фактором стабилизации обстано вки.
• Во-первых, он скрепляет Север и Юг Афганистана. Пока эти две части страны характеризуются слишком большими различиями. Пока они соединены лишь традицией, двумя-тремя дорогами и постоянно сокращающимся анклавным представительством пуштунов на Севере и таджиков на Юге.
• Во-вторых, трубопровод позволит обеспечить новые поступления в бюджет и создать примерно 12 тысяч новых рабочих мест. По предварительным оценкам, плата за транзит составит от 100 до 400 млн долларов США в год. Кроме того, будет создана инфраструктура вдоль всего маршрута газопровода. Более того, Афганистан получит 12%-ную квоту мощности трубопровода для экспорта своего газа. ЛЭП позволит Афганистану получать электроэнергию, доступ к которой в настоящее время имеют только 15% населения. Афганистан уже сейчас намерен покупать до 400 мегаватт электроэнергии в Туркменистане, договоренность о чем была достигнута во время рабочего визита в эту страну министра энергетики и водных ресурсов Афганистана Исмаила Ха-
149
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
на 9 июня 2007 г. А во время визита президента Афганистана Х. Карзая 5 июля того же года туркменская сторона согласилась увеличить поставки электроэнергии с 200 мегаватт до 500. Всего Кабул намерен закупать до 1000 мегаватт электроэнергии у Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.
• Реализация проекта позволит оживить торговлю между государствами региона и тем самым улучшить жизнь народов этих стран. Все это будет способствовать политической стабилизации в этом районе мира.
В результате можно будет поставить вопрос об уменьшении иностранного военного присутствия в Афганистане, или, по крайней мере, об обеспечении сбалансированности такого присутствия. Подобная необходимость диктуется, по крайней мере, двумя причинами.
• Во-первых, само по себе иностранное военное присутствие дестабилизирует обстановку в стране, поскольку афганцы очень чувствительны к нему.
• Во-вторых, западное военное присутствие оказывается не очень продуктивным. И дело вовсе не в отдельных неудачах США и Запада в целом. Скорее, наоборот. Мы явно наблюдаем попытку следовать сформулированной много лет назад в США идее конфликта низкой интенсивности, т.е. такого конфликта, который можно поддерживать в своих интересах на некоем минимально допустимом уровне. Подорвав корни терроризма, американцы, похоже, не очень заинтересованы в окончательном урегулировании положения в стране, поскольку нестабильность позволяет им сохранять свое военное присутствие, причем присутствие в стратегически очень важном районе. Геостратегическое положение региона определяется двумя важнейшими факторами.
1. Прежде всего, он располагается рядом с крупнейшими мировыми запасами углеводородов — Центральной Азией и Персидским заливом. Позиции США в
Персидском заливе более или менее прочны. А присутствие в Афганистане позволяет им продвигать свои интересы и в Центральной Азии, о чем свидетельствует, в частности, предложение К. Райс, озвученное ею осенью 2005 г. во время ее визита в страны Центральной Азии. Предложение во многом базируется на идее «Большая Центральная Азия» Фредерика Стара. К. Райс предложила создать некую новую экономическую структуру в составе Казахстана, Таджикистана и Киргизии с привлечением туда в перспективе и Афганистана. По этой же причине США поддерживают идею трансафганского газопровода, поскольку он позволит превратить Афганистан в мост, соединяющий Центральную и Южную Азию, а также поставить четыре страны в зависимость от одного трубопровода.
2. Во-вторых, присутствие в Афганистане позволяет США держать под контролем и сдерживать Россию, Китай и, самое главное, Иран. Теперь Иран окружен американцами со всех сторон.
Роль проекта в подключении Афганистана к богатому региону Южной Азии
Осуществление проекта позволит Афганистану присоединиться к Южной Азии и вместе с тем к Большой Восточной Азии. На проходившей 18—19 ноября 2006 г. в Дели региональной конференции ее участники поддержали проект строительства газопровода. В работе форума приняли участие представители 18 государств, включая Россию, и около десятка международных организаций.
Потребность присоединения Афганистана к региону Южной Азии выразилась в том, что на состоявшемся в начале апреля 2007 г. 14-м саммите Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (SAARC) Афганистан был принят в члены этой организации6.
6 Организация создана в 1985 г. Помимо Афганистана, ее членами являются Индия, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бутан, Мальдивы и Шри-Ланка.
150
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
Проявляет интерес к Афганистану и такой крупный представитель Большой Восточной Азии, как Япония. Как упоминалось выше, Япония предлагает построить указанный газопровод. Кроме того, Япония предложила подключить Афганистан к диалогу «Центральная Азия + Япония». Этот форум нацелен на поиск эффективных путей регионального сотрудничества в рамках процесса глобализации.
Прекрасную возможность подключиться к Большой Восточной Азии предоставляет Афганистану участие в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)7.
Еще 15 июля 2002 г. министр иностранных дел Афганистана доктор Абдулла Абдулла заявил в беседе с журналистами, что Афганистан готов к тесному взаимодействию с этой организацией. В 2004 г. Афганистан изъявил желание активно сотрудничать с государствами — членами ШОС. В середине 2004 г. Россией было предложено создание в рамках Организации Контактной группы «ШОС-Афганистан». 3 ноября 2005 г. состоялась официальная церемония подписания протокола о создании Группы, целью которой является выработка предложений и рекомендаций по осуществлению сотрудничества между странами — членами Организации и Афганистаном.
Подобное сотрудничество имеет большие перспективы. Тем более когда в эту организацию стремятся войти Пакистан и Индия. Афганистан расположен между странами с большими запасами энергетических ресурсов и странами, заинтересованными в их получении. Это дает ему хорошую возможность стать «мостом» между Центральной и Южной Азией. Особенно в контексте обсуждавшегося 16 августа 2007 г. в Бишкеке лидерами
7 Членами являются Китай, Россия, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан, наблюдателями Индия, Иран, Монголия и Пакистан.
ШОС сотрудничества в энергетической сфере и формирования энергетического клуба стран — членов организации, на которые приходится четверть мировых запасов нефти, треть запасов газа и половина месторождений урана. Затрагивались эти вопросы и на встрече президента России В. Путина с лидером Афганистана Х. Карзаем, который был приглашен на саммит в качестве гостя. В целом в ходе саммита прошли встречи президента Афганистана со всеми главами государств — членов организации. Центральной темой переговоров стали вопросы развития торговоэкономического сотрудничества, транспорта и коммуникаций. На пленарном заседании В. Путин выступил за проведение специальной конференции ШОС по развитию Афганистана, а президент Таджикистана Эмомали Рахмонов — международной конференции в 2008 г. по участию ШОС в восстановлении экономики ИРА. В свою очередь, Х. Карзай заявил о готовности усилить взаимодействие с этой организацией в сфере борьбы с наркобизнесом и терроризмом.
Подсоединению к ШОС и тем самым к Большой Восточной Азии способствует и сотрудничество Афганистана с Организацией Договора коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. На заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) государств — членов ОДКБ в Бишкеке 19 ноября 2003 г. было одобрено «Заявление государств — членов ОДКБ по Афганистану». С 2003 г. Организация ежегодно проводит международные антинаркотические операции «Канал» с целью пресечения контрабанды наркотиков с афганской территории. 23 июня 2005 г. Совет коллективной безопасности (высший политический орган, включающий глав государств) на заседании в Москве принял постановление «О реализации Плана мероприятий по координации деятельности государств — членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройс-
151
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
тва Афганистана и мерах по совершенствованию этой работы». 30 ноября 2005 г. СМИД ОДКБ в качестве рабочего органа при себе создал Рабочую группу по Афганистану, утвердил Положение о ней и определил состав. 18 января 2006 г. проведено первое заседание Рабочей группы. Основные направления ее деятельности сконцентрировались на выработке рекомендаций относительно мероприятий по борьбе с наркоугрозой, по содействию становлению государственных институтов власти в Афганистане и по развитию экономического сотрудничества. 20 ноября 2006 г. в Москве прошло второе заседание Рабочей группы, в работе которой принял участие Временный поверенный в делах ИРА в Российской Федерации Г. С. Гайрат. 15 декабря 2006 г. афганский МИД в ответ на обращение председателя СМИД министра иностранных дел России С. Лаврова выразил готовность сотрудничать с ОДКБ, в частности, в борьбе с наркоугрозой. В марте 2007 г. осуществлена поездка Рабочей группы в составе национальных координаторов и сотрудников секретариата ОДКБ в Кабул для обсуждения практических шагов по участию Организации в постконфликтном обустройстве ИРА. Рабочая группа установила прямые контакты со спецслужбами и правоохранительными органами ИРА для организации противодействия наркотрафику. Результаты поездки обсуждались 5 апреля 2007 г. на третьем заседании Рабочей группы. 5 июля 2007 г. в Москве прошло заседание Постоянного Совета при ОДКБ. В ходе заседания был обсужден проект решения «О мерах по активизации усилий государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана» с учетом заявленных позиций государств-членов. Проект разработан в соответствии с поручением СМИД ОДКБ, принятым в Минске осенью 2006 г. В рамках принятых решений 9 августа 2007 г. представители государств-членов ОДКБ обсудили ход антитеррористической и антинаркотической операций,
во многом связанных с ситуацией в Афганистане, а 28-29 августа в Ташкенте — вопросы борьбы с контрабандой прекурсоров (химических веществ, необходимых для производства героина из опия) в Афганистане и странах Центральной Азии. Сотрудничество с ШОС и ОДКБ и в определенной мере опора на них придаст большую устойчивость и остойчивость афганскому руководству, даст ему большую свободу, т. к. позволит меньше зависеть от стран Запада, пока высту-пающихв роли его основныхвнешних партнеров.
Трансафганский газопровод и политические интересы России
Что касается политических интересов России, то транспортный коридор из Центральной Азии в Южную вызывает опасения у части российской элиты, которая полагает, что прохождение коммуникаций не через территорию России может ослабить зависимость стран этого региона от РФ и в конечном итоге позволит создать условия для переориентации их внешней политики.
Однако эти опасения носят слишком абстрактный характер, в то время как преимущества весьма конкретны. В силу возможных выгод для Афганистана реализация проекта будет способствовать стабилизации обстановки в этой стране, что напрямую отвечает интересам России в этом регионе, ибо содействует решению важнейшей части внешнеполитической задачи России — обеспечению безопасности в регионах, располагающихся недалеко от ее границ.
Кроме того, участие России в строительстве газопровода позволит ей сохранить или даже укрепить свои позиции в Центральной Азии, и особенно в Туркменистане, а также восстановить свое влияние в Афганистане.
Участие России в проекте придаст также новый импульс российско-афганским отношениям, в которых накопилось очень много проблем. Более того, он поз-
152
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
волит подключиться к международным усилиям по восстановлению Афганистана, что в настоящее время является наиболее перспективным для нас путем развития отношений с этой страной. Тем самым участие России в сооружении газопровода может послужить началом ее возвращения в Афганистан. Причем возвращения не бедной родственницей, а полноправной участницей международной программы восстановления этой страны.
Трансафганский газопровод и экономические интересы России
Некоторую озабоченность у части российской элиты вызывают опасения, что при прокладке трансафганского газопровода могут пострадать экономические интересы России. Противники этого газопровода считают, что «Газпрому» и России наиболее выгодно прокачивать туркменский газ по своим сетям. Южный газопровод приведет к тому, что будет потерян туркменский газ, который поставляется в Россию, и годовой доход по транзиту. В настоящее время «Газпром» и «Нафтогаз Украины» покупают газ именно с Дов-латабадского месторождения.
Однако прокладка трансафганского трубопровода помимо политических выгод может принести России выгоды и экономические.
• Во-первых, участие в его строительстве позволит получать часть доходов от прокачки газа.
• Во-вторых, Россия сама может использовать этот трубопровод для экспорта части своего газа к Аравийскому морю, обеспечив тем самым диверсификацию путей передачи своих энергоресурсов. А то, что задача такой диверсификации стоит перед Россией очень остро, показали сложности переговоров с Украиной по газу на рубеже 2005—2006 годов. Более того, прокладка параллельного нефтепровода позволила бы России экспортировать по нему нефть из Сибири. Еще компания «Юнокал» планировала построить рядом с газопроводом нефтепровод
от Туркменабада (бывший Чарджоу) (Туркмения) до побережья Аравийского моря. По нему могла бы прокачиваться российская нефть из Сибири с использованием трубопровода Омск — Павлодар — Шим-кент — Туркменабад с пропускной способностью 25 млн тонн, казахстанская и туркменская нефть Каспия, а также узбекская нефть. Предлагая после свержения режима талибов прокладывать также нефтепровод, Ниязов утверждал, что Россия может заполнять газопровод своим газом на 20%, а нефтепровод — на 80%.
• В-третьих, газопровод позволит переориентировать туркменский газ в Пакистан и Индию, устранив тем самым Туркмению как конкурента «Газпрома» на европейском рынке. А шансы стать таким конкурентом у Туркмении растут. Так, 7 июня 2006 г. после долгих колебаний ЕС поддержал сооружение транскаспийского газопровода «Набуко» стоимостью 5,8 млрд долларов. Газ будет поступать в Европу из Средней Азии, Азербайджана и Ирана. Газопровод пройдет из Азербайджана через Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию. Первая партия газа может поступить по новому газопроводу через 6 лет. А двумя днями раньше во время встречи с помощником госсекретаря США президент Туркменистана поддержал идею строительства Транскаспийского газопровода, предлагаемую США. Он заявил, что Туркменистан выступает за диверсификацию поставок углеводородов на мировые рынки. У России есть еще один потенциальный конкурент на европейском рынке. Это Иран, который стремится не только поставлять в Европу свой газ, но и обеспечить транзит туркменского и узбекского газа. Очевидно, что достижение соглашения между «тройкой» ЕС и Ираном по ядерной проблематике поведет к налаживанию энергетического диалога между ЕС и Исламской Республикой. Защищая свои интересы в Европе, Россия уже сейчас помогает Ирану переориентироваться на рынок Пакистана и Индии, предложив
153
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
проект Иран — Индия по дну Аравийского моря.
• В-четвертых, России гораздо более выгодно отказаться от прокачки части туркменского газа, получив при этом хоть какое-то уменьшение выращивания наркотиков, чем оставить все, как есть сейчас. Поток наркотиков наносит колоссальный ущерб экономике России, ставя под угрозу будущее страны.
• В-пятых, сооружение наряду с трубопроводом транспортной магистрали Север-Юг позволит странам Центральной Азии и России выйти на рынок Пакистана и к берегам Аравийского моря, что придаст импульс их внешнеполитической деятельности.
• В-шестых, линия электропередачи даст возможность поставлять электроэнергию в Пакистан. Россия уже получила заявку от Пакистана на закупку электроэнергии. В настоящее время РАО ЕЭС рассматривает два возможных варианта маршрута — через Китай и Афганистан. Об этом шла речь 12 апреля 2007 г. на встрече деловых кругов России и Пакистана, а которой было сформулирована идеи поставки электроэнергии в Пакистан из Центральной Азии (Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Узбекистан), где РАО ЕЭС России осуществляет большие инвестиционные проекты по строительству гидроэлектростанций.
Поэтому «Газпром», как упоминалось выше, с самого начала проявил интерес к проекту. Не ослабла заинтересованность и в настоящее время. Еще в начале 2005 г. был подписан протокол о взаимопонимании с потенциальным инвестором — индийской компанией ONGC. Стороны договорились вести разработку газовых месторождений на территории Индии, России и третьих стран, а также строить газовые трубопроводы и хранилища.
Сотрудничество с Россией и тем более со странами Южной и Восточной Азией чрезвычайно важно для Афганистана (не только в отношении строительства ТАГ) потому, что ситуация в этой стране остает-
ся напряженной. Нерешенность проблем обеспечения безопасности трубопровода является основным препятствием на пути его строительства.
Проблемы безопасности
В настоящее время обстановка в Афганистане остается далеко от спокойной. Боевые действия ведутся на 60% территории Афганистана.
Противниками нынешнего режима был совершен ряд покушений на видных афганских деятелей. Так, в феврале 2002 г. в аэропорту Кабула убит министр транспорта Абдул Рахман. 6 июля того же года в столице застрелен вице-президент Хаджи Абдул Кадыр. До этого в Джелалабаде чудом избежал смерти министр обороны Мухаммед Фахим, когда на пути следования его кортежа взорвалась бомба. В конце июля, через неделю после того, как президент Х. Карзай и многие министры нового правительства доверили свою охрану американским солдатам, в Кабуле была предотвращена попытка покушения на руководство страны. В результате покушения на президента 5 сентября в Кандагаре ранение получил губернатор Кандагара, а трое человек, в том числе охранник, обстрелявший машину Карзая, были убиты. После этого было совершено еще два покушения на президента — в сентябре 2004 г. в провинции Пактика, когда Карзай направлялся на вертолете в г. Гардез, и 10 июня 2007 г. в городке Андар провинции Газни.
В результате теракта, совершенного 16 мая 2007 г. в Кандагаре, ранения получил министр культуры Абдул Карим Хорам.
2 мая 2007 г. в столице убит сенатор верхней палаты парламента (Ды Мышра-но джирги) Абдуссабур Фарид, бывший в июне 1992 г. премьер-министром страны. В январе этого же года в Кабуле убит депутат парламента от Самангана Мухаммад Ислам Мухаммади, а чуть позже было совершено покушение на депутата Пад-ша Хана.
154
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
7 июня 2007 г. на севере Кабула совершено нападение на генерального прокурора Афганистана. Последний обвиняет в попытке его похищения одного из командиров Северного альянса Дин Мохаммада Джората.
Наиболее тревожным проявлением нестабильности является гибель мирных жителей. В 2005 г. жертвами террора стали 1600 человек. В ходе кампании по выборам в парламент были убиты
7 кандидатов в депутаты, а также несколько влиятельных мулл, включая верховного мусульманского лидера страны Абдула Файза. Только в день выборов в результате различных инцидентов погибли пятнадцать человек. Помимо столицы, ракетным обстрелам подверглись ряд объектов в Газни, Бадахшане и Хосте. 15 избирательных участков не открылись из соображений безопасности, а еще один был взорван. За 2006 г. в результате терактов в афганских школах погибли 40 учителей8, 85 учащихся, 187 учебных заведений были разрушены9 (в 2005 г. 180 школ10 11). Самый кровопролитный террористический акт совершен 17 июня 2007 г. в Кабуле, когда в результате взрыва автобуса погибли 35 курсантов Полицейской академии. Ранения получили 50 человек. За последние три дня это было пятое нападение на стражей порядка.
В мае — июне 2006 г. талибы прибегли к широкомасштабным боевым действиям. Особенно усилилось их сопротивление летом 2006 г. Наибольшую активность талибы проявляют в четырех южных и восточных провинциях, что заставляет НАТО наращивать там свое военное присутствие. Так, если до лета 2006 г. в Гильменде было 250 иностранных военнослужащих, то к середине декабря их число достигло 3500 человек11. Тем не менее, 2 февраля
8 Радио Свобода. 2007. 18 апреля.
9 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 29 апреля. За полтора года с января 2006 г. сожжены или подверглись нападению 190 школ (URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 12 июня).
10 Радио Свобода. 2007. 18 апреля.
11 Военная тайна // РЕН ТВ. 2006. 17 декабря.
2007 г. талибы захватили город Муса-Ка-ла провинции Гильменд, чуть позже еще 2 города этой провинции — Сангин и Дишоу (которые в начале апреля были отбиты), 5 апреля — один из городов провинции Заболь, 26 апреля — район Гиро в провинции Газни, 18 июня 2007 г. города Миан-Нишин и Горак провинции Кандагар. Таким образом, к 20 июня движение талибов, контролирующее около 15% территории южных регионов, в том числе половину территории провинции Кандагар, еще больше расширило и укрепило свое присутствие в южных районах Афганистана. По разным оценкам, талибы контролируют 10—12 пунктов в южных и восточных провинциях страны12.
Использование террористов-смертников
Под влиянием иракского опыта в Афганистане увеличивается использование террористов-смертников. Более того, в настоящее время теракты с применением смертников стали одним из главных методов борьбы исламистов в различных странах, в том числе Афганистане.
Данный метод берет свое начало в Афганистане. Первая атака смертника была проведена в Афганистане в 1992 г., когда египтянин по заказу Г. Хекматьяра взорвал себя вместе с Мавлади Джамилем Рахманом, руководителем одной из террористических группировок13. 9 сентября 2001 г. в селении Ходжа Бахауддин в провинции Тахар в результате атаки смертников погиб один из лидеров Северного альянса А. Масуд. Но и в этом случае исполнителями теракта были не афганцы, а арабы, выдававшие себя за журналистов. По некоторым данным, заказчиком этого теракта был бен Ладен.
В первые пять лет правления Х. Карзая исламисты в Афганистане редко использовали смертников. Однако с конца
12 Арунова М.Р., Ковальчук П.Е. Афганистан: активация движения талибов. URL: www. iimes.ru. 2007. 2 апреля.
13 Нечитайло Д.А. Особенности использования террористов-смертников в Афганистане. URL: www.iimes.ru. 2007. 4 сентября.
155
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
2005 г. теракты с использованием смертников стали применяться ими все чаще. Присутствие коалиционных сил затрудняет исламистам ведение открытых боевых действий. Были также приняты меры по усилению правительства Х. Карзая и афганской армии. Поэтому талибам приходится приспосабливаться к новой ситуации и использовать новые методы. В 2005 г. в стране произошло 19 взрывов, осуществленных террористами-са-моубийцами, а в 2006 г. уже 102 теракта, в результате которых погибли 227 гражданских лиц и 17 военнослужащих иностранных государств14. С сентября 2006 г. в Кабуле каждую неделю происходят атаки смертников. По мнению экспертов, на июль 2007 г. в Афганистане превысит предыдущий по количеству терактов с использованием террористов-смертников. На июль 2006 г. было зарегистрировано 47 акций, в то время как на тот же период текущего года эта цифра увеличилась до 57 случаев15. Увеличилось и количество устанавливаемых взрывных устройств. В течение 2006 г. в Афганистане было совершено 139 акций смертников16. Согласно докладу ООН число атак смертников резко возросло в 2005 г., а еще через год увеличилось в 7 раз17. Один из лидеров талибов, убитый в Афганистане в мае 2007 г., мулла Дадулла, заявил, что у движения 500 смертников, которые будут совершать теракты по всему Афганиста-ну18. Мулла Дадулла сказал, что операции
14 Сообщение командования Международных сил содействия безопасности от 2 декабря
2006 г // Радио Афганистана. 2006. 2 декабря. По сообщению Би-би-си от 26 июня 2007 г., в 2006 г. было совершено около 150 нападений террористов-смертников. А по данным The International Herald Tribune от 6 февраля
2007 г., число атак смертников-самоубийц возросло с 27 в 2005 г. до 136 в 2006 г.
15 Д.А. Нечитайло. Особенности использования террористов-смертников в Афганистане. URL: www.iimes.ru. 2007. 4 сентября.
16 Д.А. Нечитайло. Террористы-смертники («умные бомбы») в движении джихада. URL: www.iimes.ru. 2007. 16 марта.
17 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 9 сентября.
18 URL: www.utro.ru. 2007. 19 сентября.
смертников недостаточны для победы над врагом, тем не менее они очень важны. Мулла Ахунд, занимавший в правительстве талибов пост министра обороны, сообщил в конце марта 2007 г., что за последние несколько месяцев в Афганистан переправлены около 6 тыс. специально подготовленных смертников, целью которых станут иностранные силы в Афга-нистане19.
Талибы стараются ориентировать смертников атаковать военные объекты, патрули, подразделения афганской армии, избегая жертв среди мирных жителей. Если последние и гибли в ходе терактов, то за большую часть из них ответственность лежит на «Аль-Каиде», а исполнителями становились смертники арабского и пакистанского происхождения. Так, смертники, устроившие взрывы в мечети Кандагара в 2005 г., в результате которых погибли 20 человек, в Спинбул-даке в 2006 г. — 26 человек, были арабами. Один из видных активистов «Аль-Каиды» Абу аль-Либи был обвинен в организации взрыва в Баграме во время визита вицепрезидента США Д. Чейни (22 убитых)20. В последние несколько месяцев 2007 г. в Афганистане были арестованы 9 террористов-смертников пакистанского происхождения. Согласно упоминавшемуся докладу ООН, более половины смертников в Афганистане составляют иностранцы. Значительная часть смертников проходит подготовку в медресе «зоны племен» Пакистана. В 80% случаев жертвами подобных терактов становятся мирные жители. Так, в 2007 г. из 183 убитых афганцев 121 являются мирными жителями21.
Поскольку ведение боевых действий с использованием смертников чуждо афганскому менталитету, только чуть больше половины подобных терактов заканчивается гибелью исполнителя22. Тем не
19 Немецкая волна. 2007. 26 марта.
20 Нечитайло Д.А. Особенности использования террористов-смертников в Афганистане. URL: www.iimes.ru. 2007. 4 сентября.
21 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 9 сентября.
22 Там же
156
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
менее они стали неотъемлемым элементом борьбы против правительственных войск и сил коалиции (хотя и осуществляемой во многих случаях иностранцами).
31 мая 2007 г. представитель движения талибов Кари Юсуф Ахмади в телефонном разговоре с журналистами заявил, что у них на вооружении появилось противовоздушное оружие23. По данным талибов, большей частью опровергавшимся НАТО, с 30 мая по 10 июля войска НАТО потеряли в Афганистане два боевых вертолета «Chinook» и два боевых самолета. Если информация о появлении у талибов новых средств ПВО подтвердится, это может изменить военно-политическую ситуацию в Афганистане. В настоящее время авиация является решающим средством нанесения поражения отрядам талибов. Потеря господства в небе и как следствие сокращение возможностей авиации приведут к резкому росту потерь западного контингента, что поставит под сомнение миссию Международных сил содействия безопасности и в результате изменит баланс сил между властями и талибами в пользу последних.
Помимо талибов действуют и другие группировки. По сведениям итальянской газеты «La Repubblica», боевики организаций, поддерживающих союзнические отношения с талибами, открыли второй фронт против сил западной коалиции в восточных провинциях Афганистана у границы с Пакистаном. Они контролируют значительную территорию, пользуются поддержкой местного населения24.
Потери войск и гибель мирных жителей
Увеличивается число нападений на иностранные войска. Так, если в 2005 г. регистрировалось около 130 нападений на войска НАТО в Афганистане в месяц (на войска МССБ 200 в год25), в марте
23 ISNA. 2007. 31 мая.
24 URL: www.newsru.com. 2006. 17 октября.
25 Пластун В. Талибы и НАТО в афгано-пакистанском приграничье. URL: www.afghanistan. ru. 2006. 23 августа.
2006 г. 300, то в ноябре того же года уже 600 атак в месяц26. Таким образом, в 2005 г. было зафиксировано 1558 инцидентов, а в 2006 г. уже 454227.
В результате усиления боевых действий только в 2006 г. убито 4 тыс. человек, значительную часть которых составляют мирные жители28. По сравнению с прошлым годом количество погибших увеличилось более чем в 4 раза29. За четыре месяца 2007 г. погибло 380 человек30, а за шесть месяцев того же года — свыше 2 тыс. человек31. Значительны потери мирных жителей и в результате действий сил США и НАТО. Так, за пять с половиной месяцев 2007 г. в результате воздушных ударов и наземных операций против боевиков погибли 230 мирных жителей32.
Растет и число погибших военнослужащих из состава коалиционных сил и войск НАТО. Так, согласно информации военно-дипломатических источников в Москве, сославшихся на данные Центрального военного командования США (CENTKOM), за четыре года с момента ввода американского контингента в Афганистан 7 октября 2001 г. общие боевые санитарные потери США составили 829 военнослужащих, из них 246 убитыми и 583 ранеными. Источники отметили, что в связи с активизацией действий боевиков в Афганистане отмечается устойчивая тенденция ежегодного роста потерь убитыми среди американских военных в этой стране. Так, за неполные три месяца 2001 г. в Афганистане погибли 12 американцев, в 2002 г — 43, в 2003 г — 47, в 2004 г. — 52, а за 10 месяцев 2005 г. уже 92 человека33.
26 Григорьев Е. Афганские «грабли».URL: www. afghanistan.ru. 2006. 20 ноября.
27 НТК «Звезда». 2007. 4 июня.
28 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 6 марта.
29 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2006. 13 ноября.
30 Данные главы Комиссии по правам человека в Афганистане Ричарда Беннета (URL: www. afghanistan.ru. 2007. 31 мая).
31 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 14 июня.
32 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 19 июня.
33 ИТАР-ТАСС. М., 2005. 31 октября. URL: www.izvestia.ru. 2005. 3 ноября. По данным РИА Новости от 10 мая 2006 г. со ссылкой
157
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
По официальным данным, в 2006 г. в Афганистане погибли 98 американских военных и 93 военнослужащих из других стран НАТО34. Если за шесть месяцев 2007 г. было убито около 100 иностранных солдат и офицеров35, то да восемь — уже свыше 15 0 36. Эти данные, видимо, занижены. По сведениям независимых источников, только к марту 2003 г. число погибших американских военнослужащих составило без малого 1000 человек37. По крайней мере, по заявлению командования Коалиционных сил, военное ведомство США выразило беспокойство тем фактом, что по соотношению потерь к численности группировки войск военный контингент ВС США в Афганистане несет значительно больший урон, чем в Ираке.
Подобное развитие событий ведет к тому, что контингент войск антитеррористической коалиции во главе с США постоянно наращивается. Так, если еще летом 2005 г. его численность была равна 17 тыс. военнослужащих, то осенью того же года она поднялась до 20 тыс. А в мае 2006 г. стало известно о планах США довести численность своих военнослужащих в Афганистане до 23 тыс. человек. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил 5 октября 2005 г. в Кабуле об увеличении миротворческого контингента НАТО с 9 тыс. до 15 тыс. человек. Уже в декабре 2005 г. численность сил НАТО составила 11 тыс. человек. Однако обострение напряженности в мае — июне 2006 г. вынудило НАТО заявить об увеличении контингента до 25 тыс. военнослужащих. В начале ноября того же года в Афганистане находилось около 42 тыс. иностранных военнослужащих, из которых около 20 тыс. составляли аме-
на пресс-службу Пентагона, в Афганистане, Пакистане и Узбекистане армия США потеряла 234 военнослужащих, в том числе 141 был убит в бою.
34 НТК «Звезда». 2007. 4 июня.
35 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 1 июля.
36 URL: www.bbc.co.uk/pashto. 2007. 28 августа.
37 Независимая газета. 2003. 24 марта.
риканцы, а остальные 20 тыс. солдаты и офицеры из других стран НАТО и ее союзников. С октября 12 тыс. — американских военнослужащих перешли под командование Международных сил содействия безопасности, в результате чего численность группировка альянса в Афганистане составила 32 тыс. солдат и офицеров38. Кроме того, объявлено о намерении стран НАТО направить в Афганистан еще 2,5 тыс. человек. В июле 2007 г. в составе войск НАТО в Афганистане насчитывалось 37 000 военнослу-жащих39, в том числе 17 000 направлены США (еще 10 000 под американским командованием), 6700 — Великобританией (с перспективой увеличения до 7700 — к 2009 г.), 3600 — Германией, 2500 — Канадой, 2200 — Голландией, 1950 — Италией, 1200 — Польшей, 1200 — Турцией, 1000 — Францией (направит еще 200), 650 — Испанией, 420 — Данией (направит еще 100 — человек), 550 — Австралией, которая не является членом НАТО (намечено увеличение до 950 к середине 2007 г.), а также другими странами. Всего на территории Афганистан находятся военнослужащие 37 стран, 26 из которых являются членами НАТО и еще 9 — членами Совета Евроатлантического партнерства40.
В начале сентября 2006 г. войска НАТО провели на юге Афганистана операцию «Медуза», которая, по оценкам некоторых экспертов, стала самой крупной сухопутной боевой операцией НАТО за всю историю организации. Проведены широкомасштабные операции также в марте, июне и сентябре 2007 г.
Приведенные выше данные свидетельствуют об отсутствии стабильности в Афганистане. Для того чтобы дать ответ на вопрос о перспективах развития ситуации в стране, необходимо проанализиро-
38 Независимая газета. 2006. 3 ноября.
39 EuroNews. 2007. 27 февраля.
40 Кроме того, ВМС Японии с ноября 2001 г. оказывают помощь коалиции, заправляя ее военные корабли в Индийском океане и предоставляя иную тыловую поддержку.
158
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
вать те конфликты, которые подпитывают нестабильность.
Конфликтогенный потенциал ситуации в Афганистане
Прежде всего стоит отметить, что присутствие иностранных войск воспринимается населением негативно. Оно порождает постоянно растущее недовольство и сопротивление населения страны. Враждебные настроения по отношению к американцам растут день ото дня. Возмущение вызывало то, что солдаты, игнорируя обычаи и традиции, без разрешения входили в дома и устраивали обыски. Подобное отношение усилилось вследствие ошибочных бомбардировок, приведших к гибели более четырех тысяч мирных жителей. О силе антиамериканских настроений свидетельствуют массовые акции протеста, охватившие весь Кабул 29-30 мая 2006 г. Американский автомобиль из-за отказа тормозов врезался в афганские автомобили, в результате чего погибли афганцы. Когда толпа стала забрасывать американцев камнями, те вместе с афганскими полицейскими открыли огонь то ли в воздух, то ли по людям. Ночью был введен комендантский час. В город пришлось ввести войска и бронетехнику.
Реакцией на американское военное присутствие стала победа моджахежов и религиозных деятелей на прошедших в сентябре 2005 г. парламентских выборах, получивших более 50% голосов.
Кроме того, продолжается борьба талибов, структура движения которых полностью сохранена. Особенно активны их действия на юге, в частности в провинциях Гильменд, Заболь, Урузган и Кандагар, где время от времени целые уезды оказываются под их властью. Талибы все чаще переходят к широкомасштабным боевым действиям.
В сохранении нестабильности заинтересованы также наркодельцы и наркоторговцы, которые понимают, что в условиях мира и спокойствия выращивание нарко-
тиков и тем более наркопроизводство будут затруднены. Их мало волнует и газопровод, поскольку никакой трубопровод не даст такого дохода, как выращивание наркосодержащих культур.
Борьба полевых командиров
Четвертым конфликтом выступает междоусобная борьба полевых командиров за сферы влияния. Устранить полевых командиров вряд ли удастся, поскольку по сути своей они представляют собой традиционных местных лидеров, опирающихся на поддерживающие их группы. Эти группы поддержки сочетают в себе черты клана и клиентеллы. Сохранение у всех этносов Афганистана (за исключением таджиков) племенной структуры означает, что помимо генеалогии властные отношения основаны также на патронаже, когда престиж и власть пропорциональны распределяемому личному богатству. Это явление составляет неотъемлемое свойство племени и сопровождает последнее на всем протяжении его существования. С давних времен в афганских племенах тот получает больше влияния и обретает власть, кто больше дает, раздает, распределяет, или, по крайней мере, отдает часть того, что получил, и тем самым обретает больше сторонников — клиентов. Своей щедростью и нужностью тем, кто в нем нуждается, хан всегда должен показывать, что он — единственное лицо, достойное выполнять эту функцию. Поэтому власть дается человеку необязательно на всю жизнь. Как гласит афганская пословица, «нет хана без дастархана» (без скатерти, то есть накрытого стола). В этом состоит суть важнейшего положения «кодекса чести пуштуна» паштунвала (буквально «пуштунство», «статус пуштуна») — гостеприимства, выступающего принципом организации власти. Каждый глава семьи имеет худжру — дом для гостей, являющийся средством, благодаря которому собственник в конкуренции с другими собственниками добивается власти и влияния. Если его худжра признана, то он мо-
159
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
жет стать ханом. Последний должен обеспечивать других едой, посредничать в их спорах и защищать интересы сообщества перед лицом государства.
Такой хан или малик является носителем коренящейся в самом сообществе публичной власти, отличной от государственной. Объединенностью племени вокруг такого центра обеспечивается его устойчивость. Безопасность и спокойствие достигаются центростремительным характером организации всех сторон общественной жизни, в которой важное значение имеют связи внутри референтных групп и кланов. В итоге социальное взаимодействие тяготеет к подобным центрам, которые выступают фрагментами социально-политической ткани общества и в рамках которых развиваются отношения патронажа отдельных сильных личностей, способных эффективно защитить корпоративные интересы. Данная сеть отношений создает вокруг лидера группу поддержки, которая действует независимо от каких бы то ни было политических программ. Данными обстоятельствами во многом определяется политический и общественный климат в стране: массы тяготеют не к идеям, а к лидерам. Вокруг сильных личностей в соответствии с их престижем неминуемо складываются как поле притяжения, так и отношения зависимости и преданности, что ведет к политическому соперничеству. Таким личностям и верит население. За годы гражданской войны они обзавелись вооруженными отрядами, а в настоящее время претендуют на власть. Они создают политические партии, число которых к июню 2005 г. перевалило за восемьдесят, а также собственные теле- и радиостанции.
Этнические конфликты
Отмеченные выше противоречия и столкновения выводят на первый план этнический конфликт, который имеет глубокие корни в афганском обществе. Узбеки вытесняют пуштунов с севера, ха-
зарейцы — из центра страны. На севере время от времени вспыхивают столкновения узбекских, таджикских и хазарей-ских военных группировок, а на западе Афганистана — таджикских и пуштунских.
Этнонациональная борьба в настоящее время идет вокруг принципов и основ построения афганского государства. Иными словами, вокруг политической традиции.
Дело в том, что на протяжении двух с половиной веков афганское государство основывалось на власти пуштунов и носило унитарный характер.
В 1990-е годы этнические меньшинства создали свои организационные и военные формирования. В результате во многом благодаря поддержке со стороны Таджикистана, Узбекистана и Ирана соответственно таджики, узбеки и хазарейцы создали квазигосударственные образования, а элита их осуществляла всю полноту власти на территории проживания своих этносов.
Разумеется, отказываться от своих достижений этнические меньшинства не хотят. С другой стороны, пуштуны стремятся восстановить свое доминирование.
Поэтому, в частности, так труден оказался процесс принятия Конституции. Предложенный вариант президентской республики встретил противодействие со стороны представителей этнических меньшинств, отстаивавших парламентскую форму правления и не желавших концентрации власти в руках президен-та-пуштуна. Именно вокруг этого вопроса разгорелись главные споры. Х. Карзай пригрозил, что не будет баллотироваться в президенты, если джирга не утвердит президентскую форму правления. Результатом торга стал компромисс, по которому Афганистан остался президентской республикой, но полномочия президента урезаны, он не может распускать парламент. Предлагаемое им правительство должно утверждаться нижней палатой.
160
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
Но и парламент не вправе объявить импичмент президенту.
Однако лидеры оппозиции в только что сформированном парламенте все-таки намерены внести изменения в Конституцию, касающиеся прежде всего парламентской формы правления и учреждения поста премьер-министра. Так, 4 апреля 2007 г. было объявлено о создании Национального фронта, объединившего ряд политических партий. Б. Раббани, комментируя свое избрание в качестве главы альянса, заявил, что выступает за введение парламентской формы правления и выборность губернаторов всех 34 провинций. Он также высказался за ограничение полномочий президента Хамида Карзая.
Вставал на конституционной Лойя джирге вопрос и о федеральном устройстве Афганистана. Наиболее энергичными проводниками этой идеи выступают военно-политические лидеры двух этнических групп — узбеков и хазарейцев.
Все это свидетельствует о том, что противоречия в афганском обществе носят глубокий характер и затрагивают сами основы государственного устройства.
Превращение Афганистана в поле борьбы
интересов иностранных государств
Еще одним, шестым, уровнем конфликта является позиция иностранных государств. По сути, ни одна из окружающих Афганистан стран не хочет стабилизации там обстановки.
В частности, Пакистан заинтересован в том, чтобы в соседней стране было слабое правительство, которое не сможет поднять вопрос о непризнании т.н. линии Дюранда, служащей границей между двумя странами и разделяющей некоторые племена. Кроме того, Пакистан стремится укрепить свои позиции среди пуштунов, а Индия, открыв консульство в Кандагаре, возвращается к своей традиционной политике поддержания антипакистанских настроений среди пуштунов, и так довольно распространенных.
Саудовская Аравия поддерживает лидера радикального «Исламского союза Афганистана» Абдураб Расула Сай-афа. Миссионеры из Саудовской Аравии активно действуют на юго-востоке страны.
Узбекистан и Турция возобновили сотрудничество с узбекским лидером Абдур-рашидом Дустомом. Таджикистан укрепляет связи с таджиками северо-востока Афганистана.
Что касается Ирана, то наиболее заметно его присутствие на западе страны в Герате и в шиитских хазарейских районах центрального и северо-западного Афганистана.
Иными словами, страна как бы растаскивается своими соседями.
Как уже упоминалось, вряд ли заинтересованы в стабилизации ситуации и США. Но это не мешает Соединенным Штатам быть сторонниками проекта, поскольку сооружение газопровода неизбежно поставит вопрос о его защите, как это уже происходит на Южном Кавказе в зоне трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан, где США наращивают свое военное присутствие.
Все рассмотренное выше позволяет сделать вывод о долговременном и затяжном характере конфликта в Афганистане.
Некоторые способы обеспечения безопасности
Однако нельзя сказать, что проблемы безопасности не решаемы. В частности, безопасность предполагается обеспечивать с помощью специальных отрядов, состоящих из военнослужащих пограничной службы, национальной полиции и армии, которые будут рассредоточены по маршруту газопровода.
Но наиболее предпочтительным средством представляются переговоры с местными лидерами. В условиях многолетней войны, когда многие социальные связи оказались разрушены, возросла роль традиционных институтов, в связи с чем возросла роль и традиционных
161
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
лидеров. В обмен на оплату или на получение части газа местные отряды и племена обеспечат наилучшую защиту трубопровода.
Еще одним позитивным фактором выступает наличие запасов газа в Туркменистане, который выступает основным сторонником газопровода, поскольку заинтересован в диверсификации путей поставок своих энергоресурсов.
Туркменистан: запасы углеводородов и возможности их экспорта
Обладая значительными запасами газа41 *, Туркменистану не удается диверсифицировать пути его поставок. До 1990 г. республика добывала и поставляла на централизованный рынок Советского Союза 85—90 млрд кубометров газа. После распада СССР Туркменистан оказался фактически изолированным от газовых рынков, что привело к снижению объемов добычи, которая в 1995—1996 гг. упала до 35—38 млрд кубометров в год. Добываемый газ поставлялся в страны СНГ (главным образом на Украину) через систему российских трубопроводов. После отказа Туркменистана в марте 1997 г. от услуг «Газпрома» добыча газа снизилась до уровня 12—15 млрд кубометров газа в год, что крайне негативно сказалось на развитии ТЭК Туркменистана и практически всей национальной экономики.
В настоящее время туркменский газ через Центральноазиатский трубопровод идет в Россию и Европу. Поставки газа в Европу с месторождения Довлетабад осуществляются через Россию по газопроводу Довлетабад — Дерялык — Европа. 12 мая 2007 г. главы России, Казахстана и новый президент Туркменистана Гур-бангулы Бердымухаммедов подписали в Ашхабаде Меморандум о строительстве параллельной ветки прикаспийского тру-
41 По запасам газа Туркменистан занимает
четвертое место в мире. Доказанные запасы газа в Туркменистане составляют 2,8 трлн кубометров, перспективные — 24 трлн, а промышленные — 26 трлн.
бопровода. Новые ветки появятся и у газопровода Центральная Азия — Центр.
Целью Туркменистана является диверсификация экспортных потоков, минимизация зависимости от трубопроводной системы «Газпрома» и усиление связей со странами Среднего Востока и с Западом.
Что касается наиболее экономически рентабельного иранского направления, то на его пути стоит позиция США. Пока действуют лишь два небольших газопровода — трубопровод от Корпедже в Западном Туркменистане до Курт-Куи в Северо-восточном Иране протяженностью 200 км, мощностью 8 млрд кубометров в год, сооружение которого иранцы завершили в декабре 1997 г., и газопровод То-хта-Базар — север Ирана. Любые планы продления трубопровода из Ирана в Турцию или в Пакистан и Индию блокируются Соединенными Штатами. Пока Иран остается единственным (помимо России и Украины) потребителем туркменского экспортного газа.
В феврале 1999 г. Туркменистан подписал соглашение с американским консорциумом по строительству газопровода в Турцию, который будет проходить по дну Каспийского моря в Азербайджан (транскаспийсктй газопровод), дополняя линию Баку — Тбилиси — турецкий порт Джейхан на берегу Средиземного моря. Однако этот проект не выдержал конкуренции с проектом «Газпрома» под названием «Голубой поток», который уже вступил в строй.
С 1994 г. по настоящее время на стадии обсуждения находится проект прокладки газопровода из Туркмении в Китай. Только в 3 апреля 2006 г. в Пекине руководители двух стран подписали Генеральное соглашение о строительстве газопровода Туркменистан— Китай и о поставках туркменского газа в КНР Согласно документу Китай будет ежегодно на протяжении 30 лет закупать у Туркменистана 30 миллиардов кубометров природного
162
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
газа. Стоимость газопровода может составить около 10 миллиардов долларов.
В результате Туркменистану пришлось пойти на заключение долгосрочного соглашения (на 25 лет) с Россией 10 апреля 2003 г., в соответствии с которым он принял на себя обязательство поставить «Газпрому», в частности, 60—70 млрд кубометров газа в 2007 г., 63—73 млрд кубометров в 2008 г., по 70—80 млрд кубометров в 2009—2028 гг. ежегодно. Туркменский экспорт составил в 2005 г. 55 млрд кубометров, а в 2006 г. — 78 млрд кубометров газа.
В апреле 2006 г. возник еще один проект — проект прокладки газопровода из Туркменистана в Таджикистан через территорию Афганистана. Власти последнего также проявили заинтересованность, поскольку в этом случае появится возможность импорта и афганского газа в Таджикистан.
Проблемы с диверсификацией поставок туркменского газа и отсутствие газохранилищ стали причинами высокой заинтересованности Туркменистана в прокладке трансафганского газопровода. Президент С. Ниязов активно продвигал этот проект в качестве главного его вдохновителя.
В настоящее время данный проект выполняет еще одну важную для Туркменистана функцию. Он служит средством давления на Россию и Украину с целью побудить их согласиться с повышением цены на газ. В программе новостей национального телевидения 10 февраля 2006 г. С. Ниязов сообщил о намерении поднять цену до 100 долларов США за тысячу кубометров с сентября-октября того года42. Для вящей убедительности использовался аргумент о строительстве трансафганского газопровода. Данное повышение привело к росту цены на газ для Украины.
Однако Туркменистан создает и препятствия на пути реализации проекта. Одно из них касается запасов газа в Туркме-
42 Независимая газета. М., 2006. 18 февраля.
нии. В частности, до сих пор неизвестны результаты аудита запасов природного газа юго-восточного Туркменистана, проведенного в 2004 г. западными сертификационными компаниями DeGolyer&MakNaughton (США) и Gaffney, Cline and Associates Ltd. (Великобритания). По некоторым данным, согласно аудиту, запасы Довлетабада ниже заявленных на 700 млрд кубометров, т.е. не превышают 1 трлн. кубометров газа43. Еще одна оценка дает число в 1,3 трлн44. Из-за отсутствия отчета по запасам указанного месторождения Пакистан даже отказывался осенью 2004 г. от продолжения переговоров по проекту и от проведения очередного восьмого заседания руководящего комитета в Исламабаде. В октябре 2005 г. Азиатский банк развития заявил, что согласно его данным о запасах газа в Туркмении, возможности поставок ниже, чем ожидалось. Их может быть достаточно для заполнения трубопровода на протяжении нескольких лет, но затем потребуется газ с других месторождений. Кроме того, необходимо учитывать, что Туркмения уже заключила целый ряд долгосрочных контрактов на поставку газа.
Помимо этого, препятствия для реализации проекта создают и некоторые особенности региона.
Конкурирующие проекты и противоречия Индии и Пакистана
В настоящее время ведется активная подготовка к работам по прокладке упоминавшегося выше газопровода из Ирана по дну Аравийского моря в Индию с промежуточным выходом в районе города Карачи. Хотя проект был предложен Россией, однако для России более предпочтительно зарезервировать рынки Пакистана и Индии за Туркменией.
Прорабатывается и другой проект — из Ирана через Пакистан в Индию. На-
43 Халк Клыч. Геополитика по-туркменски, или Большой газовый блеф Ниязова. URL: www. dogryyol.com или Агентство политических новостей. Казахстан, 2006. 15 января.
44 ЭПУ. 2004. № 5. URL: www.epu.kiev.ua
163
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 1/2010
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
званный «газопроводом мира» стоимостью 4,5 млрд долларов, проект может скрепить отношения между тремя его участниками. Однако США дали понять, что они недовольны сотрудничеством Индии с Ираном. О беспокойстве по этому поводу заявила госсекретарь Кондолиза Райс. Однако Индия ответила, что долговременная энергетическая безопасность определяет ее энергетическую политику, а не общий политический курс.
Есть и еще одно препятствие. Большая часть этого газопровода будет проходить через территорию иранского и пакистанского Белуджистана. Рост националистических настроений среди белуджей и появление радикальных исламистских группировок значительно осложняют продолжающиеся переговоры по поводу реализации проекта.
Кроме того, Индия рассчитывает на импорт дешевого газоконденсата из Бангладеш и Мьянмы.
Одной из проблем выступает низкая потребность в импортном газе в Афганистане и Пакистане, хотя потребность в газе в Пакистане быстро нарастает.
Не менее важно то обстоятельство, что Индия не хочет впадать в зависимость от Пакистана, благодаря чему она предпочла бы газопровод по дну Аравийского моря. В свою очередь, Пакистан обеспокоен усилением позиций Индии в Афганистане и не очень приветствует развитие сотрудничества двух стран. Подобная ситуация является одним из сдерживающих факторов реализации проекта.
Заключение
Проведенный анализ показывает, что проект трансафганского газопровода дает шанс Афганистану шанс возрождения. Кроме того, он позволяет Афганистану подключиться к богатому региону Большой Восточной Азии, стать связующим звеном между странами, обладающими энергетическими ресурсами, и странами, заинтересованными в их получении.
Нет прямых противников проекта. Даже для России он несет больше позитивных следствий, чем негативных. Он позволяет переориентировать туркменский газ с европейского рынка на индийский, уменьшив тем самым конкуренцию. Не меньшее значение для России имеет стабилизация обстановки в Афганистане, чему в немалой степени может способствовать прокладка газопровода. Поэтому Газпром готов участвовать в реализации проекта.
Анализ показывает, что целый ряд факторов способствуют реализации проекта. Во-первых, это желание руководства Туркменистана разнообразить пути поставки углеводородов на мировой рынок. Во-вторых, потребность в газе Пакистана и особенно Индии. В-третьих, противодействие Вашингтона любым проектам трубопроводов, проходящих через территорию Ирана или идущим из него.
Однако осуществление проекта сталкивается с целым рядом препятствующих обстоятельств. Во-первых, это нестабильность в Афганистане, за которой стоит целый ряд конфликтов, в том числе такой взрывоопасный, как этнический. Во-вторых, неясность относительно величины запасов Довлетабадского месторождения, которое намечено в качестве главного поставщика газа в трубопровод. В-третьих, наличие конкурирующих проектов, особенно из Ирана в Индию через территорию Пакистана или по дну Аравийского моря. В-четвертых, противоречия между Пакистаном и Индией.
Анализ самых разнообразных обстоятельств, оказывающих воздействие на ситуацию с трансафганским газопроводом, позволяет сделать общий заключительный вывод о том, что негативные факторы пока преобладают. Поэтому ни одна компания до сих пор не заявила о своей готовности участвовать в проекте, кроме аргентинской «Бридас», для которой это является единственным шансом получить присужденный ей судом 1 млрд долларов. Однако подключение к проекту Японии
164
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
повышает шансы его реализации. Повышает его шансы и участие стран Большой Восточной Азии.
Вообще участие в проекте указанных стран будет способствовать не только его осуществлению, но и нормализации обстановки в Афганистане. Во-первых, сам газопровод будет приносить доход. Во-вторых, более активное и явное присутствие указанных государств вызовет
приток инвестиций, направленных на обустройство страны. Таким образом, трубопровод будет содействовать подключению Афганистана к региону с богатейшим потенциалом, что положительно скажется на нем самом. Может быть, подобное развитие событий — единственный шанс для ИРА, поскольку действия западной коалиции оказались малоэффективными.
165
COMPARATIVE POLITICS • 1/2010