Методология и методика
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
исследования
Е. Н. Астафьева
Трактовки педагогических инноваций
и педагогической инноватики в отечественной науке
(2000-е - 2010-е гг.)
УДК 37:001.895(470) ББК 74.044.3
На пороге третьего десятилетия XXI в. педагогическая инноватика интенсивно развивается, предлагая множество интерпретаций различных аспектов педагогических инноваций и предполагая дальнейшую разработку инновационной проблематики, связанной с пониманием перспектив, путей и способов развития теории и практики современного образования в России.
Ключевые слова: педагогическая инновация; педагогическая инноватика; историко-педагогический контекст педагогических инноваций.
E. N. Astafieva
The interpretation of pedagogical
INNOVATIONS AND PEDAGOGICAL INNOVATICS IN DOMESTIC SCIENCE (2000 s-2010 s)
On the threshold of the third decade of the XXI century pedagogical in-novatics is intensively developing, offering a variety of interpretations of various aspects of pedagogical innovations and assuming further development of innovative issues related to the understanding of prospects, ways and means of development of the theory and practice of modern education in Russia.
Key words: pedagogical innovation; pedagogical innovatics; historical and pedagogical context of pedagogical innovations.
Инновационная проблематика все более и более интенсивно стала изучаться самыми различными отраслями научного знания с начала ХХ столетия1. С 1950-х гг. она привлекла к себе повышенное внимание западных исследователей теории и практики образования. В нашей стране интерес к инновационной проблематике, как таковой, резко возрос во второй половине 1980-х гг., что в значительной степени было простимулировано горбачевской перестройкой и ускорением2. В те же годы в центре внимания оказались и педагогические инновации, системное осмысление которых началось с анализа достижений советских учителей-новаторов (В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, Н. Н. Палтышев, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин, И. П. Волков, И. П. Иванов,
В. А. Караковский, Б. П. Никитин, Н. П. Гузик и др.), громко заявивших о себе в 1970-е гг., но получивших широкое общественное и профессиональное признание в следующем десятилетии и в известной степени простимулировавших возникновение во второй половине 1980-х мощного инновационного педагогического движения в отечественном образовании3. По справедливому мнению Т. М. Ковалевой, «развитие педагогической инноватики в нашей стране связано прежде всего с возникновением и оформлением массового общественно-педагогического движения»4. Она обращала внимание на то, что «в конечном счете, целью любой инновации является удовлетворение потребностей интересов людей новыми средствами. Это, в свою очередь, ведет к определенным качественным изменениям
1 Н. П. Дронишинец и Л. Б. Булдакова отмечают (2014 г.), что «само понятие "инновация" носит междисциплинарный характер и в последнее время популярно в различных исследованиях. Термин широко используется в разных областях знаний и практической деятельности. Происхождение этого термина трактуется двояко. В ряде словарей утверждается, что в основе латинские слова: innovation (обновление) и innovare (обновлять). Другая часть словарей указывает на происхождение термина от английского слова innovation, в переводе означающее - нововведение» (Дронишинец Н. П., Булдакова Л. Б. Сущность и содержание понятия «инновации в образовании» и их классификация // XVII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 20-21 марта 2014 г. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 412-422. С. 412-413.
2 См.: Пригожин А. И. Инновации: стимулы и препятствия (Социальные проблемы иннова-тики). М.: Политиздат, 1989. 271 с.
3 См.: Инновационное движение в российском школьном образовании / под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, Ан. Пинского. М.: Персифаль, 1997. 416 с.; Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. 544 с.; СикораМ. Педагоги-новаторы в СССР: «Кризис» академической педагогики? // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989. С. 178-190.
4 Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Педагогическое общество России, 2000. 204 с. С. 8.
системы и способов обеспечения ее эффективности, стабильности и жизнеспособности»1.
В 1990-е гг. в России начинается оформление педагогической иннова-тики, ставящей задачу как системного изучения и концептуализации педагогических инноваций,так и разработку инструментария, призванного обеспечить их создание, внедрение и эффективное использование для решения педагогических проблем образования, связанных с воспитанием и обучением подрастающих поколений .
В 2000-е — 2010-е гг. педагогические инновации и педагогическая инноватика остаются в эпицентре многих научно-педагогических исследований. Это позволило С. А. Просину в 2013 г. высказать убеждение, что «всеобщая инновацизация стала визитной карточкой современного Российского образования. Если в начале 90-х гг. авторские школы были эксклюзивным явлением, то конец первого десятилетия двадцать первого века знаменуется массовым переходом образовательных учреждений в статус инновационных школ, активно внедряющие инновационные образовательные программы (например, различные конкурсы) и т. д.»3.
Попытаемся на основе анализа ряда работ, изданных в этот период, составить общее представление о том, как сегодня в отечественной педагогике интерпретируются такие взаимосвязанные феномены, как педагогическая инновация и педагогическая инноватика.
Факт оформления педагогической инноватики в России к началу XXI в. фиксирует С. Д. Поляков (2007 г.). Он пишет: «Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до позднесо-ветских времен для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованиями введения нового в народном образовании. <...> Эта проблематика ограничивалась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опита. В этих исследованиях возникал образ учителя как человека, которого достаточно наполнить новыми знаниями и умениями (еще, может быть, предъявить к нему разумные требования), чтобы он стал вдохновенно и результативно использовать новые идеи и способы работы. Жизнь, однако, не спешила подтверждать эти предположения. Формализм в применении
1 Ковалева Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М.: Педагогическое общество России, 2000. 204 с. С. 20.
2 См.: Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. М.: [б/и], 1993. 65 с.; Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / вступит. ст. В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1996. 320 с.; Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.; Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: методическое пособие. М.: ЦСПО РСФСР, 1991. 91 с.
3 Просин С. А. Педагогические инновации в России. Режим доступа: URL.: https://sciencefo-rum.ru/2013/article/2013003438 [дата обращения - 14.12.2018]
нового, деформации его вплоть до потери первоначального смысла нововведения были (впрочем, и остались) обыденностью нашего педагогического мира. Педагогическая инноватика предлагает к внедрению и распространению другой подход, при котором во главу угла ставятся интересы, цели, идеалы, установки всех участников нововведенческого процесса — создателей педагогических новшеств, их распространителей, учителей, а то и школьников. Это позволяет увидеть в педагогических инновациях их специфику, отличие нововведений в научно-технической сфере от инноваций в социально-организационной сфере» .
По словам С. Д. Полякова, «напрашивается различение инноваций в образовании и педагогических инноваций. Первые — шире, к ним относятся и такие, когда результатом является материальный продукт (новый тип здания школы, новые учебные пособия) или некая организационная норма, упорядочивающая деятельность образовательных учреждений (например, появившееся недавно подушевое финансирование). Ко вторым относятся те нововведения, цель которых — личностные и социокультурные изменения школьников и педагогов. <...> Другое дело, что эта педагогическая цель педагогических инноваций не всегда воплощается в результат. Да и утверждение, что данные изменения
в личности — следствие определенного нововведения, звучит слишком решительно. Социальные, в том числе педагогические, влияния на человека разнообразны, а их последствия могут отразиться непредсказуемым образом и в самые разные сроки. При всех этих оговорках идея специфики педагогических нововведений как лич-ностно-центрических представляется нам верной. Она позволяет назвать, по крайней мере, три особенности инноваций педагогических: в ценностной сфере, в специфике объекта инноваций и в специфике результата но-вовведенческой деятельности. <...> И, наконец, специфика результата педагогической инновации — изменения в отношениях учителя и школьника {в наибольшей мере это верно для воспитательных нововведений). Изменившиеся отношения и есть то социально-психологическое условие, которое ведет (при соответствующих внутренних предпосылках) к личностному изменению педагогов и детей. Итак, инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъектны по позициям участников нововведенчеекой работы, направлены на развивающее изменение отношений педагогов и школьников. Конечно, для конкретных нововведений каждый из этих признаков может быть выражен более или менее. Важна тенденция»2.
1 Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. 167 с. URL.: http://setilab.m/modules/article/view.article.php/c24/234/p11?ca tegory=24&article=234&page=12 [дата обращения - 14.12.2018]
2 Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. 167 с. Режим доступа: URL.: http://setilab.ru/modules/article/view.article. php/c24/234/p 11?category=24&article=234&page=12 [дата обращения - 14.12.2018]
Для А. В. Хуторского (2008 г.) «педагогическая инноватика — наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования»1. А. В. Хуторской определяет педагогическую инноватику как науку, «которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике»2. Он обращает особое внимание на то, что «сегодня педагогическая инноватика — это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения;
3
применения и распространения» .
По мнению А. В. Хуторского, появление педагогической инноватики в нашей стране было связано с движением учителей-новаторов и датируется концом 1980-х гг. Обращаясь к проблемам педагогической инно-ватики, он особо подчеркивает необходимость различать новшества и нововведения. «Если под педагогическим новшеством, — пишет А. В. Хуторской, — понимать некую идею,
метод, средство, технологию или систему, то нововведением является процесс внедрения и освоение этого новшества»4. Он также указывает на существование двух инновационных феноменов, один из которых — педагогическая инноватика, а другой
— инновационная практика.
А. В. Хуторской объектом педагогической инноватики называет «процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образова-ния»5. предмет педагогической инноватики для него — это «совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности»6. Причем, под инновациями А. В. Хуторской понимает «нововведения
— целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров»7. Особое внимание он обращает на то, что «инновация представляет собой комплекс взаимосвязанных процессов и является результатом концептуализации новой
1 Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 256 с. С. 18.
2 Там же. С. 3.
3 Там же. С. 7-8.
4 Там же. С. 4.
5 Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 256 с. С. 14.
6 Там же. С. 15.
7 Там же. С. 14.
49
идеи, направленной на решение проблемы и далее — к практическому применению нового явления»1. А. В. Хуторской фиксирует, что «"педагогическая инновация" пока не имеет однозначно воспринимаемого содержания и продолжает исследоваться в многообразии своих аспектов»2. Он делает акцент на том, что «педагогическая инновация — это изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. Синонимом понятия "педагогическая инновация" является понятие "инновация в образовании"»3.
А. В. Хуторской не использует термин ретроинновации. Ссылаясь на книгу «Управление развитием школы»4, А. В. Хуторской пишет: «Специалисты в области управления развитием школы выделяют как тип новшества ретровведение — освоение школой чего-то нового для нее в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике»5.
педагогическая инноватика для В. С. Лазарева (2008 г.) относительно научная дисциплина, являющаяся
базой для качественного осуществления инновационной деятельности6. В. С. Лазарев высказывает точку зрения, согласно которой «новшество следует понимать не как изменение, а как средство, введение которого в образовательную систему, при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы. Новшество — это материализованная идея возможного повышения эффективности какой-либо образовательной системы»7. Если новшество для В. С. Лазарева — это потенциально возможное изменение, нововведение — это произошедшее изменение. Нововведение, вслед за А. И. Пригожиным8, он определяет «как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния
9
в другое» .
По мнению В. С. Лазарева, «инновация и нововведение — тождественные понятия. Нововведение (инновация) — это внедряемое (осваиваемое) новшество. <...> Новшество и нововведение существуют в разных
1 Там же. С. 30.
2 Там же. С. 37.
3 Там же. С. 36.
4 Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 464 с.
5 Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 256 с. С. 46.
6 См.: Лазарев В. С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с. С. 48.
7 Лазарев В. С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с. С. 52.
8 Пригожин А. И. Инновации: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. 271 с.
9 Лазарев В. С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с. С. 53.
пространствах. Новшество находится одновременно на внешней границе многих образовательных систем, оно как бы предлагает им себя. Нововведение существует внутри конкретных образовательных систем, осваивающих новшество. <...> Инновационный процесс следует понимать, как процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств. <...> Инновационную деятельность можно определить как целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения
новых образовательных систем или
1
каких-то их компонентов» .
В. С. Лазарев определяет такое значимое для педагогической инно-ватики понятие, как инновационная системы школы. Для него это «совокупность идей улучшения результатов образования, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что осуществляемый процесс внедрения новшеств в образовательную систему ведет к повышению эффективности ее функционирования» .
Л. С. Подымова (2012 г.) пишет не о педагогической инноватике, а о психолого-педагогической иннова-
тике. Отмечая, что «основное понятие психолого-педагогической инноватики — инновация», Л. С. Подымова различает новшество, как средство, и инновацию, как «процесс, который развивается по определенным эта-пам»3. Она обращает внимание на то, что «у инновации две стороны: предметная (что нового создается, вводится) и процессуальная (как происходит рождение, распространение, освоение, изменение нового). Именно процессуальная сторона определяет функционирование инновационной
4
деятельности» .
Возврат к старому Л. С. Поды-мова определяет как ретроновведе-ния5. Она объединяет ретровведения и возвратные нововведения, «предполагающие возвращение к предшествующим методам, формам», в одну группу, говоря о том, что в данных случаях осваивается «новое на данный момент, но когда-то уже использовавшееся в образовательной практике. Это новое (забытое старое) долгое время не использовалось, либо когда-то было упразднено по ошибке, либо утратило свою актуальность, но в настоящее время стало актуальным»6.
И. В. Самсонова (2013 г.) справедливо указывает на существование различных интерпретаций инновационной проблематики как в теории образова-
1 Там же. С. 54-55.
2 Там же. С. 71.
3 Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М.: МПГУ, 2012. 207 с. С. 20, 23.
4 Подымова Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект. М.: МПГУ, 2012. 207 с. С. 41.
5 Там же. С. 29.
6 Там же. С. 29.
ния, так и в других отраслях знания. Она пишет «Хотя невозможно точно определить происхождение термина "инновация" (новшество), считается, что этот термин в общественные науки попал из естественных, поскольку прежде всего и в большом количестве новшества применяются в области агрономии, промышленности и медицины. Хотя инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, как педагогическая категория они относительно молоды и в этом одна из причин того, что в их определении существует большой разнобой, хотя и нет существенных разногласий и непониманий. <...> Новшество, инновация, нововведение — трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны. Инновации — это изменения внутри системы. Инновации — это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы. Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п. Некоторые термин нововведение заменяют терминами реформа, осовременивание, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п. <...> В определениях, что же такое новшество, преобладает мнение, что новшество означает изменение, хотя, говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие — количественные,
третьи — качественные изменения и т. п. Некоторые авторы вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др. Что касается специфики, специфических черт понятия "новшество" авторы в основном подчеркивают, что с помощью новшеств (изменений, новинок и т. п.) обеспечивается развитие, совершенствование, улучшение, более эффективная образовательно-воспитательная работа»1.
Говоря о том, что «под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса», И. В. Самсонова отмечает, что «нововведения могут и ухудшить систему. Словарь С. И. Ожегова предлагает следующее определение понятию "новый": "впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый". Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической иннова-2
тики» .
1 Самсонова И. В. Педагогическая инновация как научная категория. Режим доступа: URL.: ttps://scienceforum.ru/2013/article/2013003315 [дата обращения - 14.12.2018] .
2 Самсонова И. В. Педагогическая инновация как научная категория. Режим доступа: URL.: ttps://scienceforum.ru/2013/article/2013003315 [дата обращения - 14.12.2018]
Точку зрения о безусловной прогрессивности инноваций, с которой полемизирует И. В. Самсонова, отстаивает Ю. В. Сазанова (2013 г.), утверждающая, что «педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом» .
Определяя педагогическую инно-ватику, как «совокупность научных знаний о создании новшеств в сфере образования и воспитания, а также специального обучения с их всесторонней оценкой и порядком реализации в практической деятельность» , Е. В. Зудина (2018 г.) выделяет в ее рамках четыре основных направления. Это, во-первых, развитие педагогической теории как совокупности идей и принципов организации в условиях обновления общества, системы образования и формирования нового типа личности. Во-вторых, расширение спектра направлений педагогического творчества по вопросам деятельности в учебно-воспитательном процессе
и вне его. В-третьих, совершенствование педагогики мира с изучением влияния глобальных проблем человечества на воспитание и нацеленная на развитие мышления и морали. И, наконец, в-четвертых, теория воспитательных систем, систематизирующая интегративные процессы обучения и воспитания, закономерности объединения социальных и педагогических факторов воспитания .
В последние годы все более пристальное внимание привлекают как проблема сопротивления педагогическим инновациям, так и проблема малоэффективных, вредных инноваций. В. И. Загвязинский и Т. А. Старкова (2014 г.) пишут, «что восприятие педагогических новшеств и отношение к ним не всегда однозначно позитивно. <...> Истоки сопротивления исходят из актуализировавшихся противоречий между нововведением и его пониманием и принятием. На одном его полюсе — предлагаемое к исполнению новшество: характер и масштаб, степень сложности, технологической проработанности и апробированности, ожидаемый эффект от реализации и т. д. На другом — педагог с его индивидуально-личностными особен-
1 Сазанова Ю. В. Инновационные преобразования в педагогике. Режим доступа: URL.: https://scienceforum.ru/2013/article/2013003412 [дата обращения - 14.12.2018].
2 Зудина Е. В. Педагогическая инноватика в управлении персоналом образовательной организации: задачи и варианты // Электронный научно-образовательный журнал Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2016. № 2 (45). Апрель. С. 8-11. С. 8. Режим доступа: URL.: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1463031507.pdf [дата обращения - 14.12.2018].
3 Зудина Е. В. Педагогическая инноватика в управлении персоналом образовательной организации: задачи и варианты // Электронный научно-образовательный журнал Волгоградского государственного социально-педагогического университета. 2016. № 2 (45). Апрель. С. 8-11. С. 9. Режим доступа: URL.: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1463031507.pdf [дата обращения - 14.12.2018]
53
ностями и возможностями, профессиональной компетентностью, степенью готовности к инновационной деятельности, опытом исследовательской деятельности, теоретическим и методическим багажом, профессиональными фобиями, семейными и иными проблемами. Наиболее часто противоречия связаны с несовпадением целей непосредственных участников инновационного процесса, воображаемым или реальным антагонизмом нового и традиционного (устоявшегося), видимым или очевидным противостоянием новаций и здравого смысла. Осознание этих и других диссонансов провоцирует негативные переживания и соответствующие им действия» .
Обращая внимание на то, что в «образовательной практике встречается много видов малоэффективных, а нередко просто вредных новаций (точнее, — лженоваций)», В. И. Завязинский и Т. А. Строкова приводят следующие примеры подобных «лженоваций»: проекты-пустышки, чаще всего представляющие собой «переодетое» или «перелицованное» старое, давно известное; проекты, замаскированные под новации, облеченные в отвлекающий камуфляж; частные нововведения, подменяющие действительно важные и нужные меры; не подготовленные должным образом нововведения; новации, возникающие как рецидивы поиска педа-
гогической панацеи, средства решения сразу всех или множества насущных проблем2.
Несмотря на имеющиеся трудности в реализации инновационных процессов в российском образовании, на возникающие проблемы их качества и принятия субъектами педагогической деятельности практически всеми исследователями, хотя подчас и с некоторыми оговорками, признается потребность в поддержки педагогических инновация. Так, М. Б. Томова и Л. А. Дедушева пишут (2016 г.), что «необходимость педагогической инно-ватики в современных условиях развития общества, культуры и образования продиктована рядом обстоятельств», к числу которых они относят, во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Во-вторых, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В-третьих, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, появление новых типов учебных заведений, включая негосударственные и создают здоровую конкуренцию на рынке образования3.
1 Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3 (112). С. 3-21. С. 4, 6-7.
2 Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. 2014. № 3 (112). - С. 3-21. С. 7-8.
3 Томова М. Б., Дедушева Л. А. Инновационное развитие Российской Федерации в сфере образования // Интернет журнал «Науковедение». 2016. Т. 8. № 1. С. 1-10. С. 5. Режим доступа: иЯЬ.: https://naukovedenie.ru/PDF/74EVN116.pdf [дата обращения - 14.12.2018]
Обращение к современной ситуации, сложившейся вокруг изучения феноменов педагогической инновации и педагогической инноватики, делает актуальным рассмотрения этих явлений в историко-педагогическом контексте. В этом направление заметно усилилось движение со второй половины 2018 г. Так, данные вопросы активно обсуждались 15 ноября
2018 г. на XIV Международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования»1 и 18 апреля
2019 г. на VII Национальном форуме российских историков педагогики, которые состоялись в Академии социального управления2. Проблему педагогических инноваций предполагается
также поставить в центр работы XV Международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: инновации в истории педагогики и современном образовании» (Москва, Академия социального управления), проведение которой планируется 14 ноября 2019 г.
Насколько значимо для понимания инноваций в теории и практике образования является обращение к их историко-педагогическому контексту наглядно свидетельствуют новейшие публикации на эту тему3. Г. Б. Корнетов подчеркивает, что «обращение к историко-педагогическому контексту инноваций в теории и практике образования позволяет углубить понимание педагогических инноваций, задать непривычные ракурсы их рас-
1 См: Астафьева Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 4. С. 36-39; Историко-педагоги-ческое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2018. 256 с.; Уткин А. В. Стенограмма XIV Международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования» // Историко-педагогический журнал. 2018. № 4. С. 17-27.
2 Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. Т. 1. М.: АСОУ, 2019. 208 с.; Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. Т. 2. М.: АСОУ, 2019. 260 с.
3 Астафьева Е. Н. Изучение историко-педагогических инноваций в историко-педагогичес-ком контексте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 1; Астафьева Е. Н. Проблема педагогической ретроинновации // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1; Астафьева Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 2; Корнетов Г. Б. «Альтернативные школы»» и «альтернативное образование» в отечественной педагогической традиции: 80-е - 90-е годы ХХ века // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 1; Корнетов Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 1 (49). С. 15-40; Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х - вторая треть 1990-х гг.). Статья 1 // Исто-рико-педагогический журнал. 2019. № 1.
или иной степени и форме планируя, проектируя, осмысливая, рефлексируя ее, с большей или меньшей интенсивностью вносили в нее определенные (малые и большие) изменения, постепенно или радикально обновляли ее. То есть, по сути, придумывали, фиксировали, внедряли различные новшества, усовершенствовали, пересматривали их, в определенном смысле занимаясь «инновационной педагогической деятельностью». Однако эти процессы протекали существенно по-разному в различные исторические эпохи в условиях разных культур, цивилизаций, конфессий, экономических и политических систем, у разных народов и социальных групп населения. Эти «инновационные процессы» имели различные истоки, механизмы и формы реализации, по-разному проявлялись, легитимизировались, институализировались, оценивались и интерпретировались. И во многом это определялось конкретными темпоральными представлениями, существовавшими в том или ином обществе, у той или иной группы населения и
4
даже конкретного человека» .
Проведенный обзор литературы убедительно показывает, что на пороге третьего десятилетия XXI в. педагогическая инноватика интенсивно развивается, предлагая множество интерпретаций различных аспектов
1 Корнетов Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 1 (49). С. 15-40. С. 26.
2 Корнетов Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 1 (49). С. 15-40. С. 29.
3 Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. Т. 2. М.: АСОУ, 2019. 260 с. С. 20.
4 Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. Т. 2. М.: АСОУ, 2019. 260 с. С. 21.
смотрения, наполнить новыми смыс-лами»1. При этом, по мнению Г. Б. Корнетова, «исследователи, заявляющие об обращении к историко-педа-гогическому контексту рассмотрения изучаемых ими проблем, до недавнего времени не пытались конкретизировать понимание как самого историко-педагогического контекста, так и особенностей познавательного, эвристического потенциала его использования при исследовании различных вопросов образования. Они ограничивались лишь «дополнительным» историческим взглядом, реализуя таким образом принцип историзма»2. Однако, пишет Г. Б. Корнетов, «обращение к темпоральному режиму культуры позволяет выделить совершенно новый ракурс историко-педагогического контекста инноваций в теории и практике образования, раскрыть новые аспекты в развитии педагогических инноваций, глубже и шире понять их эволюционную динамику, современное состояние, дальнейшие перспективы в системе «прошлое-настоящее-будущее»»3. Согласно его точки зрения: «Если обратиться к всемирному историко-педагогическому процессу, то станет очевидным то обстоятельство, что с момента возникновения человеческого общества люди, непрерывно осуществлявшие различными способами педагогическую деятельность, в той
педагогических инноваций и предполагая дальнейшую разработку инновационной проблематики, связанной
Список литературы
с пониманием перспектив, путей и способов развития теории и практики современного образования в России.
1. Астафьева, Е. Н. Изучение исто-рико-педагогических инноваций в исто-рико-педагогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1. - С. 178-190.
2. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, ретровведение или традиционная инновация / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический
журнал. - 2019. - № 1. - С. 178-190.
3. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 2.
4. Астафьева, Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. -
2018. - № 4. - С. 36-39.
5. Дронишинец, Н. П. Сущность и содержание понятия «инновации в образовании» и их классификация / Н. П. Дронишинец, Л. Б. Булдакова // XVII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 20-21 марта 2014 г. -Екатеринбург: УрФУ, 2014. -С. 412-422.
6. Загвязинский, В. И. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова // Образование и наука. - 2014. - № 3 (112). - С. 3-21.
7. Зудина, Е. В. Педагогическая ин-новатика в управлении персоналом образовательной организации: задачи и варианты / Е. В. Зудина // Электронный научно-образовательный журнал Волгоградского государственного социально-педагогичес-
кого университета. — 2016. — № 2 (45). Апрель. — С. 8—11. — С. 8. Режим доступа: URL.: http://grani.vspu.ru /files/ риЫ^/1463031507^^датаобращения-14.12.2018]
8. Инновационное движение в российском школьном образовании / под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, Ан. Пинского. — М. : Персифаль, 1997. — 416 с.
9. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. Т. 1. - М. : АСОУ, 2019. - 208 с.
10. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. Т. 2. - М. : АСОУ, 2019. - 260 с.
11. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования: материалы Четырнадцатой Международной научной конференции. Москва, 15 ноября 2018 г. / ред.-сост. Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2018. - 256 с.
12. Корнетов, Г. Б. «Альтернативные школы»» и «альтернативное образование» в отечественной педагогической традиции: 80-е — 90-е годы ХХ века // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2019. - № 1.
13. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педа-гогический контекст // Психолого-педагогический поиск. - 2019. - № 1 (49). -С. 15-40.
14. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х - вторая треть
1990-х гг.). Статья 1 // Историко-пе-дагогический журнал. — 2019. — № 1.
- С. 72-100.
15. Ковалева, Т. М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т. М. Ковалева. -М. : Педагогическое общество России, 2000. — 204 с.
16. Лазарев, В. С. Управление инновациями в школе: учебное пособие / В. С. Лазарев. — М. : Центр педагогического образования, 2008. — 352 с.
17. Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова. — М. : Педагогика, 1987. - 544 с.
18. Подымова, Л. С. Психолого-педагогическая инноватика: личностный аспект / Л. С. Подымова. - М. : МПГУ, 2012. - 207 с.
19. Поляков, С. Д. В поисках педагогической инноватики / С. Д. Поляков.
- М. : [б/и], 1993. - 65 с.
20. Поляков, С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С. Д. Поляков. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2007. - 167 с. Режим доступа: URL.: http://setilab.ru/modules/article/ view.article.php/c24/234/p11?category=2 4&article=234&page=12 [дата обращения - 14.12.2018]
21. Поташник, М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений / М. М. Поташник; вступит. ст. В. С. Лазарева.
- М. : Новая школа, 1996. - 320 с.
22. Пригожин, А. И. Инновации: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики) / А. И. Пригожин.
- М. : Политиздат, 1989. - 271 с.
23. Просин, С. А. Педагогические инновации в России / С. А. Просин. Режим доступа: URL.: https://scienceforum. ru/2013/article/2013003438 [дата обращения - 14.12.2018]
24. Сазанова, Ю. В. Инновационные преобразования в педагогике. / Ю. В. Сазанова. Режим доступа: URL.: https://
scienceforum.ru/2013/article/2013003412 [дата обращения — 14.12.2018]
25. Самсонова, И. В. Педагогическая инновация как научная категория. / И. В. Самсонова. Режим доступа: URL.: ttps:// scienceforum.ru/2013/article/2013003315 [дата обращения — 14.12.2018]
26. Сикора, М. Педагоги-новаторы в СССР: «Кризис» академической педагогики? / М. Сикора // Новое педагогическое мышление / под ред. А. В. Петровского. — М. : Педагогика, 1989.
— С. 178-190.
27. Сластёнин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность. / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М. : Магистр, 1997. - 224 с.
28. Томова, М. Б. Инновационное развитие Российской Федерации в сфере образования / М. Б. Томова, Л. А. Дедушева // Интернет журнал «Науковедение». — 2016. — Т. 8.
— № 1. — С. 1—10. С. 5. Режим доступа: URL.: https://naukovedenie.ru/ PDF/74EVN116.pdf [дата обращения
— 14.12.2018]
29. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. — М. : Новая школа, 1995. — 464 с.
30. Уткин, А. В. Стенограмма XIV Международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: передающая, порождающая и преобразующая педагогика в истории образования» / А. В. Уткин // Историко-педагогический журнал.
— 2018. — № 4. — С. 17—27.
31. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика: учебное пособие / А. В. Хуторской. — М. : Академия, 2008. — 256 с.
32. Юсуфбекова, Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: методическое пособие / Н. Р. Юсуфбекова. — М. : ЦСПО РСФСР, 1991. — 91 с.