Е. Н. Астафьева
Традиции и инновации В образовании: взгляд российских УЧЕНЫХ
(2000-е - 2010-е гг.)
УДК 37.01. ББК 74.03(2)64
В большинстве работ российских исследователей, опубликованных в первые два десятилетия XXI века, признается качественное различие и в то же время органическая взаимосвязь, взаимозависимость, взаимная необходимость традиций и инноваций в образовании.
Ключевые слова: традиция; инновация; связь традиций и инноваций в педагогической теории и практике.
E. Astafieva
Traditions and innovations
IN EDUCATION: VIEW OF RUSSIAN SCIENTISTS
(2000s-2010s)
Most of the works of Russian researchers published in the first two decades of the XXI century recognize the qualitative difference and, at the same time, the organic relationship, interdependence, mutual need for traditions and innovations in education.
Key words: tradition; innovation; connection of traditions and innovations in pedagogical theory and practice.
Традиции и новации являются ятельности во все исторические пери-атрибутами существования челове- оды, хотя в различные эпохи их место, ческого общества, созданной людьми роль и соотношение в теории и прак-культуры, сферы педагогической де- тике образования зримо различаются1.
1 Астафьева Е. Н. Историко-педагогический контекст теории и практики современного образования // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2016. № 4. С. 56-58; Ис-торико-педагогический ежегодник. 2018 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2018. 344 с.; История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / отв. ред. Г. Б. Корнетов. М.: АСОУ, 2018. 328 с.; Корнетов Г. Б. Исследование истории педагогических идей // Историко-педагогическое знание в контексте современных проблем образования и высшей школы: материалы международной научно-практической конфе-
В последнее время этой проблеме уделяется значительное внимание в исследованиях, посвященных историко-педагогическому контексту инноваций в образовании1. Рассмотрим, как проблема соотношения педагогических традиций и инноваций трактовалась
отечественными исследователями в 2000-е — 2010-е годы в контексте интенсивных модернизационных процессов, охвативших российское образование в этот период времени, а также с учетом нарастающего стремления осмыслить самобытность характера и
ренции. Владимир: Изд-во ВлГУ, 3019. С. 76-87; Корнетов Г. Б. Историко-педагогический процесс в зеркале истории педагогики, педагогической истории и исторической педагогики // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 4 (18). С. 23-35; Корнетов Г. Б. Общая педагогика: учебное пособие. 3-е изд., перераб., доп. М.: АСОУ, 2019. 364 с.; Корнетов Г. Б. Феномен школы: взгляд сквозь столетия // Инновации проекты и программы в образовании. 2018. № 6. С. 6-21; Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2018. Т. 1. 253 с.; Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2018. Т. 2. 264 с.; Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2018. 260 с.
1 Астафьева Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педагогическом контексте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 1. С. 62-66; Астафьева Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 3. С. 49-51; Астафьева Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроинновация, рет-ровведение или традиционная инновация? // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 178-191; Астафьева Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 2. С. 41-49; Астафьева Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2018. № 4. С. 36-39; Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2019. Т. 1. 208 с.; Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. М.: АСОУ, 2019. Т. 2. 260 с.; Корнетов Г. Б. Альтернативные школы и «альтернативное образование» в отечественной педагогической традиции: 80-е - 90-е годы XX века // Инновационные проекты и процессы в образовании. 2019. № 1. С. 44-54; Корнетов Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало XXI века // Инновационные проекты и процессы в образовании. 2019. № 2. С. 31-40; Корнетов Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры // Инновационные проекты и процессы в образовании. 2019. № 3. С. 36-48; Корнетов Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педагогический контекст // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 1 (49). С. 15-40; Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х - вторая треть 1990-х гг.). Статья 1 // Историко-педагогический журнал. 2019. № 1. С. 72-100; Корнетов Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х - вторая треть 1990-х гг.). Статья 2 // Историко-педагогический журнал. 2019. № 2; Корнетов Г. Б. Развитие школьного образования в России в фокусе Октябрьской революции 2017 года: монография. М.: АСОУ, 2019. 172 с.;
особенностей педагогической культуры России, постичь ее базовые ценности и смыслы, соотнести их с днем сегодняшним.
Выступая 20 мая 2004 г. на пленарном заедании проходящих в Санкт-Петербурге IV Международных Лихачевских чтениях академик РАО И. С. Кон, обратил внимание на резкое обострение проблемы понимания традиций и инноваций в условиях все более ускоряющегося развития человечества в начале III тысячелетия. «XXI век, — сказал он, — время колоссального социального и культурного обновления. На наших глазах меняется буквально все — техника, быт, искусство, наука. В России, развитие которой искусственно задерживалось советской властью, изменения особенно заметны. Эти инновации многомерны, многогранны и часто болезненны. Напуганные ими люди хотели бы остановить ход истории и даже вернуться назад. Нам то и дело в разных формах навязывают мысль, что хорошо и правильно только старое, традиционное (оно же — национальное), а все то, что этому не соответствует, будь то религия, художественный стиль или мода, опасно, чужеродно и нежелательно. Но традиции, как и инновации, бывают разными. Фетишизация исторического прошлого неизбежно оборачивается непониманием настоящего и будущего. <...> Межпоколенная трансмис-
сия культуры неотделима от ее переосмысления и обновления»1.
Обозначенная И. С. Коном проблема особенно значима в контексте издавна существующей тенденция противопоставления традиций и инноваций, ориентированной на то, чтобы рассматривать традиции как прошлое в настоящем, а инновации трактовать, как настоящее, устремленное в будущее. Так, применительно к педагогической проблематике Б. М. Магомедова утверждает, что традиции и инновации — два полюса современного образования, что «термин "инновация" (нововведение) можно
трактовать как антоним прилагатель-
" "" 2 ного традиционный » .
По мнению А. Б. Конкиной, «понятия традиция и новация привлекательны для современной гуманитарной науки и не случайно они фигурируют в титулах конференций, научных трудов, исследовательских программ. При этом под традицией также нередко подразумевается нечто устоявшееся и даже "отсталое", а под новацией — новое и "передовое". В действительности <...> традиции органично уживаются с <...> новациями и даже выступают их опорой. Традиции могут выступать не тормозом, а основой, фильтром, трамплином новаций. Более того, без них новации, особенно внешние, способны подавить или подчинить культуру. Ценностные и технологические качес-
1 Кон И. С. Гуманитарная культура, инновации и традиции. URL: http://www.pseudology. org/Kon/Zametki/HumanCultureInnovation.htm (дата обращения: 27.05.2019).
2 Магомедова Б. М. Традиции и инновации - два полюса современного образования. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-tradicii-i-innovacii-dva-polyusa-razvitiya-sovremennogo-ob-razovaniya-630031.html (дата обращения: 27.05.2019).
тва традиций, переходя в инновации, сохраняют важную для культуры преемственность. <...> Традиции — это ось инноваций. В любом случае все будет крутиться около них. Именно желание в инновациях сохранять традиционную основу позволит сохранить самобытность современных культурных преобразований»1.
В настоящее время все больше и больше значения придается осмыслению традиций и инноваций в их диалектическом единстве с точки зрения принципа дополнительности2. По мнению М. А. Зайко (Сухановой), «традиция — это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, но инновации необходимы для развития самой цивилизации. Культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри
3
цивилизации».
Такое понимание соотношения культурных традиций и инноваций в полной мере применимо и к проблеме соотношения педагогических традиций
и педагогических инноваций в теории и практике образования. «С каждым наступающим десятилетием XXI века проблема соотношения традиций и инноваций в образовании становится все более актуальной», — пишет М. И Алексеева4. Согласно ее точке зрения, «традиции представляют собой выработанные историей педагогической науки и практики фундаментальные идеи, ценности, принципы, представления, верования, подходы, методики, методы и средства образовательной деятельности педагогов и обучающихся, которые приобрели статус педагогического наследия. Инновации — это нововведения, призванные обеспечить обновление системы, качественный рост результатов процесса образования. Традиции задают направления общего развития и являются критерием отбора инноваций с точки зрения их новизны, результативности, возможности массового творческого использования. Пройдя проверку временем, инновации могут превращаться в традиции. <...> Поскольку традицион-
1 Конкина А. Б. Традиции и новации формирования культуры нового поколения. URL: www. znamenskol.ru/wp-content/uploads/2013/11/Кошкина-А.Б.-Традиции-и-инновации-иформи-рования-культуры-нового-поколения.pdf (дата обращения: 30.05.2019).
2 Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2018 г., г. Челябинск). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. 388 с.; Традиции и инновации в истории и культуре: Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре / отв. ред. А. П. Деревянко, В. А. Тишков. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2015. 620 с.; Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. (. г. Москва, 19 апреля 2017 г. / под ред. Л. А. Рапацкой. М.: МПГУ, 2017. 387 с.
3 Зайко (Суханова) М. А. Традиции и инновации в культуре // Серия "Symposium", Инновации и образование. Выпуск 29. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. C. 443-446. С. 446.
4 Алексеева М. И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4. URL: http://human.snauka.ru/2017/04/23493 (дата обращения: 26.05.2019).
ное и инновационное в современном образовании тесно взаимосвязаны, необходимо сохранять и культивировать лучшие традиции российского образования (до недавнего времени признаваемого мировым сообществом одним из лучших), использовать передовой отечественный и зарубежный опыт, обогащать образовательный процесс инновациями в соответствии с целями и задачами образования и требованиями нынешнего века»1.
М. И. Алексеева делает вывод, согласно которому «в современном мире, где знание приобретает статус экономической категории, очень легко потерять главный результат образовательного процесса — целостную, теоретически грамотную и нравственно зрелую личность. Сохранению этих ориентиров способствует такая организация <...> образовательного процесса, в которой есть место и традициям, и инновациям. Возможности их органического единства, взаимодополняемости и взаимообогащения подтверждены историей педагогической науки и практики. Задачи первых и последующих десятилетий XXI века — найти оптимальный уровень соотношения традиций и инноваций, чтобы в погоне за конкурентоспособностью выпускников в обществе "глобальной информатизации" не потерять обучающегося как всесторонне развитую личность, готовую к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, способную к при-
нятию ответственных решений, построению и поддержанию гармоничных отношений с другими» .
Академик РАО В. В. Краевский в статье, впервые опубликованной в 2000 г. в № 1 журнала «Магистр», специально обратившись к проблеме соотношения инноваций и традиций в теории и практике образования, писал, что «необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики вроде бы ни у кого не вызывают сомнений. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. На самом деле в каждый конкретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно»3. В. В. Краевский утверждал, что «смещение акцентов в сторону новой или уже сложившейся, доказавшей свою эффективность, педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее, является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, беспорядочный, сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением "всего старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного.
1 Там же.
2 Там же.
3 Краевский В. В. Инновации и традиции - два полюса мира образования. URL: http://masters. donntu.org/talented/library/article/kraevskiy.htm (дата обращения: 27.05.2019).
Можно сформулировать эту мысль иначе: крайности до добра не доводят. Инновации и традиции — это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии педагогической науки и практики. Однако, если поляризация мнений, взглядов и концепций "зашкаливает", становится запредельной, приходится говорить уже о педагогическом экстремизме. Известно, что крайности сходятся. Оба полюса педагогического экстремизма, в конце концов, совмещаются, и внятных результатов уже нельзя получить. Особенно это относится к науке. Одной их характеристик научного знания является его кумулятив-ность, то есть опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять
каждый раз, когда в нем отражаются
1
новые лица» .
По мнению Т. И. Ховиной, «реформа системы российского образования привела к активному обсуждению вопросов о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходима взаимосвязь инноваций и традиций в развитии педагогики, но на практике их сбалансированность нарушается или в одну, или в другую сторону. Инновации и традиции должны рассматриваться,
как два полюса мира образования». Т. И. Ховина обращает внимание на то, что «у любого народа традиции в педагогике всегда были основой для построения национальной образовательной системы, потому что только они — традиции — вышли из жизни и проверены жизнью. Инновационный процесс же направлен на изменение компонентов деятельности человека.
Но и здесь идеи берутся из богатого
2
традициями прошлого» .
Согласно точки зрения Т. И. Ховиной, «по своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. В XVIII веке немецкий философ Вольф впервые указал на неразрывное единство этих уникальных социокультурных феноменов. Он доказал, что, если бы не существовало традиций, всякая инновация в науке имела своим следствием не развитие науки, а появление новой научной дисциплины. Таким образом, инновация и традиция — это две стороны одного и того же явления, а именно — процесса социокультурного развития. Смысл того, что новации в отечественной педагогике, такие, как заимствование западноевропейских образцов моделей учебно-образовательных процессов, неизменно сопровождались утверждением в них национальных российских традиций обучения и воспитания. <...> Существенной харак-
1 Там же.
2 Ховина Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международная научная конференция (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 13-16. URL https://moluch.ru/conf/ped/ archive/104/5709/ (дата обращения: 23.05.2019).
теристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Народная мудрость утверждает: "Каждый шаг вперед становится возможным только потому, что сделан предыдущий". Утративший традиции народ постепенно скатывается вниз. Традиция это не только знания и опыт, которые охраняют, берегут и передают. Традиция имеет право на жизнь только в том случае, когда она имеет творческий характер, отвечающий требованиям современности. Отсюда следует, что и традиции, и инновации следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный путь развития, сохраняющий баланс традиций и инноваций в образовании»1.
Отмечая, что «в нашей стране активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании», Г. О. Мациевский указывает на то, что, «с одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике, сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну, или в другую сторо-
2
ну» .
Традиции (от лат. traditio — передача), по мнению Г. О. Мациевского, «представляют из себя элементы социокультурного наследия, передаю-
щиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени, которые выступают в роли регулятора внутрициви-лизационных процессов. Традиции, формирующие образ цивилизации, наиболее ярко проявляются в культуре. Под традицией можно понимать веками и тысячелетиями выверенный и доказавший свою жизнеспособность согласованный образ сосуществования всего со всем, сложившийся оптимальный для данной географической, природно-климатической, культурно-исторической среды, информационно-логический и чувственно-интуитивный способ адаптации, проявляемый в образе жизни или стиле жизни. Таким образом, возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений». Г. О. Мациевский убежден, что «традиции в педагогике любого народа всегда были основой для построения национальной образовательной системы, так как только народные традиции, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, могут быть аксиоматичны. Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России не только имеет тесную связь с ментальностью. Традиционные ценности российского национального об-
1 Там же.
2 Мациевский Г. О. Инновации и традиции в образовании // Успехи современного естествознания. 2010. № 9. С. 160-162; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8858 (дата обращения: 23.05.2019).
разования постоянно актуализируют
множественные формы мирового пе-1
дагогического сознания» .
Говоря об инновациях, Г. О. Мациевский обращает внимание на то, что «под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. В работах Э. Д. Днепрова, В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, В. С. Лазарева, А. М. Саранова, В. А. Сластенина и др. инновационный процесс рассматривается через инновационную деятельность человека, направленную на изменение компонентов репродуктивных видов его деятельности. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого». Г. О. Мациевский делает вывод, согласно которому «традиции и инновации можно и необходимо рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, так как именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных потрясений и реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию. <...> Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании»2.
Обращаясь к вопросу о взаимодействии традиций и инноваций в педагогике, С. А. Муратов пишет, что «педагогические традиции учитывают накопленный опыт предыдущих поколений педагогов и одновременно являются основой для разработки инновационных подходов к решению педагогических проблем в современных условиях. <...> Педагогические инновации, происходящие на основе их ценностного соответствия традициям, формируют область инновационного дополнения педагогических традиций. В педагогических традициях выражено стремление народа к сохранению
3
накопленного опыта» .
Говоря о том, что «в качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д.», С. А Муратов подчеркивает, что «сфера образования является областью сохранения культурных традиций. Одновременно она вырабатывает собственные педагогические традиции, присущие только ей как социальному институту. Их содержание детерминировано ценностными ориентирами общества и ценностями педагогической деятельности. Исследование педагогического наследия, представленного в педагогических традициях, позволяет проследить активность и динамизм возникновения, закрепления и воспроизводства
1 Там же.
2 Там же.
3 Муратов А. А. К вопросу о взаимодействии традиций и новаторства в педагогике // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г Белинского. 2012. № 28. С. 890-892. С. 890.
духовно-ценностного потенциала педагогической деятельности. Именно педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен. <...> Регулятивная функция педагогических традиций представлена в создании и закреплении норм педагогической деятельности. Их источниками служат педагогические идеи, взгляды, подходы, закрепляющиеся в нормативных источниках, педагогической литературе, моделях педагогической деятельности и т. п. В соответствии с нормами педагогической деятельности осуществляется ее организация, выработка образцов данной деятельности в отношении к конкретной педагогической цели, задаче, образовательному
1
уровню и другим ее параметрам» .
Переходя к рассмотрению инноваций, С. А. Муратов отмечает, что «под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. Появление инноваций указывает на значимость новых элементов культуры социума для организации в нем культурного воспроизводства. Одновременно инновации характеризуют механизм традиции, показывая, что традиции могут изменяться (трансформироваться). Следовательно, можно сказать, что существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Это обусловливается тем, что человеческая деятельность разви-
вается и находится в состоянии непрерывного возобновления, но между тем прогрессивные традиции в концентрированном виде удерживаются и сохраняются, но только в новом контексте. Поэтому традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие и взаимодополнение. В эволюционном развитии традиций и новаций отсутствует прямой и явный приоритет одного над другим. Следовательно, данные понятия можно рассматривать как особо значимый историко-педагогический феномен, так как именно благодаря их взаимодействию не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху современных российских социальных потрясений и реформ
остаются способными к устойчивому
2
саморазвитию» .
На необходимость гармонизации традиций и инноваций акцентирует внимание И. В. Ульянова. По ее словам, «обусловленность любой системы образования историческими, политическими, экономическими, социокультурными условиями всегда, с одной стороны, предполагает периодические процессы собственного обновления, с другой стороны, опирается на взаимосвязь и взаимообусловленность различных этапов развития общества, что предполагает опору на уже имеющиеся образовательные традиции. Мировая педагогическая практика (включая отечественную) показала, что несоблюдение правила "золотой
1 Там же.
2 Там же.
середины" в процессе модернизации образовательной системы, когда удерживается баланс между новым и старым, революционные преобразования, тотальное реформирование не только не приносят желаемых результатов, но и опасны ростом псевдонаучных новаций. Однако столь же вредны для общества и своего рода "застревания", когда технический прогресс и социокультурные изменения не находят полноценного отклика в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения. В этом случае усиливаются стагнационные риски, консерва-1
тивные тенденции» .
Процитированные выше тексты М. И. Алексеевой, М. А. Зайко (Сухановой), И. С. Кона, А. Б. Конькиной, В. В. Краевского, Б. М. Магомедовой, Г. О. Мациевского, С. А. Муратова, И. В. Ульяновой, Т. И Ховиной были созданы авторами в 2000-е — 2010-е годы. В этих текстах явственно прослеживается, с одной стороны, противопоставление педагогических традиций и педагогических инноваций, а с другой — их естественная диалектическая взаимосвязь.
По мнению названных авторов, традиции несут в себе то, что уже было в теории и практике образования ранее, по сути, оказываясь механизмом его передачи от поколения к поколению, тем механизмом, который обеспечивает педагогическую преемственность. Инновации, наоборот, обеспечивают обновление того, что уже было, что уже есть в педагогической действительности. Они являют собой процесс внедрения новшеств в теорию и практику образования. При этом, однако, традиция всегда несет в себе некую изменчивость, возможность изменения, а инновация всегда опирается на уже имеющийся, накопленный опыт, как бы продолжая его, в том числе, и в форме его отрицания, преодоления. Именно признанием взаимосвязи, взаимозависимости, взаимной необходимости педагогических традиций и педагогических инноваций пронизано большинство работ, опубликованных в первые два десятилетия XXI века, в которых рассматривается соотношение этих феноменов применительно к теории и практике образования.
1 Ульянова И. В. Инновации и традиции в современной российской системе образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXVIII международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 63-72. С. 63.
Список литературы
1. Алексеева, М. И. Традиции и инновации в современном вузовском образовании // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4. URL: http://human. snauka.ru/2017/04/23493 (дата обращения: 26.05.2019).
2. Астафьева, Е. Н. Изучение педагогических инноваций в историко-педа-гогическом контексте / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 62-66.
3. Астафьева, Е. Н. Инновации в теории и практике образования: взгляд историков педагогики / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 3. - С. 49-51.
4. Астафьева, Е. Н. Историко-пе-дагогический контекст теории и практики современного образования / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2016. — № 4. — С. 56—58.
5. Астафьева, Е. Н. Педагогические инновации на основе обращения к прошлому: ретроииновация, ретровведение или традиционная инновация? / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический
журнал. — 2019. — № 1. — С. 178—191.
6. Астафьева, Е. Н. Ретроинновации в теории и практике образования / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программывобразовании.—2019. — №2.— С. 41—49.
7. Астафьева, Е. Н. Теоретическое постижение педагогического наследия прошлого / Е. Н. Астафьева // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. — 2018. — № 4. — С. 36—39.
8. Зайко (Суханова), М. А. Традиции и инновации в культуре / М. А. Зайко
(Суханова) // Серия «Symposium», Инновации и образование. Выпуск 29. Сборник материалов конференции. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — C.443—446.
9. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ, 2019. - Т.
1. - 208 с.
10. Инновации в теории и практике образования: историко-педагогический контекст: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. - М. : АСОУ, 2019. - Т.
2. - 260 с.
11. Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 января 2018 г., г. Челябинск). - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. - 388 с.
12. Историко-педагогический ежегодник. 2018 год / гл. ред. Г. Б. Корнетов.
- М. : АСОУ, 2018. - 344 с.
13. История педагогической мысли и практики образования в России и мире: монография / отв. ред. Г. Б. Корнетов.
- М. : АСОУ, 2018. - 328 с.
14. Кон, И. С. Гуманитарная культура, инновации и традиции. / И. С. Кон. URL: http://www.pseudology.org/Kon/ Zametki/HumanCultureInnovation.htm (дата обращения: 27.05.2019).
15. Конкина, А. Б. Традиции и новации формирования культуры нового поколения. / А. Б. Конкина. URL: www.zna-menskol.ru/wp-content/uploads/2013/11 / Кошкина-А. Б. -Традиции- и-инновации-иформирования-культуры-нового-поколе-ния.pdf (дата обращения: 30.05.2019).
16. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и «альтернативное образование» в отечественной педагогической тради-
ции: 80-е — 90-е годы ХХ века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и процессы в образовании. — 2019. — № 1.
- С. 44-54.
17. Корнетов, Г. Б. Альтернативные школы и альтернативное образование в отечественной педагогической традиции: начало XXI века / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и процессы в образовании. - 2019. - № 2. - С. 31-40.
18. Корнетов, Г. Б. Инновации в истории образования в контексте темпорального режима культуры / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и процессы в образовании. - 2019. - № 3. - С. 36-48.
19. Корнетов, Г. Б. Инновации в обществе и образовании: историко-педаго-гический контекст / Г. Б. Корнетов // Психолого-педагогический поиск. - 2019.
- № 1 (49). - С. 15-40.
20. Корнетов, Г. Б. Исследование истории педагогических идей / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогическое знание в контексте современных проблем образования и высшей школы: материалы международной научно-практической конференции. -Владимир: Изд-во ВлГУ, 3019. - С. 76-87.
21. Корнетов, Г. Б. Историко-пе-дагогический процесс в зеркале истории педагогики, педагогической истории и исторической педагогики / Г. Б. Корнетов // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. - 2018. - № 4 (18). - С. 23-35.
22. Корнетов, Г. Б. Общая педагогика: учебное пособие. / Г. Б. Корнетов. 3-е изд., перераб., доп. - М. : АСОУ, 2019.
- 364 с.
23. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина
1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья
1 / Г. Б. Корнетов // Историко-педа-гогический журнал. — 2019. — № 1. — С. 72-100.
24. Корнетов, Г. Б. Педагоги-новаторы, новое педагогическое мышление и инновационное движение в отечественном школьном образовании (вторая половина 1980-х — вторая треть 1990-х гг.). Статья
2 / Г. Б. Корнетов // Историко-педаго-гический журнал. — 2019. — № 2.
25. Корнетов, Г. Б. Развитие школьного образования в России в фокусе Октябрьской революции 2017 года: монография / Г. Б. Корнетов. — М. : АСОУ, 2019. — 172 с.
26. Корнетов, Г. Б. Феномен школы: взгляд сквозь столетия / Г. Б. Корнетов // Инновации проекты и программы в образовании. — 2018. — № 6. — С. 6—21.
27. Краевский, В. В. Инновации и традиции — два полюса мира образования. / В. В. Краевский. URL: http:// masters.donntu.org / talented/library / article/kraevskiy.htm (дата обращения:
27.05.2019).
28. Магомедова, Б. М. Традиции и инновации — два полюса современного образования. / Б. М. Магомедова. URL: https: //infourok.ru/statya-na-temu-tradi-cii-i-innovacii- dva-polyusa-razvitiya- sovre -mennogo-obrazovaniya-630031.html (дата обращения: 27.05.2019).
29. Мациевский, Г. О. Инновации и традиции в образовании / Г. О. Мациевский // Успехи современного естествознания. — 2010. — № 9. — С. 160—162; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8858 (дата обращения: 23.05.2019).
30. Муратов, А. А. К вопросу о взаимодействии традиций и новаторства в педагогике / А. А. Муратов // Известия пензенского государственного педагоги-
ческого университета им. В. Г. Белинского.
- 2012. - № 28. - С. 890-892.
31. Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. -М. : АСОУ, 2018. - Т. 1.
- 253 с.
32. Познание педагогического прошлого: концептуальные подходы, методы изучения, исследовательская проблематика: монография: в 2 т. / под ред. Г. Б. Корнетова. -М. : АСОУ, 2018. - Т. 2.
- 264 с.
33. Традиции и инновации в истории и культуре: Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре / отв. ред. А. П. Деревянко, В. А. Тишков. - М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2015. - 620 с.
34. Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве. Материалы VIII Международной научно-практической
конференции (г. Москва, 19 апреля 2017 г.) / под ред. Л. А. Рапацкой. — М. : МПГУ, 2017. - 387 с.
35. Ульянова, И. В. Инновации и традиции в современной российской системе образования / И. В. Ульянова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XXVIII международной научно-практической конференции. — Новосибирск: СибАК, 2013. С. 63—72.
36. Ховина, Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе / Т. В. Ховина // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Международная научная конференция (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 13—16. URL https://moluch.ru/ conf/ped/archive/104/5709/ (дата обращения: 23.05.2019).
37. Эволюция практики образования и педагогической науки в прошлом и настоящем: монография / под ред. Г. Б. Корнетова. — М. : АСОУ, 2018. — 260 с.