Научная статья на тему 'СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЛЕДОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЛЕДОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
294
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕДОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / РОССИЯ / КИТАЙ / АРКТИКА / СУЭЦКИЙ КАНАЛ / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / РАЗВИТИЕ / ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ / ЕВРОПА / ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Якушева Д.А.

В работе рассмотрено современное состояние и перспективы развития Северного морского пути как важнейшей части Ледового шелкового пути. Актуальность исследования связана с обострением международной конкуренции в Арктике в условиях борьбы за ресурсы и пути сообщения. Предметом исследования являются современное состояние и перспективы развития Северного морского пути. Теоретическая значимость данного исследования состоит в проведенном анализе Северного морского пути как важнейшей части Ледового шелкового пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NORTHERN SEA ROUTE AS THE MOST IMPORTANT PART OF THE ICE SILK ROAD: STATE AND PROSPECTS

The paper considers the current state and prospects for the development of the Northern Sea Route as the most important part of the Ice Silk Road. The relevance of the study is related to the intensification of international competition in the Arctic in the context of the struggle for resources and communication routes. The subject of the study is the current state and prospects for the development of the Northern Sea Route. The theoretical significance of this study consists in the analysis of the Northern Sea Route as the most important part of the Ice Silk Road.Keywords: Ice Silk Road, Russia, China, Arctic, Suez Canal, current state, development, icebreaking fleet, Europe, Arctic exploration.

Текст научной работы на тему «СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЛЕДОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

DOI https//doi.org/10.46845/2541-8254-2021-5(32)-7-7 УДК 656.61

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ЛЕДОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Д.А. Якушева, курсант, e-mail: yakusheva20@inbox.ru Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

В работе рассмотрено современное состояние и перспективы развития Северного морского пути как важнейшей части Ледового шелкового пути. Актуальность исследования связана с обострением международной конкуренции в Арктике в условиях борьбы за ресурсы и пути сообщения. Предметом исследования являются современное состояние и перспективы развития Северного морского пути. Теоретическая значимость данного исследования состоит в проведенном анализе Северного морского пути как важнейшей части Ледового шелкового пути.

Ключевые слова: Ледовый шелковый путь, Россия, Китай, Арктика, Суэцкий канал, современное состояние, развитие, ледокольный флот, Европа, освоение Арктики

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическая значимость Арктики ввиду наличия огромных запасов природных ресурсов является одним из факторов развития Северного морского пути как транспортно-логистической структуры Арктического региона. Эксперты подчеркивают, что важное значение на нынешнем этапе имеет максимально эффективное развитие северных территорий. В приоритете - обеспечение национальной защищенности и разработка ресурсов арктического шельфа, создание мощного ледокольного флота, гидрометеорологическое обеспечение судоходства по Северному морскому пути [1].

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Северный морской путь как российская транспортная система в Арктическом регионе, через которую проходит обеспечение товарами приполярных областей.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследовать современное положение Северного морского пути как важнейшей части Ледового шелкового пути, изучить особенности функционирования морской магистрали; проанализировать перспективы развития Северного морского пути; изучить и выявить проблемы формирования Северного морского пути, в том числе как части Ледового шелкового пути; обобщить предложения по его совершенствованию и развитию.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методологической базой исследования являются данные из научной литературы и заключения наших экспертов, касающиеся функционирования в Арктике портовой инфраструктуры и морского транспорта, анализ результатов научных исследований с целью определения перспектив дальнейшего развития Северного морского пути как части Ледового шелкового пути.

Экспертом нашего исследования по вопросам развития Северного морского пути является коммерческий директор Архангельского морского торгового порта Алексей Павлов.

В настоящий период времени Северный морской путь - это в большей степени внутренняя отечественная магистраль, по которой выполняется экспорт сырья и обеспечение северных областей различными грузами. Интернациональные перевозки составляют всего лишь 2 %. Северный морской путь объединяет 27 регионов Российской Федерации, это важный фактор в обеспечении целостности и территориального единства нашей страны [3].

Таким образом, Северный морской путь является важной морской магистралью для завоза технологического оборудования, товаров первой необходимости для арктического Севера.

Одной из проблем, тормозящих развитие потенциала Северного морского пути, являются относительно высокие расходы на транспортировку, в том числе потребность дополнительных вложений с целью формирования специального флота, дорогостоящих ледоколов. Организация современного навигационно-гидрографического и гидрометеорологического наблюдения также требует значительных дополнительных расходов. Необходимы капиталовложения в инфраструктуру, повышение качества обслуживания, перемены в политике тарифообразования, пополнение ледокольного флота [4].

Эксперты отмечают, что реализация дальнейшего освоения Северного морского пути связана с существенными технологическими, экономическими и политическими проблемами, сложностями с коммуникационной инфраструктурой. Для прохода по СМП допускаются только суда, имеющие ледовый класс плавания, а их стоимость дороже на 10-30 %.

В полярных областях выше 70-75° северной широты не работает ни один из действующих в регионе операторов спутниковой связи. Проведенный анализ дает нам возможность утверждать, что из-за высокой геомагнитной активности в полярных широтах наблюдаются неполадки в работе навигационных систем [9].

Тем не менее названные проблемы успешно решаются. На межрегиональном деловом форуме «Порты Арктики» обсуждались пути дальнейшего развития Арктики [10].

По мнению экспертов, в частности, коммерческого директора Архангельского морского торгового порта, выпускника кафедры «Организации перевозок» БГА РФ Алексея Павлова, все это лишний раз подчеркивает востребованность СМП, и важность этого проекта в дальнейшем будет только расти [10]. Увеличение транспортного потока по Северному морскому пути стимулирует создание новых рабочих мест в Арктическом регионе, развитие производственных площадей. Но главное преимущество этой морской магистрали - это сокращение сроков доставки грузов из

Европы в Азию. Как следствие, затраты на транспортировку нефти и газа в этом направлении будут снижены.

В 2020 г. был достигнут абсолютный рекорд объемов перевозки по Северному морскому пути - без малого 33 млн т [8]. С 2014 г. этот показатель вырос в восемь раз. Цифра 80 млн т по загрузке Северного морского пути (СМП) вполне достижима уже в ближайшие годы. К 2024 г. по арктическому маршруту намечается поставлять 110 млн т грузов в год. Предполагаемый грузооборот сможет превысить уровень пропускной способности портов в 2028-2029 гг., отмечают специалисты [11].

Более того, к 2030 г. международные перевозки по СМП составят уже 130-160 млн т. Гарантировать реализацию проекта получится благодаря созданию шести судов, намеренно спроектированных для этих условий [8].

На данный момент круглогодично суда могут ходить исключительно по западной части СМП. Планируется увеличить товарооборот, основная, многоцелевая задача - введение в строй дополнительных ледоколов, развитие инфраструктуры портов [10].

Это позволит осуществить к 2035 г. круглогодичную навигацию по всему СМП, включая его восточную часть по Восточно-Сибирскому морю - самому трудному по ледовой обстановке. Эта морская линия откроет абсолютно новые возможности. Во многом благодаря атомному ледокольному флоту на трассе СМП существенно возрастет грузопоток. В этом аспекте исследование показало, что появление новых атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер» может кардинально изменить положение на международном рынке. Ежегодный рост объем грузооборота по СМП как части Ледового шелкового пути является подтверждением этой гипотезы [4].

Анализ развития и использования транспортной системы Арктической зоны России свидетельствует, что морской транспорт в северных широтах Арктической и Субарктической зон является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза техники и технологического оборудования, энергоносителей, промышленных товаров, продовольствия, необходимых для функционирования территориально-производственных комплексов, расположенных в прибрежной зоне арктических морей и жизнеобеспечения проживающих в зоне людей [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, роль Северного морского пути очень важна для развития экономических связей Российской Федерации. Наше исследование подтвердило необходимость подключения к Северному морскому пути железнодорожных и автомобильных магистралей Сибири, что важно для интеграции в логистическую систему нашей страны и мирового экономического пространства. В работе отмечена необходимость соединения материковой и портовой инфраструктуры Арктического региона в единую логистическую систему. Это очень важно и для добычи полезных ископаемых в Арктике, и для снабжения региона товарами первой необходимости. Несмотря на высокую себестоимость эксплуатации транспортной инфраструктуры в районах Крайнего Севера, инфраструктурное развитие приобретает в последнее время геополитическое значение [7].

Наше исследование показало, что переход Российской Федерации к новой модели экономического развития, основанной на инновациях и технической модернизации, актуализирует проблемы модернизации портовой инфраструктуры Северного морского пути. Развитие Северного морского пути - многоэтапный процесс, связанный с решением сложных инфраструктурных и технологических задач. Дальнейшее освоение Северного морского пути важно для изучения богатейших естественных ресурсов отечественного Севера. Этот вывод следует из того, что использование Северного морского пути будет способствовать уменьшению цены производимой в Арктической зоне продукции и, как результат, увеличит ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках [4].

Настоящие результаты подтверждают, что предпринимаемые в минувшие годы Россией действия по освоению Северного морского пути в будущем приведут к обеспечению экономической и военно-политической защищенности государства и к усилению позиций России в Арктике.

Непростая политическая ситуация способствует созданию конкурентоспособной транспортной артерии, которая будет служить интересам обоих государств. Однако для этого обязательны существенные вложения в строительство портов и ледокольного флота [9].

В исследовании особо отмечена роль Северного морского пути для развития экономики Российской Федерации. Доказана важность интеграции СМП в логистическую систему РФ и мировое экономическое пространство. Вскрыты проблемы освоения СМП в разрезе увеличения транзита стратегических сырьевых ресурсов (в частности, нефти и газа). Показана необходимость подключения к СМП железнодорожных и автомобильных магистралей, речных путей Сибири и необходимость координации его работы с деятельностью воздушного транспорта.

Материалы данного исследования могут использоваться при подготовке ВКР и дипломного проектирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. СМП как важнейшая часть Ледового шелкового пути: состояние и перспектив [Электронный ресурс]. - URL: https://magazine.neftegaz.ru/articles/transportirovka/633506-smp-kak-vazhneyshaya-chast-ledovogo shelkovogo-puti-otsenka-sovremennogo-sostoyaniya-i-perspektiv-ra/ (Дата обращения 25.11.2021)

2. Перспективы проекта «Северный морской путь» [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.journal-neo.org/2018/07/14/perspektivy-proekta-severny-j-morskoj-put/ (Дата обращения 25.11.2021)

3. Современное состояние Северного морского пути [Электронный ресурс]. -URL: https //vuzlit.ru/1053097/sovremennoe_sostoyanie_severnogo_morskogo_puti (Дата обращения 25.11.2021)

4. Перспективы и сложности Северного морского пути [Электронный ресурс]. -URL: http://geoenergetics.ru/2020/02/26/perspektivy-i-slozhnosti-severnogo-morskogo-puti/(Дата обращения 28.11.2021)

5. Современное положение Северного морского пути [Электронный ресурс]. -URL :https // studwood.ru/1851309/tehnika/ sovremennoe_polozhenie_severnogo_morskogo_p

uti (Дата обращения 29.11.2021)

6. Северный морской путь (СМП): географическое положение, история развития, экономическое значение [Электронный ресурс]. - URL: https://promdevelop.ru/industry/severnyj-morskoj-put-smp/ (Дата обращения 29.11.2021)

7. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России. Факторы и стратегии развития [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-severnogo-morskogo-puti-arkticheskoy-zony-rossii-faktory-i-strategiya-razvitiya/viewer (Дата обращения 29.11.2021)

8. Грузооборот СМП за 2020 год [Электронный ресурс]. -URL:https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/658338-v-2020-g-gruzooborot-po-severnomu-morskomu-puti-vyros-pochti-na-5/(Дата обращения 29.11.2021)

9. Транспортная-логистическая система Северного Морского пути: перспективы, проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. - URL:http://eng.arctica-ac.ru/docs/j ournals/36/transportno-logisticheskaya- sistema- severnogo-morskogo-puti-perspektivy-problemy.pdf (Дата обращения 03.12.2021)

10. Ключевые вопросы развития портов Арктики обсуждаются в Архангельской области [Электронный ресурс]. - URL: http://dvinanews.ru/-81b3p66g (Дата обращения 03.12.2021)

11. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года / Москва: Минэкономразвития России, 2008. - 267 с. (Дата обращения 06.12.2021)

12. Мейлер, Л.Е. Общий курс транспорта: учеб. пособие / Л.Е. Мейлер. -Калининград: Издательство БГАРФ, 2020

THE NORTHERN SEA ROUTE AS THE MOST IMPORTANT PART OF THE ICE SILK

ROAD: STATE AND PROSPECTS

Yakusheva D.A. cadet, e-mail: yakusheva20@inbox.ru Baltic State Fishing Fleet Academy of Kaliningrad State Technical University

The paper considers the current state and prospects for the development of the Northern Sea Route as the most important part of the Ice Silk Road. The relevance of the study is related to the intensification of international competition in the Arctic in the context of the struggle for resources and communication routes. The subject of the study is the current state and prospects for the development of the Northern Sea Route. The theoretical significance of this study consists in the analysis of the Northern Sea Route as the most important part of the Ice Silk Road.Keywords: Ice Silk Road, Russia, China, Arctic, Suez Canal, current state, development, icebreaking fleet, Europe, Arctic exploration.

Keywords: Northern Sea Route, Ice Silk Road, Russia, China, Arctic, Suez Canal, current state, development, icebreaker fleet, Europe, Arctic exploration, transportation, time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.