Научная статья на тему 'ТРАКТОВКА ИДЕОЛОГИИ И УТОПИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. МАННГЕЙМА'

ТРАКТОВКА ИДЕОЛОГИИ И УТОПИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. МАННГЕЙМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
932
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ И УТОПИЯ / К. МАННГЕЙМ / СОЦИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЫТИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мишенков Ярослав А.

Немецкий и британский политический философ, социолог, основатель направления социологии знания К. Маннгейм является одним из известных ученых, принесших вклад в развитие политической науки. Применяя социологическую науку в изучении духовных основ и культуры человеческого познания, ученый исследовал функционирование политической жизни общества. Основываясь на социологии мышления, К. Маннгейм анализирует актуальные политические проблемы в Веймарской Германии акцентируя внимание на единстве поколений, преимуществ и недостатков партийной конкуренции, популярности консервативных и левых течений. На основе разработанной им методики он написал знаменитый труд «Идеология и утопия», ставший фундаментом его политической философии. В этой книге автор выявил новые подходы к пониманию научного знания, трактующие социально-исторические механизмы с помощью понятий «идеология» и «утопия». Как они формируют и оказывают влияние на развитие политического бытия, составляет актуальность работы К. Маннгейма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF IDEOLOGY AND UTOPIA IN K. MANNHEIM’S POLITICAL PHILOSOPHY

German and British political philosopher, sociologist, founder of the sociology of knowledge K. Mannheim is one of the famous scientists who have contributed to the development of political science. Applying sociological science in the study of the spiritual foundations and culture of human cognition, the scientist investigated the functioning of the political life of society. Based on the sociology of thinking, K. Mannheim analyzes the current political problems in weimar Germany, focusing on the unity of generations, the advantages and disadvantages of party competition, the popularity of conservative and leftist trends. Based on the methodology developed by him, he wrote the famous work “Ideology and Utopia”, which became the foundations of his political philosophy. In this book, the author has identified new approaches to understanding scientific knowledge, interpreting socio-historical mechanisms using the concepts of ideology and utopia. How they form and influence the development of political existence is the relevance of K. Mannheim’s work.

Текст научной работы на тему «ТРАКТОВКА ИДЕОЛОГИИ И УТОПИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ К. МАННГЕЙМА»

УДК 111:32 ББК 66.0

Я.А. Мишенков

Трактовка идеологии и утопии в политической философии К. Маннгейма

Немецкий и британский политический философ, социолог, основатель направления социологии знания К. Маннгейм является одним из известных ученых, принесших вклад в развитие политической науки. Применяя социологическую науку в изучении духовных основ и культуры человеческого познания, ученый исследовал функционирование политической жизни общества. Основываясь на социологии мышления, К. Маннгейм анализирует актуальные политические проблемы в Веймарской Германии акцентируя внимание на единстве поколений, преимуществ и недостатков партийной конкуренции, популярности консервативных и левых течений. На основе разработанной им методики он написал знаменитый труд «Идеология и утопия», ставший фундаментом его политической философии. В этой книге автор выявил новые подходы к пониманию научного знания, трактующие социально-исторические механизмы с помощью понятий «идеология» и «утопия». Как они формируют и оказывают влияние на развитие политического бытия, составляет актуальность работы К. Маннгейма.

Ключевые слова: идеология и утопия, К. Маннгейм, социология сознания, политическое бытие, общественное бытие, коллективное бессознательное

В своей философско-политической работе «Идеология и утопия», написанной в 1929 г., К. Маннгейм пишет о сущности идеологии и утопического сознания как главных элементов политического бытия социологии сознания. Для автора процесс понимания социологии сознания очень важен, так как он объясняет законы и нормы участия в политической жизни независимых личностей. Развивая термин «социология знания», ученый подчеркивал, что любое мышление формируется в социальной атмосфере, где задачей социологии знания является соотношение идейно-духовных принципов с социальными позициями носителей общества. Часто такое мышление сформировано бессознательно. К. Маннгейм пишет: «Индивид сам создает тип

© Мишенков Я.А., 2023

языка и мышления, который мы связываем с ним. Он говорит языком своей группы, мыслит в формах своей группы» [Маннгейм 2010, с. 7]. Приведенная мысль исследователя означает важность от этих значений находить свою составляющую в конкретном сообществе. Поэтому, чтобы знать социальную природу человека, потребуется изучить способ мышления. Для этого следует обратить внимание на первое предложение труда: «Задача данной книги показать, как люди действительно мыслят», где такой тезис выражает основную проблему для написания произведения «Идеология и утопия». Данная проблема через идеологию и утопию объясняет, как размышляют люди о политических отношениях и политике в целом.

По мнению немецкого исследователя, именно идеология и утопия формируют социальный образ мышления индивида, по которому он умеет мыслить. Определение понятия «идеология» у К. Маннгейма созвучно с определением другого немецкого ученого К. Маркса, где любая общественно-политическая идея является искусственной и скрывает реальное экономическое положение в пользу правящего класса. Но в отличие от марксистского определения у ученого общественное сознание и бытие не могут относиться только к экономическим отношениям производства, так как они зависят от конкретной исторической эпохи. Например, в Средние века они были тесно взаимосвязаны с религиозными догмами. В этом смысле большую роль играют властвующие социально-классовые группировки и силы, исторически сложившиеся в разных государствах. Изучая марксистское понимание понятия «идеология», К. Маннгейм отмечает два главных критерия, отображающих истинное значение данного слова. Такими критериями являются ее явное искажение общественного бытия в пользу интересов определенных групп и отображение структуры сознания личности, класса, народа, исторической эпохи. Ученый называет их «частичная» идеология и «тотальная» идеология.

При первом виде идеологии в обществе наблюдается более или менее осознанное искажение тех или иных фактов. Подобное искажение есть социальная норма, которая признается большинством и которая поддерживает социальный порядок. Безусловно, искажение фактов происходит в интересах субъекта власти, который и отвечает за создание и поддержание общественного порядка и стабильности. Во втором же случае, при господстве тотальной идеологии, наблюдается жесткая диктовка взглядов, фактов, которые должны разделяться всеми членами общества, и которые так же призваны поддерживать социальный порядок [Манцева 2016, с. 4].

Основываясь на этих пунктах, она опирается на социальное бытие, которое играет огромную роль в объединении экономических, религиозных, культурных, политических и других факторов, чтобы

оказывать влияние на общественно-политическую жизнь. В этом заключается принципиальное отличие определения понятия «идеология» К. Маннгеймом от марксистского значения. К. Маркс понимал идеологию только с точки зрения экономики, а К. Маннгейм с точки зрения социологии знания.

Если понимать подход К. Маннгейма к определению «идеология», то каждый индивид относится к той или иной идеологии в соответствии со своим образом мышления, с собственной системой предубеждений к остальным идеологиям. В этом случае идеология становится тотальной. Она единственно объяснимая, которая верно преподносит истину происходящих явлений и событий. Все остальные объясняют картину мира неверно и пытаются доказать, что истина на их стороне. Ученый показывает это на примерах доктрин политической философии, на основе которых были сформированы современные идеологии и политические движения Х1Х-ХХ вв. К примерам он относил мышление исторического и бюрократического консерватизма, буржуазной либеральной демократии, фашизма, социализма и коммунизма. Они все повлияли на ход мировой истории, так как для каждой из них был характерен особый стиль мышления, что превращало их в идеологию. Содержание в идеологии всех накопленных мыслей человечества мгновенно превращало ее в инструмент воздействия на сознание масс, благодаря которому стремящиеся к власти группы интересов по своим понятиям формируют политическое бытие.

Политическое значение идеологии заключается не только в убеждении индивидов в правильности прописанного бытия, но и в осуществлении конкуренции за аргументированность той или иной истины, способствующей развитию демократии. Различие идеологий содействует политической борьбе, где приверженцы различных идеологических течений в бескомпромиссных политических дискуссиях стремятся выявить мотивы убеждений и действий идейного противника, чтобы переубедить его и доказать его неправоту. Обычно такие споры, по мысли ученого, основываются не на теоретических аргументах, а проявляются бессознательной коллективной мотивацией как господствующих, так и угнетенных групп, скрывающей подлинное состояние сообщества. Правящие группы неспособны увидеть ряд факторов, которые поставили бы под вопрос существование их властного положения и подорвали уверенность элиты в этом. Потому что идеология правящей группы основывается на теоретических концепциях, они уверены в правильности проводимого политического курса. Система идей доказывается опытом нахождения у власти и способностью ею распоряжаться. Любая идеология значит нечто большее, чем простое утверждение или отрицание фактов. Она означает сформированное мировоззрение, проявляющееся в стремлении

политиков убедить массы в этом идеологическом мышлении. При этом это вовсе не означает, что такое бытие является верной трактовкой социальной реальности.

В кризисные моменты мировой и европейской истории наблюдается своеобразная когнитивная неадекватность правящих социальных групп, которые «просто не в состоянии увидеть ряд фактов, которые могли бы подорвать их уверенность в своем господстве» [Маннгейм 1994, с. 700]. Оторвавшись от реальности и погрузившись в мир Игры, эти элитные группы могут потерять власть, но для этого необходимо, чтобы сформировалась более адекватная контрэлита, способная эффективно влиять на интеллигенцию и осуществлять мобилизацию масс [Трунов 2020, с. 711-718].

Идеологическое знание, как и любое знание, относительное, которому найдется альтернативное мнение. Под этим мнением ученый подразумевает утопию. В связи с этим основной темой книги «Идеология и утопия» является противопоставление утопии идеологии.

С точки зрения К. Маннгейма идеология и утопия отображают разные коллективные представления о политической действительности. Идеология воспроизводит сознание господствующих социальных групп, имеющих власть над другими членами общества, а утопия передает мышление оппозиционных слоев, противостоящее своим угнетателям. Утопия всегда будет нацелена на радикальное разрушение существующего порядка или изменение конкретных элементов общественной жизни, тогда как идеология стремится к сохранению настоящего образа жизни, стабилизируя его. По определению утопия схожа с идеологией, но порождена противниками властвующих политических элит. Утописты заинтересованы в освобождении своего состояния от политической зависимости и видят только то, что соответствует их настроениям. Они отказываются принимать все, что может сломить их веру, и желают изменить положение дел. Их ориентированность на занятие доминантной позиции в обществе может стать перспективным шансом прийти к власти на фоне ослабления позиций правящей политической элиты. «Утопия и идеология взаи-мообратимы, изменение социальных условий меняет их местами, превращает утопию в идеологию» [Кириленко, Шевцов 2010, с. 212-213]. С приходом утопических групп во власть они получают правящий статус и их утопия становится идеологией, так как их идеи смогут реализоваться на практике. Постепенно утописты, как и идеологи, стремятся выдать свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. В дальнейшем им начинают противостоять другие утопические силы, в число которых могут входить представители бывшей власти, отколовшиеся политические соратники или новые оппозиционные

группы. Следовательно, противостояние идеологии и утопии определяет социальные взаимодействия и баланс политической борьбы различных сил и движений. Однако после написания труда «Идеология и утопия» К. Маннгейм высказывал свои опасения по поводу дуализма общественно-политического бытия от идеологии и утопии. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. убедил автора в этом прогнозе, что отобразилось в его дальнейших работах во время эмиграции в Великобритании.

Находясь в английской эмиграции, К. Маннгейм высказывал, что предметом социологии знания являются идеология и утопия, конечная задача которой заключается в сохранении демократии в эпоху «массовых обществ», подверженных установлению тоталитарных режимов. Из-за кризиса западных демократических ценностей не нашлось ей альтернативы, кроме тоталитарной системы, отвергающей смену идеологий на утопии. Этой проблематикой должны заниматься интеллектуалы, не зависящие от позиций групп интересов и находящиеся не над классами, а между ними. Исследователь замечает, что интеллигенция как определенный слой в социуме занимает доминирующую роль в составлении идеологии, ее поддержании и реализации на практике.

В каждом обществе есть социальные группы, главная задача которых заключается в том, чтобы создавать для данного общества интерпретацию мира. Мы называем эти группы «интеллигенцией». Чем статичнее общество, тем более вероятно, что этот слой обретет в нем определенный статус, превратится в касту [Маннгейм 1994, с. 14-15].

Тем самым только интеллигенция способна через критические работы по раскрытию идеологических противоречий находить компромисс между интересами различных политических сил. Для этого у нее есть образование, привилегированность, чтобы разбираться в общественных проблемах, имея способность прогнозировать будущее развитие общества и пути достижения его благополучия.

В заключительных работах К. Маннгейм приходит к выводу, что идеологии и утопии противоположны официальной науке, хотя являются образами мышления. Так как научно мыслить могут только интеллектуалы, которые не относят себя ни к какой группе, могут быть свободными от коллективного бессознательного и им легче принимать на себя любые идеологические пристрастия. Потому что нет истинной идеологии, любой ее тезис попадает под опровержение, созданный для сокрытия от правящих групп и классов действительного положения дел в обществе, для стабилизации их самих. Несмотря на это, идеология необходима в любом обществе, так как больше нацелена на настоящее время, чем утопия. Но в отсутствие идеологии

К. Маннгейм писал, что лучше уж пусть будет утопия, чем вовсе ничего, ибо обществу необходим как социальный контроль, так и то, что будет сплачивать его коллективное сознание.

Таким образом, К. Маннгейм считает, что идеология и утопия осуществляют и определяют общественно-политическое бытие, зависящее от социального положения групп в том или ином историческом периоде времени. Они формируют мировоззрение человека, его представление о тех или иных социальных явлениях. Основная суть идеологии состоит из совокупности знаний, норм, ценностей и традиций, направляющие вектор развития внутри сообщества для обеспечения социального контроля и порядка в нем. Благодаря идеологии поддерживается коллективное сознание и знание, необходимое для накопления опыта будущим поколениям. Обратной стороной идеологии является ее тотальная сущность. Если она содержит агрессивные, деструктивные и негативные черты, то ее утверждение во властных верхах приведет к тяжелым последствиям как для общества, так и для государства. В частности, об этом беспокоился К. Маннгейм, когда видел популярность национал-социализма у немецких масс на фоне падения доверия к институтам демократического парламентаризма в Веймарской Германии. В свою очередь утопия подобна мифологии, которая из-за отсутствия конкретики в реализации своих идей не может гарантировать улучшения потребностей человека и уверенности в завтрашнем дне, хотя она очень привлекательна и быстро приживается в общественном сознании. Она, как и идеология, обладает коллективным сознанием, в чем заключается ее преимущество обещать лучшую жизнь в будущем, чем есть на самом деле, а также заранее не отвечать за последствия своих принимаемых решений в случае прихода к власти. Утописты формируют картину мира, где лежат мифы, иллюзии, заблуждения, но они предлагают альтернативу в случае неэффективности идеологических доктрин. В этой ситуации конфликт между идеологиями и утопиями неизбежен, он выступает неотъемлемой частью социальной реальности. Поэтому идеология и утопия служат инструментами социального контроля и сплочения коллективного сознания, что очень важно для развития социума и познания общественно-политического бытия.

Литература

Кириленко, Шевцов 2010 - Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский

словарь. М.: АСТ, 2010. 479 с. Маннгейм 1994 - Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.

Маннгейм 2010 - Маннгейм К. Избранное: Диагноз нашего времени. М.: РАО Говорящая книга, 2010. 744 с.

Манцева 2016 - Манцева Е.Р. Социология знания в учениях Карла Маннгейма // Научные идеи, прикладные исследования и проекты стратегий эффективного развития российской экономики. М.: Аудитор, 2016. С. 119-125.

Трунов 2020 - Трунов А.А. Интеллигенция, идеология и утопия в эпистемологическом проекте К. Маннгейма // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. № 45 (4). С. 711-718.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.