Научная статья на тему 'Traffic safety as a basis of the prevention of road and transport incidents'

Traffic safety as a basis of the prevention of road and transport incidents Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / TRAFFIC SAFETY / ROAD AND TRANSPORT CRIMES / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Romashihin I. V.

In the clause the modern situation in the sphere of traffic safety and the factors reducing efficiency of the prevention of road and transport crimes are considered

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Traffic safety as a basis of the prevention of road and transport incidents»

Наличие взаимосвязи и взаимопонимания между государством и обществом — залог и неотъемлемое требование эффективного управления, под которым принято понимать способность законодательной и исполнительной власти отвечать на запросы общества, и, вызывая доверие населения, сохранять независимость от групповых интересов10. При таком подходе государство и его аппарат должны, находясь под контролем общества, обеспечивать разумный баланс с ним и одновременно реализовывать свое предназначение гаранта безопасности, стабильности и развития. Общественный контроль — неотъемлемое условие развития современного демократического общества и правового государства.

1 Горшнёв В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.

2 Чиркин В.Е. Государствоведение : учебник. М., С. 359.

3 Образование и развитие органов социалистического контроля в СССР. М., 1978. С. 21-22.

4 Кудрявцев В.Н. Права свободы: и обязанности граждан СССР Основной закон нашей жизни. М., 1978. С. 288-289.

5 Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного

правосудия: зашита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 16, 30, 212-213.

6 Постановлением Верховного Совета СССР о порядке введения в действие Закона СССР «О народном контроле в СССР» Совету Министров СССР поручено к 1 июня 1980 г. определить порядок осуществления деятельности органон народного контроля в оборонной промышленности и в Вооруженных Силах СССР (п. 4)

7 Впервые после принятия Конституции СССР 1977 г. этот Комитет образован на первой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва.

8 Впредь до установления Президиумом Верховного Совета СССР в соответствии со ст. 22 Закона СССР «О народном контроле в СССР» оснований, размера и порядка производства денежных начетов применялись «Правила производства денежных начетов комитетами народного контроля», утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1969 г. №.612.

9 Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельском хозяйстве.М., 1988.

10 Самосова Е.А. Исполнительная власть в постсоветских государствах (На примере России, Эстонии, Кыргызстана) // Полис. 2003. № 3. С. 84.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

И.В. РОМАШИХИН, адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право romashihin@gmail.ru

Аннотация. Рассматриваются современная ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также факторы, снижающие эффективность предупреждения дорожно-транспортных преступлений.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное преступление, предупреждение преступлений.

TRAFFIC SAFETY AS A BASIS OF THE PREVENTION OF ROAD AND

TRANSPORT INCIDENTS

I.V. ROMASHIHIN, postgraduate of criminology chair of Moscow university of MIA Russia

Annotation. In the clause the modern situation in the sphere of traffic safety and the factors reducing efficiency of the prevention of road and transport crimes are considered.

Key words: traffic safety, road and transport crimes, crime prevention.

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее 10-летие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности России, так как наряду с огромными материальными потерями? ежедневно на улицах и дорогах погибают и получают разные травмы тысячи человек. Негативные последствия от аварийности в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Специалисты оценивают его в 2,2—2,6% ВВП страны1.

Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения РФ водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13% дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое — не имевший права на управление транспортным средством. Влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.

Оценивая складывающуюся обстановку с аварийностью на дорогах страны, можно сказать, что она остается напряженной.

Ежегодно совершается около 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Так, в 2010 г. произошло 199 431 дорожно-транспортное происшествие, в результате которых погибли 26 567 (-3,9%) человек, а 250 635 (-1,9%) получили ранения.

Сложившееся положение дел усугубляется тем, что 11 845 (-3,9%) дорожно-транспортных происшествий произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этого 1954 (-15,4%) человека погибли, а 17 280 (-4,6%) получили ранения. 70% — это лица трудоспособного возраста, т.е. обществу причиняется колоссальный убыток, в сумме превышающей 200 млрд руб. в год2.

Кроме того, в 2010 г. на 1,5% увеличилась численность дорожно-транспортных происшествий с участием детей — 20 262 случая, в результате

(-1,8%) детей погибли, а 21 149 (+1,7%) получили ранения.

Еще более критическая ситуация складывается на дорогах в городах-мегаполисах.

На их долю приходится практически три четверти (73%) всех дорожно-транспортных происшествий. Так, в Москве в 2010 г. зафиксировано 11 757 аварий (-5,5%), унесших жизни 763 человек. В Московской области число дорожно-транспортных происшествий меньше — 10 659 аварий, но общая тяжесть последствий выше почти втрое — в авариях погибли 1844 человека.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области произошло 10 853 аварии, в которых погибли 965 человек.

Связано это и с высокими темпами автомобилизации, и с не соответствием в 2—3 раза улично-дорожной сети городов фактической интенсивности транспортных потоков, и с низким техническим состоянием транспортных средств. Но в значительной степени положение с аварийностью определяется уровнем подготовки участников дорожного движения (прежде всего водителей) и их отношением к необходимости соблюдения правил.

Как показывают исследования, качество подготовки водителей остается низким — каждый третий кандидат (35,9%) не сдает квалификационного экзамена с первого раза.

Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы.

За последние восемь лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов.

Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются, во-первых, постоянно возрастающей мобильностью населения; во-вторых, уменьшением перевозок общественным транспортом и увеличением перевозок личным транспортом; в-третьих, нарастающей диспропорцией между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.

Современный уровень обеспечения автомобилями в мегаполисах превысил 200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60—100 штук на 1 тыс. жителей (см. федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», утвержденную постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 100).

Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате

которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, — одна из основных причин их высокой смертности. Общая смертность этих лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.

Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти России, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.

Сформировавшаяся система обеспечения безопасности дорожного движения характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В ряде нормативных правовых актов дублируются функции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Некоторые сферы общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения не урегулированы. Нормы КоАп не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения правонарушений. Кроме того, отдельные положения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения не согласуются с нормами международных договоров, участницей которых является Россия.

Неэффективным остается использование реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами Федерации, не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и как следствие не могут изменить негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Федерации и их значительных социальных обязательств снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.

В России фактически отсутствует система организа ционно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего дви-

жения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, связанные с проведением этих мероприятий; в мегаполисах постоянно возникают заторы, затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.

Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, неэффективна. По данным Минздравсоцразвития России, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55% общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.

Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, обусловленной следующими факторами:

$ высоким уровенем аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм). В 2012 г. ожидается рост числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, до 38—40 тыс. человек и числа дорожно-транспортных происшествий до 212 тыс.;

$ значительной доли людей наиболее активного трудоспособного возраста (26—40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;

® продолжающимся ухудшением условий дорожного движения в мегаполисах;

$ низким уровенем безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», безопасность дорожного движения определяется как состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Государственное уп-

равление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно административно-политич еское управление осуществляется в том числе в объеме своей компетенции МВД России. Решение задач, поставленных перед МВД России, реализуется через деятельность структурных подразделений с помощью правовых и организационных средств, деятельность которых направлена на укрепление правопорядка и обеспечение безопасности в области дорожного движения. Во многом поставленные перед МВД Росси задачи по обеспечению безопасности дорожного движения реализуются через ОВД.

Все эти обстоятельства, требующие специального изучения, а также рассмотрение комплек-

са криминологических решений, направленных на повышение эффективности противодействия дорожно-транспортным преступлениям ОВД обусловливают актуальность проблемы предупреждения дорожно-транспортных преступлений и минимизации их социальных последствий.

1 Сергеев С.А. Административно-правовой статус ГИБДД как субъекта контрольно-надзорных правоотношений : мо-ногр. / под ред. И.Ш. Килясханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

2 Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел : учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 399.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ В РФ

Э.И. САБИРОВ

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Sabirov0102@mail.ru

Аннотация. При создании коммерческой организации учредителями должны быть решены вопросы о цели, размере, сфере производственно-хозяйственной деятельности вновь создаваемой организации, разработана структура управления и подготовлен пакет необходимых учредительных документов. Организация, осуществляя собственную деятельность, приобретает определенную организационную структуру, что обусловливает интерес к существующим критериям ее выбора.

Ключевые слова: хозяйствующий субъект, организация, некоммерческое партнерство, уставный капитал, организационно-правовая форма.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF ASSOCIATIONS OF THE ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

E.I. SABIROV

Annotation. The analysis of the Russian legislation allows to draw a conclusion that at creation of the commercial organization by founders questions on the purpose, the size, sphere should be solved is industrial-economic activities again created enterprise, the structure of management is developed and the package of necessary constituent documents is prepared. The enterprise, carrying out own activity, gets certain organizational structure that causes interest to existing criteria of its choice.

Key words: the managing subject, the enterprise, noncommercial partnership, the authorized capital, the organizational-legal form.

Обратимся к анализу законодательства, регулирующего создание хозяйственных объединений. Созданию коммерческой организации учредителями предшествует решение вопросов о цели, размере, сфере производственно-хозяйственной деятельности вновь создаваемой организации, разработка структуры управления и подготовка пакета необходимых учредительных документов; определение возможностей учредителей относительно размера взносов в уставный капитал с учетом требований Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц»,

определяющих минимально допустимый размер и сроки оплаты своих долей в уставный капитал применительно к выбранной организационно-правовой форме. Задача формирования уставного капитала должна решаться с учетом значения этого капитала как экономической основы и как гарантии ответственности вновь созданной организации по своим обязательствам. Практическое включение в экономический оборот вновь созданной организации возможно лишь после ее надлежащей государственной регистрации в качестве юридического лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.