Научная статья на тему 'ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ'

ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
369
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АРКТИКА / ТРАНСПОРТ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ / МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТРАНЗИТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медведва Людмила Михайловна

В статье рассматриваются условия, в которых формировалась инфраструктура Северного морского пути (СМП) и осуществлялась его транспортная деятельность в последние два десятилетия. Показано, что конкретизация комплекса мер, направленных на развитие Арктической зоны, произошла в связи с принятием в 2008 г. «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Отмечаются влияние экономических и политических факторов на развитие СМП и системные изменения в оценке его роли в решении национальных задач. Анализируются результаты работы по обеспечению внутренних и международных перевозок. Исследованы основные положения стратегии развития СМП и проблемы их реализации. Обозначены необходимые для модернизации и повышения эффективности СМП ресурсы. Отмечено, что, несмотря на санкции со стороны Запада первой половины 2022 г., правительство России в рамках проекта «Развитие Северного морского пути» намерено субсидировать грузовые перевозки по СМП, выделяя ежегодно на эти цели по 560 млн. рублей. Финансовую поддержку получат регулярные каботажные перевозки из портов Санкт-Петербург и Мурманск на Дальний Восток и обратно, которые позволят нарастить объем транспортировок грузов по СМП и обеспечат эффективность поставок в рамках северного завоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT TRAJECTORY OF THE NORTHERN SEA ROUTE IN THE CHANGING CONDITIONS OF THE LAST DECADES

The article deals with the conditions under which the infrastructure of the Northern Sea Route (NSR) was formed and its transport activities were carried out in the last two decades. It is shown that the specification of a set of measures aimed at the development of the Arctic zone occurred in connection with the adoption in 2008 of the "Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2020 and beyond." The influence of economic and political factors on the development of the NSR and systemic changes in the assessment of its role in solving national problems are noted. The analysis of the results of work on ensuring domestic and international transportation is proposed. The main provisions of the NSR development strategy and the problems of their implementation have been studied. The resources necessary for the modernization and improvement of the efficiency of the NSR are indicated. It was noted that, despite sanctions from the West in the first half of 2022, the Russian government, within the framework of the project "Development of the Northern Sea Route", intends to subsidize freight traffic along the NSR, allocating 560 million rubles annually for these purposes. Financial support will be provided to regular coastal transportation from the ports of St. Petersburg and Murmansk to the Far East and back, which will increase the volume of cargo transportation along the NSR and ensure the efficiency of deliveries within the northern delivery.

Текст научной работы на тему «ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ»

3. Kompas (ITAR-TASS). - 2001. - 19 aprelya. - № 16.

4. Kompas (ITAR-TASS). - 2001. - 26 aprelya. - № 17.

5. Dennis Ross's Exit Interview to "New York Times" / By Clyde Haberman March 25, 2001. URL: http://www.nytimes.com/2001/03/25/ magazine/dennis-ross-s-exit-interview.html

6. Kuru, Ahmet T. Secularism and State Policies toward Religion: The United States, France, and Turkey. Cambridge University Press, 2009.

7. Ajami, Fouad. The Autumn of the Autocrats // Foreign Affairs, Vol. 84, No. 3 (May-Jun., 2005). https://doi.org/10.2307/20034347

8. Sweeping arrests in Syria as tanks roll in // Independent, May 8, 2011. URL: http://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/swee-ping-ar-rests-in-syria-as-tanks-roll-in-2281073 .html.

9. Van Dam, Nikolaos. Syria: The Dangerous Trap of Sectarianism / Syria Comment, April 14, 2011. URL: http://www.joshualandis.com/bl-og/syria-the-dangerous-trap-of-sectarianism-by-nikolaos-van-dam.

ХАДЖИЕВА БЕЛЛА МАГОМЕДОВНА - заместитель декана исторического факультета по учебно-методической работе, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный

KHADZHIEVA, BELLA M - Deputy Dean of the Faculty of History for Educational and Methodological Work, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny (bella@mail.ru).

УДК 94(470):947: 656.61 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-180-187

МЕДВЕДЕВА Л.М.

ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ

УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Ключевые слова: российская Арктика, транспорт, Северный морской путь, ледокольный флот, морские перевозки, международный транзит, стратегия развития Арктики.

В статье рассматриваются условия, в которых формировалась инфраструктура Северного морского пути (СМП) и осуществлялась его транспортная деятельность в последние два десятилетия. Показано, что конкретизация комплекса мер, направленных на развитие Арктической зоны, произошла в связи с принятием в 2008 г. «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Отмечаются влияние экономических и политических факторов на развитие СМП и системные изменения в оценке его роли в решении национальных задач. Анализируются результаты работы по обеспечению внутренних и международных перевозок. Исследованы основные положения стратегии развития СМП и проблемы их реализации. Обозначены необходимые для модернизации и повышения эффективности СМП ресурсы. Отмечено, что, несмотря на санкции со стороны Запада первой половины 2022 г., правительство России в рамках проекта «Развитие Северного морского пути» намерено субсидировать грузовые перевозки по СМП, выделяя ежегодно на эти цели по 560 млн. рублей. Финансовую поддержку получат регулярные каботажные перевозки из портов Санкт-Петербург и Мурманск на Дальний Восток и обратно, которые позволят нарастить объем транспортировок грузов по СМП и обеспечат эффективность поставок в рамках северного завоза.

MEDVEDEVA, L.M.

THE DEVELOPMENT TRAJECTORY OF THE NORTHERN SEA ROUTE IN THE CHANGING CONDITIONS

OF THE LAST DECADES

Key words: Russian Arctic, transport, Northern Sea Route, icebreaking fleet, shipping, international transit, strategy for the development of the Arctic,

The article deals with the conditions under which the infrastructure of the Northern Sea Route (NSR) was formed and its transport activities were carried out in the last two decades. It is shown that the specification of a set of measures aimed at the development of the Arctic zone occurred in connection with the adoption in 2008 of the "Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2020 and beyond." The influence of economic and political factors on the development of the NSR and systemic changes in the assessment of its role in solving national problems are noted. The analysis of the results of work on ensuring domestic and international transportation is proposed. The main provisions of the NSR development strategy and the problems of their implementation have been studied. The resources necessary for the modernization and improvement of the efficiency of the NSR are indicated. It was noted that, despite sanctions from the West in the first half of 2022, the Russian government, within the framework of the project "Development of the Northern Sea Route", intends to subsidize freight traffic along the NSR, allocating 560 million rubles annually for these purposes. Financial support will be provided to regular coastal transportation from the ports of St. Petersburg and Murmansk to the Far East and back, which will increase the volume of cargo transportation along the NSR and ensure the efficiency of deliveries within the northern delivery.

История Арктической зоны отмечена чередованием периодов медленного освоения ее водных просторов и прорывов, сопровождавшихся расширением границ транспортного сообщения в сложной обстановке Ледовитого океана. В последние десятилетия мореплавание в Арктике стало значительно более интенсивным. Согласно базе данных рабочей группы по защите арктической морской среды (Protection of Arctic Marine Environment), с 2013 по 2019 г. количество заходивших в Арктическую зону судов различных стран увеличилось на 25%, а пройденное ими расстояние - на 75% [1]. В этих условиях заметно активизировалась политика России, направленная на повышение эффективности использования Северного морского пути (СМП). Прежде всего, были приняты важные решения и действия по развитию ледокольного флота и

портов, техническому обслуживанию движения судов и подключению к коммерческим перевозкам зарубежных партнеров. Изменение международной обстановки после событий февраля 2022 г., ужесточение антироссийских санкций и осложнение экономических проблем оказали негативное влияние на все стороны общественной жизни нашей страны, в том числе и на планы расширения возможностей СМП. Но в то же время в это время был получен импульс для нового витка внутреннего развития. И в значительной степени это касается транспортной системы, которая должна совершенствоваться на основе оценки прошлых достижений и перспектив.

Проблемам Северного морского пути в отечественной историографии уделяется много внимания. Исследователи анализируют условия, влияющие на эксплуатацию СМП, указывают на ее конкурентные преимущества и сдерживающие факторы [2-4]. В частности, А.Б. Николаева, рассматривая транзитный потенциал СМП, отмечает, что его увеличение требует, во-первых, дополнительных затрат на строительство судов ледового класса, и это вопрос времени; во-вторых, изменения правого статуса СМП в направлении расширения свобод третьих стран в его использовании, что является более сложной задачей, затрагивающей стратегические интересы России. Автор полагает необходимым развивать СМП, прежде всего, как национальную транспортную артерию [5, с. 84]. Особая роль в российской историографии отводится расширению портовой инфраструктуры и состоянию ледокольного флота [6-9]. Авторы акцентируют внимание на требованиях, предъявляемых к уровню обеспечения международных перевозок. Так, Э.А. Попова и Ю.С. Сизов справедливо замечают, что полномасштабное круглогодичное транзитное судоходство по СМП нуждается в другой физической инфраструктуре и вспомогательных услугах. Ее создание - дорогостоящий проект, поэтому необходимо его совместное финансирование заинтересованными сторонами [10].

Исследователей волнует проблема безопасности плавания в Арктической зоне. Они высказываются за сотрудничество стран в этом вопросе [11]. Большое внимание уделяется международному взаимодействию в области перевозок грузов по СМП [12, 13]. В.Л. Ерохин подчеркнул, что Китай наращивает присутствие своих судов на СМП, но, чтобы повысить интенсивность их движения, необходимо преодолеть имеющиеся технические, инфраструктурные и экономические барьеры [14, с. 26]. Авторы сходятся во мнении, что масштаб освоения территорий Крайнего Севера будет возрастать, и Россия должна укреплять там свое присутствие.

На эксплуатацию СМП сильное влияние оказывают тренды внутреннего состояния экономики и внешнеполитической ситуации. Цель данной статьи - выявить факторы и тенденции развития СМП последних десятилетий.

В советское время СМП использовался для обеспечения северных территорий страны. В 1990-е годы были приняты нормативно-правовые акты, которые позволяли расширить сферу применения СМП в коммерческих целях, в том числе в рамках международного сотрудничества. Однако в постсоветской России, в результате кризисных явлений в экономике и отсутствия государственной поддержки, транспортная деятельность на СМП сократилась. Объем перевозок снизился с 4,8 млн. тонн в 1991 г. до 1,6 млн. тонн в 2000 г. [15]. Транзитные перевозки носили случайный характер. Российский северный коридор не мог конкурировать с Суэцким каналом в безопасности плавания, комфорте обслуживания и финансовых затратах. В начале 2000-х годов заметного прогресса в совершенствовании инфраструктуры СМП не происходило. На государственном уровне разрабатывалась и обсуждалась концепция развития пути, но проекты, которые могли бы стать его драйверами не реализовывались. Иностранные компании проявляли интерес к СМП, как потенциальному средству транспортировки углеводородов. Однако их действия ограничивались исследованием условий его эксплуатации.

Конкретизация комплекса мер, направленных на развитие Арктической зоны, произошла в связи с принятием в 2008 г. «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Согласно принятым установкам, Арктическую зону предстояло превратить в ведущую стратегическую ресурсную базу Российской Федерации. Северному морскому пути отводилась роль национальной единой транспортной коммуникации. Отмечалась необходимость расширения его участия в обеспечении международного судоходства [16].

Особое внимание уделялось организации транзита. В сентябре 2010 г. балкер «Nordic Barents», перевозивший железорудный концентрат из Норвегии в Китай, пройдя трассу за 8 дней,

стал первым транспортным судном под иностранным флагом, прошедшим через Арктику без захода в российские порты и оформления разрешения на пересечение границы. Рост транзита был связан с введением нового гибкого тарифа на услуги ледокольного флота, что повысило привлекательность использования трассы судовладельцами, в том числе и иностранными. Накапливался опыт использования оптимального скоростного режима проводки судов и обеспечения безопасного движения крупнотоннажных судов в районах минимальных глубин. Китайские ученые изучали состояние вод региона. С этой целью научно-исследовательское судно ледового класса «Xue Long» в 2012 г. совершило плавание по СМП. Всего в 2012 г. транзитом по СМП было перевезено 1,2 млн. тонн, что на 30% больше чем в 2011 г. При этом количество задействованных судов почти не увеличилось. В 2013 г. объем транзитных перевозок держался примерно на уровне предыдущего года. Открывались перспективы повышения активности транспортировки нефти и газа зарубежными компаниями [17]. С 2000 по 2013 г. объем перевозок по СМП увеличился почти в 2,5 раза. Обслуживающие Арктический бассейн 17 российских морских портов в 2013 г. переработали 46,2 млн. т грузов, что составило 7,8% общего грузооборота российских портов, в том числе 12,3 млн. т каботажных грузов (34,2% общего объема перевалки каботажных грузов в стране) [18]. Необходимо, однако, подчеркнуть, что при росте транспортировки грузов техническая оснащенность СМП изменилась незначительно. Требовались дальнейшие организационные меры и инвестиционные вложения для улучшения ситуации.

Утвержденная указом Президента РФ в 2013 г. «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» [19] в качестве приоритетных направлений развития Арктической зоны определяла ее комплексное социально-экономическое развитие, внедрение достижений науки и технологий, международное сотрудничество, обеспечение военной безопасности. На основе принятых стратегических документов была разработана государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. [20]. В планах модернизации Арктической зоны предусматривались создание условий круглогодичного и безопасного функционирования СМП и тяготеющих к нему меридиональных речных, железнодорожных и авиационных коммуникаций; совершенствование транспортной инфраструктуры в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки; реструктуризация и рост объемов грузоперевозок по СМП; государственная поддержка строительства ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов; развитие береговой инфраструктуры и т.д. Проекты развития СМП стимулировались активизацией разработок нефтегазовых месторождений в Арктической зоне. Создание совместных с иностранными компаниями предприятий по добыче углеводородов создавало предпосылки для существенного наращивания экспорта. Обустройство СМП ориентировалось на складывание благоприятных условий международных перевозок.

В 2014 г. финансово-экономическая и политическая конъюнктура претерпела существенные изменения. На 51 % за год снизились цены на нефть и тенденция сохранялась в 2015 г. [21]. При падении стоимости топлива перестала иметь значение экономия времени при движении по СМП в сравнении с Суэцким каналом. К сокращению деловых международных контактов привели санкции, веденные против России западными странами в связи с ее позицией по украинскому кризису. Высокие риски и сложности технического обеспечения плавания в северных водах также сдерживали использование СМП иностранными компаниями. В итоге, транзит по СМП в 2014 г. сократился до 274 тыс. тонн. При этом тенденция роста общего объема перевозок, заметно обозначившаяся с 2011 г., продолжалась. Генеральных грузов в 2014 г. по СМП было перевезено на 53,9% больше, чем в 2013 г. Доля нефтепродуктов в общих объемах перевозок составила 20,4%, а генеральных грузов - 67,8%. Опираясь на анализ работы транспортного коридора, российские эксперты сделали вывод, что значение каботажного плавания в развитии Арктики выше, чем предполагалось [22, с. 26].

Увеличению объемов перевозок способствовала деятельность нефтегазовых компаний. Исполнителями крупных проектов, связанных с разведкой и добычей углеводородов, стали «Газпром», «Газпромнефть», «Роснефть», «НОВАТЭК», «Лукойл». Кроме того, они внесли свой вклад в реализацию инфраструктурных проектов: строительство судов ледового класса, нефтеналивных танкеров и газовозов; укладку автомобильных и железнодорожных линий. В

соответствии с потребностями компаний велось сооружение новых и переоборудование действующих портов.

Меры, предпринимаемые для развития Арктической зоны, повлияли на социально-экономические показатели. В период с 2014 по 2018 г. миграционный отток населения из арктических районов сократился на 53%; снизился уровень безработицы; с 5% до 6,2% увеличилась доля произведенного в Арктической зоне валового регионального продукта в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации [23].

Рост регионального потенциала отразился на динамике грузоперевозок СМП. В 2013-2020 гг. на трассе работали преимущественно российские суда. Кроме них на маршрут выходили суда 45 стран, среди которых лидировали в количественном отношении транспортные средства, принадлежащие Нидерландам и Китаю [24, с. 18-19]. Если в 2013 г. всего по СМП было перевезено 3,9 млн. тонн, в том числе внутренние перевозки составили 2,7 млн. т, международные - 1,2 млн. т, то в 2020 г. эти показатели составили, соответственно, - 32,9; 31,7 и 1,3 млн. тонн [24, с. 16].

В 2020 г. произошел значительный спад мировой торговли и мирового ВВП. Основными причинами выступили экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, а также наложенные на Россию международные санкции и ее ответные меры. Российская экономика продемонстрировала снижение по большинству макроэкономических показателей. Ее реакцией на проблемы международного сотрудничества стало углубление переориентации российских торговых потоков с западного направления на восточное, что отразилось на росте перевозок и расширении транспортной инфраструктуры на востоке страны. Доля стран, осуществляющих деятельность в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, увеличилась в структуре внешнеторгового оборота России с 23% в 2010 г. до 34% в 2020 г., а доля стран Европейского союза сократилась с 49% до 38% [25, с. 3-4].

В стратегии, определяющей задачи развития Арктики до 2035 г., принятой в октябре 2020 г. заметно сместились акценты в сторону внутреннего развития Арктической зоны, на что указывает постановка задач социального развития, перехода к экономике замкнутого цикла, создания производства глубокой переработки углеводородов и биоресурсов. Определенный поворот в сторону развития регионального потенциала ощущался и в планах повышения роли СМП, направленных на установление более тесного контакта СМП с транспортной сетью, пассажирскими и грузовыми перевозками местного значения. Согласно стратегии, должны быть объединены транспортно-логистические услуги на основе цифровой платформы; расширены возможности судоходства по Беломоро-Балтийскому каналу, бассейнам рек Онега, Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Колыма и других рек; увеличены возможности использования сжиженного природного газа на морском и речном транспорте, а также для энергообеспечения населенных пунктов в зоне влияния СМП. Для пополнения флота намечено строительство атомных ледоколов, аварийно-спасательных, буксирно-спасательных, гидрографических и лоцмейстерских судов. Для расширения возможностей международного сообщения предусмотрена реконструкция и строительство морских и речных портов, в том числе с услугами российского контейнерного оператора [23]. Планируется строительство к 2035 г. 10 терминалов в Арктике и транспортных хабов в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.

Ледокольный флот России в 2019 г. насчитывал около 30 дизельных ледоколов, атомные ледоколы «Вайгач» (введен в строй в 1990 г.), «Таймыр» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007) и грузовое судно с ядерной энергетической установкой лихтеровоз «Севморпуть» (1988) [26]. Во исполнение государственных программ пополнения ледокольного флота России на Балтийском заводе было заложено 5 не имеющих аналогов по мощности судов проекта 22220 («Арктика», «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка»). В 2020 г. «Росатому» в эксплуатацию был передан ледокол «Арктика». Ледокол «Сибирь» вошел в строй в начале 2022 г. В 2020 г. на дальневосточной верфи «Звезда» заложили ледокол проекта «Лидер», прокладывающий канал во льдах шириной 50 метров и предназначенный для круглогодичной навигации по СМП. Ледокол получил имя «Россия» и его строительство планируется завершить в 2027 г.

По итогам 2021 г. перевозки по СМП достигли 33,5 млн. т [27], что выше показателя, предусмотренного федеральным проектом «Развитие Северного морского пути», согласно которому в акватории СМП в указанном году предполагалось перевезти 30 млн. т грузов [28]. В структуре грузооборота основная доля принадлежала сжиженному природному газу и

газоконденсату (свыше 19,5 млн. т), второе место заняли нефть и нефтепродукты (7,7 млн. т), третье - другие грузы, в том числе технологическое оборудование, стройматериалы, железорудный концентрат, древесина, уголь. Рост перевозок грузов компаниями Китая, Норвегии, Германии и Дании способствовал увеличению транзита до 2,3 млн. т (в 2020 г. - 1,4 млн. т.) [27].

Санкции со стороны Запада в первой половине 2022 г. привели к прекращению ряда международных проектов, связанных с нефтегазовым комплексом России, что вызвало сомнения в возможности достижения показателей грузооборота СМП, которые должны к 2024 г. достичь 80 млн. т, к 2030 - 120 млн. т, а к 2035 г. - 180 млн. т. Однако правительство России в рамках проекта «Развитие Северного морского пути» намерено субсидировать грузовые перевозки по СМП, выделяя ежегодно на эти цели по 560 млн. руб. [29]. Финансовую поддержку получат регулярные каботажные перевозки из портов Санкт-Петербург и Мурманск на Дальний Восток и обратно, которые позволят нарастить объем транспортировок грузов по СМП и обеспечат эффективность поставок в рамках северного завоза.

Позитивные прогнозы развития СМП строятся на оценке имеющихся ресурсов и перспективных планах его модернизации, включающих переоборудование портов согласно их специализации и мощностям, пополнение флота и его диверсификацию в зависимости от запросов разного уровня потребителей, создание сервисных и спасательных баз. Как отмечалось на заседании государственной комиссии по вопросам Арктики в июне 2022 г. в рамках совершенствования инфраструктуры СМП предусмотрено строительство 37 судов, включая 8 ледоколов, 16 аварийно-спасательных и 13 гидрографических судов, в том числе ледоколы проекта 22220 и проекта «Лидер» [30].

Одним из условий эффективной эксплуатации трассы является обеспечение круглогодичной навигации. Этому в значительной степени препятствует слабая гидрометеорологическая и гидрографическая изученность Арктического сектора, особенно его восточной части. В последние годы научно-исследовательские центры академических и образовательных учреждений проводят изучение проблем управления ледовой обстановкой, метеорологии, гидрологии, мониторинга айсбергов, разработки подробных карт глубин и островов, аэрогеофизических и геохимических методов разведки залежей полезных ископаемых, технологий арктического судостроения и т.д.

К разряду ключевых задач модернизации СМП относится создание платформы цифровых сервисов, которая даст возможность синхронизации логистических операций и диспетчеризации флота; предоставления оперативной информации о навигационной, гидрометеорологической, ледовой, экологической обстановке в акватории Северного морского пути. Разработкой Единой платформы цифровых сервисов СМП, которая осуществляется в рамках утвержденной распоряжением правительства РФ в октябре 2021 г. инициативы социально-экономического развития РФ до 2030 г. «Круглогодичный Северный морской путь», занимается входящий в «Росатом» 1Т-интегратор «Гринатом». Платформа рассчитана на обслуживание 1,5 тыс. пользователей, и в нее планируется инвестировать 2,9 млрд. руб. Срок завершения проекта намечен на первый квартал 2024 г. [31]. Обновление СМП и превращение его в оборудованную согласно современным требованиям магистраль требует больших финансовых вложений. В условиях сокращения иностранных инвестиций в российскую экономику надежды возлагаются на расширение объемов производства нефтегазовых компаний. В частности, важным проектом должен стать «Восток Ойл» компании «Роснефть», благодаря которому планируется отгрузить по СМП 30 млн. т нефти к 2024 г.

В глобальном энергобалансе доля углеводородов составляет 80%, и это дает основание полагать, что они во многом определяют развитие мировой экономики. Наличие высокого спроса на нефть и газ позволяет России маневрировать на рынке и эффективно использовать свои ресурсы. Если в начале 2022 г. три четверти российской нефти шло в Европу, то по окончании первого полугодия половина нефти поставлялась на азиатский рынок [32]. Значительная роль в наращивании загрузки СМП отводится также транспортировке сжиженного газа.

Наращивание производственного потенциала северных территорий служит гарантией того, что СМП имеет перспективы стать активно действующей транспортной магистралью. Предполагается, что вклад в ВВП страны уже проинвестированных предприятий по добыче нефти,

газа, металлов, производству удобрений в западном секторе Арктической зоны России до 2035 г. составит 35 трлн. руб. и 13,5 трлн. - это ожидаемые доходы федерального бюджета [33].

В целом, следует заметить, что существенное усложнение условий развития СМП в последние десятилетия привело к изменению пространственного и экономического вектора его развития, который мобилизовал внутренние резервы, поддерживающие функционирование магистрали и внешние, стимулирующие ее качественный рост. Произошел парадигмальный сдвиг в оценке роли СМП в решении национальных задач, а также пересмотр методов и средств, способных компенсировать ограниченность его потенциала в конкуренции на международном рынке транспортных услуг. Несмотря на наличие трудностей, курс на более фундаментальное освоение СМП представляется логичным и обоснованным. Масштабы обустройства транспортных путей рассчитаны не только на сиюминутные, но и на ожидаемые в долгосрочном будущем потребности. Эффективность вложений в развитие СМП будет определяться не только размерами грузоперевозок, но и уровнем его влияния на социально-экономические процессы на прилегающих территориях. Поворот российской политики на восток обусловливает перестройку коммуникационной системы страны, и СМП - важнейшая составляющая ее новой структуры.

Литература и источники

1. PAME - Arctic Shipping Status Report № 1. // URL: https://www.pame.is/document-library/pame-reports-new/pame-ministerial-deliverables/2021-12th-arctic-council-ministerial-meeting-reykjavik-iceland/793-assr-1 -the-increase-in-arctic-shipping-2013-2019/file (Дата обращения 18.05.2022).

2. Арский А.А. Комплексный анализ конкурентных факторов проекта Северного морского пути // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2020. - № 2. - С. 11-16.

3. Журавель В.П., Назаров В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета. - 2020. - № 2. - С. 140-158.

4. Красулина О.Ю. Северный морской путь в условиях растущей торговли и последствий повышения уровня моря // Экономика. Налоги. Право. - 2021. - Т. 14. - № 1. - С. 91-99.

5. Николаева А.Б. Конкурентоспособность Северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2020. - № 3 (69).

6. Веретенников Н.П. Интеграционные аспекты управления морскими портами Северного морского пути // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2021. - № 4 (68).

7. Эглит Я.Я., Галин А.В., Дмитриев А.А. Влияние эксплуатации Северного морского пути на работы морских портов СевероЗападного региона Российской Федерации // Транспортное дело России. - 2020. - № 2. - С. 167-171.

8. Александров М.А., Бордученко Ю.Л. Перспективы атомного ледокольного флота по освоению Северного морского пути // Морской вестник. - 2021. - № 2 (78). - С. 17-23.

9. Елисеев Д.О., Наумова Ю.В. Инфраструктурные проблемы и перспективы развития Северного морского пути // Modern Economy Success. - 2021. - № 5. - С. 134-141.

10. Попова Э.А., Сизова Ю.С. Пути реализации государственных программ развития Северного морского пути за счет привлечения частных инвестиций // Вопросы региональной экономики. - 2020. - № 2 (43). - С. 134-135.

11. Бхагват Д. Судоходство на Северном морском пути: необходимо уделять больше внимания сотрудничеству и безопасности: Часть II // Арктика и Север. - 2020. - № 40 (40). - С. 5-25.

12. Захаров А.Н., Рахимзода М.А. Роль Северного морского пути в развитии торговли // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2021. - Т. 12. № 3 (32). - С. 66-70.

13. Синиченко В.В., Ракитский В.В. Северный морской путь в геополитических планах Китая и позиция России // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2020. - Т. 33. - С. 50-57.

14. Ерохин В.Л. Международные перевозки по Северному Морскому пути: роль Китая // Маркетинг и логистика. - 2022. - №

1 (39).

15. Северный морской путь. // URL: https://ruxpert.ru/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD% D 1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D 1%80%D 1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D 1%83%D 1%82%D 1%8C (Дата обращения 18.05.2022).

16. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. URL: http://static.g0vernment.ru/media/files/A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfU0.pdf (Дата обращения 18.05.2022).

17. Возрождение Северного морского пути - главная забота российских полярников. // URL: http://rareearth.ru/ru/pub/20160601/02203.html (Дата обращения 18.05.2022).

18. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012). - М., 2015. - 284 с. // URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-morskoi-portovoi-infrastruktury-rossii-do-2030-goda/#101577 (Дата обращения 20.05.2022).

19. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. // URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/ (Дата обращения 30.05.2022).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349853&rdk=&backlink=1 (Дата обращения 30.05.2022).

21. Динамика цен на нефть с 2014 года. Досье. // URL: https://tass.ru/info/3315320?utm_source=google.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=google.ru&utm_referrer=google.ru (Дата обращения 01.06.2022).

22. КудряшовЕ.В., ЗайковК.С. Новый этап развития Арктической зоны Российской Федерации нужно начинать с арктических портов // Аналитический вестник. № (559). Проблемы законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны Российской Федерации (к выездному заседанию Комитета Совета Федерации по федеративному

устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитета Совета Федерации по экономической политике, 27-28 марта 2015 года, г. Салехард). - М., 2015.

23. Указ Президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (Дата обращения 01.06.2022).

24. Ерохин В.Л. Северный морской путь: каботаж и международный транзит в 2013-2020 гг. // Маркетинг и логистика. - 2021.

- № 3 (35).

25. Обзор отрасли грузоперевозок в России. 2020 год. // URL: file:///C:/Users/%D0%9B%D0%9C/Downloads/ey-russia-transportation-services-2020.pdf (Дата обращения 01.06.2022).

26. Ледоколы Арктики: самый мощный ледокольный флот в мире // https://arctic-russia.ru/artlcle/ledokoly-arktlki-samyy-moshchnyy-ledokolnyy-flot-v-mire/ (Дата обращения 01.06.2022).

27. Перевозки по Северному морскому пути побили новый рекорд. // URL: https://rg.ru/2022/01/18/reg-szfo/perevozki-po-severnomu-morskomu-puti-pobili-novyj-rekord.html (Дата обращения 01.06.2022).

28. Паспорт федерального проекта «Северный морской путь». // URL: file:///C:/Users/%D0%9B%D0%9C/Downloads/pasport-smp.pdf (Дата обращения 23.06.2022).

29. Как западные санкции изменят планы по загрузке Северного морского пути. // URL: https://rg.ru/2022/04/05/kak-zapadnye-sankcii-izmeniat-plany-po-zagruzke-severnogo-morskogo-puti.html (Дата обращения 25 мая 2022).

30. В России планируют построить 37 судов для Северного морского пути. // URL: https://regnum.ru/news/economy/3628078.html (Дата обращения 27.06.2022).

31. «Росатом» создаст цифровую платформу для навигации по Севморпути за 3 млрд. рублей // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/08/03/880554-rosatom-platformu / (Дата обращения 23.06.2022).

32. Глобальные вызовы энергобаланса - 2022. // URL: https://roscongress.org/sessions/spief-globalnye-vyzovy-energobalansa-2022/discussion/ (Дата обращения 23.06.2022).

33. На ПМЭФ обозначили перспективы развития Северного морского пути. // URL: https://regnum.ru/news/economy/ 3620987.html (Дата обращения 23.06.2022).

References and Sources

1. PAME - Arctic Shipping Status Report № 1. // URL: https://www.pame.is/document-library/pame-reports-new/pame-ministerial-deliverables/2021-12th-arctic-council-ministerial-meeting-reykjavik-iceland/793-assr-1-the-increase-in-arctic-shipping-2013-2019/file (Data obrashcheniya 18.05.2022).

2. Arskij A.A. Kompleksnyj analiz konkurentnyh faktorov proekta Severnogo morskogo puti // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. - 2020. - № 2. - S. 11-16.

3. Zhuravel' V.P., Nazarov V.P. Severnyj morskoj put': nastoyashchee i budushchee // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta.

- 2020. - № 2. - S. 140-158.

4. Krasulina O.Yu. Severnyj morskoj put' v usloviyah rastushchej torgovli i posledstvij povysheniya urovnya morya // Ekonomika. Nalogi. Pravo. -2021.-T. 14.- № 1.-S. 91-99.

5. Nikolaeva A.B. Konkurentosposobnost' Severnogo morskogo puti // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. - 2020. - № 3 (69).

6. Veretennikov N.P. Integracionnye aspekty upravleniya morskimi portami Severnogo morskogo puti // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2021. - № 4 (68).

7. Eglit Ya.Ya., Galin A.V., Dmitriev A.A. Vliyanie ekspluatacii Severnogo morskogo puti na raboty morskih portov Severo-Zapadnogo regiona Rossijskoj Federacii // Transportnoe delo Rossii. - 2020. - № 2. - S. 167-171.

8. Aleksandrov M.A., Borduchenko YU.L. Perspektivy atomnogo ledokol'nogo flota po osvoeniyu Severnogo morskogo puti // Morskoj vestnik. - 2021.

- № 2 (78). - S. 17-23.

9. Eliseev D.O., Naumova Yu.V. Infrastrukturnye problemy i perspektivy razvitiya Severnogo morskogo puti // Modern Economy Success. - 2021. -№ 5. - S. 134-141.

10. Popova E.A., Sizova Yu.S. Puti realizacii gosudarstvennyh programm razvitiya Severnogo morskogo puti za schet privlecheniya chastnyh investicij // Voprosy regional'noj ekonomiki. - 2020. - № 2 (43). - S. 134-135.

11. Bhagvat D. Sudohodstvo na Severnom morskom puti: neobhodimo udelyat' bol'she vnimaniya sotrudnichestvu i bezopasnosti: Chast' II // Arktika i Sever. - 2020. - № 40 (40). - S. 5-25.

12. Zaharov A.N., Rahimzoda M.A. Rol' Severnogo morskogo puti v razvitii torgovli // Vestnik Instituta mirovyh civilizacij. - 2021. - T. 12. № 3 (32). -S. 66-70.

13. Sinichenko V.V., Rakitskij V.V. Severnyj morskoj put' v geopoliticheskih planah Kitaya i poziciya Rossii // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politologiya. Religiovedenie. - 2020. - T. 33. - S. 50-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Erohin V.L. Mezhdunarodnye perevozki po Severnomu Morskomu puti: rol' Kitaya // Marketing i logistika. - 2022. - № 1 (39).

15. Severnyj morskoj put'. // URL: https://ruxpert.ru/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD% D1%8B%D0%B9_ %D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C (Data obrashcheniya 18.05.2022).

16. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuyu perspektivu. URL: http://static.government.ru/media/files/A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfU0.pdf (Data obrashcheniya 18.05.2022).

17. Vozrozhdenie Severnogo morskogo puti - glavnaya zabota rossijskih polyarnikov. // URL: http://rareearth.ru/ru/pub/20160601/02203.html (Data obrashcheniya 18.05.2022).

18. Strategiya razvitiya morskoj portovoj infrastruktury Rossii do 2030 goda (odobrena Morskoj kollegiej pri Pravitel'stve RF 28.09.2012). - M., 2015.

- 284 s. // URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-morskoi-portovoi-infrastruktury-rossii-do-2030-goda/#101577 (Data obrashcheniya 20.05.2022).

19. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 g. // URL: https://legalacts.ru/doc/strategija-razvitija-arkticheskoi-zony-rossiiskoi-federatsii-i/ (Data obrashcheniya 30.05.2022).

20. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21 aprelya 2014 g. № 366 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii» // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd= 102349853&rdk=&backlink= 1 (Data obrashcheniya 30.05.2022).

21. Dinamika cen na neft' s 2014 goda. Dos'e. // URL: https://tass.ru/info/3315320?utm_source=google.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign= google.ru&utm_referrer=google.ru (Data obrashcheniya 01.06.2022).

22. Kudryashov E.V., Zajkov K.S. Novyj etap razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii nuzhno nachinat' s arkticheskih portov // Analiticheskij vestnik. № (559). Problemy zakonodatel'nogo regulirovaniya v sfere razvitiya Severnogo morskogo puti i Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii (k vyezdnomu zasedaniyu Komiteta Soveta Federacii po federativnomu ustrojstvu, regional'noj politike, mestnomu samoupravleniyu i delam Severa i Komiteta Soveta Federacii po ekonomicheskoj politike, 27-28 marta 2015 goda, g. Salekhard). - M., 2015.

23. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 26.10.2020 g. № 645 «O Strategii razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespecheniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2035 goda». // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45972 (Data obrashcheniya 01.06.2022).

24. Erohin V.L. Severnyj morskoj put': kabotazh i mezhdunarodnyj tranzit v 2013-2020 gg. // Marketing i logistika. - 2021. - № 3 (35).

25. Obzor otrasli gruzoperevozok v Rossii. 2020 god. // URL: file:///C:/Users/%D0%9B%D0%9C/Downloads/ey-russia-transportation-services-2020.pdf (Data obrashcheniya 01.06.2022).

26. Ledokoly Arktiki: samyj moshchnyj ledokol'nyj flot v mire // https://arctic-russia.ru/article/ledokoly-arktiki-samyy-moshchnyy-ledokolnyy-flot-v-mire/ (Data obrashcheniya 01.06.2022).

27. Perevozki po Severnomu morskomu puti pobili novyj rekord. // URL: https://rg.ru/2022/01/18/reg-szfo/perevozki-po-severnomu-morskomu-puti-pobili-novyj-rekord.html (Data obrashcheniya 01.06.2022).

28. Pasport federal'nogo proekta «Severnyj morskoj put'». // URL: file:///C:/Users/%D0%9B%D0%9C/Downloads/pasport-smp.pdf (Data obrashcheniya 23.06.2022).

29. Kak zapadnye sankcii izmenyat plany po zagruzke Severnogo morskogo puti. // URL: https://rg.ru/2022/04/05/kak-zapadnye-sankcii-izmeniat-plany-po-zagruzke-severnogo-morskogo-puti.html (Data obrashcheniya 25 maya 2022).

30. V Rossii planiruyut postroit' 37 sudov dlya Severnogo morskogo puti. // URL: https://regnum.ru/news/economy/3628078.html (Data obrashcheniya 27.06.2022).

31. «Rosatom» sozdast cifrovuyu platformu dlya navigacii po Sevmorputi za 3 mlrd. rublej // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/08/03/880554-rosatom-platformu / (Data obrashcheniya 23.06.2022).

32. Global'nye vyzovy energobalansa - 2022. // URL: https://roscongress.org/sessions/spief-globalnye-vyzovy-energobalansa-2022/discussion/ (Data obrashcheniya 23.06.2022).

33. Na PMEF oboznachili perspektivy razvitiya Severnogo morskogo puti. // URL: https://regnum.ru/news/economy/ 3620987.html (Data obrashcheniya 23.06.2022).

МЕДВЕДВА ЛЮДМИЛА МИХАИЛОВНА - доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, археологии и этнологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. MEDVEDEVA, LUDMILA M. - Doctor of History, Professor, Head of the Department of History, Archeology and Ethnology of the Institute of History, Archeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences (medvedeva_l@mail.ru).

УДК 94(338.246.8) DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-187-192

ШАГОВ А.Е.

К ВОПРОСУ О ФЕНОМЕНЕ ГИБРИДНЫХ ВОЙН: ВЗГЛЯД ИСТОРИКА

Ключевые слова: военное искусство, история войн, гибридная война, специальная военная операция, информационная война, средства невоенного воздействия, коллективный Запад.

В статье исследуется феномен так называемых «гибридных войн», - категории, в последнее время прочно утвердившейся в научных и политических исследованиях, рассматриваемый сегодня как серьезная проблема мировой безопасности. Отмечается, что по данной проблематике существует богатая литература, в основном посвященная анализу текущей военно-политической практики. В свою очередь, автор настаивает на том, что элементы «гибридной войны» можно обнаружить во многих военных столкновениях прошлого, начиная с глубокой древности. Им приведены исторические примеры ведения гибридный войн. При этом отмечается, что со временем коренным образом меняются в основном характеристики оружия и военных технических средств. В то же время, определенные приемы ведения войны и подготовки к ней, а также формы и методы вооруженных конфликтов в основе своей остаются вполне консервативными. Они простираются в глубину времен, открывая рельефную панораму - единую в своей сквозной идее и, в то же время, мозаичную - в результате демонстрации множества однопорядковых гибридных конфликтов в различных частях мира. Делается вывод о том, что гибридная война представляет собой мощное средство воздействия на политику, экономику и военный потенциал государства, в связи с чем целесообразно изучение исторического опыта ее ведения.

SHAGOV, A.E.

TO THE QUESTION OF THE PHENOMENON OF HYBRID WARS: A HISTORIAN'S VIEW

Key words: military art, history of wars, hybrid war, special military operation, information war, means of non-military influence, collective West.

The article examines the phenomenon of the so-called "hybrid wars", a category that has recently become firmly established in scientific and political studies, and is now considered a serious problem of world security. It is noted that there is a rich literature on this issue, mainly devoted to the analysis of current military-political practice. In turn, the author insists that elements of the "hybrid war" can be found in many military clashes of the past, starting from ancient times. They are given historical examples of conducting hybrid wars. At the same time, it is noted that over time, the characteristics of weapons and military technical means are mainly changing. At the same time, certain methods of waging war and preparing for it, as well as the forms and methods of armed conflicts, basically remain quite conservative. They extend into the depths of time, revealing a relief panorama - united in its through idea and, at the same time, mosaic - as a result of demonstrating many single-order hybrid conflicts in various parts of the world. It is concluded that a hybrid war is a powerful means of influencing the politics, economy and military potential of the state, and therefore it is advisable to study the historical experience of its conduct.

Как показывает даже самый поверхностный анализ глобальной военно-политической обстановки, в последнее время мир неуклонно движется по пути активизации собственно военных способов разрешения международных проблем. В этих условиях, в свете обострения конкурентной борьбы в сфере международной политики, национальная безопасность Российской Федерации подвержена новым вызовам и угрозам. В условиях усиления геополитической напряженности, связанной с проведением специальной военной операции на Украине, а также с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.