УДК 940.20
Schcelokova N.V. IDEOLOGICAL BACKGROUNDS OF THE ENGLISH REVOLUTION: JOHN WYCLIF'S DOCTRINE OF POWER. The article deals with John Wyclif's doctrine of power, which greatly influenced anticlerical trends and Puritans' views before the revolution.
Key words: England, John Wyclif, political trends of the English revolution, Lollards.
Н.В. Щелокова, канд. ист. наук, доц. каф. всемирной истории АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНГЛИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ: УЧЕНИЕ ДЖОНА ВИКЛИФА О ВЛАСТИ
В статье рассматривается учение Джона Виклифа о власти, которое оказало большое влияние на развитие антиклерикальных течений, а также на воззрения пуритан накануне революции.
Ключевые слова: Англия, Джон Виклиф, политические течения английской революции, лолларды.
Буржуазное государство и право Англии образовалось в ходе революций XVII в. - «Великого мятежа» (1642-1660 г.) и «Славной революции» (1688 г.).
Перед революцией и в ходе ее определились политические течения с явно выраженной религиозной тенденцией, в частности, идеологическую оболочку движения составили лозунги реформы господствующей церкви и восстановления "старинных обычаев и вольностей", характерные для социальных движений средневековья. В 1640-х годах, когда цензура была отменена и церковные суды прекратили функционировать, появилось большое количество радикальных идей. Отсюда возникает вопрос, существовали ли данные идеи до 1640-х гг. Однако, прежде чем ответить на данный вопрос, стоит напомнить, насколько радикальными были некоторые идеи, возникшие в ходе революции.
Оппозиционные королю буржуазия и «новое дворянство» объединились под названием «пуритане» - протестантское движение, которое возникло еще в XVI в., требовавшее проведения Реформации английской церкви до конца, уничтожения епископата и замены его выборными пресвитерами (старейшинами), а также «дешевой церкви».
В ходе революции из лагеря пуритан выделились три самостоятельных политических течения. Пресвитериане - приверженцы кальвинистской церкви. Составляли правое крыло пуритан. Стремились к установлению конституционной монархии с сильной властью короля. Они требовали очищения церкви от католицизма и преобразования ее по шотландскому образцу, утвердив во главе церковно-административных округов пресвитеров, объединявшихся в синоды. Индепенденты -последователи религиозно-церковного течения, представлявшего собой одно из ответвлений протестантизма. Добивались установления конституционной монархии, провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных (свободы совести и свободы слова). Выступали за независимость от администрации местных религиозных общин. Левеллеры - радикальная мелкобуржуазная группировка. Требовали равенства всех перед законом, коренной реформы суда и права, отмены монархии и сословных привилегий. Выступали за неприкосновенность частной собственности. Левеллеры защищали политическую демократию, республику с широко расширенными привилегиями, отменой Палаты лордов, выборами судей и судей, решительных правовых и экономических реформ. Диггеры - приверженцы крайне левого крыла левеллеров. Оформились в 1647-1649 г. Исповедовали идеологию примитивного коммунизма (всеобщая «уравниловка») и выражали интересы английской бедноты. По мнению К. Хилла, с мнением которого нельзя не согласиться, многие идеи восходят к лоллардам [1, р. 50].
Данная традиция восходит еще к Д. Фоксу, который, как мы знаем, часто преуменьшал радикализм лоллардов. Пред-
ставления семнадцатого столетия о том, что непрофессионалы также хороши, как и пасторы, что церковная иерархия нуждается в сломе - все эти идеи знакомы еще с Виклифа. И особенно большой интерес вызывает его учение о власти.
Как известно, к 70-м годам XIV века в Англии разразился острый социально-экономический и политический кризис, который проявился и в области идеологии. Развитие английского королевства определялось теперь не ростом власти короля, а ростом общественного самосознания, ответственности за судьбу королевства. Баланс интересов короны, магнатов и джентри дал «период принципиальных достижений в управлении» [2, р. 59]. Управление достигалось способностью английских королей организовать участие высших слоев общества в политической жизни. Однако о демократических тенденциях говорить еще не приходится. Это управление зависело теперь от согласованности целей и задач между монархом и подданными. Любая неудача в отношениях между ними приводила к политическому кризису, что особенно ярко проявилось в Англии во второй половине XIV века. В английском королевстве развернулось движение за реформу церкви. Одним из идеологов этого движения стал оксфордский профессор Джон Виклиф. Реформаторское учение Виклифа явилось ярким выражением идейной борьбы в английском обществе. Оно было направлено против господствовавших взглядов феодального католицизма на власть и папскую теократию.
Виклиф по своим политическим взглядам, как и большинство людей средневекового общества, был монархистом. Однако нельзя говорить о том, что проблема власти его не интересовала. В конце XIV века в Англии эта проблема приобрела несколько иное содержание. В обществе формируются новые представления о характере власти и роли монарха. Этой старой проблеме соотношения духовной и светской власти Виклиф посвятил несколько своих работ. Первый политический трактат «Рассуждение о власти» был написан им в 1374 г. Этим же вопросам он посвятил еще две больших работы -«О власти божьей» [3] и «О власти гражданской» [4]. Виклиф не почитал римских взглядов на отношения между церковью и государством, суть которых состояла в разделении богом власти на духовную и светскую и подчинении светской власти духовной, так как бог светскую власть передает её носителям только через посредничество духовной власти, главной на земле. Очевидно, у него была своя идея о государстве.
Главный вопрос, который занимал Виклифа в начале его реформаторского пути, был вопрос о том, должно ли государство подчиняться папству или же государство суверенно, независимо от папства и самостоятельно. По существу - это и был вопрос о власти.
Виклиф считал, что вселенская церковь возглавляется богом и состоит из трех церквей: небесной церкви всех святых, церкви, объединяющей души, находящихся в чистилище и
церкви, на земле, которая объединяет всех живущих людей, и которая является «воинствующей церковью», так как постоянно сражается против уловок дьявола, стремящегося ввергнуть людей в смертный грех. Заключив, таким образом, человеческое общество в рамки воинствующей земной церкви, Виклиф объяснял политические и социальные порядки в этом обществе следующим образом. Бог является верховным сюзереном всего мира и ему принадлежит право постоянно владеть всем существующим на земле. Но Бог в силу своей «милости» (grace) передает во временное держание за службу ему все, чем владеют люди, будь то короли и папы, епископы и приходские священники, господа и зависимые от них держатели, крестьяне, купцы и ремесленники. Эта служба состоит в «праведном поведении», которое определяется точным исполнением людьми «божьего закона», изложенного в Библии и обязательного для всех людей, какое бы они не занимали положение в обществе. Любой человек является держателем по милости божьей или «низшим должностным лицом Бога», его слугой. Из этого вытекает вывод, что каждый должен знать Библию, жить по ее заповедям и подражать Иисусу Христу, как своему господину и высшему идеалу [5, p. 310].
Но обязанности людей в обществе строго разделены божьим законом. Общество делится на три сословия: духовенство, светские лорды и простой народ. От всех сословий требуется, что бы они заботились об исполнении своих обязанностей по божьему закону и таким образом добивались «общественного блага» [6, p. 303]. Все сословия в обществе обязаны подчиняться королю, как викарию Бога. Сопротивление королю, даже тирану, запрещено божьим правом, как «тяжкий грех». Король должен быть мудрым; ему положены слуги, помогающие осуществлять его власть - духовенство, воины и чиновники [7, p. 340].
Духовенство - это «духовные воины» короля. Оно обязано находиться под юрисдикцией короля и не платить римскому папе никаких взносов, т.е. не вывозить деньги из Англии, которые часто поступают в руки врагов Англии [8, p. 198, 201]. Папа римский - лишь духовный глава церкви и никаких прав светской власти не имеет. На одной территории не может быть двух господ с равной властью. Папа должен быть в подчинении короля, считаться вассалом королевства. Король обязан содержать свое духовенство, которое должно существовать на десятину, которая есть простая милостыня, т.е. добровольные приношения мирян духовенству. Размеры этой мило-
Библиографический список
стыни не должны превышать потребностей духовенства, необходимых для исполнения его духовных обязанностей, и таким образом, не давать возможности жить роскошно.
По мнению Виклифа, высшей властью обладает только Бог. Человеческая власть основана на божьей благодати. Бог, будучи сюзереном вселенной, разделил свое управление как лены людям в их различных общественных положениях с обязательством повиновения его воле.
Таким образом, Виклиф - последовательный приверженец светской супрематии над церковью. Поскольку власть и господство принадлежат богу, он передает их не одной личности, его наместнику на земле, как претендует папа, а всем. Король такой же истинный наместник бога, как и папа. Королевская власть столь же священна, как и власть церкви над духовными делами. «Король - это представитель Христа в его стране. Он обладает «главной властью» (Capitelem dominium) и должен бдительно следить, чтобы «главный закон власти» в точности соблюдался [9, p. 221]. «Король в том государстве, где царствует, имеет право поправлять грехи духовенства» [5, p. 297]. «Если папа - викарий Христа, то король - викарий бога». Светская власть не нуждается в посредничестве церкви, так как король получает свою власть прямо от бога и она не только не ниже, но даже выше папской власти, «ибо папа представляет человеческую сущность Христа, а король - божественную» [10, p. 19]. Светская власть более совершенна и поэтому церковь должна находиться под ее надзором [10, p. 13]. Доказав первенство светской власти над духовной, Вик-лиф в работе «О королевской службе» приступает к рассмотрению обязанностей короля и границ королевской власти. По его мнению, все живущие на английской земле, обязаны подчиняться королю и выполнять его законы. Если же духовенство бойкотирует королевскую власть, восстанавливая нацию против бога и короля, последний имеет право объявить духовенство вне закона.
Доктрина власти, изложенная Виклифом, находилась в полном соответствии с феодальной идеологией, но она разрушала учение о феодальной папской церкви, проводила идею секуляризации. Данные идеи привлекли особенное внимание всех слоев общества и были использованы последователями на протяжении нескольких столетий. Таким образом, мы видим несомненную связь между лоллардами, анабаптистами и левеллерами.
1. Hill, K. English Bible and revolution of the XVII century. - M., 1998.
2. Золотов, В.И. В поисках новых смыслов: история английской короны XV века // Старая и новая Европа: государство, политика, идеология. -М. - 2007. - Вып. 3.
3. Wyclif, J. De Dominio Divino. Ed. R.L. Poole. The Wyclif Society. - L., 1890.
4. Wyclif, J. De Civili Dominio. The Wyclif Society / ed. R.L. Poole. - L., 1895 - V. I; ed. J. Lozerth, 1900-1904 - V. II, III, IV.
5. Wyclif, J. Trialogus cum supplemento trialogi / ed. G.V. Lechler. - Ox., 1869. - IV.
6. Fasciculi Zizaniorum Magistri Johannis Wjclif cum Tritico / ed. by W.W. Shirley. - L., 1858.
7. Chronicon Angliae, ab anno 1328 usque ad annum 1388, auctore monacho quodam Sancti Albani / ed. E.M. Thompson, 1874.
8. Wycliffe, J. Select English Works / ed. Th. Arnold, 1869-1871. - Vol. I-III.
9. The English Works of Wyclif hitherto unprinted / ed. F.D. Matthew. - L., 1902.
10. Wyclif, J. Tractatus de Officio Regis / ed. by A.W. Pollard and C.S. Ayle. - L., 1887.
Bibliography
1. Hill, K. English Bible and revolution of the XVII century. - M., 1998.
2. Zolotov, V.I. V poiskakh novihkh smihslov: istoriya angliyjskoyj koronih XV veka // Staraya i novaya Evropa: gosudarstvo, politika, ideologiya. - M. -2007. - Vihp. 3.
3. Wyclif, J. De Dominio Divino. Ed. R.L. Poole. The Wyclif Society. - L., 1890.
4. Wyclif, J. De Civili Dominio. The Wyclif Society / ed. R.L. Poole. - L., 1895 - V. I; ed. J. Lozerth, 1900-1904 - V. II, III, IV.
5. Wyclif, J. Trialogus cum supplemento trialogi / ed. G.V. Lechler. - Ox., 1869. - IV.
6. Fasciculi Zizaniorum Magistri Johannis Wjclif cum Tritico / ed. by W.W. Shirley. - L., 1858.
7. Chronicon Angliae, ab anno 1328 usque ad annum 1388, auctore monacho quodam Sancti Albani / ed. E.M. Thompson, 1874.
8. Wycliffe, J. Select English Works / ed. Th. Arnold, 1869-1871. - Vol. I-III.
9. The English Works of Wyclif hitherto unprinted / ed. F.D. Matthew. - L., 1902.
10. Wyclif, J. Tractatus de Officio Regis / ed. by A.W. Pollard and C.S. Ayle. - L., 1887.
Статья поступила в редакцию 28.06.11