Научная статья на тему 'ТРАМВАЙ КАК ОБРАЗ-СИМВОЛ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА'

ТРАМВАЙ КАК ОБРАЗ-СИМВОЛ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
361
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская поэзия / петербургский текст / трамвай / образ-символ / урбанистическая поэзия. / Russian poetry / Petersburg text / tram / image-symbol / urban poetry.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баженевская А.А.

В статье приводится анализ образа трамвая как одного из символов «петербургского текста», анализируются истоки возникновения образа трамвая в урбанистической поэзии, выявляются и классифицируются частные и общие черты данного образа в творчестве поэтов-петербуржцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAM AS AN IMAGE-SYMBOL OF THE PETERBURG TEXT

The article analyzes the image of the tram as one of the symbols of the "Petersburg text", analyzes the origins of the image of the tram in urban poetry, defines the specifics of this motif, identifies and classifies the specific and General features of this image in the work of poets from St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «ТРАМВАЙ КАК ОБРАЗ-СИМВОЛ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА»

PHILOLOGICAL SCIENCES

ТРАМВАЙ КАК ОБРАЗ-СИМВОЛ ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕКСТА

Баженевская А.А.

Студентка КГУ им. К. Э. Циолковского, институт филологии и массмедиа, 5 курс

TRAM AS AN IMAGE-SYMBOL OF THE PETERBURG TEXT

Bazhenevskaia A.

KSU named after K. E. Tsiolkovsky student, Institute of Philology and Mass Media, 5 th course

Аннотация

В статье приводится анализ образа трамвая как одного из символов «петербургского текста», анализируются истоки возникновения образа трамвая в урбанистической поэзии, выявляются и классифицируются частные и общие черты данного образа в творчестве поэтов-петербуржцев.

Abstract

The article analyzes the image of the tram as one of the symbols of the "Petersburg text", analyzes the origins of the image of the tram in urban poetry, defines the specifics of this motif, identifies and classifies the specific and General features of this image in the work of poets from St. Petersburg.

Ключевые слова: русская поэзия, петербургский текст, трамвай, образ-символ, урбанистическая поэзия.

Keywords: Russian poetry, Petersburg text, tram, image-symbol, urban poetry.

В русской литературе образ трамвая узнаваем и популярен. Он является неотъемлемой частью повседневной жизни горожан, многие годы служит им верой и правдой, является привычным средством передвижения как в прошлом столетии, так и в нынешнем. Для начала прошлого столетия трамвай стал символом новшества, знаком техногенной эпохи. На этой почве рождалось множество прозаических и стихотворных произведений, в которых авторы обращались к этому образу. Часто ему придавали символическое, фатальное значение и наделяли его «полномочиями» проводника из мира устаревшего, теряющего свою актуальность в мир новый. Сейчас же трамвай плотно вошел в обиход современного человека, но не утратил своей популярности и среди современных авторов.

Нами рассмотрена одна из специфик мотива трамвая в поэзии, приведенная Т. А. Арсеновой. Это важно для прослеживания тенденции развития данной специфики в поэзии, в творчестве поэтов-петербуржцев в частности, а также в явлении «петербургского текста». Итак, образ трамвая в урбанистической поэзии включает в себя следующую систему значений:

1. Трамвай - знак городского пространства (реальность, действительность жизни).

2. Трамвай - проводник во времени и пространстве (символ пространственно-временной связи).

3. Трамвай - свидетель жизни (факт присутствия).

4. Трамвай как способ преодоления времени (мифологизация образа).

5. Трамвай - разрушение, гибель, смерть (способы реализации образа в тексте) [1].

Данная система значений находит отражение в стихотворениях русских поэтов начала ХХ столетия, а позже - в произведениях начала XIX века. Причем не исключен тот факт, что наделение авторами данного образа чертами вышеприведенной специфики происходит неосознанно. В каждом конкретном случае может как проявляться лишь одна грань данного образа, так и может отчетливо читаться совокупность отдельных его значений. О том же свидетельствует исследователь Р.Д. Тимен-чик, в статье которого «К символике трамвая в русской поэзии» идет речь об «анимизации образа трамвая (сонного, разбуженного, усталого) в поэзии начала XX века», связанной «с переносом традиции мифологизации», присущей «историческому предшественнику трамвая - конно-железной дороге, или конке» [7]. Следовательно, трамвай является распространенным образом «городского текста» в целом, обладающим мифологическим и символическим значением. Но данный образ издавна находит широкое распространение в творчестве поэтов, живших и творивших в городе на Неве - ведь именно он в то время одним из первых находился на передовой цивилизационного развития страны. Таким образом, начиная с обращения к образу трамвая Н. Гумилева и О. Мандельштама можно говорить о том, что данный образ продолжает раскрываться в творчестве более поздних авторов различных литературных направлений. Зачастую образ трамвая встречается в текстах тех произведений, где повествуется о жизни города, о судьбе отдельного человека; в текстах, где самая незначительная деталь несет большую смысловую нагрузку - это одна из главных особенностей творчества поэтов Петербурга. Но, прежде чем перейти

к анализу, следует более подробно остановиться на явлении урбанистического пейзажа в «петербургском тексте».

Ю.М. Лотман как исследователь урбанистической литературы также подчеркивает ведущую роль города в культурноисторическом пространстве, поскольку он связывает прошлое с настоящим, «представляет собой котел текстов и кодов», принадлежащих разным языкам и разным уровням. «Город, как и культура, механизм, противостоящий времени, - пишет Ю.М. Лотман, - потому что он заново рождает свое прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно» [5].

В.Н. Топоров при анализе явления «петербургского текста» замечает, что город воспринимается как изначальный носитель определенной культурной информации, представляющий собой особую знаковую систему, сложный семиотический механизм, генератор культуры. Признаки города, среди которых важные для нашего исследования направленность, связанная с «изоморфностью городского пространства», то «просторного», то «тесного» и символичность: «синтетический сверхтекст» превращается в «сферу символического благодаря «особому словарю», задающему «семантическое пространство», не лишенное «миражности» и «фантастичности» [8]. Если применять терминологию ученых к нашему исследованию, то можно говорить о том, что трамвай органично вписан в «петербургский текст» - сначала как факт реальности, а затем как ее образ. Трамвай, по мнению еще одного исследователя данного феномена П. Золиной «в своем зарождении в литературном пространстве был практически неотделим от экзистенциальных концептов смерти и времени, что позволило ему довольно быстро войти в мифологический пласт культуры русского города и способствовало появлению широкого семантического поля образа. [3]. Почти двувековая история существования трамвая в России сделала его неотъемлемой частью жизни практически любого горожанина и укоренила в поэтике «петербургского текста».

Основные тенденции образа трамвая закладываются в поэзии первой половины ХХ века писателями, неразрывно связавшим свою жизнь с градом Петра и навсегда вписавшими свое имя в строки «петербургского текста» - Н.С. Гумилевым и О.Э. Мандельштамом. Они стоят у истоков возникновения данного образа, возникновения трамвая как средства передвижения и в связи с этим наделяют данный образ рядом определенных особенностей, неотъемлемо связанных с его новизной. Например, Н. Гумилев открывает сквозной сюжет трамвая в стихотворении «Заблудившийся трамвай» (1919):

Шел я по улице незнакомой

И вдруг услышал вороний грай

И звоны лютни, и дальние громы,

Передо мною летел трамвай.

В стихотворении безошибочно угадывается мотив революции. Сама революция становится здесь трамваем - проводником между старым и новым миром, жизнью и смертью. Лирический герой

вскакивает на подножку, и трамвай несет его через миры, оказываясь «самостоятельным фатальным образом с глубоко эсхатологическими приметами» [3]. Движение трамвая сопровождает «симфония» различных резких тяжелых звуков: здесь и «вороний грай», и «звоны лютни», и «дальние громы». Сливаясь воедино, они создают пугающий шум, будто предупреждая лирического героя об опасности. Трамвай, заблудившийся «в бездне времен», напоминает саму смерть: без остановок и станций, вне времени и пространства он мчится «бурей темной, крылатой». Лирический герой напуган и всеми силами пытается остановить трамвай, чтобы завершить поездку, отдает приказ вагоновожатому. Но трамвай уже нельзя остановить, он блуждает не только во времени, но и в пространстве. В этом стихотворении трамвай - полноценный «герой». Поэт создает своего рода «трамвайный миф». Трамвай становится символом революции, предупредительным знаком, предвестником гибели, несет опасность и смерть. На принадлежность данного стихотворения «петербургскому тексту» совершенно точно указывают географические координаты и легкоузнаваемые элементы петербургского пейзажа, черты архитектурного и исторического достояния города: «...Проскочили через Неву...», «...И за мостом летит на меня/Всадника длань в железной перчатке/И два копыта его коня...», «.Врезан Исакий в вышине...». Все эти образы широко распространены в творчестве поэтов-петербуржцев.

Продолжением «трамвайного мифа» Н.С. Гумилева является стихотворение О.Э. Мандельштама «Нет, не спрятаться мне от великой муры.» (1931), лирический герой которого, ухватившись за поручень в вагоне трамвая, целенаправленно и неизбежно едет на смерть:

Мы с тобою поедем на А и на Б

Посмотреть, кто скорее умрет.

В нем также прослеживаются особенности образа трамвая, положенные Н. Гумилевым, а в след за предшественником О. Мандельштам наделяет свой мотив теми же фатальными чертами «вершителя судеб», проводника смерти. Но в творчестве Мандельштама встречается и совершенно противоположный образ - в написанной для детей поэме «Два трамвая» (1924). А также в неизданном им сборнике «Трамваи», состоящем из одиннадцати стихотворений (например, «Все в трамвае», «Сонный трамвай»), в каждом из которых присутствует образ трамвая. Во всех стихотворениях образ трамвая антропоморфен, органично вписан как в контекст урбанистического пейзажа, так и в контекст «петербургского текста» («.начиналась улица у пяти углов.»). Следуя вышеупомянутой специфике, образ трамвая здесь можно отнести к знаку городского пространства, на что указывают конкретные реалии обыденной жизни: вокзал, рельсы, улица, лошади, автомобили и т.д. Также трамвай здесь - проводник во времени и пространстве (символ) - в тексте два трамвая, старший и младший братья Клик и Клак символизируют старую и новую, послереволюционную жизнь («Два трамвая»).

И, бесспорно, трамвай здесь - свидетель жизни, замечающий ее непримиримую быстротечность сменяющихся друг друга реалий.

Не менее интересным для исследования представляется обращение к трамвайному мифу рок-поэтов ленинградской школы рока, внесших большой вклад в развитие феномена «петербургского текста». Именно в их творчестве развитие данного образа достигло своего пика, а его специфика раскрылась широко и в полном объеме. В данном исследовании мы рассматриваем тексты песен рок-исполнителей периода 80-х - 90-х годов прошлого столетия: происходившие события того периода несомненно роднят их творчество с творчеством писателей 20-х годов того же века, в их творчестве сквозит обращение к мотиву разрушения прежнего мира и страха неизвестности перед новым (революция и распад СССР). Среди таких авторов - Б. Гребенщиков, Е. Летов, И. Черт.

Например, в тексте песни «Трамвай» Б. Гребенщикова прослеживается тенденция к воплощению в образе трамвая черт проводника между миром живых и миром мертвых, где контроллер - Бог, а трамвай стремительно направляется к кольцу (цикличность, перерождение, бессмертие): Когда вошел контролер, Скорость перевалила за сто, Он даже не стал проверять билеты, Он лишь попросил снять пальто. В вагоне было тепло, и ночь подходила к концу,

И трамвай уже шел там, где не было рельсов, Выходя на прямую к кольцу. Здесь также следует обратить внимание на мотив суда - изображение судьи пассажиром трамвая, разговоры о суде - несомненно восхождение к образу библейского Страшного суда: «...Скамья подсудимых всегда полна.». Здесь можно заметить проявление черт специфики данного образа и как свидетеля жизни. Этот же мотив также прослеживается в тексте песни Е. Летова «Трамвай»: Трамвай задавит нас наверняка, Трамвай повесит нас наискосок, Трамвай раскроет нас на несколько частей. Трамвай выступает здесь и свидетелем жизни человека, и воспоминанием о его юности, и вершителем его судьбы - как то, что в сравнении с человеческой жизнью непостоянное и проходящее: Трамвай поверит нас среди морей, Трамвай забудет нас туда-сюда, Трамвай согреет нас доверчивой листвой и пропадет.

Другой мотив трамвая в рок поэзии прослеживается в творчестве И. Черта - лидера группы «Пилот». Трамвай выступает символом городского пространства, широко развитым в творчестве данного исполнителя, а также спасением лирического героя от тоски, тем, что скрывает его от несправедливости жизни:

Стоя на задних лапах, Собака смотрит в окно... Катушка сматывает рельсы, Идут контроллеры! Ложусь на пол!

Все!...

Трамвай также является свидетелем жизни человека, он видит события его жизни как сторонний наблюдатель, но все же принимает в ней опосредованное участие:

У тебя на руках, У тебя на коленях, Лежа в трамвае, горю я!

Или же в тексте песни «Счастливый билет» того же автора - трамвай является самим сосредоточением жизни самого героя, неким «городом в городе», обособленным миром от мира внешнего, местом, где он находит свое вдохновение. Путь этого трамвая - это светлый путь, ностальгия, приятные детские воспоминания, море света, тихого счастья и умиротворения:

В том трамвае с ручкой и тетрадью Нарезаю круг за кругом. Только что написанный куплет Я спою кондуктору и с ним Мы разговоримся как друзья Связанные городом одним . Таким образом, образ трамвая в поэзии ХХ -XXI века претерпевает незначительные изменения, становясь мифопоэтическим символом. Конечно, полностью очертить трамвайный сюжет русской лирики в «петербургском тексте» в рамках данного исследования не представляется возможным, но на основе анализа поэтических текстов с определенной долей условности можно утверждать, что он включает в себя около восьми взаимосвязанных значений образа-символа трамвая: 1) символ эпохи (нового времени); 2) символ жизни; 3) спасение от тоски (связано с символикой жизни); 4) символ городского пространства (связан с символикой новшества); 5) проводник в иные миры; 6) аллегория человека (развитие символа жизни); 7) символ смерти (антитеза к символу жизни); 8) воспоминание о юности (развитие символики перемещения в иные миры).

При этом образ трамвая на рубеже XX-XXI веков не исчезает из поэзии, а наоборот, укрепляется в ней и становится неотъемлемой частью «петербургского текста», олицетворяет непреходящие жизненные ценности, символы, аллегории жизни, а также указывает на стремление лирического героя «вернуться в прошлое», к самому себе - настоящему.

Список литературы

1. Арсенова Т.А. Трамвайный мотив в лирике Бориса Рыжего // Литература в контексте современности: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 12-13 мая 2011 г.). - Челябинск, 2011. - С. 165-171.

2. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы. - М.: Современник, 1989. - 461 с.

3. Золина П. Трамвай как метафора новых времен в контексте русской литературы начала XX века // Nova Rusistika. Вып. VI. - 2013. - № 2. - С. 42-48.

4. Клюкина Л.А. Понятие «петербургский текст» в контексте структурно-семиотического

подхода. - [Электронный ресурс] URL: http://www.gramota.net/materials/3/2015/10-3/21.html (дата обращения 20.11.2019 г.)

5. Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000.-704 с.

6. Мандельштам О. Избранное. - М.: Эксмо Пресс, 2002. - 384 с.

7. Тименчик Р.Д. К символике трамвая в русской поэзии // Ученые записки Тартуского гос. унта. - Тарту, 1987. - С. 135-143.

8. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. - М.: Прогресс, Культура, 1995. - С. 368-399.

9. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. - СПб.: Искусство-СПБ, 2003. - 616 с.

В1КОВ1 ОСОБЛИВОСТ1 МОВЛЕННЯ ПРЕДСТАВНИК1В ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕГ1ОНУ

ШОТЛАНДП

Бондар К.

астрант кафедри теоретично'1 i прикладное фонетики англшсько1 мови, Одеський нацiональний ут-

верситету iменi 1.1. Мечникова Одеса, Украша ORCID: 0000-0002-0096-7743

AGE PECULIARITIES OF SCOTLAND CENTRAL REGION REPRESENTATIVES' SPEECH

Bondar K.

past graduate student of Theoretical and, Phonetics Department of Odesa Mechnikov National University

Odesa, Ukraine

Анотащя

Пропоноване дослщження скероване на виявлення особливостей просодично! оргашзацп мовлення шотландщв, рiзних за вжом та регюном проживания.

У цен^ уваги знаходяться мешканщ центрального регiону Шотландп. Визначення основних просо-дичних моделей !хнього мовлення е метою експериментального аналiзу.

До завдань дослвдження входило виявлення мелодп, темпу та паузацп в мовленнi iнформантiв та уза-гальнення отриманих результатiв.

Основними методами дослщження були аудиторський та комп'ютерний види аналiзу. Аудиторський аналiз проводили аудитори - фахiвцi в галузi фонетики, як1 е викладачами та астрантами кафедри теоретично! i прикладно! фонетики Одеського нацiонального ушверситету iменi I. I. Мечникова.

Комп'ютерний (акустичний) аналiз проводився за допомогою комп'ютерно! програми PRAAT 5.3.8.

Новизна пропоновано! статтi полягае в тому, що вперше дослвджуеться мовленнева поведшка шот-ландцiв рiзних за сощальними та регiональними характеристиками.

Oтриманi тд час комплексного дослiдження (аудиторський та комп'ютерний види аналiзу) резуль-тати мелодшних i темпоральних особливостей мовлення шотландщв двох вжових груп, представнишв центрального регiону (м. Дандi), дозволяе схарактеризувати !х в такий споаб. Мовлення шотландцiв мо-лодшо! вгково! групи вiдрiзняеться перевагою висхiдного термшального тону, рiвноl i висхвдно! шкал.

Сшввщношення тривалостi наголошених i ненаголошених складiв у синтагмi шдтверджуе високу ча-стотнiсть рiвноl шкали в мовленш молодих шотландцiв центрального регюну. Мовлення сповнене пауз середньо! тривалосп, що зазначае на ввдносно упов№нений темп мовлення. Цей факт у свою чергу пока-зуе рiвень володiння навичками говорiння, як1 ще не сформувалися до 25 рошв.

Мовлення шотландцiв старшо! вшовш групи характеризуемся бiльш рiзноманiтним мелодiйним репертуаром. 1нформанти вживають бiльше спадних термiнальних тонiв i менше висхвдних, що пояснюеться впевненою манерою говоршня. У мовленнi превалюють коротка паузи, помiрний темп мовлення за раху-нок неконтрастного видiлення наголошених складiв. Усi наведенi просодичнi параметри характеризують мовлення представник1в ще! вшовш групи як лопчно структуроване i стилютично нейтральне.

Представленi в роботi дослщження просодичних особливостей мовлення шотландцiв центрального регюну краши вiдкривають перспективи для подальших наукових пошук1в, зокрема виявлення просодичних i регiональних особливостей.

Abstract

The present article is directed on revealing peculiarities of Scots' prosodic organization, taking into consideration age and regional features.

Due attention is payed to the dwellers of central region of Scotland, and defining main prosodic models of their speech is the aim of the given experimental analysis. The task of the paper is to study melody, tempo and pausation in the speech of the analysed informants, and to summarize the received data.

Auditory and computer instrumental analysis are the main methods of investigation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.