Научная статья на тему 'ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ БОГА В ЭККЛЕСИОЛОГИИ ДЖ. ВИКЛИФА'

ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ БОГА В ЭККЛЕСИОЛОГИИ ДЖ. ВИКЛИФА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ / HISTORY OF RELIGION / РЕФОРМАЦИЯ / REFORMATION / ЦЕРКОВЬ / CHURCH / "ТРИАЛОГ" / "TRIALOGUE" / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / HOLY SCRIPTURE / ТРОИЦА / TRINITY / ТЕОЛОГИЯ / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чугунова Татьяна Георгиевна, Новикова Анастасия Михайловна, Никишин Владимир Евгеньевич, Шлыкова Юлия Викторовна

В статье рассматривается интерпретация сущности Бога известным английским мыслителем Дж. Виклифом (1320-1384). Теологические взгляды оксфордского ученого, его представления о Боге мало изучены отечественной исторической наукой, сочинения евангелического доктора не переведены на русский язык. В статье подробно анализируется его латиноязычное сочинение «Триалог», в котором автор доказывает, что природа Бога вечна и вездесуща, это первая причина всего, в свою очередь не вызванная ни чем иным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF THE ESSENCE OF GOD IN THE ECCLESIOLOGY J. WYCLIFFE’

I the article viewed the interpretation of the essence of God by the outstanding English thinker J. Wycliffe (1320-1384). The theological views of the Oxford scientist, his ideas about God, have been little studied by Russian historical science. Besides the works of the Evangelical Doctor have not been translated into Russian. In the article analyzes in detail his work written in Latin “Trialogue”, in which the author proves that the nature of God is eternal and omnipresent, this is the only cause of everything, which it is not caused by anything else.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ БОГА В ЭККЛЕСИОЛОГИИ ДЖ. ВИКЛИФА»

УДК 94 (410) + 801.73+22.06

ЧУГУНОВА Т.Г., НОВИКОВА А.М., НИКИШИН В.Е., ШЛЫКОВА Ю.В.

ТРАКТОВКА СУЩНОСТИ БОГА В ЭККЛЕСИОЛОГИИ ДЖ. ВИКЛИФА

Ключевые слова: история религии, Реформация, церковь, «Триалог», Священное Писание, Троица, теология.

В статье рассматривается интерпретация сущности Бога известным английским мыслителем Дж. Виклифом (1320-1384). Теологические взгляды оксфордского ученого, его представления о Боге мало изучены отечественной исторической наукой, сочинения евангелического доктора не переведены на русский язык. В статье подробно анализируется его латиноязычное сочинение «Триалог», в котором автор доказывает, что природа Бога вечна и вездесуща, это первая причина всего, в свою очередь не вызванная ни чем иным.

CHUGUNOVA, T.G., NOVIKOVA, A.M., NIKISHIN, V.E., SHLIKOVA, YU.V.

INTERPRETATION OF THE ESSENCE OF GOD IN THE ECCLESIOLOGY J. WYCLIFFE'

Key words: history of religion, Reformation, church, "Trialogue ", Holy Scripture, Trinity, theology.

I the article viewed the interpretation of the essence of God by the outstanding English thinker J. Wycliffe (1320-1384). The theological views of the Oxford scientist, his ideas about God, have been little studied by Russian historical science. Besides the works of the Evangelical Doctor have not been translated into Russian. In the article analyzes in detail his work written in Latin "Trialogue", in which the author proves that the nature of God is eternal and omnipresent, this is the only cause of everything, which it is not caused by anything else.

В 2017 г. исполнилось 500 лет со дня начала Реформации в Западной Европе -мощного религиозно-политического движения за реформу католической церкви, основу которого во многом заложил английский христианский мыслитель, первый переводчик полного текста Священного Писания на английский язык Джон Виклиф (1320-1384). Он по праву считается предшественником европейских реформаторов XVI века. В своих многочисленных трудах Виклиф выдвинул те идеи, которые впоследствии развили протестантские богословы [1]. Выступления оксфордского теолога положили начало той борьбе, которая, по справедливому замечанию Е. Уайт, «привела к освобождению не только отдельных лиц, но и церквей и целых народов» [2]. Проблемное поле данной статьи находится на пересечении нескольких исследовательских областей: интеллектуальной и персональной истории, истории религии, библеистики и герменевтики. Применяемый в настоящем исследовании историко-генетический метод позволяет выявить особенности религиозной доктрины Джона Виклифа и проанализировать идейные истоки его мировоззрения. Метод герменевтического анализа текста помогает корректно интерпретировать сочинения оксфордского ученого. Особое внимание уделено «Триалогу» -латиноязычному труду, в котором отражены основные интеллектуально-духовные искания английского мыслителя.

Религиозно-философские воззрения евангелического доктора (так называли Виклифа его современники) [3], малоизученные в отечественной историографии, строились прежде всего на основе его представлений о Боге и божественной природе. В настоящей статье будет рассмотрена виклифская интерпретация сущности Бога. Еще будучи студентом Оксфордского университета молодой богослов увлекся идеями английского философа и математика Томаса Брэдвардина (1290-1349), который в одной из своих работ, посвященной критике пелагианства, исходил из аксиомы, что Бог есть абсолютное первоначало [4]. Впоследствии в сочинении «Триалог» Джон Виклиф актуализировал идеи своего предшественника. «Беседа трех» особенно интересна своей первой частью - «De Deo» («О Боге»). Первая книга начинается с главы «Бог является первопричиной всех вещей», позволяющей уже из одного названия сделать вывод о том, что всё существующее на земле и имеющее бытие берет свое начало от первой причины, предшествовавшей всему и всё создающей [5, Р. 39]. Эту первопричину в христианской теологии и представляет собой Бог. В «Триалоге» можно прочесть следующее рассуждение Дж. Виклифа: «Хоть какой-то глупец

и воскликнул в сердце своем: "Нет на свете Бога", но все люди верят, что Бог есть. Иначе кто бы мог опровергнуть его слова? Кроме того, существует некая бинарная истина о присутствии либо конечного, либо бесконечного, а поскольку человек - это существо, не самопроисходящее и имеющее завершение, то основа его создания находится в сфере вечности, существует сама по себе, и поэтому подразумевается, что первая причина всего, не вызванная ничем иным - это и есть Бог» [5, Р.39].

Во второй главе работы оксфордский теолог говорит, что «Бог по своей сути выше всякого рода» [5, Р.41]. Виклиф следующим образом разъясняет смысл этой фразы: «Если мы рассматриваем Бога, который имеет божественное естество, и называем Его первопричиной, должно быть понятно, что Он ни в коей мере не может быть соотнесен с каким-либо человеком или существом любого рода, поскольку по природе своей Бог выше всех. Это объяснимо тем, что Бог может дать начало всему сущему, но для Него самого никакого определенного начала не требуется» [5, Р.41].

Из виклифского положения о том, что Бог преобладает над всем земным, можно сделать два вывода. Во-первых, если Бог является источником всего в мирской жизни, то суть Его совершенна. Что касается безупречности божественной природы, то, например, П.Д. Городцев следующим образом интерпретирует доктрину Виклифа: первая причина есть бытие, которое содержит в себе сущность всех предметов, следственно, всё, произведенное первой причиной, не нуждается в участии других, второстепенных причин, потому что имеет от первопричины достаточное бытие и свой завершенный вид [6, с. 58]. К тому же Виклиф трактует существование Бога как самое лучшее, что только могло произойти, ведь благодаря Богу мы имеем бытие, а бытие намного предпочтительнее небытия, поэтому нет и не может быть лучшего мира, чем созданного Богом [5, Р. 49].

Во-вторых, говоря, что всё возникает от Бога, но сам Бог не возникает ни от кого или ни от чего, Виклиф подводит нас к мысли, что божественная природа вечна и вездесуща. Она не нуждается в причинах, потому что существовала еще до них. Вслед за тем Джон Виклиф отмечает: «Бог превосходит всю историю» [5, Р. 42], т.е. Бог был до появления истории, а, следовательно, Он находится вне времени и представляет собой бесконечность. В «Триалоге» евангелический доктор заявляет читателю, что Бог пребывает везде, пусть и незримо, и контролирует весь духовный путь. Будучи родоначальником всего мирского, Бог заповедал жить людям согласно установленным им божественным законам, совершать все деяния во Славу Божию и в надежде на Его благодать, и, хотя это нельзя увидеть, все же Бог, по мнению теолога, следит за исполнением Его заветов. Бог как всеобщее начало необходимо присутствует везде, даже если бы ничего не было сотворено [5, Р. 42].

Говоря о добродетелях Всевышнего, Виклиф обращает внимание, прежде всего, на Его справедливость и милосердие, благодаря которым каждый человек может обрести спасение. Последнее же люди должны заслужить своим благочестивым поведением. По мнению Ю.М. Сапрыкина, представления Джона Виклифа о Божьей милости сформировались под влиянием учения оксфордского теолога Ричарда Фитцральфа, рассматривавшего милость Божью как возможность поднять моральное состояние духовенства и общества, а так же как призыв к безгрешной жизни [7, с. 57]. Следовательно, Божья милость - это одновременно и цель, к которой стремился весь средневековый социум времен Виклифа, и средство поддержания порядка в данном социуме. Отметим, что оксфордский профессор пошел дальше взглядов своего наставника. На основании идеи о милости Бога Виклиф определил религиозно-моральные обязанности, так называемые нормы богоугодного поведения, причем для каждого социального сословия Англии предписания были свои. Это своего рода этическая доктрина оксфордского теолога. Главное отличие социальной этики Виклифа от католической, по мнению Ю.М. Сапрыкина, состояло в том, что она не предусматривала подчинение людей авторитету церкви, а основывалась на непосредственной связи Господа и верующих, последние при этом несли личную ответственность перед Богом за свои земные поступки [7, с.59].

Принципы праведной жизни, по мнению Виклифа, прописаны в Библии и, как точно замечает Н.В. Щелокова, оксфордский теолог объявлял Священное Писание «краеугольным камнем своего учения», единственным критерием христианской доктрины [8]. В сочинении «Зерцало об Антихристе» Джон Виклиф пишет следующее: «Никто не знает точного объема Божией милости - кому он дарует возможность услышать Его слово, а кому - нет. Каждый человек должен надеяться попасть в рай, чего можно достичь лишь посредством слушания и исполнения Слова Божия. Так как человек обладает свободой воли, то спасется лишь тот, кто сознательно исполняет заповеди божьи, а погибнет тот, кто сознательно их нарушает и хулит Бога. Дар услышать слово проповеди есть дар Бога людям, и кто пренебрежет им, тот воистину лишит себя шанса попасть в Царствие Небесное, посему грешники должны смиренно и внимательно внимать проповеди Слова Божия и не роптать против проповеди Евангелия» [9]. Как и Аврелий Августин Виклиф считает, что Священное Писание есть та царица, о которой говорится: «Кто примет меня, унаследует жизнь вечную». Виклиф часто отмечает, что верующий с правильными мыслями, очищенными от философии, научаем самим Господом [5, с.242].

Церковь, основанная на силе и власти, была как будто лишним звеном во взаимодействии Бога и приверженцев христианской религии. По представлениям Виклифа, «любой человек является низшим должностным лицом Бога, его слугой» [10], а значит каждый наделен именно Господом определенными обязанностями, и каждый по совести должен отвечать перед Богом за свои деяния. Церковь не в силах каким-либо образом изменить данные отношения. Милость Бога может исходить только от самого Господа, но никак не от представителей церковной иерархии. Согласно Виклифу, как отмечает Е.В. Кузнецов, правила веры, изложенные в Священном Писании, вполне достаточны для правления церковью и не только церковью. Нагорная проповедь может служить законом для регулирования жизни каждого человека [11]. В «Триалоге» заявлен принцип: «если между Библией и церковью есть разногласия, мы должны следовать Библии, а если совесть и человеческие авторитеты находятся в конфликте, то мы должны следовать совести» [12].

Теолог придерживается католического представления о всесильности Господа, соглашаясь, что Бог всемогущ, ему подвластны все люди и события, с ними происходящие [5, с.53]. Здесь снова Джон Виклиф подчеркивает положение, согласно которому «суть Бога совершенна» и любые добродетели, которыми может быть наделен человек, уже изначально все в абсолютной и безупречной степени присущи Господу, так как существо Его неизменяемо [5, с.53]. Бог есть идеал, к которому люди должны стремиться на протяжении своей жизни. Виклиф отмечает, что творения имеют в Боге идеальное вечное, Бог и люди пребывают в «великом времени» [5, с.242]. Английский теолог делит свойства Бога на внутренние и внешние. Эта проблема достаточно хорошо рассмотрена П.Д. Городцевым. К первым исследователь относит только те, что вытекают из природы Бога и подвластны только Ему. К примеру, это - незримость и независимость от прошлого, настоящего или будущего, то есть от хода времен. Ко второй группе свойств относятся те, что проявились только с созданием творения (свойство Спасителя или Судьи), однако эти свойства не столь значимы, т.к. они могут также исчезнуть, как и появились, и к тому же похожие свойства проявляются у творения, но в наименьшей степени [6, с. 59].

Отдельное внимание Джон Виклиф уделяет разуму Бога, или его интеллекту. Согласно оксфордскому теологу, как замечает П.Д. Городцев, «каждому возможному творению соответствует акт Божий, которым Он знает это творение, и каждому акту того же творения соответствует акт видения Божьего» [6, с. 59]. В «Триалоге» Виклиф пишет, что Богу известно все, что было и все, что будет на земле, поскольку Он является Создателем света сего, а значит, Он не может быть не разумен [5, с.52]. В самом Боге заключена некая рациональность всех мировых событий и явлений. Своей премудростью Он сотворил совершеннейший мир, в котором все изменения происходят по Его воле, т.к. только Ему одному известно, что является наилучшим. Кроме прочего, разум Бога определяет и движение всего в мире, иначе говоря, Бог не только первопричина, но и непрерывный

перводвигатель всей материи [6, с.59]. Все движение сотворенного Им находится в тесном взаимодействии с Божественным интеллектом.

В своем труде оксфордский профессор рассуждал об одном из главнейших догматов христианской религии, а именно об учении, гласящем, что Бог един в трех ипостасях. Виклиф отводит небольшое место размышлениям о людях, которые не верят в данное положение, подлинно несущее миру свет, и этих еретиков он сравнивает со слепцами, ничего не ведающими, кроме темноты [5, с.56]. Сам же Виклиф уверен в том, что Бог триедин. «Бог - это чистое и разумное создание, имеющее власть над всеми, и власть эта называется Богом-Отцом. Насколько творение может познать себя, в той же мере и даже в большей знает его и Бог, и знание это зовется Богом- Сыном. Состояние же покоя именуется Святым Духом. И эти три ипостаси существуют одновременно и равнозначно», - пишет Дж. Виклиф в «Триалоге» [5, с.56]. Иначе говоря, Бог - единственный, но единство его составляют три неразрывные субстанции - Отец, Сын и Святой Дух, которые не могут быть представлены обособленно ни в какой момент времени, ни вне его, т.е. Бог был триединым всегда, до создания мира и в пору бытия творения. По мнению Виклифа, в Священном Писании тайно или явно заключается вся истина, потому что оно исходит от Христа, а Иисус Христос - Бог, принявший образ человека [13]. Пребывание Христа на земле означало вочеловечение Творца, обличье Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа в смертном теле. Рассуждая над данным догматом и доказывая его истину, Джон Виклиф в трактате «De officio regis» («О королевской службе») обращается к тексту Ветхого Завета и подчеркивает изречение Бога: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему» [14]. Таким образом, профессор показывает, что данная истина неоспорима, т.к. о ней свидетельствует сам Господь; говоря о себе во множественном числе, Он, прежде всего, имеет в виду триединство.

Таким образом, в учении Джона Виклифа подчеркивается, что Бог является первопричиной всего сущего, и Он триедин. Бог, в представлении английского теолога, разумен, божественное мышление осмысленно, а не хаотично и произвольно. Вочеловечение Творца в образе Иисуса Христа является залогом спасения человеческого рода. Вера в Христа и богодухновенность Священного Писания - основные положения религиозной доктрины данного теолога - стали чрезвычайно актуальны в период «Осени средневековья» и во многом способствовали появлению новой христианской религии - протестантизма.

Литература и источники

1. Щелокова Н.В. К вопросу об идейных истоках европейской Реформации // Политическая жизнь Западной Европы: античность средние века, новое и новейшее время. Межвузовский сборник научных трудов/ Отв. ред. А.Р. Панов. - Арзамас. 2017. - С. 23-27.

2.Уайт Е. Великая борьба / Пер. с англ. - Заокский: Источник жизни, 2011. - С. 72.

3. Tyndale T. Wycliffe, Queen Anne of Bohemia and Tyndales of Hochwold, Norfolk // Tyndale Society Journal. -1998. - № 10. - Р. 36.

4. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (1-2) / Пер. и ред. С.А. Мальцевой. - СПб.: «Пневма», 2003. - С. 196.

5. Wyclif J. Trialogus cum supplement trialogi / Ed. by G.V. Lechler. - Oxonii: Typographeo Clarendonia, 1869. I.

6. Городцев П.Д. Предшественник Реформации Джон Виклиф. Его жизнь и реформаторская деятельность. -Петроград: Синод. тип., 1917.

7. Сапрыкин Ю.М. Социально-политические взгляды английского крестьянства в XIV-XVII вв. - М., 1972.

8. Щелокова Н.В. Нравственные императивы христианской этики Джона Виклифа // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 10 (84). Часть 2. - С. 201.

9. Виклиф Дж. Зерцало об Антихристе. Как Антихрист и его слуги уводят истинных священников от проповеди Евангелия Христа четырьмя неправдами / Перевод и вступ. статья Т.Г. Чугуновой // Диалог со временем. -2013. - Вып. 43. - С. 373.

10. Чугунова Т.Г. Дж. Виклиф и У. Тиндел: Слово и церковь в английской реформационной доктрине // Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского. - 2017. - № 3. - С. 91.

11. Кузнецов Е.В. Движение лоллардов в Англии (конец XIV-XV вв.)// Исследования по истории народных движений в странах Западной Европы XIII-XV вв. Ученые записки. Вып. 95. - Горький: Изд-во ГГУ им. Н.И. Лобачевского, 1971. - С. 124.

12. Шафф Ф. История христианской церкви / Пер. О.А. Рыбакова. - СПб.: «Библия для всех», 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLI0/archive/saf_6/04.aspx

13. Чугунова Т.Г. Sacra Scriptura: проблема понимания термина и место Священного Писания в экклесиологии Дж. Виклифа // Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 1. - С. 264.

14. Wicliffe J. De officio regis // The Wyclif Society / Ed. F. D. Matthew. - L., 1887. - Р. 12.

References and Sources

I.. Shchelokova N.V. K voprosu ob idejnyh istokah evropejskoj Reformacii // Politicheskaya zhizn' Zapadnoj Evropy: antichnost' srednie veka, novoe i novejshee vremya. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov/ Otv. red. A.R. Panov. - Arzamas. 2017. - S. 2327.

2.Uajt E. Velikaya bor'ba / Per. s angl. - Zaokskij: Istochnik zhizni, 2011. - S. 72.

3. Tyndale T. Wycliffe, Queen Anne of Bohemia and Tyndales of Hochwold, Norfolk // Tyndale Society Journal. - 1998. - № 10. -R. 36.

4. Antiseri D., Reale Dzh. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashih dnej. Antichnost' i Srednevekov'e (1-2) / Per. i red. S.A. Mal'cevoj. - SPb.: «Pnevma», 2003. - S. 196.

5. Wyclif J. Trialogus cum supplement trialogi / Ed. by G.V. Lechler. - Oxonii: Typographeo Clarendonia, 1869. I.

6. Gorodcev P.D. Predshestvennik Reformacii Dzhon Viklif. Ego zhizn' i reformatorskaya deyatel'nost'. - Petrograd: Sinod. tip., 1917.

7. Saprykin YU.M. Social'no-politicheskie vzglyady anglijskogo krest'yanstva v XIV-XVII vv. - M., 1972.

8. SHCHelokova N.V. Nravstvennye imperativy hristianskoj ehtiki Dzhona Viklifa // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2017. - № 10 (84). CHast' 2. - S. 201.

9. Viklif Dzh. Zercalo ob Antihriste. Kak Antihrist i ego slugi uvodyat istinnyh svyashchennikov ot propovedi Evangeliya Hrista chetyr'mya nepravdami / Perevod i vstup. stat'ya T.G. CHugunovoj // Dialog so vremenem. - 2013. - Vyp. 43. - S. 373.

10. CHugunova T.G. Dzh. Viklif i U. Tindel: Slovo i cerkov' v anglijskoj reformacionnoj doktrine // Vestnik NGU im. N.I. Lobachevskogo. - 2017. - № 3. - S. 91.

II. Kuznecov E.V. Dvizhenie lollardov v Anglii (konec XIV-XV vv.) // Issledovaniya po istorii narodnyh dvizhenij v stranah Zapadnoj Evropy XIII-XV vv. Uchenye zapiski. Vypusk 95. - Gor'kij: Izd-vo GGU im. N.I. Lobachevskogo, 1971. - S. 124.

12. SHaff F. Istoriya hristianskoj cerkvi / Per. O.A. Rybakova. - SPb.: «Bibliya dlya vsekh», 2009. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http ://sbiblio. com/BIBLIO/archive/saf_6/04. aspx

13. CHugunova T.G. Sacra Scriptura: problema ponimaniya termina i mesto Svyashchennogo Pisaniya v ehkklesiologii Dzh. Viklifa // Vestnik NGU im. N.I. Lobachevskogo. - 2012. - № 1. - S. 264.

14. Wicliffe J. De officio regis // The Wyclif Society / Ed. F. D. Matthew. - L., 1887. - R. 12.

ЧУГУНОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина (tat-chugunova@yandex.ru)

НОВИКОВА АНАСТАСИЯ МИХАИЛОВНА - бакалавр Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (nasttyano@gmail.com)

НИКИШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (nikishina.oa@gmail.com)

ШЛЫКОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА - магистрант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (julia-shlykova@mail.ru)

CHUGUNOVA, TATIANA G. - Ph.D. in History, Associate Professor, Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin.

NOVIKOVA, ANASTASIA M - Bachelor of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin. NIKISHIN, VLADIMIR E. - Master of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin. SHLYKOVA, JULIA V. - Master of Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin.

УДК 94(470.66):332.012.33«178/182»

ДОБРЯКОВА Н.А., ЛОБАНОВ В.Б., ОВСЯННИКОВ Д.В. ПРОБЛЕМА ОБЩИНЫ И СОБСТВЕННОСТИ В ЧЕЧНЕ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВВ.

Ключевые слова: Чечня, ислам, община, тайп, мулк, харим.

В статье анализируется проблема взаимоотношения власти и собственности в мусульманском горском социуме Чечни накануне вхождения региона в состав Российской империи. Данная задача осуществляется путем выявления и анализа особенностей чеченской горской общины как субъекта подобных отношений. Одним из принципиальных вопросов является то, как проявляется власть общины (коллективного социального индивида) в отношении различных типов собственности в мусульманском обществе. Все это разбирается на основе широкого круга источников. Авторы отмечают особую устойчивость общественной организации чеченской сельской общины, проявившуюся в ее способности адаптироваться к различным формам внешнего воздействия. Соседская община в Чечне, при сохранении значительной роли тайпа, смогла сохраниться и в период преобразований Шамиля, и при имперской администрации.

DOBRYAKOVA, N.A., LOBANOV, V.B., OVSYANNIKOV, D.V. THE PROBLEM OF THE COMMUNITY AND PROPERTY IN CHECHNYA IN THE END XVIII - EARLY XIX CENTURIES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.