Научная статья на тему 'РЕЛИГИОЗНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О ПРОПОВЕДОВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ'

РЕЛИГИОЗНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О ПРОПОВЕДОВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПОВЕДЬ / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / АПОСТОЛЫ / ДЖ. ВИКЛИФ / У. ТИНДЕЛ / ОРИГЕН / БЛАЖЕННЫЙ ИЕРОНИМ / И. РЕЙХЛИН / Р. УЭЙКФИЛД / SERMON / HOLY SCRIPTURE / APOSTLES / J. WYCLIFFE / W. TYNDALE / ORIGEN / JEROME / I. REUCHLIN / R. WAKEFIELD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чугунова Татьяна Георгиевна, Сазонова Маргарита Борисовна

В статье предпринята попытка проанализировать отношение религиозных мыслителей (Дж. Виклифа, У. Тиндела и др.) к проповедованию как к одному из самых важных видов духовной деятельности священнослужителя. Авторы статьи подчеркивают, что главное место в проповедях богословы отводили ознакомлению мирян со Священным Писанием, в котором изложен Закон Божий. Практически все мыслители отмечают, что для правильной интерпретации и проповедования Священного Писания необходимо знание древних языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS THINKERS ABOUT PREACHING AND THE STUDY OF ANCIENT LANGUAGES

The article attempts to analyze the attitude of religious thinkers (J. Wycliffe, W. Tyndalе et al.) to preaching as one of the most important types of spiritual activities of clergymen. The authors of the article emphasize that the theologians assigned the main place in their sermons to acquainting the laity with the Holy Scripture, which sets out the Law of God. Almost all thinkers note that knowledge of ancient languages is necessary for the correct interpretation and preaching of the Holy Scripture.

Текст научной работы на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О ПРОПОВЕДОВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕЛИГИОЗНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О ПРОПОВЕДОВАНИИ И ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНИХ ЯЗЫКОВ Чугунова Т.Г.1, Сазонова М.Б.2 Email: Сhugunova17153@scientifictext.ru

1Чугунова Татьяна Георгиевна - кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права; 2Сазонова Маргарита Борисовна - аспирант, факультет гуманитарных наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье предпринята попытка проанализировать отношение религиозных мыслителей (Дж. Виклифа, У. Тиндела и др.) к проповедованию как к одному из самых важных видов духовной деятельности священнослужителя. Авторы статьи подчеркивают, что главное место в проповедях богословы отводили ознакомлению мирян со Священным Писанием, в котором изложен Закон Божий. Практически все мыслители отмечают, что для правильной интерпретации и проповедования Священного Писания необходимо знание древних языков. Ключевые слова: проповедь, Священное Писание, апостолы, Дж. Виклиф, У. Тиндел, Ориген, блаженный Иероним, И. Рейхлин, Р. Уэйкфилд.

RELIGIOUS THINKERS ABOUT PREACHING AND THE STUDY

OF ANCIENT LANGUAGES

12 Chougounova T.G. , Sazonova M.B.

1Chougounova Tatyana Georgievna - PhD in History, Associate Professor, DEPARTMENT OF WORLD HISTORY, CLASSICAL DISCIPLINES AND LAW; 2Sazonova Margarita Borisovna - Postgraduate Student, FACULTY OF HUMANITIES, MININNIZHNY NOVGOROD STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (MININ UNIVERSITY),

NIZHNY NOVGOROD

Abstract: the article attempts to analyze the attitude of religious thinkers (J. Wycliffe, W. Tyndah et al.) to preaching as one of the most important types of spiritual activities of clergymen. The authors of the article emphasize that the theologians assigned the main place in their sermons to acquainting the laity with the Holy Scripture, which sets out the Law of God. Almost all thinkers note that knowledge of ancient languages is necessary for the correct interpretation and preaching of the Holy Scripture.

Keywords: sermon, Holy Scripture, apostles, J. Wycliffe, W. Tyndale, Origen, Jerome, I. Reuchlin, R. Wakefield.

УДК 94 (41 )+ УДК 8 1.73+УДК 22. 6

Большое место в трудах европейских религиозных мыслителей отводится проповеди. Особое внимание ей уделяется в творчестве средневекового английского теолога, предтечи Английской Реформации - Дж. Виклифа [8]. Среди всех видов деятельности, которые осуществляют священники, окормляя свою паству, проповедь, как считает оксфордский теолог, играет главную роль, поскольку «сам Христос более определил духовенство проповедовать, чем служить мессы» [1, с. 374]. Главной целью апостольской проповеди, по мнению Виклифа, было укрепление веры, а «сам

Христос проповедовал, чтобы поддержать веру в апостолах, и верою святые вершили чудеса» [14, с. 261].

Хорошая (благая) проповедь, по мнению Джона Виклифа, встречается достаточно редко. Теолог отмечает, что в силу своей неграмотности священники не владеют мастерством проповедования и заимствуют свои речи у послушников, чьи мысли лишены мудрости [6, с. 15]. Такая проповедь, по мнению Виклифа, не способна принести ровно никакой пользы [6, с. 15]. Однако слабые богословские знания являлись не единственной помехой для хорошего проповедования. Не менее важной преградой выступало обмирщение духовенства, в результате которого оно становилось не способным к восприятию духовных истин. Виклиф отмечает, что заботясь о земных благах, священник не может научить свою паству жить в кротости, смирении и покаянии [15]. Об обмирщении духовенства говорил в своей Соборной проповеди английский гуманист Дж. Колет, призывавший к реформированию католической церкви [3].

Главным предметом проповеди для Виклифа стало Священное Писание - Слово Божие, знание которого, по мнению теолога, являлось «ключами от неба» [4, с. 91]. За свое стремление к изучению Библии Виклиф был назван современниками евангелическим доктором.

Последователь Дж. Виклифа - английский реформатор У. Тиндел также писал в своих трудах о необходимости проповедования. Тиндел сам много проповедовал и считал, что служители божии, каковыми являются священники, были избраны, чтобы «научить народ в Слове Божием» [11, с. 251]. Изменив английское priest (священник) на elder (старейшина), Тиндел акцентировал внимание на том, что главная обязанность духовенства - «проповедовать Христовы обетования» [12, с. 144]. В переводе Нового Завета Виклиф также в ряде мест использовал слово «старейшина» вместо «священник» (Мф. 12:15, Мк. 7:5 и др.) [7]. Такой подход, прежде всего, связан с отрицанием почти всеми реформаторами института священства. Кроме того, Тиндел, например, заявлял, что женщины способны проповедовать не хуже мужчин [11, с. 252]. Главное место в проповеди Тиндел отводил истолкованию Священного Писания. По его мнению, каждый проповедник должен хорошо знать языки сакральных текстов, чтобы уметь объяснить смысл любого библейского пассажа [11, с. 253].

О необходимости изучения древних языков, в частности древнееврейского, для понимания Библии говорили многие переводчики и богословы, начиная с Оригена [10]. Вслед за ним о пользе изучения древнееврейского языка заявил один из самых выдающихся христианских богословов, одаренный проповедник блаженный Иероним Стридонский. Приверженность Иеронима древнееврейскому языку и его убежденность в том, что Священное Писание не может быть должным образом истолковано без знания иврита, становятся очевидными из его обширной переписки [5].

В начале XVI столетия защитник иврита Иоганн Рейхлин писал: «Уверяю вас, что ни один из латинян не может толковать Ветхий Завет, если не овладеет языком, на котором он был написан, ибо посредником между Богом и человеком был язык, как мы читаем в Пятикнижии; но не любой язык, а только древнееврейский» [9, с. 270]. Талантливый ученик Рейхлина - Роберт Уэйкфилд (первый официальный преподаватель древнееврейского языка в Кембридже) заявлял об опасности «неграмотного» богословия. Уэйкфилд пытался убедить своих современников в необходимости изучения семитских языков, особенно иврита для того, чтобы читать Библию в оригинале. Уэйкфилд считал, что иврит - это тот язык, который ведёт к познанию божественных тайн, и без его знания не может быть правильно истолкована богодухновенная литература [13]. Инициатор европейского реформационного движения - М. Лютер писал, что «если проповедник знает языки, его проповедь отличается новизной, убежденностью, глубоким проникновением в суть Писания» [2, с. 168]. В противном случае, «его проповедь быстро надоест и пройдет мимо ушей слушателей» [2, c. 168]. Для всех вышеуказанных мыслителей проповедование Священного Писания и изучение языков, на которых оно

запечатлено, были неотделимы друг от друга и являлись необходимыми составляющими христианской жизни.

Итак, определяя роль проповеднической деятельности в учении религиозных мыслителей, следует еще раз отметить, что все они видели в проповеди главное средство укрепления христианской веры и постижения евангельского учения Христа. Каждый из богословов был твердо уверен, что проповедование является основной обязанностью духовенства, как сказал Святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 9:16, а для эффективности этой деятельности необходимо изучение древних языков.

Список литературы /References

1. Виклиф Дж. Зерцало об Антихристе. Как антихрист и его слуги уводят истинных священников от проповеди Евангелия Христа четырьмя неправдами (Пер. и вступ. статья Т.Г. Чугуновой) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 2013. Вып. 43. С. 368-375.

2. Лютер М. К советникам всех городов земли немецкой. О том, что им надлежит учреждать и поддерживать христианские школы // Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520-1526 гг./ Пер. с нем. Ю.А. Голубкина. Харьков: Око, 1994. С. 155-180.

3. Софронова Л.В. Соборная проповедь Дж. Колета - дорога к утраченному идеалу // Вестник Санкт-Петербургского университета. История, 2009. № 1. С. 179-188.

4. Чугунова Т.Г. Дж. Виклиф и У. Тиндел: Слово и церковь в английской реформационной доктрине // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017. № 3. С. 91-94.

5. Чугунова Т.Г., Сазонова М.Б. Блаженный Иероним о стратегии перевода Ветхого Завета // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего. Сб. научных статей / под общ. ред. Я.Г. Солодкина, Л.В. Алексеевой, 2015. С. 182-184.

6. Щелокова Н.В. Проповедь в учении Дж. Виклифа: теория и практика // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время / ред. А.Р. Панов. Арзамас, 2019. С. 14-18.

7. Biblia N. T. Evangelia. The Gothic and Anglo-Saxon gospels in parallel columns with the versions of Wycliffe and Tyndale. London: Reeves and Turner, 1888. 584 р.

8. Chugunova T.G., Sofronova L.V., Khazina A.V., Balashova E.S., Khasanova V.S., Tyulenev V.M. «Reformer» before the Reformation: regarding the issue of protoprotestant views of John Wycliffe // Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018. Т. 622. P. 201-207.

9. Jones G.L. The Discovery of Hebrew in Tudor England: A Third Language. Manchester University Press, 1983. 311 р.

10. Hebrew Study from Ezra to Ben-Yehuda/ ed. W. Horbury. Edinburgh, 1999. 337р.

11. Tyndale W. An Answere into Syr Thomas Mores Dualogue // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes / Ed. John Foxe. London: Printed by J. Daye, 1573. P. 247-339.

12. Tyndale W. The Obedience of a Christen man // The Whole works of W. Tyndall, John Frith, and Doct. Barnes / Ed. John Foxe. London: Printed by J. Daye, 1573. P. 97-183.

13. Wakefield R. Oratio de laudibus & vtilitate triu[m] lingua[rum] Arabic^ Chaldaics & Hebraic^ atq[ue] idiomatibus hebraicis qus in vtroq[ue] testame[n]to i[n]ueniu[n]tur. London: Winandum de Vorde, 1524. 126 p.

14. Wyclif J. How Antichrist and his clerks travail to destroy Holy Writ // The English works of Wyclif hitherto unprinted / Ed. by F.D. Mattew. London: Trubner, 1880. P. 254-262.

15. Wycliffe J. Sermons // Wycliffe J. Tracts and Treatises of John de Wycliffe / ed. Vaughan R. London: Printed for the Wycliffe Society by Blackburn and Pardon, 1845. P. 80-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.