Научная статья на тему 'Нравственные императивы христианской этики Джона Виклифа'

Нравственные императивы христианской этики Джона Виклифа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
165
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН ВИКЛИФ / БИБЛИЯ / ЕВАНГЕЛИЕ / ХРИСТИАНСТВО / МОРАЛЬ / JOHN WYCLIFFE / BIBLE / GOSPEL / CHRISTIANITY / MORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щелокова Наталия Вячеславовна

В статье исследуются этические взгляды Джона Виклифа. Отмечается влияние Дж. Виклифа на становление мировоззрения протестантских реформаторов XVI века. Автор также обращает внимание на то, что многие работы Джона Виклифа были посвящены выработке правильного подхода к интерпретации Священного Писания. Евангелический доктор выступал против всевозможных схоластических приемов при изучении Слова Божьего и объявлял Священное Писание краеугольным камнем своего учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL IMPERATIVES OF J. WYCLIFFE’S CHRISTIAN ETHICS

This article is devoted to John Wycliffe’s ethical views. The article notes J. Wycliffe’s influence on the formation of the world view of Protestant reformers of the XVI century. The author also draws attention to the fact that many of the works by John Wycliffe were devoted to the development of a correct approach to the interpretation of Holy Scripture. The Evangelical doctor opposed all sorts of scholastic techniques in the study of the Word of God and declared the Holy Scripture the corner-stone of his teaching.

Текст научной работы на тему «Нравственные императивы христианской этики Джона Виклифа»

Щелокова Наталия Вячеславовна

НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ ДЖОНА ВИКЛИФА

В статье исследуются этические взгляды Джона Виклифа. Отмечается влияние Дж. Виклифа на становление мировоззрения протестантских реформаторов XVI века. Автор также обращает внимание на то, что многие работы Джона Виклифа были посвящены выработке правильного подхода к интерпретации Священного Писания. Евангелический доктор выступал против всевозможных схоластических приемов при изучении Слова Божьего и объявлял Священное Писание краеугольным камнем своего учения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/10-2752.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 201-203. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

3. Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 25 июня. № 56. 4 с.

4. Горский С. Из поездки в Москву на Всероссийский съезд духовенства и мирян // Олонецкие епархиальные ведомости. 1917. 15 июля. № 16. С. 345-351.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 3431. Оп. 1.

6. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство (1917-1922). М.: Изд-во Крутиц. подворья; О-во любителей церков. истории, 2005. 439 с.

7. Кривошеева Н. А. Патриарх Тихон и Троице-Сергиева лавра // Материалы XXIV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 105-108.

8. Любимов Н. А., протопресвитер. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (25 апреля - 12 июня 1917 г.) // Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): сборник. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. С. 15-120.

9. Московский листок. 1917. 13 июня. № 131. 4 с.

10. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 60. К. 18.

11. Русское слово. 1917. 8 (21) июня. № 128. 4 с.

12. Священный Собор Православной Российской Церкви: в 11-ти кн. М., 1918. Кн. VI. Деяния. 144 с.

13. Соколов А. В. Реквизиция Петроградской синодальной типографии в январе 1918 г. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. СПб., 2013. Т. 4. № 1. С. 199-209.

14. Центральный государственный архив г. Москвы (ЦГА г. Москвы). Ф. 203. Оп. 135.

15. Шершнева-Цитульская И. А. Правовой статус Русской православной церкви в советском государстве (1917-1943 гг.): дисс. ... к.ю.н. М., 2005. 225 с.

THE ALL-RUSSIAN CONGRESS OF THE CLERGY AND THE LAITY IN 1917 ON REQUISITION OF THE PRINTING HOUSE OF THE TRINITY LAVRA OF ST. SERGIUS

Shcheglov Nikolai Viktorovich

Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Moscow religiya-i-cerkov@mail. ru

The article is devoted to the activity of the All-Russian Congress of the Clergy and the Laity, held in Moscow from June 1 to 12, 1917. At the congress the problem of the seizure of church property by the representatives of the Executive Committees of soldiers' and workers' deputies was considered. The most widespread response was given to the seizure of the printing house of the Trinity Lavra of St. Sergius, which occurred during the days of the congress work. The author introduces into the scientific use a number of previously unpublished archival documents.

Key words and phrases: the Holy Synod; the All-Russian Congress; congress of the clergy and the laity; printing house of the Trinity Lavra of St. Sergius; requisition of church property; the Executive Committee of soldiers' deputies; Chief Procurator V. N. Lvov.

УДК 801.73; 22.06 Философские науки

В статье исследуются этические взгляды Джона Виклифа. Отмечается влияние Дж. Виклифа на становление мировоззрения протестантских реформаторов XVI века. Автор также обращает внимание на то, что многие работы Джона Виклифа были посвящены выработке правильного подхода к интерпретации Священного Писания. Евангелический доктор выступал против всевозможных схоластических приемов при изучении Слова Божьего и объявлял Священное Писание краеугольным камнем своего учения.

Ключевые слова и фразы: Джон Виклиф; Библия; Евангелие; христианство; мораль.

Щелокова Наталия Вячеславовна, к.и.н., доцент

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Арзамасский филиал schelokovdan@yandex.ru

НРАВСТВЕННЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭТИКИ ДЖОНА ВИКЛИФА

Одно из последних классических произведений оксфордского профессора Джона Виклифа "Opus Evan-gelicum" обращено к раскрытию нравственных основ бытия. В конце рукописи сохранилась знаменательная запись: «Жизнь автора пришла к концу и этот труд также» [5, vol. II, p. 368]. Следовательно, последний год жизни был временем, когда первый еретик Англии работал над названным произведением. Это не просто завершающее, но и подводящее итоги интеллектуальной жизни великого мыслителя произведение. «Евангелический труд» содержит сумму «окончательных суждений» Виклифа по большинству тех вопросов, о которых он писал всю свою творчески богатую, но многострадальную жизнь.

Многочисленные труды оксфордского теолога можно классифицировать по степени «популярности» изложения на три группы: пространные латинские трактаты теоретического характера, краткие произведения на латинском языке, преимущественно полемические, и, наконец, предназначенные «массовому» читателю работы на родном английском языке. «Евангелический труд» - это труд ученого для ученых, где

202

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

фундаментальные проблемы религиозной доктрины обросли солидной аргументацией, демонстрирующей как незаурядную эрудицию автора, так и его редкое мастерство в построении сложнейших логически формализованных рассуждений.

Однако в сказанном лишь одна половина истины, возможно, не самая главная. Именно на страницах данного произведения была подведена черта под теми размышлениями, которые возникали в уме великого еретика под воздействием революционных событий 1381 г. Здесь, в Люттерворте, после своего вынужденного перемещения из оксфордских аудиторий в тихую глухомань богатого церковного прихода он собирал разбросанные и расколотые социальными противоречиями камни человеческого бытия. Одно за другим его перо рождает «большие» и «краткие» произведения на латинском и английском языках.

Среди них трактат «О богохульстве» [6]. На страницах данного трактата с чисто памфлетной эмоциональностью он обрушивается на католическую церковь. Ей инкриминируется тягчайшее с точки зрения христианина преступление - богохульство. Корнем этого смертного греха объявляется папский двор, в число «двенадцати ветвей», выросших из этого корня, включаются кардиналы, епископы, разные категории священнослужителей и монахов... Все они богохульствуют, то есть «грабят народ посредством обмана различными способами, хуже, чем воры» [Ibidem, p. 266]. Именно богатство римской церкви является тем «ядовитым, порочным деревом, богохульным деревом», которое послужило причиной народного восстания 1381 г. Читателю трактата предлагается принять тезис опального оксфордского еретика, что своевременная секуляризация церковного имущества могла бы предотвратить крестьянское возмущение, поскольку, получив богатство церкви, королевская казна уже не нуждалась бы в «поголовном» поборе, спровоцировавшем восстание народа в Кенте и Эссексе, а затем и в других графствах Англии.

Не считая, однако, достаточными «политические» и «экономические» аргументы, Виклиф как теолог ищет богословского, освященного библейским авторитетом обоснования социальной справедливости в секу-ляризационном акте. Так появляются два наброска к будущему «большому» трактату, посвященные толкованию 23-й и 24-й глав Евангелия от Матфея [4]. Если вспомнить, что в этих главах Евангелия от Матфея излагается Нагорная проповедь Иисуса Христа, то становится ясным ход теологического поиска Виклифа. Именно в этом священном для христианского сознания тексте ищет он решающий аргумент в пользу секуляризации церковного богатства.

После подготовительных набросков появился законченный «опус», который у ортодоксальных богословов, занимавшихся по поручению архиепископа Томаса Арундела извлечением «еретических пунктов из циркулировавших в Оксфорде манускриптов», получил название «О Нагорной проповеди Господа». Нравственный идеал этого произведения является объектом рассмотрения и комментирования. Однако важнее подчеркнуть другое: нравственная проповедь Христа служит своеобразной платформой для политических сентенций.

Виклиф идет от морали к политике, соединяет их, и происходит политизация нравственности, но не в смысле подчинения моральных норм поведения человека задачам текущей государственной деятельности, а наоборот, сведения политики к простым нормам общечеловеческой нравственности. Политика должна быть нравственна, то есть служить человеку, а этический идеал заключен в «Законе Христа», который «безгранично превосходит остальные законы»1. Правила веры, изложенные в Священном Писании, вполне достаточны для управления церковью, и не только ею, но и всеми людьми, всем миром. Нагорная проповедь Господа в состоянии совершенным образом регулировать жизнь любого человека.

Итак, оксфордский теолог считает, что Священное Писание является мерилом всех учений, в отличие от других схоластов. Как справедливо замечает Т. Г. Чугунова, «Виклиф не мог примириться с тем, что христианская истина при схоластической системе преподавания доказывается не из ее первоначального источника - Священного Писания, а из всевозможных заключений ученых-философов» [2, с. 264]. Оксфордский богослов приписывает Библии «бесконечный авторитет», принципиально различает слово Божье и его человеческую интерпретацию, признает Писание как единственный источник христианского познания. Уже в собрании проповедей, написанных и прочитанных им примерно до 1378 г., видно, что Виклиф признает достаточность одного слова божьего. «Закон божий - это обязательный и совершенный авторитет». Для защиты этого постулата он написал одно из своих значительных произведений «Об истинности Священного Писания».

«В каждой сфере имеется что-то первоначальное, которое служит мерилом для всего остального»2 [6, p. 126]. Таким образом, Библия в религии есть самое первое. Святое Писание - это слово Божье в действии. Это «нерушимый завет Бога-отца»3 [4, p. 9]. Виклиф утверждает единство Бога и его слова. Но еще оксфордский теолог называет Христа настоящим автором Святого Писания, и именно этим объясняется авторитет Писания [8, vol. II, p. 239]. «Христос - законодатель. Христос дал закон, которого достаточно для господства во всем мире»4 [7, vol. II, p. 46]. «Христос сам Писание, которое мы должны знать. А не знать Писание, значит не знать Христа»5 [4, p. 21]. Святое Писание содержит как раз то, что нужно для спасения. Эту мысль Виклиф аргументирует словами апостола Петра: «Нет ни в чем другом спасения, нет другого имени на небесах, в котором мы спасем свою душу, как в имени Иисус Христос»6 [6, p. 118].

1 Дословно "Christi lex, ie scriptum sacra, religuas leges imfinitucu excedit".

2 "In omni genere est unumprimum, quod est metrum et mensura omnium aliorum".

3 "Si non licet filio infringer testamentum patristerreni - multo magis non licet catholico-dissolveretestamentum in fringibile dei patris".

4 "Legi fernoster Jesus Christus legem per se sufficientem de dita dregimertotius ecclesiae militantis".

5 "Ignorare scripturas est ignorare Christum, cum Christus sit scriptura, quam debevus cognoscere".

6 "In illaconsistitsalus fidelium".

В заключение Виклиф указывает на воздействие Святого Писания. Смысл Писания - в действенности и пользе. Опыт церкви в целом говорит о достаточности Библии. Соблюдая Закон Божий, церковь быстро утвердилась в обществе. Принцип авторитета Святого Писания, который Виклиф обосновал, сразу же находит разнообразное применение. Но не только в церковной и нравственно-религиозной сферах, а и во всем окружении человека, в гражданской жизни и государстве, по мнению Виклифа, «каждый закон должен опираться на закон Божий»1 [3, p. 152].

Из всего вышесказанного вытекает правило: не ставь ничего на один уровень со Святым Писанием. Джон Виклиф высказывает мысль: «Это невозможно, чтобы какое-либо слово или поступок имели одинаковый авторитет наряду со Святым Писанием»2 [4, p. 15]. Поэтому евангелический доктор требует непосредственного доступа всех верующих к Святому Писанию. В трактате «Зерцало об Антихристе» он пишет: «Если христианин считает кого-то недостойным слушать Слово Божие, то тем самым он осуждает его на ад, не дожидаясь, пока это сделает Бог» [1, c. 373].

Евангелический доктор свято верил в то, что содержание Библии исходит от самого Бога, поэтому он не пытался переосмысливать и перетолковывать священные тексты. Такое понимание Библии как Слова Бога несколько опережало современное ему время и более соответствовало протестантскому мировоззрению. Мы видим, что еще задолго до западноевропейских реформаторов XVI века оксфордский богослов уже проповедовал свои основные положения - теорию предопределения (sola fide) и евангельскую доктрину (sola Scriptura).

Однако современное оксфордскому теологу состояние общества и, в первую очередь, церкви ни в какой мере не соответствовало, по его мнению, библейским заповедям [6, p. 36], а потому подлежало осуждению. Так Виклиф перебрасывает мостки от абстрактной теоретической полемики к критике практической деятельности римской церкви.

Евангелический доктор считал, что власть церковных князей достойна признания только до тех пор, пока она совпадает с новозаветными установлениями [5, vol. II, p. 97]. Должна быть осуществлена «евангелизация» церкви [Ibidem, p. 94]. Веру и порядок жизни людей следует выводить непосредственно из Библии [Ibidem, p. 147]. И «тогда Священное Писание почиталось бы, а папские буллы, если их следует почитать, почитались бы менее важными, а папские законы, равно, как и суждения новых докторов, пользовались бы почитанием в его пределах» [Ibidem, p. 200]. «Под страхом большого наказания люди не должны ничего прибавлять к божьему слову» [Ibidem, p. 203]. «В противном случае божественный закон превратится в закон антихриста» [Ibidem]. «Все человеческие традиции, которые евангельский закон не учит соблюдать, являются излишними и вредными» [Ibidem, p. 209].

Таким образом, призыв евангелического доктора к переустройству общества на основе новозаветной морали хотя и был стимулирован его жизненными обстоятельствами, трудными размышлениями о наблюдаемых общественных процессах современной ему Англии, был глубоко идеалистичен. И поэтому он был актуален несколько веков, в течение которых христиане искали дорогу на высокую гору Христовых заповедей. Актуален он и сейчас. Жизнь любого человеческого коллектива должна иметь некую универсальную основу, составленную из суммы нравственных императивов. Общество может существовать, если оно нравственно.

Список источников

1. Виклиф Дж. Зерцало об Антихристе. Как Антихрист и его слуги уводят истинных священников от проповеди Евангелия Христа четырьмя неправдами / пер. и вступ. ст. Т. Г. Чугуновой // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2013. № 43. С. 368-375.

2. Чугунова Т. Г. Sacra Scriptura: проблема понимания термина и место Священного Писания в экклесиологии Дж. Виклифа // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1-2. С. 263-266.

3. Wyclif J. De Ecclesia / ed. J. Lozerth; The Wyclif Soziety. L., 1886.

4. Wyclif J. Opera Minora / ed. J. Lozerth; The Wyclif Society. L., 1913.

5. Wyclif J. Opus Evangelicum / ed. J. Lozerth; The Wyclif Society. L., 1895, 1896. Vol. I, II.

6. Wyclif J. Tractatus de Blasphemia / ed. M. H. Dziewicki; The Wyclif Society. L., 1893.

7. Wyclif J. Tractatus de Officio Regis / ed. by A. W. Pollard and C. S. Ayle. Vol. I, II, III. L., 1887.

8. Wyclif J. Trialogus cum supplement trialogi / еd. C. V. Lechler. Ox., 1869. Vol. I, II, III.

MORAL IMPERATIVES OF J. WYCLIFFE'S CHRISTIAN ETHICS

Shchelokova Nataliya Vyacheslavona, Ph. D. in History, Associate Professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Branch) in Arzamas schelokovdan@yandex. ru

This article is devoted to John Wycliffe's ethical views. The article notes J. Wycliffe's influence on the formation of the world view of Protestant reformers of the XVI century. The author also draws attention to the fact that many of the works by John Wycliffe were devoted to the development of a correct approach to the interpretation of Holy Scripture. The Evangelical doctor opposed all sorts of scholastic techniques in the study of the Word of God and declared the Holy Scripture the corner-stone of his teaching.

Key words and phrases: John Wycliffe; Bible; Gospel; Christianity; morality.

1 "Omnis lexutilis sanctae matri esslesiae docetur explicitev elimplicite in scriptura".

2 "Impossibile est, ut dictum christianivel factum aliquod sit parisauctoritatis cum scriptura".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.